Dadi Shuttle. Руководство - часть 4

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобиль Dadi Shuttle. Руководство по ремонту и эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Dadi Shuttle. Руководство - часть 4

 

 

Раздел III. ТРАНСМИССИЯ 

 

Сцепление 
 
Особенности устройства 
Устройство сцепления показано на рис. 3-1 

 

Рис. 3-1. Устройство сцепления. 

1 – маховик; 2 – ведомый диск; 3 – на-

жимной диск с кожухом в сборе; 4 – 

болт крепления кожуха нажимного 

диска к маховику; 5 – стопорная пру-
жина; 6 – вилка выключения сцепле-

ния; 7 – грязезащитный чехол; 8 – ша-

ровой палец; 9 – муфта выключения 

сцепления. 

Сцепление  автомобиля  однодисковое  сухое  с 

центральной  диафрагменной  пружиной,  с  гидравли-
ческим приводом. Нажимной диск с кожухом в сборе 
3 (см.рис.3-1) крепится к маховику 1 шестью болтами 
9. Муфта выключения сцепления находится в посто-
янном  контакте  с  лепестками  диафрагменной  пру-
жины. Свободный ход вилки выключения сцепления 
не регулируется. 

Нажимной диск 3 соединен с кожухом соеди-

нительными пластинами. Соединительные пластины 
одной стороной приклепаны к кожуху, а другой — к 
нажимному диску. Диафрагменная пружина тарель-
чатого типа с прорезями установлена между нажим- 

ным диском и кожухом и зажимается двумя опорными кольцами. 

Ведомый диск 2 состоит из ступицы с гасителем крутильных колебаний и диска с 

фрикционными накладками. Фрикционные накладки приклепаны к пластинчатым пру-
жинам диска алюминиевыми заклепками. 

Вилка 6 выключения  сцепления  штампованная.  Она  передает  усилие  от  толка-

теля рабочего цилиндра к муфте выключения сцепления 9. Осью поворота вилки явля-
ется  шаровой  палец 8, который  прикреплен  к  задней  части  картера  сцепления.  Для 
защиты  от  пыли  и  грязи  деталей  сцепления  применяется  грязезащитный  чехол 7, за-
крепленный к картеру сцепления. 

Муфта выключения сцепления 9 закрытого типа и не требует смазки в процессе 

эксплуатации.  

 
Привод сцепления 

 

Рис. 3-2. Привод сцепления. 

1 – педаль сцепления; 2 – проушина 
толкателя; 3 – ось толкателя; 4 – 
контргайка; 5 – толкатель; 6 – главный 
цилиндр сцепления; 7 – трубка; 8 – 
бачок; 9 – упорный винт; 10 – рабочий 
цилиндр сцепления; 11 – штуцер про-
качки.  

Привод  выключения  сцепления  гидравличе-

ский и состоит из главного 6 (см. рис. 3-2) и рабочего 
10  цилиндров,  педали 1 сцепления,  трубки 7 
гидропривода  выключения  сцепления  и  шланга. 
Педаль сцепления соединена с главным цилиндром 
при  помощи  толкателя 5, который  имеет  регулиро-
вочный узел. 
 

 

Возможные неисправности, их причины и методы устранения 

 

Причина неисправности 

Метод устранения 

Неполное выключение сцепления 

Затрудненное перемещение ступицы ве-

Зачистить шлицы  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Причина неисправности 

Метод устранения 

домого диска на шлицах ведущего вала  

 

Коробление ведомого диска  

Заменить ведомый диск  

Лепестки диафрагменной пружины не ле-
жат в одной плоскости  

Заменить нажимной диск 
 

Воздух в системе гидравлического приво-
да сцепления 

Прокачать систему гидравлического при-
вода сцепления 

Пробуксовка сцепления (снижение динамики разгона) 

Снижение усилия диафрагменной пружи-
ны 

Заменить нажимной диск в сборе 

Износ фрикционных накладок до заклепок. 
Образование глубоких кольцевых рисок на 
рабочих поверхностях маховика и нажим-
ного диска 

Заменить ведомый диск или фрикционные 
накладки. Заменить маховик или нажим-
ной диск  
 

Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска 

Устранить причины попадания масла на 
фрикционные накладки. Заменить ведо-
мый диск или фрикционные накладки 

Засорение компенсационного отверстия 
главного цилиндра или разбухание ман-
жеты 

Очистить от загрязнения цилиндр или за-
менить манжету, заменить гидравличе-
скую жидкость 

Ощутимые рывки при включении сцепления 

Износ фрикционных накладок до заклепок  Заменить ведомый диск или фрикционные 

накладки 

Замасливание фрикционных накладок ве-
домого диска 

Устранить причины попадания масла на 
фрикционные накладки. Заменить ведо-
мый диск или фрикционные накладки 

Затрудненное перемещение ступицы ве-
домого диска на шлицах ведущего вала 

Зачистить шлицы 

Лепестки диафрагменной пружины не  
лежат в одной плоскости 

Заменить нажимной диск в сборе 

Потеря упругости пластинчатых пружин 
крепления фрикционных накладок 

Заменить ведомый диск  
 

Повышенный шум и вибрация при работе сцепления 

Поломка или потеря упругости демпфер-
ных пружин ведомого диска 

Заменить ведомый диск 

Износ фрикционной шайбы ведомого дис-
ка 

Заменить ведомый диск  

Отсутствие смазки или дефекты на под-
шипнике 

Заменить подшипник  
 

При нажатии педаль сцепления без сопротивления доходит до упора. Сцепление при 
этом не выключается. Выключить сцепление возможно только резким быстрым нажа-

тием на педаль 

Загрязнение главного цилиндра или боль-
шой износ его зеркала 

Промыть или заменить главный цилиндр 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Причина неисправности 

Метод устранения 

Износ или повреждение манжеты поршня 
главного цилиндра 

Заменить манжету 

Понижение уровня жидкости в бачке главного цилиндра выключения сцепления 

Подтекание жидкости через манжету ра-
бочего цилиндра привода выключения 
сцепления 

Заменить манжету или рабочий цилиндр 

Повышенный шум при работе двигателя 

Слабая затяжка соединений гидропривода 
сцепления 

Затянуть соединения 

Скрип втулок педали сцепления 

Отсутствие смазки в пластмассовых втул-
ках педали сцепления 

Смазать втулки 

Износ пластмассовых втулок педали сце-
пления 

Заменить втулки 

Педаль сцепления не возвращается в исходное положение 

Поломка или потеря упругих свойств воз-
вратной пружины 

Заменить пружину 

  

Прокачка гидропривода сцепления 
Примечание:  Прокачка  производится  после  каждой  разборки  системы  гидро-

привода (снятие главного или рабочего цилиндров сцепления, отсоединения трубо-
проводов) или при подозрении, что в систему попал воздух. 

Предупреждение: Не допускайте попадания тормозной жидкости на окрашен-

ные поверхности. В случае попадания немедленно удаляйте. 

О воздухе в гидроприводе сцепления говорит неполное выключение сцепления, 

а также «мягкость» и «провалы» педали сцепления. 

Для удаления воздуха из гидропривода: 
- очистите бачок гидропривода главного цилиндра 8 (рис. 3-2) и штуцер прокачки 

11 рабочего цилиндра для прокачки от пыли и грязи; 

-  проверьте  уровень  жидкости  в  бачке  гидропривода  главного  цилиндра  и  при 

необходимости долейте жидкость; 

- наденьте на головку штуцера прокачки рабочего цилиндра 10 шланг и погрузи-

те его нижний конец в сосуд с жидкостью для гидропривода (30-50 г.); 

- отверните на 1/2 -3/4 оборота штуцера прокачки 11, резко нажимайте и плавно 

отпускайте  педаль  до  тех  пор,  пока  не  прекратится  выделение  пузырьков  воздуха  из 
шланга (при этом проверяйте уровень жидкости в бачке и при необходимости доливай-
те); 

- нажав на педаль, заверните до отказа штуцера прокачки 11. Снимите шланг и 

наденьте колпачок на штуцера прокачки. 

Если,  несмотря  на  продолжительную  прокачку,  из  шланга  будут  выходить  пу-

зырьки  воздуха,  проверьте  надежность  крепления  соединений,  выясните,  нет  ли  на 
трубках  трещин  или  подтекания  в  соединениях  со  штуцерами.  Возможно  проникнове-
ние  воздуха  через  поврежденные  уплотнительные  элементы  главного  или  рабочего 
цилиндров. 

При прокачке: 
- конец шланга для прокачки должен быть постоянно погружен в жидкость; 
- после прокачки доведите уровень жидкости в бачке до верхней отметки на его 

корпусе. 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Снятие и установка сцепления 
Снятие. 

 

Установить  автомобиль  на  смотровую  канаву  или  подъемник.  Предва-

рительно снимите коробку передач (см. «Коробка передач»). 

 

 

Рис. 3-3. 

 

Рис. 3-4. 

 

Рис. 3-5. 

 

Рис. 3-6. 

 

Рис. 3-7. 

 

Рис. 3-8. 

Нанесите метки (см. рис. 3-3) на кожух сцепления и 

маховик.  Зафиксировав  маховик  отверните  равномерно 
по диагонали шесть болтов 2 крепления нажимного диска 
к маховику и снимите нажимной 3 и ведомый диски, при-
держивая при этом ведомый диск.  

Сборка.  
Проверить легкость перемещения в осевом направ-

лении  ведомого  диска  сцепления  по  шлицам  первичного 
вала. При затрудненном перемещении удалить заусенцы 
со шлицов. 

С помощью оправки произведите установку ведомо-

го  диска  сцепления  на  маховик  (см.  рис. 3-4). При  этом 
сориентировать  ведомый  диск  так,  чтобы  выступающая 
часть ступицы ведомого диска была обращена в сторону 
нажимного диска (рис. 3-5). 

Установить  нажимной  диск  и  завернуть  шесть  бол-

тов его крепления, не затягивая. 

При  отсутствии  центрирующей  оправки  можно  ис-

пользовать резервный первичный вал. В этом случае на-
деть на первичный вал нажимной и ведомый диски в со-
ответствии с их ориентацией. Вставить первичный вал  в 
передний  подшипник,  находящийся  в  маховике,  и  завер-
нуть  шесть  болтов  крепления  нажимного  диска,  не  затя-
гивая. 

Провести  окончательную  затяжку  шести  болтов 

крепления  нажимного  диска  в  последовательности  ука-
занной на рис. 3-4. 

Момент затяжки 18-20 Н·м (1,8–2,1 кгс·м)
Проверьте  выравнивание  концов  диафрагменной 

пружины  при  помощи  специального  инструмента  (рис. 3-
6). 

Максимальное отклонение от плоскости – 0,5 мм. 
Если  отклонение  превышает  допустимое  значение, 

то отрегулируйте его используя специальный инструмент.

Нанесите  консистентную  смазку  на  поверхности 

следующих деталей (рис. 3-7.): 

-  вилки  выключения  сцепления  и  выжимной  под-

шипник в точках их контакта; 

-  вилки  выключения  сцепления  и  штока  рабочего 

цилиндра сцепления в точке их контакта; 

- в точке контакта шарового пальца и вилки выклю-

чения сцепления; 

- на шлицы первичного вала коробки передач. 
Установите  пыльник,  вилку  и  выжимной  подшипник 

в картер сцепления. 

Произведите  установку  коробки  передач  (см.  соот-

ветствующий раздел). 

 

 

Проверка технического состояния и контроль сцепления  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Рис. 3-9. 

Очистить от пыли и грязи нажимной и ведомый дис-

ки, а также рабочую поверхность маховика. 

Осмотреть  ведомый  диск.  Трещины  на  деталях  ве-

домого  диска  не  допускаются.  Проверить  износ  фрикци-
онных  накладок 1 (рис. 3-9.). Если  головки  заклепок 2 
утоплены  менее  чем 0,3 мм,  поверхность  фрикционных 
накладок  замаслена  или  ослаблены  заклепочные  соеди-
нения, то ведомый диск (или фрикционные накладки)  

необходимо заменить. Проверить надежность фиксации демпферных пружин 3 в гнез-
дах ступицы ведомого диска.  

Если  демпферные  пружины  сломаны  или  ослаблены,  диск  необходимо  заме-

нить.  На  фрикционной  шайбе,  расположенной  под  нажимной  пружиной  гасителя  кру-
тильных колебаний, не допускаются следы износа, перегрев или механические повре-
ждения. Проверить биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено 
его коробление. Если величина биения превышает 0,8 мм, диск заменить.  

Осмотреть  рабочие  поверхности  трения  маховика  и  нажимного  диска,  обратив 

внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и пере-
грева. Ослабление заклепочных соединений деталей нажимного диска не допускается. 
При наличии указанных дефектов узлы рекомендуется заменить. 

Внешним  осмотром  оценить  состояние  опорных 

колец  и  диафрагменной  пружины  нажимного  диска.  Тре-
щины на диафрагменной пружине не допускаются. Места 
контакта  (рис. 3-10) лепестков  пружины  с  подшипником 
выключения  сцепления  должны  находиться  в  одной 
плоскости и не иметь явных следов износа. 

Рис. 3-10. 

Предельный износ:  
- по глубине 0,6 

мм 

- по ширине 5,0 

мм 

 

Рис. 3-11. 

 

Рис. 3-12. 

Осмотрите  подшипник  первичного  вала  коробки 

передач  (рис.3-11.).  Поворачивая  подшипник  рукой,  од-
новременно прикладывая усилие в осевом направлении, 
если  подшипник  заедает  или  проворачивается  с  трудом 
произведите его замену.  
Примечание:  Подшипник  заполнен  смазкой  на  весь  срок 
службы и не требует чистки и смазки. 

Проверьте выжимной подшипник. Вращая подшип-

ник руками, прикладывайте к нему усилие в направлени-
ях  указанных  на  рисунке.  Если  подшипник  заедает  или 
проворачивается с трудом, то замените подшипник. 

Примечание: Подшипник заполнен смазкой на весь 

срок службы и не требует чистки и смазки. 
 

Снятие и установка главного и рабочего цилиндра привода выключения сцепле-

ния. 

 

Рис. 3-13. 

В  первую  очередь  слейте  рабочую  жидкость.  Для 

этого один конец шланга наденьте на штуцера прокачки 1 
(см.  рис. 3-13.) рабочего  цилиндра,  а  другой  опустите  в 
чистый  сосуд;  отверните  штуцера  прокачки

 

на 1/2-3/4 

оборота  и  нажимайте  на  педаль  до  тех  пор,  пока  жид-
кость не будет удалена из гидросистемы, затем отсоеди-
ните трубку 6 (рис. 3-14.), соединяющую главный и рабо-
чий цилиндры. 
 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для  снятия  главного  цилиндра  отверните  две  гайки 4, отсоедините  трубопровод 

6, выньте шплинт 14 из пальца 16 и выньте его из вилки 15 и педали сцепления (рис. 3-
14.). 

Для снятия рабочего цилиндра сцепления отверните два болта  крепления рабо-

чего цилиндра к картеру сцепления, трубку подвода рабочей жидкости и снимите рабо-
чий цилиндр.  

Для  установки  главного  и  рабочего  цилиндров  сцепления  вышеописанные  опе-

рации выполните в обратном порядке. 

Момент затяжки гаек крепления 12 - 13 Н·м (1,2–1,3 кгс·м)
После заправки рабочей жидкостью гидропривод прокачайте, проверьте наличие 

утечек и отрегулируйте свободный ход педали сцепления. 

 

Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндра. 

Рис. 3-14. Главный цилиндр сцепления 

1 - бачок; 2 – штифт; 3 – уплотнительное коль-

цо; 4 – гайка; 5 – корпус главного цилиндра сце-

пления; 6 – трубка; 7 – пружина; 8 – поршень; 9 

– шток; 10 – шайба; 11 - стопорное кольцо; 12 – 

пыльник; 13 - контргайка; 14 – шплинт; 15 – вил-

ка; 16 – штифт. 

Главный цилиндр. Снимите пыль-

ник 12 (рис. 3-14.) и стопорное кольцо 11. 
Это позволит вынуть из корпуса цилиндра 
5 шайбу 10, поршень 8, пружину 7.  

Промойте детали главного цилиндра 

чистой тормозной жидкостью и просушите. 

Зеркало главного цилиндра не долж-

но иметь рисок, раковин и очагов коррозии. 
При наличии данных дефектов цилиндр 
заменить.  

Манжеты главного цилиндра должны 

быть упругими и эластичными. Рваные, 
разбухшие и затвердевшие манжеты, а 
также имеющие на рабочих поверхностях 
риски, необходимо заменить.  

Конец толкателя и сопрягаемая по-

верхность поршня не должны иметь явно 
выраженных следов одностороннего изно-
са. Поверхности поршня, контактирующие 
с зеркалом цилиндра, также не должны 
иметь следов одностороннего износа. В 
противном случае толкатель и поршень 

рекомендуется заменить.  

Пыльник главного цилиндра не должен иметь трещин и сквозных отверстий. Он 

должен устанавливаться на толкатель и корпус главного цилиндра с небольшим натя-
гом. В противном случае пыльник заменить.  

Сломанную или потерявшую упругие свойства пружину необходимо заменить.  
Резьба наконечников трубки не должна иметь механических повреждений. 
Внимание: Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина, 

керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые 
уплотнители. 

 

Рис. 3-15. 

После проверки деталей соберите главный цилиндр 

в порядке, обратном разборке, при этом: 

- нанесите тонким слоем тормозную жидкость на по-

верхности указанные на рис. 3-15. 
 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Рис. 3-16. Детали цилиндра 

привода выключения сцепле-

ния (рабочего цилиндра). 

1 – резиновый чехол; 2 – штуцер 

прокачки; 3 – корпус; 4 – пружина; 5 

– поршень; 6 – пыльник; 7 - толка-

тель; 8 – болт; 9 – трубопровод. 

 

Рис. 3-17. 

 

Рис. 3-18. 

Рабочий  цилиндр.  Снимите  защитный  резино-

вый  чехол 6 (рис. 3-16) вместе  с  толкателем 7, ис-
пользуя  сжатый  воздух  как  показано  на  рисунке 3-17 
извлеките поршень,  это позволит вынуть пружину 4 и 
поршень 5. 

После разборки аккуратно промойте и проверьте 

все части, как это указано для главного цилиндра. Не 
допускается установка деформированного толкателя. 

После  проверки,  приступите  к  сборке  (порядок 

обратный разборке), при этом: 

- нанесите тонким слоем тормозную жидкость на 

поверхности указанные на рис. 3-18.  

Регулируют  ход  педали  сцепления,  изменяя 

длину  толкателя  главного  цилиндра.  Для  этого  необ-
ходимо  ослабить  контргайку 4 (рис. 3-2) регулировоч-
ного  узла  толкателя  и,  поворачивая  толкатель 5 в 
нужную сторону, добиться требуемого результата. По-
сле  чего  затянуть  гайку  и  подсоединить  толкатель  к 
педали.  

Полный  ход  педали  сцепления  должен  быть  в 

пределах 155–160 мм.  

Свободный ход педали регулируется с помощью 

упорного  винта 9. Свободный  ход  педали  должен  со-
ставлять 5 – 15 мм 

 
 
 
 

Карданная передача 

Устройство валов карданной передачи показано на рис. 3-110, 3-111. 

 

Рис. 3-110. Карданная передача в сборе: 1 – коробка передач с раздаточной короб-
кой в сборе; 2 – вал карданный передний; 3 – вал карданный задний; 4 – болт; 5 – 
прокладка; 6 – фланец раздаточной коробки; 7 – замок; 8 – гайка; 9 – фланец-вилка 
карданного шарнира. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Возможные неисправности, их причины и методы устранения 

 

Причина неисправности 

Метод устранения 

Стук в карданной передаче при трогании с места, при резком разгоне или переклю-

чении передач 

Ослабление  болтов  и  гаек  крепления 
фланцев карданных шарниров 

Затяните  гайки  моментами,  указанными 
далее 

Увеличенный  окружной  зазор  в  шлице-
вом  соединении  переднего  или  заднего 
карданных валов 

Проверти  величину  зазора  на  среднем 
диаметре  шлицов;  если  он  больше 0,3 
мм – замените изношенные детали 

Износ карданных шарниров 

Отремонтируйте  шарниры  с  заменой  из-
ношенных деталей 

Шум и вибрация карданной передачи 

Деформация переднего или заднего кар-
данных валов 

Выправьте на прессе или замените валы 

Дисбаланс карданных валов 

Проверьте  и  отбалансируйте  валы  (см. 
«Балансировка валов») 

Износ карданных шарниров 

Отремонтируйте  шарниры  с  заменой  из-
ношенных деталей 

Утечка смазки 

Ослабление  обоймы  сальника  шлицево-
го  соединения  переднего  или  заднего 
карданных валов 

Подожмите  сальник  и  обожмите  обойму, 
изношенный сальник замените. Смажьте 
шлицевое соединение 

Износ  или  повреждение  сальников  кре-
стовин 

Замените карданный шарнир в сборе 

 

Снятие и установка 

Установите автомобиль над смотровой канавой (на подъемник), обеспечив сво-

бодное вращение задних колес с одной или обеих сторон автомобиля. 

Надежно зафиксируйте автомобиль, отпустите стояночный тормоз и установите 

рычаги коробки передач и раздаточной коробки в нейтральное положение. 

Снятие.  Отверните  гайки 8 крепления  фланец-вилка  карданного  шарнира  к 

фланцу  раздаточной  коробки  или  фланцу  моста.  Снимите  фланец-вилку  карданного 
шарнира, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку 5. 

Установка карданных валов проводится в порядке обратном снятию.

 

Момент за-

тяжки гаек крепления: 75 ÷ 77 Нм (7,7 ÷ 7,8 кГсм). 

 

Проверка технического состояния без разборки 

Очистив и вымыв карданные валы, проверьте карданные шарниры на легкость и 

плавность проворачивания вилок и на отсутствие значительных осевых и радиальных 
зазоров.  Проверьте  промежуточную  опору  заднего  карданного  вала  на  легкость  и 
плавность проворачивания, отсутствие разрывов, деформации и значительных осевых 
перемещений эластичной муфты. 

Проверьте балансировку карданных валов на балансировочном стенде, как ука-

зано ниже. 

Если проворачивание вилок карданных валов отсутствуют заедания, дисбаланс 

не  превышает 1,72 Н·мм (175 г·мм)  и  через  сальники  подшипников  крестовин  не  вы-
брасывается смазка, то разборка карданных валов не рекомендуется. 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..