Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 577

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  575  576  577  578   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 577

 

 

 

Датчики 

 

Пермаллой 

Внешнее 

магнитное поле 

 

Ток

Намагниченность

 
 
 
 
 

Остаточное 

магнитное поле

 
 
 
 

Рис. 4-9 

 
Этот материал обладает способностью намагничиваться и имеет свое магнитное поле, 

силовые линии которого направлены параллельно протеканию тока, когда внешнее магнитное 
поле отсутствует. Если воздействовать на эту пластину внешним магнитным полем, силовые 
линии которого направлены перпендикулярно направлению движения тока, то суммарный 
вектор намагниченности будет менять свое направление, поворачиваясь на угол 

α

Сопротивление пластины будет изменяться в соответствии с этим углом. 

Датчики, выполненные на основе магниторезистивного элемента, обладают рядом 

преимуществ: 

•  величина сигнала на выходе датчика не зависит от частоты вращения, возможно 

измерение очень низких частот вращения ( вплоть до 0 Гц) 

•  величина сигнала на выходе датчика выше, чем у датчиков Холла, и это позволяет 

увеличить воздушный зазор и упростить конструкцию подвижной мишени 

•  более дешевый, чем датчик Холла. 
 

Датчиков на основе MRE – это различные датчики вращения, такие как датчики положения 

распределительного и коленчатых валов, датчики скорости автомобиля и др. 
 
(e) Индукционные (генераторный тип) датчики 
 

Датчики этого типа представляют собой 

катушку индуктивности с сердечником в виде 
постоянного магнита.  

~

U

 

При изменении магнитного поля в катушке 

появляется (генерируется) ток (явление 
электромагнитной индукции). Амплитуда этого 
тока зависит скорости изменения магнитного 
поля, и следовательно от частоты вращения. 
Это основной недостаток этого датчика. К 
достоинствам можно отнести простоту, 
дешевизну и надежность.  

Датчики этого типа применяют для 

измерения частоты вращения вала двигателя, 
коробки передач, скоростей колес автомобиля. 

 

Рис. 4-10 

 
 
 
 
 
 

 4– 

5   

 

Датчики 

(f) Индуктивные датчики 

 

Датчики этого типа тоже представляют собой 

катушку индуктивности, но с сердечником в виде 
металлического стержня.  При перемещении этого 
сердечника меняется величина индуктивности, а не 
наводится ЭДС как в индукционном датчике. 

Примером может служить датчик высоты 

положения кузова или датчик ускорения автомобиля.  

 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4-11 

 
 
(g) Пьезоэлектрические датчики 

 

V

 

 
Принцип действия датчиков основан на способности 

некоторых кристаллических материалов, генерировать 
напряжение при ударе по ним. Существуют варианты 
датчиков, в которых изменяется сопротивление 
(пьезорезистор). 

Пьезоэлектрический эффект является обратимым, 

т.е. при приложении напряжения к кристаллу 
происходит его деформация. 

На основе пьезоэлектрического эффекта 

сконструированы датчики детонации. 
 
 

Рис. 4-12 

 

(h) Фотоэлектронные (оптические) датчики 
 

Датчики этого типа обычно построены на основе так 

называемой оптической пары (светодиод-фоторезистор, 
светодиод-фотодиод, светодиод-фототранзистор). 
Обычно это светодиод и фототранзистор, между 
которыми вращается сектор с отверстиями. При 
попадании света от фотодиода на фототранзистор, 
проводимость последнего резко увеличивается, что 
приводит к протеканию тока в цепи. 

В качестве примера можно привести датчик 

положения рулевого колеса.  

 
 
 
 
 
 

Рис. 4-13 

 

 

4 – 6 

 

Датчики 

 

Рис. 4-14 

 
Другой пример – это датчик дождя (рис 4.14 ). Он 

устанавливается на лобовом стекле и тоже состоит из 
светодиода и фототранзистора. В сухую погоду свет 
излучённый светодиодом отражается от стекла и 
попадает на фототранзистор. Когда идет дождь, то 
часть света преломляется через капли воды и световой 
поток, попадающий на фототранзистор, уменьшается. 

 

 
 
 
 
(i) Емкостные (конденсаторные) датчики   
 

Работа датчика: 
• Между двумя стационарными и положительно 

заряженными дисками расположен третий, кремниевый, 
отрицательно заряженный и закреплённый на 
пластинчатом пружинном элементе. 

•Три диска образуют обкладки двух конденсаторов 

C1 и C2, создающих два электрических поля. 

• Под действием сил приводящих к смещению 

центрального диска происходит изменение ёмкостей   
C1 и    C2 вызванное изменением расстояния между 
обкладками. Это отклонение и отслеживается 
электронной схемой. 

 
На таком принципе могут быть построены датчики 

ускорения, датчики давления и пр. 

 
 

Рис. 4-15 

 

3. Классификация датчиков по измеряемому параметру 

 
По измеряемому параметру датчики можно разделить на группы: 
 

1.  Измерители расхода воздуха 
2.  Датчики давления 
3.  Датчики температуры 
4.  Датчики положения коленчатого и распределительного валов 
5.  Датчики скорости вращения колеса 
6.  Датчики скорости автомобиля 
7.  Датчики положения рулевого колеса. 
8.  Датчики положения дроссельной заслонки   
9.  Датчики положения педали акселератора   
10. Датчики детонации 
11. Кислородные датчики 

 

 4– 

7   

 

Датчики 

 

(1)  Измерители расхода воздуха 

Эти датчики предназначены для определения количества воздуха поступающего во впускной 
коллектор. Обычно они имеют встроенный датчик температуры воздуха. 
Бывают нескольких типов: 

•  объёмного расхода воздуха (вихревой) 
•  массового расхода воздуха (плёночный) 
•  датчик абсолютного давления. 

 
 

(a)  Датчик объёмного расхода воздуха (AFS - AIR FLOW SENSOR). 

 

Принцип действия этого датчика основан на зависимости изменения частоты образующихся 

завихрений от объёма проходящего воздуха. 

Возможно несколько различных методов подсчёта вихрей. В настоящее время используется 

метод с использованием «горячей проволоки». Проходящий воздух охлаждает очень тонкую 
нить накала, находящуюся в обводном канале. Создаваемые завихрения создают пульсацию 
воздушного потока. Чем чаще пульсация, тем чаще необходимо подавать питание для нагрева 
нити, т.к. меняется ее сопротивление. 

Для определения массы проходящего воздуха в состав датчика входят также датчик 

давления и датчик температуры. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К дроссельной 

заслонке 

«Горячая проволока» 

«Горячая проволока» 

Воздух

Вихрь Кармана 

Выпрямитель 

потока 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4-16 

 

4 – 8 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  575  576  577  578   ..