Задания ЕГЭ по биологии, 2017-2018 год (с ответами) - часть 2

 

  Главная      Книги - Тесты     Задания ЕГЭ по биологии, 2017-2018 год (с ответами)

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..

 

 

Задания ЕГЭ по биологии, 2017-2018 год (с ответами) - часть 2

 

 

I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии

Часть 2 в экзаменационной модели 2017 не претерпела изменений, каждый вариант

экзаменационной работы содержит 7 заданий: 

1 задание – с двумя элементами ответа, высокий уровень - 22 

6 заданий – с тремя и более элементами ответа, высокий уровень - 23–28 
Эти задания оцениваются соответственно максимальными баллами 2 и 3.

Включение в экзаменационную работу заданий со свободным ответом имеет большое

значение для получения объективных результатов при проведения ЕГЭ. Задания этого типа
дают   возможность   не   только   оценить   учебные   достижения   экзаменуемых,   глубину   их
знаний,   но   и   выявить   логику   их   рассуждений,   умение   применять   полученные   знания
в нестандартных   ситуациях,   устанавливать   причинно-следственные   связи,   обобщать,
обосновывать,   делать   выводы,   логически   мыслить,   четко   и   кратко   по   существу   вопроса
излагать   ответ.   Эти   задания   обеспечивают   дифференциацию   выпускников   по   уровню   и
качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2

проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования. 

Задания   с   двумя   элементами  ответа   -   22  контролируют   знания   по   всем   блокам

содержания,   умение   выпускников   применять   в   практических   ситуациях   биологические
знания   о   живых   системах,   биологических   закономерностях,   характерных   признаках
организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции. Эти задания относят к
заданиям повышенного уровня сложности и оцениваются максимально в два балла.

Задания   с   тремя   и   более   элементами   ответа   –   23-28  контролируют   усвоение

нескольких элементов знаний (от 3 до 6), умение применять знания в измененной и новой
ситуации и оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Они рассчитаны
на анализ, объяснение того или иного явления и требуют от учащихся знаний биологических
закономерностей,   проявляющихся   на   всех   уровнях   организации   живого,   умения
самостоятельно   оперировать   биологическими   понятиями,   работать   с   текстом,   рисунком,
схемой, решать задачи по генетике, цитологии, эволюции и экологии.

5

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Система оценивания заданий с развернутым ответом

Задания   части   2   оцениваются   предметной   комиссией   и   являются   сложными   для

выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Это связано с тем, что учащиеся часто
дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос.
Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Поэтому для проверки
результатов выполнения заданий с развернутым ответом по биологии используется система
оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания. К заданиям прилагается
инструкция   с эталонами   ответов.   Она   позволяет   эксперту   соотнести   ответ   ученика
с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие
или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для
каждого ответа эталоном.

При   оценивании   задания   с   развернутым   ответом   следует   учитывать   указания:

«Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснения в ответе
снижает его качество и соответственно понижает баллы.

В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с

развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне
предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки
ответа, не искажающие его смысла».  
В этом случае правильный ответ может быть дан
иными словами.

В   случае   закрытого   ряда   требований   в   эталоне   предлагается   единственный

правильный вариант ответа, не допускаются иные интерпретации и указано: «Правильный
ответ   должен   содержать   следующие   позиции»
.   В   ответах   на   такие   задания   должны
обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа.

Оценка   письменного   ответа   проводится   путем   сопоставления   работы   ученика   с

эталоном ответа, при этом эксперт должен ориентироваться на элементы и критерии оценки
ответов,   которые   требуется   раскрыть   в   задании,   выявить   биологические   ошибки   и
неточности. 

Следует отметить, что эталоны ответов носят примерный характер, определяют самое

существенное   содержание   ответа,   сформулированы   кратко.   Эксперты   не   должны
воспринимать формулировку критериев как единственно правильную, за исключением тех
случаев, когда в критериях представлена схема решения задачи. Поэтому при оценке ответов
испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их
оценивания   целесообразно   спроектировать   следующие   позиции:   характер   информации,
полнота   отражения   в   эталоне   элементов   ответа,   возможная   вариативность   ответа.   Ответ
выпускника   может   отличаться   от   эталона   по   форме,   последовательности   изложения
элементов содержания. Учащиеся вправе изложить свой ответ другими словами, привести
дополнительные сведения, которые не содержатся в эталоне. В этом случае допускается иная
формулировка ответа, не искажающая его смысла и не влияющая на оценку. 

Если в ответе выпускника наряду с элементами знаний, предложенными в эталоне,

содержатся сведения, превышающие требования к ответу и не включенные в эталон, то это
не позволяет повысить число баллов за ответ, поскольку максимальное число баллов указано
в   эталоне.   В   каждом   случае   эксперт   должен   объективно   установить   степень   полноты   и
правильности ответа и оценить его. 

Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами. При расхождении

экспертных   оценок   в   один   балл   выставляется   более   высокая   оценка.   При   расхождении
оценок в 2 и более баллов назначается третий эксперт. 

6

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом

каждого типа

Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с двумя

элементами. Линия 22

Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований 

Задания с 2-мя элементами ответа

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
1) 
2) 
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит 
биологических ошибок

2

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ 
включает в себя два названных выше элемента, но содержит биологические 
ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Критерии оценивания заданий с закрытым рядом требований

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:
1) 
2) 
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит 
биологических ошибок

2

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, ИЛИ ответ 
включает в себя два названных выше элемента, но содержит биологические 
ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

7

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Примеры различных форм оценивания заданий с развернутым ответом с тремя и

более элементам. Линии 23-28 

Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований

Задание с 3-мя элементами ответа

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
1) 
2) 
3) 
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит 
биологических ошибок

3

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше 
элемента, но содержит биологические ошибки

2

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит 
биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше 
элементов, но содержит биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание с 3-мя элементами ответа на нахождение ошибок в тексте

Содержание верного ответа и указания по оцениванию 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 
2) 
3) 
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит неверной 
информации

3

В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За 
неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не 
снижаются

2

В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. 
За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не 
снижаются

1

Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ 
указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания заданий с открытым рядом требований

8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   1  2  3   ..