ТРЕБОВАНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11
Общие
требования безопасности
Основные
требования безопасности при ремонте
и техническом обслуживании электрических
машин электровозов установлены ГОСТ
12.3.002-75. и ПОТ РО-32-ЦТ-668-99 и распространяются
на все работы, выполняемые в локомотивных
депо и пунктах технического обслуживания
локомотивов (ПТОЛ).
Содержание
вредных веществ не должно превышать
предельно допустимых концентраций
и уровня воздействия, установленных
ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.1313, ГН 2.2.5.1314, ГН
2.2.5.686.
Уровень
шума и вибрации на рабочих местах не
должен превышать значений, установленных
ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-90
Освещённость
рабочих мест в помещениях и на открытых
площадках депо, ПТОЛ должна
соответствовать требованиям СНиП
23-05, ОСТ 32.120-96 и РД 32.15-91.
Температура,
относительная влажность и скорость
движения воздуха в рабочей зоне, в
помещениях, а также содержание вредных
веществ в воздухе на указанных рабочих
местах должны соответствовать
требованиям ГОСТ 12.1.005-88.
Пожарная
безопасность и взрывобезопасность
должны обеспечиваться соблюдением
требований ГОСТ 12.1.004-91 и ГОСТ 12.1.010-76,
ППБО-109.
Электросварочные
и газосварочные работы должны
производиться в соответствии с
требованиями ГОСТ12.3.003-86, правилами
пожарной безопасности при проведении
сварочных и других огневых работ.
Требования
безопасности при техническом обслуживании
и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2
Перед
проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов
электрических машин электровозов,
должны быть выполнены следующие
операции:
выключены
вспомогательные машины и аппараты;
опущены
токоприёмники с визуальной проверкой
их положения;
перекрыты
разобщительные краны к клапанам
токоприёмников;
снята
реверсивная рукоятка;
включены
заземляющий контактор или разъединитель
заземления;
сняты
емкостные заряды с силовой и
вспомогательных цепей, разряжены
конденсаторы;
открыты
двери высоковольтных камер;
на
электровозах переменного тока и
двойного питания заземлен главный
ввод тягового трансформатора.
Перед
проведением ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов
электрических машин тепловозов,
должны быть выполнены следующие
операции:
остановлен
дизель-генератор;
снята
реверсивная рукоятка;
открыты
двери высоковольтной камеры;
обесточены
электрические цепи;
выключен
рубильник аккумуляторной батареи;
вынуты
предохранители на пульте управления
и в высоковольтной камере тепловоза;
отсоединены
кабельные наконечники от зажимов
аккумуляторной батареи;
надеты
колпачки из изоляционного материала
на контакты пусковых контакторов;
Работы по
ТО и ТР электрических машин, связанные
с прокруткой колёсных пар для проверки
щёточно-коллекторного узла, состояния
моторно-якорных и моторно-осевых
подшипников, должны производиться по
распоряжению и под наблюдением мастера
или бригадира.
При прокручивании
колёсных пар тяговых двигателей
нахождение в смотровой канаве иных
работников, кроме проверяющих, не
допускается. За действиями работников,
находящихся в смотровой канаве, должен
наблюдать специально выделенный
работник.
Внешние
электрические сети для питания
переносных приборов диагностирования
напряжением более 42 В переменного
тока или 110 В постоянного тока должны
быть оборудованы защитным заземлением
(занулением) или устройством защитного
отключения.
Обточка и
шлифовка коллекторов отдельных тяговых
двигателей на электровозе должны
осуществляться после вывешивания
данной колёсной пары и подключения
тягового двигателя к источнику питания
постоянного тока напряжением не
более 110 В. Крайние колёсные пары с
обеих сторон электровоза должны быть
подклинены и заторможены ручным
тормозом.
Обточку
коллектора производить в защитных очках
и диэлектрических перчатках.
Требования
безопасности при текущем ремонте ТР-3
Производственные
помещения цеха, где производится
ремонт электрических машин ТПС,
должны удовлетворять требованиям
Санитарных норм и Правил, а также
Правилам техники безопасности и
производственной санитарии при ремонте
и содержании зданий и сооружений на
железнодорожном транспорте, утверждённых
МПС России ЦК Профсоюза ЖД транспорта
и Транспортного строительства.
Подъёмно-транспортное
оборудование, применяемое при
производстве погрузочно-разгрузочных
и транспортировочных работ, должно
удовлетворять требованиям ГОСТ
12.2.003-91, а также требованиям безопасности,
изложенным в стандартах и технических
условиях на оборудования конкретного
вида.
Устройство,
освидетельствование и эксплуатация
подъёмных механизмов и съёмных
грузозахватных приспособлений, а
также тара должны соответствовать
требованиям действующих «Правил
устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъёмных кранов» ЦТ/3106.
Подъёмно-транспортные
устройства, вспомогательные приспособления
для стропальных и такелажных работ
должны быть испытаны и иметь клейма,
таблички или бирки с ясно указанными
на них датами испытания, грузоподъёмности
и инвентарного номера.
На применяемых
при транспортировке грузов автокарах
и электрокарах должны быть приспособления,
предохраняющие от падения груза.
При проведении
погрузочно-разгрузочных работ необходимо
соблюдать требования безопасности,
изложенные в ГОСТ 12.3.009-76 и ГОСТ 12.3.002-75.
Разборка,
ремонт, сборка электрических машин
должны производиться с помощью
соответствующих исправных инструментов,
приспособлений и стендов, с соблюдением
требований Инструкции по охране труда
для слесарей по ремонту электровозов
и электропоездов в ОАО «РЖД», утвержденной
распоряжением 2595р от 29.12.2006.
Электросварочные
и газосварочные работы должны
производиться в соответствии с
требованиями ГОСТ 12.3.003-86, правилами
пожарной безопасности при проведении
сварочных и других огневых работ.
Концентрация
паров растворителей и вредных газов
в воздухе рабочих зон не должна
превышать предельно-допустимой
концентрации, установленной ГОСТ
12.1.005-88.
Все работы,
связанные с выделением в воздух вредных
веществ, должны производиться только
при наличии исправных вентиляционных
установок. При отключённой или
неисправной вентиляции, а также в
случае превышения предельнодопустимых
норм содержания в воздухе токсических
веществ производить работы запрещается.
Всё
электрическое оборудование (стенды,
приспособления, шкафы, пульты и др.)
электромашинного участка должно быть
исправным, отвечать паспортным данным, надёжно заземлено согласно
требованиям Правил устройства
электроустановок.
К обслуживанию
испытательной станции допускаются
лица, прошедшие специальную подготовку
по устройству и эксплуатации станции,
у которых должно быть проверено знание
должностных инструкций и правил
техники безопасности при
работе на
испытательной станции и стенде для
испытания электрической прочности
изоляции, о чём должна быть сделана
запись в соответствующих документах.
Все работники
испытательной станции должны иметь
соответствующую квалификационную
группу, дающую право работать на
установках высокого напряжения.
Испытательная
станция должна быть оборудована
сигнализацией и блокировкой,
действующей в течение всего времени
испытания.
Стенд для
испытания электрической машины должен
иметь надёжное заземление, перед
началом испытаний должны быть выставлены
ограждения и вывешены плакаты,
обеспечивающие безопасное проведение
работ.
Во время
испытаний запрещается:
оставлять
без присмотра проходящую испытание
электрическую машину; заниматься
работой, непосредственно не относящейся
к данным испытаниям; находиться внутри
защитного ограждения стенда испытания
электрической
прочности
изоляции при закрытой двери.
Помещения,
участки или специально отведённые
места, где проводятся работы с
применением лаков и эмалей, оборудуются
приточно-вытяжной вентиляцией,
взрывобезопасной осветительной
аппаратурой, исключающей возможность
появления искры или огня, необходимым
противопожарным инвентарём.
Рабочие
места, где проводятся работы с
растворителями, сушильные печи, шкафы,
обеспечиваются вытяжной вентиляцией.
Работать
в помещениях при производстве
пропиточно-сушильных работ при
отключённой проточно-вытяжной
вентиляции запрещается.
В
пропиточно-сушильном отделении, где
производятся любые работы с лакокрасочными
материалами, категорически запрещается
курение и использование открытого
огня или раскалённых предметов.
Сушильные печи и обогреваемые автоклавы должны быть оборудованы
взрывобезопасными нагревателями.
Все работы,
связанные с распылением лакокрасочных
материалов, производятся в специальной
вентилируемой камере. Рабочие проходы
между стенками камеры и окрашиваемой
машиной должны быть шириной не менее
0,75 м.
Работы,
связанные с применением пропиточных
покровных составов, лаков, эмалей и
растворителей, следует производить
в комбинезонах, защитных фартуках.
Без спецодежды такие работы производить
категорически запрещается.
Для защиты
кожных покровов от воздействия
растворителей смол и пропиточных
составов необходимо пользоваться
полихлорвиниловыми или «биологическими перчатками», защитными
очками и защитными пастами и мазями.