|
|
содержание .. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ
Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры является довольно многогранным и продолжительным, так как современные спортивно-технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных тренировок. Этот процесс должен проходить постепенно и последовательно, и попытки его форсировать отрицательно сказываются на здоровье занимающихся и росте их мастерства. Полноценному решению этих задач способствует правильное планирование, предусматривающее перспективное, текущее и оперативное распределение учебного материала (схема 4). Перспективное планирование предусматривает создание единой системы организационных и методических мероприятий на несколько лет с постоянным усложнением и повышением требований к занимающимся. Многолетнее планирование осуществляется как для группы борцов, так и для отдельных спортсменов и должно иметь конечную цель и задачи, которые зависят от контингента занимающихся, имеющихся кадров преподавателей, материальной базы и прочих условий. В перспективном планировании, например, предусматривается достижение спортивных разрядов в зависимости от возраста и продолжительности занятий. Опыт показывает, что для юношей 14—15 лет можно планировать выполнение 2-го юношеского разряда, в 16—17 лет— 1-го юношеского, в 17—18 лет — 2-го спортивного разряда, в 19—20—1-го разряда, в 21—23 года — кандидата и мастера спорта и в 23—26 лет — мастера международного класса (табл. 3). От этой схемы, безусловно, могут быть отступления. Многочисленные примеры показывают, что высших спортивных результатов отдельные спортсмены добиваются и в более раннем возрасте, однако чрезмерно ускорять их подготовку не следует. Для борцов старших разрядов предусматривается индивидуальное перспективное планирование, где определяются задачи и средства спортивного совершенствования с учетом их технической, тактической, волевой и физической подготовки.
Таблица 3 Примерное планирование спортивных достижений борца
В перспективном индивидуальном плане все разделы спортивного совершенствования должны быть взаимосвязаны между собой. Так, например, если в плане технической подготовки ставится задача изучить броски наклоном с захватом ног, то в плане по физической подготовке необходимо предусмотреть развитие силы тех групп мышц, которые наиболее активно участвуют в этом приеме и обеспечивают высокое качество его проведения. Подобные задачи следует предусмотреть и в плане совершенствования быстроты, координации движений, а также тактической и волевой подготовки.
Таблица 4 Индивидуальный перспективный план
На основании перспективного индивидуального плана составляются годовые планы и планы подготовки к отдельным соревнованиям, определяются задачи и средства тренировочных циклов и каждого занятия. Индивидуальный перспективный план может быть составлен по следующей форме (табл. 4). В индивидуальных планах предусматривается система мероприятий, обеспечивающих проверку результатов учебно-тренировочной работы (контрольные нормативы, врачебные методы, самоконтроль и т. п.). Планирование и педагогический контроль взаимно связаны между собой. Перспективными планами для спортсменов младших разрядов и начинающих заниматься спортивной борьбой фактически являются учебные планы и программы, в которых на ряд лет определено содержание учебного процесса.
Учебный план
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов (темы занятий), объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Таблица 5 Примерный учебный план секции спортивной борьбы коллектива физической культуры
Количество часов в неделю планируется из того расчета, что группы новичков занимаются 2—3 раза в неделю в среднем по 2 часа, борцы 3-го разряда — 3 раза по 2 часа, борцы 2-го и 1-го разрядов — 3—4 занятия по 2—3 часа, кандидаты и мастера спорта—4—5 занятий со средней продолжительностью 3 часа. Учебный план делится на два основных раздела: теорию и практику (табл. 5). У квалифицированных борцов может произойти некоторое увеличение часов в период их участия в учебно-тренировочных сборах по подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.
Программа
Программа составляется на основании учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены занимающимися. В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенных контингентов занимающихся (ДСШ, СШМ, секций коллективов физической культуры). В разделе теории наряду с названием тем кратко излагается их содержание, а при изложении практического материала перечисляются строевые, общеразвивающие и специальные упражнения борца, приемы, защиты, контрприемы и комбинации. Практический материал излагается по годам обучения и в той методической последовательности, в какой он должен изучаться. В практическом разделе программы указываются вспомогательные виды физических упражнений и дополнительные виды спорта. Приводятся нормы и требования, предъявляемые к занимающимся по комплексу ГТО, по спортивной и судейской подготовке, а также литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения. Программа, как правило, состоит из следующих разделов: а) объяснительной записки; б) изложения программного материала; в) учебных норм и требований; г) рекомендуемых учебных пособий. Программы утверждаются государственными организациями, и все их основные требования являются обязательными для выполнения, хотя не исключена возможность некоторого уточнения тех или иных задач в зависимости от местных условий работы.
График учебного плана
График учебного плана является организационно-методическим документом, который определяет содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам и количество часов на каждый раздел работы. Это один из основных документов текущего планирования. График учебного плана составляют по следующей форме (табл. 6). Таблица 6 Примерный график учебного плана секции борьбы для группы новичков
Рабочий план
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок. В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и графика учебного процесса. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого урока. В рабочем плане указываются разделы воспитательной работы, предусматривается участие в спортивно-массовых мероприятиях и определяются задания для самостоятельных занятий, а также объем тренировочных нагрузок, как в каждом отдельном занятии, так и последовательно от занятия к занятию за планируемый период. Учебный материал в рабочем плане излагается графически или текстуально по следующей форме (табл. 7 и 8).
Таблица 7
Рабочий план-график секции
Таблица 8 Поурочный рабочий план секции ______________________борьбы_____________________ на 196 г.
Календарь спортивно-массовых мероприятий
Спортивные соревнования — неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, своеобразная проверка его качества. Воспитание спортсмена немыслимо без его участия в спортивных соревнованиях. Поэтому планировать соревнования необходимо с учетом наиболее целесообразного разрешения задач учебно-тренировочной работы. Каждое соревнование должно быть логическим завершением определенных учебных задач. Календарь спортивно-массовых мероприятий составляется с учетом соревнований вышестоящих организаций. Наряду с календарными первенствами в нем предусматриваются различные учебные соревнования (внутри группы, секции, между группами и коллективами), товарищеские матчевые встречи (табл. 9).
Таблица 9
Календарный план спортивно-массовых мероприятий
Расписание занятий
Расписание занятий определяет дни, часы, место проведения занятий; в нем указывают преподавателей, проводящих занятия. Расписание является важным организационным началом в работе секции борьбы, и при его составлении необходимо учитывать занятость занимающихся на работе или учебе. Очень важно, чтобы расписание было составлено на продолжительный срок и не подвергалось частым изменениям. Составляется расписание обычно на год (табл. 10). Таблица 10 Расписание занятий по борьбе секции коллектива физической культуры на 196___ г.
Конспект урока
На основании рабочего плана составляют конспект урока, в котором детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятий, дозировку упражнений и организационно-методические приемы (см. стр. 96, 99, 105). Продуманно составленный конспект помогает преподавателю организованно и эффективно решать задачи обучения и тренировки, творчески подходить к решению методических вопросов, проводить занятия содержательно и интересно. Проведенный урок по содержанию является исходным для последующего. После каждого занятия подводятся итоги и записываются основные выводы. Впоследствии этот богатый методический материал может быть использован для повышения квалификации преподавателя (табл. 11).
Таблица 11 Конспект занятий
Конспект урока секции _________________борьбы Дата ____________ Место проведения ___________________________________ Задачи урока_________________________________________________________ Инвентарь___________________________________________________________
Замечания по проведенному уроку________________________________________________________________
Подпись преподавателя____________________________
Учет работы секции спортивной борьбы
Своевременный и правильный учет работы секции спортивной борьбы позволяет контролировать и направлять ход педагогического процесса, улучшать организационную работу, совершенствовать планирование, обобщать опыт и т. п. Различают предварительный, текущий и итоговый учет. Чтобы охватить все основные стороны учебно-спортивной работы, составить ясное представление о каждом члене секции, а также достаточно полно охарактеризовать ход и результаты подготовки высококвалифицированных спортсменов, необходимо вести учетную документацию (журнал или дневник учета), В журнале должно быть четыре раздела. В первый раздел записывают сведения о занимающихся: фамилию, имя, отчество, год рождения, партийность, национальность, спортивный разряд, наличие значка ГТО, дату вступления в секцию и прохождения медицинских осмотров, место работы, специальность и домашний адрес. Во втором разделе ведется запись посещаемости занятий и результатов участия в соревнованиях каждого занимающегося. Регулярность учебно-тренировочных занятий и их посещаемость являются основой работы секции, и к этому учету необходимо подходить строго и точно и на каждом очередном занятии отмечать присутствие каждого спортсмена. Спортивные результаты необходимо учитывать не только по занятым местам, но и по результатам всех проведенных схваток (при этом дается краткий анализ, делаются выводы и определяются ближайшие задачи учебно-тренировочной работы). Такой учет ведется преподавателем по следующей форме (табл. 12).
Таблица 12 Таблица спортивных результатов
В третьем разделе учитывают пройденный поурочный материал, успеваемость занимающихся, их физическую и волевую подготовку, ход сдачи нормативов ГТО, Основным требованием к этому учету является аккуратное и систематическое заполнение журнала, где наряду с пройденным материалом отмечаются результаты медицинских обследований, результаты приема контрольных нормативов по различным сторонам подготовки спортсменов. В четвертом разделе учитывают спортивные достижения коллектива секции. В каждом спортивном коллективе со временем накапливается положительный опыт, формируются свои традиции. Это помогает тренеру в работе и пропаганде физической культуры и спорта. Достижения коллектива секции — своеобразная спортивная летопись. Их следует хорошо оформить в специальной книге. В ней в хронологическом порядке регистрируются достижения отдельных спортсменов и команд, отмеченных грамотами, призами, приказами и т. д. за все время существования секции. Большой интерес представляет сбор вырезок из газет, журналов, фотографий, статистических данных. Этот материал может быть оформлен в виде ежегодников и составлять живую историю спортивной секции. Очень важно, чтобы все учебные документы заполнялись, регулярно и квалифицированно. Основную работу в этом направлении выполняет преподаватель, однако после соответствующего инструктажа отдельные разделы могут быть поручены активу — членам бюро секции, старостам или капитанам команд. Большое значение имеет итоговый учет, который осуществляется в конце учебно-тренировочного года и представляет собой отчет о работе. Здесь должны быть учтены данные о состоянии здоровья и физическом развитии занимающихся, сдвиги в состоянии здоровья и физического развития, спортивные достижения и динамика их роста, успеваемость, выполнение учебного плана и программы, количество проведенных и пропущенных занятий, проведенных спортивно-массовых, воспитательных и организационных мероприятий. В выводах и предложениях отчета необходимо дать общую характеристику проделанной работы, ее положительные и отрицательные стороны и написать предложения на будущее (табл. 13).
Таблица 13 Форма итогового отчета
содержание .. 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
|
|
|