15
2. РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ (ATF)
Развитие
технологий
производства
автоматических
трансмиссий
направлено на уменьшение их габаритов. Компании, производящие автомобили,
стремятся создать автоматические трансмиссии, не требующие замены ATF
(Automatic Transmission Fluid – жидкость для автоматических трансмиссий) в
процессе эксплуатации. Поэтому условия функционирования рабочей жидкости и
требования к ее качеству выходят на первый план. Основные функции рабочей
жидкости следующие:
• обеспечение передачи крутящего момента от двигателя к трансимисии
(в гидротрансформаторе);
• обеспечение работы гидравлической системы управления;
• обеспечение работы фрикционных муфт и тормозов
• смазка деталей АКПП, гидротрансформатора и в некоторых
трансмиссиях, главной передачи и дифференциала;
• осуществление отвода тепла и продуктов износа из АКПП и
гидротрансформатора
•
Требования к рабочей жидкости
Обеспечение необходимого коэффициента трения
В автоматической трансмиссии применяются работающие в ATF
многодисковые фрикционные муфты, включение и выключение которых
обеспечивает рабочая жидкость. Отсутствие абразивных примесей в рабочей
жидкости способствует увеличению срока межремонтной эксплуатации пластин и
дисков фрикционов автоматической трансмиссии. Необходимо, чтобы рабочая
жидкость
обладала
достаточными
смазывающими
свойствами.
Также,
необходимо сбалансированность статического и динамического коэффициента
трения, обеспечиваемого рабочей жидкостью. Например, низкие значения
динамического коэффициента трения приводят к дополнительной пробуксовке
фрикционов, увеличивая время их включения. Большие значения статического
коэффициента трения вызывают резкое увеличение передаваемого момента на
заключительном этапе включения фрикциона, что приводит к появлениям рывков.
Рывки при переключении вызывают негативные ощущения у водителя.
Жидкость не должна быть склонна к образованию пузырьков
Образование пузырьков в рабочей жидкости приводит к снижению
давления, создаваемого циркуляционным насосом. При этом в целом ухудшается
работа гидравлической системы автоматической трансмиссии. Рабочая жидкость,
имеющая большую вязкость, в большей мере склонна к образованию пузырьков.