Для руководства движением поездов и работой линейных подразделений
железные дороги имеют различные виды связи, осуществляемые по кабельным,
радиорелейным и воздушным линиям.
Всю связь можно разделить на первичную сеть и сеть
оперативнотехнологическую.
Первичная сеть связи федерального железнодорожного транспорта
представляет собой совокупность типовых физических цепей, типовых
каналов передачи и сетевых трактов, образованную на базе сетевых узлов,
сетевых станций, оконечных устройств первичной сети и соединяющих их
линий передачи. В первичной сети федерального железнодорожного
транспорта четыре уровня: магистральный, дорожный, отделенческий и
местный. По одной и той же линии передачи, проложенной вдоль полотна
железной дороги, могут быть организованы каналы и тракты различных
уровней первичной сети. Одна система передачи может также совмещать
разные уровни, например магистральный и дорожный, дорожный и
отделенческий.
Сеть оперативно-технологической связи предназначена для передачи
информации в системе оперативного диспетчерского управления работой
железнодорожного транспорта на всех уровнях и во всех звеньях с
обеспечением прямых и групповых каналов для передачи речевой и
дискретной информации. Оперативно-технологическая связь (ОТС) включает в
себя сети всех уровней управления железнодорожным транспортом:
магистральную, дорожную, отделенческую и станционную.
В состав отделенческой ОТС входят следующие виды связи:
• поездная диспетчерская, предназначенная для руководства движением
поездов; линейно-путевая, предназначенная для переговоров работников
пути по вопросам текущего содержания устройств и сооружений путевого
хозяйства;
• служебная диспетчерская, предназначенная для служебных переговоров
работников дистанций сигнализации и связи по техническому содержанию и
ремонту устройств СЦБ и связи;
• энергодиспетчерская, предназначенная для руководства техническим
содержанием устройств энергоснабжения;
• вагонораспорядительная диспетчерская,
предназначенная для контроля за прохождением подвижного состава и
выполнением погрузочно-разгрузочных работ;
• транспортно-военизированной охраны, предназначенная для переговоров
работников военизированной охраны по вопросам обеспечения охраны
железнодорожных объектов;
• опорных станций, предназначенная для переговоров с дежурным по опорной
станции;
• пунктов технологических осмотров, предназначенная для обслуживания
устройств ПОНАБ и ДИСК;
• дежурного по охраняемому переезду, предназначенная для его переговоров
с дежурным ближайшей станции по обеспечению безопасности движения и
контроля внешнего состояния поездов;
• поездная межстанционная, предназначенная для служебных переговоров по
движению поездов между дежурными смежных раздельных пунктов (станций);
• перегонная, предназначенная для переговоров работников, находящихся на
перегоне, с дежурными раздельных пунктов, ограничивающих перегон, с
поездным и энергодиспетчером, диспетчером дистанции пути, диспетчером
службы информатизации и связи и диспетчером службы сигнализации по
вопросам движения поездов и технического содержания устройств;
• постанционная, предназначенная для служебных переговоров работников
промежуточных станций (разъездов и остановочных пунктов) между собой и с
работниками участковых и отделенческих станций;
• билетная диспетчерская, предназначенная для передачи сведений в
билетные кассы о наличии свободных мест в поездах всех назначений.
Сеть станционной ОТС предназначена для оперативного диспетчерского
управления эксплуатационной работой железнодорожной станции. Станционная
проводная ОТС включает в себя следующие виды связи:
• станционная распорядительная телефонная связь, содержащая отдельные
сети распорядительной связи, используемые для оперативного руководства
работой технологических зон станций;
• стрелочная телефонная связь, предназначенная для связи дежурного по
станции со стрелочными постами в процессе управления поездной и
маневровой работой и т. д.
Сеть общетехнологической телефонной связи предназначена для
предоставления работникам различных подразделений железнодорожного
транспорта услуг по передаче речевой, документальной и видеоинформации в
пределах всей сети железных дорог Российской Федерации, необходимых для
управления железнодорожным транспортом, а также дополнительных услуг,
обеспечиваемых современным телекоммуникационным оборудованием.
Коммутируемая телефонная сеть организуется на магистральном, дорожном и
местном уровнях и представляет собой совокупность коммутационного
оборудования, каналов, устройств абонентского
доступа и терминального оборудования.
Сеть передачи данных общетехнологического назначения обеспечивает
функционирование АСУЖТ верхнего уровня управления железнодорожным
транспортом.
Специализированные дорожные сети передачи данных
оперативнотехнологического назначения обеспечивают функционирование
информационных и информационно-управляющих систем
оперативнотехнологического назначения нижнего уровня АСУЖТ.
Автоматизированная система документальной телеграфной связи
предназначена для организации автоматического обмена
организационно-распорядительной и информационной корреспонденцией в виде
телеграфных сообщений между абонентами. Автоматизированная система
документальной телеграфной связи представляет собой совокупность
специализированных аппаратно-программных средств и каналов связи
(цифровых и аналоговых), обеспечивающих сбор, хранение, обработку и
передачу абонентам входящей и исходящей телеграфной корреспонденции.
Поездная радиосвязь используется для служебных переговоров поездного и
локомотивного диспетчеров, а также дежурных по станциям с машинистами
локомотивов. На станциях с большой маневровой работой и на сортировочных
горках применяется станционная радиосвязь для служебных переговоров
станционного диспетчера или дежурного по горке с машинистами маневровых
локомотивов, дежурных технических контор -со списчиками вагонов,
дежурных пунктов обслуживания вагонов - с осмотрщиками вагонов и т.п.
Системы радиорелейных линий связи состоят из системы магистральных и
зоновых радиорелейных линий связи и системы технологической
радиорелейной связи. Применяются и системы спутниковой связи.