Измерения параметров контактной сети трамвая и троллейбуса

  Главная      Учебники - Троллейбусы     Контактные сети трамвая и троллейбуса (Афанасьев А.С.) - 1988 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

34.

Измерения параметров контактной сети трамвая и троллейбуса

 


Состояние контактной сети определяют, осуществляя регулярные замеры ее параметров: высоту подвески контактного провода, зигзаг и выносы провода трамвая, износ провода, натяжение провода и др.

Измерения подразделяют на плановые, контрольные и выборочные.

Плановые измерения производят два раза в год (как правило, весной и осенью) перед очередным ремонтом на данном участке.

При плановых измерениях определяют следующие величины:

высоту подвешивания контактного провода от уровня дорожного покрытия или от головки рельса;

вынос контактного провода сети трамвая от оси токоприемника;

натяжение контактного провода и несущих продольных тросов цепных подвесок;

износ контактного провода.

При измерениях высоты подвешивания, натяжения контактного провода и продольных несущих тросов фиксируют температуру наружного воздуха для возможности определения отклонения измеряемых величин от нормы в характерных температурных режимах.

Контрольные измерения выполняют после производства ТР2, ТРЗ и ТР4. Целью контрольных измерений является проверка качества выполненных ремонтов.

Выборочные измерения проводят по мере необходимости и после работ по замене тросовых поперечин и несущих тросов, после капитального ремонта путей или дорожного покрытия с изменением вертикальных отметок и т. д. Результаты измерений заносят в журнал.

Если измерения проведены централизованно, то результаты их доводят до сведения начальников эксплуатационных районов (цехов, участков). В журнале должен быть указан срок исправления нарушений и отмечены выполненные мероприятия.

Для измерений параметров контактной сети трамвая используют вагоны-сетеизмерители, позволяющие автоматизировать измерение ряда основных параметров: высоты подвески провода, зигзага, выноса провода на криволинейных участках, напряжения и габарита приближения опор (установленных в междупутье или близко расположенных боковых). Автоматизированные измерения обеспечивают объективность оценки, устраняют ошибки, присущие визуальным измерениям быстротекущих показаний, облегчают труд измерителя.

Вагон имеет второй, предназначенный для измерения токоприемник или на общем токоприемнике — измерительную лыжу, на контактной поверхности вставки расположены ламели, которые служат датчиками показания положения контактного провода относительно середины токоприемника. Датчики высоты подвески провода механически связаны с измерением высоты подъема токоприемника или угла наклона дуги и выполняются в виде рейки, диска или барабана  с ламелями.

 

 

 

В небольших хозяйствах, где нецелесообразно иметь измерительный вагон из-за малого объема выполняемых измерений, проектируют вагон, совмещающий функции монтажного и измерительного вагона, для чего на крыше вагона устанавливают приборы для измерения (датчики) и монтажную площадку.

Измерение зигзага и выносов провода трамвайной сети выполняют визуально с приспособленного для этой цели вагона. На задней площадке устраивают смотровой люк на крышу вагона, из которого ведут наблюдения. Под контактной вставкой укрепляют шкалу. -отклонений от оси пути. Нулевую отметку, находящуюся в середине шкалы, совмещают с осью пути. Точность установки проверяют на подготовленном прямом горизонтальном участке пути, где, заранее  нанесены отметки оси пути на поперечинах.

Измерение осуществляют при движении вагона со скоростью 10-— 15 км/ч. Наблюдая из люка за положением провода в точках . подвеса, записывают отсчет и делают отметку об ориентирах на линии. На  кривых участках скорость движения вагона меньше, а отсчеты делаются как в точках подвеса, так и в середине хорды, Результаты измерений наносят на схему линии и обрабатывают.

Разовые замеры отдельных мест и участков небольшой протяженности можно выполнять непосредственно с земли зеркальным

визиром.

Высоту подвески контактного провода измеряют раздвижными штангами с делениями с монтажной вышки. Монтажную площадку вышки устанавливают на определенной высоте и на нее ставят штангу. Высота площадки во время измерений должна оставаться постоянной. Высоту регулируют с учетом времени года: зимой дают положительный допуск, предусмотренный нормами, летом — отрицательный.

 

 

 

 

 

Рис. 127. Схемы проверки изоляторов:

 

 

 

Состояние электрической изоляции фарфоровых изоляторов проверяют наружным осмотром. Исправность пряжечных изоляторов со стальным сердечником, изоляционных болтов и других .изоляторов, а также фарфоровых изоляторов в труднодоступных местах проверяют вольтметром с большим внутренним сопротивлением (не менее 10 кОм/В) или группой ламп, включенных последовательно на номинальное напряжение сети.

Проверку осуществляют с помощью указателя напряжения в сети (рис. 127). Вольтметр или группу ламп перед началом проверки включают между разнополярными проводами троллейбуса или контактным проводом и рельсами трамвая. Исправность приборов подтверждается показанием вольтметра полного напряжения или горением ламп полным накалом. Для проверки изоляционного болта 1 трамвайного подвеса (pис. 127, а,) положительный зажим вольтметра соединяют с поперечиной у подвеса, а отрицательный — с рельсом. Отсутствие напряжения показывает исправность изоляции, полное напряжение (горение ламп с полным накалом) — пробой изоляций, а уменьшенное напряжение (горение ламп с неполным накалом) — утечку тока вследствие загрязнения поверхности или нарушений целостности изоляции. Для проверки изолятора 2 у опоры трос со стороны опоры заземляют (на рис. 127 не показано). Вольтметр включают между проводом и поперечиной.

Натяжение контактного провода измеряют шунтовым динамометром, несущего троса — шунтовым динамометром или динамометром прямого включения. Шунтовые динамометры должны соответствовать измеряемому сечению и материалу троса или провода.

Износ контактных проводов вызывается истиранием поверхности токоприемниками, поджогами при коротких замыканиях и при отрыве под током токоприемников, подбоем у подвесов и в местах креплений сосредоточенных масс. По мере увеличения износа уменьшаются механическая прочность и электрическая проводимость, что в конечном результате приводит к непригодности провода для дальнейшей эксплуатаций. Контактный провод подлежит замене, если на 75% всех пролетов площадь его сечения, измеренная в середине пролета, будет менее 75 % площади сечения нового провода или же если

число установленных добавочных отрезков провода в точках подвески, а также стыков будет более 75 % общего числа точек подвески.

 

 

 

Таблица 29

 

 

 

 

 

 

Для ориентировочной

оценки состояния провода Пользуются специальными калибрами.

Износ провода измеряют, проверяя высоту оставшегося сечения контактного провода по\ каждому участку с точностью до 0,01 мм. Размер износа в зависимости от высоты оставшегося сечения определяют по табл. 29.

Для провода МФ-62 25 %-ный износ наступает при высоте сечения 6,8 мм, для МФ-85— при высоте сечения 7,9 мм, а для МФ-100—8,6 мм. Износ провода на участке, %,

 

 

И=n*100/N

 

где п —* число пролетов с высотой сечения провода меньше нормы;

N — число пролетов на участке.

На эскизе участка указывают замеры провода, положение стыков и добавочных проводов и результаты подсчетов.

На железных дорогах СССР для автоматического измерения износа контактного провода разработан токовихревой датчик, обеспечивающий измерение износа без снятия напряжения с контактной сети и при скоростях движения до 100 км/ч. Датчик имеет две катушки для возбуждения магнитного поля и приемную катушку, жестко закрепленные в электроизоляционном каркасе измерительного полоза вагона-лаборатории контактной сети. При протекании по виткам катушек, возбуждения переменного тока в окружающем датчик пространстве возникает первичное магнитное поле. Приемная катушка расположена в первичном поле таким образом, что при отсутствии над датчиком контактного провода электродвижущая сила в ней равна нулю. Внесение провода в зону измерения искажает первичное поле вследствие наложения на него поля вихревых токов, наведенных контактным проводом. При этом в приемной катушке наводится электродвижущая сила, пропорциональная площади оставшегося сечения участка контактного провода над датчиком. Погрешность измерения составляет 2—5 % в зависимости от размера износа провода [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..