КОМПАС-3D V10 (Том III). Руководство пользователя - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     КОМПАС-3D V10 (Том III). Руководство пользователя

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

КОМПАС-3D V10 (Том III). Руководство пользователя - часть 6

 

 

Глава 87. Общие свойства формообразующих элементов
Табл. 87.8. Возможные варианты построения тонкой стенки
Значение опции
В каком направлении добавляется слой материала.
Тип построения
Особенности задания толщины стенки
тонкой стенки
Два направления В обе стороны относительно поверхности, образованной
перемещением эскиза. При этом можно задать толщину для
каждого направления отдельно.
Средняя
В обе стороны симметрично относительно поверхности,
плоскость
образованной перемещением эскиза. При этом можно задать
только суммарную толщину.
* Если контур в эскизе элемента замкнут, то направления Внутрь и Наружу
совпадают с направлениями внутрь и наружу контура. Если контур в эскизе
сечения разомкнут, используйте фантом для визуального контроля на!
правления добавления материала.
После выбора направления требуется задать толщину стенки оболочки.
Если материал добавляется в направлении наружу, введите толщину в поле Толщина
стенки 1.
Если материал добавляется в направлении внутрь, введите толщину в поле Толщина
стенки 2.
Если материал добавляется в двух направлениях, используйте поле Толщина стенки 1,
чтобы задать толщину в направлении наружу, и поле Толщина стенки 2, чтобы задать
толщину в направлении внутрь.
Если материал добавляется от серединной поверхности, используйте поле Толщина
стенки 1, чтобы задать суммарную толщину.
Рис. 87.13. Примеры тонкостенных элементов
87
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
Слово «тонкая» в термине «тонкая стенка» в значительной степени условно. Вообще го!
воря, в некоторых случаях к поверхности, образованной движением контура, можно до!
бавить слой материала такой толщины, которая многократно превысит линейные разме!
ры контура в эскизе. При этом получившийся элемент не будет «тонкостенным» в
прямом смысле этого слова. Однако в большинстве случаев толщина создаваемого эле!
мента на один или даже несколько порядков меньше его габаритов, поэтому стенку и на!
зывают «тонкой».
Для боковых стенок тонкостенного элемента выдавливания с уклоном заданная толщина
соблюдается в плоскости эскиза и параллельных ей плоскостях.
88
Глава 88.
Создание основания тела
Построение трехмерной модели детали заключается в построении ее тела. Формирова!
ние тела начинается с создания основания — его первого формообразующего элемента.
Основание есть у любого тела. Оно всегда одно.
В качестве основания можно использовать любой из четырех типов формообразующих
элементов — элемент выдавливания, элемент вращения, кинематический элемент и
элемент по сечениям. Кроме того, основанием первого тела детали может стать другая
(уже существующая) деталь (см. раздел 88.3).
Перед созданием модели всегда встает вопрос о том, какой элемент использовать в ка!
честве основания. Для ответа на него нужно хотя бы приблизительно представлять конс!
трукцию будущей детали.
Мысленно исключите из этой конструкции фаски, скругления, проточки и прочие мелкие
конструктивные элементы. Разбейте деталь на составляющие ее формообразующие
элементы (параллелепипеды, призмы, цилиндры, конусы, торы, кинематические эле!
менты и т.д.).
Чаще всего в качестве основания используют самый крупный из этих элементов. Если в
составе детали есть несколько сопоставимых по размерам элементов, в качестве осно!
вания можно использовать любой из них.
Возможно, для создания такой детали целесообразно будет построить несколько тел и
затем объединить их. Некоторые детали, например, сегментные вкладыши, состоят из
нескольких тел, не объединенных между собой. Подробно о многотельном моделирова!
нии рассказано в главе 90.
Иногда в качестве основания используют простой элемент (например, параллелепипед,
цилиндр), описанный вокруг проектируемой детали (или ее части).
В некоторых случаях можно выбрать основание (а также наметить дальнейший порядок
проектирования детали), представив технологический процесс ее изготовления.
Вообще говоря, дать универсальные рекомендации по выбору основания тела невоз!
можно. Любой конструктор вырабатывает представления об удобном ему порядке моде!
лирования после самостоятельного создания нескольких моделей.
88.1.
Создание эскиза основания
Построение любого основания начинается с создания эскиза. Эскиз располагается на
плоскости. Как правило, для построения эскиза основания выбирают одну из существу!
ющих в файле детали координатных плоскостей.
89
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
Выбор плоскости для построения эскиза основания не влияет на дальнейший порядок
построения модели и ее свойства. Однако от него зависит положение детали при выборе
стандартной ориентации (рис. 88.1). Например, если эскиз!сечение элемента выдавли!
вания построен в плоскости XY, то проекция элемента на виде спереди будет совпадать
с формой эскиза.
Виды:
Снизу
Плоскость ZY
(профильная)
Плоскость XY
(фронтальная)
Вид сверху
Справа
Спереди Слева Сзади
Сверху
Вид спереди
Вид слева
Плоскость ZX
(горизонтальная)
Рис. 88.1. Положение детали относительно координатных плоскостей
Перед созданием эскиза основания выделите в Дереве модели нужную плоскость.
Чтобы создать эскиз в выделенной плоскости, вызовите команду Операции — Эскиз
или нажмите кнопку Эскиз на панели Текущее состояние. Команду Эскиз можно так!
же вызвать из контекстного меню.
Вы можете не создавать новый, а использовать уже существующий в библиотеке эскиз
(подробнее см. раздел 130.2 на с. 407).
В Дереве модели появится пиктограмма нового эскиза, отмеченная «замком», а кнопка
Эскиз останется нажатой. Это свидетельствует о том, что система находится в режиме
редактирования эскиза.
Режим редактирования эскиза практически не отличается от режима редактирования
фрагмента. В нем доступны все команды построения и редактирования графических
объектов, выделения, измерений, простановки размеров, наложения параметрических
связей и ограничений.
Исключение составляют команды создания таблиц и технологических обозначений во
фрагменте. В режиме редактирования эскиза они отсутствуют. Это связано с тем, что в
отличие от графических примитивов эти объекты при перемещении эскиза не участвуют
в образовании формы трехмерного элемента, и в отличие от размеров они не определя!
ют конфигурацию эскиза. Поэтому таблицы и технологические обозначения в эскизах не
используются.
90
Глава 88. Создание основания тела
Если в эскиз попали таблица или технологическое обозначение (например, они были
скопированы через буфер обмена из графического документа), это не препятствует
дальнейшей работе. Такие объекты не учитываются при образовании объемного элемен!
та. В эскизе они сохраняются. Их можно просмотреть при редактировании эскиза.
Если же в эскиз случайно попадет текст, то это приведет к появлению дополнительных
контуров, которые могут исказить результат операции или сделать ее выполнение невоз!
можным.
Эскиз может содержать текст. При выходе из режима редактирования эскиза все тексты
в нем преобразуются в один или несколько контуров, состоящих из NURBS.
Создайте в эскизе изображение сечения основания тела (или траектории перемещения
сечения). При необходимости наложите параметрические связи и ограничения (см.
Том II, главу 58).
Работа с переменными и размерами в параметрическом эскизе отличается от работы с
переменными и размерами в параметрическом фрагменте или чертеже. Работа с
переменными и размерами эскиза подробно описана в разделе 115.3 на с. 326.
Когда создание эскиза закончено, необходимо вернуться в режим трехмерных построе!
ний.
Для этого вызовите из контекстного меню команду Эскиз или отожмите кнопку Эскиз
на Панели управления.
Система перейдет в режим трехмерных построений.
В Дереве модели появится пиктограмма нового эскиза. Она будет выделена цветом.
Эскиз будет подсвечен в окне модели.
Если вы планируете сразу использовать эскиз для выполнения операции, то пользовать!
ся командой выхода из режима редактирования эскиза не обязательно. Вызывайте ко!
манду создания формообразующего элемента прямо из этого режима: активизируйте
панель Редактирование детали и нажмите кнопку нужной операции.
88.1.1.
Параметрический режим в эскизе
По умолчанию в новом эскизе включен параметрический режим. Подробно об особен!
ностях работы в нем см. Том II, раздел 54.7.
Чтобы настроить параметрический режим в текущем эскизе, вызовите команду
Сервис — Параметры — Текущий эскиз — Параметризация.
Для настройки параметрического режима эскизов во всех вновь создаваемых моделях
вызовите команду Сервис — Параметры — Новые документы — Модель — Эскиз —
Параметризация.
88.1.2.
Ориентация плоскости эскиза
Эскиз удобно строить, когда его плоскость совпадает с плоскостью экрана. Если плос!
кость эскиза перпендикулярна плоскости экрана, построение невозможно.
91
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
По умолчанию система настроена так, что при создании нового эскиза модель автомати!
чески поворачивается в ориентацию Нормально к... по отношению к плоскости эскиза,
а при выходе из режима эскиза возвращается в прежнее положение.
Эту и другие настройки автоматической установки ориентации можно изменить в диало!
ге настройки параметров управления изображением (см. раздел. 85.3.3 на с. 46).
Если автоматический поворот модели отключен, то плоскость эскиза можно вручную
разместить параллельно экрану.
Для этого служит команда Нормально к... в меню кнопки Ориентация на панели Те
кущее состояние.
Вы можете установить плоскость эскиза в ориентацию Нормально к... как до перехода
в режим эскиза, так и после. В первом случае необходимо выделить плоскость будущего
эскиза в Дереве модели и вызвать команду Нормально к... (она доступна в контекстном
меню плоскости). Во втором случае плоскость выделять не нужно — можно просто вы!
звать команду Нормально к... из контекстного меню (она доступна, если не активна ни
одна из команд геометрических построений) или из меню кнопки Ориентация.
88.2. Выполнение формообразующей операции
Элемент выдавливания
Элемент вращения
Кинематический элемент
Элемент по сечениям
Рис. 88.2. Команды построения формообразующих элементов
Теперь необходимо указать, каким способом требуется перемещать эскиз в пространс!
тве для получения основания нужного типа, т.е. выбрать вид формообразующей опера!
ции.
Команды построения формообразующих элементов находятся в меню Операции —
Операция. Кнопки для их быстрого вызова сгруппированы на панели Редактирова
ние детали (рис. 88.2).
88.2.1.
Элемент выдавливания
Для создания основания в виде элемента выдавливания вызовите команду Операция
выдавливания.
Команда доступна, если в модели еще нет основания, и выделен один эскиз.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.1 на с. 73) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать основание — элемент выдавливания.
Созданный элемент выдавливания появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
92
Глава 88. Создание основания тела
88.2.2.
Элемент вращения
Для создания основания в виде элемента вращения вызовите команду Операция вра
щения.
Команда доступна, если в модели еще нет основания, и выделен один эскиз.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.2 на с. 77) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать основание — элемент вращения.
Созданный элемент вращения появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
88.2.3.
Кинематический элемент
Для создания основания в виде кинематического элемента вызовите команду Кинема
тическая операция.
Команда доступна, если в модели есть один эскиз. Выделение эскиза перед вызовом ко!
манды необязательно.
Для того, чтобы построение кинематического элемента было возможно, необходимо на!
личие траектории. Траекторией может служить любая пространственная или плоская
кривая — спираль, сплайн, контур в эскизе — или несколько стыкующихся кривых.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.3 на с. 79) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать основание — кинематический элемент.
Созданный кинематический элемент появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
88.2.4.
Элемент по сечениям
Для создания основания в виде элемента по сечениям вызовите команду Операция по
сечениям.
Команда доступна, если в модели еще нет основания, но есть не менее двух эскизов. Вы!
деление эскизов перед вызовом команды необязательно.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.4 на с. 81) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать основание — элемент по сечениям.
Созданный по сечениям элемент появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
88.3.
Деталь заготовка
Удобный прием моделирования изделий, которые отличаются лишь некоторыми конс!
труктивными элементами — использование в качестве основания ранее подготовленной
модели (она называется «заготовкой»).
93
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
Модель детали, которую требуется использовать в качестве основания тела, должна
быть сформирована и записана на диск в файл с любым именем.
Чтобы использовать готовую модель детали в качестве заготовки, вызовите команду
Операции — Деталь заготовка….
После вызова команды на экране появится стандартный диалог выбора файлов.
Выберите в нем файл, содержащий нужную деталь.
Укажите, должна ли заготовка сохранять связь с файлом!источником. Для этого активи!
зируйте соответствующий переключатель в группе Способ вставки на Панели свойств
(см. табл. 88.1).
Табл. 88.1. Способы вставки заготовки
Переключатель
Особенности вставки заготовки
в группе
Способ вставки
Внешней ссылкой Сохраняется связь заготовки с файлом!источником. Заготовка не
копируется в модель, а существует в ней в виде ссылки на свой
файл. Если в дальнейшем файл!источник будет отредактирован,
изменения автоматически передадутся в деталь, использующую
данную заготовку.
Без истории
Связь заготовки с файлом!источником не сохраняется. Заготовка
копируется в модель и теряет информацию о названии и
расположении источника. Редактирование файла!источника не
оказывает влияния на такую заготовку.
Если требуется, чтобы основание было зеркальной копией детали!заготовки, включите
опцию Зеркальная деталь.
Указав параметры вставки, подтвердите создание основания из заготовки.
Деталь!заготовка (или ее зеркальная копия) будет вставлена в текущий файл. В Дереве
модели появится пиктограмма, соответствующая способу вставки:
Заготовка, вставленная внешней ссылкой,
Заготовка без истории.
Последующая работа с заготовкой («приклеивание» и «вырезание» дополнительных
объемов, построение фасок, отверстий и т.д.) ничем не отличается от работы с основа!
нием, полученным путем операции над эскизом.
Каким бы способом деталь!заготовка ни вставлялась в модель, редактировать элементы
заготовки в модели невозможно. Изменить элементы можно только у вставленной ссыл!
кой заготовки и только в ее файле!источнике. Для быстрого доступа к файлу!источнику
заготовки удобно использовать команду Редактировать источник. Она находится в
контекстном меню детали!заготовки, выделенной в Дереве модели.
В контекстном меню детали!заготовки, вставленной ссылкой, находится также команда
Заменить источник. Она позволяет указать другой файл детали в качестве источника
заготовки.
94
Глава 89.
Приклеивание и вырезание
формообразующих элементов
После создания основания тела можно приклеивать к нему или вычитать из него различ!
ные формообразующие элементы.
Они, как и основание, могут быть четырех типов:
элементы выдавливания,
элементы вращения,
кинематические элементы,
элементы по сечениям.
Параметры элементов рассмотрены в разделах 87.1-87.4.
89.1.
Создание эскиза на плоской грани детали
Эскиз добавляемого к детали или вычитаемого из детали формообразующего элемента
может быть расположен как в базовой или вспомогательной плоскости, так и на плоской
грани самой детали.
Если эскиз вырезаемого элемента расположен так, что элемент не пересекается с име!
ющимся телом, то выполнение операции невозможно.
Если аналогичным образом расположен эскиз приклеиваемого элемента, то выполнение
операции возможно, однако ее результатом будет новое тело. Подробнее о многотель!
ном моделировании рассказано в главе 90.
Для создания эскиза на плоской грани выделите эту грань и вызовите команду
Операции — Эскиз.
Если выделенная грань — не плоская или выделено несколько граней (плоскостей), то
команда создания нового эскиза недоступна.
Система перейдет в режим редактирования эскиза. При этом в эскизе появятся фантомы
всех ребер грани, на которой этот эскиз строится. Они отображаются пунктирными ли!
ниями. В ходе построения эскиза вы можете привязываться к этим фантомам так же, как
к обычным графическим примитивам.
Фантомы ребер грани могут учитываться при наложении параметрических связей и ог!
раничений.
Например, отрезки в эскизе можно сделать перпендикулярными или параллельными
ребрам грани. Можно привязать характерные точки объектов к ребрам грани и т.д. Если
впоследствии ребра грани изменят свое положение, то связанные с ними объекты эскиза
перестроятся в соответствии с новым положением ребер (так, чтобы не нарушались на!
ложенные на них связи и ограничения).
Фантомы ребер грани исчезают по выходе из режима редактирования эскиза. При вы!
полнении операции они не учитываются.
95
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
Когда создание эскиза закончено, необходимо вернуться в режим трехмерных построе!
ний. Для этого вновь вызовите команду Эскиз или отожмите соответствующую кнопку.
Если вы планируете сразу использовать эскиз для выполнения операции, можно не вы!
зывать команду выхода из режима редактирования эскиза. Вызывайте команду созда!
ния формообразующего элемента прямо из этого режима: активизируйте панель Ре
дактирование детали и нажмите кнопку нужной операции.
89.2.
Проецирование в эскиз существующих объектов
Иногда требуется изобразить в эскизе контур, представляющий собой проекцию ребра
или грани на плоскость эскиза. Такое построение трудно, а иногда невозможно выпол!
нить стандартными средствами графического редактора.
Чтобы создать в эскизе проекцию какого!либо объекта, вызовите команду Операции —
Спроецировать объект. Кнопка для вызова этой команды находится на панели Гео
метрия.
Укажите объект, проекцию которого требуется получить — грань, ребро или ось. Систе!
ма создаст в эскизе его проекцию и будет ожидать указания следующего объекта для
построения проекции.
Проекции ребер и граней создаются в виде графических объектов со стилем линии Ос&
новная.
Проекции вспомогательных осей создаются в виде вспомогательных прямых.
Если прямолинейное ребро (или ось), выбранное для построения проекции, перпендику!
лярно плоскости эскиза, проекция не создается (т.к. она вырождается в точку).
При построении проекции грани в эскиз проецируются ограничивающие ее ребра. Если
проекции каких!либо ребер совпадают, в эскизе остается одна из них. В этом случае сис!
тема выдает сообщение «Проекции некоторых объектов не добавлены».
89.3.
Приклеивание элементов
Элемент выдавливания
Элемент вращения
Кинематический элемент
Элемент по сечениям
Рис. 89.1. Команды приклеивания элементов
Операции приклеивания, как и операции создания основания, приводят к добавлению
материала тела. Поэтому приклеивание к телу формообразующих элементов произво!
дится при помощи тех же команд, что и создание основания тела.
Эти команды расположены в меню Операции — Операция.
Кнопки для вызова этих команд находятся в одной группе на панели Редактирование
детали (рис. 89.1).
96
Глава 89. Приклеивание и вырезание формообразующих элементов
89.3.1.
Элемент выдавливания
Чтобы приклеить к телу элемент выдавливания, вызовите команду Операция выдав
ливания.
Команда доступна, если выделен один эскиз.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.1 на с. 73) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали приклеенный элемент выдав!
ливания.
Приклеенный элемент выдавливания появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
89.3.2.
Элемент вращения
Чтобы приклеить к телу элемент вращения, вызовите команду Операция вращения.
Команда доступна, если выделен один эскиз.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.2 на с. 77) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали прикленный элемент враще!
ния.
Приклеенный элемент вращения появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
89.3.3.
Кинематический элемент
Чтобы приклеить к телу кинематический элемент, вызовите команду Приклеить кине
матически.
Команда доступна, если в модели есть не менее одного эскиза, который не задействован
в выполнении других операций. Выделение эскизов перед вызовом команды необяза!
тельно.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.3 на с. 79) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали прикленный кинематический
элемент.
Приклеенный кинематический элемент появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
89.3.4.
Элемент по сечениям
Чтобы приклеить к телу элемент по сечениям, вызовите команду Приклеить по сече
ниям.
Команда доступна, если в модели есть не менее двух эскизов, которые не задействованы
в выполнении других операций. Выделение эскизов перед вызовом команды необяза!
тельно.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.4 на с. 81) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств.
97
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали прикленный элемент враще!
ния.
Приклеенный элемент по сечениям появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
89.4. Вырезание элементов
Команды вырезания из детали формообразующих элементов расположены в меню
Операции — Вырезать.
Кнопки для их вызова находятся в одной группе на панели Редактирование детали
(рис. 89.2).
Элемент выдавливания
Элемент вращения
Кинематический элемент
Элемент по сечениям
Рис. 89.2. Команды вырезания элементов
Параметры вырезаемых элементов аналогичны параметрам приклеиваемых элементов.
Однако при вырезании элементов требуется задать еще одну характеристику — способ
вырезания.
89.4.1. Выбор результата операции вырезания
Если формообразующий элемент пересекается с существующим телом, то при выреза!
нии можно удалить материал, находящийся внутри или снаружи поверхности этого эле!
мента, т.е. вычесть элемент из тела, или получить пересечение элемента и тела (см. схе!
му на рис. 89.3).
Элемент А
Элемент Б
а)
б)
в)
Рис. 89.3. Различные способы вырезания: а) исходные элементы,
б) результат вычитания Элемента Б из Элемента А, в) результат пересечения элементов А и Б
Чтобы выбрать вариант вырезания, активизируйте вкладку Панели свойств Вырезание
(рис. 89.4).
98
Глава 89. Приклеивание и вырезание формообразующих элементов
Рис. 89.4. Выбор варианта вырезания
Активизируйте в группе Результат операции переключатель, соответствующий требу!
емому способу вырезания — Вычитание элемента или Пересечение элементов.
а)
б)
в)
Рис. 89.5. Различные способы вырезания: а) исходные элементы,
б) результат вычитания цилиндра из полусферы, в) пересечение цилиндра и полусферы
Этот параметр можно задать при вырезании формообразующего элемента любого типа.
89.4.2.
Элемент выдавливания
Чтобы вырезать из тела элемент выдавливания, вызовите команду Вырезать выдав
ливанием.
Команда доступна, если в модели есть тело и выделен один эскиз.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.1 на с. 73) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств. Выберите способ вырезания (см. раздел 89.4.1)
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали вырезанный элемент выдав!
ливания.
Вырезанный элемент выдавливания появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
89.4.3.
Элемент вращения
Чтобы вырезать из тела элемент вращения, вызовите команду Вырезать вращением.
Команда доступна, если в модели есть тело и выделен один эскиз.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.2 на с. 77) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств. Выберите способ вырезания (см. раздел 89.4.1)
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали вырезанный элемент враще!
ния.
Вырезанный элемент вращения появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
99
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
89.4.4.
Кинематический элемент
Чтобы вырезать из тела кинематический элемент, вызовите команду Вырезать кине
матически.
Команда доступна, если в модели есть тело и не менее одного эскиза, который не за!
действован в выполнении других операций. Выделение эскизов перед вызовом команды
необязательно.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.3 на с. 79) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств. Выберите способ вырезания (см. раздел 89.4.1)
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали вырезанный кинематический
элемент.
Вырезанный кинематический элемент появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
89.4.5.
Элемент по сечениям
Чтобы вырезать из тела элемент по сечениям, вызовите команду Вырезать по сечени
ям.
Команда доступна, если в модели есть тело и не менее двух эскизов, которые не задейс!
твованы в выполнении других операций. Выделение эскизов перед вызовом команды
необязательно.
Задайте параметры элемента (см. раздел 87.4 на с. 81) при помощи специальных полей
и переключателей на Панели свойств. Выберите способ вырезания (см. раздел 89.4.1)
Нажмите кнопку Создать, чтобы зафиксировать в детали вырезанный элемент по сече!
ниям.
Вырезанный элемент по сечениям появится в окне детали, а соответствующая ему
пиктограмма — в Дереве.
100
Глава 90.
Многотельное моделирование
Многотельное моделирование — процесс моделирования детали, включающий созда!
ние нескольких твердых тел.
Результатом многотельного моделирования может являться как одно тело, так и не!
сколько тел (т.е. многотельная деталь).
Каждое тело в процессе многотельного моделирования создается обычным образом,
т.е. путем выполнения булевых операций над объемными элементами. Сначала создает!
ся основание тела (см. главу 88). Затем к нему добавляются или из него вычитаются
формообразующие элементы (см. главу 89), создаются дополнительные конструктив!
ные элементы (см. главу 91), массивы элементов (см. главу 93).
Копирование тел в детали возможно только с помощью команды Зеркально отразить
тело (см. раздел 93.6 на с. 141).
Над телами могут производиться булевы операции (см. раздел 90.5 на с. 108).
При выполнении операций в многотельной детали необходимо учитывать их область
применения (см. раздел 90.4 на с. 104).
Многотельное моделирование расширяет возможности построения деталей и снимает
ограничения на создание моделей, которые можно получить только объединением, вы!
читанием или пересечением тел. Например, используя многотельное моделирование,
можно построить деталь путем объединения тонкостенных тел с разной толщиной стен!
ки.
90.1.
Примеры использования
многотельного моделирования
В качестве наиболее типичных примеров использования многотельного моделирования
являются проектирование «с нескольких сторон» и создание тел вычитанием.
Проектирование «с нескольких сторон» — способ проектирования, при котором отде!
льные части детали создаются как самостоятельные тела, а затем объединяются. При
этом пересекающиеся тела можно объединить путем выполнения над ними булевой опе!
рации, а непересекающиеся — путем построения нового пересекающегося с ними тела.
Создание тел вычитанием — способ проектирования, при котором тело детали форми!
руется путем вычитания одних тел из других. В этом случае нужно создать два пересека!
ющихся тела, первое из которых будет определять форму детали, а второе — форму по!
лости. Затем следует произвести над телами булеву операцию вычитания второго тела
из первого. Данный способ проектирования рекомендуется для создания деталей со
сложными карманами или другими выборками, проходящими через сложные поверх!
ности и имеющими скругления.
101
Часть XVIII.Приемы моделирования деталей
Если такие карманы или выборки симметричны, то до применения булевой операции не!
обходимо создать копию второго тела с помощью команды Зеркально отразить тело,
а затем дважды выполнить булеву операцию вычитания.
90.2.
Особенности работы с многотельными деталями
1.
При создании многотельных деталей необходимо помнить, что каждое тело, составляю!
щее деталь, должно быть неразрывно. Поэтому не допускается создание формообразу!
ющих элементов, приводящих к разделению тел.
Например, на основе эскиза, содержащего несколько невложенных друг в друга замкну!
тых контуров, невозможно построить элемент выдавливания, являющийся отдельным
телом.
По этой же причине не допускается такое вырезание из тела формообразующего эле!
мента, которое разделяет тело на две или несколько несвязанных между собой частей.
При попытке выполнить операцию, приводящую к разделению тела или появлению но!
вых несвязанных между собой частей одного и того же тела, появляется ошибка «Тело
состоит из отдельных частей».
Таким образом, если деталь состоит из нескольких частей, например, сегментный вкла!
дыш, то каждую часть необходимо создавать как самостоятельное тело.
2.
Кроме того, что тело детали не может быть разделено на части, оно не может быть час!
тично скрыто. Это означает, что нельзя скрыть, например, отдельный приклеенный к те!
лу формообразующий элемент. Поэтому после вызова команды Скрыть для какого!ли!
бо элемента скрывается целиком все тело, в состав которого входит этот элемент.
3.
Изменение положения тел детали друг относительно друга возможно только путем из!
менения положения эскизов, использованных для создания тел. Для этого можно вос!
пользоваться, например, командами Разместить эскиз и Изменить плоскость из кон!
текстного меню эскиза в Дереве модели.
90.3.
Отображение многотельной детали в Дереве модели
Общее количество тел детали отображается в Дереве детали — в скобках после ее на!
звания (рис. 90.1-90.3).
В Дереве сборки отображаются только названия вставленных в нее деталей. Количества
тел в деталях не указываются.
Дерево модели может отображаться в одном из двух видов: в виде последовательности
построения или в виде структуры модели (см. разделы 84.3.1 на с. 34 и 84.3.2 на с. 35 со!
ответственно). При работе с многотельной деталью можно рекомендовать отображение
Дерева в виде структуры. Этот способ более наглядно представляет состав многотель!
ной детали и порядок ее создания, чем отображение последовательности построения
(рис. 90.1-90.3).
Элементы, формирующие тела, группируются в разделы, соответствующие телам. На!
звания разделов совпадают с названиями оснований тел (рис. 90.1, а).
102
Глава 90. Многотельное моделирование
а)
б)
Рис. 90.1. Многотельная деталь в Дереве:
а) структура, б) последовательность построения
Если в детали присутствует булева операция над телами, то она размещается в разделе,
который соответствует первому из участвующих в ней тел. Второе тело, участвующее в
этой булевой операции, отображается как подчиненное ей (рис. 90.2, а).
а)
б)
Рис. 90.2. Булева операция над телами детали:
а) структура, б) последовательность построения
Если в детали присутствует элемент, объединяющий несколько тел в одно, то он разме!
щается в разделе, который соответствует первому из объединяемых тел. Остальные те!
ла, объединяемые этим элементом, отображаются как подчиненные ему.
Объединяющие элементы обозначаются в Дереве специальными пиктограммами
(рис. 90.3, а).
103

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..