На автомобилях БелАЗ-540А, -548А, -7522, -7523, -75482 и тягаче
БелАЗ-531 устанавливается трехступенчатая гидромеханическая передача, а
на автомобилях БелАЗ-7540, -75402, -75231 и -7548 — пятиступенчатая.
Гидромеханические передачи автомобилей БелАЗ как трехступенчатые, так и
пятиступенчатые, состоят из согласующей передачи, гидротрансформатора,
коробки передач с фрикционными муфтами, гидродинамического
тормоза-замедлителя и узлов гидравлической системы.
Согласующие передачи автомобилей БелАЗ-540А, -7522, -548А,.
-7523, -75482 и тягача БелАЗ-531 имеют прямозубые цилиндрические
шестерни, установленные на валах в картере, и отличаются друг от друга
передаточным отношением.
В согласующей передаче автомобилей БелАЗ-7540, -75402,
-7548,-75231-установлены косозубые цилиндрические шестерни. Ведущий,
промежуточный и ведомый валы согласующей передачи этих автомобилей, в
отличие от автомобиля БелАЗ-540А, установлены на конических роликовых
подшипниках.
Согласующая передача одноосного тягача БелАЗ-531 имеет дополнительно вал
отбора мощности, смонтированный в одном. картере и служащий для привода
масляных насосов системы управления скрепером
В гидромеханической передаче одноосного тягача
БелАЗ-531 тормоз-за-медлитель отсутствует и имеется дополнительная
коробка, привод которой осуществляется с выходного вала коробки передач.
Гидротрансформатор,, устанавливаемый в гидромеханической передаче
автомобилей БелАЗ, выполнен в трех вариантах: для автомобилей БелАЗ-540А
и тягача БелАЭ-531, для автомобилей БелАЗ-548А, -7522, -75482, -7523 и
для автомобилей БелАЗ-7548, -75402, -7540.
Детали этих гидротрансформаторов невзаимозаменяемые.
В процессе эксплуатации автомобиля в гидромеханической передаче могут
возникнуть некоторые неисправности (см. табл. 2).
Таблица 2
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
1. Отсутствует давление масла в главной магистрали
при нейтральном положении рычага переключения ступеней
Неисправен датчик или указатель давления
Нет масла в гидромеханической передаче
Поломка переднего насоса или его привода (пятиступенчатая
гидромеханическая передача)
5. Быстрое повышение температуры масла при движении
автомобиля на горизонтальном участке дороги
Неисправен термометр
Повреждены детали гидротрансформатора (повреждение определяется
по наличию алюминиевой стружки в фильтрах и пониженному давлению
в гидротрансформаторе)
Повышенный уровень масла в гидромеханической передаче
Заклинило муфту свободного хода реактора (автомобиль не
развивает максимальную скорость движения)
Повреждены детали коробки передач
Не выключается тормоз-замедлитель
Отсутствует или низкое давление масла в гидротрансформаторе
Неисправен датчик
Замените прибор
Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные
детали
Установите требуемый уровень масла
Разберите гидротрансформатор, замените поврежденные и изношенные
детали
Перегорела плавкая вставка или обрыв в цепи питания,
неисправность пульта управления
Неисправен электромагнит Заклинило золотник управления
фрикционом или пилота в выключенном положении
Поврежден
фрикцион
Проверьте наличие тока контрольной лампой на клеммах
электромагнита соответствующей ступени.
Замените плавкую вставку.
Устраните обрыв в цепи питания Замените или отрегулируйте пульт
управления
Замените электромагнит
Разберите узел, промойте детали и соберите
Разберите коробку
передач, замените фрик-цион
7. Скорость автомобиля не соответствует включенной
ступени коробки передач
Проверьте состояние магистрали питания, питателя и датчика
давления (засорен-ность дроссельных отверстий, положение
питателя, датчика), руководствуясь схемой гидравлической
системы. Устрге ните дефекты
11. Гидротрансформатор не разблокировывается при
частоте вращения коленчатого вала менее 25 с-1 (1500 об/мин)