ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов АО «ФПК» - 2015 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

 

Приложение А (обязательное)

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

 А.1 В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания установки пожарной сигнализации дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности показания оборудования, проверить и оценить происшествие и в случае обнаружения пожара предпринять следующие действия:

- вызвать второго проводника вагона, находящегося на отдыхе;

- остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения. В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

- обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители, систему вентиляции, кроме цепи аварийного освещения, привести в закрытое положение противопожарную заслонку(и) и принять посильные меры к тушению пожара.

Дежурный проводник вагона приступает к тушению пожара в начальной стадии его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами пожаротушения и установкой водяного пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме пульта управления электрооборудованием вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

В случае ложного срабатывания УПС дежурный проводник вагона должен вызвать электромеханика поезда и перезапустить УПС.

Второй проводник вагона в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика. После полной остановки поезда открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами.

Организовать эвакуацию пассажиров:

 

 

- открыть двери всех купе;

- оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.

Примерный текст оповещения пассажиров:

«Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери открыты».

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны не допуская паники и встречного движения вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить в направлении, противоположном источнику возгорания.

Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) на случай, обнаружения заблокированных в купе пассажиров или невозможности эвакуации указанных лиц, при необходимости используя для этих целей самоспасатель. Проверить отсутствие пассажиров в каждом купе и туалете.

При перекрытии путей эвакуации открыть или разбить окна аварийного выхода, где они предусмотрены конструкцией вагона. В случае невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна аварийного выхода.

При отсутствии возможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери и окна аварийного выхода, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара.

Второй проводник аварийного вагона после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и принять посильные меры к тушению пожара первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

После эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления токсичных продуктов горения, следует применить для ликвидации пожара генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением мер безопасности их использования и запуска.

Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.

Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место

 

(точку сбора, указанную начальником поезда), не допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали эвакуации других пассажиров.

Проводники принимают посильные меры к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

В целях соблюдения личной безопасности поездная бригада должна знать время защитного действия самоспасателя указанного в паспорте и (или) руководстве по эксплуатации к этим средствам защиты.

А.2 Действия дежурного проводника соседнего вагона

Получив информацию о пожаре, проводник обязан сообщить о чрезвычайной ситуации по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи.

Разбудить отдыхающего проводника, предупредить о возникновении пожара в соседнем вагоне и возможной эвакуации пассажиров.

Направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огнетушителями и самоспасателем по полевой, стороне пути.

Объявить и организовать эвакуацию пассажиров, открыть тамбурные боковые, торцевые двери.

После полной эвакуации пассажиров из своего вагона принять посильные меры к тушению пожара в горящем вагоне.

А.3 Действия отдыхающего проводника соседнего с горящим вагоном

Получив сообщение от дежурного проводника о пожаре - обязан взять огнетушители, самоспасатель и доставить их к горящему вагону выйдя на полевую сторону пути.

Оказывать помощь при тушении пожара и эвакуации пассажиров горящего вагона, действовать по указанию начальника поезда.

А.4 Дежурный проводник хвостового вагона обязан:

Сообщить отдыхающему проводнику информацию о возгорании в поезде.

Привести в действие ручной тормоз.

По указанию начальника поезда произвести ограждение железнодорожного пути, на котором остановлен поезд и смежного железнодорожного пути в соответствии с требованиями пунктов 45-49 Приложения № 7 к ПТЭ.

Отдыхающий проводник хвостового вагона берет огнетушители и прибывает к горящему вагону, действует по указанию начальника поезда.

А.5 Дежурные и отдыхающие проводники остальных вагонов обязаны: (кроме дежурного проводника головного вагона) прибыть к горящему

 

вагону с огнетушителями или другими средствами пожаротушения и действовать по указанию начальника поезда.

А.6 Начальник поезда обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями или с другими средствами первичного пожаротушения, самоспасателем и носимой радиостанцией.

После оценки происшествия и определения необходимости эвакуации пассажиров дать конкретные указания всем членам поездной бригады о порядке дальнейших действий:

- экстренный сбор поездной бригады возле пострадавшего вагона;

- организация тушения пожара;

- организация и направление эвакуации пассажиров;

- определение точки сбора или места, куда должны направляться пассажиры, с обеспечением их безопасности, без помех для эвакуации.

Начальник поезда обязан лично убедиться в полной эвакуации пассажиров из вагона, при необходимости используя для этих целей самоспасатель.

Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное пожарное подразделение и пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону или другими средствами связи в Ситуационный центр АО «ФПК»:

- номер поезда;

- местонахождение;

- свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;

- обстоятельства случившегося.

Принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны (не менее 15-20 м) или близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения. При этом машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда.

На электрифицированных участках, после расцепки состава потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.

Организовать ограждение хвостовой части состава и горящего вагона поезда на перегоне согласно требованиям инструкции по сигнализации, а также закрепление оставленной группы вагонов и загоревшегося вагона в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (Приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286.

 

Начальник поезда руководит и передает приказы остальным работникам поездной бригады на принципе единоначалия во избежание повторений и разночтения команд, до прибытия территориальных пожарных подразделений или пожарного поезда.

Начальник поезда обязан организовать работу поездной бригады и принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.7 Поездной электромеханик обязан:

Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.

Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения.

Удалить предохранитель аккумуляторной батареи (далее - АБ) на пульте управления (по возможности) и в обязательном порядке предохранитель, расположенный в коробке на аккумуляторном ящике (с целью полного обесточивания системы электроснабжения вагона).

По указанию начальника поезда и под его руководством - выполнить расцепку состава и отвод горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны и близко расположенные здания и сооружения, а также обеспечить беспрепятственный подъезд передвижных средств пожаротушения, действуя при этом в следующей последовательности:

а) пройти к кабине локомотива и взять у машиниста или его помощника ключ высоковольтного отопления поезда;

б) посмотреть в справке формы ВУ-45 потребное количество осей для безопасного закрепления состава на перегоне (станции) и дать команду проводникам о закреплении каждой группы вагонов ручными тормозами (тормозными башмаками) после изоляции горящего вагона;

в) разъединить высоковольтную магистраль головного вагона поезда и электровоза (при этом на электровозе предварительно должны быть опущены токоприемники);

г) отцепить вагоны, стоящие за горящим вагоном, для чего поднять переходные площадки горящего вагона, разъединить межвагонные соединения с обоих концов горящего вагона, перекрыть концевые краны, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза оставляемой на месте части поезда, повернуть рычаг автосцепки горящего вагона в положение расцепа, проследить за тем, чтобы часть поезда вместе с горящим вагоном продвинулась локомотивом на расстояние не менее 15—20 м;

 

 

д) отцепить загоревшийся вагон от поезда, для чего перекрыть концевые краны загоревшегося и соседнего вагонов, разъединить тормозные рукава, привести в действие автотормоза загоревшегося вагона полным открытием концевого крана и повернуть рычаг автосцепки в положении расцепа, головную часть вагонов продвинуть на расстояние 15―20 м;

е) до прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

А.8. Особенности эвакуации пассажиров из двухэтажных пассажирских вагонов при обнаружении пожара

В случае обнаружения пожара работники поездной бригады обязаны производить эвакуацию пассажиров из вагонов моделей 61-4465 (купейный, СВ), 61-4473 (вагон-ресторан) в зависимости от места возгорания и расположения вагонов:

через тамбур тормозного конца вагона – на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон;

через коридор нетормозного конца вагона и межвагонный переход в соседний вагон.

Эвакуация пассажиров из вагона модели 61-4472 (штабной вагон) производится через тамбур тормозного и нетормозного конца вагона на полевую сторону и (или) через торцевую дверь и межвагонный переход в соседний вагон.

Дежурный проводник эвакуирует пассажиров 2-го этажа, а проводник отдыхающей смены эвакуирует пассажиров 1-го этажа.

При перекрытии путей эвакуации для спасания и самоспасания пассажиров используются аварийные окна, с использованием имеющихся в вагоне штатных приспособлений.

Для спуска на земляное полотно через аварийные окна применяются: на 1-м этаже – канат, на 2-м этаже – веревочная лестница, или другое средство спасения с высоты согласованное установленным порядком и имеющее сертификат соответствия.

Окна, используемые как аварийные, должны либо открываться изнутри с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. В последнем варианте у окна должен быть закреплен молоток с заостренным стальным бойком, масса которого от 0,10 до 0,15 кг.

Эвакуационные и аварийные выходы, должны быть обозначены указателями, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).

При наличии в коридорах вагонов ковровых дорожек должны быть предусмотрены крепления для фиксации дорожек с целью беспрепятственной эвакуации людей.

Сопровождающее инвалида лицо при посадке в вагон пассажирского поезда должно быть проинструктировано проводником вагона о том, что при объявлении эвакуации о пожаре необходимо помочь одеть инвалиду и одеть на себя имеющиеся в вагоне средства защиты органов дыхания и зрения. В целях предотвращения паники, эвакуация инвалида и сопровождающего его лица производится только после завершения эвакуации из вагона остальных пассажиров, которые не обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и зрения.

Эвакуация инвалида производится:

через тамбур тормозного конца вагона на носилках;

через коридор не тормозного конца вагона на инвалидной коляске.

А.9 В вагоне-ресторане

При возникновении пожара в вагоне-ресторане, первый из обнаруживших пожар работников вагона-ресторана обязан остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест); затем сообщает о пожаре всем дежурным работникам вагона ресторана (на кухне и в зале).

Сторож (во время его отдыха официант) обязан:

  • подготовить пути эвакуации;

  • оповестить по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);

  • после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

    Рабочий по кухне:

  • подготавливает пути эвакуации со стороны кухни;

  • оповещает по цепочке поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика);

  • после эвакуации посетителей принять посильные меры к тушению пожара. Также оповестить по цепочке или с использованием внутри поездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

    Повар:

  • после эвакуации посетителей принимает посильные меры к тушению пожара. Также оповещает по цепочке или с использованием внутрипоездной и других средств связи поездную бригаду (вызывает начальника поезда и поездного электромеханика).

    Директор вагона-ресторана (в случае его отсутствия - официант) обязан:

  • оповестить посетителей о необходимости эвакуации;

  • обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;

  • руководить эвакуацией посетителей;

  • после эвакуации принять посильные меры к тушению пожара. Официант:

  • помогает эвакуации посетителей;

  • после эвакуации принимает посильные меры к тушению пожара. В нерабочее время:

    Сторож вагона-ресторана:

  • останавливает поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

  • обесточивает вагон нажатием на аварийную кнопку на электрощите управления электрооборудованием вагона;

  • оповещает о пожаре поездную бригаду (со стороны расположения штабного вагона);

  • перекрывает торцевую дверь и открывает боковые тамбурные двери;

  • принимает посильные меры к тушению пожара.


     

    А.10 В багажном вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

    Дежурный приемосдатчик груза и багажа в поездах обязан:

  • остановить поезд стоп-краном за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

  • подать сигнал остановки в сторону локомотива;

  • сообщить отдыхающему приемосдатчику груза и багажа в поездах;

  • обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку;

  • принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    Отдыхающий приемосдатчик груза и багажа в поездах:

  • выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику ближайшего пассажирского вагона;

  • принимает посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    А.11 В почтовом вагоне, следующем в составе пассажирского поезда

    Начальник почтового вагона или иное должностное Лицо ответственное за пожарную безопасность в пути следования обязано - остановить поезд стоп- краном за исключением случая, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

  • подать сигнал остановки в сторону локомотива;

  • обесточить вагон нажатием на аварийную кнопку;

  • принять посильные меры по тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

    Заместитель начальника почтового вагона:

  • выходит на полевую сторону ж/д пути и сообщает о возгорании проводнику ближайшего пассажирского вагона;

  • принимает посильные меры по тушению пожара. Начальник почтового вагона организует тушение пожара.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – ресторане, багажном и почтовом вагонах соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда, поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара,


 

А.12 Тушение пожара в вагоне пассажирском предназначенном для перевозки легковых автомобилей

При возникновении пожара, в вагоне, предназначенном для перевозки легковых автомобилей (далее – вагон-автомобилевоз), произойдет срабатывание пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения (далее – СПЗ), сигнал о пожаре поступит на съемный пульт управления (далее – пульт) находящийся в первом купе вагона сопровождения.

Дежурный приемосдатчик груза и багажа обязан:

нажать кнопку «Сброс звука» для отключения звуковой сигнализации; остановить поезд стоп-краном за исключением случая, когда поезд

находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров из других вагонов поезда и препятствующих тушению пожара (поезд должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест);

сообщить о происшествии начальнику поезда через работников поездной бригады или средства внутрипоездной связи

принять меры по выявлению причин срабатывания СПЗ в вагоне- автомобилевозе, при этом взяв с собой из вагона сопровождения генераторы огнетушащего аэрозоля;

обесточить вагон путем отключения специального электрического разъема (находящиеся с торцевых сторон вагона) от вагона сопровождения

при отказе системы автоматического пожаротушения, принять посильные меры по тушению пожара, путем забрасывания в вагон-автомобилевоз генераторов огнетушащего аэрозоля.

Обязанности других членов поездной бригады при возгорании в вагоне – автомобилевозе соответствуют их обязанностям при возгорании пассажирского вагона.

До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада должна принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

Приложение Б (обязательное)

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..