Общие сведения и технические характеристики вагонов
серии 81-760 (761)
Вагоны метрополитена моделей81-760и81-761с
асинхронным тяговым приводом и рекуперативно-реостатным торможением
предназначены для эксплуатации в тоннелях на действующих линиях
метрополитена колеей1520
мм, электрифицированных с напряжением 750В постоянного тока, с
максимальной скоростью движения 90 км/час с возможностью
кратковременного выхода на открытые участки пути (продолжительностью до
40 мин.).
Каждый вагон представляет собой самостоятельную подвижную
единицу:81-760-головной
с кабиной управления,81-
761-промежуточный
без кабины управления. При формировании поезда вагоны модели81-760располагаются
по концам состава, а общее количество вагонов в поезде не более восьми.
Предусмотренные в конструкции вагона модели81-760органы
управления и системы безопасности движения обеспечивают управление
движением поезда одним машинистом. Управление поездом дистанционное по
системе многих единиц. Вагоны приводится в движение с помощью четырех
асинхронных тяговых двигателей типа ТАДВ-280-4 У2 или ДТА-170 или ДАТМ-2
У2, установленных на тележках. Мощность каждого электродвигателя до 170
кВт.
Вагон 81-760/761
Вагоны оборудуются устройствами, обеспечивающими автоматическое
сцепление, имеют контроль правильности сцепа и исключают саморасцеп. В
состав автосцепок входит электроконтактная коробка для автоматического
соединения поездных проводов и полуавтоматического соединения тормозной
и напорной пневмомагистрали. Сцепные устройства обеспечивают
сцепляемость вагонов при скоростях движения до 5 км/ч.
Технические данные вагонов моделей 81-760 и 81-761
Наименование характеристики
Значение характеристики
81-760
81-761
Масса вагона (тара), кг, не более
38000
36500
Длина вагона по торцам головок автосцепок, мм, не более
20120
19140
Ширина вагона, мм
2686
2686
Высота порожнего вагона от уровня головки рельса, мм, не
более
3680
3680
База вагона, мм
12600
12600
Высота от уровня головки рельса до оси автосцепки порожнего
вагона, мм
795
795
Мощность тяговых двигателей, кВт
170
170
Максимальное ускорение, м/с2
1,3
1,3
Максимальное замедление, м/с2
1,3
1,3
Скорость конструкционная, км/ч
90
90
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, т-с, не
более
15
15
Максимальная пассажирская нагрузка вагона (при средней массе
пассажира 70 кг), кг
21420
23100
Количество мест для сидения, шт.
40 + 1 место для инвалидной коляски
44
Максимальная вместимость из расчета 10 чел/м свободной
площади пола и занятости всех мест для сидения, чел.
306
330
Вагоны81-760и81-761имеютмаркировку,
которая позволяет их идентифицировать и получить дополнительную
информацию о вагонах и их составных частях. Каждый вагон на обеих
наружных стенках имеет накладные цифры порядкового номера вагона. На
нижней поверхности торцевой части рамы кузова указаны масса тары вагона
и номер вагона.
В пассажирском салоне устанавливаются:
фирменная табличка с указанием модели вагона, товарного знака
предприятия-изготовителя, года изготовления
табличка с номером вагона
табличка с номером вагона у каждого устройства экстренной связи
В кабине управления головного вагона устанавливается табличка с
указанием модели вагона, номера вагона и конструкционной скорости.
На блоке компьютера вагонного управления устанавливается кодовый
идентификатор номера вагона.
На кузове вагона нанесены условные обозначения пневматического
оборудования и приборов с номерами разобщительных кранов в
соответствии с пневматической схемой.
На наружной стороне концевой балки рамы тележки указываются
заводской номер тележки, месяц и год изготовления.
Маркировка и пломбирование отдельных составных частей и
комплектующих изделий производятся согласно техническим условиям на
составные части и комплектующие изделия вагонов.
Кузов
Кузов вагона цельнометаллический, сварной конструкции с несущей
наружной обшивкой из нержавеющей стали является основной составной
частью вагона и предназначен для размещения оборудования
пассажирского салона, постов управления вагоном (поездом), монтажа
электрического, пневматического и другого оборудования и систем
вагона.
Кузов включает в себя следующие составные
части:
рама
боковые стенки
лобовая часть (маска) вагона 81-760
торцевые стенки
крыша
перегородка под аппаратный отсек (вагон 81-760)
Осмотр кузова вагона
Проверить кузов вагонана
отсутствие механических повреждений и завала. В случае наличия
завала кузова проверить состояние пневморессорного подвешивания
и выяснить причину завала.
Проверить состояние и крепление поручней, подножек, межвагонных
предохранительных устройств, рычага стеклоочистителя, омывателя,
видеокамер бокового обзора, направляющих планок и роликов
дверных створок.
Убедиться в надежности крепления и исправности оборудования, а
также в отсутствии повреждений. Проверить остекление вагона,
целостность фар и габаритных фонарей.
Убедиться в целостности стекол в оконных и дверных проемах.
Проверить:
наличие и крепление двух поручней в кабину машиниста, наличие и
крепление ручки в кабину машиниста и трехгранного замка
наличие камеры заднего видеообзора
наличие четырех сигнальных фонарей над дверными проемами
наличие и крепление четырьмя гайками М8 поручней торцевой двери
наличие и состояние пятизначного номера вагона. Проверить
положение рукояток штанг концевых кранов.
Произвести проверку и регулировку установочных параметров
системы высоты регулирования кузова согласно нормам. Осмотреть
раму кузова вагона.
Проверить состояние шкворневых, поперечных и хребтовых балок,
поперечных поясов, кронштейнов крепления оборудования на
отсутствие трещин и повреждений.
Осмотреть устройство предохранения падения
пассажирови
проверить:
целостность предохранительного устройства
наличие болтовых соединений
надежность крепления к торцевой части вагона (два болтовых
соединения)
наличие двух болтовых соединений, соединяющих устройства
предохранения падения пассажиров двух соседних вагонов
Рама кузова
Рама кузова, сварной конструкции выполнена из швеллерообразных
балок. Рама кузова изготавливается из низколегированной стали
повышенной прочности.
Рама состоит избоковых
поясов, составляющих вместе с концевыми частями замкнутый
контур, наборапоперечных
балок(в том
числе и шкворневых), а такжехребтовых
балок, расположенных между шкворневой балкой и концевой
частью для восприятия усилий от тяговых аппаратов автосцепок.
Между шкворневыми балками по всей длине кузова выполнен стальной
настил пола. Настил пола приварен к раме вагона электродуговой и
контактной сваркой.
Для крепления оборудования к раме приварены кронштейны и
дополнительные балки, изготовленные из различных прокатных и
штампованных профилей. Поперечные балки по всей длине имеют
отверстия для прокладки трубопроводов и кондуитов.
Боковые и торцевые стенки, крыша
Боковые стенкисекций
кузова представляют собой сварной металлический каркас из
нержавеющей стали, выполненный из вертикальных стоек, подоконных
балок и поясов. С внешней стороны каркас обшит плоскими листами
из нержавеющей стали толщиной2,5
мм.
В боковых стенках предусмотрены проемы для установки раздвижных
дверей салона и окон, а также предусмотрены различные крепежные
элементы под установку сидений пассажиров. Для увеличения
жесткости стойки дверных проемов выполнены коробчатого сечения.
Металлический кузов вагонов серии 81-760 (761)
Лобовая частьизготовлена
из металлического каркаса, приваренного к кузову, и
прикрепленной к нему маски из стеклопластика. На маске
предусмотрены проемы под установку лобового и боковых стекол,
аварийного трапа, фар и габаритных фонарей. Маска крепится к
кузову с помощью болтового соединения.
Торцевые стенкивагонов
выполнены из вертикальных стоек, поперечин и силовых поясов из
нержавеющей стали и обшиты гладкими листами. Соединение торцевых
стенок с боковыми стенками (боковинами), рамой и крышей
выполнено с помощью электродуговой сварки.
Крыша кузовавыполнена
из гофрированного листа толщиной1,0
мм. В зонах под установку
кондиционеров имеются углубленные короба, представляющие собой
жесткий каркас из швеллеров, герметично обшитый листом из
нержавеющей стали толщиной2,5
мм, скаты крыши выполнены из
гладкого листа толщиной3,0
мм. Для обеспечения продольной
жесткости, крыша вагона имеет усиленные ряды продольных балок
толщиной2,5
мм, толщина дуг крыши2,0
мм. С внутренней стороны крыши к
дугам приварены балки, кронштейны и другие силовые элементы и
детали для установки светильников «световой линии» и крепления
обшивки потолка салона, кондуитов и проводов.
Внутреннее оборудование вагона
В состав внутреннего оборудования вагона входят:
внутренняя отделка салона и кабины
пол
окна салона и кабины
двери салона и кабины
сиденья для пассажиров
поручни в салоне
аппаратный отсек
шкафы торцевые
дверь аварийного выхода (трап аварийный)
приборы и устройства освещения салона, кабины и аппаратного
отсека
прочее оборудование
Пол вагонавыполнен
из листов трудногорючей фанеры толщиной 15 мм, которая
укладывается на гофрированный металлический настил рамы кузова и
приклеивается к нему клеем «Макропласт 8303». На гофрированный
металлический настил рамы предварительно наносится слой
виброзащитной мастики. На фанеру приклеивается линолеум.
Линолеум устанавливается на клей. Для сварки линолеума
используется шнур из комплекта линолеума. В полу вагона около
шкворневых балок имеются люки для осмотра электрооборудования и
отдельных узлов тележки, закрываемые крышками.
Окнапредназначены
для обеспечения освещения салонов вагона в дневное время и
защиты пассажиров от воздействия внешних факторов атмосферной
среды (температура, дождь, пыль, снег и т.п.). Окна могут
эксплуатироваться в условиях воздействия температуры окружающего
воздуха от минус 50 °С до плюс 40 °С. Салоны вагонов оборудованы
алюмопластмассовыми окнами. Окно широкое с форточкой состоит из
каркаса, аналогичному каркасу глухого окна, подфорточной
перемычки, выполняющей функции поворотно-опорного устройства,
форточки с замками, стеклопакетов (форточного и подфорточного) и
резиновых уплотнителей. Для слива воды из подфорточной полости
предусмотрено отверстие. Для фиксации форточки в открытом
положении и устранении ее вибрации во время движения поезда, а
также уменьшения усилия закрытия форточки, между подфорточной
перемычкой и форточкой установлены Z — образные пружины.
Кабина управления головного вагона 81-760
оборудована двумя служебными одностворчатыми боковыми дверями и
дверямииз
кабины в салон, которые подвешиваются на шарнирных петлях,
привернутых к стойкам кузова, оборудованы замками под
трехгранный ключ для отпирания и запирания, ручками для
открывания и закрытия. Двери оборудованы оконными проемами под
установку стеклопакетов. Боковые двери кабины открываются внутрь
кабины и оборудованы механизмом блокировки (пневматическим).
Кабина машиниста вагонов серии 81-760 (761)
При движении поезда на линии боковые двери кабины должны быть
заблокированы, чтобы исключить их случайное открытие.
Разблокировка дверей кабины осуществляется со вспомогательного
пульта машиниста (ПМВ).
Головной вагон оборудован также служебными
одностворчатыми дверями из пассажирского салона в кабину
машинистаустановленными
в перегородке. Дверь подвешивается на петлях, оборудована замком
под трехгранный ключ и индуктивным датчиком устройства охранной
сигнализации.
Для перехода из вагона в вагон
технического персонала при обслуживании состава и пассажиров в
экстренных ситуациях вагоны оборудованы одностворчатыми
торцевыми дверями.
На головном вагоне предусмотрена одна торцевая дверь, а на
промежуточном вагоне две двери. Торцевые двери оборудованы
замками под трехгранный ключ, ручками, пневматическими
механизмами блокировки открывания дверей и извещателями
сигнализации открытия дверей индуктивного типа.
Управление механизмами открытия дверей всех вагонов
осуществляется централизовано из кабины управления головного
вагона со вспомогательного пульта управления.
Двери торцевые собираются из листового алюминия и имеют окна под
установку стеклопакетов. Конструкция заделки стеклопакетов
исключает их выпадение. Двери подвешиваются на двух шарнирных
петлях.
Салоны вагонов оборудованы сиденьями из
стеклопластика(«антивандальными
сиденьями» полужесткой конструкции) с мягкими вставками. В
салоне вагона81-760в
средней части между дверными проемами вдоль боковых стенок с
обеих сторон установлены по три сиденья на шесть посадочных
мест, и в конце вагона - трехместное сиденье и одноместное, а
также место для инвалидной коляски. Всего посадочных мест -40+1
место для инвалидной коляски.
Место для инвалидной коляски вагонов серии 81-760 (761)
В салоне вагона81-761установлено
шесть сидений на шесть посадочных мест, и в торцевых частях
вагона: в передней части - два одноместных сиденья, и в задней
части два трехместных сиденья. Всего44
посадочных мест. Конструкция
сиденья выполнена из стеклопластиковых каркасов - спинки и
дивана, соединенных шарнирно между собой посредством двух
кронштейнов с осями. В углублениях каркасов диванов и спинок
установлены вставки с мягкой обивкой.
Салон вагонов серии 81-760 (761)
Сиденья устанавливаются на опоры, состоящие из стоек, щековин,
уголков, щитков и других силовых элементов, закрепленные на
боковых стенках. На задней стенке спинки сиденья имеются крючки,
которыми спинка навешивается на боковую стенку кузова. Диваны
сиденья оборудованы замками и с их помощью фиксируются в
закрытом положении.
В салонах вагонов между дверными проемами вдоль сидений
установлены горизонтальные (потолочные) и вертикальныепоручниу
сидений, а также вертикальные поручни в дверных проемах, и у
торцевых дверей. Вертикальные поручни салонов устанавливаются и
крепятся на опорах сидений. На торцевых стенках вагонов с
наружной стороны установлены поручни для обслуживающего
персонала. Поручни выполнены из стальных тонкостенных труб с
многослойным покрытием. Кронштейны и соединительные элементы
поручней изготовлены из алюминиевого сплава.
На вагоне81-760между
двойными стенками перегородки, разделяющими салон головной
вагона и кабину, оборудованаппаратный
отсек, предназначенный для размещения радиоаппаратуры,
блоков системы «Витязь М» и АСОТП «Игла- М.5К-Т», панели
вагонной защиты (ПВЗ), блоков питания и другого электрического
оборудования. Оборудование в отсеке смонтировано на специальных
кронштейнах и полках, а также внутренней стенке перегородки. В
аппаратном отсеке предусмотрены кронштейны для установки
светильников освещения отсека, а также места и крепежные
элементы под установку блоков, датчиков и модулей пожаротушения
«Буран - 0,3» и «Буран - 0,5» системы АСОТП. Для отвода из
аппаратного отсека нагретого воздуха от работающей аппаратуры
около левой боковой стенки отсека установлено два
электровентилятора. Выброс воздуха вентиляторами осуществляется
через окна-решетки, выполненные на боковой стенке кузова в
отсеке. Для доступа к аппаратуре со стороны салона аппаратный
отсек оборудован одностворчатой металлической дверью,
подвешенной на двух петлях и открывающейся в левую сторону.
Дверь обшита стеклопластиком огнестойким и имеет резиновые
уплотнения. Дверь оборудована механизмом запирания со скрытым
приводом.
В передней части у боковых стенок вагона81-761оборудованодва
шкафадля
размещения электрического и пневматического оборудования.
Левый шкаф предназначен для размещения электрооборудования, а
правый - для размещения пневматического оборудования. В левом
шкафу размещены панель вагонной защиты (ПВЗ) с автоматическими
выключателями, блоки и устройства АСОТП «Игла-М.5К-Т»,
электроизмерительные приборы и выключатель батареи. В шкафу
предусмотрен разъем для подключения маневрового пульта
управления промежуточным вагоном.
В правом шкафу располагается пневмооборудование: манометры, кран
машиниста, клапан педальный звукового сигнала, разобщительные
краны и другие пневмоприборы. Каждый шкаф закрывается панелью с
замками под трехгранный ключ.
Для безопасности пассажиров, находящихся на платформах, на
торцевых стенках вагонов предусмотренымежвагонные
предохранительные устройства, препятствующие падению
пассажиров на рельсовый путь между вагонами.
Предохранительное устройство вагонов серии 81-760 (761)
Для эвакуации пассажиров поезда в экстренной ситуации на
железнодорожный путь через кабину машиниста головного вагона в
составе оборудования вагона 81-760 предусмотренадверь
аварийного выхода, представляющая собой аварийный трап.
Дверь аварийного выхода оборудована окном, запорными и
фиксирующими устройствами.
Вагоны 81-760 и 81-761 оборудованы
системой кондиционирования с применением, вентиляции и отопления
(СКВО) салона.
Система кондиционирования, вентиляции и отопления (СКВО) салона
предназначена для поддержания комфортных температурных условий
для пассажиров путем подачи в салон охлажденного воздуха в
режиме
«Охлаждение», принудительной подачи очищенного наружного воздуха
в салон вагона в режиме «Вентиляция» и подогретого наружного
воздуха в режиме «Отопление». Оборудование системы
кондиционирования салона размещено на крышах кузовных секций и
на раме вагонов.
Кондиционер состоит из следующих основных компонентов:
секция «компрессор-конденсатор»
воздухоподготовитель
распределительная коробка
Электрические соединения с вагоном выполнены с помощью разъемов,
отдельно для систем управления и регулирования, и цепи
электропитания. Регулирование кондиционера осуществляется с помощью
регулятора. Воздухоподготовитель снабжает салон вагона
кондиционированным приточным воздухом. В зависимости от регулировки
приточный воздух охлаждается или нагревается. Наружный воздух
засасывается через решетку, защищающую от осадков, расположенную в
днище корпуса кондиционера. Циркуляционный воздух засасывается через
воздухозаборник, расположенный в днище. Между входами наружного и
циркуляционного воздуха установлена заслонка.
Вентиляторы приточного воздухазасасывают
смешанный воздух через воздушные фильтры, испаритель, электрический
воздухонагреватель и заборник приточного воздуха, расположенный с
торцевой стороны кондиционера, и подают его в пассажирский салон.
Хладагент - R 407c - бесцветный газ, смесь R125, R32, R134,
разработан в качестве долгосрочной замены хладона R-22, используется
в установках промышленного и бытового кондиционирования, охлаждения
до средних и низких температур.
Применяемая в системе СКВО салона установка обеззараживания воздуха
(УОВ) «МЕГАЛИТ-1М» ОВП 055 предназначена для дезинфекции воздуха,
поступающего из установки кондиционирования воздуха (УКВ) через
воздуховод в салон вагона. Способ обеззараживания воздуха —
ультрафиолетовое излучение бактерицидного диапазона (длина волны
253,7 нм).
ВНИМАНИЕ ! УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ДЛЯ
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОЗДУХА В УОВ, ПРИ ПОПАДАНИИ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ ОЖОГИ
КОЖНЫХ ПОКРОВОВ И СЕТЧАТКИ ГЛАЗ.
Двери прислонно-сдвижные
Cалоны вагонов оборудованы двухстворчатыми
дверями прислонно-сдвижного типа,
предназначенными для входа и выхода пассажиров.
Двери салона вагонов серии 81-760 (761)
На вагоне с каждой стороны установлено по четыре раздвижные двери. В
состав комплекта раздвижных дверей входят:
правая дверная створка;
левая дверная створка;
приводной механизм с пневматическим поршнем;
поворотный рычаг с роликами (правый) и (левый);
направляющие;
панель пневмоуправления.
Прислонно-сдвижные двери вагонов серии 81-760 (761)