Кран КС-5363 - дизель-электрический грузоподъемностью 25 т,
оснащен 25- и 5-тонными крюками механизмов основного и
вспомогательного подъема. На кране может быть использован
двухканатный грейфер с ковшом емкостью 2 м3.
На кране применен многомоторный привод постоянного тока с
питанием энергией от собственной силовой установки.
Скорости исполнительных механизмов регулируют по системе
генератор - двигатель (Г - Д) изменением напряжения главного
генератора, питающего двигатели. При передвижении крана без
груза платформу разрешается поворачивать. Кран имеет широкий
диапазон скоростей всех механизмов, в том числе механизма
передвижения в рабочем и транспортном положениях.
Механизмами крана управляют с помощью смешанной системы:
гидравлической, электрической и механической.
Основными механизмами управляют с пульта кнопками и двумя
командоконтроллерами. Для переключения коробки передач,
управления выносными опорами, поворотом колес, тормозами
механизма передвижения и блокировкой дифференциала предусмотрена
насосная гидравлическая система. Опорами и блокировкой управляют
с пульта, закрепленного на ходовом устройстве, а остальными
механизмами - из кабины машиниста.
Гидравлическая система включает в себя шестеренный насос НШ-32Э
производительностью 35 л/мин при
давлении 10,5 МПа.
Лебедки крана оснащены канатоукладчиками и шпиндельными
конечными выключателями. Основную стрелу 15 м удлиняют
с помощью вставок длиной 5 и 10 м до
20; 25 и 30 м.
На этих стрелах можно монтировать гуськи 8 и 15 м.
Кран оснащают башенно-стреловым оборудованием.
Ходовое устройство состоит из двух приводных мостов. Колеса
обоих мостов сдвоенные, размером 14,00-20. Ходовое устройство
оборудовано выносными гидроопорами, но кран может работать и без
них с меньшей грузоподъемностью. Специальные приставки к опорам
позволяют изменять базу с 4,2 до 5 м.
Кран можно буксировать в прицепе к тягачу с помощью сцепного
устройства со скоростью до 20 км/ч.
По железной дороге кран транспортируют со снятыми колесами без
стрелы - на 60-тонной четырехосной железнодорожной платформе.
Для погрузки крана на платформу применяют другой кран
грузоподъемностью 20 - 25 т.
Технические характеристики крана КС-5363
Грузоподъемность, т: |
|
.на
опорах: |
|
..при
наименьшем вылете крюка |
25 /
30* |
..при
наибольшем вылете крюка |
3,3 /
4 |
.без
опор: |
|
..при
наименьшем вылете крюка |
7,5 /
14 |
..при
наибольшем вылете крюка |
2,1 / 2 |
Вылет крюка,м: |
|
..наименьший |
2,5 / 4,5 |
..наибольший |
13,8 / 15,9 |
Высота подъема крюка, м: |
|
..при
наименьшем вылете крюка |
16,3 / 13,7 |
..при
наибольшем вылете крюка |
6,4 |
Скорости: |
|
..подъема
основного крюка, м/мин |
7,5;
9 |
..опускания
, м/мин |
0,7 -
9 |
..частота
вращения поворотной платформы, об/мин |
0,1 -
1,3 |
..передвижения
крана самоходом, км/ч |
3; 20 |
Наибольшая нагрузка
на опору, кН |
324 |
Наибольшая нагрузка
на ось, кН |
174 |
Наименьший радиус
поворота (по внешнему колесу), м |
10,3 |
Наибольший угол
подъема пути, град |
15 |
Двигатель: |
|
..марка |
ЯМЗ-М204А |
..мощность, л.с. |
180 |
Установленная
мощность электродвигателей, кВт |
166 |
Колея колес, м: |
|
..передних |
2,4 |
..задних |
2,4 |
Масса крана, т |
33 |
В том числе
противовеса, т |
4 |
* -
При стреле 15 м -
30 т, при
стреле 17,5 м -25 т.
Грузоподъемность при движении и преодолеваемый угол подъема в
пути в транспортном положении
Грузоподъемность при движении, т* |
14 |
Процент от номинальной грузоподъемности |
56 |
Преодолеваемый угол подъема пути (без груза), град. |
15 |
Уклон площадки при
работе крана, град. |
3 /
1,5** |
* -
Грузоподъемность указана при стреле, расположенной вдоль оси
крана.
** -
В знаменателе - допускаемый угол наклона крана при работе на
выносных опорах.
Характеристики основного и сменного стрелового оборудования
крана КС- 5363
Длина основной стрелы, м |
15 |
Наибольшая длина удлиненной стрелы, м |
25; 30 |
Длина неуправляемого
гуська, м |
5; 10 |
Башенно-стреловое
оборудование: |
|
..наибольшая
длина дополнительной стрелы, м |
--- |
..наибольшая
длина башни, м |
--- |
Емкость грейфера, м3 |
2 |
Основная стрела крана
КС-5363 |
Силовая
установка пневмоколесного
крана КС-5363 состоит из четырехцилиндрового двухтактного дизеля 6 марки
ЯМЗ-236, электродвигателя 2 марки
А2-72-4 переменного тока 380 В для
работы от внешней сети, двух генераторов постоянного тока 220 В:
главного 10 марки
ДК-309Б и вспомогательного 1 марки
П-62. К силовой установке подключен через систему ременных
передач 3 - 4 - 8 шестеренный
насос 5 марки
НШ-10Е с рабочим давлением 7,5 МПа.
|
Силовая установка крана
КС-5363 |
Грузовые лебедки основного подъема стреловых кранов
предназначены для подъема и опускания грузов, лебедки
вспомогательного подъема - для подъема меньших грузов на гуське
или грейфере.
Кинематические схемы
грузовых лебедок главной и вспомогательного подъема крана
КС-5363 принципиально
между собой не различаются.
Лебедка основного подъема приводится
в действие от электродвигателя 1.
Выходной вал электродвигателя соединен с первичным валом
трехступенчатого редуктора 5 зубчатой
муфтой 2.
На первичном валу редуктора на шлицах посажен шкив колодочного
тормоза 3,
управляемого короткоходовым электромагнитом 4.
Четыре вала редуктора опираются на его корпус с помощью
шарикоподшипников.
В редуктор заключены три пары цилиндрических косозубых шестерен.
Редуктор соединен с барабаном 8 зубчатой
муфтой 7,
одна из половин которой закреплена на выходном валу редуктора,
вторая - на валу барабана. Зубчатая муфта 7одновременно
служит одной из опор оси барабана.
Ось барабана с одной стороны с помощью двухрядных
роликоподшипников поддерживается опорой 9.
С другой стороны ось соединена зубчатой муфтой 7 с
выходным валом редуктора.
|
|
Грузовая лебедка
основного подъема |
Кинематическая схема
грузовой лебедки вспомогательного подъема стрелы |
Лебедка
вспомогательного подъема приводится
в действие от электродвигателя 1,
мощность от электродвигателя к барабану 4 передается
через трехступенчатый редуктор с цилиндрическими передачами -
шестерни 12 - 11, 10 - 6, 2 - 5.
Двигатель и барабан соединены с редуктором через зубчатые муфты 14.
На входном валу редуктора установлен тормоз ТКП-300.
К выходному валу редуктора через шестеренную передачу 7 - 8 подключен
конечный выключатель 9.
Стреловая
лебедка по
кинематической схеме несколько отличается от рассмотренной выше.
Отличия заключаются в том, что на входном валу редуктора стоит
не один тормоз, а два 11 и 14 типа
ТКП-200, механизм лебедки оборудован канатоукладчиком 7,
приводимым в действие от однозаходного червяка 6 через
цепную передачу 4 - 5,
в которой одна звездочка расположена на червяке 6,
другая - на валу барабана 3,
стреловая лебедка не оборудована конечным выключателем.
|
Кинематическая схема
стреловой лебедки |
|
|
Кинематическая схема
механизма поворота |
Механизм поворота (рис.) |
Механизм
поворота крана
КС-5363 состоит из электродвигателя 10,
шестеренного редуктора с передачами: конической 7 - 6 и
цилиндрической 11 - 3, 5 - 4;
бегунковой шестерни 2 и
зубчатого венца 1.
Двигатель соединен с редуктором цепной муфтой 9.
На общем валу с одной из полумуфт стоит колодочный постоянно
замкнутый тормоз 8 типа
ТКП-200.
Механизм передвижения состоит
из электродвигателя 18,
двухскоростной коробки передач (передачи 4 - 13 и 2 - 15)
и двух мостов: переднего А и заднего Б.
Передний мост - управляемый, задний - неуправляемый. Передний и
задний мосты соединены с коробкой передач карданными валами. От
карданных валов мощность мостам передается на главные конические
передачи 6 - 7.
Системы передач в переднем и заднем мостах одинаковые. На общем
валу с конической шестерней 7 жестко
посажена цилиндрическая шестерня 12,
которая входит в зацепление с шестерней 11,
жестко соединенной с корпусом дифференциала. В корпусе заключены
четыре конические шестерни. Две шестерни 9 жестко
посажены на полуосях мостов, две другие (шестерни-сателлиты 10)
смонтированы на осях-консолях корпуса дифференциала. Таким
образом, когда шестерня 11 приходит
в движение, вращается корпус дифференциала вместе с
шестернями-сателлитами, которые, находясь в зацеплении с
шестернями 9,
укрепленными на полуосях моста, передают мощность колесам.
Дифференциальное устройство обеспечивает возможность привода
ходовых колес с различной частотой вращения при постоянной
частоте вращения карданного вала. Это свойство дифференциальной
передачи используется при передвижении крана по кривым, когда
внешнее колесо проходит больший путь, чем внутреннее колесо, а
следовательно, внешнее колесо должно вращаться с большей
частотой, чем внутреннее колесо.
Кинематическая (вверху)
и конструктивная (внизу) схемы механизма передвижения
крана КС-5363 |
Коробка
передач служит
для изменения скорости передвижения крана.
Вал-шестерня 19 соединен
с электродвигателем и от него через правую шестерню отбирается
мощность на промежуточный вал 21.
На входном валу 15 свободно,
на шарикоподшипниках, посажены шестерни 16 и 26,
находящиеся в постоянном зацеплении с жестко посаженными на валу 21 шестернями.
При вращении вала-шестерни 19 эти
шестерни также вращаются. Мощность на вал 15 от
шестерни 16 или 26 отбирается
через зубчатую муфту 17,
имеющую на этом валу шлицевую посадку.
Привод и управление зубчатой муфтой - гидравлические (механизм
на рисунке отсоединен от картера коробки передач). При движении
поршня 7,
находящегося в гидроцилиндре 6,
вправо или влево соответственно перемещается рычаг 5 и
через валик 10 передвигает
вилку 12,
шарнирно соединенную с зубчатой муфтой 17.
Вал 15 с
карданным валом заднего моста соединен непосредственно шарнирно.
Мощность от вала 15 к
карданному валу переднего моста отбирается через зубчатую муфту 14.
При включении первой передачи зубчатая муфта 17 соединяет
шестерню 16 с
выходным валом и одновременно плунжер перемещает зубчатую муфту 14 влево
и включает передний мост.
При включении второй передачи зубчатая муфта 17 соединяет
с выходным валом шестерню 26.
Одновременно плунжер 13 перемещает
муфту 14 и
отключает передний мост.
Для предотвращения включения электродвигателя механизма
передвижения при невключенной передаче предусмотрена
электрическая блокировка конечными выключателями 4.
Коробка передач крана
КС-5363 |
Задний мост крана
КС-5363 автомобильного типа; его основу составляет литой картер 21 с
прикрепленными к нему цапфами. Картер жестко присоединен к
неповоротной раме болтами.
На цапфах картера смонтированы на конических роликоподшипниках 10 ступицы 4 и 13.
На ступицах 13 крепят
ободы 1 с
шинами 31.
Колеса получают вращение от главной передачи 23 через
полуоси 32.
Ходовые колеса заднего моста снабжены колодочными тормозами,
шкивы 26 тормозов
закреплены на ступицах 13 ходовых
колес, а тормозные колодки 15 смонтированы
на кронштейнах, приваренных к цапфам картера 21.
Торможение колес осуществляется от пневмоцилиндра 20 через
рычаг 18 и
кулак 16 (при
повороте кулака влево колодки расходятся и накладками 17 прижимаются
к внутренней стороне шкива 26).
К картеру 27 на
шпильках крепят корпус 25 главной
передачи.
Задний мост крана
КС-5363 |
На рисунке внизу
показан колодочный
тормоз и его
крепление на кране к картеру 2 заднего
моста.
Тормозной шкив 16 крепят
болтами 26 и
штифтами 27 к
валу главной передачи 25.
Тормозные колодки 14 вместе
с рычагами 13 шарнирно
крепят к картеру 2.
Тормоз включается с помощью гидроцилиндра 23,
размыкается с помощью пружин 4 и 11.
Зазор между шкивом 16 и
тормозными колодками 14 при
разомкнутом тормозе регулируется болтом 10.
Задний
стояночный тормоз крана КС-5363 |
Главная
передача включает
в себя коническую шестеренную передачу 13 - 21,
цилиндрическую шестеренную передачу 22 - 10,
дифференциал 8 -
полуось 1.
Шестерня 13 через
втулку 14 опирается
на конические подшипники 12 и 20.
Шестерни 21 и 22 сидят
на общем валу, опирающемся на конические подшипники 23.
Подшипники заключены в стакане 24,
впрессованном в корпус 25 главной
передачи.
Дифференциал заключен в чашу 6,
опирающуюся на подшипники 3.
Дифференциал включает в себя полуосевые шестерни 5 и
шестерни-сателлиты, свободно сидящие на крестовине 7,
вмонтированной в дифференциальную чашу.
При вращении шестерни 10 вращение
получают дифференциальная чаша и крестовина, а следовательно, и
сидящие на ней шестерни-сателлиты дифференциала 8.
Они находятся в зацеплении с полуосевой шестерней 5,
имеющей шлицевую посадку на полуоси 1.
Благодаря этому вращаются шестерни 5 и
полуоси 1.
Дифференциал позволяет полуосям вращаться с различной частотой,
что обеспечивает передвижение крана по кривым. При прямолинейном
движении крана шестерни-сателлиты не вращаются вокруг
собственной оси. На повороте внутренний радиус крана меньше
внешнего радиуса, поэтому внутреннее колесо проходит меньший
путь по сравнению с внешним. Соответственно частота его вращения
должна быть ниже частоты вращения внешнего колеса. В этом случае
шестерня-сателлит начинает вращаться вокруг собственной оси и
сообщает при этом дополнительную частоту вращения полуосевой
шестерне 5. Соответственно скорость пневмоколеса, соединенного с
этой полуосью, увеличивается.
Главная передача крана
КС-5363 |
Передний
мост крана также
автомобильного типа. Главная передача переднего моста такая же,
как и заднего. В отличие от заднего моста передний является
управляемым. Это и вызвало некоторые отличительные
конструктивные особенности. К ним относится прежде всего
использование поворотного кулака 5,
обеспечивающего поворот колес в горизонтальном направлении и
перемещение в вертикальном.
Механизм поворота приводится
в действие от гидроцилиндров 10 через
их штоки 8.
Так как цапфа 2 может
перемещаться относительно картера, то используют составные
полуоси (наружную и внутреннюю) с шарнирным соединением.
Конструкция шарнира видна на рисунке. В месте соединения
полуосей 1 на
их сопряженных концах выполнены специальные оголовки с
цилиндрической расточкой под кулак 3 шарнира.
В кулаке сделана выточка под диск 4 шарнира.
Такая конструкция шарнира позволяет передавать крутящий момент
колесам через полуоси при их взаимном пересечении под различными
углами в заданных пределах.
Наружные ходовые колеса переднего моста не являются ведущими;
они установлены на бронзовых втулках и свободно вращаются
относительно внутренних ходовых колес.
В тяжелых дорожных условиях наружные колеса соединяются с
внутренними поводками, которые устанавливают на фланцах колеса и
фиксируются болтами. Это уменьшает сопротивление качению при
прохождении крана по криволинейным участкам пути.
Передний мост крана
КС-5363 |
Приспособление для буксирования крана
в прицепе с тягачом смонтировано на проушине ходового устройства
и состоит из дышла 9,
тяги 2,
штыря 13 и
пружины 12.
Для монтажа приспособления к неповоротной раме крана приварен
специальный кронштейн. К нему шарнирно с помощью оси 5 крепят
рычаг 6,
к которому с помощью оси 7 подсоединено
дышло 9.
Дышло тягой 2 соединено
с поворотным кулаком 4 переднего
моста, соединение тяги с поворотным кулаком осуществлено с
помощью оси 3,
а с дышлом - с помощью сферического пальца 1.
Для гашения инерционных нагрузок штырь 13 подсоединен
к дышлу 9 через
вмонтированную в него пружину 12.
Разворот колес на кривых осуществляется путем поворота дышла с
горизонтальной плоскостью. Для свободного соединения полостей
гидроцилиндров разворота колес при транспортировании крана в
прицепе с тягачом на неповоротной раме смонтирован вентиль 8.
Приспособление для
буксирования крана КС-5363 |
Выносные
опоры состоят из
поворотных рычагов 6,
гидроцилиндров 7 со
штоками 9,
пяты 10 или
подставок 12.
Для монтажа опор к неповоротной раме 1 приваривают
кронштейны. Рычаги 6 выносных
опор присоединяют к кронштейнам с помощью осей 5.
На поворотных рычагах выносных опор смонтированы гидроцилиндры 7 с
выдвижными штоками 9.
В зависимости от условий работы штоки могут опираться на пяту 10 или
подставку 12.
Для равномерного распределения давления на грунт и снижения
значений их удельных показателей пяту или подставку опирают на
деревянные бруски (подкладки).
С помощью выносных опор неповоротная рама вывешивается на них и
приводится в горизонтальное положение. Работой выносных опор
управляют с поста 16 с
помощью крана управления 15.
Положение гидроцилиндров по высоте, после того как неповоротная
рама вывешена и приведена в горизонтальное положение,
фиксируется гайками 8.
Выносные опоры крана КС-5363 |
Электрооборудование крана с многомоторным приводом постоянного
тока КС-5363
Силовая
установка крана КС-5363 состоит из дизеля ЯМЗ-236 и двух
генераторов постоянного тока напряжением 220 В.
Для питания электродвигателей лебедок и механизма передвижения
использован электродвигатель ДК-303Б мощностью 50 кВт,
выполняющий роль генератора постоянного тока.
Для питания электродвигателя механизма поворота, цепей
управления, возбуждения и освещения применен вспомогательный
генератор П-62 мощностью 11 кВт.
Двигатель механизма поворота может питаться и от главного
генератора. В кране использованы электродвигатели постоянного
тока кранового типа с повышенной перегрузочной способностью и
механической прочностью.
Для работы крана от внешней сети использован электродвигаель
А02-72-4 переменного тока на 380 В.
Для пуска дизеля и питания его контрольно-измерительной
аппаратуры, а также для питания цепей освещения, сигнализации на
кране установлены две аккумуляторные батареи напряжением по 12 В;
батареи подзаряжают от отдельного генератора, вращающегося от
дизеля. Эти же батареи питают цепи стоп-сигнала и двух
вентиляторов для циркуляции воздуха в кабине машиниста.
Частоту вращения двигателя механизма поворота регулируют
резистором. Рабочую частоту вращения остальных электродвигателей
регулируют путем изменения напряжения главного генератора,
питающего двигатели, в соответствии с инструкцией по
эксплуатации крана.
Механизмами крана управляют с помощью командоконтроллеров.
Для пуска двигателя стреловой лебедки нажимают кнопку и
перемещают рукоятку контроллера в положение «Вверх» или «Вниз»,
что соответствует подъему или опусканию стрелы. Останавливают
стрелу переводом рукоятки в нулевое положение и нажатием кнопки
«Стоп». Механизмом поворота управляют с помощью командоаппарата
и переключателя, воздействующего на вспомогательный генератор.
Для повышения точности наводки элементов при монтажных работах
используют главный генератор и командоконтроллер грузовой
лебедки. Рукоятку контроллера механизма поворота устанавливают в
5-е положение и затем скорость регулируют контроллером лебедки.
Для поворота вправо рукоятку перемещают в положение,
соответствующее подъему груза, а для поворота влево - спуску
груза. Останавливают механизм, перемещая рукоятки обоих
контроллеров в нейтральное положение. Совмещение движений при
указанном регулировании скоростей не разрешается.
Механизмом передвижения управляют с помощью тех же аппаратов.
Пуск и разгон двигателя производят через кнопку «Пуск» и
рукоятку контроллера плавным ее переводом из 1-го (меньшая
скорость) и 5-е положение (большая скорость). Движение вперед
или назад зависит от направления вращения рукоятки «Вправо» или
«Влево».
Чтобы изменить скорость движения с 1-й на 2-ю, надо выполнить
следующие операции: рукоятку контроллера установить в
нейтральное положение; рукоятку коробки передач поставить на 2-ю
скорость; нажать кнопку «Пуск» и плавно повернуть рукоятку
контроллера в необходимом направлении.
Для электрического торможения во время движения крана рукоятку
контроллера переводят в нейтральное положение и нажимают
последовательно первую кнопку - «Тормоз», а затем вторую кнопку
и держат ее. Отпустив вторую кнопку, автоматически прекращают
торможение крана.
С целью смягчения действия динамического торможения при скорости
движения выше 7 км/ч предварительно
подтормаживают кран с помощью гидротормоза (тормоза) и только
после этого действуют второй кнопкой.
Для кратковременной остановки крана переводят рукоятку
контроллера в нейтральное положение, нажимают кнопку «Стоп» и
включают тормоз механизма передвижения. В случае длительной
остановки используют стояночный тормоз.
Для работы при отрицательной температуре в кабине предусмотрена
электропечь и обогреватели лобового стекла.
Кабина и пульт управления краном
Впереди у
лобового стекла прикреплена приборная доска, на которой
смонтированы амперметры, вольтметры, выключатели, переключатели,
термометр и манометр. Слева и справа от доски установлены
командоконтроллеры управления механизмами крана, приборы для
изменения скорости движения крана и управления разворотом колес.
Все указанные приборы и аппараты составляют пульт управления
краном.
Кроме того, в кабине предусмотрены электропечь для обогрева при
отрицательных температурах, обогреватели, предотвращающие
запотевание и обледенение стекол, вентилятор для работы в летнее
время года, стеклоочистители. У пульта управления на полу кабины
установлено кресло машиниста, высоту и расстояние которого от
пульта можно регулировать.
Передняя и боковые стенки кабины частично остеклены, что
позволяет вести круговой обзор и наблюдение за рабочим
оборудованием, рабочими органами.
Кабина управления
дизель-электрического крана КС-5363 |
|
Гидравлическая
схема управления крана КС-5363
Кран оснащен
ограничителем грузоподъемности ОГП-1. Для ограничения высоты
подъема крюка использован конечный выключатель шпиндельного
типа, срабатывающий после поворота вала грузовой лебедки на
определенный угол. Выключатель с помощью шестерни соединен с
шестерней вала грузовой лебедки. Ограничитель регулируют при
смене рабочего оборудования или при замене грузового каната. Для
предотвращения запрокидывание стрелы на поворотную платформу на
кране установлен телескопический упор.
|