I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии
Часть 2 в экзаменационной модели 2017 не претерпела изменений, каждый вариант
экзаменационной работы содержит 7 заданий:
1 задание – с двумя элементами ответа, высокий уровень - 22
6 заданий – с тремя и более элементами ответа, высокий уровень - 23–28
Эти задания оцениваются соответственно максимальными баллами 2 и 3.
Включение в экзаменационную работу заданий со свободным ответом имеет большое
значение для получения объективных результатов при проведения ЕГЭ. Задания этого типа
дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их
знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания
в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать,
обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса
излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и
качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.
В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2
проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.
Задания с двумя элементами ответа - 22 контролируют знания по всем блокам
содержания, умение выпускников применять в практических ситуациях биологические
знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках
организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции. Эти задания относят к
заданиям повышенного уровня сложности и оцениваются максимально в два балла.
Задания с тремя и более элементами ответа – 23-28 контролируют усвоение
нескольких элементов знаний (от 3 до 6), умение применять знания в измененной и новой
ситуации и оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Они рассчитаны
на анализ, объяснение того или иного явления и требуют от учащихся знаний биологических
закономерностей, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умения
самостоятельно оперировать биологическими понятиями, работать с текстом, рисунком,
схемой, решать задачи по генетике, цитологии, эволюции и экологии.
5