КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ
КАМАЗ
Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль за работой систем
автомобиля и двигателя, включают в себя указатели и датчики. Все
указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя. Датчики
установлены на агрегатах шасси и двигателя.
Указатель давления в системе смазывания двигателя........ УК 170-03,
магнитоэлектриче-ский, логометрического типа с контрольной лампой
падения давления
Датчик указателя давления масла........................ ММ 370,
мембранного типа с ре-остатом
Указатель уровня топлива.. УБ 170-01, магнитоэлектриче-ский,
логометрического типа с контрольной лампой резерва топлива
Датчик указателя уровня топлива............................ БМ 158-Б,
рычажного типа с ре-остатом и сигнальным устройством контрольной лампы
расхода топлива
Указатель температуры охлаждающей жидкости...... УК 17-01,
магнитоэлектричес-кий, логометрического типа с контрольной лампой
перегрева
Датчик указателя температуры.................................. ТМ 100-А,
с терморезистором
Электрический спидометр состоит из преобразователя
(датчика), который обеспечивает подачу сигналов на приемник; приемника
(трехфазного синхронного двигателя с возбуждением от постоянных
магнитов) и магнитоиндуктивного механизма спидометра со счетным
устройством.
Приемник конструктивно объединен с магнитоиндуктивным механизмом в один
прибор-указатель спидометра. Конструкция спидометра показана на рис.
350. Принципиальные схемы спидометра и тахометра показаны на рис. 351,
352.
Техническое обслуживание
При ежедневном техническом обслуживании перед выездом из парка проверьте
работоспособность спидометра и тахометра по показаниям стрелки указателя
и счетчика пройденного пути.
При сервисе 2 проверьте состояние и надежность датчиков включения
блокировки мостов и стоп-сигнала.
Ремонт
Для контрольной проверки спидометра и тахометра
необходимо иметь установку, с помощью которой можно получать различные
фиксированные значения частоты вращения на валах изделий, проверяемого и
контрольного.
При проверке датчиков контрольный приемник спидометра подключайте
поочередно с проверяемым и контрольным датчиком. Методом сравнения двух
полученных показаний оцените погрешность проверяемого прибора.
При проверке приемника спидометра необходимо иметь контрольный датчик.
Проверку проводите также методом сравнения.
Питание к проверяемым и контрольным изделиям подключите от источника
питания в соответствии со схемой подключения на автомобиле.
Наиболее простой установкой, на которой можно производить подобную
проверку, является КТУ1.
При проверке технического состояния амперметра оцените точность его
показаний сравнением с показаниями контрольного амперметра, который
вместе с реостатом для регулирования силы тока включите в цепь
последовательно с проверяемым прибором. Проведите проверку при прямом и
обратном направлениях тока при значениях тока 10, 20 и 30 А.
Допустимая погрешность амперметра 7% от суммы конечных значений шкалы
при температуре окружающего воздуха (20±5)°С.
Указатели давления в системе смазывания двигателя проверяйте совместно с
датчиком сравнением с показаниями контрольного манометра, устанавливая
их в резервуар с регулируемым давлением и подключая питание аналогично
схеме включения на автомобиле.
Допустимая погрешность указателя ±7%; от верхнего предела измерений в
диапазоне рабочих давлений 0... 686,5 кПа (0... 7 кгс/см2) и ±10% — в
диапазоне давлений свыше 686,5 кПа (7 кгс/см2) (при температуре
окружающего воздуха (20±5)°С.
При проверке указателя с помощью реостата показания должны
соответствовать данным табл. 56.
Проверку указателя и датчика уровня топлива на точность показаний
наиболее просто можно провести, постепенно заполняя бак топливом при
помощи мерного сосуда и сравнивая показания прибора с действительным
количеством топлива в баке. Допустимая погрешность указателя совместно с
датчиком 7% от вместимости бака при температуре окружающего воздуха
(20±5)°С. Если погрешность
превышает допустимую, определите, какой из приборов неисправен, заменяя
датчик или указатель. Если погрешность измерения превышает допустимую и
направлена в одну и ту же сторону на всех проверяемых уровнях,
отрегулируйте, по возможности, датчик, подгибая рычаг поплавка.
Для проверки точности показаний указателя с
реостатом, включаемым в цепь последовательно, вместо датчика пользуйтесь
величинами сопротивлений, указанными в табл. 57.
Проверку указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости проводите
сравнением с показаниями ртутного термометра. Датчик вместе с
термометром поместите в резервуар с водой, температуру которой
постепенно увеличивайте. Подсоедините указатель к датчику в соответствии
со схемой подключения, корпус датчика соедините с минусовым выводом
батареи. Оцените точность показаний проверяемого прибора.
Величины сопротивлений реостата, включенного в цепь вместо датчика,
должны соответствовать значениям, указанным в табл. 58, при определенных
показаниях указателя. Допустимая погрешность показаний: ±8°С при
температуре воды 40°С и ±5°С при температуре воды 80... 100°С.
Проверка контрольно-измерительных приборов проводится также на
контрольной установке типа Э204 и аналогичных.
Для проверки обрыва в цепи “указатель — датчик” отсоедините провод от
датчика и подключите его последовательно с лампочкой мощностью 2 Вт на
“массу” автомобиля. Если провод оборван, то положение стрелки не
изменится, а лампочка не горит. Если же провод не оборван, то стрелка
указателя отклонится, а лампочка загорится.
Для проверки замыкания на массу провода, соединяющего датчик и
указатель, отсоедините провод от датчи-
ка при включенном питании, и если стрелка не
изменяет своего положения, то провод замкнут на массу, в противном
случае отсоедините провод от зажима Д указателя, тогда в этом случае
стрелка отклонится.
Таблица 58 Данные
для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости
Отметки шкалы
Сопротивление,
40
360... 560
80
134... 150
100
83... 92
Таблица 59
Возможные неисправности контрольно-измерительных приборов и способы их
устранения