Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 50

 

  Главная      Автомобили - Опель     Opel Corsa C, Combo, Meriva (2000-2006 года) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  ..

 

Opel Corsa C, Combo, Meriva. Руководство - часть 50

 

 

2 0 0 Часть D:  С и с т е м ы турбонаддува,  в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и отработавших газов 

2 0 . 2 1  С н я т и е  п о с т к а т а л и т и ч е с к о г о 

л я м б д а - з о н д а с  и с п о л ь з о в а н и е м 

т о р ц е в о й  н а с а д к и  K M - 6 1 2 9 (А) 

1 Разъем электропроводки 

2 0 . 7  Х о м у т н о е  с о е д и н е н и е (1) 

к р е п л е н и я  з а д н е й  с е к ц и и  с и с т е м ы 

в ы п у с к а  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в (на 

п р и м е р е  д в и г а т е л я  Z 1 4 X E ) -  с т р е л к а -

м и  у к а з а н ы  д е м п ф и р у ю щ и е 

д е р ж а т е л и 

2 Дополнительный глушитель 

внимание на плотность сопряжения 

секций, - в противном случае при ана-

лизе состава отработавших газов мо-

жет быть получен недостоверный ре-

зультат. 

14 Если на бензиновых моделях про-

изводилась замена приемной трубы, 

переустановите лямбда-зонд на новую 

секцию (см. ниже). 

15 Установите систему выпуска с по-

мощью ассистента в держатели, не за-

тягивая полностью крепежные гайки, 

закрепите приемную трубу на катали-

заторе/турбокомпрессоре с новым 

уплотнением. Обратите внимание на 

правильность установки прокладки. 

16 Установите задний глушитель в 

держатели и, не затягивая крепление, 

соедините со средней секцией систе-

мы выпуска отработавших газов. 

17 Проверьте, чтобы система выпуска 

была установлена в соответствии с 

профилем днища и на выпускных тру-

бах не создавалось напряжение от из-

гиба. При этом следите за тем, чтобы 

везде было достаточное расстояние 

между системой выпуска и кузовом, 

держатели с эластичными резиновы-

ми элементами должны быть равно-

мерно нагружены. 

18 Затяните элементы крепления сис-

темы выпуска. Установите защиту кар-

тера (при соответствующей комплекта-

ции) и опустите автомобиль. Проверь-

те систему на герметичность (см. выше). 

Снятие и установка  л я м б д а -

з о н д о в  ( б е н з и н о в ы е модели) 

19 Лямбда-зонды предназначены для 

контроля и регулировки состава отра-

ботавших газов. Датчики вворачивают-

ся в трубу перед и после катализатора. 

Для снятия зондов, как правило, приме-

няется специальный торцовый ключ со 

шлицевым отверстием для электричес-

кого провода. В зависимости от длины 

и места установки датчика ключи мо-

2 0 . 9  Р а з ъ е м (3)  э л е к т р о п р о в о д к и 

л я м б д а - з о н д а (на  п р и м е р е  д в и г а т е л я 

Z 1 4 X E ) -  с т р е л к а м и  у к а з а н ы  д е м п ф и -

р у ю щ и е  д е р ж а т е л и 

4 Приемная труба 

гут иметь различное исполнение. Про-

цедура снятия/установки зонда не 

сложная, но требует аккуратности. 

20 Докаталитический лямбда-зонд ус-

танавливается в приемную секцию ка-

талитического преобразователя или на 

выпускной коллектор. Рассоедините 

разъем электропроводки лямбда-зон-

да. Используя специальный ключ 

(Оре1-КМ-6129), осторожно выверни-

те и снимите зонд. 

21 Посткаталитический лямбда-зонд 

устанавливается, как правило, на пер-

вой (приемной) секции системы выпус-

ка отработавших газов. Поднимите ав-

томобиль на подъемнике, рассоедини-

те разъем электропроводки зонда. 

Осторожно выверните лямбда-зонд с 

помощью торцовой насадки

 (см. сопр. 

иллюстрацию) и снимите его. 
22 Установка производится в порядке, 

обратном порядку снятия. Перед уста-

новкой смажьте тонким слоем термо-

стойкой монтажной пасты BOSCH или 

Opel (черная, № 1948569/90513210) 

резьбу лямбда-зонда (бензиновый дви-

гатель: черная смазка, дизельный дви-

гатель: белая смазка), установите его 

на место. Внимание:

 Монтажная пас-

та должна наноситься только на резь-

бу, не допускайте ее попадания на кор-

пус лямбда-зонда! 
Замечание:

 Если лямбда-зонд уста-

новить без использования термостой-

кой смазки, резьба со временем нач-

нет прикипать. В результате этого от-

вернуть зонд при следующем обслужи-

вании будет не возможно. Новые дат-

чики уже имеют необходимую смазку. 

21 Системы снижения 

токсичности 

отработавших газов -

общая информация 

С целью снижения уровня эмиссии в 

атмосферу токсичных составляющих, 

попадающих в состав отработавших 

газов двигателя в результате испаре-

ния и неполноты сгорания топлива, и 

соответствия экологическим стандар-

там, рассматриваемые в настоящем 

Руководстве модели оборудованы це-

лым рядом специальных систем, кото-

рые можно было бы объединить под 

общим названием

 систем управления 

двигателем и снижения токсичнос-

ти отработавших газов. 

К числу систем, имеющих отношение к 

управлению работой двигателя и кон-

тролю токсичности отработавших газов, 

следует отнести следующие: 

a) Система бортовой диагностики 

(OBD) - см. Гпаву 5; 

b) Электронная система управле-

ния двигателем (ЕСМ) - см. Главу 5; 

c) Система управляемой вентиля-

ции картера (PCV); 

d) Система рециркуляции отрабо-

тавших газов (EGR); 

e) Система улавливания топлив-

ных испарений (EVAP); 

f) Каталитический преобразова-

тель и лямбда-зонд (контроль соста-

ва отработавших газов). 

В приведенных ниже Разделах даются 

общие описания принципов функцио-

нирования каждой из систем. 

Диагностика элементов систем сниже-

ния токсичности, управляемых элект-

ронными устройствами требует ис-

пользования специального, сложного в 

применении, оборудования и опреде-

ленной квалификации исполнителя, а 

потому ее выполнение разумно будет 

поручить профессиональным механи-

кам специализированной станции те-

хобслуживания. 
Сказанное выше не означает, что об-

служивание и ремонт компонентов си-

стем снижения токсичности на практи-

ке представляются трудновыполнимы-

ми. Зачастую причиной отказов явля-

ется элементарное нарушение качества 

вакуумных или электрических соедине-

ний, а потому в первую очередь всегда 

следует проверять состояние штуцер-

Глава 4  С и с т е м ы  п и т а н и я ,  у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м , 

в ы п у с к а и  с н и ж е н и я  т о к с и ч н о с т и  о т р а б о т а в ш и х  г а з о в 

201 

ных и электрических разъемов. Владе-

лец автомобиля может самостоятель-

но и достаточно просто произвести 

целый ряд проверок, а также, выполнить 

в домашних условиях множество про-

цедур текущего обслуживания боль-

шинства компонентов систем, пользу-

ясь при этом обычным набором настро-

ечного и слесарного инструмента. 

С и с т е м а вентиляции картера 

(PCV) 

Система PCV служит для снижения 

эмиссии в атмосферу углеводородных 

соединений за счет вывода из двига-

теля картерных газов. Продувка блока 

осуществляется путем прогонки посту-

пающего из воздухоочистителя свеже-

го воздуха через картер, в котором он 

смешивается с накопившимися испа-

рениями и прорвавшимися из камер 

сгорания газами и выводится через 

клапан PCV во впускной трубопровод. 

К числу основных компонентов систе-

мы относятся клапан PCV, фильтр про-

дувки и комплект вакуумных шлангов, 

соединяющих перечисленные устрой-

ства с двигателем. 

С целью поддержания стабильности 

оборотов холостого хода клапан PCV 

перекрывает поток продувки при глубо-

ком разрежении во впускном трубопро-

воде. В случае нарушения исправности 

функционирования двигателя (как, на-

пример, при изнашивании поршневых 

колец) система производит отвод избыт-

ка картерных газов через вентиляцион-

ную трубку обратно в воздухоочиститель. 

Система улавливания топливных 

и с п а р е н и й (EVAP) 

Система аккумулирует скапливающие-

ся в топливном баке испарения и обес-

печивает вывод их во впускной трубо-

провод для сжигания в процессе нор-

мального функционирования двигателя. 

Ниже описан общий принцип функцио-

нирования системы EVAP. Описывае-

мая конструкция не обязательно дол-

жна полностью соответствовать конст-

рукции системы, установленной на кон-

кретном автомобиле, однако принцип 

функционирования является общим 

для всех моделей. 

В состав любой системы EVAP обяза-

тельно входит специальный адсорбер, 

заполненный активированным углем, 

который, собственно, и собирает в себе 

топливные испарения. Способ вывода 

испарений из адсорбера может варь-

ироваться в зависимости от конструк-

ции конкретной системы. 

Крышка заливной горловины топлив-

ного бака оборудована двухсторонним 

предохранительным клапаном. В слу-

чае отказа системы клапан обеспечи-

вает отвод топливных испарений в ат-

мосферу. 

Другой запорный клапан (клапан ORVR) 

установлен вблизи топливного бака и 

обеспечивает регулировку отвода топ-

ливных испарений в угольный адсор-

бер в зависимости от перепадов дав-

ления/разрежения, связанных с изме-

нением температуры. 

Топливные испарения пропускаются 

через двухходовой клапан и по венти-

ляционным шлангам попадают в уста-

новленный на правом заднем крыле 

угольный адсорбер, где они аккумули-

руются пока двигатель автомобиля заг-

лушён. Замечание:

 Место установки 

адсорбера может быть различным - в 

зависимости от модели. 

При запуске двигателя до момента 

прогревания его до определенной тем-

пературы запорный электромагнитный 

клапан продувки адсорбера остается 

закрытым. По достижению температу-

ры двигателя определенного значения 

из адсорбера топливные испарения 

через диафрагменный клапан выдува-

ются во впускной трубопровод, откуда 

поступают в камеры сгорания, где вы-

жигаются в процессе нормального 

функционирования двигателя. 

Топливный бак также обычно оборудо-

ван датчиком, отслеживающим измене-

ния давления в баке, как во время сто-

янки, так и на ходу автомобиля. 

Система  р е ц и р к у л я ц и и 

отработавших газов 

С целью снижения эмиссии в атмосфе-

ру окислов азота (NO

x

) конструкция дви-

гателя предусматривает отвод части 

отработавших газов во впускной трубо-

провод через клапан EGR. Такое подме-

шивание отработавших газов к воздуш-

но-топливной смеси приводит к сниже-

нию температуры ее сгорания. 

Система состоит из клапана EGR, дат-

чика степени открывания клапана EGR 

и комплекта вспомогательных информа-

ционных датчиков. Управление системой 

осуществляется электронным модулем 

системы управления двигателя. Модуль 

контролирует оптимальную степень от-

крывания клапана EGR для любых усло-

вий функционирования двигателя. Спе-

циальный информационный датчик по-

стоянно отслеживает степень открыва-

ния клапана EGR, выдавая соответству-

ющие сигналы на модуль управления. 

Электронное устройство сравнивает вхо-

дящую информацию датчика с опти-

мальной расчетной величиной, опреде-

ляемой поданным, поступающим от дру-

гих информационных датчиков и, в слу-

чае необходимости, производит требуе-

мую корректировку поступающего в дви-

гатель объема отработавших газов. 

Контроль состава отработавших 

газов 

См. также Главу «Органы управления 

и приемы эксплуатации», Раздел 28. 

С целью минимизации эмиссии в ат-

мосферу токсичных составляющих с 

состав системы выпуска отработавших 

газов включен каталитический преоб-

разователь. Контроль осуществляется 

системой управления закрытого типа. 

Обратная связь с системой управления 

двигателем организована посредством 

вмонтированного в приемную трубу 

системы выпуска лямбда-зонда. 

Каталитический преобразователь явля-

ется компонентом систем снижения ток-

сичности отработавших газов, включен 

в состав системы выпуска и предназ-

начен для снижения эмиссии в атмос-

феру токсичных составляющих. На рас-

сматриваемых в настоящем Руковод-

стве автомобилях используются катали-

тические преобразователи двух типов. 

Обычный окислительный преобразова-

тель позволяет снизить содержание в 

отработавших газах углеводородов и 

монооксида углерода. Трехфункцио-

нальный каталитический преобразова-

тель дополнительно позволяет сокра-

тить эмиссию оксидов азота (NO

x

). 

Рабочий элемент катализатора изго-

тавливается, как правило, из керамичес-

кого материала и имеет сотовую кон-

струкцию - в его теле образовано ог-

ромное количество проходных каналов, 

через которые пропускаются отрабо-

тавшие газы. В тело рабочего элемен-

та вкраплены соединения различных 

металлов, выполняющих функцию ката-

лизаторов, в присутствии которых при 

высокой температуре происходят хи-

мические реакции окисления моноок-

сида углерода и углеводородов, а так 

же преобразование оксидов азота в 

устойчивое азотное соединение. 

Лямбда-зонд (кислородный датчик) 

отслеживает содержание кислорода в 

потоке отработавших газов. При кон-

такте молекул 0

2

 с чувствительным 

элементом зонда датчик вырабатыва-

ет амплитудный сигнал в зависимости 

от концентрации кислорода. Электрон-

ный модуль системы управления дви-

гателем непрерывно контролирует по-

ступающие с лямбда-зонда сигналы, в 

случае необходимости выдавая коман-

ды на корректировку состава воздуш-

но-топливной смеси за счет измене-

ния продолжительности открывания 

инжекторов впрыска. На рассматрива-

емых моделях автомобилей использу-

ются два лямбда-зонда; первичный 

расположен в выпускном коллекторе 

двигателя, а вторичный - ниже катали-

тического преобразователя. Путем 

сравнения уровня содержания кисло-

рода на участках выпускного тракта 

выше и ниже каталитического преоб-

разователя система управления двига-

телем определяет также эффектив-

ность функционирования последнего. 

Глава 5 Системы электрооборудования двигателя 

Содержание 

Ч а с т ь  А :  С и с т е м ы  з а ж и г а н и я / н а к а л и в а н и я и 
у п р а в л е н и я  д в и г а т е л е м 

2 Поиск неисправностей - общая информация и 

предварительные проверки 206 

5 Снятие и установка свечей, модулей зажигания и 

высоковольтных проводов 

(бензиновые двигатели) 210 

6 Угол опережения зажигания - общая информация . 210 

7 Снятие, установка и проверка свечей накаливания 

(дизельные двигатели) 210 

Ч а с т ь  В :  С и с т е м ы  з а р я д а и  з а п у с к а 

8 Аккумуляторная батарея - отключение, снятие и 

установка, приобретение новой батареи 211 

9 Проверка состояния и замена проводов батареи ... 212 

10 Генератор - общая информация, 

12 Стартер - общая информация, 

Спецификации 

Система  з а ж и г а н и я (бензиновые модели) 

Тип Электронная с прямым зажиганием (без распреде-

лителя) 

Порядок зажигания (первый цилиндр расположен со 

стороны привода ГРМ) 

4-цилиндровые двигатели 1-3-4-2 

3-цилиндровые двигатели 1-2-3 

Система управления  д в и г а т е л е м 

Коды неисправностей OBD II, считываемые из памяти 

модуля управления при помощи диагностического 

сканера 

Замечание:

 Контрольная лампа отказов (MIL) загорается 

в случае возникновения неисправностей в системе. 

Более подробную информацию по кодам для Вашей моде-

ли Вы можете узнать на сайтах www.obdii.com, www.obd-

2.com, www.obd-2.de и www.ardio.ru. 

Информационное содержание разрядов кода OBD II 
Пример: Р 0 3 8 0 

Слева направо: 

1 разряд 

Р силовой агрегат 

В кузов 

С шасси 

2 разряд (источник кода) 

0 стандартный SAE 

1 расширенный - задаваемый производителем 

3 разряд (система) 

0 система в целом 

1 подмешивания воздуха (air/fuel induction) 

2 впрыска топлива 

3 система зажигания или пропуски зажигания 

4 дополнительный контроль выпуска 

(auxiliary emission control) 

5 скорость автомобиля и управление холостым ходом. 

6 входные и выходные сигналы блока управления 

7 трансмиссия 

4,5 разряды Порядковый номер неисправности 

компонента или цепи (00-99) 

Основные коды неисправности силового агрегата 
Р0000 Отсутствие кодов неисправностей в памяти си-

стемы 

Р0100 Неисправность в цепи датчика измерения мас-

сы воздуха (MAF) 

Р0101 Нарушение исправности функционирования MAF 

Р0102 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика MAF 

Р0103 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика MAF 

Р0104 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика MAF 

Р0105 Неисправность в цепи датчика абсолютного дав-

ления во впускном трубопроводе (MAP) 

Р0106 Нарушение исправности функционирования MAP 

Р0107 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика MAP 

Р0108 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика MAP 

Р0109 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика MAP 

Р0110 Неисправность в цепи датчика температуры вса-

сываемого воздуха (IAT) 

Р0111 Нарушение исправности функционирования дат-

чика IAT 

Р0112 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика IAT 

Р0113 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика IAT 

Р0114 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика IAT 

Р0115 Неисправность в цепи датчика температуры ох-

лаждающей жидкости (ЕСТ) 

Р0116 Нарушение исправности функционирования дат-

чика ЕСТ 

Р0117 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика ЕСТ 

Р0118 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

Глава 5  С и с т е м ы  э л е к т р о о б о р у д о в а н и я  д в и г а т е л я 

2 0 3 

на «+») датчика ЕСТ 

Р0119 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика ЕСТ 

Р0120 Неисправность в цепи датчика положения дрос-

сельной заслонки (TPS) 

Р0121 Нарушена исправность функционирования дат-

чика TPS 

Р0122 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика TPS 

Р0123 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика TPS 

Р0124 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика TPS 

Р0130, 0150 Неисправность в цепи докаталитического 

лямбда-зонда (правый ряд цилиндров на V-об-

разном двигателе) 

Р0135 Чрезмерно высокое напряжение в цепи подо-

грева лямбда-зонда 

Р0190, 0191 Нарушена исправность функционирования 

ТНВД/ датчика давления впрыска (на топливной 

Р магистрали) 

Р0192 Чрезмерно низкий уровень напряжения (замы-

кание на «-») датчика давления впрыска 

Р0193 Чрезмерно высокий уровень напряжения (замы-

кание на «+») датчика давления впрыска 

Р0194 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика давления впрыска 

Р0195 Неисправность в цепи датчика температуры дви-

гательного масла 

Р0196 Нарушена исправность функционирования дат-

чика температуры двигательного масла 

Р0197 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика температуры двигательного масла 

Р0198 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика температуры двигательного мас-

ла 

Р0199 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика температуры двигательного масла 

Р0200 Неисправность в цепи впрыска топлива 

Р0201 + 0204 Неисправность в цепи инжектора цилиндра 

1 - 4 соответственно 

Р0215 Нарушение исправности функционирования за-

порного электромагнитного клапана 

Р0217 Перегрев двигателя 

Р0219 Недопустимое превышение оборотов двигателя 

Р0335 Неисправность в цепи датчика положения колен-

чатого вала (СКР) 

Р0336 Нарушение исправности функционирования дат-

чика СКР 

Р0337 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика СКР 

Р0338 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика СКР 

Р0339 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика СКР 

Р0340 Неисправность в цепи датчика положения рас-

пределительного вала (СМР) 

Р0341 Нарушение исправности функционирования дат-

чика СМР 

Р0342 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика СМР 

Р0343 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика СМР 

Р0344 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика СМР 

Р0351 Сигнал зажигания цилиндров 1 и 4 

Р0352 Сигнал зажигания цилиндров 2 и 3 

Р0400 Отклонение от нормы интенсивности рецирку-

ляции отработавших газов (EGR) 

Р0401 Чрезмерное ослабление потока EGR 

Р0402 Чрезмерное усиление потока EGR 

Р0403 Неисправность в цепи управляющего электро-

магнитного клапана EGR 

Р0404 Нарушение исправности функционирования уп-

равляющего электромагнитного клапана EGR 

Р0410 Неисправность реле э/магнита системы подме-

шивания дополнительного воздуха 

Р0412 Неисправность в цепи клапана системы подме-

шивания дополнительного воздуха 

Р0440 Неисправность в цепи датчика положения кла-

пана рециркуляции отработавших газов (EGR) 

Р0443 Неисправность в цепи клапана управления про-

дувкой угольного адсорбера системы EVAP 

Р0460 Неисправность в цепи датчика уровня топлива 

Р0461 Нарушение исправности функционирования дат-

чика уровня топлива 

Р0462 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика уровня топлива 

Р0463 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика уровня топлива 

Р0464 Перемежающаяся ошибка функционирования 

датчика уровня топлива 

Р0500 Неисправность в цепи датчика скорости авто-

мобиля (VSS) 

Р0501 Нарушение исправности функционирования дат-

чика VSS 

Р0502 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика VSS 

Р0503 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика VSS/перемежающая ошибка фун-

кционирования SS 

Р0505 Неисправность в цепи датчика IAC стабилиза-

ции оборотов холостого хода 

Р0506 Неожиданное занижение частоты вращения дви-

гателя при срабатывании системы стабилиза-

ции оборотов холостого хода 

Р0507 Неожиданное завышение частоты вращения дви-

гателя при срабатывании системы стабилиза-

ции оротов холостого хода 

Р0530 Неисправность в цепи датчика давления хлада-

гента системы К/В 

Р0531 Нарушение исправности функционирования дат-

чика давления хладагента системы К/В 

Р0532 Чрезмерно низкий уровень сигнала (замыкание 

на «-») датчика давления хладагента системы К/ 

В 

Р0533 Чрезмерно высокий уровень сигнала (замыкание 

на «+») датчика давления хладагента системы К/ 

В 

Р0534 Разрядка (потеря хладагента) в охладительном 

контуре системы К/В 

Р0560 Неисправность в системе бортового электропи-

тания 

Р0561 Нарушение стабильности напряжения бортово-

го электропитания 

Р0562 Занижение напряжения бортового электропита-

ния 

Р0563 Завышение напряжения бортового электропита-

ния 

Р0606 Отказ ЕСМ 

Р0650 Неисправность в цепи контрольной лампы отка-

зов (MIL) 

Р0654 Неисправность в цепи выходного сигнала обо-

ротов двигателя 

Р0655 Неисправность в цепи выходного сигнала конт-

рольной лампы перегрева двигателя 

Р0656 Неисправность в цепи выходного сигнала уров-

ня топлива 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  ..