Опель Астра. Аккумуляторная батарея

  Главная      Автомобили - Опель (Opel)     Opel Astra (2004-2006 года) с двигателем 1,4 1,5 1,8 2,0 л. Z18 XER DOHC-I - руководство

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  ..

 

 

Опель Астра. Аккумуляторная батарея

 

 

 

Рис. 7.4. Современная необслуживаемая аккумуляторная батарея:

1 — крышка кор­пуса; 2 — защитная крышка клемм;

3 — межэ­лементное соединение; 4 — конечная клемма;

5 — пробки элементов (внизу под крышкой);

6 — держатель пластин; 7 — корпус; 8 — усили­тель днища;

9 — положительная пластина, за­крытая сепаратором;

10 — отрицательная пластина

 

  Рассматриваемый в данном руко­водстве автомобиль имеют электри­ческую систему, работающую под на­пряжением 12 В. Масса кузова соеди­няется с минусовой клеммой аккуму­ляторной батареи. Аккумуляторная батарея находится в моторном отсеке или под задним сиденьем (модели с кондиционером, а также некоторые дизельные модификации).

  Аккумуляторная батарея выполня­ет три главных функции в электриче­ской системе автомобиля:

— дает электрический ток для пуска двигателя;

— стабилизирует напряжение в эле­ктрической системе;

— может в короткое время обеспе­чивать током, когда потребление энергии превышает выходную мощ­ность генератора.

  Герметичные аккумуляторные ба­тареи стандартные для всех автомо­билей. У них на корпусе нет заливных пробок. Аккумуляторная батарея полностью герметична, не считая двух маленьких боковых отверстий для вентиляции. Эти вентиляцион­ные отверстия позволяют улетучи­ваться образовавшимся газам.

  Герметичные аккумуляторные ба­тареи имеют следующие преимуще­ства над обычными аккумуляторны­ми батареями:

— для долговечности аккумуля­торных батарей не нужно доливать воды;

— батарея защищена от перезаряд­ки. Если слишком большое напряже­ние подведено к аккумуляторной батарее, она не будет принимать столько тока, сколько обычная бата­рея. Повышение напряжения про­должит заряжать обычную батарею, что приводит к газообразованию и потере электролита;

— батарея подлежит самозарядке как обычная батарея. Это очень важ­но, когда автомобиль стоит в одном месте продолжительное время;

— при меньших размерах и весе напряжение и сила тока остались прежними.

  Аккумуляторная батарея имеет два показателя:

— показатель емкости аккумулятор­ной батареи определяется при 27 °С, которая при полной зарядке обеспечивает 10,5 В и больше;

— показатель аккумуляторной ба­тареи при пуске холодного двигате­ля определяется тестированием при -18 °С, которая показывает мощность батареи при проворачи­вании коленчатого вала при холод­ном двигателе.

  Резервная мощность аккумуля­торной батареи определяется как максимально возможное продолжи­тельное время для движения ночью с минимальной электрической на­грузкой без использования выход­ной мощности генератора. Выра­женная в минутах, резервная мощ­ность (или показатель Е) является необходимым временем для полной заряженной аккумуляторной бата­реи при 27 °С и разрядке током 25 А для достижения на клеммах на­пряжения в 10,5 В.

  Тестирование сипы тока при пуске холодного двигателя проводится при -18 °С. Минимальный показатель си­лы тока, который должен быть сохра­нен батареей при заданной темпера­туре, пока имеется минимальное на­пряжение в 7,2 В.

  Этот показатель измеряется при пуске холодного двигателя.

  Срок службы аккумуляторной бата­реи не безграничен. Тем не менее, при надлежащем уходе аккумулятор­ная батарея прослужит много лет.

  Если аккумуляторная батарея про­шла тестирование хорошо, но выяв­ляются сбои в работе без видимой причины, причиной неисправности или отказа могут быть следующие факторы:

— какой-нибудь прибор был остав­лен включенным на всю ночь;

— в короткие периоды автомобиль двигался на малой скорости;

— электрическая нагрузка автомо­биля превышала выходную мощ­ность генератора, нередко с включе­нием нестандартного оборудования;

— неисправность в системе заряд­ки: скольжение ремня генератора, неисправность генератора или неис­правность регулятора напряжения и т. д;

— неправильное использование батареи: непроведение чистки, за­ крепление клемм или ослабление зажимов;

— механические неисправности электрической системы: закорочен­ные или защемленные провода.

  Герметичные аккумуляторные ба­тареи имеют встроенный ареометр с температурной компенсацией в ее верхней части, используемый для нижеследующей диагностики:

— когда смотрите на ареометр, удостоверьтесь, что верхняя часть батареи чистая;

— при нормальной работе должны быть получены два показания:

  Видимая зеленая точка-появление зеленого цвета, называемая «зеле­ная точка» означает, что батарея го­това к тестированию;

  Темно-зеленая невидимая точка -если имеются жалобы на пуск холод­ного двигателя, необходимо тести­рование батареи. В это же время должны быть проверены электричес­кие системы и зарядка. Иногда мо­жет возникнуть третье условие:

  Чистый или светло-желтый цвет -уровень жидкости ниже кончика аре­ометра. Это может стать причиной чрезмерной или длительной заряд­ки, чрезмерного или нормального износа батареи. Поэтому зарядка и электрические системы могут нуж­даться в проверке, если имеются жа­лобы на пуск холодного двигателя. Если батарея — причина жалобы на плохой пуск холодного двигателя, замените ее.

 

  Проверка степени заряженности батареи

 

  Плотность электролита совместно с измерением напряжения на выво­дах аккумуляторной батареи позво­ляют сделать точный вывод о степе­ни заряженности батареи. Для про­верки служит ареометр, который можно приобрести в специализиро­ванном магазине. Чем больше плот­ность электролита, тем больше под­нимается (всплывает) поплавок ареометра. На шкале ареометра значения выражены в единицах плотности (г/см3).

  Во время измерения плотности электролита следите за тем, что­бы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки ареометра не падали капли электролита, содер­жащие серную кислоту, которая вы­зывает коррозию и утечки тока.

  При измерении плотности электро­лита температура электролита долж­на находиться в пределах 20–30 °С. Плотность электролита должна изме­ряться в каждом элементе (банке) ак­кумуляторной батареи. После изме­рении плотности электролита можно установите степень разряженности батареи.

  Во всех элементах электролит дол­жен иметь одинаковую плотность.

  Плотность электролита в полно­стью заряженной аккумуляторной батарее составляет 1,28 г/см3.

  Плотность электролита аккумуля­торной батарее, разряженной на 25%, составляет 1,24 г/см3.

  Плотность электролита аккумуля­торной батарее, разряженной на 50%, составляет 1,20 г/см3.

  Аккумуляторную батарею, разря­женную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимите с автомобиля и подзарядите.

  При измерении плотности электро­лита температура электролита долж­на находиться в пределах 20–30 °С. Плотность электролита должна изме­ряться в каждом элементе (банке) ак­кумуляторной батареи. После изме­рении плотности электролита можно установите степень разряженности батареи.

  Во всех элементах электролит дол­жен иметь одинаковую плотность.

  Плотность электролита в полно­стью заряженной аккумуляторной батарее составляет 1,28 г/см3.

  Плотность электролита аккумуля­торной батарее, разряженной на 25%, составляет 1,24 г/см3.

  Плотность электролита аккумуля­торной батарее, разряженной на 50%, составляет 1,20 г/см3.

  Аккумуляторную батарею, разря­женную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимите с автомобиля и подзарядите.

 

  Зарядка аккумуляторной батареи

 

  Аккумуляторная батарея с зеленой точкой показывает, что зарядка не нужна, пока батарея не разрядится как, например, при пуске холодно­го двигателя.

  При зарядке аккумуляторной бата­реи с герметизированными клемма­ми вне автомобиля, установите пе­реходник. Удостоверьтесь, что все соединения зарядного устройства чистые и надежные. Для лучшего ре­зультата батарея должна заряжать­ся, когда электролит и пластины имеют комнатную температуру. Чрезвычайно холодные батареи мо­гут не заряжаться несколько часов после начала зарядки.

  Заряжайте аккумуляторную бата­рею, пока не появится зеленая точка. В процессе зарядки батарея должна проверяться каждые 30 мин. Наклон или взбалтывание могут быть необхо­димы для появления зеленой точки.

  После зарядки аккумуляторная ба­тарея должна быть протестирована.

  Время, необходимое для зарядки аккумуляторной батареи, зависит от:

— размера батареи — для полно­стью разряженной батареи большой емкости, предназначенной для рабо­ты в тяжелом режиме, необходимо время в 2 раза больше, чем для за­
рядки аккумуляторной батареи лег­кового автомобиля;

— температуры — для зарядки бата­реи при -18 °С потребуется больше времени, чем при 27 °С. Когда заряд­ное устройство подсоединено к хо­лодной батарее, сначала степень за­рядки будет очень низкой, но по ме­ре роста температуры батареи сте­пень зарядки повысится;

— способности зарядного устрой­ства — зарядное устройство с током зарядки 5 А потребует больше вре­мени для зарядки, чем зарядное уст­ройство с током зарядки 30 А или
больше;

— состояния заряда — для зарядки полностью разряженной батареи не­обходимо в два раза больше заряда, чем для зарядки двух наполовину разряженных батарей, потому что
в полностью разряженной батарее электролит приближается по составу почти к чистой воде и является пло­хим проводником. Затем, по мере того как заряжающий ток приводит
к увеличению содержания кислоты в электролите, соответственно уве­личивается и степень зарядки.

  Перед зарядкой отключите от бата­реи плюсовый кабель и кабель мас­сы, сначала кабель массы.

  Перед зарядкой проверьте уровень электролита, при необходимости до­лейте дистиллированную воду.

  Замерзшую батарею (батарею, электролит в которой замерз) перед зарядкой разморозьте. Полностью заряженная батарея замерзает при температуре -65 °С, наполовину за­ряженная батарея — при температуре -30 °С, разряженная батарея — при температуре -12 °С.

  Заряжайте батарею только в хоро­шо проветриваемом помещении. При зарядке установленной батареи ос­тавьте капот автомобиля открытым.

  При нормальной зарядке значение зарядного тока составляет примерно 10% от емкости батареи, (то есть ба­тарея емкостью 50 А-ч должна заря­жаться током величиной примерно 5,0 А). В качестве времени зарядки можно принять значение 10 ч.

  Соедините плюсовый вывод акку­муляторной батареи с плюсовым проводом, минусовый вывод бата­реи с минусовым проводом зарядно­го устройства.

  Во время зарядки температура электролита не должна превышать +55 °С, при необходимости, прерви­те зарядку или уменьшите значение тока зарядки.

  Заряжайте батарею до тех пор, пока во всех элементах батареи не начнет­ся обильное выделение газа и, при следующих последовательно друг за другом через час 3-х измерениях, не перестанет увеличиваться плот­ность электролита и напряжение.

  После зарядки проверьте уровень электролита, при необходимости до­лейте дистиллированную воду.

 

  Зарядка полностью разряженной аккумуляторной батареи

 

  Нижеследующую процедуру ис­пользуйте для перезарядки полно­стью разряженной батареи:

— измерьте напряжение на клеммах батареи точным вольтметром. Если значение измеряемой величины ни­же 10 В, ток зарядки будет очень низ­ким, и это может занять некоторое
время, перед тем как батарея примет избыточные несколько миллиампер;

— поставьте зарядное устройство на высокое место. Некоторые заряд­ные устройства имеют схему защиты от обратной полярности, предотвра­щающей зарядку при неправильном соеди­нении с клеммами батареи. Полно­стью разряженная батарея не имеет достаточного напряжения, что­бы привести в действие эту схему, даже если провода подсоединены правильно. Это приведет к тому, что батарея не будет заряжаться. По­этому следуйте специальным инст­рукциям производителя зарядных устройств, чтобы зарядное устройст­во включилось и начало заряжать ба­тарею с низким напряжением;

— в зарядных устройствах предус­мотрены регуляторы напряжения и силы тока. Время, необходимое для зарядки батареи в зависимости от различных значений напряжения, приведены ниже.

 

 

Исходное напряжение навыводах батареи, В

Время зарядки, час

16,0 или более

До 4

14,0–15,9

До 8

13,9 или менее

До 16

 

 

  Время зарядки аккумуляторной ба­тареи в зависимости от исходного напряжения батареи

  Если полученный батареей заряд нельзя измерить после истечения времени зарядки, батарею следует заменить.

  Если полученный заряд измеряет­ся в процессе зарядки, батарея ис­правна, зарядку надо завершить как обычно.

  Если полученный батареей заряд не измеряется после истечения вре­мени зарядки, вычисленным выше­указанным методом, батарею надо заменить.

  Если полученный заряд измеряет­ся в течение времени зарядки, то ба­тарея исправна и зарядку следует завершить обычным способом.

 

  Уход за аккумуляторной батареей

 

  Время от времени нужно выпол­нять следующие работы, чтобы бата­рея служила дольше и ее мощность поддерживалась максимальной.

  Всегда следует содержать батарею и окружающие ее детали в чистоте. Поверхность батареи должна быть всегда сухой, так как иначе, между отдельными банками могут возник­нуть поверхностные токи утечки, из-за чего батарея будет разряжать­ся сама по себе.

  Уровень электролита должен по­стоянно находиться у кольца, распо­ложенного с нижней стороны залив­ной камеры. Для дол ива следует ис­пользовать дистиллированную воду.

  В холодную погоду не оставлять батарею в незаряженном состоянии, так как она (точнее, электролит в ней) замерзнет. Слабо заряженные батареи замерзают уже при темпе­ратуре около -10 °С.

 

  Хранение аккумуляторной батареи

 

  Батареи, не использующиеся дли­тельное время, разряжаются сами по себе и могут быть подвержены сульфатации пластин. Если такие ба­тареи заряжать быстрозарядным ус­тройством, они не принимают заряд­ный ток и из-за, так называемой, по­верхностной зарядки.

  Прежде чем забраковать батарею, следует проверьте ее: '

  Проверьте плотность электролита. Если плотность во всех элементах отличается не более чем на 0,02 г/см3, батарею следует заря­дить зарядным устройством.

  Проверьте батарею после зарядки под нагрузкой. Если значения не со­ответствуют требуемым, батарея не­исправна.

  Проверьте плотность электролита. Если плотность электролита в одной или нескольких банках значительно ниже, чем в остальных (например, в пяти банках плотность составляет 1,16 г/см3, а в одной 1,08 г/см3), ба­тарея имеет внутреннее короткое за­мыкание.

  Чтобы избежать преждевременно­го старения батареи, следует заря­жать батарею, находящуюся на хра-нзнии, каждые 3 месяца.

 

  Саморазряд аккумуляторной батареи

 

  В зависимости от модификации автомобиля к процессу нормального саморазряда батареи добавляется потребление энергии постоянно действующих потребителей энер­гии. Поэтому батарея на не эксплуа­тирующемся автомобиле должна за­ряжаться раз в полтора месяца. Если есть подозрение на наличие поверх­ностных токов утечки, следует про­верьте бортовую сеть автомобиля.

  Для проверки используйте полно­стью заряженную батарею.

  Установите на амперметре (с пре­делом измерения 0–5 мА и 0–5 А) на­ивысший предел измерения. Вклю­чите амперметр между минусовым выводом батареи и кабелем массы. Плюсовый провод амперметра под­ключите к плюсовому выводу бата­реи, минусовый провод ампермет­ра — к минусовому выводу батареи.

  Выключите все потребители элект­роэнергии, закройте все двери и ба­гажник, выключите плафон подсвет­ки моторного отсека.

  Переключайте предел измерения амперметра в сторону уменьшения до тех пор, пока не появятся ка­кие-либо показания (допустимое значение составляет 1–3 мА). Выни­мая друг за другом предохранители из блока предохранителей, размы­кайте последовательно все электри­ческие цепи. Если при размыкании одной из цепей показания упадут до 0, то в этой цепи следует искать источник неисправности. Возмож­ные неисправности: корродировав­шие или загрязненные контакты эле­ктрических разъемов, перетертые провода, внутреннее замыкание в элементах электрооборудования.

  Если в защищенных предохраните­лями цепях неисправности не обна­ружено, следует отключить провода от незащищенных предохранителя­ми устройств: генератора, стартера, элементов системы зажигания.

  Если при отключении одной из не­защищенных цепей показания ам­перметра упадут до 0, отремонтируй­те или замените соответствующий элемент. При утечке тока в стартере или системе зажигания всегда про­веряйте (в соответствии со схемой) выключатель зажигания и стартера.

 

  Снятие и установка аккумуляторной батареи

 

  При отключении аккумуляторной батареи из памяти центрального блока системы управления двигате­ля и коробки передач, антиблокиро­вочной системы тормозов, а также из памяти ряда других электропри­боров, например, радиоприемника и часов стираются данные о имев­ших место неисправностях. После подключения заново запрограмми­руйте соответствующие приборы. Некоторые серийно установленные радиоприемники имеют защитный код. Защитный код предотвращает несанкционированное использова­ние радиоприемника, если его пита­ние отключалось. Питание радио­приемника и часов отключается, ес­ли, например, отключается аккуму­ляторная батарея, снимается прием­ник или перегорает соответствую­щий предохранитель.

  Отверните гайки и отсоедините «отрицательную» клемму и затем «положительную» клемму от аккуму­ляторной батареи.

  Отверните гайку крепления крон­штейна поддержки аккумуляторной батареи.

  Снимите кронштейн поддержки ак­кумуляторной батареи.

  Снимите аккумуляторную батарею.

  Перед установкой очистите полюс­ные выводы аккумуляторной бата­реи, для этого подойдет латунная проволочная щетка. Для предотвра­щения коррозии покройте выводы батареи специальной смазкой.

  Установку аккумуляторной батареи проводите в последовательности, обратной снятию.

  Затяните гайку крепления крон­штейна поддержки аккумуляторной батареи моментом 6–8 Н-м.

  Затяните гайки крепления клемм аккумуляторной батареи моментом 9–12 Н-м.

 

 

 

Рис. 7.5. Затягивание гайки крепления клеммы

аккумуляторной батареи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  ..