КОМПАС-3D V10 (Том III). Руководство пользователя - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     КОМПАС-3D V10 (Том III). Руководство пользователя

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..

 

 

КОМПАС-3D V10 (Том III). Руководство пользователя - часть 16

 

 

Глава 106. Пространственные кривые и точки
При построении по осям или по объектам вершина ломаной совпадает не с самой опор!
ной точкой, а с ее проекцией на линию построения сегмента.
И в том, и в другом случае связь с опорной точкой сохраняется до тех пор, пока не будет
явно удалена. Смена способа построения вершины не приводит к удалению связи.
Например, вершина, связанная с опорной точкой, была построена по точкам, то есть не!
посредственно совпадала с опорной точкой. При последующем редактировании для этой
вершины был выбран способ построения по осям и в качестве направляющей указана
ось Х. Поскольку связь с вершиной не была удалена, ломаная перестроится таким обра!
зом, чтобы отредактированная вершина совпадала с проекцией опорной точки на ось Х.
И наоборот, если до редактирования вершина совпадала с проекцией опорной точки на
линию построения сегмента, то в результате смены способа построения на способ по
объектам она будет совпадать с самой опорной точкой.
Рассмотренные связи формируются, если включена опция Автоассоциация на Панели
свойств. Если эта опция выключена, то координаты вершины будут равны координатам
опорной точки, однако они не будут связаны.
106.6.2. Построение по точкам
Чтобы выполнить построение, следует выбрать вариант По точкам из раскрывающего!
ся списка Способ построения.
При построении по точкам координаты вершины могут использоваться следующие при!
емы:
указание курсором положения вершины в окне модели,
связывание вершины с опорной точкой,
ввод данных в ячейки таблицы параметров вершин,
чтение значений параметров из файла параметров вершин,
построение специальной точки.
Указание вершины курсором и связывание вершины с опорной точкой описаны в следу!
ющих разделах. Использование таблицы параметров вершин рассмотрено в
разделе 106.4.2 на с. 251, а построение точки — в разделе 106.4.3 на с. 254.
Указание курсором положения вершины в окне модели
Положение вершины ломаной может быть задано курсором в окне модели. Координаты
вершины при этом определяются:
местоположением курсора в плоскости экрана;
ориентацией плоскости экрана в пространстве модели;
ограничениями (фиксацией), которые могут быть наложены на изменение координат.
Чтобы зафиксировать значение координаты, следует использовать переключатель, рас!
положенный рядом с полем этой координаты. По умолчанию координата не фиксирова!
на. При этом на переключателе изображен значок «галочка». Чтобы зафиксировать зна!
чение координаты, можно использовать следующие способы:
щелкнуть мышью по переключателю;
нажать клавишу <Enter>, когда курсор находится в поле ввода значения координаты.
257
Часть XXI.
Пространственные кривые, точки, поверхности
После фиксации значения координаты значок на переключателе поменяется на «крес!
тик».
Чтобы завершить создание вершины ломаной, необходимо щелкнуть мышью в окне мо!
дели либо зафиксировать все три координаты вершины.
Новая вершина появится в окне модели. Строка ее параметров будет добавлена в Табли!
цу параметров вершин ломаной.
После этого система будет ожидать указания следующей вершины.
Состояние зафиксированности значения координаты сохраняется только при вводе зна!
чений координат текущей вершины. После ее создания координата расфиксируется.
Если нужно построить подряд несколько точек с одним и тем же значением какой!либо
координаты (например, при создании вершин, лежащих в одной плоскости), действуйте
следующим образом.
1.
Задайте и зафиксируйте значение нужной координаты.
2.
Нажмите кнопку Запомнить состояние на Панели специального управления.
3.
Указывайте положение вершин ломаной. Зафиксированность координаты будет сохра!
няться.
4.
Завершив создание вершин с одним и тем же значением координаты, отожмите кнопку
Запомнить состояние.
Связывание вершины с опорной точкой
Чтобы расположить вершину в опорной точке, следует указать нужную точку курсором.
Для указания опорной точки подведите к ней курсор. Когда рядом с курсором появится
условное изображение вершины, щелкните левой кнопкой мыши.
Новая вершина появится в окне модели. Строка ее параметров в Таблице параметров
вершин ломаной автоматически заполнится координатами выбранной точки. Автомати!
чески будет включена опция Связь с вершиной объекта. Система будет ожидать ука!
зания следующей вершины.
106.6.3. Построение по осям
Чтобы выполнить построение, следует выбрать вариант По оси Х/Y/Z из раскрываю!
щегося списка Способ построения.
При построении ломаной по осям накладывается ограничение на направление сегмента:
сегмент строится параллельно выбранной координатной оси.
Для задания координат вершины могут использоваться следующие приемы:
указание положения вершины в окне модели.
связывание вершины с опорной точкой.
Указание курсором положения вершины в окне модели
Чтобы выбрать координатную ось, параллельно которой будет построен сегмент лома!
ной, можно воспользоваться следующими способами:
258
Глава 106. Пространственные кривые и точки
выбрать нужный вариант из раскрывающегося списка Способ построения:
вызвать соответствующую команду контекстного меню,
использовать изображение координатных осей рядом с построенной вершиной в окне
модели (рис. 106.2).
Рис. 106.2. Указание координатной оси в окне модели
В последнем случае из списка Способ построения будет автоматически выбран вари!
ант, соответствующий указанному направлению. После выбора координатной оси при
перемещении курсора фантом сегмента ломаной будет формироваться параллельно
этой оси.
Длина сегмента отображается в поле Расстояние. Чтобы явно задать значение длины,
следует активизировать поле, ввести число с клавиатуры и нажать клавишу <Enter>.
Новая вершина появится в окне модели. Строка ее параметров будет добавлена в табли!
цу параметров вершин ломаной.
Если положение вершины указывается курсором, то, чтобы завершить построение вер!
шины ломаной, необходимо щелкнуть мышью в окне модели.
После этого система будет ожидать указания следующей вершины. Направление сегмен!
та будет сохранено. Чтобы изменить его, можно использовать следующие способы:
выбрать способ построения «по точкам»,
выбрать другую координатную ось одним из рассмотренных способов.
Связывание вершины с опорной точкой
Вершину ломаной при построении по осям можно задать указанием для нее опорной
точки. Вершина при этом будет совпадать с проекцией опорной точки на фантом сегмен!
та.
Для указания опорной точки подведите к ней курсор в окне модели. Когда рядом с кур!
сором появится условное изображение вершины, щелкните левой кнопкой мыши.
Новая вершина появится в окне модели. Строка ее параметров в Таблице параметров
вершин ломаной автоматически заполнится. Значение координаты по выбранной оси бу!
дет равно значению этой координаты выбранной характерной точки. Автоматически бу!
дет включена опция Связь с вершиной объекта. После этого система будет ожидать
указания следующей вершины.
106.6.4. Построение по объектам
При построении ломаной по объектам накладывается ограничение на направление сег!
мента. Для задания направления сегмента в качестве направляющих можно использо!
вать существующие в окне модели прямолинейные или плоские объекты.
259
Часть XXI.
Пространственные кривые, точки, поверхности
Сегмент может быть построен параллельно прямолинейному объекту либо перпендику!
лярно прямолинейному или плоскому объекту.
Связывание вершины с опорной точкой
Вершину ломаной при построении по объектам можно задать указанием для нее опор!
ной точки. Вершина при этом будет совпадать с проекцией опорной точки на линию пос!
троения сегмента.
Для указания опорной точки подведите к ней курсор в окне модели. Когда рядом с кур!
сором появится условное изображение вершины, щелкните левой кнопкой мыши.
Новая вершина появится в окне модели. Строка ее параметров в Таблице параметров
вершин ломаной автоматически заполнится. Значение координаты по выбранной оси бу!
дет равно значению этой координаты выбранной характерной точки. Автоматически бу!
дет включена опция Связь с вершиной объекта. После этого система будет ожидать
указания следующей вершины.
Построение сегмента параллельно объекту
Сегмент ломаной может быть построен параллельно существующему прямолинейному
объекту: ребру или оси.
Чтобы построить сегмент, следует выполнить следующие действия.
1.
Выбрать из раскрывающегося списка Способ построения вариант Параллельно объ
екту.
2.
Указать направляющий объект в окне модели или Дереве модели.
3.
Задать длину сегмента.
Для указания прямолинейного направляющего объекта в окне модели подведите к нему
курсор. Когда рядом с курсором появится условное изображение кривой, щелкните ле!
вой кнопкой мыши.
Длину сегмента можно задать указанием произвольной точки в окне, указанием опорной
точки или явно ввести в поле Расстояние.
Построение сегмента перпендикулярно объекту
Сегмент ломаной может быть построен перпендикулярно существующему прямолиней!
ному (ребру или оси) или плоскому (плоской грани, координатной или вспомогательной
плоскости) объекту.
Чтобы построить сегмент, следует выполнить следующие действия.
1.
Выбрать из раскрывающегося списка Способ построения вариант Перпендикулярно
объекту.
2.
Указать направляющий объект в окне модели или Дереве модели.
3.
Задать длину сегмента.
Для указания направляющего объекта в окне модели подведите к нему курсор. Когда ря!
дом с курсором появится условное изображение этого объекта, щелкните левой кнопкой
мыши.
260
Глава 106. Пространственные кривые и точки
Длину сегмента можно задать указанием произвольной точки в окне, указанием опорной
точки или явно ввести в поле Расстояние.
Сегмент невозможно построить перпендикулярно прямолинейному объекту, проходя!
щему через начальную точку этого сегмента, поскольку в данном случае нельзя одно!
значно определить направление построения.
106.6.5. Встраивание совокупности вершин
Чтобы встроить совокупность вершин между двумя уже существующими, следует на!
жать кнопку Вставить совокупность вершин.
Таблица параметров будет очищена. Система ожидает указания вершин, между которы!
ми будет построена совокупность.
Укажите курсором первую из вершин, которые будут ограничивать встраиваемую сово!
купность.
Укажите курсором вторую вершину, которая будет ограничивать встраиваемую совокуп!
ность.
В качестве второй вершины не может быть выбрана вершина, номер которой меньше,
чем у первой.
Изображения вершин и соединяющих их сегментов между выбранными вершинами ис!
чезнут. Между курсором и выбранной вершиной с меньшим номером появится фантом
сегмента ломаной. Ограничивающая вершина с большим номером будет соединена с
курсором штриховой линией.
Система ожидает задания положения первой из совокупности вершин. Для задания мес!
тоположения вершины доступны все способы: по точкам, по осям, по объектам.
После задания параметров первой вершины из встраиваемой совокупности их значения
появятся в Таблице параметров. Номера последующих вершин в окне модели будут уве!
личены на единицу.
Добавьте необходимые вершины встраиваемой совокупности.
Чтобы завершить встраивание, нажмите кнопку Создать объект на Панели специально!
го управления.
Вершины встроенной совокупности заменят собой вершины, ранее находившиеся меж!
ду граничными. Параметры вставленных вершин будут добавлены в Таблицу парамет!
ров. Вершины ломаной будут перенумерованы.
Чтобы отказаться от встраивания совокупности вершин, нажмите кнопку Прервать ко
манду.
106.6.6. Редактирование параметров вершины ломаной
Вы можете изменить параметры любой уже созданной вершины ломаной, не выходя из
команды построения ломаной.
Чтобы отредактировать существующую вершину, укажите ее в окне модели или активи!
зируйте соответствующую ей строку в Таблице параметров вершин ломаной.
261
Часть XXI.
Пространственные кривые, точки, поверхности
Элементы управления Панели свойств позволяют изменить способ, которым была пост!
роена выделенная вершина: по точкам, по осям, по объектам.
При выборе способа построения по осям можно изменить ось, параллельно которой
построен сегмент.
При выборе способа построения по объектам можно изменить объект, используемый в
качестве направляющего.
Параметры вершины, не связанной с опорной точкой, можно изменить следующими
способами.
Задать значения координат вершины и радиуса скругления в ячейках Таблицы парамет!
ров вершин.
Изменить положение вершины в окне модели курсором.
Изменить значения координат вершины или длину сегмента, используя поля на Панели
свойств.
Если вершина связана с опорной точкой, то ее параметры можно изменить следующими
способами.
Удалить связь вершины с опорной точкой и воспользоваться вышеприведенными спо!
собами.
Изменить положение опорной точки.
Указать другую опорную точку.
Если вершина была построена способом по точкам с указанием опорной точки, то ее по!
ложение при смене способа построения изменится.
В таблице невозможно включить опцию Связь с вершиной объекта. Эта связь устанав!
ливается при задании вершины в окне модели. В таблице связь можно только удалить.
Будьте внимательны при удалении связи, так как отменить это действие невозможно.
Чтобы перейти от редактирования вершин ломаной к продолжению ввода вершин, сле!
дует вызвать из контекстного меню команду Продолжить ввод вершин или активизи!
ровать последнюю — ненумерованную — строку Таблицы параметров вершин.
106.7. Точка
Построение точки в пространстве возможно следующими способами:
По координатам,
Переносом относительно другой точки,
На пересечении двух объектов,
На кривой,
На поверхности,
262
Глава 106. Пространственные кривые и точки
В центре объекта,
Проекцией точки на поверхность.
В каждом способе использование определенного объекта обусловливает ассоциативную
связь точки с этим объектом — например, принадлежность точки поверхности.
Чтобы создать точку в пространстве, вызовите команду Точка.
Выберите вариант построения точки из списка Способ или при помощи команд контекс!
тного меню. На Панели свойств появятся элементы управления построением
(рис. 106.3).
Рис. 106.3. Панель свойств при построении точки по координатам
Затем задайте параметры и укажите объекты, используемые для построения.
Наряду со вводом числовых значений можно перемещать характерную точку мышью для
определения окончательного положения точки, например, при построении на кривой.
При этом связь с объектом не нарушается, а параметры будут вычисляться и отобра!
жаться в полях Панели свойств.
Подробно о вводе параметров для каждого способа рассказано в
(см.
разделы 106.7.2 — 106.7.8).
После задания всех необходимых данных в модели появляется фантом точки. Пока пос!
троение не завершено, положение точки можно изменить, активизировав необходимый
элемент управления на Панели свойств.
До завершения команды система «запоминает» объекты, указанные в каждом из спосо!
бов построения, поэтому вы можете переключаться между способами без потери объек!
тов. Исключение составляет способ По координатам — при переключении на него ав!
томатически формируется точка, которая совпадает с точкой, определенной в
последнем из выбранных способов. Благодаря этому в любой момент построения точки
можно посмотреть ее текущие абсолютные координаты.
Для создания точки без ассоциативной связи с объектами, участвовавшими в построе!
нии, переключитесь на способ По координатам и завершите команду.
Чтобы сменить объекты, используемые для построения точки выбранным способом, на!
жмите кнопку Указать заново на Панели специального управления и повторите выбор
объектов.
Название, цвет и стиль отображения точки можно изменить на вкладке Свойства Пане!
ли свойств.
Чтобы завершить построение, нажмите кнопку Создать объект на Панели специально!
го управления.
В способах По координатам и В центре доступен режим автосоздания точек, который
по умолчанию включен.
263
Часть XXI.
Пространственные кривые, точки, поверхности
106.7.1.
Объекты, используемые при построении
При построении используются два типа объектов — объекты, на которых располагается
точка, и объекты, являющиеся вспомогательными — опорные точки и направляющие
объекты (в способах Перенос и Проекция).
Точки в модели могут располагаться на пространственных кривых и поверхностях, а так!
же совпадать с точечными объектами.
Точечными объектами являются:
начала координат,
вершины контуров в эскизах,
отдельные точки в эскизах,
отдельные точки в пространстве,
вершины пространственных кривых,
вершины ребер.
Опорная точка является точкой отсчета смещения в способе Перенос и проецируемым
объектом в способе Проекция. Опорной точкой может служить любой точечный объект.
Направляющими объектами, которые задают направление смещения или проецирова!
ния точки, могут служить следующие объекты в модели.
Точечные объекты (перечисленные выше).
Направление, задаваемое точечным объектом — прямая, проходящая через этот точеч!
ный объект и указанную опорную точку.
Прямолинейные объекты:
отрезки в эскизах,
сегменты ломаных,
координатные и вспомогательные оси,
прямолинейные ребра.
Направление, задаваемое прямолинейным объектом — прямая, параллельная объекту.
Плоские объекты:
координатные и вспомогательные плоскости,
плоские грани.
Направление, задаваемое плоским объектом — прямая, перпендикулярная объекту.
106.7.2. Построение по координатам
По координатам — способ построения точки, позволяющий непосредственно задавать
ее координаты в пространстве или связывать ее с уже имеющимся точечным объектом.
Координаты точки могут быть введены с клавиатуры или определены автоматически при
указании ее положения мышью в окне модели. Включение и выключение формирования
ассоциативной связи точки с точечным объектом производится с помощью опции Ав
тоассоциация.
Если все три координаты точки известны, введите их в соответствующие поля Панели
свойств и зафиксируйте нажатием клавиши <Enter>.
264
Глава 106. Пространственные кривые и точки
При перемещении мыши в окне модели точка определяется как проекция курсора на
плоскость, параллельную экрану и проходящую через начало координат. Текущие коор!
динаты точки отображаются в полях X, Y, Z Панели свойств. При подведении курсора к
точечному объекту (перечень объектов — см. раздел 106.7.1) рядом с ним появляется
условное изображение вершины или точки, а координаты определяются как совпадаю!
щие с координатами этого точечного объекта. Чтобы зафиксировать точку с текущими
координатами, щелкните левой кнопкой мыши.
Указание точечного объекта при включенной опции Автоассоциация приводит к фор!
мированию ассоциативной связи точки с этим объектом.
Признаком наличия связи является отображение «галочки» на кнопке Точка и наимено!
вания точечного объекта в поле Точка на Панели свойств. Благодаря этой связи вновь
созданная точка будет следовать за объектом при изменении его положения.
Чтобы отменить ассоциативную связь с точечным объектом, следует нажать кнопку
Точка. «Галочка» на кнопке исчезнет.
Для восстановления ассоциативной связи точки с точечным объектом необходимо вклю!
чить опцию Автоассоциация и указать нужный объект заново.
Если известны две координаты точки, введите их в соответствующие поля Панели
свойств и зафиксируйте. Во время движения мыши точка будет перемещаться по пря!
мой, определяемой заданными координатами. Чтобы создать точку, являющуюся проек!
цией какого!либо точечного объекта на эту прямую, выключите опцию Автоассоциа
ция и укажите нужный точечный объект. Для фиксации точки щелкните левой кнопкой
мыши.
Если известна одна координата точки, введите ее в соответствующее поле Панели
свойств и зафиксируйте. Во время движения мыши точка будет перемещаться в плос!
кости, определяемой заданной координатой. Чтобы создать точку, являющуюся проек!
цией какого!либо точечного объекта на эту плоскость, выключите опцию Автоассоци
ация и укажите нужный точечный объект. Для фиксации точки щелкните левой кнопкой
мыши.
106.7.3. Перенос точки относительно объекта
Перенос — способ построения точки заданием координат относительно опорной точки
или смещением от нее на заданное расстояние в указанном направлении.
В качестве опорных точек могут быть использованы те же точечные объекты, что и при
связывании точек с объектом в способе По координатам.
Для построения точки способом Перенос необходимо выбрать опорную точку — точку,
от которой будет производиться отсчет координат или расстояние смещения.
Чтобы выбрать опорную точку, укажите нужный объект при нажатой кнопке Опорная
точка. После того, как рядом с курсором появится условное изображение вершины или
точки, нажмите левую кнопку мыши. В поле Опорная точка отобразится ее наименова!
ние.
265
Часть XXI.
Пространственные кривые, точки, поверхности
Перенос по координатам
Поля ввода координат становятся доступны после указания опорной точки.
Задайте относительные координаты создаваемой точки в полях X, Y, Z Панели свойств
и зафиксируйте нажатием клавиши <Enter>.
Перенос относительно направляющего объекта
После указания опорной точки нажмите кнопку Направляющий объект.
Укажите в модели объект, определяющий направление смещения создаваемой точки от
опорной. В поле Направляющий объект отобразится наименование указанного объек!
та.
Перечень направляющих объектов и направления, которые они задают, указаны в разде!
ле 106.7.1 на с. 264.
После указания направляющего объекта становится доступно поле Расстояние.
Задайте расстояние от опорной точки до создаваемой, введя его в этом поле или указав
положение точки мышью в окне модели.
Вместо задания расстояния можно указать точечный объект. В этом случае будет пост!
роена точка — проекция указанного объекта на направление смещения.
106.7.4. Построение на пересечении объектов
Пересечение — способ построения точки на пересечении двух объектов. Объектами яв!
ляются оси, пространственные кривые, грани поверхностей и тел. Точка строится авто!
матически при соблюдении необходимого условия — наличия конечного числа точек
пересечения объектов.
Чтобы построить точку выполните следующие действия.
1.
При нажатой кнопке Объект 1 укажите курсором в модели объект — кривую или повер!
хность. Наименование выбранного объекта отобразится в поле Объект 1.
2.
При нажатой кнопке Объект 2 укажите курсором в модели второй объект, пересекаю!
щийся с первым. Наименование выбранного объекта отобразится в поле Объект 2. Если
объект не имеет общих точек с первым или число общих точек бесконечно, то определе!
ния в поле Объект 2 не произойдет. В этом случае следует вновь указать второй объект
или выбрать другую пару объектов.
Указание объектов может производиться в любой последовательности.
После того, как оба объекта определены, на экране появится фантом точки.
Чтобы изменить выбор, следует нажать кнопку Объект 1 или Объект 2 и произвести но!
вое указание.
Если точек пересечения несколько, то они будут поочередно отображаться при нажатии
кнопок Последующий объект и Предыдущий объект Панели специального управле!
ния. После того, как на экране появится нужная точка, завершите создание объекта.
266
Глава 106. Пространственные кривые и точки
106.7.5. Построение на кривой
На кривой — способ построения точки, смещенной вдоль кривой на некоторое расстоя!
ние от ее вершины. Расстояние может быть задано в относительных или абсолютных ве!
личинах.
В качестве кривой может быть выбран сегмент ломаной, пространственная кривая, кон!
тур в эскизе или ребро.
Чтобы построить точку на кривой, выполните следующие действия.
1.
Укажите курсором в модели кривую. В модели выбранная кривая подсветится. На кривой
будут созданы два фантома: точка в месте указания и начальная вершина со стрелкой
направления отсчета расстояния. Одновременно в поле Кривая Панели свойств отобра!
зится наименование выбранного объекта.
2.
Переместите характерную точку мышью вдоль кривой в нужное положение.
Также вы можете задать числовое значение смещения на Панели свойств. Для этого не!
обходимо выбрать вариант его задания из раскрывающегося списка Смещение, содер!
жащего типы параметров.
По параметру U. Если выбран вариант, то в поле ввода Параметр U, % задается ве!
личина параметра U в процентах от 0 до 100 от длины кривой. В начальной вершине ве!
личина параметра равна 0.
По длине дуги. Если выбран вариант, то в поле ввода Длина дуги задается абсолютное
смещение в единицах измерения длины.
По центральному углу дуги. Если выбран вариант, то в поле ввода Угол задается цен!
тральный угол дуги в единицах измерения угла. Способ доступен, если указана дуга ок!
ружности или эллипса.
После выбора кривой в поле текущего параметра отобразится его значение в точке на
кривой. При перемещении точки мышью параметры вычисляются и заносятся в эти по!
ля.
Введите или задайте счетчиком величину параметра смещения.
В процессе построения можно переключаться между вариантами. При этом величина
смещения будет пересчитываться и отображаться в единицах выбранного варианта.
При нажатой кнопке От начальной вершины группы переключателей Направление
смещение отсчитывается от начальной вершины кривой в направлении вектора смеще!
ния. Чтобы изменить направление, нажмите кнопку От конечной вершины.
Пока параметр смещения не задан пользователем, смена направления не вызывает из!
менения положения точки на кривой.
106.7.6. Построение на поверхности
На поверхности — способ построения точки, лежащей на поверхности. Поверхностями
могут служить грани поверхностей и тел. Положение точки задается смещением на этой
поверхности вдоль воображаемых кривых, образующих эту поверхность в направлениях
U и V, либо расстоянием до точки от двух указанных плоских объектов.
267
Часть XXI.
Пространственные кривые, точки, поверхности
Чтобы построить точку на поверхности, выполните следующие действия.
1.
При нажатой кнопке Поверхность укажите курсором в модели поверхность, например,
цилиндрическую. В модели выбранная поверхность подсветится, на ней появится фан!
том ее математической поверхности в виде сетки из пересекающихся изопараметричес!
ких кривых — функций изменения параметров U и V. Одновременно в поле Поверх
ность Панели свойств отобразится наименование выбранного объекта.
Математическая поверхность грани — поверхность, описываемая функциями от двух
переменных U и V, определяющая положение точек грани в пространстве. Границы ба!
зовой поверхности в общем случае не совпадают с контуром грани. Математическая по!
верхность показывается в виде фантома — сетки изопараметрических кривых, соот!
ветствующих значениям 0, 25, 50, 75, 100 для каждого параметра в отдельности. На
фантоме также показаны стрелочками направления влияния параметров U и V в точке
начала U=0, V=0.
Изопараметрическая кривая — кривая, лежащая на поверхности, определяемая измене!
нием одного из параметров при зафиксированном другом параметре.
2.
Переместите мышью характерную точку на поверхности в нужное положение.
Также вы можете задать числовое значение смещения на Панели свойств. Для этого не!
обходимо выбрать вариант его задания из раскрывающегося списка Смещение, содер!
жащего типы параметров. В зависимости от выбранного варианта элемент управления
Смещение изменяет свой вид.
Вариант По параметрам U и V применяется, если известны относительные величины
смещения, либо если нужно просто создать точку, лежащую на поверхности.
Если выбран данный вариант, то становятся доступны поля ввода Параметр U, % и
Параметр V, %. В этих полях отобразятся текущие значения параметров U и V в указан!
ной точке.
Введите значения параметров U и V или задайте их счетчиком в процентах (от 0 до 100).
Вариант По расстояниям от плоских объектов применяется, если известны расстоя!
ния от двух плоских объектов до создаваемой точки на поверхности. Поверхностью в
данном случае могут служить не только грани, но также вспомогательные и координат!
ные плоскости. Эти плоскости бесконечны, поэтому создаваемые на них точки могут
располагаться как внутри габаритного прямоугольника плоскости, так и вне его.
В качестве плоских объектов, от которых отсчитываются расстояния до точки, могут ис!
пользоваться:
плоские грани,
вспомогательные и координатные плоскости,
ребра указанной грани при условии, что они определяют плоскость.
Если указанная грань плоская, то для задания плоских объектов можно указать два ее
прямолинейных ребра. Расстояния до создаваемой точки будут отсчитываться от этих
ребер.
Плоские объекты должны удовлетворять следующим требованиям:
быть непараллельны друг другу,
268
Глава 106. Пространственные кривые и точки
линия пересечения их плоскостей не должна быть параллельна указанной поверхности
(или ее образующей).
Если выбран данный вариант, то на Панели свойств появятся группы элементов Плос
кий объект 1 и Плоский объект 2.
Укажите в модели два плоских объекта, их наименования отобразятся в полях Плоский
объект 1 и Плоский объект 2.
После выбора плоских объектов становятся доступны поля Расстояние
1 и
Расстояние 2, содержащие вычисленные расстояния от текущей точки до соответству!
ющих плоских объектов. Одновременно в модели появятся фантомы ортогональных
проекций текущей точки на плоские объекты со стрелками, указывающими положитель!
ное направление отсчета расстояния.
Если объекты определены, а поля ввода расстояний недоступны, то это означает, что
множество точек, определяющее результат, не является конечным. Например, при за!
данных условиях результатом построений будет являться отрезок на указанной поверх!
ности.
Введите расстояния в единицах измерения длины или с помощью счетчика. Точка будет
построена, если при заданных значениях она будет находиться в пределах указанной по!
верхности. Если точек в результате может быть две или больше, то будет построена точ!
ка, ближайшая к точке указания мышью поверхности.
В процессе построения можно переключиться на способ По параметрам U и V. При
этом значения параметров автоматически вычисляются и отображаются в полях Сме
щение.
106.7.7.
Построение точки в центре объекта
В центре — способ создания точки в центре объекта.
Объектами являются:
ребра, являющиеся окружностями, эллипсами или их дугами,
контуры в эскизе, являющиеся окружностями, эллипсами или их дугами,
сферические поверхности.
Чтобы построить точку, укажите объект. Наименование объекта отобразится в поле
Объект. В модели точка будет создана автоматически.
106.7.8. Построение проекции точки на поверхность
Проекция — способ создания точки как проекции опорной точки на объект.
Опорной точкой может служить любой точечный объект.
Объектами, на которые проецируется опорная точка, могут являться грани, вспомога!
тельные и координатные плоскости.
Проекция может быть выполнена ортогонально или в направлении, заданном объектом.
Перечень объектов и определяемые ими направления указаны в разделе 106.7.1 на
с. 264.
269
Часть XXI. Пространственные кривые, точки, поверхности
Чтобы построить проекцию, выполните следующие действия.
1. Укажите опорную точку. Наименование точки отобразится в поле Опорная точка.
2. При нажатой кнопке Поверхность укажите поверхность, на которую проецируется
опорная точка. Наименование поверхности отобразится в поле Поверхность, а в модели
появится фантом ортогональной проекции точки.
Завершите создание, если требуется построение ортогональной проекции.
Чтобы построить проекцию в заданном направлении, необходимо выбрать направляю!
щий объект.
3. Нажмите кнопку Направляющий объект и укажите объект, определяющий направле!
ние. Фантом изменит свое положение. Завершите создание точки.
При проецировании на плоскость точка создается всегда, а при проецировании на
грань — только если проекция оказывается в пределах грани.
270
Глава 107.
Поверхности
В файле модели КОМПАС!3D возможно формирование поверхностей четырех типов:
выдавливания,
вращения,
по сечениям,
кинематическая.
Возможен импорт поверхностей, записанных в файлах форматов SAT или IGES.
Кроме того, можно создавать поверхности!«заплатки», а также получать новые поверх!
ности путем сшивки или частичного удаления существующих поверхностей.
Команды работы с поверхностями расположены в меню Операции — Поверхность.
Кнопки для вызова этих команд находятся на панели Поверхности (рис. 107.1).
Рис. 107.1.
Поверхности могут использоваться, например, для отсечения части модели или в качес!
тве объекта, до которого производится выдавливание.
107.1.
Импортированная поверхность
Чтобы импортировать в файл модели поверхность, вызовите команду Импортирован
ная поверхность.
На экране появится стандартный диалог открытия файла. Выберите в нем нужный файл
с расширением sat или igs.
Свободные поверхности и поверхности тел, имеющиеся в указанном файле, будут встав!
лены в текущую модель так, чтобы их система координат совпала с системой координат
модели.
Во время чтения файла *.igs, записанного без топологии, на экране появляется запрос
на сшивку поверхностей. При положительном ответе те импортируемые поверхности,
сшивка которых возможна, будут объединены.
В Дереве модели появится пиктограмма (или несколько пиктограмм) импортированной
поверхности.
Если в выбранном файле *.sat или *.igs записана сборочная модель, то ее импорт воз!
можен только в файл сборки (*.a3d). В результате чтения в сборке создаются детали, со!
держащие импортированные поверхности. При сохранении сборки файлы этих деталей
записываются на диск. Они помещаются в ту же папку, что и сборка.
271
Часть XXI. Пространственные кривые, точки, поверхности
107.2. Поверхность выдавливания
При формировании поверхности выдавливания эскиз, содержащий профиль сечения
поверхности, перемещается в направлении, перпендикулярном собственной плоскости.
Требования к эскизу поверхности выдавливания такие же, как и к эскизу основания!тела
выдавливания (см. раздел86.1.1 на с. 70).
Для создания в модели поверхности выдавливания вызовите команду Поверхность
выдавливания.
Команда Поверхность выдавливания доступна, если в модели выделен один эскиз.
Задайте параметры поверхности при помощи элементов Панели свойств.
Панель свойств при построении поверхности выдавливания содержит такой же набор
полей и переключателей, как при построении формообразующего элемента выдавлива!
ния (см. раздел87.1 на с. 73), и опцию Замкнутая поверхность. Эта опция доступна,
если эскиз поверхности замкнут. При ее включении к поверхности добавляются плоские
грани, соответствующие начальному и конечному положению эскиза.
Если эскиз поверхности выдавливания содержит вложенные контуры, то корректное
построение поверхности без включения опции Замкнуть невозможно.
Все значения параметров отображаются на экране в виде фантома поверхности.
Чтобы зафиксировать поверхность, нажмите кнопку Создать.
Поверхность появится в окне модели, а соответствующая ей пиктограмма — в Дереве
модели.
107.3.
Поверхность вращения
При формировании поверхности вращения эскиз, содержащий профиль сечения повер!
хности, вращается вокруг оси, лежащей в его плоскости.
Требования к эскизу поверхности вращения такие же, как и к эскизу основания!тела вра!
щения (см. раздел86.2 на с. 71).
Для создания в модели поверхности вращения вызовите команду Поверхность враще
ния.
Команда Поверхность вращения доступна, если в модели выделен один эскиз.
Задайте параметры поверхности при помощи элементов Панели свойств.
Панель свойств при построении поверхности вращения содержит такой же набор полей
и переключателей, как при построении формообразующего элемента вращения (см.
раздел87.2 на с. 77), и опцию Замкнутая поверхность. Эта опция доступна, если эскиз
поверхности замкнут. При ее включении к поверхности добавляются плоские грани, со!
ответствующие начальному и конечному положению эскиза.
272
Глава 107. Поверхности
Если эскиз поверхности вращения содержит вложенные контуры, то корректное постро!
ение поверхности без включения опции Замкнуть невозможно.
Все значения параметров отображаются на экране в виде фантома поверхности.
Чтобы зафиксировать поверхность, нажмите кнопку Создать.
Поверхность появится в окне модели, а соответствующая ей пиктограмма — в Дереве
модели.
107.4.
Кинематическая поверхность
При построении кинематической поверхности используется эскиз, в котором изображе!
но сечение поверхности, и объект (или группа объектов), задающий траекторию движе!
ния сечения. Траекторией могут служить контур в эскизе, последовательно соединяю!
щиеся контуры в нескольких эскизах или последовательно соединяющиеся ребра
модели. Если эскизы и (или) ребра расположены в разных плоскостях, траектория будет
не плоской, а объемной.
Требования к эскизам сечений и траектории такие же, как и к эскизам и траектории фор!
мообразующего кинематического элемента (см. раздел86.3 на с. 71).
Для создания в модели кинематической поверхности вызовите команду Кинематичес
кая поверхность.
Команда Кинематическая поверхность доступна, если в модели есть не менее двух
эскизов. Выделение эскизов перед вызовом команды необязательно.
Задайте параметры поверхности при помощи элементов Панели свойств.
Панель свойств при построении кинематической поверхности содержит такой же набор
полей и переключателей, как и при построении формообразующего кинематического
элемента (см. раздел87.3 на с. 79), и опцию Замкнутая поверхность. Эта опция до!
ступна, если эскиз поверхности замкнут. При ее включении к поверхности добавляются
плоские грани, соответствующие начальному и конечному положению эскиза!сечения.
Все значения параметров отображаются на экране в виде фантома поверхности.
Чтобы зафиксировать поверхность, нажмите кнопку Создать.
Поверхность появится в окне модели, а соответствующая ей пиктограмма — в Дереве
модели.
107.5.
Поверхность по сечениям
При формировании поверхности по сечениям используются эскизы сечений и (при не!
обходимости) эскиз направляющей.
Требования к эскизам сечений и направляющей такие же, как и к эскизам и направляю!
щей формообразующего элемента по сечениям (см. раздел86.4 на с. 72).
Для создания в модели поверхности по сечениям вызовите команду Поверхность по
сечениям.
273

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  14  15  16  17   ..