Тепловоз М62. Электрооборудование (текущий ремонт ТР-3)

  Главная      Учебники - Электровозы     ТЕПЛОВОЗ М62. РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ - 2004 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

 

9.3.  

Тепловоз М62. Электрооборудование (текущий ремонт ТР-3)

9.3.1.   Электрические машины   

9.3.1.1 Общие требования по организации ремонта и определению неисправностей

 Технологический процесс ремонта электрических машин и их деталей должен соответствовать требованиям действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов и обеспечивать высокое качество ремонта.

Устанавливаемые в процессе ремонта новые детали по качеству изготовления, отделке, точности, взаимной пригонке, установке и сборке должны соответствовать согласованным ОАО "РЖД" техническим условиям и чертежам.

Ремонт электрических машин производится в соответствии с нормативно-технической документацией, согласованной  ОАО "РЖД".

Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте, должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям. Каждая партия материалов, полуфабрикатов, запасных частей, поступающих  в депо, должна иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при ремонте машин, периодически (в установленные сроки) должно проверяться в лаборатории депо или дороги.

Измерительные приборы, инструменты и устройства для проверки и испытания собранных машин, деталей и материалов, должны содержаться в постоянной исправности и подвергаться периодической проверке в установленные сроки. Кроме того, приборы и мерительные инструменты по перечню, установленному Государственным комитетом по стандартам, должны проходить обязательную государственную поверку.

В процессе ремонта мастера электромашинных отделений депо или дорожных мастерских по ремонту электрических машин должны лично контролировать работы по ремонту и сборке ответственных узлов машин, участвовать в проверках и испытаниях машин после ремонта.

Мастера отделений депо, участков мастерских обязаны предъявлять отремонтированные узлы машин, а также машину в сборе, приемщику.

При ремонте и испытании электрических машин должны строго соблюдаться правила и инструкции по технике безопасности.

Ремонт электрических машин должен производиться в строгом соответствии с действующими Правилами ремонта электрических машин тепловозов,  с действующими чертежами и нормами допусков на износ деталей. Если отдельные нормативы и требования по ремонту деталей и узлов машин не отражены в указанных  Правилах, начальнику депо или его заместителю совместно с приемщиком локомотивов предоставляется право самостоятельно решать эти вопросы исходя при этом из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения поездов.

Узлы и детали, поступившие в ремонт, после разборки и очистки осматриваются и проверяются.

Ответственные детали машин проверяются  средствами контроля состояния (дефектоскопами) согласно перечню действующей инструкции.

Кроме того,  начальники служб локомотивного хозяйства дорог и начальники депо обязаны вводить временный или постоянный контроль деталей машин, которые увеличивают частоту отказов (дефектов) электрических машин в период гарантийного пробега тепловоза.

Объем работ при текущем ремонте ТР-3 определяется п. 9.3.1.2. настоящего Руководства. Необходимость замены деталей машин новыми, восстановление изношенных устанавливается на основании норм допусков и износов тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин, приведенных в действующих Правилах ремонта электрических машин тепловозов, а также специальных требований и технических характеристик.

Запись необходимого ремонта электрической машины с указанием фактического состояния её  элементов заносится в ремонтный лист или журнал установленной формы электромашинного отделения депо, участка дорожных мастерских.

Ээлектрических машины, которые не могут быть отремонтированы в условиях депо в соответствии с требованиями действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов, подлежат отправке в ремонт на заводы или списанию в установленном порядке.

Остов и якорь после разборки и очистки от загрязнений продуваются. Детали, не содержащие изоляционных покрытий, промываются. Дефектация узлов и деталей производится только после их очистки.

Якорь и катушки полюсов тягового генератора очищаются от эксплуатационных загрязнений моющими растворами, обеспечивающими сохранность изоляции.

 

9.3.1.2.  Объем ремонтных работ.

При текущем ремонте ТР-3 тепловоза цикл ремонта электрических машин должен соответствовать циклу ремонта тепловоза и предусматривать поддержание электрической прочности изоляции. Осмотр, ревизия узлов и деталей должны обеспечивать установленные нормативы их содержания в соответствии с действующими Правилами ремонта электрических машин тепловозов и настоящего Руководства.

При текущем ремонте ТР-3 выполняются следующие обязательные работы:

 освидетельствование электрической части остова с проверками межкатушечных соединений и их выводов, крепления полюсных сердечников, правильности установки главных и добавочных полюсов и посадки катушек;

замер величины вибрационного ускорения  и амплитуды вибрации на лапах тягового генератора, значения которых не должны превышать следующих величин:

а) вибрационное ускорение – не более 1g;

б) амплитуда вибрации при частотах до 17 Гц – не более 0,25 мм. 

сушка обмоток якорей тяговых электродвигателей и вспомогательных машин, с последующим покрытием их изоляционной эмалью горячей сушки. При необходимости пропитка якорей производится без снятия бандажей и клиньев, если это не требуется по состоянию. Полюсные катушки, с сопротивлением изоляции в холодном состоянии ниже 20 МОм или имеющие повреждения, ремонтируются со снятием с остова. Полюсные катушки, сопротивление изоляции которых выше указанной величины, покрываются после очистки эмалью;

освидетельствование и ремонт механической части остова (статора) и его деталей;

освидетельствование и ремонт механической части якоря (ротора);

магнитная или ультразвуковая дефектоскопия внутренних колец подшипников и шеек валов;

обработка, продорожка со снятием фасок и шлифовка коллекторов (обработка и шлифовка коллекторов должна производиться только в случае необходимости с минимальным снятием металла);

ревизия и ремонт подшипниковых узлов, подшипников моторно-осевых, щеткодержателей и их кронштейнов, траверс, крышек люков и крепежных деталей;

проверка и испытание;

отделка и окраска электромашин.

Снятые с тепловоза  в ремонт электрические машины в собранном виде  продуваются сухим сжатым воздухом давлением 200-300 кПа и очищаются от загрязнений. Устанавливается контроль технологов и приемщиков локомотивов за выполнением правил очистки, мойки машин в целях предупреждения порчи изоляции.

Изучаются  записи в технических паспортах электрической машины о предыдущих ремонтах, выполненном пробеге от начала эксплуатации, от капитального и текущего ремонтов, заносятся эти сведения в ремонтный лист или журнал цеха. Разборка и ремонт не очищенных машин не допускается.

 При разборке электрических машин замеряются:

сопротивление изоляции цепей с выявлением участков с пониженной изоляцией;

радиальные зазоры и осевые разбеги якоря в подшипниках;

воздушные зазоры между сердечниками полюсов и пакетом листов стали сердечника якоря;

диаметры моторно-осевых горловин.

Запрещается разукомплектовывать якоря и остовы без необходимости (т.е. если якорь или остов данной машины не требует капитального ремонта).

При разборке машин выпрессовка подшипниковых щитов, роликовых и шариковых подшипников должна производиться  при помощи специальных приспособлений с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений.

Запрещается поднимать и перемещать катушки полюсов машин за выводные провода.

 Принимаются меры, обеспечивающие предотвращение повреждений изоляции при транспортировке и складированию катушек полюсов.

 

 

 

 

9.3.1.3.  Остов, его корпус, токоведущая и магнитная системы

После очистки и продувки производится осмотр и освидетельствование механической и электрической  частей остова (статора).

У остовов тяговых электродвигателей проверяется расстояние между опорными поверхностями поддерживающих носиков.  Забоины,   заусенцы на опорных  поверхностях  носиков  зачищаются,  изношенные  более  чем  на 1 мм накладки (опорные) заменяются. При подготовке к приварке накладка прижимается к носику, проверяется прилегание (допускается прохождение щупа не более 0,3 мм на глубину не более 2 мм). Ослабшие накладки привариваются по контуру сплошным швом. Допускается наплавка носика при износе литой его части (износ не более 10 мм).

Эксплуатация тяговых электродвигателей с поврежденными поддерживающими носиками запрещается.

Привалочные поверхности вентиляционных окон и коллекторных люков корпусов остовов электрических машин зачищаются от забоин и заусенцев. Вентиляционные сетки, заглушки вентиляционных отверстий, козырьки и крыши коллекторных люков при наличии неисправностей и повреждений ремонтируются или заменяются. Деформации козырьков вентиляционных отверстий, препятствующие выходу охлаждающего воздуха, устраняются. Прокладки, уплотнения надежно закрепляются на крышках. Внутренняя поверхность крышек коллекторных люков покрывается эмалью или лаком. Запоры проверяются на плотное закрытие крышек и при необходимости исправляются. Крышки коллекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться.

Проверяется износ моторно-осевых горловин корпуса остова тягового двигателя. Диаметр горловины измеряется по обе стороны на расстоянии 10 мм от линии разъема и принимается как полу сумма двух диаметров. Разность между средним диаметром горловины и диаметром, перпендикулярным к линии разъема (при полностью затянутых болтах крышки (шапки)  МОП без постановки прокладок), должна быть в пределах норм для обеспечения натяга моторно-осевого подшипника.

Главные и добавочные полюсы электрических машин осматриваются и проверяются на  исправность крепления, целостность изоляции и соответствие омического сопротивления обмоток нормам. Катушки полюсов проверяются на межвитковые замыкания. Проверяется состояние выводов катушек (состояние изоляции, нет ли трещин и других дефектов).

Проверяется прочность посадки катушек полюсных на сердечниках при затянутых полюсных болтах по видимым следам смещения (потертость, зашлифованность на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослабление диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, появление ржавчины и др.) при постукивании по фланцам, а также по перемещению катушек. Разрешается уплотнять посадку полюсных катушек на сердечники при помощи прокладок из пропитанного электрокартона, кроме катушек с кремнийорганической изоляцией и  „Монолит-2".

Проверяются межполюсные расстояния и расстановка полюсов по окружности (только при замене полюсов),  размеры должны соответствовать нормам.

Катушки с поврежденной изоляцией, а также имеющие признаки ослабления посадки на сердечниках ремонтируются со снятием с остова. Ремонт катушек при этом производится с выпрессовкой сердечников.

Ослабшие диамагнитные угольники, пружинные рамки и фланцы и диамагнитные прокладки с трещинами заменяются исправными. Постановка сердечников с поврежденной резьбой не допускается.

Проверяется затяжка полюсных болтов ключом и остукиванием молотком. Полюсные болты с дефектами (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами и т.д.) заменяются, ослабшие отворачиваются и проверяются. Пружинные шайбы проверяются и негодные заменяются. Проверяется соответствие длин болтов, крепящих полюс, глубина отверстия под болт. Несоответствие длины болтов у главных полюсов определяется по выпучиванию железа внутрь остова, у добавочных - по обжатию пружинной шайбы. Обнаруженные неисправности устраняются.

Болты, крепящие полюсы тяговых электродвигателей, проверяются ультразвуковым дефектоскопом. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной все болты данного полюса заменяются. Разрешается проверка болтов без их снятия. Под головки болтов устанавливаются пружинные шайбы. Затяжка полюсных болтов производится при подогретых до температуры 70-100°С катушках. Головки полюсных болтов, где это предусмотрено чертежом, заливаются компаундной массой. Головки болтов главных полюсов со стороны моторно-осевой горловины контрятся пластиной согласно чертежу.

Плотность контактных соединений в цепи полюсов электрических машин проверяется нагревом двойным номинальным током в течение                       8-10 мин. О надежности контактов судят по разнице нагрева мест соединений путем ощупывания после отключения тока, изменению показаний амперметра при качке мест соединений или по омическому сопротивлению.

При проверке крепления межполюсных соединений тяговых электродвигателей (при необходимости) снимается изоляция соединений, болты подтягиваются и вновь изолируются, для чего:

а) кладется замазка ЭП-2 13000 004 и выравниваются изолируемые поверхности;

б) накладываются  (с перекрытием без просветов) три  слоя стеклоткани ЛСЭ 105/130-017 ГОСТ 10156 и два слоя стеклянной ленты ЛЭС 0,2х35 ГОСТ 5937, пропитанной в лаке.

Болты контактных соединений затягиваются динамометрическими ключами. Моменты затяжки должны соответствовать требованиям технической документации на электрическую машину.

Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева, разъединяются, зачищаются и облуживаются, а контактные поверхности проверяются на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты и гайки заменяются. Наконечники между собой должны иметь прочное соединение и надежный контакт.

Провода, имеющие обрыв жил более 10 %, заменяются или ремонтируются с перепайкой наконечников. Разрешается производить сращивание выводных проводов наконечниками на расстоянии не менее 200 мм от выводной коробки или клицы.

Поврежденная изоляция шин, проводов и межкатушечных соединений восстанавливается. Восстановление изоляции выводных проводов разрешается, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от выводной коробки или клицы. Поврежденная изоляция проводов восстанавливается лентой из резины и лакотканью. Для этого изоляция провода в месте повреждения вырезается, края основной изоляции срезаются на конус длиной                  20-25 мм. Новая изоляция накладывается плотно, без морщин, вполуперекрышу последовательно от одного края вырезанной части к другому. Каждый слой промазывается клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканного) слоя накладываются вполуперекрышу два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижние слои на 5 - 10 мм.

Ослабшие бандажи соединений заменяются новыми. Изолированная часть должна быть плотной и не иметь признаков сползаний с провода.

Крепление проводов в корпусе остова должно быть прочным и исключать возможность вибрации, протирания и других повреждений изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Разрешается укреплять провода крученым шпагатом или устанавливаемыми на корпусе остова металлическими скобами с обязательной дополнительной изолировкой проводов в местах крепления.

Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления проводов в корпусе остова киперную и другие виды лент, способных вытягиваться.

Провода плотно укрепляются в выводных коробках остова и в клицах кронштейна на остове. Поврежденные и слабо сидящие на проводе или в отверстии корпуса остова резиновые втулки заменяются. Защитные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надежно закреплены и уплотнены на конце провода и у выводной коробки или клицы остова.

Сушка и покрытие электроизоляционной эмалью катушек полюсов допускается производить в корпусе остове без снятия с предварительной их очисткой. Катушки очищаются и окрашиваются электроизоляционной эмалью. Катушки, снятые с остова для ремонта, пропитываются в компаунде или лаке и покрываются эмалями соответствующего класса нагревостойкости в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке.

 

9.3.1.4.  Основные технические требования по сушке и пропитке обмоток якорей и полюсных катушек

Якори, полюсные катушки электрических машин очищаются от загрязнений, просушиваются,  затем пропитываются в лаках или компаундах. После пропитки и сушки  покрываются электроизоляционным лаком или эмалью. Применяемые для пропитки и покрытия лаки, эмали, компаунды должны соответствовать требованиям чертежей и действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов. Технологический процесс сушки, пропитки и покрытия лаком или эмалью устанавливается специальными инструкциями согласованными с ЦТ ОАО "РЖД".

Перед пропиткой шейки вала якоря предохраняются от прилипания лака или компаунда.

По окончании установленного времени сушки обмоток проверяется сопротивление изоляции мегаомметром. Минимальное сопротивление изоляции обмотки якоря и полюсных катушек магнитной системы после пропитки и сушки (при температуре 100°С) должно быть не менее 1 МОм для всех электрических машин. При низком сопротивлении изоляции сушка продолжается до получения установленной нормы сопротивления изоляции.

Пропитка лаком или компаундом обмоток электромашин, не прошедших установленного режима  предварительной сушки, не допускается.

Пропитка якорей производится в вертикальном положении в нагретом состоянии. Попавший на торец петушков коллектора лак удаляется промывкой. Снятие лака на торце петушков коллектора резцом запрещается. Якоря двухколлекторных машин разрешается пропитывать в горизонтальном положении, обливая их лаком.

Полюсные катушки пропитываются в компаундах или лаке согласно действующей, технологической инструкции по пропитке. Допускается при текущем ремонте ТР-3 изоляцию не снятых катушек в остовах машин после очистки восстановить в соответствии с действующей Инструкцией ПКБ ЦТ ОАО "РЖД".

Пропитанные якори, полюсные катушки не должны иметь воздушных мешков, скопления непросохшего лака. Пропитка должна быть на всю глубину укладки обмотки в пазах и лобовых частях. У полюсных катушек пропитывается межвитковая и корпусная изоляция. Излишки лака после пропитки перед сушкой удаляются путем стекания.

После пропитки и сушки якорь и катушки полюсов покрываются эмалью в соответствии с требованиями чертежа. Забандажированная поверхность миканитового конуса коллектора и его торец покрываются ровным слоем без подтеков дугостойкой эмалью согласно чертежу. Поверхность должна быть твердой, гладкой и блестящей.

Находящийся в баках пропиточный лак или компаундная масса регулярно перед применением, а также после добавления составляющих компонентов, должна проверяться на вязкость, температуру размягчения и внешний вид.  Не реже одного раза в неделю постоянной работы проверяется пропитываю­щая способность компаундов и количество основы в пропиточном лаке. Испытания лаков, компаундов и разбавителей, применяемых при ремонте электрических машин, производятся не реже одного раза в месяц на соответствие требованиям технологических инструкций.

Режим сушки и пропитки обмоток контролируется соответствующими контрольно-измерительными приборами. Ведется учет параметров технологического процесса пропитки, сушки и сопротивления изоляции обмоток с записью в журнале цеха.

 

9.3.1.5.  Подшипниковые щиты, крышки, кольца и корпуса моторно-осевых подшипников

Подшипниковые щиты и крышки (шапки) моторно-осевых подшипников после очистки осматриваются и проверяется их исправность. Забоины и задиры на привалочных и посадочных поверхностях зачищаются. Подшипниковые щиты, имеющие сквозные радиальные трещины или трещины, ведущие к отколу лабиринтных буртов, а также щиты с трещинами, занимающими более 20 сечения, заменяются. Контролируются размеры и форма деталей лабиринтных уплотнителей (крышек, щитов, уплотнительных колец).

Отверстия трубок для смазки подшипников в щитах и крышках подшипниковых щитов прочищаются, продуваются воздухом. Пробки трубок плотно пригоняются к отверстиям, проверяется качество приварки трубок, исправность   масленок.   Имеющиеся   в   подшипниковых щитах машин воздушные каналы и каналы регулировки количества смазки или сброса отработавшей смазки прочищаются и продуваются  сжатым воздухом; проверяется целостность каналов в крышках.

Внутренняя поверхность подшипниковых щитов окрашивается электроизоляционной эмалью или изоляционным лаком.

Польстеры корпусов моторно-осевых подшипников тяговых двигателей промываются и осматриваются. Негодные пружины, изношенный войлок или фитили и другие неисправные детали заменяются.

При необходимости для обеспечения натяга согласно нормам чертежа производится наплавка изношенных посадочных поверхностей подшипниковых щитов с последующей приточкой щита по горловине остова. Проверка и обработка всех привалочных и посадочных поверхностей производится с одной установки.

Поврежденные резьбовые отверстия корпусов для болтов крепления подшипниковых щитов, крышек моторно-осевых подшипников и кожухов разрешается восстанавливать наплавкой или производить постановку специальных вварных втулок с последующей их рассверловкой и нарезкой.

 

9.3.1.6.  Якорные подшипники

Разборка, осмотр, дефектация и сборка роликовых под­шипников производится в соответствии с действующей Инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Осмотру и проверке подвергаются все подшипники как бывшие в эксплуатации, так и новые. Съем и постановка подшипников произво­дится только специальными приспособлениями. Осмотр и ремонт подшипников производится в отделении для, ремонта роликовых подшипников. Все детали подшипников очищаются и предохраняются от загрязнения и коррозии.

Ролики подшипников тщательно осматриваются. При этом каждый ролик проверяется и осматривается по всей поверхности, проверяется состояние сепараторов и осматриваются кольца и их беговые дорожки по всей длине, измеряются зазоры в роликовых подшипниках. Проверяется зазор плавания сепараторов. Зазор плавания измеряется у подшипников с центрированием сепараторов по буртам наружных колец в верхней его части (внизу сепаратор должен лежать на буртах), у подшипников с центрированием сепаратора по роликам - в нижней части. Величина зазоров плавания должна соответствовать требованиям действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

При разборке подшипников ролики, кольца и другие стальные детали подвергаются магнитному контролю. После магнитного контроля детали подшипников размагничиваются.

Роликовые подшипники, имеющие предельные износы рабочих поверхностей, трещины и деформации сепаратора и его шайб, раковины, шелушение, трещины или отколы роликов и колец, а также заклинивание, толчки и ненормальный шум при вращении, заменяются или ремонтируются в соответствии с требованиями действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и  моторвагонного подвижного состава.

Ослабление заклепок и шайб сепаратора, а также наличие зазоров между шайбой и сепаратором не допускаются. Подшипники, имеющие ослабшие или оборванные заклепки сепаратора, ремонтируются с выполнением требований указанной Инструкции.

При отсутствии требуемого натяга внутренних колец на валу допускается на посадочные поверхности наносить слой электролити­ческого железа, электролитического цинка или полимерной пленки эластомера ГЭН-150 или Ф6, Ф4О. Толщина слоя железа допускается не более 0,5 мм, цинка и полимерной пленки - до 0,2 мм.

При применении эластомера ГЭН-150 или Ф6, Ф4О принимаются меры по предотвращению склеивания кольца с валом. Хромирование колец запрещается.

У вспомогательных машин суммарный натяг посадки внутренних и наружных колец подшипников должен быть меньше их радиального зазора в свободном состоянии. Внутренние кольца роликовых подшипников при их исправности с вала якоря не снимаются. Шариковые подшипники подлежат съему с вала якоря.

Отремонтированные подшипники и осмотренные новые промываются и смазываются минеральным маслом.

 

9.3.1.7.  Якорь

Проверяется обмотка якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разница между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20 среднего значения.

Проверяется состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных бандажей, слабо пропаянных скоб и окисления, бандажи очищаются и пропаиваются с применением установленных припоев и флюсов.

Якори, у которых проволочные бандажи имеют механические повреждения или оплавление витков, ослабление, сдвиг и обрыв замковых скоб или конца витка в замке, а так же бандажи из стеклобандажной ленты с  кольцевыми трещинами, расположенными произвольно по окружности и по ширине стеклобандажа, зазорами между бандажами и лобовыми частями, ослаблением или разрушением кромок, отдельных полосок, обгорание поверхностного слоя, ремонтируются в условиях специализированных отделений депо, дорожных мастерских или на ремонтных заводах.

Якори, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтируются капитальным ремонтом на заводах.

Вентиляторы якорей очищаются, осматриваются и проверяется крепление и прочность посадки, имеющие слабину в посадке, трещины, изломы лопастей, заменяются. Изогнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные сварные швы вентиляторов или их лопастей восстанавливаются. Перед установкой вентилятор статически балансируется.

Проверяется дефектоскопом конус вала, а при снятии внутренних колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмотром при помощи лупы не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверяются дефектоскопом на валу.

 Якори, валы которых имеют после проточки под наплавку поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подлежат капитальному ремонту на заводах.

Замеряются диаметры посадочных поверхностей шеек валов, рас­стояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных электрических машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по чертежу, утвержденному ЦТ ОАО "РЖД", а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией  по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов с последующей обработкой и упрочняющей накаткой под чертежный размер в обоих случаях. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06 - 0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливаются вибродуговой наплав­кой.

При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверяется относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипников, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при обра­ботке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом, не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.

Конусы для посадки шестерен зачищаются от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75 посадочной поверхности, с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20 посадочной поверхности конуса и. глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирка конуса с шестерней производится абразивным порошком.

Разрешается вибродуговая наплавка посадочной поверхности конуса вала под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов.

При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.

Шпоночные канавки на валах вспомогательных электрических машин и тягового генератора зачищаются от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпилов­ка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм.

Поврежденная или разработанная резьба вала восстанавливается наплавкой с последующей нарезкой резьбы согласно чертежу.

Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменяются.

Разрешается восстановление электронаплавкой посадочных поверхностей лабиринтных и упорных втулок.

Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не иметь вибрации при их остукивании. Усилие подтяжки коллекторных болтов: 12-15 кг·м для электродвигателей ЭД-118А, ЭД-118Б,35-40 кг·м для генераторов           ГП-312. Коллектор, имеющий ослабление болтов или нажимных гаек, нагревается до температуры 70-80°С и подтягиваются болты.

Подтяжка болтов производится плавно не более чем на пол-оборота за один прием  с диаметрально противо­положной очередностью. После подтяжки производится механическая обработка коллектора.

Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закругляются радиусом 3 мм.

При обработке коллектора при необходимости (значительная выработка, подгары и т.д.) разрешается:

углублять проточкой канавку у петушков до допускаемого размера;

выполнять ступенчатую обработку коллектора тягового генератора со стороны петушков для предотвращения образования щелей;

заплавлять тугоплавким припоем местные забоины на пластинах коллектора.

Запрещается:

обтачивать петушки коллектора;

опиливать рабочую поверхность коллектора;

устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;

шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;

обтачивать и  шлифовать  коллектор,  если  износ  его  не превышает 0,2 мм и допуск на биение не превышает установленные нормы;

  разъединять якорь с остовом, если его рабочее состояние и рабочая поверхность коллектора в пределах нормы.

Коллектор продораживается на глубину в соответствии с нормами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин.

При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.

После продорожки с кромок коллекторных пластин снимается фаска размером 0,5 мм х 45° по всей длине рабочей части, производится зачистка заусенцев, разделка ламелей и шлифовка коллектора брусками типа БКв 40x40x75 24АМ40 4,5Б или БКв 40x40x45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ 2456-82) или бумагой Ш720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ 6456-82), закрепленной на твердом основании. Очищается коллектор жесткой волосяной щеткой.

Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачищается мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протирается чистыми сухими салфетками и покрывается  дугостойкой эмалью в соответствии с требованиями чертежей не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности. В случае ослабления, сдвига витков, вздутия, прожогов или поперечных трещин ленточный бандаж заменяется. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом нажимного конуса коллектора и краем ленточного бандажа.

Сушка, пропитка и покрытие эмалью обмоток якорей производится в соответствии с общими положениями п. 9.3.1.4 настоящего Руководства и действующими инструкциями. Ремонт якорей, пропитанных в эпоксидном компаунде, производится с соблюдением требований руководства по ремонту завода „Электротяжмаш".

После обточки коллектора, проверки межвиткового замыкания и целостности обмотки производится динамическая балансировка якоря. Остаточный небаланс допускается  не более установленной чертежом величины.

 

9.3.1.8.  Щеткодержатели и их кронштейны

Щеткодержатели разбираются, детали очищаются от загрязнений и проверяются. Поврежденные детали, а также с трещинами или износом более допускаемого нормами заменяются.

Пальцы щеткодержателей, тяговых электродвигателей с заниженным сопротивлением изоляции, с пробоем изоляции, с трещинами или повреждением резьбовых отверстий ремонтируются или заменяются. Сопротивление изоляции пальцев щеткодержателей, измеренное мегаомметром, должно быть не менее 100 МОм.

Изоляторы пальцев с трещинами, сколотыми краями, поврежденной глазурью заменяются. Разрешается оставлять изоляторы, имеющие точечные повреждения глазури от воздействия брызг расплавленного металла. Изоляторы, ослабшие на пальцах, перепрессовываются с наложением дополнительной изоляции. Напрессованный изолятор и изоляция должны соответствовать чертежу. Изоляторы на пальцах должны сидеть плотно, торцовые части изолятора на пальцах заливаются компаундом и покрываются эмалью согласно требованиям чертежа.

Ослабленные стаканчики пальцев обжимаются на специальном приспособлении. Глубина канавки от обжатия должна быть 0,5 мм на расстоянии 5–6 мм от торца.

Изоляционные пальцы щеткодержателей испытываются на электрическую  прочность  изоляции  током  промышленной  частоты  в  течение   1 мин. напряжением, указанном в таблице 9.

Таблица 9

Номинальное напряжение машины, В

Испытательное напряжение, кВ

После механической обработки (запрессовки пальцев)

После окончательной отделки

До 150

3,0

2,5

151-400

4,0

3,5

401-700

4,5

4,0

701-750

6,0

5,5

 

Корпус щеткодержателя зачищается от оплавления. Трещины корпусов щеткодержателей разрешается заваривать газовой сваркой с разделкой их и предварительным подогревом с последующей протяжкой окон под щетки. Заваривать трещины у основания прилива для крепления щеткодержателей запрещается.

Гнезда для щеток, имеющие заусенцы, местные износы, восстанавливаются опиловкой с последующим восстановлением размеров до установленных нормами допусков и износов путем наращивания металла гальваническим способом с последующей протяжкой либо обжатием в горячем состоянии на специальном приспособлении.

При наличии выработки отверстий в корпусе под оси пружин или храповиков более 0,5 мм разрешается заваривать их с одновременной заваркой отверстий под шплинты и последующей рассверловкой согласно чертежу.

Оси пружин или храповиков в местах посадки в корпус щеткодержателей не должны иметь выработки более 0,3 мм, диаметры отверстий в осях под шплинты должны соответствовать диаметрам отверстий в корпусе, в противном случае оси заменяются.

Пружины щеткодержателей ослабшие, с трещинами, со следами поджогов и оплавлений заменяются. Спиральные пружины с перекосом витков заменяются.

Проверяется состояние шунтов и крепление наконечников шунтов согласно чертежу.   Разрешается  оставлять  гибкие шунты  с обрывом не более 10жил при отсутствии следов их перегрева.

Нажимные пальцы в собранном щеткодержателе при нормально натянутых пружинах не должны касаться боковых стенок выреза как при вертикальном, так и при горизонтальном их перемещении. Поворот пальца вокруг оси должен происходить без заеданий. Нажатие пальцев щеткодержателя отрегулируется в пределах норм. Разница в нажатии на щетки для одного щеткодержателя тягового электродвигателя между максимальным и минимальным значением не должна быть более 10 номинального.

Проверяется состояние крепления кронштейнов щеткодержателей в остове. При наличии трещин и других неисправностей крепления узел ремонтируется с обеспечением расположения кронштейнов согласно требованиям чертежа.

Бракеты щеткодержателей тягового генератора заменяются при отколах, трещинах и оплавлениях более 30% сечения. Другие трещины и оплавления устраняются сваркой с последующей механической обработкой.

 

 

 

9.3.1.9.  Сборка электрических машин

Детали и узлы, поступающие на сборку электрических машин, должны быть отремонтированы и проверены в соответствии с действующими технологическими инструкциями и Правилами ремонта электрических машин тепловозов.

Внутренние поверхности подшипниковых щитов и крышек окрашиваются эмалью воздушной сушки в соответствии с чертежом.

При сборке электрических машин все окрашенные части должны быть сухими. Якорь (ротор), остов (статор) и траверса со щеткодержателями перед сборкой продуваются сухим сжатым воздухом, протираются чистыми сухими салфетками.

При сборке электрических машин соблюдать следующие требования:

установка уплотнительных колец производится в нагретом до температуры 130-150°С состоянии. Натяг посадки уплотнительных колец на вал должен соответствовать чертежу. Торцовое биение уплотнительных колец относительно оси вала не должно превышать допустимой по чертежу величины;

шариковые подшипники и внутренние кольца роликовых подшип­ников устанавливаются в нагретом до температуры 100-120°С состоянии. Внутреннее кольцо подшипников должно плотно прилегать к уплотнительному кольцу. Допускается односторонний зазор не более 0,05 мм. Торцовое биение (перекос) наружных колец подшипников тяговых электродвигателей и их радиальные зазоры после сборки должны соответствовать допустимым нормам (при затянутых подшипниках моторно-осевых). При монтаже подшипникового узла тяговых электродвигателей смещение роликов с дорожки качения внутрен­него кольца подшипника не допускается. Зазоры и натяги деталей в подшипниковых узлах, а также осевой разбег якорей электрических машин выдерживаются  строго по чертежу, а для тяговых электродвигателей они должны соответствовать требованиям действующей Инструкции ЦТ.

При сборке подшипникового узла тягового двигателя обеспечивается равномерность зазора между крышкой подшипника по всей окружности.

 Запрессовка подшипниковых щитов и подшипников производится при равномерном давлении, без перекосов, ударов и повреждений. Разрешается производить индукционный нагрев горловины.

Подшипниковые щиты должны плотно прилегать к торцовым поверхностям корпуса остова; общая длина местных неплотностей  допускается не более 1/8 длины окружности.

Смазочные камеры в подшипниковых щитах и крышках заполняются смазкой, канавки лабиринта заполняются полностью, ролики и сепараторы смазываются по их поверхности, атмосферные каналы смазкой не заполняются. Тип смазки должен соот­ветствовать условиям чертежа или действующей Инструкции ЦТ ОАО "РЖД" по применению смазочных материалов.

Якорь (ротор) устанавливается в остов (статор) на специализированном стенде с использованием приспособления обеспечивающего его установку без повреждения обмотки, коллектора и подшипников.

При установке и закреплении щеткодержателей расстояние от них до рабочей поверхности коллектора и до петушков должно быть выдержано в соответствии с нормами чертежа, а щетки в обоих крайних положениях продольного перемещения (разбега) якоря находиться на рабочей части коллектора. Вертикальный перекос щеткодержателя на тяговых электродвигателях относительно рабочей поверхности коллектора не должен превышать 1 мм. Щетки устанавливаются новые. Перекос щеток по длине коллекторной пластины не должен превышать допустимых норм. Запрещается устанавливать на одной электрической машине щетки разных марок и  щетки марок, не согласованных с Департаментом  локомотивного хозяйства.

 Подшипники моторно-осевые подгоняются по посадочным плоскостям и горловине остова. Запрещается производить установку осевых подшипников без их подгонки.

При установке болтов крепления, деталей и узлов должны использоваться новые пружинные шайбы.

 

9.3.1.10.  Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта

При сборке электрической машины проверяется:

радиальные зазоры в подшипниках, нет ли смещений роликов относительно дорожки  качения внутреннего  кольца  подшипника, торцовое биение (перекос) наружных колец подшипников тяговых электродвигателей;

осевой разбег якоря;

нажатие на щетку, качество притирки щеток, расстановку корпусов щеткодержателей на бракетах тягового генератора (отклонение от номинального значения не должно превышать установленных норм);

зазоры между щеткой и гнездом корпуса щеткодержателя, между петушками коллектора и щеткодержателями (при крайних положениях якоря), между коллектором и щеткодержателями;

наличие свободного перемещения щетки в гнезде корпуса щеткодержателя;

перекос щеткодержателей на длине коллекторной пластины, непараллельность продольных осей окна щеткодержателя и коллекторных пластин по длине пластин не должна превышать допускаемых норм;

воздушные зазоры между сердечником якоря и полюсами, на тяговом генераторе разница между, максимальным и минимальным зазорами под главными полюсами не должна превышать 1 мм;

соответствие чертежу положения отверстия под палец щеткодержателя относительно осей полюсов тяговых электродвигателей, при необходимости;

плотность прилегания подшипниковых щитов к остову;

наличие зазоров между подшипниками и крышками подшипниковых щитов;

зазоры в лабиринтах между крышкой подшипникового щита и уплотнительным кольцом (проверяется вращением якоря);

биение коллектора;

наличие гарантированного зазора между головками секций задней лобовой части и подшипниковым щитом при крайнем положении якоря;

прочность крепления болтовых соединений, натяг и прочность крепления вентилятора.

Мастер электромашинного отделения депо должен каждую электрическую машину предъявлять для сдачи  приемщику локомотивов с проверкой ее работы на холостом ходу.

После притирки щеток на холостом ходу и устранения всех замеченных дефектов производятся приемо-сдаточные испытания машины на испытательном стенде согласно  действующим Правилам ремонта электрических машин тепловозов.

После проведенных приемо-сдаточных испытаний машины выполняются следующие работы:

очищается коллектор и щеткодержатели от щеточной пыли и копоти;

продувается машина сухим сжатым воздухом давлением 2-3 кгс/см2;

покрывается при необходимости бандаж коллектора, кронштейн щеткодержателя и щеткодержатель на поверхностях, предусмотренных чертежом, эмалью;

покрывается внутренняя поверхность остова со стороны смотровых люков серой или другой светлой электроизоляционной эмалью в соответствии с требованиями чертежа;

полностью укомплектовывается машина деталями внешнего крепления;

головки верхних болтов крепления полюсов тяговых электродвигателей и болтов крепления полюсов со стороны моторно-осевых подшипников, заливаются компаундной массой;

проверяются и восста­навливаются недостающая маркировка и клейма узлов и деталей.

После испытания и устранения всех обнаруженных дефектов собранная и укомплектованная машина, до окраски, предъявляется приемщику локомотивов.

Окрашиваются снаружи тяговые электродвигатели черным лаком
БТ-99, тяговые генераторы, вспомогательные электрические машины – серой эмалью.

 

 

9.3.2.  Электроаппаратура и электрические цепи

 

9.3.2.1.  Электрическая аппаратура, провода, кабели  

Снимаются для очистки, ремонта, регулировки и испытаний электропнев­матические и электромагнитные контакторы, реле времени, боксования, перехода, обратного тока, заземления, температурные реле, реле давления масла и воздуха, реверсор, контроллер машиниста, ключ замковый, регулятор напряжения, полупроводниковые блоки и панели выпрямителей, электропневматические вентили, тяговые электромагниты, индуктивный датчик, автоматические выключатели, предохранители, резисторы типов ЛС и ЯСмежтепловозные соединения, зуммер.

 Электрическая проводка и электрические аппараты (панели резисторов и  предохранителей, осветительно-сигнальная арматура, клеммные рейки и коробки цепей управления, рубильники, переключатели, тумблеры, штепсельные разъемы, электрические блокировки дверей, трансформаторы, реле управления типа Р45) подвергаются ревизии без снятия с тепловоза.

По окончании сборки всей электрической схемы тепловоза после ревизии и ремонта ее электропроводки, аппаратов и машин измеряется сопротивление изоляции электрических цепей тепловоза мегаомметром на 500 В. Для исключения пробоя полупроводниковые элементы шунтируются перемычками при проверке изоляции мегаомметром или отсоединяются разъемы их панелей или блоков. Перед проверкой изоляции отключается  реле РЗ. Для измерения сопротивления изоляции высоковольтной цепи реверсор устанавливается в рабочее положение для хода "Вперед" или "Назад".

Допустимые нормы сопротивления изоляции электрооборудования тепловоза в холодном состоянии при температуре 20°С приведены в таблице 9.

 

Таблица 9

Изоляция

Значение сопротивления, МОм

Допускаемое

Предельное в эксплуатация

Высоковольтной цепи относительно низковольтной

1,5

0,75

Высоковольтной цепи относительно корпуса

1,0

0,5

Цепи возбуждения тягового генератора относительно корпуса

1,0

0,5

Низковольтной цепи относительно корпуса

0,5

0,25

Аккумуляторной батареи относительно корпуса

0,5

0,25

 

 

 

9.3.2.2.  Ревизия и ремонт электропроводки, аппаратов, не снимаемых с тепловозов    

 

Аппараты очищаются от загрязнений. Изоляционные стойки, панели, металлические части аппаратов и изоляторы обтираются салфетками, смоченными в бензине. Применение бензина для протирки катушек аппаратов запрещается. Мелкие оплавления контактов зачищаются с последующей проверкой профиля контакта.

 Проверяется надежность крепления аппаратов и их деталей. Все крепежные детали и их установка должны соответствовать чертежам. Поврежденные или недостающие пружинные шайбы, шплинты, гайки заменяются и устанавливаются. Винты с поврежденными шлицами под отвертку и болты с поврежденными гранями заменяются.

 Аппараты на панелях не должны иметь перекосов.

 Изоляторы, имеющие трещины, поврежденную поверхность или сколы   свыше 10 % длины пути возможного перекрытия, заменяются.

 Проверяется электропроводка. Маркировка проводов и аппаратов, недостающая или неясная восстанавливается в соответствии со схемой проводов до снятия аппаратов с тепловоза.

 После вскрытия поликов производится очистка желобов и обтирка проводов от нефтепродуктов, обеспечивается уплотнение коробок и мест ввода проводов в них, а также уплотнение кондуитов. Производится проверка крепления проводов и кабелей клицами и скобами путем подтяжки крепления их болтов и гаек, при этом заменяются негодные и поврежденные прокладки, установленные между проводами и крепящими деталями. При наличии у проводов более 10% оборванных жил наконечники перепаиваются. При меньшем повреждении оборванные жилы заправляются так, чтобы их концы плотно прилегали к целым жилам провода, и пропаиваются. Наконечники, имеющие трещины или уменьшенную поверхность контакта более         20% вследствие обгаров, излома и других повреждений, а также следы перегрева или выплавления припоя, заменяются. Не допускается присоединение проводов и кабелей внатяжку. Натянутые и оборванные провода и кабели  наращиваются или заменяются проводами и кабелями той же марки, того же сечения и имеющие запас по длине.

 Соединение оборванных проводов производится наконечниками, напаянными на концы их обрыва и установкой хлорвиниловых трубок на место соединения или изолирования его лентой ПВХ. Соединение проводов скруткой с последующей пропайкой допускается только в местах неподвижной прокладки проводов и надежного закрепления поврежденного места. Местные повреждения оплетки провода и кабеля или их оболочки устраняются изоляционной лентой и красятся лаком или эмалью.

 Провода и кабели, имеющие значительные повреждения оболочки или изоляции, заменяются.

 Гибкие шунты, имеющие следы перегрева, обрыв или отгар жил свыше 10 % или не соответствующие чертежам, заменяются. Дефектация проводов и кабелей производится согласно действующей Технологической инструкции ЦТ.

 Поврежденная бандажировка пучков проводов восстанавливается нало­жением киперной ленты или стеклоленты и окраской под общий цвет кондуита. В тех местах, где провода огибают острые углы металлических конструкций или других деталей, на выходе из труб, а также в местах повышенного воздействия тепла, должна быть наложена или установлена дополнительная изоляция.

Проверяются резисторы (сопротивления), целостность и надежность крепления их панелей и элементов, перемычек, хомутов. Установка нетиповых хомутов, перемычек запрещается.  Хомуты и перемычки, имеющие трещины или следы перегрева, заменяются.
         Резисторы  (сопротивления), имеющие следы перегрева, механические повреждения, обрыв витков, плохую пайку отводов, заменяются.

Резисторы, имеющие разрушенные фарфоровые изоляторы, обрыв витков, плохую пайку отводов, заменяются. Измеряется сопротивление элементов на соответствие техническим данным. Трубчатые резисторы, имеющие обоженные или оплавленные выводы, следы перегрева или поврежденную глазурь, заменяется.

 Запрещается оставлять на тепловозе резисторы с соединением их спиралей и проводов посредством скрутки. Восстанавливается неясная или отсутствующая маркировка сопротивлений.

 Проверяются панели предохранителей, крепление их контактных стоек, нажатие контактных губок и удержание патрона предохранителя в контактных стойках. Проверка удержания производится путем прикладывания усилия перпендикулярно оси предохранителя, установленного в рабочее положение. Предохранитель не должен выпадать из контактных стоек при приложении к нему усилия, равного пятикратной величине его массы.

 Разборные предохранители разбираются, их плавкие вставки заменяются, при наличии на них  следов  окисления, надломов, местного уменьшения сечения, следов перегрева. Контактные поверхности ножей предохранителей и контактные стойки их панелей зачищаются до металлического блеска.        Патроны, имеющие прожоги, трещины и другие дефекты, заменяются. Восстанавливается  неясная  или отсутствующая маркировка (надпись) на предо­хранителе, указывающая номинальное значение проходящего через него тока.

 Запрещается устанавливать предохранители с нетиповыми вставками, а также предохранители, не соответствующие установленной силе тока для данной цепи.

 Проверяется состояние осветительно-сигнальной арматуры. Заменяются неисправные плафоны и патроны. Проверяется состояние проводов, их подключение. Устанавливаются недостающие защитные колпачки сигнальных ламп, восстанавливается маркировка на пультах. Неисправные патроны, рефлекторы, стекла, негодные резиновые уплотнения прожекторов и буферных фонарей заменяются.

 Устанавливаются осветительные и сигнальные лампы. Установка ламп мощностью выше номинальной запрещается. Проверяется крепление люков прожекторов и замков буферных фонарей.

 Производится ревизия клеммных реек в высоковольтных камерах, в пультах управления и в клеммных коробках. При ревизии проверяется надежность крепления клемм на клеммных рейках и наконечников проводов на клеммах. Неисправные клеммы и наконечники заменяются.

Проверяется состояние розеток и штепсельных разъемов.

Розетки вспомогательных цепей и штепсельные разъемы рассоединяются, продуваются и очищаются, при необходимости разбираются для проверки состояния изоляторов и пайки проводов, их крепления в гнездах разъемов. Некачественная окислившаяся пайка перепаивается, винтовые зажимы закрепляются. Погнутые контакты у разъемов выправляются, окислившиеся очищаются, неисправные и изношенные заменяются. Разъемы, розетки, имеющие трещины корпусов и изоляторов, сколы резьбовой части, заменяются.

Проверяется надежность крепления зажимов на рейках и наконечников проводов на зажимах, неисправные зажимы заменяются. 

Места входа проводов и кабелей в разъемы, розетки уплотняются изоляционными втулками и изоляционной лентой с последующей окраской. Ремонтируются или заменяются защитные металлорукава.

Проверяется состояние разъединителей и переключателей, износ их ножей и щек, прилегание контактных поверхностей ножей и щек. Зазор между щека­ми при выключенном ноже должен быть не более 50% толщины ножа. Проверяется наличие достаточного усилия выключения, включения и пере­мещения во включенном положении разъединителей. Контакты разъединителей, имеющие следы перегрева, потерявшие упругость щек, пружинных шайб, ремонтируются с разборкой. Ножи и щеки с трещинами, следами перегрева, оплавлениями заменяются.

Производится проверка пакетных выключателей. Проверяется состояние контактов, пружин привода. Резьбовые соединения крепятся. Детали с выработкой, оплавленные и изношенные контакты заменяются. Контакты, имеющие незначительный подгар зачищаются. Проверяется четкость фиксации положений переключателей, надежность подсоединения проводов. Отсутствующая или нарушенная маркировка восстанавливается.

Проверяется состояние тумблеров, четкость их включения. Тумблеры, имеющие заедания, нечеткость срабатывания, пропадание контакта, заменяются. Восстанавливается нарушенная пайка проводов к выводным контактам тумблеров и  отсутствующая или нарушенная маркировка.

Конечные выключатели подвергаются ревизии с вскрытием крышек. Проверяется от руки работа конечного выключателя. При нечеткой работе пружина возврата или упор пружины заменяются. Проверяется крепление корпуса выключателя, надежность подсоединения проводов, состояние контактов. Контакты очищаются от грязи, следов подгара. При износе выше нормы контакты заменяются. Проверяется срабатывание блокировок дверей высоковольтных камер при открытии и закрытии дверей.

При ремонте трансформаторов и амплистата проверяется надежность контактных соединений и затяжка шпилек, стягивающих магнитопровод. Ослабленные резьбовые соединения подтягиваются. Аппараты, имеющие повреждение изоляции обмоток или следы перегрева заменяются. Поврежденные паспортные таблички восстанавливаются. 

 

9.3.2.3. Ремонт аппаратов снимаемых с тепловоза

. Для проведения ревизии, ремонта, испытаний, стендовой проверки и настройки с тепловоза снимаются: контакторы, реверсор, реле времени, панель реле управления, контроллер машиниста, регулятор напряжения, полупроводниковые блоки, блок БПСУ, электропневматические вентили, тяговые электромагниты, автоматические выключатели и межтепловозные соединения, реле боксования, индуктивный датчик, датчики пожарной сигнализации.

Электропневматические контакторы разбираются. Медные контакты опиливаются по шаблону. Вспомогательные контакты очищаются от нагара. Измеряется толщина медных контактов, металлокерамических или серебряных пластин, при износе сверх допустимых норм, они ремонтируются  или заменяются годными. Осматривается состояние шунтов. Шунты, имеющие следы перегрева, оборванные жилы заменяются, ослабленные  наконечники перепаиваются.

Проверяется состояние втулок и осей в соединениях. При зазорах более 0,3 мм оси заменяются.

Проверяется состояние дугогасительных катушек и их выводов, при нарушении пайки, оплавлениях и подгаре изоляции катушки заменяются.

Осматриваются дугогасительные камеры, очищаются от нагара и брызг металла. Дугогасительные камеры с дефектами разбираютсяпроизводится ремонт или замена стенок и перегородок. Изоляционная панель заменяется, при наличии трещин и расслоения.

Осматривается целостность и состояние пружин контакторов. Пружины заменяютсяпри наличии трещин, изломов, следов перегрева. Осматривается состояние контактодержателей группового контактора. Контактодержатели, имеющие трещины, расслоения, следы перегрева, заменяются.

Производится ревизия пневматического привода. Промываются все металлические детали в керосине, изношенные заменяются или ремонтируются. Резиновые манжеты поршня, прокладки, диафрагмы, изношенные или имеющие повреждения заменяются. Производится сборка контакторов и смазка приводов. Проверяются:

параметры контактов (зазор, провал и др.);

герметичность приводов;

четкость включения контакторов при давлениях 0,5 и 0,375 МПа (5 и 3,75 кгс/см2);  

сопротивление изоляции.

Реверсоры разбираются, детали очищаются от загрязнений. Главные контакты, имеющие оплавления или задиры поверхности, опиливаются и зачищаются по шаблону. Определяется износ вспомогательных контактов, при необходимости они зачищаются и полируются до восстановления правильного профиля. Заменяются контакты с предельным износом и со следами перегрева. При замене подвижных контактов следует обеспечить качественную приклепку гибких шунтов с последующей припайкой припоем ПОСсу-40-0,5 по периметру. Проверяются прочие параметры контактов.

Проверяется надежность крепления контактодержателей, планки штока привода и поводка кулачкового вала. Заменяются контактодержатели, изоляционные прокладки, шайбы, имеющие трещины, следы перегрева.

Осматривается пневматический привод. Заменяются диафрагмы, имеющие трещины, разрывы, деформированные и вытертые местаа также по сроку годности. Осматривается состояние кулачковых шайб и стоек. Заменяются кулачковые шайбы со сколами или трещинами. Зазор между валом и шайбой не должен превышать 0,15 мм. Для уплотнения допускается постановка металлических прокладок между квадратами шайб и вала.

На собранном реверсоре производится смазка трущихся узлов и деталей реверсора, согласно карте смазки. Запрещается производить смазку поверхностей и осей бронзографитовых роликов кулачковых реверсоров. Регулируется замыкание вспомогательных контактов (отгибанием скобы)  так, чтобы в крайнем положении привода шток контактов имел запас хода 2-3 мм.

Замыкание главных контактов должно опережать замыкание вспомогательных контактов. Отставание замыкания главных контактов или  одновременность замыкания запрещается. Измеряется сопротивление изоляции. Проверяется герметичность пневматического привода и срабатывание аппарата.

Электромагнитные контакторы разбираются, детали очищаются от загрязнений. Проверяется состояние деталей.

Заменяются:

контакты с предельным износом;

шунты, имеющие следы перегрева;

оборванные проводники.

Дугогасительная камера (с дефектами) разбирается. Заменяются детали, имеющие сколы, оплавления и прогары. Стенки, дугогасящие выступы тщательно очищаются от нагара, при необходимости заменяются.                                                                      Осматриваются дугогасительные катушки и их выводы, при наличии обоженной или поврежденной изоляции, оплавлений или распайки выводов, заменяются.

Проверяется площадь соприкосновения якоря с сердечником, которая должна быть не менее 80%. Осматриваются пружины и проверяется их жесткость. Заменяются пружины с изломами, трещинами, потерявшие упругость,.

По окончании сборки, производится смазка контактора и проверяется отсутствие заедания подвижных частей. Проверяются параметры контактов (зазор, провал и пр.). Измеряется сопротивление изоляции.

Реле электромагнитные разбираются (если конструкция допускает разборку), детали очищаются от загрязнений. Изоляционные панели заменяются, при наличии сколов, трещин и прожогов. Заменяются или ремонтируются негодные крепежные детали, оси, втулки, пружины, шунты со следами перегрева и оборванными жилами.

Измеряется износ напаек контактов. Пригодные для дальнейшего использования контакты зачищаются и полируются до восстановления правильного профиля.

Проверяется:

сопротивление обмотки катушки;

прочность крепления катушки на сердечнике. Перемещение катушек на сердечниках не допускается.

До окончания сборки производится необходимая смазка и проверяется:             

отсутствие заедания подвижных частей;

зазор, провал и другие характеристики.

параметры срабатывания реле (при необходимости регулируются)После окончания регулировки регулировочные винты и гайки законтриваются, а их положение отмечается термостойкой краской.

Панель с реле управления очищается, производится ревизия разъемов, проверяется пайка проводов к каждому реле. Зачищаются подгоревшие контакты.

Заменяются:

контактные пластины, имеющие следы перегрева;

реле, имеющие оплавление контактодержателей.

Регулируется одновременность замыкания и размыкания контактов. Проверяется зазор, провал и другие характеристики. Восстанавливается поврежденная маркировка. Измеряется сопротивление и проверяется электрическая прочность изоляции.

Реле РВЗ типа РЭВ-812 должно обеспечивать выдержку времени от выключения реле до момента отпадания якоря в пределах 1,0-1,1 с.

Выдержка времени регулируется изменением толщины немагнитной прокладки в цепи магнитопровода (грубая регулировка) и натяжением отжимной пружины (тонкая регулировка). При увеличении толщины прокладки или натяжения пружины выдержка уменьшается.

Контроллер машиниста разбирается, детали очищаются от загрязнений.

Заменяются:

кулачковые шайбы, имеющие предельный износ по диаметру и профилю, с трещинами и сколами;

ослабленные, лопнувшие пружины, оси, валики и ролики с предельным износом;

поврежденные изоляторы кулачковых элементов с трещинами, сколами, сорванной резьбой.

Измеряется толщина контактных напаек, при предельном износе контакты заменяются. Восстанавливается поврежденная маркировка. Производится сборка и смазка контроллера.

После сборки проверяется:

а) четкость фиксации каждого положения штурвала контроллера и реверсивной рукоятки;

б) блокирование штурвала контроллера при нейтральном положении реверсивной рукоятки;

в) блокирование реверсивной рукоятки при рабочем положении штурвала контроллера;

г) диаграмма замыкания контактов кулачковых элементов главного и реверсивного барабанов;

д) параметры контактов (зазор, провал и др.);

е) сопротивление изоляции.

Регулятор напряжения БРН-3В очищается от загрязнений и разбирается на составные части: кожух, основание, левую и правую панели, которые продуваются воздухом и очищаются от загрязнений салфеткой, слегка смоченной в техническом спирте.

Проверяется:

состояние монтажа, мест пайки, штепсельного разъема;

плотность прилегания вентилей к радиаторам.

При наличии внешних повреждений элементов проверяется их исправность, а при необходимости они заменяются.

Проверяется сопротивление изоляции (с предварительным замыканием  проволокой всех  контактов штепсельного разъема).

Проверяется регулятор на стенде (при необходимости регулируется).

После установки регулятора на тепловоз подрегулировка (при необходимости) производится винтом через отверстие в кожухе на первой позиции контроллера машинистас последующей проверкой напряжения на остальных позициях. Если регулятор неисправен, т.е. напряжение не поддерживается на необходимом уровне, заменяются поочередно панели регулятора на заведомо исправные, тем самым  определяя неисправную панель. Затем с помощью тестера определяется конкретная неисправность панели.

Тахометрический блок, полупроводниковое реле времени, полупроводниковые блоки, их элементы очищаются от загрязнений.

Проверяется:

прочность крепления элементов блоков на панелях, качество пайки, c ревизиtq штепсельных разъемов и проводов;

плотность установки полупроводниковых вентилей на радиаторах и панелях. При наличии внешних повреждений элементов, проверяется их исправность (при необходимости они заменяются);

сопротивление изоляции (с предварительным замыканием проволокой всех контактов штепсельных разъемов);

на обрыв и пробой внутренние цепи вентилей полупроводниковых блоков;

настройка полупроводниковых реле времени. Реле РВ1 типа ВЛ-50 имеет ступенчатую регулировку выдержек времени с помощью специальных винтов со шлицами под отвертку, выведенных наружу. Реле РВ1 должно обеспечивать выдержку времени в пределах 55-60 с, реле РВ2 в пределах 75-80 с.

Электропневматические вентили и тяговые электромагниты разбираются, детали очищаются от загрязнений. Клапаны вентилей притераются к седлам. При наличии выработки, забоин, раковин на притирочной поверхности клапана и его седла производится расточка седла с последующей притиркой клапана к седлу. Проверяется легкость перемещения штоков тяговых электромагнитов и ход клапанов вентилей. Расклепка и напайка стержней клапанов для регулировки хода запрещается.

Заменяется якорь вентиля, имеющий погнутость, забоины, выработку и не обеспечивающий нормативное нажатие на стержень клапана.

Проверяется электрическое сопротивление катушки.

После окончания сборки проверяется:

а) герметичность вентиля;

б) четкость срабатывания вентиля при давлении сжатого воздуха 0,5 и 0,35 МПа (5 и 3,5 кгс/см2);

в) тяговое усилие электромагнита при минимальном напряжении питания (60В);

г) сопротивление изоляции.

Амплистат и трансформаторы очищаются, с продувкой сухим сжатым воздухом. Проверяется электрическая прочность изоляции обмоток относительно корпуса переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин  и напряжением 1100В между каждой из обмоток. Сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой должно быть не менее 2МОм.

Катушки трансформатора и амплистата заменяются при наличии:

а) обрыва или межвиткового замыкания;

б) обгорания изоляции;

в) излома каркаса;

г) сопротивлении обмоток, отличающихся на 15% от номинального.

Заменяется:

корпусная изоляция катушек (не залитых  компаундом), при наличии потертости, надрывов, расслоений, подгаров и других дефектов;

гибкие выводы катушек, имеющие поврежденную изоляцию, обрывы жил и следы перегрева;

наконечники подсоединения, имеющие износ, трещины, излом, оплавления,. Новые наконечники припаиваются к гибкому проводу припоем ПОС-40 ГОСТ 21930;

каркасы катушек при трещинах, подгарах и отколах, выходящих на отверстия под сердечники. Остальные дефекты устраняются подклейкой клеем на основе эпоксидных смол.

Розетки межтепловозных соединений разбираются. Проверяется крепление штырей:

согнутые выправляются;

изломанные и изношенные заменяются;

окислившиеся зачищаются.

Треснувшие изоляционные диски заменяются, ослабшие закрепляются в корпусе. Заменяется стопорное кольцо(при потере упругости). Контакты проверяются (по контрольному гнезду) на надежность контактов всех штырей. Корпус проверяется, изношенные места восстанавливаются. При необходимости, заменяется накидная гайка.

Провода высоковольтной и низковольтной проводки, проложенные в  кондуитах, осматриваются, ремонтируются или заменяются (по состоянию). При осмотре открываются крышки тройников, распределительных и осветительных коробок и монтажных лючков и очищаются внутренние полости. При обнаружении признаков возгорания нефтепродуктов в районе кондуитов или повреждения кондуитов (вмятина 1/3 части от диаметра, разрыв тела кондуита и др.) провода и кабель заменяются, а кондуит ремонтируется. Заменяются кондуиты погнутые, лопнувшие, имеющие трещины и прогар изоляции,.

Провода цепей управления или их участки заменяются при наличии следующих дефектов:

а) усыхания или растрескивания изоляции токоведущей жилы;

б) потере эластичности резиновой изоляции при навивке или перегибе провода на стержень диаметром:

          - для сечения 1,5-2,5 мм2        - 25 мм;

          - для сечения  4-5 мм2             - 35 мм;

          - для сечения 10-25 мм2          - 55 мм;

в) потере эластичности поливинилхлоридной изоляции при навивке или перегибе провода на стержень диаметром:

          - для сечения 1,5-2,5 мм2        - 60 мм;

          - для сечения 4-6 мм2              - 80 мм;

          - для сечения 10-25 мм2          - 100 мм;

г) обгорания изоляции провода, наличия перегретых участков жил;

д) пропитки и нарушения резиновой изоляции токоведущей жилы нефтепродуктами в одном из кондуитов;

е) пробоя изоляции токоведущей жилы на корпус в одном из кондуитов;

ж) механического повреждения изоляции с обнаружением или обрывом токоведущих жил на каком-либо одном из участков по длине провода.   Допускается заменять отдельные дефектные участки проводов цепей управления. Взамен дефектных участков должны быть проложены новые.

У каждого из проводов, проложенных в кондуитах, допускается заменять не более одного дефектного участка. Места соединения (сращивания) должны располагаться в корпусе распределительной коробки и тройниках. Располагать места соединений проводов непосредственно в кондуитах категорически запрещается.

Соединение проводов производится одним из следующих способов:

а) соединение встык при помощи луженых медных соединительных гильз ГОСТ 7388, закрепленных на токоведущих жилах методом опрессовки;

б) скруткой с последующей пайкой припоем ПОС40 с применением безкислотного флюса  или канифоли. Производить сращивание проводов методом холодной скрутки, пайку проводов с применением кислоты, укладки проводов с натяжением запрещается.

Выемка и заправка проводов в кондуиты производится без рывков при обильном натирании их тальком. Провода в местах касания углов труб распределительных приборов или других металлических деталей дополнительно заизолируются.

При прокладке проводов вне кондуитов отдельные провода собираются в пучки, обматываются тафтяной лентой и покрываются изоляционным лаком. Перекрещивание  проводов не допускается. Разрешается одевать на жгуты проводов полихлорвиниловую трубку и бронерукав в  наиболее опасных для проводов местах.

Наконечники проводов низковольтных цепей изготавливаются из красной меди с последующим отжигом и лужением. Допускается устанавливать на концы проводов наконечники с последующей их опрессовкой. Допускается усадка припоя в зазоры между наконечником и жилами проводов силовой цепи до 1,5 мм.

Высоковольтные провода сечением жил до 16 мм2 при необходимости изолируются у наконечников натуральной резиновой и изоляционной лентой. Провода сечением более 16 мм2 на расстоянии 15-20 мм от наконечника очищаются от изоляции, изоляция и оплетка провода у обреза бандажируется тонким шпагатом    на длину 10-15 мм. Бандаж окрашивается лаком воздушной сушки, после чего кабель изолируется лакотканью с покрытием в два слоя тафтяной лентой.

Изношенную хлопчатобумажную оплетку на средней части проводов силовых цепей разрешается восстанавливать наложением тафтяной ленты в два слоя в полуперекрышу с последующим покрытием изоляционным лаком.

Кабели, идущие к тяговым электродвигателям, должны быть уложены и укреплены клицами так, чтобы прилегание к острым кромкам деталей двигателей и рамы тепловоза было исключено.

После окончательного монтажа кабелей проверяется сопротивление изоляции их относительно корпуса, которое должно быть не менее 1,5 МОм и правильность подключения тяговых электродвигателей.

При испытании изоляции высоковольтной цепи на диэлектрическую прочность (на пробой) следует соблюдать следующие требования:

а) испытание изоляции на пробой производится только в том случае, если высоковольтная цепь имеет сопротивление изоляции не ниже допустимого;

б) испытательное напряжение должно быть приложено к какой-либо точке высоковольтной цепи и к раме тепловоза. Изоляция высоковольтной цепи должна выдерживать испытательное напряжение 1200 В переменного тока частотой 50 Гц от источника мощности не менее 1 кВт в течение 1 мин.

 

9.3.3 Аккумуляторная батарея 

Выполняются работы в соответствии с п. 8.3.3. настоящего Руководства

Очищается и окрашивается ( внутри) аккумуляторный отсек.

Емкость батареи при выпуске тепловоза из ТР-3 должна быть не менее 65% номинальной (360А-ч у щелочной, 292А-ч – у кислотной).

Не допускается выпуск тепловоза из ТР-3 хотя бы с одним отключенным аккумулятором в батарее.

Сопротивление изоляции то же, что и при выпуске из ТР-2.

Ремонт аккумуляторных батарей выполняется в соответствии с действующей технологической инструкцией ПКБ ЦТ ОАО "РЖД".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..