Mazda 626 GE, 626 GF. Руководство - часть 19

 

  Главная      Автомобили - Mazda     Mazda 626 GE, 626 GF (седан, хэтчбек). Двигатели 1.8, 2.5 л. (2.0 - дизель) - руководство по эксплуатации 1992-2002 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

Mazda 626 GE, 626 GF. Руководство - часть 19

 

 

Электрооборудование

Во время проверки электрооборудования

владелец автомобиля постоянно имеет дело с

такими понятиями, как напряжение, сила тока,

сопротивление.

Единицей измерения напряжения является

вольт (V), сила тока измеряется в амперах (А),

а сопротивление - в омах (Ом). Когда говорят о

напряжении в автомобиле, в первую очередь

речь идет о постоянном напряжении аккумуля-

торной батареи, равном приблизительно 12 V.

Данная величина зависит от степени зарядки

батареи и наружной температуры. Под влия-

нием этих факторов она может колебаться от

10 до 13 V. Кроме того, напряжение возникает

и в силу работы генератора. Данное напряже-

ние равно приблизительно 14 V при средней

частоте вращения коленчатого вала.

При рассмотрении электрооборудования

автомобиля понятие "сила тока" затрагивается

редко. Например, на обратной стороне предо-

хранителей указывается сила тока, которую

они могут выдержать.

Везде, куда поступает ток, он преодолевает

сопротивление. Прежде всего, сопротивление

зависит от следующих факторов: поперечного

сечения провода, материала, из которого изго-

товлен провод, величины потребления тока.

При слишком большом сопротивлении возни-

кают неполадки в работе отдельных деталей

или целых узлов. Например, на автомобилях с

бензиновым двигателем не должно быть высо-

ким сопротивление проводов высокого напря-

жения, так как в противном случае свечи зажи-

гания не выработают искру, достаточную для

воспламенения рабочей смеси.

Внимание. Перед началом ремонта си-

стемы электрооборудования обязательно

отключать отрицательный (-) провод аккуму-

ляторной батареи. К ремонтным работам дан-

ной системы относится даже простое отсое-

динение электропровода от контакта.

Измерительные приборы

Для измерения показаний электрооборудо-

вания можно использовать имеющийся в про-

даже универсальный измерительный прибор. В

данном приборе объединены вольтметр для

измерения напряжения, амперметр для изме-

рения силы тока, омметр для измерения со-

противления. Имеющиеся в продаже измери-

тельные приборы отличаются друг от друга,

главным образом, диапазоном и точностью из-

мерения.

Для владельцев автомобилей имеется уни-

версальный измерительный прибор, который

специально создан для проведения проверо-

чных работ на транспортном средстве. С его

помощью можно измерить частоту вращения

коленчатого вала, угол замкнутого состояния

контактов прерывателя системы зажигания и

напряжение (до 20 V). Диапазон измерения со-

противления в данном приборе ограничивается

величиной от 1 до 1000 (кОм).

Кроме того, измерительные приборы пре-

дназначены для проверки электрических и эле-

ктронных деталей. Они позволяют произвести

широчайшие измерения: как сопротивления,

равного от нескольких Ом до (МОм), дают то-

чные показания напряжения.

Если нужно удостовериться, присутствует ли

вообще напряжение (V), можно применить кон-

трольную лампу -А-. Контрольная лампа исполь-

зуется для проверки только тех цепей, в состав

которых не входят электронные детали. Эле-

ктронные детали чрезвычайно чувствительны к

высокому току. Поэтому при определенных

обстоятельствах даже подключение контрольной

лампы может привести к их разрушению.

Внимание. При проверке электронных де-

талей (транзисторов, диодов, приборов упра-

вления) необходимо контрольное приспосо-

бление с высоким сопротивлением -В-. Оно

функционирует аналогично контрольной ла-

мпе, при этом не повреждая электронные де-

тали, что позволяет использовать его для

всех проверочных работ.

81

Техника измерения

Измерение напряжения

Наличие напряжения можно проверить с по-

мощью обычной контрольной лампы. Для изме-

рения величины напряжения следует подклю-

чить вольтметр.

В первую очередь необходимо отрегулиро-

вать диапазон измерения вольтметра. Напря-

жение в электроцепях автомобиля, как пра-

вило, не превышает 14 V. Исключением являе-

тся лишь система зажигания: вторичное напря-

жение системы зажигания достигает 30.000 V.

В данном случае необходимо использовать

специальный измерительный прибор или ос-

циллоскоп.

Для измерения напряжения универсальным

прибором, который создан специально для

проведения проверочных работ на автомоби-

лях, необходимо установить выключатель в по-

ложение "Вольтметр". При использовании об-

щего универсального измерительного прибора

в первую очередь следует выбрать тип измеря-

емого напряжения (DCV = постоянное напряже-

ние или ACV = переменное напряжение), а за-

тем - диапазон измерения. Так как на автомо-

биле (кроме системы зажигания) напряжение

не превышает 14 V, следует установить на при-

боре верхнюю границу диапазона измерения

не ниже 15-20 V. Если известна точная вели-

чина напряжения, например, 2 V, то рекоменду-

ется опустить верхнюю границу диапазона из-

мерения, что позволит увеличить точность по-

лучаемых данных. При несоответствии диапа-

зона измерения напряжения в проверяемой

цепи прибор может выйти из строя.

В соответствии с рисунком подключить па-

раллельно потребителю тока провода измери-

тельного прибора. При этом красный кабель

измерительного прибора должен быть подсое-

динен к проводу, идущему от положительного

полюсного вывода аккумуляторной батареи, а

черный - к проводу, подключенному к отрица-

тельному (-) полюсному выводу аккумулято-

рной батареи, либо к массе (например, блоку

цилиндров).

Пример: при плохом запуске двигателя из-

за слишком медленного вращения стартера

целесообразно проверить напряжение акку-

муляторной батареи во время работы стар-

тера. Для этого подсоединить вольтметр в

следующей последовательности: красный

провод прибора - к положительному полю-

сному выводу аккумулятора, черный провод

закоротить "на массу". Помощник должен

включить стартер и удерживать ключ зажига-

ния в этом положении, пока не будут сняты

показания вольтметра. Если напряжение ме-

ньше 10 V (температура аккумуляторной ба-

тареи не ниже +20°С) еще раз проверить ак-

кумуляторную батарею и при необходимости

зарядить ее.

Измерение силы тока

На автомобиле редко приходится измерять

силу тока. Для измерения силы тока потребуе-

тся амперметр.

Установить на приборе диапазон измерения

в соответствии с предполагаемой силой тока.

Если она неизвестна, установить максимально

возможный диапазон. Если в данном случае

прибор не показывает никаких данных, следует

уменьшать диапазон измерения.

При измерении силы тока электрическая цепь

должна быть разомкнута, и лишь затем можно

подключить измерительный прибор. Например,

снять штекерный разъем и подключить к про-

воду, подающему ток, красный провод (+) ам-

перметра. Черный провод (-) подключить к ме-

таллическому контакту штекерного разъема. По-

требитель и штекерный разъем должны быть до-

полнительно соединены проводом с "массой".

Внимание. Ни в коем случае не измерять

обычным амперметром силу тока в проводах,

идущих к стартеру (около 150 А) или к свечам

накаливания автомобилей с дизельным дви-

гателем (до 60 А). Это может привести к по-

ломке прибора. На СТО применяют спец. ам-

перметр, конструкция которого позволяет

проводить данные измерения.

Измерение сопротивления

Перед проверкой напряжения удостовери-

ться, что в амперметр установлена целая бата-

рейка и отсутствует напряжение на детали, к

которой подключается прибор. Обязательно

отключить аккумулятор. В противном случае

8 2

можно повредить омметр или же электриче-

скую систему.

Омметр подключается к двум контактам по-

требителя тока или к двум концам электриче-

ского провода. При этом нет никакой разницы,

какой провод (+/-) прибора присоединяется к

какому контакту прибора. Исключение: измере-

ние сопротивления деталей, содержащих ди-

оды. Для проверки работоспособности диода

он должен быть подключен в направлении про-

пускания к омметру.

Измерения напряжения на автомобиле воз-

можно в двух областях:

1. Контроль интегрированного в электриче-

скую цепь сопротивления или детали.

2. Проверка сопротивления электропровода,

выключателя, спирали. Это позволяет выявить

обрыв провода, в результате чего не функцио-

нирует определенный электроприбор. При из-

мерении омметр подключается к обоим концам

интересующего вас провода. Если сопротивле-

ние равно 0 Ом, то электропровод цел. При

обрыве провода прибор показывает (бесконе-

чность) Ом.

Дополнительная установка

комплектующих изделий
электрооборудования

1 - ленточная петля, 2 - изоляционная лента,

3 - хомут, 4 - защитный шланг, 5 - самоклеяща-

яся пенопластовая лента.

Провод, который добавляется к серийно

установленному комплекту провода в автомо-

биле, необходимо, по мере возможности, раз-

мещать вдоль отдельных жгутов проводов, за-

крепляя его с помощью имеющихся в наличии

резиновых втулок и хомутов.

При необходимости зафиксировать новый

провод с помощью изолирующей ленты, что

позволит избежать шумов и трения во время

езды. Особо обратить внимание на то, чтобы

сохранялось расстояние не менее 10 мм между

тормозными трубопроводами и закрепляемым

проводом и не менее 25 мм между тормозным

трубопроводом и проводом, который соединен

с вибрирующими во время движения деталями

или двигателем.

При сверлении отверстий в кузове необхо-

димо удалить заусенцы, загрунтовать и по-

крыть эмалью края отверстия. Тщательно уда-

лить из кузова образовавшуюся стружку.

Во время любых работ с электрооборудова-

нием необходимо выключить зажигание и отсо-

единить провод от отрицательной (-) клеммы

аккумуляторной батареи. Это позволит избе-

жать опасности короткого замыкания или пере-

грузки электрической цепи.

Внимание. При отключении аккумулятора

перестают функционировать накопитель не-

исправностей в работе двигателя и управле-

ние автоматической коробкой передач, анти-

блокировочная система и другое электрообо-

рудование (например, радиоприемник и

часы), а также сбрасываются все накоплен-

ные значения.

Как только будет установлен какой-либо до-

полнительный электрический прибор, обязате-

льно следует проверить, справляется ли с

повышенной нагрузкой генератор переменного

тока. При необходимости установить генератор

большей мощности.

Поиск неисправностей
электрооборудования

Необходимо регулярно проверять систему

электрооборудования автомобиля на наличие

повреждений.

В первую очередь следует проверить пре-

дохранитель, защищающий интересующую вас

электродеталь. Информация о типах предохра-

нителей размещена на крышке коробки для

предохранителей.

Заменить неисправный предохранитель и

после включения соответствующего потреби-

теля тока проверить состояние предохрани-

теля. Если он вновь перегорел, необходимо

выяснить и устранить причину. Как правило,

виной этому является короткое замыкание, т.е.

перемыкание между проводом с "массой" и

фазным проводом.

Во-вторых, если предохранитель цел, но ла-

мпа накаливания или же электродвигатель не

работают, необходимо проверить подачу тока к

потребителю.

Проверка лампы накаливания

• Вынуть лампу накаливания и проверить ее.

Заменить лампу, если перегорела нить нака-

ливания либо стеклянная колба неплотно си-

дит в цоколе.

• Для точного определения состояния лампы

накаливания необходимо соединить с помо-

щью двух проводов лампу и полюсные вы-

воды аккумуляторной батареи. Один провод

подключить к центральному контакту лампы,

а другой - к металлическому цоколю. Если

лампа вновь не горит, ее следует заменить.

83

Примечание. Проверить состояние конта-

ктов лампы и контактов в патроне. При необ-

ходимости удалить ржавчину, отрегулировать

положение контактов.

• Исправную лампу накаливания установить на

место и включить. Если лампа не горит, сле-

дует проверить контрольной лампой подачу

тока. Для этого нужно соединить один провод

контрольной лампы с "массой" а другой - с

подводящим ток проводом. Если загорится

контрольная лампа, но при этом не будет го-

реть лампа накаливания, это означает, что

где-то провод оборван. Чтобы удостовериться

в этом, необходимо соединить дополнитель-

ным проводом "массу" и патрон лампы. Сей-

час должна загореться лампа накаливания.

• Если отсутствует напряжение на проводе,

подводящем ток, вследствие его не горит

контрольная лампа, причиной, скорее всего,

является неисправный выключатель. Прове-

рить выключатель на работоспособность.

Проверка электродвигателей

Электродвигатели на автомобиле выпо-

лняют различные функции. Например, они при-

водят в действие стеклоподъемники, сдвигае-

мый люк крыши и систему замков с централь-

ным управлением. Включение электродвигате-

лей осуществляется с помощью выключателей.

• Проверить, при необходимости заменить,

предохранитель соответствующего электро-

двигателя.

Примечание. Электродвигатели стеклопо-

дъемников и сдвигаемый люк крыши сна-

бжены автоматами защиты, которые при пе-

регрузке отключаются, а через некоторое

время вновь включаются. Перед очередным

включением устранить причину перегрузки.

Это могут быть замерзшие стекла либо за-

грязнены стойки стекла.

• Если предохранитель вновь перегорает, при-

чиной является короткое замыкание.

• Для проверки работоспособности электро-

двигателя следует подключить к его конта-

ктам два провода (диаметром 2 мм), предва-

рительно соединенных с полюсными выво-

дами аккумуляторной батареи. Положитель-

ный провод соединить с положительным по-

люсным выводом аккумулятора, а провод с

"массой" - с отрицательным (-) полюсным

выводом. Расположение контактов следует

уточнить в схеме электрооборудования. При

необходимости снять электродвигатель с ав-

томобиля. Напряжение на всех электродви-

гателях автомобиля составляет от 12 до 14

V. Если после выполнения вышеуказанных

мер электродвигатель нормально функцио-

нирует, причина неполадки заключалась в

нарушении подачи тока.

Примечание. Причиной плохой (слишком

медленно либо прерывисто) работы электро-

двигателя могут быть изношенные скользя-

щие электрографитовые контакты.

• Если электродвигатель работает, определить

провод, подводящий к двигателю ток. При

этом соответствующий выключатель должен

быть включен, заранее включить зажигание.

• Проверить контрольной лампой провод, по-

дводящий к электродвигателю ток. Так как на

электродвигатель подается большой ток,

обычная контрольная лампа может перего-

реть. Как правило, контрольная лампа сна-

бжена спец. иглой, которой можно проткнуть

изоляцию кабеля и таким образом измерить

напряжение.

Внимание. Электродвигатель стеклоомы-

вателя имеет особое обозначение контактов

(см. соответствующий раздел).

• Если отсутствует напряжение на электродви-

гателе, нарушена подача тока. Найти и

устранить причину. Электродвигатели, как

правило, снабжены дополнительными реле.

• Если дефект не выявлен, следует проверить

выключатель.

• Если, поврежден провод, рекомендуется за-

менить его новым.

Проверке работоспособности
электрического
 выключателя

Большинство электрических потребителей

тока приводятся в действие с помощью ручных

выключателей. Кроме того, имеются и автома-

тические выключатели (например, выключатель

с гидроприводом датчика уровня тормозной

жидкости).

Принципиальным предназначением выклю-

чателя является замыкание и размыкание эле-

ктрической цепи. Есть выключатели, которые

размыкают провод, соединяющий прибор с

корпусом, и выключатели, размыкающие про-

вод с "фазой".

Проверка выключателей ламп и

электродвигателей

• Снять соответствующий выключатель.
• Обычные выключатели имеют 2 контакта. В

данном случае на один контакт должен постоя-

нно подаваться ток, а на второй контакт - то-

лько после включения выключателя. Суще-

ствуют выключатели с несколькими конта-

ктами. Для определения, на который подается

ток, следует обратиться к схеме электрообо-

рудования.

• При включенном зажигании определить с по-

мощью контрольной лампы, есть ли напряже-

ние на выключателе. Если лампа загорится,

включить выключатель и проверить наличие

напряжения на выходной клемме.

• При отсутствии напряжения на входной кле-

мме необходимо искать обрыв в подводящих

проводах. Опираясь на сведения схемы эле-

ктрооборудования, проверить провода. При

необходимости установить новый провод.

Проверка выключателей датчиков

На автомобиле установлены выключатели с

гидроприводом датчика падения давления ма-

сла и уровня тормозной жидкости.

• Снять провода с контактов выключателя.

Подсоединить контрольную лампу или ом-

84

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..