Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 35

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35  36   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 35

 

 

 

135

максимальную  мощность  двигателя.  Для  чего  необходимы  более  поздние  по 
скорости  повышающие  переключения,  что  обеспечивается  более  высоким 
значением TV-давления,  которое    формируется  при  больших  углах  открытия 
дроссельной заслонки. 

Весьма  важную  роль  в  определении  моментов  переключения  оказывает 

жёсткость  пружины  клапана-дросселя  и  величина  ее  предварительной 
деформации.  Чем  больше  жёсткость  и  величина  предварительной  деформации 
пружины,  тем  позже  будут  происходить  повышающие  переключения,  и  наоборот 
меньшие  жёсткость  и  предварительная  деформация  пружины  приводят  к  более 
ранним повышающим переключениям. 

Поскольку TV-давление  и  давление  скоростного  регулятора  к  разным 

клапанам  переключения  подводятся  одинаковые,  то  единственный  способ 
предотвратить  одновременное  включение  всех  фрикционных  элементов 
управления,  это  установка  в  разные  клапаны  переключения  пружин  с  различной 
жёсткостью.  Причем,  чем  выше  передача,  тем  большей  жёсткостью  должна 
обладать пружина.  

В  качестве  примера  рассмотрим  в  упрощенном  виде  работу  системы 

управляющей  переключением  трехскоростной  коробки  передач.  В  этой  системе 
использовано  два  клапана  переключения:  клапан  переключения  с  первой 
передачи  на  вторую (1-2) и  клапан  переключения  со  второй  на  третью  передачу 
(2-3). 

Для  включения  первой  передачи  клапан  переключения  не  требуется, 

поскольку  первая  передача  включается  непосредственно  клапаном  выбора 
режима.  Давление  жидкости  от  насоса  через  регулятор  давления  подается  к 
клапану выбора режима. Поток ATF разделяется этим клапаном на четыре. Один 
из  них  подводится  к  скоростному  регулятору  давления,  второй  к 
клапану-дросселю, третий к клапану переключения 1-2 и четвертый направляется 
непосредственно в гидропривод фрикционного элемента, включаемого на первой 
передаче (рис.6-49). 

При  достижении  определенной  скорости  давление  скоростного  регулятора 

становится  таким,  что  сила  создаваемая  им  на  правом  торце  клапана 
переключения 1-2 становится  больше  силы  пружины  и TV-давления,  которые 
действуют на левый торец клапана.  

Клапан  переключения 1-2 перемещается,  соединяя  при  этом  основную 

магистраль  с  каналом  подвода  давления  в  сервопривод  включения  второй 
передачи  (рис.6-50).  Помимо  этого  давление  основной  магистрали  подводится  к 
клапану  переключения 2-3, готовя  его  тем  самым  к  следующему  переключению. 
Кроме того, давление основной магистрали подается в канал подвода давления к 
клапану, ответственному за выключение первой передачи, что необходимо делать 
для предотвращения одновременного включения двух передач. 

 

Рис. 6-49 

Рис. 6-50 

 

За  счёт  большей  жёсткости  пружины,  установленной  в  клапане 

переключения 2-3, клапан  остается  на  этом  этапе  управления  АКПП 
неподвижным. Дальнейшее увеличение скорости автомобиля приводит к тому, что 
сила  давления  скоростного  регулятора  становится  способной  переместить  и 
клапан  переключения 2-3. В  этом  случае  давление  основной  магистрали 
поступает  в  сервопривод  включения  третьей  передачи  и  подается  к  клапану 
выключения второй передачи (рис.6-51). 

Дальнейшее  движение  автомобиля  при  неизменном  положении  педали 

управления  дроссельной  заслонкой  и  неизменных  внешних  условиях  движения 
будет происходить на третьей передаче.  

Однако следует отметить, что если не предпринять дополнительных мер, 

то  состояние  коробки  передач  при  движении  на  второй  или  третьей  передачах 
будет  неустойчивым.  Небольшое  отклонение  педали  в  сторону  увеличения  угла 
открытия  дроссельной  заслонки,  и  в  результате  увеличения TV-давления  в 
коробке произойдет понижающее переключение. К такому же эффекту приведет и 
небольшое  уменьшение  скорости  движения  автомобиля,  вызванного,  например, 
незначительным  подъемом.  В  дальнейшем  опять-таки  из-за  небольшого 
отпускания  педали  управления  дроссельной  заслонкой  или  восстановления 
скорости  движения  автомобиля  в  АКПП  вновь  произойдет  повышающее 

 

136

переключение.  И  этот  процесс  может  многократно  повториться.  Такие 
колебательные  переключения  передач  нежелательны,  и  необходимо  защитить 
коробку передач от их воздействия.  

 

 

Рис. 6-51 

 
Для  защиты  АКПП  от  воздействия  многократно  повторяющихся 

повышающих  и  понижающих  переключений  в  гидросистеме  предусматривается 
гистерезис  между  скоростями,  при  которых  происходят  повышающие 
переключения,  и  скоростями,  на  которых  в  АКПП  осуществляются  понижающие 
переключения.  Иными  словами  понижающие  переключения  происходят  на 
несколько  меньших  скоростях,  по  сравнению  со  скоростями  на  которых 
происходят  повышающие  переключения.  Это  достигается  весьма  простым 
приемом.  

После  того,  как  произошло  повышающее  переключение (1-2 или 2-3), в 

соответствующем  клапане  переключения (1-2 или 2-3)  происходит  блокировка 
канала  подвода  давления  клапана-дросселя  (рис.6-52).  В  этом  случае  силе 
давления скоростного регулятора, действующей на торец клапана переключения, 
противодействует  только  усилие  сжатой  пружины.  Такая  отсечка  ТV-давления  от 
клапана  переключения  действует  как  фиксатор  для  предотвращения  включения 
пониженной  передачи  и  устраняет  возможность  возникновения  колебательного 
процесса при переключении передач. 

 

 

137

До включения передачи 

После включения передачи 

Рис. 6-52 

 
Если во время движения водитель полностью отпустит педаль управления 

дроссельной  заслонкой,  то  автомобиль  начнет  постепенно  замедляться,  что 
автоматически  приведет  и  к  снижению  давления  скоростного  регулятора.  В 
момент, когда сила этого давления на клапан переключения станет меньше силы 
пружины, клапан начнет перемещаться в противоположное положение. При этом 
основная  магистраль  перекроется  и  в  АКПП  произойдет  понижающее 
переключение.  

 
Режим принудительного понижения передачи (kickdown) 
Часто, особенно при обгоне впереди движущегося автомобиля, необходимо 

развить  большое  ускорение,  которое  возможно  получить  только  лишь  в  случае 
подвода  к  колесам  более  высокого  значения  крутящего  момента.  Для  этого 
желательно  произвести  переключение  на  пониженную  передачу.  В  системах 
управления  АКПП,  как  чисто  гидравлических,  так  и  с  электронным  блоком 
управлении,  такой  режим  работы  предусмотрен.  Для  принудительного 
переключения  на  пониженную  передачу  водитель  должен  нажать  до  упора  на 
педаль  управления  дроссельной  заслонкой.  При  этом,  если  речь  идет  о  чисто 
гидравлической системе управления, то это вызывает повышение TV-давления до 
величины  давления  основной  магистрали  и,  кроме  того,  в  клапане-дросселе 
открывается дополнительный канал, позволяющий подвести TV-давление к торцу 
клапана  переключения  в  обход  ранее  заблокированного  канала.  Под  действием 
повышенного TV-давления 

клапан 

переключения 

перемещается 

в 

противоположное  положение  и  в  АКПП  произойдет  понижающее  переключение. 
Клапан,  с  помощью  которого  осуществляется  весь  описанный  выше  процесс, 
называется клапаном принудительного понижения передачи. 

В  некоторых  трансмиссиях  для  принудительного  включения  пониженной 

передачи  используется  электропривод.  Для  этого  под  педалью  устанавливается 
датчик,  сигнал  которого  в  случае  нажатия  на  него  поступает  на  соленоид 

 

138

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  33  34  35  36   ..