Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 356

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  354  355  356  357   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 356

 

 

МАСЛА, СМАЗКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ 

6.3 Моторное масло 
 

1) Роль моторного масла: 

 

(1) уменьшать трение и износ деталей, 
(2) отводить тепло от нагретых деталей (подшипников и т.п.), 
(3) препятствовать прорыву отработавших газов из камеры сгорания в кар-
тер через зазоры между поршневыми кольцами и зеркалом цилиндра, 
(4) очищать двигатель от отложений и продуктов износа, 
(5) предотвращать коррозию. 

 
(2) Выбор моторного масла 

 

Поскольку моторное масло используется в широком диапазоне рабочих 

температур и конструкции двигателей, условия их работы очень сильно от-
личаются друг от друга, то при выборе масла нужно учитывать два обстоя-
тельства: 
1. Вязкостно-температурная характеристика масла  
2. Качество масла  
 
Существует несколько стандартов, которые классифицирую масла по вязко-

сти (SAE) или по эксплутационным свойствам (API, ILSAC,ACEA,JASO и др.)  

  

1. Вязкостно-температурная характеристика масла по (классификации) SAE 

Эта классификация была разработана Обществом Инженеров по Автомобильной Технике 

США (

SAE - Society of Automotive Engineers) . Она характеризует только вязкость неис-

пользованного или «свежего» моторного масла, не затрагивая его рабочих характеристик.  

Вязкость масла изменяется в зависимости от температуры. По SAE   вязкость масел опи-

сывается при стандартных температурах. SAE показывает вязкость масла при низких тем-
пературах (т.е. при –5°C, –10°C или –15°C  в зависимости от  марки масла) и при высоких 
(всегда при 100°C). 

Сезонное масло имеет только одну  вязкость и одинарное число. 

 
Пример:     

SAE 30 

 
 

Классификация SAE  для низких температур включает букву W для обозначения исполь-

зования в зимних условиях. В целом, чем ниже число, тем лучшей текучестью обладает 
масло при температурах ниже нуля. 

 

Пример 1. 

SAE 20W имеет хорошую текучесть при –10°C 

Пример 2. 

SAE 5W имеет хорошую текучесть при –25°C 

 

Всесезонное масло более универсально и имеет двойное число. Первое число и буква W 

означает текучесть при указанных низких температурах. Второе число указывает текучесть 
при 100°C. 

 

Пример: 

SAE 10W–40. Это масло обладает текучестью сезонного масла SAE 10W при низ-

ких температурах. При температуре 100°C вязкость увеличивается до значения, соответст-
вующего SAE 40.  

Стандарт 

SAE подразделяет моторные масла на 6 зимних и 5 летних. 

 

вязкость 

 
 
 
 

 

79

МАСЛА, СМАЗКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ 

 
 
 

SAE № 

Применение 

SAE 0W 
SAE 5W 
SAE 10W 

 
Регионы с холодным климатом 

SAE 20W 
SAE 25W 
SAE 20 

 
Зима 

SAE 30 

Стандартные климатические условия 

SAE 40 

Лето 

SAE 50 
SAE 60 

Жаркие регионы 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

При выборе масла необходимо пользоваться рекомендациями производителя для 

конкретного автомобиля и типа двигателя. ( WM Раздел 12 «Система смазки двигате-
ля»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис. 6-2 Выбор моторного масло         (бен-
зиновые двигатели) 

Рис.6-3 Выбор моторного масла    (ди-
зельные двигатели) 

W - зимний уровень вязкости 

 

2. Классификация по качеству масла API 

 

Американский Институт Нефти (API – American Petroleum Institute) разработал систе-

му классификации масла 

по уровню качества. Она различает масла для бензиновых и 

дизельных двигателей: 
 
• 

S для бензиновых двигателей (S = Service) 

• 

C для дизельных двигателей (C = Commercial) 

 

Обозначение класса состоит из двух букв: первая указывает категорию масла (S или 

C), а вторая – уровень качества масла ( от А до L ). Чем дальше по алфавиту стоит вто-
рая буква, тем выше требования испытаний, которые прошло масло. К некоторым бук-
вам также добавляются номера (2 или 4) для обозначения 2-х или 4-х тактных двигате-
лей, в которых его следует использовать.  

Универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей имеют обозначение 

обеих категорий (API SG/CD, API SJ/CF). 

 
 
 
 

 

80

 

81

МАСЛА, СМАЗКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ 

 
 

Для бензиновых 
двигателей: 

SA 

SB 

SC 

SD 

SE 

        SF 

SG 

SH 

SJ  SL 

        CF 

Для дизельных 
двигателей: 

CA CB CC CD CE 

CF II  CF IV 

CG IV 

CI IV   

 
 

 

Наиболее  высоким современным стандартом для бензиновых двигателей является API 

SL, который удовлетворяет наиболее высоким требованиям  для двигателей современных ав-
томобилей. 

 
Для дизельных двигателей наиболее высокий стандарт моторного масла API CI-4 (для 4-х 

тактных дизелей) и CF-II (для 2-х тактных дизелей). 

 
Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving). Римские 

цифры указывают процент экономии топлива (EC I -1,5%, EC II -2,5%). 

 
Пример: 

API SJ/CF-4 EC II. Это универсальное масло для бензиновых (SJ) и дизельных 

(CF) двигателей с энергосберегающими свойствами (2,5 %). 

 

3. Классификация по качеству масла ACEA 

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association Consracteuis Europeeen  

des Automobiles) предъявляет более жесткие требования. В ней предусматривается 14 кате-
горий масел, объединенных в три класса:  
А — масла для бензиновых двигателей; 
В — масла для дизелей легковых автомобилей; 
Е — масла для дизелей грузовых автомобилей. 
 

Чем больше цифра стоящая рядом с буквой, тем выше категория масла по эксплутацион-

ным характеристикам. Последние две цифры указывают год утверждения масла, а номер вы-
пуска на то, что при сертификации масел данной категории использован новый метод испыта-
ний, но требования к их эксплуатационным свойствам не ужесточены.. 
 
П

  ример: A2-96 вып. 3. 

Редакция 
класси-
фикации 

Бензиновые двигатели легковых 

автомобилей 

Дизели легковых автомобилей 

Дизели грузовых автомобилей 

АСЕА 

1996 

А1-96  А2-96 

А3-96  

 В1-96 

В2-96 

В3-96  

 Е1-96 

Е2-96 

Е3-96  

 

АСЕА 

1998 

А1-98  А2-96 

вып.2 

А3-98  

 В1-98 

В2-98 

В3-98 

В4-98  Е1-96 

вып.2 

Е2-96 

вып.2 

Е3-96 

вып.2 

 

 

АСЕА 

1999 

А1-98  А2-96 

вып.2 

А3-98  

 В1-98 

В2-98 

В3-98 

В4-98  Исклю-

чены 

Е2-96 
вып.3 

Е3-96 
вып.3 

Е4-99 

Е5-99 

АСЕА 

2002 

А1-02  А2-96 

вып.3 

А3-02 

Резерв 

А5-02 

В1-02 

В2-98 
вып.2 

В3-98 
вып.2 

В4-02 

В5-02  Исклю-

чены 

Е2-96 
вып.4 

Е3-96 
вып.4 

Е4-99 
вып.2 

Е5-02 

 
Категории А1-02, А5-02, В1-02, В5-02 – это энергосберегающие масла. 
 

Для обеспечения необходимого комплекса свойств все масла изготавливают из основы 

(базового масла) и пакета присадок. 

Существует три типа базового масла: 

•  минеральное (получаемое из сырой нефти); 

•  полусинтетическое (минеральное масло подвергающиеся химической обработке); 

•  синтетическое (получаемое химическим путем). 

 
 

МАСЛА, СМАЗКИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ 

6.4 Трансмиссионное масло 

 

 

Выбор трансмиссионного масла зависит от типа шестерен (передачи), ве-

личины нагрузки, частоты вращения, температуры окружающего воздуха. 

Автомобильные трансмиссионные масла классифицируются: 

по вязкостно-температурной характеристике по 

SAE 

по качеству масла по 

API

 

Основой классификации трансмиссионных масел 

по SAE является вязкость масел

Она построена по тому же принципу, что и  классификация моторных масел, но использу-
ет другую шкалу.  Например,  трансмиссионное масло SAE 90 имеет вязкость, схожую с  
моторным маслом SAE 40. 

Так же, как и в классификации моторных масел SAE, трансмиссионные масла с одним 

числом являются сезонными, например SAE 80W. Трансмиссионные масла с двойным 
числом являются всесезонными, например SAE 80W–90. Всесезонные масла обладают 
низкотемпературными вязкостными свойствами, которые соответствуют низшему числу. 
Высшее число соответствует высокотемпературной вязкости масла. 

API классификация основана на нагрузочных и противоизносных  свойствах масла. 

Классификация обозначается буквами GL (Gear Lubricant) и номером. 

API классификация подразделяется на API GL 1 (без противоизносных присадок) до API 

GL 5: 
 
• 

GL 1 для ручных коробок передач, где можно или нужно использовать масла без специ-

альных присадок.  
• 

GL 2 для червячных передач и промышленных редукторов, где смазывающая способ-

ность является ключевым требованием 
• 

GL 3 для ручных коробок передач, работающих в условиях средней тяжести. Эти масла 

содержат легкие противозадирные присадки. 
• 

GL 4 для конических передач со спиральным зубом и гипоидных передач, работающих в 

сравнительно тяжелых условиях. Эти масла используют присадки со средними противо-
задирными требованиями. 
• 

GL 5 для гипоидных передач работающих на высоких/низких скоростях или использую-

щих высокий/низкий крутящий момент. Жесткие условия такой работы требуют примене-
ния сильных противозадирных присадок. 

 

 

(1) Классификация по вязкости SAE 

Пример:  

Трансмиссионное масло для гипоидных передач (Pajero): 

SAE 80W или SAE 75W-85W. 
 

(2) Классификация по качеству масла API 

     GL - 1 
 
     GL - 2 
 
     GL - 3 
 
     GL - 4  

Пример:  

КПП (Pajero). 

 
     

GL - 5  

Пример:  

Картер дифференциала моста (L200 и Pajero). 

 

 Для дифференциалов с ограниченным проскальзыванием 

(Limited sleep differential ) 

на основе фрикционных дисков 

( Friction type ), необходимо применение специальных 

трансмиссионных масел с индексом 

LS.   

 

 

82

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  354  355  356  357   ..