КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ УЗЛОВ
МОТОЦИКЛА, ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
МОТОЦИКЛ ДНЕПР-11. ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель (рис. 5, 6, 7) по конструктивным особенностям и техническим
показателям относится к разряду форсированных мотоциклетных двигателей
дорожного типа.
Горизонтальное расположение цилиндров обеспечивает хорошее охлаждение и
уравновешивание кривошипно-шатунного механизма. Каждый цилиндр имеет
отдельный карбюратор, что улучшает пуск и повышает мощность двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм
Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала с шатунами,
поршнями с поршневыми кольцами и поршневыми пальцами, картера и двух
цилиндров с головками.
Коленчатый вал. Двухопорный коленчатый вал отлит из высокопрочного
чугуна. Имеет два колена, расположенных в одной плоскости под углом
180°, и состоит из передней и задней цапф, щеки и двух шатунных шеек.
Коленчатый вал установлен в картере двигателя на двух подшипниках 30
(рис. 6) и 39. На переднем конце коленчатого вала крепятся ведущая
шестерня 4 распределительного механизма и центрифуга, а на конической
части заднего конца — маховик 22.
Направление вращения коленчатого вала двигателя (при виде спереди) —
правое.
При нормальных условиях эксплуатации коленчатый вал с шатунными
подшипниками скольжения имеет значительный срок службы. Однако при
капитальном ремонте двигателя рекомендуется заменять вкладыши шатунных
подшипников. Это предохраняет от преждевременного износа шатунные шейки
коленчатого вала.
Шатуны в сборе с вкладышами. Шатуны — стальные, кованые, двутаврового
сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка с точно
выполненным отверстием для правильной посадки поршневого пальца. Нижняя
головка шатуна несимметричная, разъемная, с тонкостенными
взаимозаменяемыми вкладышами. Для правильной установки шатунов на
коленчатом валу стержни шатунов снабжены выступами, которые должны быть
направлены наружу относительно щеки коленчатого вала (для правого шатуна
выступ направлен в сторону маховика, для левого — в сторону центрифуги).
Крышки шатунов — невзаимозаменяемые. Гайки шатунных болтов затягиваются
и контрятся.
Поршень, поршневые кольца и поршневые пальцы.
Поршень 15 (рис. 5) двигателя состоит из головки, юбки и бобышек. На
поршне имеются четыре канавки, в которых установлены поршневые кольца.
Два верхних кольца 14 (компрессионные) создают необходимую герметичность
в цилиндре и препятствуют прорыву газов из камеры сгорания в картер
двигателя. Два нижних кольца 13
(маслосъемные) служат для снятия избыточного масла
со стенок цилиндра.
В третью канавку поршня устанавливается маслосъемное кольцо стальное,
состоящее из четырех элементов: двух стальных дисков, осевого и
радиального расширителей.
В нижнюю канавку установлено чугунное маслосъемное кольцо.
Ось отверстия под поршневой палец смещена на 1,5 mm от диаметральной
плоскости поршня, благодаря чему поршень плавно, без ударов перемещается
в пределах зазора между юбкой поршня и стенками цилиндра при изменении
направления движения в верхней мертвой точке. На днище поршня набита
стрелка, показывающая правильное расположение поршня в цилиндре; при
монтаже стрелка должна быть обращена на обоих поршнях вперед, т. е. в
сторону центрифуги.
Поршневые компрессионные кольца изготовлены из специального чугуна и
имеют прямые замки. Зазор в замках колец при установке в цилиндр должен
быть в пределах 0,25—0,5 mm.
При установке цилиндров на поршни компрессионные кольца должны быть
повернуты замками в разные стороны для уменьшения пропуска газов.
Поршень 16 (рис. 7) соединен с шатуном плавающим пальцем, осевое
смещение которого ограничивается двумя пружинными стопорными кольцами
17, вставленными в кольцевые выточки бобышек поршня.
Картер. Отлитый из алюминиевого сплава картер 3 (рис. 5) является
основной корпусной деталью двигателя.
На картере установлены и закреплены цилиндры с головками и
вспомогательные механизмы. Кроме того, картер служит резервуаром для
масла. Внутри картера вращаются коленчатый и распределительный валы, в
передней части находится коробка шестерен распределения, а вверху
расположен генератор. Снизу картер закрыт штампованным поддоном 10.
Между картером и поддоном установлена уплотнительная прокладка 11.
Во время работы двигателя часть рабочей смеси и отработавших газов
прорывается в картер через зазоры поршневых колец. Кроме того,
при движении поршней к нижней мертвой точке
находящиеся в полости картера газы сжимаются, и под давлением масло
может вытекать наружу из мест соединений картера с крышками и через
сальники. Чтобы этого избежать, применена принудительная вентиляция
картера.
Для соединения внутренней полости картера с атмосферой при движении
поршней вниз и изоляции ее от атмосферы при движении поршней вверх
установлен сапун 15 (рис. 6), который расположен в центральном отверстии
крышки 40 коробки шестерен распределения.
В выходящих через сапун из картера газах имеются пары воды, из-за чего
при эксплуатации в зимнее время в резиновой трубке, соединяющей сапун с
воздушным фильтром, может образоваться ледяная пробка, препятствующая
выходу газов из картера. Это может вызвать течь масла через сальники.
Поэтому рекомендуется при эксплуатации в зимнее время при температуре
0°С и ниже снимать резиновую трубку.
Цилиндры. Двигатель имеет одинаковые, взаимозаменяемые,
биметаллические цилиндры 6 (рис. 7). Цилиндр представляет собой
алюминиевую рубашку с чугунной гильзой. Нижняя часть цилиндра снабжена
фланцем с отверстиями, проходящими через все ребра, для анкерных шпилек
крепления цилиндров и головок цилиндров к картеру. Верхняя часть
цилиндра имеет кольцевой бурт, который входит в проточку головки.
Между цилиндром и головкой устанавливается уплотнительная прокладка 4.
Головки цилиндров. Головки 3 и 12 цилиндров изготовлены из алюминиевого
сплава с ребрами на наружной поверхности, увеличивающими поверхность
охлаждения. Камера сгорания головки имеет полусферическую форму. На
головке со стороны, противоположной камере сгорания, имеется четыре
кронштейна, в отверстиях которых крепятся коромысла. В верхней части
выполнено резьбовое отверстие для свечи зажигания.
Уход за кривошипно-шатунным механизмом
При ежедневном обслуживании следует очищать картер, цилиндры и головки
цилиндров от грязи и пыли, обращая внимание на чистоту ребер (забитые
грязью ребра, ухудшают охлаждение двигателя), следить за отсутствием
течи масла в полости картера двигателя.
При нарушении герметичности вследствие неправильной установки или
разрушения бумажных или резиновых прокладок, сальниковых уплотнений
происходит подсос воздуха и повышается давление в картере двигателя, что
приводит не только к течи масла в местах разъема и через сальниковые
уплотнения, но и к преждевременному загрязнению масла и повышенному
износу деталей двигателя.
После 10000 km пробега необходимо очистить камеры
сгорания головок цилиндров, поршни, поршневые кольца и клапаны от
нагара. При наличии нагара в двигателе могут возникнуть детонационные
стуки, сокращающие срок службы двигателя.
Если расход масла в двигателе превышает 0,25 1 на 100 km пробега,
необходимо заменить поршневые кольца.