147
7.2. БОРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА
Трансмиссионные компьютеры осуществляют непрерывный контроль за
работой системы управления трансмиссией. Кроме того, с помощью этого блока
можно производить проверку работоспособности отдельных элементов системы
управления, и в случае необходимости осуществлять поиск возникшей
неисправности.
Сразу же после включения зажигания блок управления производит ряд
проверок. Сначала происходит внутреннее самотестирование (проверяются
внутренние элементы самого блока управления и его память). Затем проверяются
источник питания (аккумуляторная батарея), электроцепи датчиков и соленоидов.
Все это происходит достаточно быстро. Даже если все первичные проверки
прошли успешно, блок управления продолжает контролировать состояние
трансмиссии в процессе езды.
Проверка работоспособности элементов системы управления может
осуществляться двумя способами: непрерывно или периодически через
определенные интервалы времени.
Каждый датчик системы и исполнительный механизм имеют рабочие
диапазоны изменения напряжения. Блок управления контролирует напряжение на
этих элементах. При этом контролируется наличие сигнала, его значение и выход
за установленные пределы. При обнаружении проблем с тем или иным
элементом системы управления информация об этом записывается в память
трансмиссионного компьютера. В случае возникновения серьезной неисправности
для оповещения водителя на приборной панели загорается контрольная
лампочка. При этом блок управления переходит на программу управления
трансмиссией в защитном режиме.
Для облегчения поиска причины неисправности, возникшей в АКПП или ее
системе управления, в память блока записывается информация о возникавших
сбоях в работе в виде соответствующих кодов отказов. Это в значительной мере
облегчает поиск возникшей неисправности. Большинство кодов связаны с
неисправностями в электрической части системы управления, но некоторые из
них относятся к неисправностям гидравлической части системы управления и
механической части АКПП. Код неисправности записывается в память блока
управления в тех случаях, когда возникает одно из следующих условий:
•
сигнал беспорядочен;
•
сигнал отсутствует;
•
сигнал выходит за заданный диапазон.
Ранние системы самодиагностики имели ограниченное число кодов
отказов и реагировали только на обрывы и короткие замыкания в электроцепях.
Зачастую, считывание кодов отказов из памяти блока управления было возможно
без специального диагностического оборудования.