Механизм газораспределения регулирует открытие и
закрытие выпускных и впускных клапанов в необходимые моменты,
соответствующие определенному углу поворота коленчатого вала. Механизм
газораспределения состоит из распределительного вала 3 (рис. 8),
толкателей 4 (рис. 5), штанг 1, коромысел 21 (рис. 7) и 29,
регулировочных болтов 23, контргаек 24, выпускного 22 и впускного 18
клапанов с наконечниками 20, пружин 26, 27, опорных тарелок 25, 28 и
сухарей 30. В передней части распределительного вала установлена ведомая
шестерня 2
(рис. 8), с которой входит в зацепление ведущая
шестерня 4 распределительного механизма и шестерня 1 привода генератора.
Распределительный вал установлен в картере двигателя на двух шариковых
подшипниках 19 (рис. 6) и 23. Правильная установка газораспределите-ля
обеспечивается совмещением меток на распределительных шестернях 2 (рис.
8) и 4 при сборке.
На двигателе могут быть установлены толкатели другой конструкции (см.
поз. 17, 18, 19 и 20 рис. 5), рабочий торец которых наплавлен
специальным сплавом.
При эксплуатации двигателя возможно выкрашивание карбидов, боридов с
наплавленной рабочей поверхности толкателя до глубины 0,35 mm, которое
на работоспособность пары кулачок-толкатель отрицательного влияния не
оказывает.
Регулирование клапанов
Нормальная работа двигателя в значительной степени
зависит от величины теплового зазора между стержнем клапана и торцом
коромысла.
Следует иметь в виду, что на двигателе воздушного охлаждения из-за
отсутствия водяной рубашки и наличия значительного оребрения на
цилиндрах, картере и головках цилиндров хорошо прослушивается работа
привода распределения клапанного механизма. Поэтому не следует считать
признаками неисправности периодический стук клапанов и толкателей при
нормальных зазорах между стержнем клапана
(наконечником) и торцом коромысла, а также ровный, нерезкий шум высокого
тона от работы привода механизма газораспределения.
При проверке и регулировании зазора необходимо поставить ванночку под
головку цилиндра, снять крышку головки цилиндра и слить скопившееся
масло. Установить поршень в верхнюю мертвую точку такта сжатия,
провернув коленчатый вал так, чтобы метка В на маховике совместилась с
меткой на картере двигателя; наблюдать за этим нужно через смотровое
окно в картере двигателя при снятой резиновой пробке (рис. 9).
В этом положении оба клапана, впускной и выпускной,
будут полностью закрыты, а их коромысла должны свободно качаться на
осях. Затем проверить с помощью плоского щупа толщиной 0,07 mm зазор
между обоими коромыслами и клапанами.
При неправильно установленном зазоре необходимо ослабить контргайку 24
(рис. 7) и,-вращая регулировочный болт 23 в ту или другую сторону,
установить необходимый зазор. После этого затянуть контргайку. Зазор
регулируют, когда двигатель в холодном состоянии; зазор должен быть
равен 0,07 mm. Если зазора нет или очень мал, то клапан не будет плотно
прилегать к своему седлу в момент закрытия; если зазор велик, будет
запаздывать начало открытия клапана и ухудшится наполнение цилиндра
рабочей смесью. При регулировании зазора в другом цилиндре необходимо
провернуть коленчатый вал на один оборот (360°), после чего произвести
проверку и регулирование клапанов, как указано выше.
Притирка клапанов
Через каждые 10000 km пробега мотоцикла необходимо проверять состояние
клапанов механизма газораспределения и при необходимости притереть их к
седлам.
Необходимость притирки клапанов вызывается
нарушением герметичности за счет выработки фасок, появления раковин и
других повреждений на фасках седел и головках клапанов.
Неплотность прилегания головки клапана к седлу определяется заливкой
керосина во впускной и выпускной каналы головки цилиндра.
Если залитый в канал керосин просачивается через приле-гаемые
поверхности седло — клапан менее, чем через 10 s, клапаны необходимо
притереть.
Для притирки клапана к седлу нужно снять клапан, закрепить головку
цилиндра в тисках, нанести на фаску головки клапана тонкий слой
притирочной пасты и вставить клапан в направляющую втулку головки
цилиндра. Надеть на конец стержня клапана коловорот или дрель. Можно
применить отрезок бензинового шланга, вращая его ладонями рук. Прижимая
клапан к седлу, нужно вращать его в обе стороны так, чтобы поворот
клапана в одну сторону был примерно вдвое больше, чем в другую, т. е.
чтобы клапан постепенно проворачивался в одном направлении. В момент
изменения направления вращения клапана необходимо его отжимать от седла.
Притирать клапан к седлу головки надо осторожно, не снимая с рабочих
фасок много металла, так как это сокращает число допустимых ремонтов. К
концу притирки следует уменьшить количество пасты и в последний период
притирать на чистом масле.
Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный
матовый цвет рабочих поверхностей головки клапана и седла.
После притирки нужно тщательно промыть клапаны, седла клапанов,
направляющие втулки, горловину и камеру сжатия головки цилиндра до
полного удаления притирочной пасты. После этого проверить герметичность
посадки клапанов, для чего поставить клапаны на место, поочередно залить
керосин во впускной и выпускной клапаны головки цилиндра. Просачивания
керосина не должно быть в течение 10 с. Если керосин просочится раньше
указанного времени, требуется дополнительная притирка.
Проверка и установка момента зажигания
Для облегчения проверки и установки момента зажигания на наружной
поверхности маховика имеется метка Р (ранний момент зажигания), которая
при проворачивании маховика видна через смотровое окно в картере
двигателя (рис. 9).
Прежде чем приступить к проверке или установке момента зажигания,
необходимо отрегулировать зазор между контактами прерывателя. Затем
присоединить контрольную лампу одним проводом к клемме низкого
напряжения катушки зажигания
(к которой крепится провод, идущий к прерывателю),
а другим— к «массе». Такое контрольное приспособление можно изготовить
самому, имея лампу А12-1, патрон и два провода, желательно с зажимами
типа «крокодил» на концах.
Снять резиновую пробку, закрывающую смотровое окно на картере двигателя,
и, проворачивая коленчатый вал по ходу,, совместить метку «Р» на
маховике с меткой на картере двигателя.
Включить зажигание и развести грузики 14 (рис. 10) автомата опережения
зажигания до отказа. Если в момент макси-
мального разведения грузиков контрольная лампа
загорится, (произошел разрыв контактов прерывателя), то момент зажигания
установлен правильно.
Если при максимальном разведении грузиков контрольная лампа не
загорается, то зажигание позднее, а если загорается до момента
разведения грузиков — зажигание раннее.
Чтобы установить нужный момент зажигания, необходимо ослабить затяжку
винтов крепления прерывателя и стойки, раз* вести до отказа грузики
автомата и поворачивать корпус 3 прерывателя: по часовой стрелке, если
зажигание позднее, или против часовой стрелки, если зажигание раннее, до
момента загорания контрольной лампы. Зафиксировать данное положение
корпуса прерывателя и закрепить его винтами и стойкой. Не отсоединяя
контрольную лампу, вновь проверить правильность-установки момента
зажигания. Если зажигание установлено правильно, контрольную лампу
отсоединить и установить на место крышку прерывателя.
Величина угла опережения зажигания указана в разделе «Техническая
характеристика» (в пункте «Основные данные для регулирования и
контроля»).
Одновременно следует проверить и при необходимости
отрегулировать зазор между разрядниками и клеммами катушки зажигания,
который должен быть равен 9 mm.
Пружины автомата опережения зажигания подгибать или растягивать нельзя,
так как они имеют специальную тарировку.
При снятии и установке автомата опережения зажигания ПМ302А необходимо
обращать внимание на положение поводка 2 (рис. 11). Для правильной его
установки необходимо совместить прорези поводка с осями 3 грузиков так,
чтобы окна, через которые видны пружины 1, имели форму пря-моугольника
(см. рис. 11).
Регулирование зазора в прерывателе
Для того, чтобы отрегулировать зазор между
контактами прерывателя, нужно провернуть коленчатый вал так, чтобы
кулачок прерывателя установился в положение максимального разрыва
контактов. Ослабить стопорный винт 1 (рис. 10) и, поворачивая отверткой
эксцентрик 6 в ту или другую сторону, установить зазор между контактами
0,4—0,6 мм.
Зазор замеряется плоским щупом, входящим в комплект ЗИП мотоцикла.