Рис 6.4. Приводы передних колес: А – привод правого переднего колеса; Б
– привод левого переднего колеса: 1 – наружные шарниры равных угловых
скоростей; 2 – большие хомуты крепления чехлов шарниров; 3 – чехлы
шарниров; 4 – малые хомуты крепления чехлов шарниров; 5 – валы приводов;
6 – внутренние шарниры равных угловых скоростей.
Приводы передних колес состоят из внутренних 6 (рис. 6.4) и наружных 1
шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), соединенных валами 5. Наружный
шарнир обеспечивает возможность только угловых перемещений соединяемых
валов. Внутренний шарнир дополнительно к угловым обеспечивает осевые
смещения валов при повороте передних колес и работе подвески.
На корпус наружного шарнира напрессовано задающее кольцо датчика частоты
вращения колеса.
Наружный шарнир типа Бирфильд состоит из корпуса, сепаратора, обоймы и
шести шариков. В корпусе шарнира и в обойме выполнены канавки для
размещения шариков. Канавки в продольной плоскости выполнены по радиусу,
что обеспечивает требуемый угол поворота наружного шарнира. Шлицевый
наконечник корпуса наружного шарнира установлен в ступицу переднего
колеса и прикреплен к ней гайкой.
Обойма наружного шарнира установлена на шлицах вала 5 и зафиксирована на
валу стопорным кольцом.
Внутренний шарнир типа Лебро автомобиля с механической коробкой передач
отличается от наружного тем, что дорожки корпуса обоймы выполнены
прямыми, а не радиусными, что позволяет деталям шарнира перемещаться в
продольном направлении. Шлицевый наконечник корпуса внутреннего шарнира
закреплен в полуосевой шестерне дифференциала пружинным стопорным
кольцом.
В шарнирах типа Бирфильд и Лебро установлены шарики одной сортировочной
группы.
Все детали шарнира селективно подобраны друг к другу, поэтому
ремонтировать шарнир заменой отдельных деталей нельзя, в запасные части
поставляют только шарнир в сборе и малый ремкомплект, включающий в себя
стопорное кольцо, чехол и хомуты крепления чехла, а в некоторых случаях
и смазку.
Для смазки шарниров применяют специальную смазку с дисульфидом молибдена
(отечественный аналог – ШРУС-4). Полости всех шарниров защищены от
попадания дорожной грязи и воды резиновыми гофрированными чехлами 3,
закрепленными на корпусах шарниров и на валах приводов большими 2 и
малыми 4 хомутами соответственно.
Наружные и внутренние шарниры равных угловых скоростей обоих приводов
одинаковы. Однако поскольку валы приводов различаются по длине, приводы
правого и левого колес невзаимозаменяемы.
Полезный совет.
Шарниры приводов очень долговечны, их расчетный ресурс почти равен
ресурсу автомобиля. Однако в эксплуатации их меняют или ремонтируют
довольно часто из-за повреждения защитных чехлов. Такая работа довольно
дорога и трудоемка. Для того чтобы серьезно сэкономить, регулярно
проверяйте состояние защитных чехлов шарниров и немедленно заменяйте их
при малейших повреждениях. Если в шарнир через поврежденный чехол
попадет вода или пыль, он выйдет из строя через несколько сотен
километров пробега. Герметичный шарнир изнашивается