Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 481

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  479  480  481  482   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 481

 

 

 

15

2. РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ (ATF) 
Развитие 

технологий 

производства 

автоматических 

трансмиссий 

направлено  на  уменьшение  их  габаритов.  Компании,  производящие  автомобили, 
стремятся  создать  автоматические  трансмиссии,  не  требующие  замены ATF 
(Automatic  Transmission  Fluid – жидкость  для  автоматических  трансмиссий)  в 
процессе эксплуатации. Поэтому условия функционирования рабочей жидкости и 
требования  к  ее  качеству  выходят  на  первый  план.  Основные  функции  рабочей 
жидкости следующие: 

•  обеспечение  передачи  крутящего  момента  от  двигателя  к  трансимисии 

(в гидротрансформаторе); 

•  обеспечение работы гидравлической системы управления; 
•  обеспечение работы фрикционных муфт и тормозов 
•  смазка  деталей  АКПП,  гидротрансформатора  и  в  некоторых 

трансмиссиях, главной передачи и дифференциала; 

•  осуществление  отвода  тепла  и  продуктов  износа  из  АКПП  и 

гидротрансформатора 

•   

Требования к рабочей жидкости 
Обеспечение необходимого коэффициента трения 
В  автоматической  трансмиссии  применяются  работающие  в ATF 

многодисковые  фрикционные  муфты,  включение  и  выключение  которых 
обеспечивает  рабочая  жидкость.  Отсутствие  абразивных  примесей  в  рабочей 
жидкости способствует увеличению срока межремонтной эксплуатации пластин и 
дисков  фрикционов  автоматической  трансмиссии.  Необходимо,  чтобы  рабочая 
жидкость 

обладала 

достаточными 

смазывающими 

свойствами. 

Также, 

необходимо  сбалансированность  статического  и  динамического  коэффициента 
трения,  обеспечиваемого  рабочей  жидкостью.  Например,  низкие  значения 
динамического  коэффициента  трения  приводят  к  дополнительной  пробуксовке 
фрикционов,  увеличивая  время  их  включения.  Большие  значения  статического 
коэффициента  трения  вызывают  резкое  увеличение  передаваемого  момента  на 
заключительном этапе включения фрикциона, что приводит к появлениям рывков. 
Рывки при переключении вызывают негативные ощущения у водителя. 

 
Жидкость не должна быть склонна к образованию пузырьков 
Образование  пузырьков  в  рабочей  жидкости  приводит  к  снижению  

давления, создаваемого циркуляционным насосом. При этом в целом ухудшается 
работа гидравлической системы автоматической трансмиссии. Рабочая жидкость, 
имеющая большую вязкость, в большей мере склонна к образованию пузырьков. 

 

16

Для  снижения  интенсивности  образования  пузырьков  в  автоматических 
трансмиссиях применяют жидкости с относительно небольшой вязкостью. 

 
Жидкость должна обладать хорошей текучестью при низких температурах 
Если  вязкость  рабочей  жидкости  при  низких  температурах  велика,  работа 

гидравлической  системы  автоматической  трансмиссии  ухудшается.  Снижение 
производительности  циркуляционного  насоса  приводит  к  снижению  рабочего 
давления.  Это,  в  свою  очередь,  может  привести  к  пробуксовке  фрикционов,  их 
перегреву, и выходу из строя. 

 
Жидкость  должна  обладать  малым  коэффициентом  теплового  изменения 

вязкости 

Изменение  вязкости  рабочей  жидкости  должно  быть  незначительным  в 

широком диапазоне температур. С одной стороны, вязкость жидкости при низких 
температурах  должна  быть  невелика,  с  другой  стороны,  при  повышении 
температуры  изменение  вязкости  должно  быть  незначительным.  В  противном 
случае  снижение  вязкости  может  привести  к  ухудшению  смазки  деталей 
трансмиссии. 

 
 Жидкость не должна образовывать осадка 
Ввиду  того,  что  рабочая  жидкость  сильно  нагревается  в  процессе  работы, 

она  не  должна  образовывать  осадка.  Отложение  осадка  на  трущихся 
поверхностях  многодисковых  фрикционов  может  привести  к  их  пробуксовке. 
Отложение осадка в каналах гидросистемы приводит к её неправильной работе. 

 
Жидкость  не  должна  быть  агрессивна  по  отношению  к  материалам 

уплотнений 

В  автоматической  трансмиссии  используется  большое  количество 

различных  резиновых  и  пластиковых  уплотнений.  Отвердение  или  деформация 
уплотнений  могут  привести  к  возникновению  неисправности  в  результате  утечек 
ATF через повреждённые уплотнения. 

 
Первые  стандарты  на  рабочую  жидкость  для  автоматических  трансмиссий 

были  разработаны  компаниями Ford и General Motors. (Табл. 2.1)  Однако,  в 
последние 

годы 

производители 

автомобилей 

стремятся 

использовать 

собственные уникальные рабочие жидкости взамен сертифицированным GM или 
Ford. 

 
 

 

 

17

Год GM 

Ford 

1949 

ТипA  

1957 

ТипA, индексA

 

1959 

 

M2C33A/B 

1961 

 

M2C33C/D 

1967 

DEXRON 

M2C33E/F 

1972 

 

 

1973 

DEXRON II 

M2C33G 

1975 

 

M2C138CJ 

Табл. 2.1 

 

 

18

 
В настоящее время существует большое количество различных типов ATF, 

выпускаемых  разными  производителями.  Основные  технические  характеристики 
некоторых ATF приведены в таблице 2.2. 

 

 

 

Плотно

сть

 при

 

15°

C, 

кг

3

  

Кинемати

че

ска

я 

вязкость

 пр

и 

40°

C, 

сС

т 

Кинемати

че

ска

я 

вязкость

 пр

и 

100°

C, 

сС

т 

Индекс

 

вязко

сти

 

Темпер

атур

а 

за

сты

вания

, °C 

Темпер

атур

а 

свп

ы

шки

, °C 

Dexron II 

846

31

7.0

195 

-53

216

Dexron IIE 

839

33

7.5

205 

-48

200

Dexron III 

848

34

7.5

194 

-53

212

Autran MM-SP II 

870

37

7.5

172 

-42

196

Autran MM-SP III 

862

33.5

7.14

184 

-42

208

Mobil ATF (Dexron III) 

863

35

7.9

211 

-48

196

Mobil ATF 200 

890

44

7.8

149 

-40

208

Mobil ATF 210 

880

41

8.5

192 

-45

202

Mobil ATF 220 

870

36

7.0

161 

-45

208

Mobil SHC 

834

33

7.4

200 

-42

210

ESSO ATF D (21065) *

1)

868

36

7.2

? -39

210

ESSO ATF D (21611) 

873

40

7.6

-42

210

ESSO ATF F-30320 (Dexron III) 

868

34

7.4

-42

188

ESSO ATF LDS 

839

32

7.5

-51

212

ESSO ATF LT 71141 

855

37

7.3

-54

219

ESSO ATF Type Suffix A *

2)

880

35

6.9

? -39

202

Nippon Mitsubishi *

3)

Dexron 3 ATF SP-III 

?

39

7.8

176 -54

?

ATF +3 (Type 7176) 

869

36

7.6

188 

-48

194

Таблица 2.2 

 
*

1) 

Соответствует  спецификации GM до 92 г.  

*

2) 

Соответствует  спецификации GM Type A Suffix A 

*

3) 

Жидкость, выпускаемая корейской компанией ENEOS 

 

Основные причины ухудшения свойств рабочей жидкост: 

•  увеличение  температуры  рабочей  жидкости  при  перегреве 

двигателя или при эксплуатации в тяжелых условиях; 

•  пробуксовка  многодисковых  фрикционов  автоматической 

трансмиссии; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  479  480  481  482   ..