ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В
ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ
А.1 В случае обнаружения пожара проводники
обязаны:
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или
открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания
установки пожарной сигнализации дежурный проводник вагона должен
убедиться в достоверности показания оборудования, проверить и оценить
происшествие и в случае обнаружения пожара предпринять следующие
действия:
- вызвать второго проводника вагона, находящегося на отдыхе;
- остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд
находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в
других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия
для тушения. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при
нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть
остановлен немедленно после проследования этих мест;
- обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить
все потребители, систему вентиляции, кроме цепи аварийного освещения,
привести в закрытое положение противопожарную заслонку(и) и принять
посильные меры к тушению пожара.
Дежурный проводник вагона приступает к тушению пожара в начальной стадии
его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами
пожаротушения и установкой водяного пожаротушения с использованием
запаса воды из системы вагона (кроме пульта управления
электрооборудованием вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).
В случае ложного срабатывания УПС дежурный проводник вагона должен
вызвать электромеханика поезда и перезапустить УПС.
Второй проводник вагона в это время обязан вызвать по цепочке через
проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника
поезда и поездного электромеханика. После полной остановки поезда
открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при
отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном
вагоне и закрепить их фиксаторами.
Организовать эвакуацию пассажиров:
- открыть двери всех купе;
- оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.
Примерный текст оповещения пассажиров:
«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно
покинуть вагон. Все двери открыты».
При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов
должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в
соседние вагоны и на полевую сторону путей.
В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров
производить в направлении, противоположном источнику возгорания.
Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) на случай,
обнаружения заблокированных в купе пассажиров или невозможности
эвакуации указанных лиц, при необходимости используя для этих целей
самоспасатель. Проверить отсутствие пассажиров в каждом купе и туалете.
При перекрытии путей эвакуации открыть или разбить окна аварийного
выхода, где они предусмотрены конструкцией вагона. В случае
невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна
аварийного выхода.
При отсутствии возможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери и
окна аварийного выхода, разбить или открыть окна, расположенные за
очагом пожара.
Второй проводник аварийного вагона после эвакуации пассажиров обязан
закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и
принять посильные меры к тушению пожара первичными средствами
пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из
системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под
напряжением).
После эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу
горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления
токсичных продуктов горения, следует применить для ликвидации пожара
генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением
мер безопасности их использования и запуска.
Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные
двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.
При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника
выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям),
третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет
распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации
его последствий.
Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе
из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место
(точку сбора, указанную начальником поезда), не
допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали
эвакуации других пассажиров.
Проводники принимают посильные меры к тушению пожара, не дожидаясь
прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.
В целях соблюдения личной безопасности поездная бригада должна знать
время защитного действия самоспасателя указанного в паспорте и (или)
руководстве по эксплуатации к этим средствам защиты.
А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона
Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить о чрезвычайной
ситуации по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной
связи.
Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в
соседнем вагоне и возможной эвакуации пассажиров.
Направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огнетушителями и
самоспасателем по полевой, стороне пути.
Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые,
торцевые двери.
После полной эвакуации пассажиров из своего вагона принять посильные
меры к тушению пожара в горящем вагоне.
А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном
Получив сообщение от дежурного проводника о пожаре - обязан взять
огнетушители, самоспасатель и доставить их к горящему вагону выйдя на
полевую сторону пути.
Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего
вагона, действовать по указанию начальника поезда.
А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:
Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.
Привести в действие ручной тормоз.
По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного
пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в
соответствии с требованиями пунктов 45-49 Приложения № 7 к ПТЭ.
Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к
горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.
А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме
дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему
вагону с огнетушителями или другими средствами
пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.
А.6 Начальник поезда обязан:
Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или
с другими средствами первичного пожаротушения, самоспасателем и носимой
радиостанцией.
После оценки происшествия и определения необходимости эвакуации
пассажиров дать конкретные указания всем членам поездной бригады о
порядке дальнейших действий:
- экстренный сбор поездной бригады возле пострадавшего вагона;
- организация тушения пожара;
- организация и направление эвакуации пассажиров;
- определение точки сбора или места, куда должны направляться пассажиры,
с обеспечением их безопасности, без помех для эвакуации.
Начальник поезда обязан лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из
вагона, при необходимости используя для этих целей самоспасатель.
Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное
пожарное подразделение и пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону
или другими средствами связи в Ситуационный центр АО «ФПК»:
- номер поезда;
- местонахождение;
- свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;
- обстоятельства случившегося.
Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние,
исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 15-20
м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить
беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом
машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию
начальника поезда.
На электрифицированных участках, после расцепки состава потребовать
через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.
Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда
на перегоне согласно требованиям инструкции по сигнализации, а также
закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в
соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на
железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 8 к
Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации,
утв. Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286.
Начальник поезда руководит и передает приказы
остальным работникам поездной бригады на принципе единоначалия во
избежание повторений и разночтения команд, до прибытия территориальных
пожарных подразделений или пожарного поезда.
Начальник поезда обязан организовать работу поездной бригады и принять
все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.
А.7 Поездной электромеханик обязан:
Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и
другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.
Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное
время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.
Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее - АБ) на пульте
управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель,
расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного
обесточивания системы электроснабжения вагона).
По указанию начальника поезда и под его руководством - выполнить
расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее
возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные
здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд
передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей
последовательности:
а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ
высоковольтного отопления поезда;
б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для
безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду
проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами
(тормозными башмаками) после изоляции горящего вагона;
в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и
электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены
токоприемники);
г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять
переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения
с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить
тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте
части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение
расцепа, проследить за тем, чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном
продвинулась локомотивом на расстояние не менее 15—20 м;
д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые
краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава,
привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием
концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа,
головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15―20 м;
е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного
поезда принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению
пожара.
А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских
вагонов при обнаружении пожара
В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны
производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный,
СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и
расположения вагонов:
через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через
торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;
через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний
вагон.
Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон)
производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на
полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в
соседний вагон.
Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник
отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.
При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров
используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных
приспособлений.
Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м
этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство
спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее
сертификат соответствия.
Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с
помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое
безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен
молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15
кг.
Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями,
соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).
При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть
предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной
эвакуации людей.
Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда
должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при
объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть
на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В
целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его
лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных
пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты
органов дыхания и зрения.
Эвакуация инвалида производится:
через тамбур тормозного конца вагона на носилках;
через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.
А.9 В вагоне-ресторане
При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших
пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за
исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке,
путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию
пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен
немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем
дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).
Сторож (во время его отдыха официант) обязан:
подготовить пути эвакуации;
оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и
поездного электромеханика);
после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара.
Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и
других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и
поездного электромеханика).
Рабочий по кухне:
подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;
оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и
поездного электромеханика);
после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара.
Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и
других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и
поездного электромеханика).
Повар:
после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению
пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием
внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает
начальника поезда и поездного электромеханика).
Директор вагона-ресторана (в случае его отсутствия - официант)
обязан:
оповестить посетителей о необходимости эвакуации;
обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите
управления электрооборудованием вагона;
руководить эвакуацией посетителей;
после эвакуации принять посильные меры к тушению пожара. Официант:
помогает эвакуации посетителей;
после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара. В
нерабочее время:
Сторож вагона-ресторана:
останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд
находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и
в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и
препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен
немедленно после проследования этих мест);
обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите
управления электрооборудованием вагона;
оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения
штабного вагона);
перекрывает торцевую дверь и открывает боковые тамбурные двери;
принимает посильные меры к тушению пожара.
А.10 В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда
Дежурный приемосдатчик груза и багажа в поездах обязан:
остановить поезд стоп-краном за исключением случаев, когда поезд
находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и
в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других
вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть
остановлен немедленно после проследования этих мест);
подать сигнал остановки в сторону локомотива;
сообщить отдыхающему приемосдатчику груза и багажа в поездах;
обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку;
принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами
пожаротушения.
Отдыхающий приемосдатчик груза и багажа в поездах:
выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании
проводнику ближайшего пассажирского вагона;
принимает посильные меры по тушению пожара первичными средствами
пожаротушения.
А.11 В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда
Начальник почтового вагона или иное должностное Лицо ответственное
за пожарную безопасность в пути следования обязано - остановить
поезд стоп- краном за исключением случая, когда поезд находится в
тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других
местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда
и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен
немедленно после проследования этих мест);
подать сигнал остановки в сторону локомотива;
обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку;
принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами
пожаротушения.
Заместитель начальника почтового вагона:
выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании
проводнику ближайшего пассажирского вагона;
принимает посильные меры по тушению пожара. Начальник почтового
вагона организует тушение пожара.
Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне –
ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при
возгорании пассажирского вагона.
До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного
поезда, поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению
людей, имущества и тушению пожара,
А.12 Тушение пожара в вагоне пассажирском предназначенном для перевозки
легковых автомобилей
При возникновении пожара, в вагоне, предназначенном для перевозки
легковых автомобилей (далее – вагон-автомобилевоз), произойдет
срабатывание пожарной сигнализации и системы автоматического
пожаротушения (далее – СПЗ), сигнал о пожаре поступит на съемный пульт
управления (далее – пульт) находящийся в первом купе вагона
сопровождения.
Дежурный приемосдатчик груза и багажа обязан:
нажать кнопку «Сброс звука» для отключения звуковой сигнализации;
остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд
находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в
других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов
поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен
немедленно после проследования этих мест);
сообщить о происшествии начальнику поезда через работников поездной
бригады или средства внутрипоездной связи
принять меры по выявлению причин срабатывания СПЗ в вагоне-
автомобилевозе, при этом взяв с собой из вагона сопровождения генераторы
огнетушащего аэрозоля;
обесточить вагон путем отключения специального электрического разъема
(находящиеся с торцевых сторон вагона) от вагона сопровождения
при отказе системы автоматического пожаротушения, принять посильные меры
по тушению пожара, путем забрасывания в вагон-автомобилевоз генераторов
огнетушащего аэрозоля.
Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне –
автомобилевозе соответствуют их обязанностям при возгорании
пассажирского вагона.
До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного
поезда поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению
людей, имущества и тушению пожара.