УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ РИСКА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

2.15

УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ РИСКА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

      1. Управление факторами риска для безопасности полетов охватывает оценку и уменьшение факторов риска для безопасности полетов. Целью управления факторами риска для безопасности полетов является оценка рисков, связанных с выявленными опасными факторами, а также разработка и реализация эффективных и адекватных мер по их уменьшению. Управление факторами риска для безопасности полетов является таким образом ключевым составным элементом процесса управления безопасностью полетов как на уровне государства, так и на уровне поставщиков продукции/обслуживания


         

      2. Факторы риска для безопасности полетов концептуально оцениваются как приемлемые, допустимые или недопустимые. Факторы риска, оцененные как изначально попадающие в зону недопустимых рисков, неприемлемы ни при каких условиях. Вероятность и/или серьезность последствий опасных факторов носят такой масштаб, а причиняющий ущерб потенциал этих опасных факторов представляет такую угрозу для безопасности полетов, что требуются незамедлительные меры по уменьшению рисков.


         

      3. Факторы риска для безопасности полетов, оцененные в зоне допустимых рисков, приемлемы при условии, что организацией реализуются адекватные компенсационные меры. При этом факторы риска для безопасности полетов, первоначально оцененные как недопустимые, могут быть снижены и впоследствии перемещены в зону допустимых рисков при условии, что такие риски будут контролироваться адекватными компенсационными мерами. В обоих случаях, при необходимости следует выполнить дополнительный анализ затрат/выгод. Подробнее см. п. 2.15.7.


         

      4. Факторы риска для безопасности полетов, оцененные как изначально попадающие в зону приемлемых рисков, являются приемлемыми, поскольку существуют и не требуют никаких действий для того, чтобы поставить под организационный контроль и контролировать вероятность и/или серьезность последствий опассных факторов.


         

        Документaция/протоколы управления рисками


         

      5. Любые мероприятия по уменьшению рисков необходимо должным образом документировать. Для этого можно использовать базовую электронную таблицу или ведомость уменьшения рисков, если речь идет о несложных операциях, процессах или системах. Для выявления опасных факторов и уменьшения связанных с ними рисков, касающихся сложных процессов, систем или операций, могут использоваться специально разработанные компьютерные программы, облегчающие процесс документирования. Оформленные документы по уменьшению рисков утверждаются руководством соответствующего уровня. Пример базовой электронной таблицы уменьшения рисков представлен в добавлении 2 к настоящей главе.


         


         

        image

        Зоны допустимости Индекс оценки риска


         

        Предлагаемые критерии


         


         

        Недопустимая зона


         

        Неприемлем при существующих обстоятельствах


         


         

        Допустимая зона


         

        Приемлемая зона

        Приемлем на основании мер по уменьшению риска. Может потребоваться решение руководства


         

        Приемлем


         


         

        Рис. 2-14. Матрица допустимости факторов риска для безопасности полетов


         


         

        image

        Диапазон индекса

        рисков Описание


         

        Высокая степень риска


         

        Умеренная степень риска


         

        Низкая степень риска


         

        Рекомендуемые меры


         

        При необходимости немедленно прекратить или сократить полеты. Реализовать меры по снижению приоритетных рисков, обеспечивающие дополнительные или усиленные меры контроля за снижением индекса рисков до умеренного или низкого уровня


         

        Разработать график проведения оценок безопасности в целях снижения индекса рисков до, по возможности, низкого уровня


         

        Нынешнее состояние приемлемо. Никаких дополнительных мер по снижению факторов риска не требуется


         

        Рис. 2-15 Вариант матрицы допустимости факторов риска для безопасности полетов


         

        Человеческие факторы и управление факторами риска


         

      6. Поскольку развитые программы ГосПБП и СУБП охватывают как человеческие, так и организационные факторы безопасности полетов, процедура специального анализа является обязательным элементом любой зрелой системы эффективного управления факторами риска. В процессе мероприятий по выявлению опасных факторов и уменьшению связанных с ними рисков, вызванных присутствием человека, необходимо, чтобы существующие или рекомендуемые средства защиты учитывали человеческие факторы (ЧФ). При необходимости, можно провести дополнительный анализ ЧФ для обоснования конкретных действий/групп, обеспечивающих соответствующие меры по уменьшнию рисков. Анализ ЧФ дает понимание влияния человеческой


         

        ошибки на возникшую ситуацию и, в конечном счете, содействует разработке всесторонних и эффективных компенсирующих/корректирующих мер. Модель человеческой ошибки является основой процесса анализа и определяет отношение между показателями эффективности и ошибками, а также позволяет классифицировать ошибки, способствуя быстрейшему выявлению и лучшему пониманию основных причин, лежащих в основе опасных факторов. Такое понимание гарантирует адекватный анализ первопричин. Индивидуальные действия и решения, рассматриваемые вне контекста, часто представляются случайными событиями, и на них не обращают должного внимания. Человеческое поведение не обязательно случайно. Обычно оно соответствует некой схеме и может быть проанализировано и правильно понято. В конечном счете, анализ ситуации через призму ЧФ обеспечивает более всесторонний и глубокий процесс уменьшения рисков. Анализ ЧФ гарантирует, что в процессе уменьшения рисков при выявлении первопричины и факторов, способствующих или приводящих к эскалации ситуации, человеческие факторы и связанные с ними последствия косвенного, надзорного или организационного характера будут должным образом учтены.


         

        Анализ затрат/выгод


         

      7. Анализ затрат/выгод или анализ эффективности затрат обычно независим от процесса оценки и уменьшения факторов риска для безопасности полетов. Он традиционно ассоциируется с протоколом управления более высокого уровня, таким как оценка последствий нормативно-правового регулирования или проект расширения бизнеса. Однако, могут возникнуть ситуации, когда оценка рисков может касаться гораздо более высокого уровня и иметь значительные финансовые последствия. В этом случае для обоснования оценки рисков может потребоваться дополнительный анализ затрат/выгод или анализ эффективности затрат. Это гарантирует то, что при анализе эффективности затрат, обосновании рекомендуемых компенсационных мер или профилактике нарушений, финансовая составляющая указанных мер будет принята во внимание.


 

2.16 ДИРЕКТИВНЫЕ И ОСНОВАННЫЕ НА ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

Понимание требований к безопасности полетов, основанных на характеристиках


 

      1. В среде авиационных специалистов растет убеждение в том, что для эффективной реализации государственной программы по безопасности полетов (ГосПБП) и систем управления безопасностью полетов (СУБП) необходимо директивный подход к безопасности полетов дополнить подходом, основанном на характеристиках. Подход, основанный на характеристиках, подкрепленный сбором и анализом соответствующих данных, не только выгоден в деловом отношении, но и обеспечивает эквивалентный уровень безопасности.


         

      2. Одной из целей СУБП является введение дополнительных, основанных на характеристиках, элементов для более эффективного контроля факторов риска для безопасности полетов. В традиционной регламентной среде, основанной на требовании соответствия, подход к управлению безопасностью полетов носит жесткий директивный характер, а правила безопасности полетов используются как инструменты административного контроля. Нормативно-правовая база подкрепляется инспекциями и проверками, призванными обеспечить нормативное соответствие.


         

      3. В среде повышенной авиационной безопасности, основанной на характеристиках, в директивную нормативную базу вводятся определенные, основанные на характеристиках, элементы. Это позволяет предусмотреть в составляющей регламента, касающейся "нормативного соответствия", место для более гибких, учитывающих факторы риска (а значит и более динамичных) показателей работы. В результате управление отдельными элементами в концептуальных рамках СУБП и ГосПБП может все в большей степени осуществляться на основе характеристик, а не чисто директивной основе. Эти основанные на характеристиках


         

        элементы входят в компоненты соответствующих систем обеспечения безопасности полетов и управления факторами риска для безопасности полетов.


         

      4. Основанные на характеристиках элементы в рамках СУБП и ГосПБП включают в себя процесс мониторинга и измерения показателей эффективности обеспечения безопасности полетов как на уровне поставщиков продукции или обслуживания, так и на уровне государства. Этот элемент позволяет организации выбирать собственные показатели для мониторинга безопасности полетов и устанавливать пороговые и целевые уровни, соответствующие контексту, истории эксплуатации ВС в плане безопасности полетов, и ожиданиям организации в этой сфере. Не существует никаких жестко установленных (обязательных) показателей безопасности полетов или пороговых уровней или предписанных значений в рамках СУБП/ГосПБП.


         

        Предварительные условия требований к безопасности полетов, основанных на характеристиках


         

      5. Государство и его поставщики продукции и обслуживания должны иметь действующие ГосПБП и СУБП. Необходимо обеспечить интерфейс, позволяющий регламентирующей организации согласовывать с конкретными поставщиками продукции и обслуживания связанные с их СУБП показатели эффективности обеспечения безопасности полетов, и соответствующие установленные целевые и пороговые уровни. Кроме этого, регламентирующему органу необходимо организовать постоянный мониторинг показателей эффективности обеспечения безопасности полетов конкретных поставщиков продукции и обслуживания. Введенные дополнительные процессы, основанные на характеристиках, официально принятые/одобренные регламентирующим органом, должны иметь соответствующие показатели эффективности обеспечения безопасности полетов, разработанные для мониторинга этих основанных на характеристиках процессов. Такие показатели по каждому процессу можно рассматривать в дополнении к показателям эффективности обеспечения безопасности полетов более высокого уровня СУБП.


         

        Базовый и эквивалентный уровень безопасности полетов


         

      6. Показатели эффективности обеспечения безопасности полетов, полученные в результате введения элементов, основанных на характеристиках, в концептуальные рамки СУБП или в дополнение к ней, должны быть не хуже предусмотренных существующей нормативно-правовой базой, имеющей чисто директивный характер. Для оценки или отслеживания ситуаций, когда подобная "эквивалентность" действительно имеет место, необходимы показатели безопасности полетов, позволяющие отслеживать общий результат событий (случаев несоблюдения), произошедших с рассматриваемыми системой/процессом, для которых вводится основанный на характеристиках элемент. В качестве примера можно взять совокупный средний показатель инцидентов, связанных с планированием полетов и регулированием расходов топлива (FPFM). Этот показатель после введения основанных на характеристиках норм FPFM должен быть не хуже значений, имевших место до их введения. Применяя такое сравнение можно провести сверку "базовых" показателей эффективности обеспечения безопасности полетов до и после введения основанных на характеристиках норм и выяснить, удалось ли сохранить "эквивалентный" уровень эффективности обеспечения безопасности полетов. В случае если показатели эффективности обеспечения безопасности полетов окажутся лучше, то можно считать, что "лучший" уровень показателей эффективности действительно продемонстрирован. Если показатели эффективности системы становятся хуже, то поставщику обслуживания необходимо совместно с регламентирующим органом удостовериться в наличии причинных факторов и принять необходимые меры, включая изменение соответствующего основанного на характеристиках требования или, при необходимости, возвращение к требованиям директивного характера. Подробнее о том, как эффективность системы может быть измерена посредством показателей эффективности обеспечения безопасности полетов, изложено в п. 2.16.7, а также в главах 4 и 5 настоящего руководства.


         

        Основанные на характеристиках мониторинг и измерения


         

      7. Для мониторинга и измерения процессов, основанных на характеристиках, необходимы соответствующие рабочие параметры, показатели качества и безопасности полетов, помогающие отслеживать на постоянной основе эффективность такого процесса. Параметрами для отслеживания эффективности процесса могут быть последствия происшествий, отклонения или любые иные события, отражающие безопасность, качество или уровень риска процесса. Для отслеживания результатов может быть использована диаграмма трендинга данных. События обычно отслеживаются не в абсолютных значениях, а в виде показателей частоты возникновения. Вместе с такими показателями необходимо, по возможности, установить пороговые, а также желательные целевые уровни по каждому показателю. Они будут служить ориентирами ненормального/неприемлемого уровня частоты возникновения, или, напротив, желательного целевого (улучшенного) уровня частоты возникновения для такого показателя. Установление аварийного уровня будет служить своеобразной демаркационной линией между зонами приемлемых и неприемлемых трендов для показателя безопасности полетов. До тех пор, пока тенденция показателя частоты возникновения не выходит за рамки и не нарушает критериев установления аварийного уровня, число таких происшествий будет считаться приемлемым (не отклоняющимся от нормы) для соответствующего периода мониторинга. С другой стороны, целью заданного уровня улучшений является достижение желательного уровня улучшений в рамках определенного в будущем рубежа или в течение периода мониторинга. Имея установленные пороговый и целевой уровни, очевидно, что в конце каждого периода мониторинга можно рассчитать качественные/ количественные показатели эффективности обеспечения безопасности полетов. Это можно сделать, посчитав количество нарушений аварийного уровня и/или количество достигнутых целевых значений для каждого конкретного показателя и/или комплекса показателей безопасности полетов. Примеры показателей эффективности обеспечения безопасности полетов и методики установления пороговых/целевых уровней подробно рассматриваются соответственно в главах 4 и 5.


         

        Надзор за выполнением требований к безопасности полетов функционального характера


         

      8. В отличии от проверки директивных, независимых требований оценка процессов, основанных на характеристиках, требует от выполняющего ее специалиста знания контекста этого процесса/элемента в рамках всей нормативной базы с учетом сложности проверяемой организации. Здесь может не быть простых критериев, типа "да/нет" или "прошел/не прошел". Примером могло бы служить определение приемлемости системы представления данных об опасных факторах или приемлемости предложенных целевых/пороговых уровней для процессов, основанных на характеристиках, которое может потребовать от проверяющего большего взаимодействия, мониторинга, согласований и объективных суждений. Уровень или степень соответствия или выполнения таких элементов также будет варьироваться в зависимости от сложности проверяемых процессов или операций. Примером соответствия или выполнения функций элементом, зависящим от организационной сложности или сложности соответствующего процесса, может служить процесс уменьшения рисков. Это может быть одностраничный протокол, требующий несложной работы одного человека в ремонтном цеху. С другой стороны, если речь идет об уменьшении рисков сложного, многопрофильного процесса (например, выполнение полетов в воздушном пространстве районов вулканической деятельности), то здесь для выполнения оценки безопасности полетов необходимого уровня проработки может потребоваться специальная компьютерная программа по уменьшению рисков.


 

image


 

Добавление 1 к главе 2


 

ОЦЕНКА КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (OSC)/ПРОФИЛЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РИСКОВ (ORP): КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА ДЛЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ

Примечание. Настоящая контрольная карта для оценки OSC/ORP носит исключительно концептуальный иллюстративный характер. Представленные здесь тридцать семь параметров не являются всеобъемлющими и применимы к организациям-эксплуатантам ВС. Для оценки других поставщиков обслуживания необходимо адаптирование этих параметров. Балльные результаты в примечаниях носят исключительно иллюстративный характер. Оценка OSC/ORP выполняется на добровольной основе, принимая во внимание существование параметров культуры безопасности/профиля организационных рисков, которые выходят за пределы обычных нормативных границ. Рекомендуемое применение схемы оценки OSC/ORP приводится в п. 2.6.19 главы 2.


 

2-Доб 1-1

 

Колонка результатов: из ниспадающего меню выберите “1” (L1), “2” (L2), “3” (L3) или “НЕПРИМЕНИМО” в соответствии с оценкой POI/PMI /СЭ ORP март 2012 г.


 

Наименование организации:

Оценка выполнена (кем)/дата:

 


 

Параметры рисков организации

Уровень/профиль рисков


 

Результат

(Уровень #)

Уровень 3 (наименее желательный)


 

Уровень 2 (средний)

Уровень 1 (наиболее желательный)

1

Ответственный руководитель — ответственность за функции безопасности/качества

Функции безопасности/качества не прописаны в должностных инструкциях ответственного руководителя

Функции безопасности/качества лишь упомянуты или не четко прописаны в должностных инструкциях ответственного руководителя

В должностных инструкциях ответственного руководителя четко обозначена его окончательная ответственность за вопросы безопасности и качества.

3

2

Финансовое состояние организации

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

2

3

Средний возраст парка ВС

Более 12 лет

От 8 до12 лет

Менее 8 лет

2

4

Эффективность СУБП

2011 год: 65 % до 75 %

76 % до 90 %

Свыше 90 %

3

5

Действующая программа выявления опасных факторов и оценка связанных с ними рисков (HIRA)

Отсутствие действующей программы HIRA

Программа HIRA действует. Завершение или проверка от 1 до 3 проектов по оценке рисков (на 100 человек эксплуатационного персонала) в течение последних 12 мес

Программа HIRA действует на всех основных эксплуатационных участках. Завершение или проверка свыше 3 проектов по оценке рисков (на 100 человек эксплуатационного персонала) по всем основным эксплуатационным участкам в течение последних 12 мес

2

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

2-Доб 1-2

 


 


 

 


 

Параметры рисков организации

Уровень/профиль рисков


 

Результат

(Уровень #)

Уровень 3 (наименее желательный)


 

Уровень 2 (средний)

Уровень 1 (наиболее желательный)

6

Жесткие графики или расписания летного экипажа (количество инцидентов, связанных с ограничением полетного времени?)

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

2

7

Отношение численности специалистов по безопасности и контролю качества к общей численности эксплуатационного персонала

1: свыше 20

1:15 до 20

1: менее 15

3

8

Полеты, выполняемые смешанным парком ВС (MFF) (процент пилотов, участвующих в MFF – высокий процент менее желателен)

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

1

9

Маршруты EDTO (процентная доля секторов EDTO) (высокий процент менее желателен)

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

2

10

Продолжительность EDTO (большая продолжительность менее желательна)

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

2

11

Опыт компании (лет работы)

Менее 5 лет

От 5 до 10 лет

Свыше 10 лет

3

12

Суммарные данные о сменяемости лиц в должности высшего ответственного руководителя, менеджера по безопасности полетов, менеджера по обеспечению качества за последние 36 мес

3 или более

2

1 или ноль

2

13

Опыт и квалификация ответственного руководителя (на дату оценки)

Менее 3 лет работы в авиации и отсутствие технической специальности

Свыше 3 лет лет работы в авиации и техническая специальность

Свыше 3 лет лет работы в авиации и техническая специальность в области авиации

3

14

Опыт и квалификация менеджера по безопасности полетов (SM)

Менее 5 лет работы, связанной с безопасностью полетов/ обеспечением качества в гражданской авиации, или отсутствие технической специальности в области авиации

Свыше 5 лет работы, связанной с безопасностью полетов/ обеспечением качества в гражданской авиации, или техническая специальность в области авиации

Свыше 15 лет работы, связанной с безопасностью полетов/ обеспечением качества в гражданской авиации, или техническая специальность в области авиации

2

 

2-Доб 1-3

 

Глава 2. Базовые концепции безопасности полетов Добавление 1

 


 


 

 


 

Параметры рисков организации

Уровень/профиль рисков


 

Результат

(Уровень #)

Уровень 3 (наименее желательный)


 

Уровень 2 (средний)

Уровень 1 (наиболее желательный)

15

Опыт и квалификация менеджера по обеспечению качества (QM)

Менее 5 лет работы, связанной с контролем/обеспечением качества (QC/QA) в гражданской авиации, или отсутствие технической специальности в области гражданской авиации

Свыше 5 лет работы, связанной с QC/QA, и техническая специальность в области гражданской авиации

Свыше 15 лет работы, связанной с QC/QA, и техническая специальность в области гражданской авиации

1

16

Множественность функций персонала служб обеспечения безопасности полетов/ качества (QM/SM)

SM или QM одновременно занимает другие руководящие должности в организации или других структурах

Должностные инструкции SM или QM включают другие косвенные функции обеспечения безопас- ности/качества, например, ИТ, администрирование, обучение

SM или QM не занимает одновременно другие руководящие должности в организации или других структурах, их должностные инструкции не предусматривают других функций, непосредственно не связанных с обеспечением безопасности/качества

2

17

Разнообразие типов ВС

Свыше 4 типов ВС

От 3 до 4 типов ВС

Менее 3 типов ВС

1

18

Показатель сообщаемых/ обязательных к сообщению инцидентов с ВС объединенного парка (на 1000 ч налета) за последние 24 мес

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

2

19

Резерв

       

20

Показатель отключений двигателей в полете (IFSD) на 1000 ч налета объединенного парка ВС

Подлежит определению

Подлежит определению

Подлежит определению

2

21

Средняя частота использования перечня минимального оборудования (MEL) по авиапарку (на 1000 ч налета)

Свыше 30 заявок MEL на 1000 ч налета

От 10 до 30 заявок MEL на 1000 ч налета

Менее 10 заявок MEL на 1000 ч налета

2

22

Частота внутренних разрешенных технических отклонений

3 отклонения на ВС в год

Свыше 1 отклонения на ВС в год

Менее 1 отклонения на ВС в год

2

23

Частота разрешенных в ВГА технических отклонений

Свыше 1 отклонения на ВС в год

Свыше 0,5 отклонения на ВС в год

Менее 0,5 отклонения на ВС в год

2

24

Структура распределения ответственности за обеспечение безопасности полетов

Подразделение/офис/менеджер по обеспечению безопасности поле- тов отчитывается или подчиняется некоторым эксплуатационным под- разделениям

Подразделение/офис/менеджер по обеспечению безопасности полетов отчитывается перед высшим руко- водством, но независимо в решении всех оперативных вопросов

Подразделение/офис/менеджер по обеспечению безопасности поле- тов непосредственно подчиняется и отчитывается перед главным исполнительным директором

3

 

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

2-Доб 1-4

 


 


 

 


 

Параметры рисков организации

Уровень/профиль рисков


 

Результат

(Уровень #)

Уровень 3 (наименее желательный)


 

Уровень 2 (средний)

Уровень 1 (наиболее желательный)

25

Структура распределения ответственности за обеспечение качества

Подразделение/офис/менеджер по обеспечению качества отчитывается или подчиняется подразделениям, не связанным с вопросами обеспечения качества/ безопасности полетов

Подразделение/офис/менеджер по обеспечению качества отчитывается перед высшим руководством, но независимо в решении всех оперативных вопросов

Подразделение/офис/менеджер по обеспечению качества непосредственно подчиняется и отчитывается перед главным исполнительным директором

3

26

Показатель несоответствий стандартам, выявленных в ходе выполняемой ВГА проверки СЭ организации (только несоответствия 1 и 2 уровней, без замечаний) за последние

24 мес

Одно выявленное несоответствие

1 уровня или более

5 несоответствий на ВС за проверку

Более 1 случая несоответствия на ВС за проверку

Менее 1 случая несоответствия на ВС за проверку

2

27

Показатель несоответствий стандартам, выявленных ВГА в ходе проверок LSI (только несоответствия 1 и 2 уровней, без замечаний) за последние 24 мес

Одно выявленное несоответствие

1 уровня или более

3 несоответствий на промежуточный пункт за проверку

Более 0,5 несоответствий на промежуточный пункт за проверку

Менее 0,5 несоответствий на промежуточный пункт за проверку

2

28

Политика контроля за условиями эксплуатации – мягкими/средними/тяжелыми – компонентов (ротируемых комплектующих/ЛСБ), требования которой превышают обязательные требования или требования документа по планированию ТО (MPD)

Отсутствует собственная политика контроля за условиями эксплуатации (тяжелыми/мягкими) помимо обязательных требований или требований MPD

Активная политика и процедуры по контролю тяжелых условий эксплуатации компонентов. Не менее 5–10 % всех (перечисленных в MPD/РТО) ротируемых комплектующих, связанных с органами управления или двигателями ВС (помимо обязательных требований и требований MPD), были отнесены к категориям компонентов с мягкими или тяжелыми условиями эксплуатации

Активная политика и процедуры по контролю тяжелых условий эксплуатации компонентов. Свыше 10 % всех (перечисленных в MPD/РТО) ротируемых комплектующих, связанных с органами управления или двигателями ВС (помимо обязательных требований и требований MPD), были отнесены к категориям компонентов с мягкими или тяжелыми условиями эксплуатации

3

29

Рамки расследований, связанных с обеспечением качества (QA), и процесса MEDA (анализ с использованием средств обеспечения решений при ошибках в техническом обслуживании)

Внутренние расследования QA касаются исключительно инцидентов, проведение расследований которых обязательно

Внутреннее расследование QA проводится в отношении всех сообщаемых инцидентов

Внутреннее расследование QA проводится в отношении всех сообщаемых инцидентов + процесс MEDA (или эквивалентный ему)

 

 

2-Доб 1-5

 

Глава 2. Базовые концепции безопасности полетов Добавление 1

 


 


 

 


 

Параметры рисков организации

Уровень/профиль рисков


 

Результат

(Уровень #)

Уровень 3 (наименее желательный)


 

Уровень 2 (средний)

Уровень 1 (наиболее желательный)

30

Наличие программы защиты окружающей среды

Отсутствует

Единичное участие в программе защиты окружающей среды от воздействия авиации

Стандартная экологическая программа и регулярное участие в программе защиты окружающей среды от воздействия авиации

3

31

Наличие специальной программы приемочного контроля на основе необязательных материалов по обслуживанию, публикуемых головными изготовителями

Специальная программа приемочного контроля, основанная исключительно на эксплуатацион- ных бюллетенях (SB), связанных с директивами по летной годности (AD)

Специальная программа приемочного контроля, основанная исключительно на AD и аварийных бюллетенях на доработку

Специальная программа приемочного контроля, основанная исключительно на AD, аварийных бюллетенях на доработку, а также стандартных материалах по обслуживанию, публикуемых головными изготовителями

2

32

Контроль над управлением техническим обслуживанием парка ВС (FTM)

Контракты в полном объеме передаются сторонним организациям (FTM + ITM)

Контракты частично передаются сторонним подрядчикам

Внутреннее управление осуществляется организацией – держателем СЭ

2

33

Использование технических специалистов, работающих по контракту

Свыше 15 % контрактников (из сторонних организаций) выполняют внутренние инженерные/ технические функции

От 5 до 15 % контрактников (из сторонних организаций) выполняют внутренние инженерные/ технические функции

Менее 5 % контрактников (из сторонних организаций) выполняют внутренние инженерные/ технические функции

2

34

Свидетельство транзитной проверки ВС пилотом, авиационным техником или инженером по ТО ВС

Практикуется выдача свидетельства транзитной проверки ВС пилоту вместо квалифицированного авиационного техника/инженера по ТО ВС

Практикуется выдача свидетель- ства транзитной проверки авиационному технику (с ограниченной квалификацией) вместо инженера по ТО ВС

Практикуется выдача свидетель- ства транзитной проверки исключительно инженеру по ТО ВС (с полной квалификацией типа)

3

35

Система представления данных об опасных факторах

Отсутствует

Система добровольного представления данных об опасных факторах

Система добровольного представления данных об опасных факторах. Кроме этого, процедура выявления опасных факторов наряду с процессом расследования инцидентов

2

36

Порядок представления данных об инцидентах, порядок расследования и принятия корректирующих мер

Отсутствует документально оформленный порядок представления данных об инци- дентах, порядок расследования и принятия корректирующих мер

Существует документально офор- мленный порядок представления данных об инцидентах, порядок расследования и принятия корректирующих мер

Существует документально офор- мленный порядок представления данных об инцидентах, порядок расследования и принятия коррек- тирующих мер, одобренный ВГА

2

37

Документы технического учета, учет технического имущества и управление планированием работы парка

Оформление документов техни- ческого учета, учет технического имущества и управление плани- рованием работы парка полностью передается сторонним подрядным организациям

Оформление документов технического учета, учет технического имущества и управление планированием работы парка передается сторонним подрядным организациям

Оформление документов технического учета, учет технического имущества и управление планированием работы парка полностью осуществляется своими силами

3

 

Результат оценки

Всего баллов

Категория ORP

78

D

 

 

Промежуточный итог

Уровень 3

11

Уровень 2

21

Уровень 1

3

н/д

0

Всего вопросов

37

 

______________________

 

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

2-Доб 1-6

 


 


 

Классификация ORP по категориям

Общий балл

Категория ORP

35–49

A (желательная)

50–63

B

64–77

C

78–91

D

92–105

E (наименее желательная)

Примечания.


 

  1. Описания/значения критериев уровня рисков приводятся исключительно в иллюстративных целях, для использования реальных значений их необходимо адаптировать.


     

  2. Контрольную карту необходимо адаптировать для УОТО, аэродромов и поставщиков обслуживания воздушного движения.


     

  3. Баллы, засчитываемые за каждый оцененный параметр – в частности, 1, 2 или 3 за, соответственно, 1, 2 и 3 уровни.


     

  4. Оценкой соответствия контрольной карте OSC/ORP может заниматься прикрепленный инспектор/контролер, работающий по графику (например, во время аудиторской проверки организации). Для получения некоторых необходимых данных он может связываться с поставщиком обслуживания.


     

  5. Процедура оценки OSC/ORP может быть необязательной в отношении тех параметров, которые выходят за пределы нормативно-правовых границ, напр., показатель текучести кадров. Его расчет может быть организован дополнительно или на основе добровольного участия.


     

  6. Общее количество набранных баллов и соответствующая им категория ORP (кат. от A до E) должны сопровождаться комментариями. Результаты предоставляются оцениваемой организации.


     

  7. Результаты оценки OSC/ORP могут коррелироваться с выводами других регламентных проверок/ аудитов с целью выявления направлений деятельности (организаций), вызывающих особое беспокойство или требующих оперативных мер в соответствии с требованиями ГосПБП, элемент

3.3. Если это невозможно, достаточно будет уведомить каждую организацию о результатах ORP, способствуя таким образом принятию работниками организаций такой модели поведения (культуры безопасности), которая бы, где это возможно, лучше отвечала критериям желательной категории.

 


 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..