ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

 

Учебно-педагогический процесс секции коллектива физиче­ской культуры является довольно многогранным и продолжи­тельным, так как современные спортивно-технические требова­ния настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных трени­ровок. Этот процесс должен проходить постепенно и последова­тельно, и попытки его форсировать отрицательно сказываются на здоровье занимающихся и росте их мастерства.

Полноценному решению этих задач способствует правильное планирование, предусматривающее перспективное, текущее и оперативное распределение учебного материала (схема 4).

Перспективное планирование предусматривает создание еди­ной системы организационных и методических мероприятий на несколько лет с постоянным усложнением и повышением требо­ваний к занимающимся. Многолетнее планирование осуществ­ляется как для группы борцов, так и для отдельных спортсменов и должно иметь конечную цель и задачи, которые зависят от контингента занимающихся, имеющихся кадров преподавателей, материальной базы и прочих условий.

В перспективном планировании, например, предусматривает­ся достижение спортивных разрядов в зависимости от возраста и продолжительности занятий. Опыт показывает, что для юношей 14—15 лет можно планировать выполнение 2-го юношеского раз­ряда, в 16—17 лет— 1-го юношеского, в 17—18 лет — 2-го спор­тивного разряда, в 19—20—1-го разряда, в 21—23 года — канди­дата и мастера спорта и в 23—26 лет — мастера международного класса (табл. 3).

От этой схемы, безусловно, могут быть отступления. Много­численные примеры показывают, что высших спортивных ре­зультатов отдельные спортсмены добиваются и в более раннем возрасте, однако чрезмерно ускорять их подготовку не следует. Для борцов старших разрядов предусматривается индивиду­альное перспективное планирование, где определяются задачи и средства спортивного совершенствования с учетом их техничес­кой, тактической, волевой и физической подготовки.

 

Таблица 3

Примерное планирование спортивных достижений борца

 

Возраст и спортивный разряд

14—15

16-17

17—18

19—20

21—23

22  23

23-26

 

 

 

 

 

 

2-й юношеский

разряд

 

 

 

 

 

1-й юношеский

разряд

 

 

 

 

3-й—2-й

спортивные разряды

 

 

 

1-й спортивный разряд

 

 

Кандидат в мастера спорта

 

Мастер спорта СССР

Мастер спорта СССР международного класса

 

В перспективном индивидуальном плане все разделы спор­тивного совершенствования должны быть взаимосвязаны между собой. Так, например, если в плане технической подготовки ста­вится задача изучить броски наклоном с захватом ног, то в пла­не по физической подготовке необходимо предусмотреть развитие силы тех групп мышц, которые наиболее активно участвуют в этом приеме и обеспечивают высокое качество его проведения. Подобные задачи следует предусмотреть и в плане совершенст­вования быстроты, координации движений, а также тактической и волевой подготовки.

 

Таблица 4

Индивидуальный перспективный план

 

Стороны

подготовки

Характерис­тика основных недостатков на данном уровне

Перспектив­ные задачи совершенство­вания

Основные средства совершен­ствования

Этапы подготовки и конт­рольные нормативы

1969

1970

1971

1972

Техническая

 

 

 

 

 

 

 

Тактическая

 

 

 

 

 

 

 

Физическая

 

 

 

 

 

 

 

Волевая

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании перспективного индивидуального плана состав­ляются годовые планы и планы подготовки к отдельным сорев­нованиям, определяются задачи и средства тренировочных цик­лов и каждого занятия.

Индивидуальный перспективный план может быть составлен по следующей форме (табл. 4).

В индивидуальных планах предусматривается система меро­приятий, обеспечивающих проверку результатов учебно-трениро­вочной работы (контрольные нормативы, врачебные методы, са­моконтроль и т. п.). Планирование и педагогический контроль взаимно связаны между собой.

Перспективными планами для спортсменов младших разря­дов и начинающих заниматься спортивной борьбой фактически являются учебные планы и программы, в которых на ряд лет определено содержание учебного процесса.

 

Учебный план

 

Учебный план определяет основное направление и продол­жительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность про­хождения материала, содержание основных разделов (темы занятий), объем часов по каждому разделу, длительность каж­дого занятия.

 

Таблица 5

Примерный учебный план секции   спортивной борьбы коллектива физической культуры

 

Содержание занятий

Количество часов по учебным группам

новички

3-й разряд

2-й и 1-й

разряды

Кандида­ты и

мастера спорта

Теоретические занятия

1. Физическая культура и спорт в СССР и краткий  обзор   состояния и развития спортивной борьбы

1

1

1

1

2. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм

занимающихся

1

1

2

2

3. Гигиена, закаливание, режим и питание борца

1

1

1

1

4. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение повреждений

и оказание первой помощи

1

1

1

5. Физиологические основы спортивной тренировки борца

1

2

6. Всесторонняя физическая подготовка и ее роль в процессе спортивной тренировки борца

1

1

1

7. Основы планирования спортивной тренировки борца

2

2

8. Основы техники и тактики спортивной борьбы и методы их совершенствования

1

2

2

2

9. Моральный облик советского спортсмена. Воспитание волевых качеств борца

1

2

10. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований по

спортивной борьбе

1

1

1

11. Зачеты

 

2

2

Итого часов:

6

8

15

15

Практические занятия

1. Общая физическая     подготовка и сдача норм комплекса ГТО

55—60

65—70

70—80

80—90

2. Специальная физическая подготовка

25—30

40—45

80—90

100—110

3. Изучение  и совершенствование техники и тактики спортивной борьбы

190—210

200—230

270—300

400—430

4. Инструкторская практика

5

10

10

5. Участие в соревнованиях

По календарному плану спортивно-массовых мероприятий

Итого часов:

270—300

310—340

430—480

590—640

Всего часов:

276—306

318—348

445—495

605—655

 

Количество часов в неделю планируется из того расчета, что группы новичков занимаются 2—3 раза в неделю в среднем по 2 часа, борцы 3-го разряда — 3 раза по 2 часа, борцы 2-го и 1-го разрядов — 3—4 занятия по 2—3 часа, кандидаты и мастера спорта—4—5 занятий со средней продолжительностью 3 часа.

Учебный план делится на два основных раздела: теорию и практику (табл. 5).

У квалифицированных борцов может произойти некоторое увеличение часов в период их участия в учебно-тренировочных сборах по подготовке к наиболее ответственным соревнованиям.

 

Программа

 

Программа составляется на основании учебного плана и оп­ределяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содер­жание учебного материала по теории и практике для определен­ных контингентов занимающихся (ДСШ, СШМ, секций коллек­тивов физической культуры).

В разделе теории наряду с названием тем кратко излагает­ся их содержание, а при изложении практического    материала перечисляются строевые, общеразвивающие и специальные уп­ражнения борца, приемы, защиты, контрприемы и комбинации. Практический материал излагается по годам обучения и в той методической последовательности, в какой он должен изучаться.

В практическом разделе программы указываются вспомога­тельные виды физических упражнений и дополнительные виды спорта. Приводятся нормы и требования, предъявляемые к за­нимающимся по комплексу ГТО, по спортивной и судейской под­готовке, а также литература, рекомендуемая для самостоятель­ного изучения.

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: а) объяснительной записки; б) изложения программного мате­риала; в) учебных норм и требований; г) рекомендуемых учеб­ных пособий.

Программы утверждаются государственными организация­ми, и все их основные требования являются обязательными для выполнения, хотя не исключена возможность некоторого уточне­ния тех или иных задач в зависимости от местных условий работы.

 

График учебного плана

 

График учебного плана является организационно-методичес­ким документом, который определяет содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам и количество часов на каждый раздел ра­боты. Это один из основных документов текущего планирования.

График учебного плана составляют по следующей форме (табл. 6).

Таблица 6

Примерный график учебного плана секции   борьбы   для   группы   новичков

 

 

Содержание занятий

Периоды

 

Всего

часов

подготовительный

основной

переходный

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Теоретические занятия

1. Физическая культура и спорт в СССР.

Краткий обзор состояния и развития спортивной борьбы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2. Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм занимающихся

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

3. Гигиена, закаливание, режим и питание борца

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

4. Основы   техники и тактики спортивной борьбы, и методы их   совершенствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

5. Моральный облик советского  спортсмена.

Воспитание волевых качеств борца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

6. Правила соревнований

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

Итого часов:

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

1

 

6

Практические занятия

1. Общая  физическая подготовка и сдача норм комплекса ГТО

6

6

6

6

6

2

2

4

2

2

8

10

60

2. Специальная физическая подготовка

2

2

2

2

2

4

4

2

2

2

2

4

30

3. Изучение и  совершенствование  техники и тактики борьбы

18

17

16

17

18

17

19

20

19

22

15

12

210

4. Участие в соревнованиях

По календарю спортивно-массовых мероприятий

Итого часов

26

25

24

25

26

23

25

26

23

26

25

26

300

Всего часов:

26

26

24

26

26

24

26

26

24

26

26

26

306

 

 

Рабочий план

 

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок.

В этом документе планируется методика обучения и спортив­ного совершенствования в соответствии с требованиями програм­мы и графика учебного процесса. В нем в методической последо­вательности излагается теоретический и практический материал каждого урока.

В рабочем плане указываются разделы воспитательной рабо­ты, предусматривается участие в спортивно-массовых мероприя­тиях и определяются задания для самостоятельных занятий, а также объем тренировочных нагрузок, как в каждом отдельном занятии, так и последовательно от занятия к занятию за плани­руемый период. Учебный материал в рабочем плане излагается графически или текстуально по следующей форме (табл. 7 и 8).

 

Таблица  7

Рабочий план-график секции
       _______________________борьбы на_______________________  196      г.

 

 

Учебный мате­риал

Номера уроков и даты занятий

№ 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

т. д.

I/IX

 3

 5

8

10

12

15

17

19

22

24

26

29

2/Х

4

б

8

т.д.

1….

2….

т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  8

Поурочный рабочий план секции

______________________борьбы_____________________ на    196     г.

 

Общеразвивающие и

специальные упражнения

Техника борьбы

Организационно-методические указания

Содержание и время

учебно-тренировочных схваток

в партере

в стойке

 

 

 

 

 

 

 

Календарь спортивно-массовых мероприятий

 

Спортивные соревнования — неотъемлемая часть учебно-тре­нировочного процесса, своеобразная проверка его качества. Вос­питание спортсмена немыслимо без его участия в спортивных соревнованиях. Поэтому планировать соревнования необходимо с учетом наиболее целесообразного разрешения задач учебно-тренировочной работы. Каждое соревнование должно быть ло­гическим завершением определенных учебных задач.

Календарь спортивно-массовых мероприятий составляется с учетом соревнований вышестоящих организаций. Наряду с ка­лендарными первенствами в нем предусматриваются различные учебные соревнования (внутри группы, секции, между группами и коллективами), товарищеские матчевые встречи  (табл. 9).

 

Таблица  9

Календарный план спортивно-массовых мероприятий
по _________________   борьбе на 196     г.

 

Наименование мероприятий

Дата проведения

Место проведения

Кто допускается к участию

Ответственный за проведение

 

 

 

 

 

 

 

Расписание занятий

 

Расписание занятий определяет дни, часы, место проведения занятий; в нем указывают преподавателей, проводящих занятия.

Расписание является важным организационным началом в ра­боте секции борьбы, и при его составлении необходимо учитывать занятость занимающихся на работе или учебе. Очень важно, чтобы расписание было составлено на продолжительный срок и не подвергалось частым изменениям. Составляется расписание обычно на год (табл. 10).

Таблица   10

Расписание занятий по борьбе секции коллектива физической культуры  на  196___ г.

 

 

Наименование учебных групп

Дни и часы занятий

Место занятия

Фамилия преподавателя

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 

На основании рабочего плана составляют конспект урока, в котором детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятий, дозировку упражнений и организационно-методические приемы (см. стр. 96, 99, 105).

Продуманно составленный конспект помогает преподавателю организованно и эффективно решать задачи обучения и трени­ровки, творчески подходить к решению методических вопросов, проводить занятия содержательно и интересно. Проведенный урок по содержанию является исходным для последующего. Пос­ле каждого занятия подводятся итоги и записываются основные выводы. Впоследствии этот богатый методический материал может быть использован для повышения квалификации препо­давателя (табл. 11).

 

Таблица   11

Конспект занятий

 

Конспект урока секции _________________борьбы

Дата ____________ Место проведения ___________________________________   

Задачи урока_________________________________________________________

Инвентарь___________________________________________________________

 

Части урока и их продолжительность

Содержание

Дозировка упражнений

Организационно-методические указания

 

 

 

 

       

Замечания по проведенному уроку________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя____________________________

 

 

Учет работы секции спортивной борьбы

 

Своевременный и правильный учет работы секции спортивной борьбы позволяет контролировать и направлять ход педагогиче­ского процесса, улучшать организационную работу, совершенст­вовать планирование, обобщать опыт и т. п.

Различают предварительный, текущий и итоговый учет. Что­бы охватить все основные стороны учебно-спортивной работы, со­ставить ясное представление о каждом члене секции, а также достаточно полно охарактеризовать ход и результаты подготов­ки высококвалифицированных спортсменов, необходимо вести учетную документацию (журнал или дневник учета), В журнале должно быть четыре раздела.

В первый раздел записывают сведения о занимающихся: фамилию, имя, отчество, год рождения, партийность, националь­ность, спортивный разряд, наличие значка ГТО, дату вступления в секцию и прохождения медицинских осмотров, место работы, специальность и домашний адрес.

Во втором разделе ведется запись посещаемости занятий и результатов участия в соревнованиях каждого занимающегося.

Регулярность учебно-тренировочных занятий и их посещае­мость являются основой работы секции, и к этому учету необхо­димо подходить строго и точно и на каждом очередном занятии отмечать присутствие каждого спортсмена.

Спортивные результаты необходимо учитывать не только по занятым местам, но и по результатам всех проведенных схваток (при этом дается краткий анализ, делаются выводы и опреде­ляются ближайшие задачи учебно-тренировочной работы). Та­кой учет ведется преподавателем по следующей форме (табл. 12).

 

Таблица   12

Таблица спортивных результатов

 

Наименование соревнований, дата, место проведения. Фамилия гл. судьи

Фамилия участника, его спортивный разряд и весовая категория

Фамилии противников, их спортивные разряды и организация

Результаты схваток, занятое место

Анализ выступления и выводы

 

 

 

 

 

 

В третьем разделе учитывают пройденный поурочный мате­риал, успеваемость занимающихся, их физическую и волевую подготовку, ход сдачи нормативов ГТО,

Основным требованием к этому учету является аккуратное и систематическое заполнение журнала, где наряду с пройденным материалом отмечаются результаты медицинских обследований, результаты приема контрольных нормативов по различным сто­ронам подготовки спортсменов.

В четвертом разделе учитывают спортивные достижения кол­лектива секции.

В каждом спортивном коллективе со временем накапливается положительный опыт, формируются свои традиции. Это помога­ет тренеру в работе и пропаганде физической культуры и спорта.

Достижения коллектива секции — своеобразная спортивная летопись. Их следует хорошо оформить в специальной книге. В ней в хронологическом порядке регистрируются достижения отдельных спортсменов и команд, отмеченных грамотами, при­зами, приказами и т. д. за все время существования секции. Боль­шой интерес представляет сбор вырезок из газет, журналов, фо­тографий, статистических данных. Этот материал может быть оформлен в виде ежегодников и составлять живую историю спортивной секции.

Очень важно, чтобы все учебные документы заполнялись, ре­гулярно и квалифицированно. Основную работу в этом направ­лении выполняет преподаватель, однако после соответствующе­го инструктажа отдельные разделы могут быть поручены акти­ву — членам бюро секции, старостам или капитанам команд.

Большое значение имеет итоговый учет, который осуществля­ется в конце учебно-тренировочного года и представляет собой отчет о работе. Здесь должны быть учтены данные о состоянии здоровья и физическом развитии занимающихся, сдвиги в состоя­нии здоровья и физического развития, спортивные достижения и динамика их роста, успеваемость, выполнение учебного плана и программы, количество проведенных и пропущенных занятий, проведенных спортивно-массовых, воспитательных и организационных мероприятий.

В выводах и предложениях отчета необходимо дать общую характеристику проделанной работы, ее положительные и отри­цательные стороны и написать предложения на будущее (табл. 13).

 

Таблица   13

Форма итогового отчета

 

Количество

заня­тий

Средний %

посещаемости

Подготовка разрядников и значкистов ГТО

Спортивно-массовые мероприятия

Мастер спорта

1-й разряд

2-й разряд

3-й разряд

юноши

ГТО

число соревнований

число участников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..