В моделях МТ9, МТ10, МТ10-36, ("Днепр-11", "Днепр-12", "Днепр-16"),
МВ-750М МВ-650 устанавливается двухвальная четырехступенчатая коробка
передач с передачей заднего хода и механизмом автоматического выключения
сцепления модели МТ804 (рис. 4.11).
В коробке введена передача заднего хода, механизм силового выключения
сцепления при переключении передач, изменены другие узлы. Коробку
передач можно устанавливать на мотоциклы киевского мотоциклетного завода
моделей К-750, К-750М, К-650 и на последние модели мотоциклов "Урал". В
случае замены коробок предыдущих выпусков необходимо произвести
некоторую доработку. Нужно укоротить карданный вал.
Для вала конструкции Киевского мотоциклетного завода это можно сделать
при помощи перестановки стопорного кольца, которое размещено на заднем
конце карданного вала. В случае необходимости прорезать еще одну канавку
на валу, немного укоротив вилку кардана. Вилку и вал можно также
соединить штифтом (рис. 4.12). Вал укорачивают со стороны карданного
шарнира на такую величину, чтобы торец вала был удален от масленки на
расстояние не менее 3-х мм.
На мотоциклах Киевского мотоциклетного завода моделей К-750, К-750М рама
короче, чем на последующих моделях, поэтому возможно соприкосновение
диска пружинного кардана и рамы. В этом случае делают скосы на диске и
раме (рис. 4.13).В отличие от коробки предыдущих выпусков нейтраль
механизма переключения устанавливается ножной педалью при помощи
указателя лампы-фонаря, которая монтируется на приборном щитке. Схема
включения фонаря показана на рис. 4.14. В отличие от предыдущей коробки
передач корпус состоит из картера и одной крышки. Между картером и
крышкой установлена картонная прокладка, которую смазывают консистентной
смазкой, например, Литолом-24. Прокладка не прилипает к металлическим
поверхностям и во время разборки остается на крышке или картере.
Вал первичный установлен на двух подшипниках. Вал выполнен заодно с
венцами шестерен заднего хода, первой и второй передач. Шестерни третьей
и четвертой передач насадные. От проворачивания нарвалу шестерня
четвертой передачи удерживается сегментной шпонкой. Шестерня третьей
передачи связана с шестерней четвертой передачи при помощи торцовых
выступов.
Вторичный вал также установлен на двух подшипниках и имеет шлицевой
венец для скользящей шестерни заднего хода. На вал напрессованы две
шлицевые муфты, удерживаемые от проворачивания шпонками. Шестерни
первой, второй и третьей передач свободно вращаются на
металлокерамических втулках, а шестерня четвертой передачи - на
бронзовой втулке. Шестерни с валом соединяются при помощи подвижных муфт
включения передач. Специального подвода смазки к трущимся поверхностям
нет.
Рис. 4.17. Валы и зубчатые колеса коробки
передач мотоциклов "Урал":
1, 20 - маслоотбойные шайбы; 2, 6, 7, 9 - зубчатые колеса 4-й, 3-й, 2-й
и 1-й передач ведомого вала; 3, 5 - ведомый вал и его муфта; 4 - муфта
включения, 8, 27 - муфты; 10 - болт втулки привода спидометра; 11, 12 -
втулка и зубчатое колесо привода спидометра; 13 - шплинт; 14, 29 -
гайки; 15, 28 - шайбы, 16 - диск муфты карданного вала в сборе; 17 -
клиновой болт рычага; 18 - рычаг, 19 -подшипник; 21 - блок зубчатых
колес 3-й, 2-й и 1 -й передач ведущего вала; 22 - шпонка; 23 -ведущий
вал в сборе; 24 - зубчатое колесо 4-й передачи ведущего вала; 25 -
подшипник; 26 -прокладка; 30, 31 - пружина собачки и ее штифт; 32, 33 -
собачка и ее ось; 34, 36, 38 - вал, зубчатое колесо и пружина пускового
механизма; 35 - штифт; 37 - втулка