Opel Zafira B. Руководство - страница 2

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Zafira B (Astra H) 2004 года. Двигатели Z14 XEL (1.4), Z14 ХЕР (1.4), Z16 ХЕР (1.4), Z18XE (1.8), 2.0 Turbo Z20 LER, 2.0 Turbo/OPC 20LEH

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

Opel Zafira B. Руководство - страница 2

 

 

background image

П о д д о м к р а ч и в а н и е и  б у к с и р о в к а 

8 Извлечение колпачков болтов 

крепления литых дисков 

точку под порогом кузова

 (см. иллюст­

рацию 9), - проследите, чтобы домкрат 

располагался строго вертикально (см. 

иллюстрацию 10), а его пятка упира­
лась в грунт всей своей поверхностью. 

Старайтесь устанавливать домкрат на 

твердое покрытие, в случае необходимо­

сти нужно подложить под него какую-
нибудь твердую прокладку с достаточ­
но развитой поверхностью (например, 
кусок доски, который полезно иметь в 

автомобиле). Головка домкрата должна 

располагаться точно под ребром порога, 
которое должно войти в паз на головке 

домкрата. Внимание: Помните, что вне 
зависимости от наличии уклона домкрат 
всегда должен занимать строго верти­
кальное положение! 

Вращайте вручную ворот домкрата, пока 
не будет полностью выбрано расстоя­
ние от земли до порога автомобиля. 
Затем подсоедините рукоятку к вороту 
и, работая рукояткой, вывесите повреж­

денное колесо. 
Отверните колесные болты и произведи­
те замену колеса. Перед установкой за­

пасного колеса очистите сопрягаемые по­

верхности. Поочередно затяните болты. 
Опустите домкрат до касания шины с 
землей и полностью дотяните колесные 
болты в диагональном порядке. При пер­

вой же возможности затяните болты на 

СТО специальным ключом с требуемым 
усилием 

Проверьте давление воздуха в запасном 
колесе, в случае необходимости произ­
ведите соответствующую корректиров­

ку (см. Главу 1, Раздел 5). 
Установите на место колпак и колпачки 
болтов литых дисков (при соответствую­
щей комплектации). Замечание: При со­
ответствующем исполнении колпак одева­
ется перед завертыванием болтов. 

Не запускайте двигатель, пока домкрат не 

будет убран. Сложите снятое колесо и 
инструмент на свои штатные места. При 
соответствующей комплектации иниции­

руйте систему контроля давления воздуха 
в шинах (см. Главу «Органы управления и 
приемы эксплуатации", Раздел 27). 

Буксировка 

Буксировка аварийного 

транспортного средства 

Строго говоря, автомобиль следует бук­
сировать с оторванными от земли ве-

9 Головка домкрата оборудована 

специальным пазом, обеспечивающим 

надежность ввода ее в зацепление с 

ребром жесткости порога в домкратной 

точке кузова 

10 Правильная установка домкрата 

11 Открывание крышки гнезда под 

установку буксировочного рыма 

дущими (передними) колесами (лучше 

всего вообще на платформе эвакуато­
ра). Если приходится производить бук­

сировку автомобиля без отрыва пере­
дних колес, следуйте приведенным ниже 

рекомендациям. Следует избегать бук­

сировки автомобиля с касанием всех 
четырех колес о землю на длительные 

расстояния. 
Буксировка автомобиля осуществляется 
при помощи специального съемного бук­

сировочного рыма, который хранится 

вместе с комплектом бортового инстру­
мента в багажном отделении (см. Главу 
«Органы управления и приемы эксплуа­

тации», Раздел 17). Отверстия гнезд под 

его установку с правой стороны пере­

днего и заднего бамперов закрываются 
декоративными крышками

 (см. иллюс­

трацию 11). 

В случае необходимости буксировки ав­

томобиля откройте крышку установочно­

го гнезда в переднем бампере, вращая 
против часовой стрелки

 (см. иллюст­

рацию 12) вверните буксировочный рым 

и затяните его до упора, так чтобы про­

ушина рыма находилась в горизонталь­

ном положении. 
Используйте для буксировки только спе­
циально предназначенный для этой цели 

трос, а лучше жесткую штангу. Внима­
ние:
 Выбирая трос или штангу, заранее 
убедитесь, что их конструкция позволя­
ет закрепить их за проушину буксиро­
вочного рыма! 

Закрепите буксирный трос/жесткую 
штангу за проушину. 
Включите зажигание, чтобы разблокиро­
вать рулевое колесо и обеспечить функ­
ционирование стоп-сигналов, клаксона и 

12 Установка буксировочного рыма 

стеклоочистителей (см. Главу «Органы 
управления и приемы эксплуатации», 

Раздел 17). 
Внимание: Модели, оборудованные си­

стемой Open&Start, нельзя буксировать 
с разряженным аккумулятором, либо дру­
гими неполадками в системе электро­
питания, так как при этом невозможно 
будет снять блокировку рулевого коле­
са! При разряженном аккумуляторе по­
пытайтесь включить зажигание от вспо­

могательного источника (см. ниже). 

При буксировке на аварийном автомо­

биле должна быть включена нейтраль­
ная передача/рычаг селектора переве­

ден в положение  « N » . Не забудьте отпу­

стить рычаг стояночного тормоза и вклю­
чить аварийную сигнализацию. 

Перед началом движения водителям 

обоих транспортных средств (буксиру­

ющего и буксируемого) следует согла­

совать между собой маршрут следова­
ния. 

Помните, что при выключенном двигате­

ле эффективность торможения автомо­
биля заметно снижается вследствие того, 
что перестает функционировать вакуум­
ный усилитель тормозов, при этом сле­

дует выжимать педаль ножного тормоза 

с заметно большим, чем обычно усили­
ем, - остановочный путь при этом увели­
чится. При выполнении маневрирования 
большее усилие придется прикладывать 

и к рулевому колесу, так как насос гид­

роусилителя также не будет функциони­

ровать. 
В случае необходимости активируйте 

систему циркуляции воздуха (при соот­

ветствующей комплектации) и закройте 

окна, чтобы избежать попадания в салон 
отработавших газов буксирующего авто­

мобиля. 

Движение должно осуществляться толь-

background image

В в е д е н и е 

ко с умеренными скоростями, по крат­

чайшему маршруту и с соблюдением 

ПДД. Избегайте резких торможений, ус­

корений и маневрирования. Помните, что 

при буксировке автомобиля по краю 

грунтовой дороги всегда существует 

опасность сноса на обочину. 

Модели, оборудованные автомати­

ческой трансмиссией (AT), могут бук­

сироваться на всех четырех колесах пе­

редним ходом со скоростью, не превы­

шающей 80 км/ч и на расстояние не бо­

лее 100 км. Внимание: Несоблюдение 

оговоренных ограничений может приве­

сти к выходу из строя трансмиссии! Если 

необходимо превысить эти показатели, 

а так же в случае неисправности AT, бук­

сировка допускается только с отрывом 

ведущих (передних) колес от земли! 

Внимание: Буксировка автомобилей, 

оборудованных коробкой передач 

Easytronic, запрещается, если при преры­

вании электропитания автоматическое 

сцепление было выключено вручную, -

обратитесь за помощью в специализи­

рованные службы, занимающиеся эваку­

ацией автомобилей (желательно к парт­

нерам компании Opel)! 

В случае, когда помощь в буксировке 

понадобилась другому транспортному 

средству, буксировочный рым вворачи­

вается в гнездо на заднем бампере -

требования к установке рыма такие же, 

как и при установке его спереди. 

При трогании с места и переключении 

передач водитель буксирующего транс­

портного средства должен уделять осо­

бое внимание плавности отпускания 

сцепления. Водитель буксируемого 

транспортного средства должен старать­

ся постоянно удерживать буксирный 

строп натянутым во избежание рывков и 

наездов на него колесами (по этим при­

чинам использование жесткой штанги 

предпочтительнее). Внимание: Чрез­
мерно высокое тяговое усилие может 

привести к повреждению автомобилей! 

Буксировка с целью запуска 

двигателя 

Запуск двигателя моделей, рассматрива­

емых в данном Руководстве, методом бук­

сировки или толкания не представляет­

ся возможным. Автомобили оборудова­

ны каталитическим преобразователем 

выхлопных газов - запуск двигателя бук­

сировкой или толканием может привес­

ти к выходу его из строя. Кроме того, на 

моделях, оборудованных системой 

Open&Start, при разряженной аккумуля­

торной батарее невозможно снять бло­

кировку рулевого колеса. В случае необ­

ходимости используйте вспомогательный 

источник питания (см. ниже). 

Запуск двигателя от вспомогательного источника 

питания 

Использование вспомогательного источ­

ника питания поможет произвести запуск 

двигателя а экстремальной ситуации, 

однако затем следует выяснить и устра­

нить причину подсадки батареи, наибо­

лее типичными являются: 

a) Проведение неоднократных бе­

зуспешных попыток запуска двигате­

ля, либо оставление осветительных 

приборов включенными на длительное 

время при заглушённом двигателе; 

b) Нарушение исправности функци­

онирования системы заряда (ослаб 

или оборван приводной ремень гене­

ратора, повреждена соединительная 

электропроводка, либо неисправен 

собственно генератор). 
c) Неисправность собственно акку­

муляторной батареи (упал уровень 

электролита, либо вышел срок служ­

бы аккумулятора). 

В качестве вспомогательного источника 

питания может быть использована толь­

ко аккумуляторная батарея другого 

транспортного средства. Внимание: Для 

запуска двигателя могут применяться 

только 12-вольтные батареи! 

При выполнении запуска двигателя от 

внешнего источника питания следует 

уделить внимание соблюдению некото­

рых особых мер предосторожности: 

a) Проследите, чтобы автомобили 

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не соприкасались 

друг с другом; 

b) С обеих батарей снимите венти­

ляционные крышки и прикройте отвер­

стия ветошью, - не допускайте куре­

ния или использования открытого огня 

вблизи аккумуляторных батарей; 

c) Перед тем как подсоединять 

вспомогательную батарею, удосто­

верьтесь, что зажигание на обоих ав­

томобилях выключено; 

б) Проследите, чтобы все потреби­

тели электроэнергии (осветительные 

и нагревательные приборы, стеклоочи­

стители и т.п.) также были выключе­

ны; 
е) Используйте пусковые провода 

только достаточного поперечного се­

чения (не менее 16 мм

2

для бензино­

вых моделей, для дизельных двигате­

лей - 25 мм

1

) с изолированными 

клеммными зажимами; 

1) Наденьте защитные перчатки и 

очки, следите чтобы электролит не 

попал на кожу, одежду или лакокрасоч­

ное покрытие; 
д) Подсоединение клемм должно 

производиться строго в определенном 

порядк. .'см. иллюстрацию 13) Вни­

мание: Не подключайте кабель к от­

рицательному полюсу разряженного 

аккумулятора! Точка подключения 

-массы- должна находиться как мож­

но дальше от аккумулятора!; 

п) Удостоверьтесь, что пусковые 

провода не соприкасаются с движу­

щимися компонентами (крыльчатка 

вентилятора, приводные ремни и т.п.) 

в двигательных отсеках обоих автомо­

билей; 

i) Удостоверьтесь, что трансмиссия 

включена на нейтральную передачу 

(РКПП), либо переведена в положение 

«Р» (AT); 

j) Запустите двигатель автомобиля, 

от батареи которого производится за­

пуск, и дайте ему поработать несколь­

ко минут, затем установите постоян­

ные обороты двигателя - примерно 

2000 в минуту. 

13 Порядок подключения соединитель­

ных проводов при осуществлении 

запуска двигателя от вспомогательного 

источника питания (отсоединение 

проводов производится в обратном 

порядке), - обратите внимание, что на 

аварийном автомобиле отрицательный 

провод подсоединяется не к клемме 

батареи, а к массе силового агрегата 

Выполните стандартную процедуру за­

пуска двигателя. Оставьте двигатель 

работающим на холостых оборотах при­

мерно на 3 минуты. Включите фары, обо­

греватель заднего стекла и вентилятор 

отопителя, затем отсоедините провода, 

действуя в порядке, обратном порядку их 

подсоединения. Замечание: Включение 

вспомогательных потребителей электро­

энергии производится с целью предот­

вращения скачков напряжения в момент 

отсоединения электропроводки. По за­

вершении процедуры выключите лишние 

потребители электроэнергии. Внима­

ние: Не допускайте контакта клемм по­

ложительного заряда с клеммами отри­

цательного заряда или с кузовом авто­

мобиля! 

background image

10 

А в т о м о б и л ь н ы е  х и м и к а л и и ,  м а с л а и  с м а з к и 

Автомобильные химикалии, масла и смазки 

В продажу поступает множество хими-
калиев. масел и смазок, необходимых в 

ходе выполнения процедур текущего 

обслуживания и ремонта автомобиля. 
Сюда входит широкий спектр продук­

тов химической и нефтедобывающей 
промышленности - от чистящих соста­

вов и растворителей, до масел, смазок 
и аэрозолей  д л я защиты резиновых и 
пластмассовых компонентов автомоби­

ля. 

О ч и с т и т е л и 

Очиститель для систем впрыска и 

воздушных заслонок представляет 

собой сильнодействующий растворитель 

смол, нагара и угольных отложений. 

Большая часть очистителей оставляет 

после себя смазывающую пленку сухо­

го типа, которая не затвердевает и не 

засмаливается с течением времени. 

Именно ввиду образования такой плен­

ки данные очистители не рекомендует­

ся использовать для промывки электри­

ческих компонентов. 

Очиститель для тормозных систем 

применяется для удаления следов смаз­

ки и тормозной жидкости с поверхнос­

тей компонентов тормозной системы, где 

абсолютная чистота является первосте­

пенным условием эффективности функ­

ционирования. Очиститель не оставляет 

никаких следов и во многих случаях уст­

раняет визг тормозных механизмов, вы­

зываемый загрязнением их компонентов. 

Очиститель для электрических ком­

понентов способствует устранению 

окисных пленок, следов коррозии и на­

гара с контактных поверхностей без на­

рушения электропроводности. Также 

может использоваться для чистки све­

чей зажигания, жиклеров, регуляторов 

напряжения и прочих узлов, где жела­

тельной является полная очистка от мас­

ла и жира. 

Влагопоглотители служат для удаления 

воды и влаги с поверхностей таких элек­

трических компонентов как генератор, 

регулятор напряжения, монтажный блок 

предохранителей, электрические разъе­

мы и т.п. Влагопоглотители обычно яв­

ляются нетокопроводящими. не вызыва­

ющими коррозию и неогнеопасными. 

Обезжириватели представляют собой 

суперсильнодействующие растворите­

ли и служат для удаления следов смаз­

ки с наружных поверхностей двигателя 

и компонентов шасси. Выпускаются в 

виде аэрозолей или наносятся кистью 

или щеткой и, в зависимости от типа, 

смываются либо водой, либо раствори­

телем же. 

Смазывающие  ж и д к о с т и 

Двигательные масла представляют 

собой специально разработанные соста­

вы для смазки внутренних компонентов 

двигателя. Обычно содержат широкий 

спектр различного рода присадок, слу­

жащих для предотвращения пенообра-

зования и коррозии. Двигательные мас­

ла выпускаются различной степени вяз­

кости, каждой степени вязкости присво­

ен свой код - от 0 до 80 (система стан­

дартов SAE). Необходимость примене­

ния масла того или иного сорта обычно 

определяется климатическими услови­

ями и требованиями конкретного дви­

гателя (см. Главу 1). Жидкие (легкие) 

масла обычно применяются в условиях 

холодного климата и при незначитель­

ных нагрузках на двигатель. Тяжелые 

(вязкие) масла используются в жарких 

условиях и при повышенных нагрузках 

на двигатель. Всесезонные масла обла­

дают характеристиками как легких, так и 

тяжелых масел и обычно имеют обозна­

чения от 5W-20 до 20W-50. 

Качества двигательных масел 

Всесезонные масла являются сравни­

тельно недорогими маслами со следу­

ющими качествами: 

Круглогодичное использование в 

зонах умеренного климата; 

Превосходные моющие свойства; 

Хорошая смазывающая способность 

при всех температурах и нагрузках 

двигателя; 

Высокая стабильность первоначаль­

ных свойств в течение длительного 

времени. 

Всесезонные масла с улучшенными 

антифрикционными качествами име­

ют, кроме того, дополнительные досто­

инства: 

Возможность круглогодичного ис­

пользования почти при всех возмож­

ных температурах наружного возду­

ха; 
Малые потери мощности двигателя 

на трение; 

Облегчение холодного запуска дви­

гателя - даже при очень низких тем­

пературах. 

Замечание: Сезонные масла вслед­

ствие присущих им специфических вяз­

костно-температурных свойств обычно 

нельзя использовать круглый год. Поэто­

му эти масла следует применять только 

в экстремальных климатических зонах. 

Присадки к двигательным маслам 

Не следует добавлять никакие присадки, 
снижающие потери на трение, к двига­

тельным маслам. 

Смешивание масел 

Этот и подобные ему вопросы интере­

суют многих автолюбителей. Однознач­

ного ответа на них, к сожалению, нет. 

Современные масла включают в свой 

состав различные присадки, улучшающие 

их свойства. При совместном использо­

вании масел различных сортов эти при­

садки могут вступать между собой в хи­

мические реакции, образовывать абра­

зивный осадок и/или изменять свойства 

масел, что может привести к непредви­

денным последствиям и выходу двига­

теля из строя. Каждая фирма произво­

дит товарные масла, добавляя к масля­

ной основе присадки, химический состав 

которых держится в секрете. Поэтому 

много качественных масел одинакового 

назначения, но по технологиям различ­

ных фирм, при смешивании способны 

создавать смеси низкого качества. Мас­

ла разных фирм взаимозаменяемы, о 

возможности использования таких масел 

часто указывают разработчики двигате­

лей. Но это не значит, что их можно сме­

шивать. Классификация API и специфи­

кация АСЕА предполагают обязательные 

одинаковые методы испытания (лабора­

торные, стендовые - двигательные и т.д.) 

масел разных фирм. При желании (или 

необходимости) разработчики могут вво­

дить дополнительные испытания (или 

более жесткие условия) к этим класси­

фикациям. 

Внимание: Никогда не доливайте мас­

ло другой модификации, если Вы не име­

ете абсолютно точной информации о 

совместимости этих масел! 

То же относится к смешиванию мине­

ральных или синтетических масел (даже 

одной фирмы). Масла одной фирмы 

можно смешивать только в том случае, 

если на это дает рекомендации фирма 

производитель масла и за что она несет 

ответственность. К сожалению, нередки 

случаи, когда при смешивании масел 

ухудшается их качество, и длительное 

использование данных смесей недопус­

тимо, так как в результате этого может 

•застучать» двигатель. 

На сегодняшний день среди некоторых 

автолюбителей все еще бытует мнение 

о том, что дизельный двигатель «съест» 

все. Но время ниэкооборотистых дизе­

лей начала и середины прошлого века, 

которые не предъявляли относительно 

высоких требований к качеству масла, 

давно прошло. Попытки залить в совре­

менный дизельный двигатель масло, ка­

чество которого не соответствует тре­

бованиям конкретной марки двигателя, 

неминуемо приведут к выходу его из 

строя. 

Надо взять за правило: использовать 

соответствующее двигателю высокока­

чественное масло одной марки (по клас­

сификации), для долива в систему иметь 

в автомобиле небольшое количество 

соответствующего масла в плотной, гер­

метично закрытой таре. Двигатель за это 

отблагодарит надежной работой. Не по-

background image

В в е д е н и е 

11 

купайте масло с рук. так как упаковку 

легко подделать! 

Трансмиссионное масло разработано 

для применения в дифференциалах, ко­

робках передач, и прочих узлах, где тре­

буется устойчивость к воздействию вы­

соких температур. 

Смазка для компонентов шасси и 

подшипников колес представляет со­

бой густую смазку, применяемую в уз­

лах, подверженных повышенным нагруз­

кам и трению, таким как подшипники 

колес, шаровые опоры подвески, наконеч­

ники рулевых тяг и карданные шарни­

ры. 

Высокотемпературная смаяка для 

подшипников колес способна проти­

востоять воздействию высоких темпера­

тур, возникающих в подшипниках колес 

автомобилей, оборудованных дисковыми 

тормозными механизмами. Обычно со­

держит дисульфид молибдена, являю­

щийся смазывающим веществом сухого 

типа. 
Белая смазка (циатим) представляет 

собой густую смазку, наносимую на кон­

тактирующие между собой металличес­

кие поверхности в местах, где имеются 

проблемы с повышенным увлажнением. 

Остается мягкой как при низких, так и 

при высоких температурах, не вымыва­

ется и не разжижается водой. 

Сборочная смазка представляет собой 

специальную смазку, для применения в 

условиях высоких давлений, обычно со­

держит молибден и используется для 

смазывания узлов, подверженных повы­

шенным нагрузкам (таким как коренные 

и шатунные подшипники и рабочие вы­

ступы кулачков) перед первым запуском 

двигателя после завершения капиталь­

ного ремонта. 

Силиконовые смазки применяются для 

защиты резиновых, пластмассовых, вини­

ловых и нейлоновых компонентов. 

Графитовые смазки служат для при­

менения там, где масло не может быть 

использовано в виду проблем с загряз­

нением (например, в замках). Сухой гра­

фит отлично смазывает металлические 

детали, предотвращая воздействие на 

них влаги, кислот и прочих агрессивных 

загрязнений. Смазка является электро­

проводной и не нарушает контакт в та­

ких узлах, как, например, замок зажига­

ния. 

Молибденсодержащие проникающие 

составы применяются для облегчения 

отдавания «прикипевшего» крепежа, а 

также для смазывания крепежа во избе­

жание его коррозии в будущем. 

Теплопроводная смазка является не­

электропроводной и служит для установ­

ки электронных модулей зажигания, от 

которых требуется интенсивный отвод 

тепла. 

Г е р м е т и к и 

Гермегик RTV является наиболее ши­

роко применяемым прокладочным гер-

метиком. Изготавливается на основе 

кремния, застывает на воздухе, обеспе­

чивает герметизацию, приклеивание, яв­

ляется водостойким, заполняет дефекты 

поверхностей, остается эластичным, не 

сжимается и не садится, относительно 

легко снимается и применяется в допол­

нение практически ко всем прокладкам 

на узлах, где температуры не превыша­

ют средних значений. 

Анаэробный гермегик в отличие от 

герметика RTV может применяться не 

только в дополнение к прокладкам, но и 

для формирования таковых. Остается 

эластичным, устойчив к воздействию ра­

створителей и хорошо заполняет не­

ровности поверхностей. Основное отли­

чие от герметика RTV заключается в ус­

ловиях застывания. Если герметик RTV 

начинает застывать после попадания на 

воздух, то анаэробный герметик встает 

только в отсутствии воздуха. Это озна­

чает, что застывание такого герметика 

происходит только после сборки компо­

нентов и плотного прижимания их друг 

к другу. 

Г

врметик для труб и резьбовых со­

единений применяется для герметиза­

ции штуцерных соединений гидравли­

ческих, пневматических и вакуумных ли­

ний. Обычно изготавливается на основе 

тефлонового компаунда и поставляется 

в виде аэрозолей, наносимых наподобие 

краски жидкостей или в виде ленты 

(ФУМ). 

Химикалии 

Антиприхватывающий компаунд 

служит для предупреждения «прикипа-

ния», коррозии, заклинивания и холод­

ного приваривания крепежа. Высоко­

температурные антиприхватывающие 

герметики обычно изготавливаются на 

основе медьсодержащих или графито­

вых смазок и используются в крепеже 

системы выпуска и выпускного коллек­

тора. 

Анаэробные прихватывающие ком­

паунды служат для предотвращения 

самопроизвольного отдавания крепежа 

под воздействием вибраций и засты­

вают только после установки в отсут­

ствии контакта с воздухом. Прихваты­

вающие компаунды средней мощнос­

ти применяются для фиксации мелко­

го крепежа (гаек, болтов, винтов), кото­

рые подлежат регулярному отдаванию 

в дальнейшем. Высокомощные компа­

унды обычно используются для блоки­

ровки крупного крепежа, отдавание ко­

торого нв производится на регулярной 

основе. 

Присадки к маслу служат для измене­

ния химических свойств масла без из­

менения его вязкости с целью сниже­

ния внутреннего трения в двигателе. 

Следует заметить, что большинство 

фирм-изготовителей, выпускающих мо­

торные масла, предупреждают против 

использования каких-либо присадок к 

ним. 
Присадки к топливу выполняют сразу 

несколько функций, в зависимости от 

своего химического состава. Обычно 

содержат растворители, способствующие 

выводу шлаков и снятию нагара с внут­

ренних поверхностей и компонентов си­

стемы впрыска топлива и впускного 

тракта. Кроме того, применение такого 

рода присадок способствует удалению 

угольных отложений, формирующихся на 

стенках камер сгорания. В состав неко­

торых присадок входят вещества, служа­

щие для смазывания компонентов верх­

ней части головки цилиндров (клапан­

ного механизма, поршневых колец), дру­

гие способствуют удалению конденсата 

со стенок топливного бака. 

Прочие 

Тормозная жидкость представляет со­

бой специально разработанный состав, 

способный противостоять воздействию 

высоких температур и давлений, возни­

кающих в тормозной системе. Не сле­

дует допускать контакта тормозной жид­

кости с окрашенными поверхностями 

автомобиля и открытыми участками 

тела. Тормозная жидкость ядовита. Сле­

дует держать тормозную жидкость в гер­

метично закрываемой таре во избежа­

ние попадания в нее влаги (жидкость 

очень гигроскопична) и грязи. 

В ходе эксплуатации автомобиля тор­

мозная жидкость забирает определен­

ное количество воды из окружающего 

воздуха. Слишком большое содержание 

воды в тормозной жидкости может в 

конечном счете вызвать коррозию дета­

лей рабочей тормозной системы. Кро­

ме того, при этом существенно понижа­

ется температура кипения тормозной 

жидкости. 

Поэтому следует не реже одного раза в 

два года менять тормозную жидкость! 

Замечание: При очень старой тормоз­

ной жидкости возможно, при большой 

нагрузке на рабочую тормозную систе­

му, возникновение пузырьков пара в си­

стеме. Это отрицательно влияет на эф­

фективность работы рабочей тормозной 

системы и, тем самым, на безопасность 

движения. 

Замечание: Необходимо применять 

только рекомендованную тормозную 

жидкость (DOT 4). 

Клей для крепления уплотнительных 

полос кузовных проемов, как ясно из 

его названия, служит для крепления уп­

лотнительных полос проемов дверей, 

окон и крышек багажных отделений. 

Может применяться для фиксации эле­

ментов внутренней отделки. 

Антикоррозионное покрытие для дни­

ща автомобиля представляет собой гуд-

ронообразный состав, изготавливаемый 

на нефтяной основе, и служит для защит­

ного покрытия металлических поверхно­

стей, предотвращая их коррозию. Кроме 

того, выполняет функцию звукоизоляции 

салона. 

Воски и полироли применяются для за­

щиты окрашенных поверхностей от воз-