Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 52

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  ..

 

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 52

 

 

2 0 8 

Часть А:  С и с т е м ы  з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

3.4 Приборы  д и а г н о с т и к и (в  к о м п л е к т 

также входит вакуумметр - на рисунке 

не показан) 

Основной диагнос-

тический прибор 

ТЕСН-2 с адапте-

рами 

Цифровой измери-

тель (мультиметр) 

Комплект электро-

ники 

Пробник 

на шильде под капотом или в нижней 

части панели приборов должна быть 

запись «OBD II compliant». 

1 С введением требований последних 

законодательств по охране окружаю-

щей среды ужесточились требования 

к контролю содержания токсичных от-

ходов в отработавших газах. Это в 

свою очередь привело к оборудованию 

автомобилей более совершенными 

системами управления двигателем. 

Основным элементом системы являет-

ся бортовой процессор, чаще называ-

емый электронным модулем управле-

ния (ЕСМ). 
2 На описываемые в настоящем Ру-

ководстве модели устанавливается 

система бортовой диагностики второ-

го поколения (0BD-II), которая позво-

ляет производить проверку датчиков и 

исполнительных устройств, контролиру-

ет циклы обслуживания транспортно-

го средства, обеспечивает возможность 

запоминания даже кратковременно 

возникающих в процессе работы сбо-

ев и очистки блока памяти. Считыва-

ние данных памяти процессора выпол-

няется при помощи специального ска-

нера, подключаемого к 16-контактному 

диагностическому разъему считывания 

базы данных (DLC). 
3 Перед подключением диагностичес-

ких приборов необходимо убедиться в 

исправности и полноте заряда аккуму-

ляторной батареи и выполнить другие 

проверки, приведенные в Главе 4, Раз-

дел 11. 

4 Снятие информации производится 

при помощи диагностического обору-

дования

 (см. сопр. иллюстрацию). 

Следует помнить, что, как правило, та-

кое оборудование рассчитано на кон-

кретную модель или модельный ряд 

автомобилей, изменение системы уп-

равления хотя бы на один элемент ве-

дет к изменению всех электрических 

схем - для проведения диагностики 

рекомендуется обращаться на СТО 

кампании Opel. 

5 Некоторые производители налади-

ли выпуск сканеров, предназначенных 

для использования механиками-люби-

телями в домашних условиях, - спра-

шивайте в магазинах автомобильных 

аксессуаров. На сервисных станциях 

может использоваться дорогостоящий 

специализированный диагностический 

компьютер, специально разработанный 

для полной диагностики большинства 

систем современных автомобилей. 

Диагностические сканеры и компьюте-

ры позволяют считывать и распечатать 

диагностические коды, а также храня-

щиеся в памяти модуля управления 

принципиальные схемы электрообору-

дования (если таковые заложены), про-

граммировать противоугонную систе-

му, наблюдать сигналы в цепях предох-

ранителей в реальном масштабе вре-

мени. 
6 При выявлении неисправности 

ЕСМ выдает команду на включение 

вмонтированной в приборный щиток 

контрольной лампы «Проверьте двига-

тель», называемой также индикатором 

отказов (MIL). Одновременно прибор 

управления переключается на аварий-

ный режим. Лампа будет продолжать 

гореть до тех пор, пока память системы 

самодиагностики не будет очищена от 

занесенных в нее кодов выявленных 

неисправностей (см. ниже). 
7 Считывание данных системы OBD-

II производится при помощи специаль-

ного сканера ТЕСН-2

 (см. иллюстра-

цию 3.4), подключаемого к 16-контак-

тному диагностическому разъему (DLC) 

посредством адаптера - действуйте в 

соответствии с указаниями меню при-

бора. Перечень кодов основных неис-

правностей силового агрегата приве-

ден в Спецификациях в начале насто-

ящей Главы. При помощи того же ска-

нера осуществляется и очистка памя-

ти процессора. Выполнение процедур 

считывания кодов DTC и очистки па-

мяти ЕСМ рекомендуется поручить спе-

циалистам СТО. 

8 На обслуживание компонентов си-

стем управления двигателем/снижения 

токсичности отработавших газов рас-

пространяются особые гарантийные 

обязательства с продленным сроком 

действия. Не следует предпринимать 

попыток самостоятельного выполнения 

диагностики отказов ЕСМ или замены 

компонентов системы, до выхода сро-

ков данных обязательств, - за получе-

нием информации обращайтесь к 

представителям компании Opel. 

4 Применение 

осциллографа для 

наблюдения рабочих 

сигналов системы 

управления 

Замечание:

 Приведенный ниже мате-

риал носит лишь описательный харак-

тер и не привязан ни к какой конкрет-

ной марке или модели автомобиля. 

Правила использования осциллографа 

подробно описаны в инструкции по его 

эксплуатации. Более подробная ин-

формация об общих принципах про-

верке элементов систем электрообо-

рудования и эталонные осциллограммы 

сигналов так же приведены в ранее из-

данных книгах издательства «АРУС». 

посвященных моделям Opel, например, в 

Руководстве № 197 «Opel Corsa В, 

Combo & Tigra с 1993 г. по 2000 г. 

выпуска», в Руководстве № 207 

«Opel Astra H/Zafira В с 2004 г. вы-

пуска» и др. 

1 Цифровые мультиметры отлично 

подходят для проверки электрических 

цепей, находящихся в статическом со-

стоянии, а также для фиксации медлен-

ных изменений отслеживаемых пара-

метров. При проведении же динами-

ческих проверок, выполняемых на ра-

ботающем двигателе, а также при вы-

явлении причин спорадических сбоев 

совершенно незаменимым инструмен-

том становится осциллограф. 
2 Современные осциллографы обыч-

но оборудованы лишь двумя сигналь-

ными проводами вкупе с набором раз-

нообразных щупов, позволяющих осу-

ществить подключение прибора прак-

тически к любому устройству. 
3 Некоторые осциллографы позволя-

ют сохранять осциллограммы во встро-

енном модуле памяти с последующим 

выводом результатов на печать или 

перекачкой их на носитель персональ-

ного компьютера уже в стационарных 

условиях. 

4 Осциллограф позволяет наблюдать 

периодические сигналы и измерять 

напряжение, частоту, ширину (длитель-

Глава 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

2 0 9 

4 . 9 Цифровой сигнал 

4 . 1 8 Аналоговый сигнал 

4 . 8  Х а р а к т е р и с т и к и произвольного 

п е р и о д и ч е с к о г о сигнала 

ность) прямоугольных импульсов, а так-

же уровни медленно меняющихся на-

пряжений. Осциллограф может быть 

использован при выполнении следую-

щих процедур: 

a) Выявления сбоев нестабильно-

го характера; 

b) Проверки результатов произве-

денных исправлений; 

c) Мониторинга активности лямб-

да-зонда системы управления дви-

гателя, оборудованного каталитичес-

ким преобразователем; 

d) Анализа вырабатываемых лям-

бда-зондом сигналов, отклонение 

параметров которых от нормы явля-

ется безусловных свидетельством 

нарушения исправности функциони-

рования системы управления в це-

лом. С другой стороны, правильность 

формы выдаваемых датчиком им-

пульсов может служить надежной 

гарантией отсутствия нарушений в 

системе управления. 

5 Надежность и простота эксплуата-

ции современных осциллографов не 

требуют от оператора никаких особых 

специальных знаний и опыта. Как пра-

вило, характеристики неисправного 

устройства сильно отличаются от эта-

лонных, что позволяет оператору легко 

и быстро выявить отказавший компо-

нент при анализе соответствующей 

осциллограммы. Интерпретация полу-

ченной информации может быть про-

изведена путем элементарного визу-

ального сравнения снятых в ходе про-

верки осциллограмм с временными 

зависимостями, типичными для различ-

ных датчиков и исполнительных уст-

ройств автомобильных систем управ-

ления. 
6 Форма выдаваемого осциллогра-

фом сигнала зависит от множества 

различных факторов и может в значи-

тельной мере изменяться. Поэтому, 

прежде чем приступать к замене по-

дозреваемого компонента в случае 

несовпадения формы снятого диагно-

стического сигнала с эталонной осцил-

лограммой, следует тщательно проана-

лизировать полученный результат. 

7 Ниже приводится описание некото-

рых параметров сигналов и их краткая 

характеристика. 

8 Каждый, снимаемый при помощи 

осциллографа сигнал, может быть опи-

сан при помощи следующих основных 

параметров

 (см. сопр. иллюстра-

цию): 

a) Амплитуда: Разность макси-

мального и минимального напряже-

ний (В) сигнала в пределах перио-

да; 

b) Период: Длительность цикла 

сигнала (мс); 

c) Частота: Количество циклов в 

секунду (Гц); 

d) Ширина: Длительность прямо-

угольного импульса (мс, мкс); 

e) Скважность: Отношение пери-

ода повторения к ширине (В зару-

бежной терминологии применяется 

обратный скважности параметр на-

зываемый рабочим циклом, выражен-

ный в %); 

f) Форма сигнала: Последова-

тельность прямоугольных импульсов, 

единичные выбросы, синусоида, пи-

лообразные импульсы, и т.п. 

Напряжение 

9 Нулевой уровень эталонного сигна-

ла нельзя рассматривать в качестве 

абсолютного опорного значения, -

«ноль» реального сигнала, в зависимо-

сти от конкретных параметров прове-

ряемой цепи, может оказаться сдвину-

тым относительно эталонного [1]

 (см. 

сопр. иллюстрацию) в пределах оп-

ределенного допустимого диапазона. 

10 Полная амплитуда сигнала зависит 

от напряжения питания проверяемого 

контура и также может варьироваться 

в определенных пределах относитель-

но эталонного значения ([3] -

 см. ил-

люстрацию 4.9 и [2] - см. иллюст-

рацию 4.18). 

11 В цепях постоянного тока преде-

лы напряжения сигнала соответствуют 

напряжению питания. В качестве при-

мера можно привести цепь системы 

стабилизации оборотов холостого хода 

(IAC), сигнальное напряжение которой 

никак не изменяется с изменением 

оборотов двигателя. 

12 В цепях переменного тока ампли-

туда сигнала уже однозначно зависит 

от частоты срабатывания источника 

сигнала, так, амплитуда сигнала, выда-

ваемого датчиком положения коленча-

того вала (СКР) будет увеличиваться 

с повышением оборотов двигателя. 

13 В виду сказанного, если амплитуда 

снимаемого при помощи осциллогра-

фа сигнала оказывается чрезмерно 

низкой или высокой (вплоть до обре-

зания верхних уровней), достаточно 

лишь переключить рабочий диапазон 

прибора, перейдя на соответствующую 

шкалу измерения. 

14 При проверке оборудования цепей 

с электромагнитным управлением (на-

пример, система IAC) при отключении 

питания могут наблюдаться броски 

напряжения ([4] - см.

 иллюстрацию 

4.9), которые при анализе результатов 

измерения можно спокойно игнориро-

вать. 

15 Не следует беспокоиться также при 

появлении таких деформаций осцил-

лограммы, как скашивание нижней ча-

сти переднего фронта прямоугольных 

импульсов ([5] -

 см. иллюстрацию 

4.9), если, конечно, сам факт выпола-

живания фронта не является призна-

ком нарушения исправности функцио-

нирования проверяемого компонента. 

Частота 

16 Частота повторения сигнальных 

импульсов зависит от рабочей часто-

ты источника сигналов. 

17 Форма снимаемого сигнала может 

быть отредактирована и приведена к 

удобному для анализа виду путем пе-

реключения на осциллографе масшта-

ба временной развертки изображения. 

18 При наблюдении сигналов в цепях 

переменного тока временная разверт-

ка осциллографа зависит от частоты 

источника сигнала [3]

 (см. сопр. ил-

люстрацию), определяемой оборота-

ми двигателя. 

19 Как уже говорилось выше, для при-

ведения сигнала к удобочитаемому 

виду достаточно переключить масштаб 

временной развертки осциллографа. 

210 

Часть А:  С и с т е м ы  з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

5.2  К р ы ш к а (1) модуля зажигания 

20 В некоторых случаях осциллограм-

ма сигнала оказывается развернутой 

зеркально относительно эталонной за-

висимости, что объясняется реверсив-

ностью полярности подключения соот-

ветствующего элемента и, при отсут-

ствии запрета на изменение полярно-

сти подключения, может быть проигно-

рировано при анализе. 

5 Снятие и установка 

свечей, модулей 

зажигания и 

высоковольтных проводов 

(бензиновые двигатели) 

1 Общее описание системы зажига-

ния приведено в Разделе 1. Подроб-

ная информация о свечах зажигания, ВВ 

проводах и о порядке их замены при-

ведена в Разделе 22 Главы 1. В дан-

ном разделе подробно описываются 

операции по снятию и установке мо-

дуля зажигания. 
Замечание:

 Разборка и ремонт моду-

ля в условиях обычной ремонтной ма-

стерской не производится - модуль 

заменяется целиком. Катушки зажига-

ния ремонту не подлежат. 

Д в и г а т е л и  Z 1 0 X E ( P ) / Z 1 2 X E / 

Z14XEP 

2 При соответствующей комплекта-

ции снимите крышку модуля зажига-

ния, сдвинув ее в указанном стрелкой 

направлении

 (см. сопр. иллюстра-

цию). 
3 Отсоедините электропроводку от 

модуля зажигания и выверните 2 цен-

тральных болта крепления модуля

 (см. 

сопр. иллюстрацию). 

4 Для извлечения модуля зажигания 

используются специальные ручки, ко-

торые вворачиваются в центральные 

резьбовые отверстия

 (см. иллюстра-

цию 5.2). При их отсутствии можно 

воспользоваться парой длинных бол-

тов подходящего диаметра с соответ-

ствующим шагом резьбы. Замечание: 

Данные рукоятки используются так же 

с целью предотвращения ожогов рук 

при извлечении модуля зажигания на 

горячем двигателе. 
5 При извлечении модуль зажигания 

необходимо вытягивать строго вверх, 

5.3 Снятие модуля (4) зажигания 

(двигатели Z10XE(P)/Z12XE/Z14ХЕР) 

2 Специальные рукоятки КМ-6009 

3 Разъем электропроводки 

5 Болты крепления модуля 

старайтесь не допускать прекосов, во 

избежание повреждения штекерных 

разъемов свечей. 

6 Установка производится в обрат-

ном порядке. 

Особенности  д в и г а т е л е й Z14XE/ 

Z 1 6 X E / Z 1 8 X E 

7 На данных моделях потребуется 

снять крышку двигателя (см. Главу 2). 

Модуль зажигания крепиться четырьмя 

болтами (на двигателе Z18XE - пятью). 

В остальном процедура снятия/установ-

ки полностью аналогична вышеописан-

ной для двигателей Z10XE(P)/Z12XE/ 

Z14XEP 

Особенности двигателя Z16SE 

8 На данных моделях модуль зажига-

ния крепится слева на головки блока 

цилиндров. 

9 Для снятия модуля рассоедините 

разъем подводящей электропроводки 

проводки модуля зажигания и 4 высо-

ковольтных провода. 

10 Выверните 3 болта и снимите мо-

дуль с головки блока. 

11 Установка производится в обрат-

ном порядке. 

6 Угол опережения 

зажигания - общая 

информация 

1 Угол опережения зажигания про-

граммируется в электронном модуле 

управления двигателем и корректиру-

ется автоматически при работе двига-

теля. 

2 Перед программированием необхо-

димо проверить совпадение всех ме-

ток при выставлении ВМТ поршня со-

ответствующего (как правило первого) 

цилиндра двигателя в такте сжатия (см. 

Главу 2, Раздел 6). 

7 . 5 Разъемы (указаны стрелками) 

э л е к т р о п р о в о д к и свечей накаливания 

(двигатели Y17DT(L)) 

7 Снятие, установка и 

проверка свечей 

накаливания (дизельные 

двигатели) 

1 Основными элементами свечи на-

каливания являются корпус и впрес-

сованный в него нагревательный эле-

мент. Благодаря хорошим пусковым 

характеристикам дизельных двигате-

лей с непосредственным впрыском 

топлива необходимость в предвари-

тельном прогреве камер сгорания по-

является лишь при температурах на-

ружного воздуха ниже О'С. 

Снятие и установка 

2 Отсоедините провод от отрицатель-

ной клеммы батареи (см. Раздел 8), при 

необходимости снимите крышку дви-

гателя (см. Главу 2). 

3 На двигателях Y17DT(L) снимите 

воздухоочиститель (см. Главу 4), а на 

двигателе Z17DTH впускной возду-

ховод и впускной трубопровод. 

4 На двигателях Y17DT(L)/Z17DTH 

снимите электронный модуль управле-

ния двигателем (ЕСМ) вместе с дер-

жателем (см. Главу 2, Раздел 10). 
5 Рассоедините разъемы

 (см. сопр. 

иллюстрацию) электропроводки све-

чей накаливания и выверните свечи. 

6 Установка производится в обрат-

ном порядке. Затяните свечи с требу-

емым усилием (см. Спецификации). 

Поверка 

7 После снятии необходимо в первую 

очередь проверить свечи на наличие 

механических повреждений, - в случае 

необходимости произведите замену. 

8 Проверка работоспособности све-

чи накаливания может быть произве-

дена путем подачи на нее напряжения 

12 В

 (см. сопр. иллюстрацию), - ис-

правная свеча должна своевременно 

раскаляться докрасна (будьте осторож-

ны, не обожгитесь): 

а) Источник питания должен быть 

Глава 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

211 

оборудован плавким предохраните-

лем для защиты от короткого замы-

кания; 

b) Зажимы для подачи напряжения 

на свечу должны иметь надежную 

изоляцию; 

c) После проверки дайте свече 

остыть в течение нескольких минут, 

чтобы не обжечься. 

9 Рабочий элемент исправной свечи 

должен раскалиться докрасна не по-

зднее, чем через 5 секунд. Если для 

разогрева свечи требуется заметно 

больше времени, или наконечник рас-

каляется лишь в средней части, свечу 

необходимо заменить. 

10 Для более основательной провер-

ки свечей используется специальное 

оборудование, которое доступно прак-

тически на любой СТО. 

7 . 8 Проверка свечи накаливания 

Часть В: Системы заряда и запуска 

8 Аккумуляторная батарея -

отключение, снятие и 

установка, приобретение 

новой батареи 

Замечание:

 Общая информация по 

обслуживанию и зарядке аккумулятор-

ной батареи приведена в Гпаве 1, Раз-

дел 11 Руководства. 

О т к л ю ч е н и е батареи 

1 При проведении ремонтных работ 

всегда рекомендуется отсоединять ак-

кумуляторную батарею. В принципе, 

если аккумулятор требуется отключить 

без снятия его с автомобиля, достаточ-

но отсоединить только провод от от-

рицательной клеммы, но во избежание 

каких-либо непредвиденных случайно-

стей, рекомендуется отсоединять оба 

провода и закрывать аккумуляторную 

батарею защитной крышкой. Внима-

ние:

 Отрицательный провод всегда 

отсоединяется в первую очередь и под-

соединяется в последнюю! 
2 На автомобиль установлено не-

сколько систем, требующих постоянно-

го энергоснабжения. Отключение акку-

муляторной батареи неизбежно приво-

дит к стиранию хранящейся в памяти 

системы управления двигателем ин-

формации об оптимальных настройках, 

отключению часов, уничтожению вве-

денного в радиоприемник охранного 

кода и т.п. Прежде чем производить 

отключение батареи внимательно оз-

накомьтесь с приведенными ниже ре-

комендациями: 

a) На оборудованных единым зам-

ком моделях, не забудьте извлечь из 

замка зажигания и положить в кар-

ман ключ,- при подключении бата-

реи произойдет автоматическое за-

пирание всех дверей; 

b) Отключения батареи приведет 

к стиранию из памяти ЕСМ всех на-

работанных настроечных параметров 

(кроме базовых установок). К числу 

таких параметров относятся: величи-

на оборотов холостого хода, макси-

мальная частота оборотов и коды 

неисправностей системы самодиаг-

ностики. При необходимости перед 

отключением батареи произведите 

считывание диагностических данных 

(см. Раздел 3). После подключения 

все утраченные наработанные на-

стройки восстановятся автоматичес-

ки, однако для этого системе управ-

ления потребуется некоторое время, 

в течение которого двигатель может 

работать нестабильно в различных 

режимах; 

c) Если аккумуляторная батарея 

была отключена при включенной 

противоугонной сигнализации, сис-

тема останется в том же режиме и 

после подключения батареи. Воз-

можно срабатывание звуковой сиг-

нализации при подключении клемм 

аккумуляторной батареи; 
d) На оборудованных бортовым 

компьютером моделях отключение 

батареи приведет также к удалению 

всех внесенных в процессе эксплуа-

тации компьютера пользовательских 

данных; 

e) Установленная на автомобиле 

информационно-развлекательная 

система оборудована охранным ко-

дом, прежде чем отсоединять бата-

рею удостоверьтесь в том, что рас-

полагаете правильной комбинацией 

для введения аппаратуры в действие. 

Охранный код указан в руководстве 

по эксплуатации информационно-

развлекательной системы - он дол-

жен храниться вне автомобиля. В 

случае утраты комбинации обращай-

тесь за помощью к специалистам 

фирменной станции техобслужива-

ния Opel. Замечание: На моделях 

выпуска с 2005 года охранный код 

распознается электронной системой 

без вмешательства владельца и его 

ввод при подключении аккумулятор-

ной батареи не требуется; 

f) На моделях, оборудованных си-

стемой ESP, необходимо согласовать 

датчик угла поворота рулевого коле-

са, для чего при включенном зажига-

нии поверните рулевое колесо один 

раз справа налево от упора до упо-

ра. 

3 Избежать неприятных последствий 

отключения аккумуляторной батареи 

можно при помощи внешнего источни-

ка питания, - подробные правила 

пользования подобными устройствами 

приводятся в инструкции по их эксп-

луатации. Как правило, такие источни-

ки питания подключаются к гнезду при-

куривателя, после чего штатная бата-

рея может быть спокойно отсоедине-

на. Вырабатываемого источником тока 

должно хватать для питания памяти 

модуля управления, предотвращения 

блокировки магнитолы и сохранения 

работоспособности часов. Внимание: 

Некоторые из подобных устройств мо-

гут подать в систему ток, достаточный 

для нормального функционирования и 

других потребителей энергии. Перед 

обслуживанием компонентов электро-

оборудования удостоверьтесь, что со-

ответствующий потребитель полнос-

тью обесточен! 

4 После подключения батареи необ-

ходимо произвести согласование элек-

троприводов стеклоподъемников и 

верхнего люка (при соответствующей 

комплектации) (см. Главу «Органы уп-

равления и приемы эксплуатации»). 

Приобретение новой батареи 

5 При покупке необходимо выбирать 

новую аккумуляторную батарею с та-

ким же номинальным напряжением -

12 В, и емкостью (измеряется в ам-

пер-часах (Ah)), которые были у заме-

няемой батареи. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  ..