ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

  Главная      Учебники - Электровозы     Электрические железные дороги (В.П. Феоктистов) - 2006 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38 

 

7.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

 

7.1 Грузовая работа. Пассажирские перевозки

Перевозочный процесс включает в себя операции по перевозке и обслуживанию пассажиров, погрузке, выгрузке грузов, включая подачу для этого вагонов, уборку их, включение в поезд и продвижение по участку.

В основу организации перевозочного процесса и движения поездов положены следующие важнейшие принципы: безусловное обеспечение безопасности движения и сохранности грузов; внедрение интенсивной технологии, научная организация труда и управления во всех звеньях, четкое их взаимодействие на основе единого плана высокопроизводительного и экономичного использования технических средств; высококачественное и комфортное обслуживание пассажиров; увязка движения поездов с другими видами транспорта. Осуществление этих принципов, составляющих сущность эксплуатационной работы, обеспечивает выполнение плана перевозок при минимальных затратах, быстроту перевозки пассажиров и грузов.

Методы эксплуатации железных дорог непрерывно совершенствуются. Основными из них являются научно обоснованная организация вагоно-потоков и тщательно разработанный план формирования, организация движения поездов строго по графику, техническое нормирование, оперативное планирование и регулирование поездной и грузовой работы.

Грузовые перевозки осуществляются в строгом соответствии с «Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г., принятым Правительством РФ.

Транспортирование грузов на железных дорогах осуществляется по плану перевозок. Планы перевозок грузов разрабатываются на основе прогнозов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, материально-технического снабжения, торговых поставок, договоров об организации перевозок и заявок грузоотправителей на перевозку грузов с учетом пропускной и провозной способностей железных дорог.

План перевозок является основой для разработки технических норм эксплуатационной работы сети железных дорог. Так, на основе показателей плана перевозок устанавливают нормы пробега подвижного состава, рабочие парки вагонов и локомотивов.

От объема перевозок, предусмотренных планом, зависит потребность железных дорог в топливе и материалах, контингент работников, фонд оплаты труда, план эксплуатационных расходов, план доходов и прибылей, производительность труда, себестоимость перевозок.

Планы перевозок грузов разрабатываются как на месячный период (месячный план перевозок грузов), так и по календарным датам погрузки (оперативный план перевозок грузов) в тоннах и вагонах, по видам сообщений и железным дорогам отправления, по номенклатуре грузов.

Проект месячного плана перевозок грузов по железной дороге на

 

планируемым месяц, утвержденный начальником этой железной дороги, не позднее чем за 10 дней, до начала планируемого месяца, дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) представляют в Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО РЖД для составления сводного плана перевозок грузов по сети железных дорог.

ЦФТО разрабатывает на основе представленных железными дорогами проектов планов перевозок грузов проект сводного плана перевозок грузов в целом по сети железных дорог, с разбивкой по железным дорогам отправления и номенклатуре грузов и согласовывает его с причастными департаментами ОАО РЖД.

Оперативный план перевозок грузов на дорогах составляет ДЦФТО. Заявки, принятые от грузоотправителей, вводятся в базу данных системы автоматизированного сбора и обработки заявок, где формируются сводные заявки на перевозки грузов по железным дорогам, отделениям и станциям железной дороги по календарным датам планируемого периода, согласовываются железной дорогой и ежесуточно направляются ДЦФТО по каналам связи в ЦФТО.
 

Грузовая работа производится на местах общего и необщего пользования. К местам общего пользования относятся крытые и открытые склады, а также специально выделенные участки на территории железнодорожной станции, в которых выполняются операции по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, грузобагажа и контейнеров пользователей услугами железнодорожного транспорта. Места общего пользования принадлежат владельцу инфраструктуры. К местам необщего пользования относятся железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров определенных пользователей услугами же-

 

лезнодорожного транспорта. Места необщего пользования или не принадлежат владельцу инфраструктуры, или сданы им в аренду.

Места общего и необщего пользования должны отвечать следующим обязательным требованиям:

- наличие сооружений и устройств для обеспечения сохранности грузов, грузобагажа, вагонов и контейнеров;

- наличие сооружений и устройств для обеспечения бесперебойной погрузки грузов в вагоны и выгрузки из вагонов;

- соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды.

Наряду с погрузкой и выгрузкой на станциях выполняют следующие операции: взвешивание и прием его к перевозке, оформление перевозочных документов, взимание провозной платы и сборов, пломбирование вагонов, хранение груза на станциях, выдачу прибывшего груза получателям и др.

Перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. Критерии определения категорий скорости перевозок грузов устанавливаются ОАО РЖД. Категория скорости перевозок грузов выбирается грузоотправителем и указывается им в транспортной железнодорожной накладной.

Перед подачей под погрузку проводят технический и коммерческий осмотры вагонов с целью установления пригодности их для перевозки данного груза.

На каждую отправку груза - повагонную или мелкую, а также на целый маршрут или группу вагонов и комплект контейнеров грузоотправитель составляет накладную - основной грузовой перевозочный документ.

На основании накладной составляют дорожную ведомость, необходимую для учета и отчетности о выполнении плана перевозок, прибытии грузов и взыскания провозной платы.

На каждый загруженный вагон составляется вагонный лист, в котором приводятся данные о вагонах и отправках груза с указанием номеров накладных. По вагонному листу проверяют наличие груза при выгрузке и подсчитывают массу грузов в вагонах при определении массы поезда.

Перевозочные грузовые документы пересылаются в товарную контору, где составляют поездной документ - натурный лист - на каждый сформированный состав. В натурном листе указывают номер поезда, станцию формирования и станцию назначения, номера вагонов в порядке их расположения в составе, массу и длину поезда и другие данные. По натурному листу производят прием и сдачу поездов, подборку, прием и сдачу грузовых документов, расформирование и формирование поездов на станциях. Вся система передачи грузовых и поездных документов проводиться с помощью системы «ЭТРАН», что позволяет автоматизировать процесс слежения за местонахождением каждого вагона на сети железных дорог и составления необходимой отчетности.

Основная задача организации пассажирских перевозок состоит в максимальном удовлетворении растущих потребностей населения в этих

перевозках при их высокой культуре обслуживания на вокзалах и в поездах. При планировании перевозок определяют пассажиропотоки по направлениям и периодам года, а для пригородного движения и по месяцам, дням и часам суток, используя для этого данные обследований пассажиропотоков.

Пассажирские поезда делятся на три группы: дальние (на расстояние свыше 700 км), местные (от 150 до 700 км) и пригородные (до 150 км). Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и числа остановок подразделяются на скорые и пассажирские. К скорым относят поезда, следующие с высокими скоростями и имеющие остановки только на крупных станциях. Перевозку почты и багажа осуществляют в специальных вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда

На пригородных линиях со значительными пассажиропотоками для удобства пассажиров применяют так называемое зонное движение, разбивая линию по длине на несколько частей - зон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38