ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
Классическая катушка зажигания
(1) Конструкция
Как показано на рисунке слева, катушка зажигания
содержит железный сердечник, а который намотаны
первичная и вторичная обмотки. Все эти элементы
заключены в корпус. Корпус залит изолирующим
компаундом
или
маслом,
что,
кроме
изоляции,
обеспечивает механическую прочность.
Вторичная обмотка образована очень большим числом
(от 13000 до 20000 тыс.) витков изолированного медного
провода диаметром 0,05-0,08 мм. Между слоями обмотки
проложены тонкие изоляционные бумажные прокладки.
Первичная
обмотка
образована 150-500 витками
изолированного медного провода диаметром 0,5-1,0 мм.
Обычно первичная обмотка располагается поверх
вторичной и отделяется от неё изоляционной бумагой.
Железный сердечник состоит из большого числа
соединенных вместе пластинок, образующих по форме
стержень.
(2) Образование высокого напряжения
Прерывание тока в первичной обмотке катушки
вследствие самоиндукции вызывает появление в ней ЭДС
около 300 В. Вследствие взаимной индукции во вторичной
обмотке возникает ЭДС от 15000 до 20000 В.
2-3-2 Катушка зажигания
Рис.2-70Т
Рис.2-71Т Взаимная индукция катушки
Рис.2-72Т
Рис.2-73Т
Катушка зажигания с добавочным резистором
Разработанная в последнее время конструкция катушки
зажигания
характеризуется
наличием
дополнительного
резистора, расположенного на верхней части катушки. Этот
резистор позволяет улучшить пусковые качества двигателя и
помогает стабилизировать вторичное напряжение на высокой
частоте вращения.
Ток во вторичной обмотке катушки зажигания пропорционален
току в её первичной обмотке. При пуске двигателя через
стартер протекает ток большой величины, и первичное
напряжение падает. Поэтому при пуске двигателя напряжение
аккумуляторной батареи подаётся на вывод А катушки
зажигания. Однако при нормальной работе двигателя
напряжение аккумуляторной батареи подаётся на вывод В, и
ток в катушку зажигания поступает через резистор. Если при
нормальной работе двигателя аккумуляторную батарею
присоединить непосредственно к выводу А катушки
зажигания, то она будет перегреваться и контакты
прерывателя быстро обгорят.
Период времени, в течение которого контакты прерывателя
замкнуты, уменьшается по мере увеличения частоты
вращения коленчатого вала, что приводит к уменьшению тока
в первичной обмотке катушки зажигания и снижению
вторичного напряжения. Максимально уменьшая число витков
в первичной обмотке и вводя последовательно подключенный
к ней резистор, обеспечивают предотвращение чрезмерного
роста тока в первичной обмотке.
Это также способствует
росту напряжения во вторичной обмотке, и на высокой
частоте вращения происходит лишь минимальное снижение
вторичного напряжения, чем обеспечивается надежное
искрообразование. На диаграмме слева показан период, в
течение которого контакты прерывателя замкнуты, в
зависимости от роста тока в первичной обмотке катушки
зажигания.
На диаграмме слева показан рост тока в первичной обмотке
катушки зажигания за период времени замкнутого состояния
контактов прерывателя.
47