Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - 1986 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н.А.) - часть 9

 

 

>>>67>>>

казания, ибо эти два явления взаимно связаны друг с другом: наказание есть правовое последствие
преступления. Не может иметь места уголовное наказание, если не совершено преступление, 
равно как не может считаться преступлением дея.ние, за которое законом не предусмотрено 
наказание.
Таким образом, основным путем замены наказания мерами общественного воздействия и 
воспитания является сокращение круга уголовно наказуемых деяний и сокращение преступности.
Это, однако, не исключает возможности и иных путей, которые являются составными частями 
общего процесса. Такими путями в настоящее время являются:
а)   совершенствование системы наказаний;
б)   замена уголовной ответственности иными видами правовой ответственности;
в)   повышение воспитательного значения существующих видов наказания.
Совершенствование системы наказаний происходит и будет происходить за счет появления новых 
видов уголовно-правового воздействия на преступников, отличающихся от ныне существующих 
видов наказаний и приближающихся по своему содержанию к мерам общественного воздействия, 
а также за счет исключения из системы наказаний таких видов, которые не соответствуют новым 
условиям жизни общества.
При принятии Основ уголовного законодательства 1958 г. из системы наказаний была исключена 
такая мера, как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и 
обязательным изгнанием из его пределов, исключено такое поражение прав, как лишение 
активного и пассивного избирательного права при выборах в Советы и съезды Советов.
В настоящее время все более и более созревают условия для исключения или, по крайней мере, 
для существенного ограничения такого вида наказания, как смертная казнь. Вряд ли сейчас 
имеются основания для применения смертной казни за хищение государственного или 
общественного имущества (ст. 93

УК РСФСР), получение взятки (ч. 2 ст. 173 УК РСФСР), 

изнасилование (ч. 4 ст. 117 УК РСФСР), нарушение правил о валютных операциях (ч. 2 ст. 88 УК 
РСФСР) и другие деяния, не связанные с посягательством на жизнь человека.
Вместе с тем после принятия нового уголовного законодательства в системе мер уголовно-
правового воздействия появились меры, которые с успехом применяются на практике. Так, 
Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 12 июня 1970 г. была введена такая мера, 
как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду 
(ст. 23

УК РСФСР). Эта мера применяется к совершеннолетним трудоспособным лицам, впервые 

осуждаемым к лишению свободы на срок от одного года до трех лет, за исключением лиц, 
совершивших тяжкие преступления, указанные в законе, а также к повторно

5*                                                                                                                                                            67

>>>68>>>

осужденным за разбой без отягчающих обстоятельств, грабеж или кражу, к лицам, которым 
наряду с наказанием назначается принудительное лечение от алкоголизма или наркомании, к 
военнослужащим срочной службы, к осуждаемым иностранцам и лицам без гражданства.
Лица, условно осужденные к лишению свободы, пользуются всеми правами граждан СССР со 
следующими ограничениями: а) они обязаны работать там, куда будут направлены органами, 
ведающими исполнением приговора, б) они обязаны являться в органы внутренних дел от одного 
до четырех раз в месяц для регистрации, в) им запрещается в этот период покидать пределы 
административного района по месту работы без специального на то разрешения, г) в необходимых
случаях им может быть на срок до трех месяцев запрещен уход в установленное .время из дома 
(общежития),   а   также   пребывание   в   определенных   местах.
Осужденные условно к лишению свободы с обязательным привлечением к труду по окончании 
определенного приговором срока привлечения к труду считаются не имеющими судимость, если в
течение этого срока они не совершат нового преступления.
Эта новая мера уголовно-правового воздействия до минимума сокращает карательные меры, 
присущие лишению свободы, и является по существу самостоятельной мерой воздействия, близко 
примыкающей к мерам общественного воздействия и воспитания.
Сходным с этой мерой является условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным
привлечением к труду (ст. 53

2

 УК РСФСР). Лица, условно освобожденные с обязательным 

привлечением к труду, пользуются всеми правами граждан нашей страны с незначительными 
ограничениями.
Другим путем сближения уголовно-правовых норм с нормами морали и замены уголовного 
наказания мерами общественного воздействия и воспитания является замена уголовной 
ответственности другими видами правовой ответственности. Этот путь представляется 
целесообразным при изменениях характера обществен-, ной опасности тех или иных видов 
преступлений. Главное отличие преступлений от других видов правонарушений состоит в более 
высокой общественной опасности преступлений. Преступлением признаются наиболее 
общественно опасные деяния. Характер общественной опасности — величина не постоянная. 
Общественная опасность тех или иных видов деяний изменяется в связи с изменением социально-
политических и экономических условий жизни общества, с изменением распространенности 
определенной категории деяний и других объективных и субъективных обстоятельств.
Если в силу уменьшения характера общественной опасности деяний отпадает необходимость и 
целесообразность охраны общества от них путем применения уголовного наказания, то уголовная 
ответственность за эти деяния законодателем отменяется и заменяется другими видами 
ответственности, если они продолжают

68

>>>69>>>

быть общественно опасными: административной, дисциплинарной или гражданско-правовой. Так,
после отмены в 1956 г. уголовной ответственности за прогул и самовольный уходе работы 
указанные деяния стали влечь ответственность в дисциплинарном порядке.
Законодатель счел целесообразным рассматривать в качестве административных правонарушений 
такие деяния, как мелкая спекуляция, мелкое хищение государственного и общественного 
имущества, скупка для скармливания или скармливание скоту или птице хлеба и других 
хлебопродуктов впервые, нарушение правил торговли спиртными напитками, совершенное 
впервые, занятие запрещенным промыслом впервые, незаконная охота впервые, мелкое 
хулиганство и некоторые другие деяния.
Некоторые деяния, ранее наказуемые в уголовном порядке, рассматриваются как гражданско-
правовые деликты. Например, ростовщичество рассматривалось как преступление по УК РСФСР 
1926 г. (ст. 173 УК РСФСР), сейчас за подобные действия наступает гражданско-правовая 
ответственность. Такая же ответственность наступает за присвоение найденного личного 
имущества (ст. 168 УК РСФСР 1926 г.), за умышленное истребление или повреждение личного 
имущества граждан, не причинившего значительного ущерба потерпевшему (ст. 175 УК РСФСР 
1926 г.) и некоторые другие деяния.
Наконец, меры уголовного наказания приближаются к мерам общественного воздействия путем 
усиления их воспитательной силы. При этом следует исходить из того, что сила воспитательного 
воздействия и суровость кары в наказании не всегда находятся в обратно пропорциональной 
зависимости. Вполне мыслимо такое положение, когда сила воспитательного воздействия 
наказания увеличивается при сохранении (а иногда даже при увеличении) его карательной силы. 
В. И. Ленин в проекте резолюции Совета Народных Комиссаров от 13 февраля (31 января) 1918 г. 
предлагал в адрес Народного комиссариата юстиции записать, что ему поручается принять меры к 
увеличению числа мест заключения, улучшению условий содержания и к усилению уголовной 
репрессии 

80

.

Таким образом, одновременное улучшение условий содержания и усиление уголовной репрессии 
В. И. Ленин рассматривал как вполне совместимые явления.
Лишение свободы как вид наказания за последнее десятилетие становится более суровым с точки 
зрения содержащихея в наказании режимных условий. Однако это совсем не означает, что 
воспитательная сила лишения свободы ослабла; действующее исправительно-трудовое 
законодательство строго регламентирует весь порядок исполнения наказания, в качестве основных
средств исправления и перевоспитания осужденных кроме режима установлены общественно 
полезный труд, политико-воспитательная ра-

См.: Ленин В. И. Ленинский сборник. XXI. М., 1933, с. 116.
69

>>>70>>>

бот'а,*общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, закреплены такие формы 
участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных, как наблюдательные 
комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефство коллективов трудящихся и 
общественных организаций над исправительно-трудовой колонией и т. д. В целях развития 
навыков коллективизма у осужденных и использования влияния коллектива на исправление и 
перевоспитание в исправительно-трудовых учреждениях создаются самодеятельные организации 
осужденных (советы  коллективов  колоний  и  отрядов,  советы  бригадиров).
Все это вместе взятое обеспечило повышение эффективности воспитательного воздействия 
лишения свободы. Действующее исправительно-трудовое законодательство предусмотрело 
повышение воспитательного воздействия и таких видов .наказания, как ссылка, высылка, 
исправительные работы без лишения свободы. Претерпели определенные изменения в этом 
направлении и другие виды наказаний.
Так, например, если по старому законодательству (ст. 44 УК РСФСР 1926 г.) обязанность 
загладить причиненный вред выражалась только в том, что осужденный сам устранял последствия
совершенного им правонарушения или причиненного потерпевшему ущерба, то по новому 
законодательству (ст. 32 УК РСФСР 1960 г.) это наказание может выразиться, кроме того, и в 
публичном извинении перед потерпевшим или членами коллектива в форме, устанавливаемой 
судом.
Широкое привлечение общественности к исполнению наказаний, характерное для современного 
периода применения уголовного и исправительно-трудового законодательства, прививает 
наказанию черты мер общественного воздействия и воспитания.
Таковы те количественные изменения, которые происходят сейчас внутри уголовного 
законодательства и подготавливают качественный скачок от наказания к мерам общественного 
воздействия и воспитания.
Правильно понимая объективные закономерности развития уголовного законодательства и 
сознательно направляя процесс сужения круга уголовно-наказуемых деяний, замены мер 
наказания мерами общественного воздействия и воспитания, перерастания норм уголовного права 
в моральные нормы, нельзя отвлекаться от того, что эти процессы не абсолютны. Имеет место и 
установление наказания за деяния ранее не наказуемые, усиление ответственности.
Важным направлением уголовно-правовой, политики продолжает оставаться применение мер 
уголовного наказания к лицам, совершившим преступления. Представляется, что в течение 
довольно длительного исторического срока вряд ли удастся решить кардинальную задачу в 
области борьбы с преступностью: ликвидировать преступность как социальное явление и 
устранить причины, ее  порождающие.  А   пока   будет   преступность, будет

70

>>>71>>>

необходимость и  в уголовном  законодательстве и в  наказании, как правовом последствии 
преступления.

§ 5. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯНИЙ К КРУГУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И 
ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯНИЙ)

Основным материальным признаком всякого преступления является общественная опасность. 
Однако не всякое общественно опасное деяние должно считаться преступлением и влечь 
уголовную ответственность и наказание.
К- Маркс писал : «...безусловный долг законодателя — не превращать в преступление то, что 
имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств» 

81

. И далее: «...нравственный 

законодатель прежде всего будет считать самым серьезным, самым болезненным и опасным 
делом, когда к области преступлений относят такое действие, которое до сих пор не считалось 
преступным» 

82

.

Отсюда важное значение принципов, которыми руководствуется законодатель при определении 
круга деяний, относимых к преступлениям, т. е. принципов криминализации. «Принципы 
криминализации (а равно и декриминализации) общественно опасных деяний представляют собой 
наиболее абстрактный и общий уровень научного обеспечения и обоснования уголовного 
нормотворчества, т. е. отправные позиции, учет которых необходим при всяком изменении 
действующего уголовного законодательства» 

83

. Он же пишет: «На основе ана'лиза устойчивых и 

типичных связей уголовного права с различными сферами социальной реальности 
разрабатываются принципы криминализации — научно обоснованные и сознательно 
применяемые общие правила и критерии оценки допустимости и целесообразности уголовно-
правовой новеллы, устанавливающей или изменяющей ответственность за конкретный вид 
общественно опасных деяний. Принципы криминализации представляют собой отражение в 
общественном сознании общих структурно-функциональных свойств и отношений различных 
оснований криминализации как социальных фактов и тенденций развития общественных 
отношений. По сути дела принципы' криминализации — это система правил и 
критериев'установления уголовной ответственности» 

84

.

С таким определением критериев (принципов) криминализации деяний следует согласиться. 
Действительно, критерии криминализации — это основополагающие идеи на уровне 
общественной идеологии, руководствуясь которыми законодатель определя-

81

   Маркс К., Э н г е л ь с Ф. Соч.,-т. 1, с. 131.

82

  Там же, с. 132.

83

   Злобин Г. А.  Основания и принципы уголовно-правового запрета.— Советское государство и право, 1980, № 1, с. 71.

84

  Там же, с. 76.

71

>>>72>>>

ет круг человеческих поступков, относимых в конкретных исторических условиях к 
преступлениям.
Правильно подчеркивая идеологический характер критериев криминализации, А. М. Яковлев 
пишет: «Криминализацию деяний в самой общей форме можно определять как социальный и 
правовой процесс выявления тех видов индивидуальных актов поведения, которые представляют 
опасность для господствующих общественных отношений, и отнесение их в законе к числу 
преступных, уголовно наказуемых, противоправных. Характер данного процесса зависит от 
элемента общественного (классового) сознания, который составляет социальную (общественную, 
государственную) шкалу ценностей»

85

. В советской юридической литературе имели место 

довольно удачные попытки дать перечень критериев криминализации. В качестве важнейшего, 
всеми признаваемого критерия криминализации является оценка человеческого поведения как 
общественно опасного. Характер общественной опасности прежде всего зависит от ценности того 
блага, которому причиняется ущерб., конкретным человеческим поступком, т. е. от ценности тех 
или иных общественных отношений.
При помощи норм уголовного права охраняются наиболее важные социалистические отношения, 
такие как общественный строй СССР, его политическая и экономическая системы, 
социалистическая собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие 
права.и своббды граждан, социалистический правопорядок (ст. 7 УК,РСФСР).
Другие общественные отношения охраняются при помощи других мер воздействия, а не путем 
применения наказания. Посягательства на них не считаются преступлениями. Например, 
нарушение правил уличного движения влечет административную ответственность, нарушение 
правил, регулирующих порядок в местах общего пользования в коммунальной квартире,— 
моральную или гражданско-правовую. Ценность той или иной группы общественных отношений 
определяется законодателем на момент принятия закона в зависимости от конкретных условий 
жизни общества в той или иной период. Например, до 1940 г. трудовая дисциплина на 
предприятиях не была объектом уголовно-правовой охраны. В предвоенные годы значение этих 
общественных отношений резко возросло, и поэтому законодатель счет необходимым установить 
уголовную ответственность за прогул и самовольный уход с предприятия.
Кроме ценности блага при решении вопроса о признании или непризнании деяния преступлением 
учитывается характер посягательства, т. е. способ, которым причиняется ущерб. Преступлениями 
признаются только такие посягательства, которые по своим

85

Яковлев А. М.  Социальные функции  процесса  криминологизации.— Советское государство и право, 1980, № 2, с. 95.

72

>>>73>>>

объективным свойствам могут причинить существенный вред охраняемому благу. Например, 
имущественным правам граждан, которые рассматриваются как объект посягательства, могут 
причинить ущерб деяния, носящие характер кражи, грабежа, разбоя, мошенничества, 
вымогательства, уничтожения или повреждения. Эти дегния законом признаются преступными. 
Но вред имущественным правам граждан может быть причинен деяниями, носящими другой 
характер. Например, неуплата долга, пользование имуществом без разрешения собственника, 
некачественное выполнение заказа и т. д. Эти и другие подобного рода деяния законодатель не 
считает преступлениями. Или доведение до самоубийства или покушения на него считается 
преступлением, если это было сделано путем жестокого обращения с потерпевшим или 
систематического унижения его личного достоинства. Доведение до самоубийства иным способом
(подговор, прекращение брачных отношений и т. п.) не считается преступлением.
(Немаловажное значение для отграничения преступного от непреступного имеет характер и 
размер причиненного вреда. Например, нарушение ветеринарных правил рассматривается как 
преступление в том случае, когда оно повлекло распространение эпизоотии или иные тяжкие 
последствия, потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений влечет уголовную
ответственность, если эти действия причинили значительный ущерб, и т. д. При наступлении иных
последствий указанные действия преступлениями не являются.   /-                          _
^Общественная опасность есть признак, относящийся к преступ-/ лению в^[(елом) а не только к 
деянию. Поэто"му~в~качёстве одного-из критериев оценки степени"о1эщественной опасности 
используется характеристика личности преступника. Ряд признаков, относящихся к личности 
преступника, влияет на отграничение преступных деяний от непреступных и оценку степени 
опасности преступлений одного и того же вида. Такими признаками являются возраст, 
должностное положение, устойчивость преступной установки. Уголовно-правовая политика 
исходит из необходимости различать степень общественной опасности деяний, совершенных 
взрослыми и несовершеннолетними/Деяния, совершенные лицами, не достигшими 14-летнего 
возраста, не считаются преступлениями. Лица в возрасте от 14 до 16 лет отвечают только за 
совершение определенных видов преступлений, и только с 16 лет наступает уголовная 
ответственность за все деяния, предусмотренные уголовным законом. Естественно, что это не 
относится к таким случаям, когда преступление может быть совершено в возрасте старше 16 лет. 
Например, ответственность за вынесение заведомо неправосудного приговора наступает с 25-
летнего возраста, так как судьями могут избираться лица, достигшие этого возраста; за воинские 
преступления ответственность наступает с 18 лет, так как военнослужащими могут быть только 
лица в возрасте 18 лет и старше. При решении этого вопроса учиты-

73

>>>74>>>

ваются: 1) возможность осознавать общественную значимость совершенного деяния; 2) 
объективная общественная опасность того или иного вида деяния; 3) распространенность деяний; 
4) целесообразность применения уголовного наказания. Должностное положение лица в ряде 
случаев позволяет ему совершать такое общественно опасное деяние, которое не может быть 
совершено лицом, не занимающим такого положения, либо, будучи совершенным, не причиняет 
большого вреда охраняемым законом благам.
Так, за должностные преступления могут отвечать только должностные лица, за воинские 
преступления — только военнослужащие, за выпуск недоброкачественной, нестандартной или 
некомплектной продукции — только директор предприятия, главный инженер, начальник ОТК и 
т. д.
Устойчивость преступной установки внешне проявляется в неоднократном совершении 
преступления. Уголовная политика ориентирует на необходимость учета этого обстоятельства. 
Некоторые деяния признаются преступными в случаях, когда они совершаются лицом 
систематически, в виде промысла, повторно или повторно после наложения административного 
взыскания. Например, незаконная охота рассматривается как преступление, если она имела место 
после применения мер административного воздействия за такие же действия  (ст.  166 УК 
РСФСР).
На оценку общественной опасности преступления оказывает влияние характер психического 
отношения лица к своим действиям и последствиям этих действий. Советская уголовно-правовая 
политика в качестве одной из основополагающих идей провозглашает ответственность только за 
виновно совершенное деяние. В принципе уголовной ответственности подлежит лицо, 
совершившее общественно опасное деяние как умышленно, так и по неосторожности. В тех 
случаях, когда законодатель считает преступлением деяние, совершенное только умышленно, об 
этом либо делается оговорка в законе, либо состав формулируется таким образом, что из его 
анализа можно сделать безошибочный вывод о форме вины. Например, причинение телесного 
повреждения или нанесение побоев, повлекшее за собой кратковременное расстройство здоровья 
или незначительную стойкую утрату трудоспособности, считается преступлением только тогда, 
когда это деяние совершено умышленно  (ст.  112 УК РСФСР).
Степень общественной опасности деяния зависит не только от наличия вины и формы ее, но также
от цели, которую ставил перед собой преступник, и от мотива, которым он руководствовался, 
совершая деяние. Поэтому одно и то же деяние в зависимости от цели и мотива может быть 
преступлением, а может либо не быть им, либо подпадать под признаки другого состава 
преступления.
Например, скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы — преступление 
(спекуляция), аналогичные дей-

-74

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..