Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 544

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  542  543  544  545   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 544

 

 

Основы электротехники и электроники 

 

 

1 – 22 

• Пример использования   
В качестве примера практического использования микро-ЭВМ на автомобилях далее 
описывается микропроцессорный блок управления впрыском топлива.    
Микропроцессорный блок управления, используя микро-ЭВМ, рассчитывает оптимальную 
величину топливоподачи в двигатель. 
Сигналы различных датчиков поступают через модуль ввода-вывода и обрабатываются 
центральным процессором по программе, заложенной в постоянном запоминающем устройстве 
(ROM). Затем, после расчета величин    сигналов управления, они поступают в модуль 
ввода-вывода. 
В оперативном запоминающем устройстве (RAM), если это необходимо, хранятся данные и 
результаты вычислений. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

OM:  Read Only Memory 
AM:  Random Access Memory 

EPROM: Electrically Erasable Programmable ROM 

Рис. 1-49 

 
 
 

 
R
R
E
 

Основы электротехники и электроники 

 

 

 

1 – 23 

 

14. Электропроводка 

 

(1)  Общее описание 

 
Чтобы все электрические устройства выполняли свои функции, они объединяются в 

электрические цепи. Соединения производятся с помощью различных электрических проводов. 
Если вы не разбираетесь в электропроводке, то не сможете понять ни особенностей какой-либо 
системы, ни разобраться с приёмами диагностирования неисправностей.  

Важнейшими элементами, связанными с электропроводкой, являются : 

1.  автомобильные низковольтные провода   
2.  разъёмы 
3.  предохранители и плавкие вставки. 
 

 

(2)  Автомобильные низковольтные провода 

 

Автомобильные низковольтные провода в основном классифицируются по их диаметру. Для 

обеспечения возможности идентификации проводов по их индивидуальному назначению на 
поверхность их изоляции нанесена цветовая маркировка. Для получения представления о 
назначении проводов на электрических схемах приводятся сокращенные обозначения их цветов. 
Способ маркировки проводов приведен ниже. 
 
СОКРАЩЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ 
 

„

  Сокращения используются в электрических схемах и изображениях разъемов, чтобы 

указать цвет провода и подключаемое с его помощью устройство.  

 

Код 

Цвет 

провода 

Код 

Цвет   

провода 

Код 

Цвет 

провода 

Код 

Цвет   

провода 

Black 

Черный 

L  bLue 

Синий 

PU 

PUrple 

Пурпурный 

White 

Белый 

BR 

Brown 

Коричневый  LG Light 

Green 

Светло-зеле

ный 

R    

Red 

Красный 

Yellow 

Желтый 

Green 

Зеленый 

Orange 

Оранжевый 

SB 

Sky Blue

Голубой 

SI 

Silver 

Серебристый 

GR 

Grey 

Серый 

Pink 

Розовый 

V   

Violet 

Фиолетовый 

 

 

 
 
Цвет провода характеризует его принадлежность к определенной системе: 

„

  Черный – система пуска и «земля» 

„

  Белый – зарядка аккумулятора 

„

  Красный – освещение 

„

  Зеленый и коричневый – сигнал 

„

  Желтый – приборы 

   

 
 
 
 
 

Основы электротехники и электроники 

 

 

1 – 24 

 
 

Если провод имеет два цвета, первый из них, указываемый в двухцветном обозначении, 

относится к основному цвету (цвету изоляции провода), а второй - к маркировочному цвету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 1-50 

2

* Отсутствие обозначения сечения означает провод сечением 0,5 мм , обозначение цвета в 
круглых скобках означает 0,3 мм

2

 

При монтаже на автомобиле дополнительной электропроводки, предназначенной для 

подключения дополнительных электрических устройств, сечение проводов должно быть 
тщательно выбрано в соответствии с пропускаемым по нему силой тока и расположением 
провода на автомобиле. С этой целью в нижеприведенной таблице дано соотношение между 
сечением провода и допустимой силой тока.  

 

 

Допустимый ток 

Номинальное сечение (обозначение по 

SAE площади поперечного сечения в мм

2

)

В моторном отсеке 

В иных местах 

2

0.3 мм

– 5A 

2

0.5 мм

7A 13A 

2

0.85 мм

9A 17A 

2

1.25 мм

12A 22A 

2

2.0 мм

16A 30A 

2

3.0 мм

21A 40A 

2

5.0 мм

31A 54A 

 
Несоблюдение этих требований может привести к пожару!
 

 
(3)  Электрические разъемы 

 

На автомобиле используются различные типы электрических разъёмов, соответствующие их 

назначению и месту расположения. Существует много типов разъёмов, различающихся по цвету, 
форме, способах установки и снятия, и форме контактов. Каждый из них характеризуется числом 
контактов и определённым их расположением. Поэтому для исключения ошибки при проведении 
работ необходимо проверить количество и расположение контактов соответствующим данным, 
указанным на электрической схеме. 
 
 
 
 
 

Основы электротехники и электроники 

 

 

 

1 – 25 

 

И

  ДЕНТИФИКАЦИЯ РАЗЪЕМОВ 

В электрической проводке используются различные типы электрических разъёмов, которые 

различаются по своей форме (типу контактов, числу рядов и т.д.), числу контактов, их виду 
(штыревой или гнездовой), наличию или отсутствию фиксатора и т.д. В описаниях электрических 
схем они, как правило, обозначаются в соответствии с нижеприведёнными данными. 

 
 

Штыревой разъём обозначается двойной 

контурной линией! 

 
 
 
 
 
 
 
 
Гнездовой разъём обозначается одинарной 

контурной линией! 
 
 
 
 

•  Идентификация контактов разъёма   

 

Нумерация выводов разъёмов указывается для случая их 

состыкованных состояний. Если посмотреть на пару разъёмов 
(штыревой и гнездовой) с их лицевых сторон (поверхности 
стыковки), то обозначения номеров выводов и цветов 
проводов в гнёздах разъёмов, как показано на рисунке, 
располагаются зеркально (по отношению друг к другу 
относительно вертикальной оси). Однако, при соединении 
разъёмов, они сближаются, как страницы закрываемой книги, 
так, что стыкуются контакты с одинаковыми символами в одно 
целое (рис 1.52). 

Для того, чтобы правильно определить номер контакта или 

месторасположение контакта в разъеме, в электросхемах 
применяют следующие правила нумерации: 

1. Разъем соединения с электрическим компонентом 

(электронные блоки управления, датчики, сенсоры, моторы и 
т.д.) всегда показан так, как если бы Вы смотрели на разъем 
со стороны жгута проводов (рис 1.53). 

2. Промежуточные соединения показаны так, как они 

смотрятся со стороны штыревого разъема (рис 1.54) (кстати, 
на электрических компонентах, как, например электронные 
блоки управления, выходы являются разъемами штыревого 
типа, поэтому этому правилу можно следовать всегда).  

3. Для запасных или диагностических разъемов (к которым 

ни что не подсоединено) иллюстрируется расположение 
контактов со стороны разъема. 

Внимание: 
В некоторых случаях цвета проводов штыревой и 

гнездовой    частей разъёма различаются. 

 

 

Штыревой разъем 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Штыревая 

клемма 

Штыревая клемма 

Штыревой 

разъем 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

Гнездовой разъем

Гнездовая   

клемма 

Гнездовая    клемма 

 

Гнездовой 

разъем 

Рис. 1-51 

Рис. 1-52 

Устройство 

Рис. 1-53 

Промежуточный 

разъём

 

Рис. 1-54 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  542  543  544  545   ..