Балансировка колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

  Главная      Учебники - Транспорт ж/д     Колёсные пары колеи 1520 мм. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту КМБШ.667120.001РЭ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17 

 

 

 

2.7 Балансировка колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

2.7.1 При ремонте со сменой составных частей (кроме смены бандажей) колесные пары локомотивов с конструкционной скоростью свыше                 120 км/ч и МВПС с конструкционной скоростью свыше 130 км/ч должны подвергаться динамической балансировке, кроме колесных пар с вращающимися деталями тягового привода, опирающимися на ось или колеса с возможностью относительного перемещения.

Значение динамического дисбаланса колесной пары в плоскости каждого колеса должно быть не более:

12,5 кг×см при скорости движения ТПС от 120 до 160 км/ч;

7,5 кг×см                 — « —                         от 160 до 200 км/ч.

Допускается для колесных пар МВПС со скоростью движения от 130 до 160 км/ч значение динамического дисбаланса не более 25 кг×см в плоскости каждого колеса.

2.7.2 Для колесных пар с вращающимися деталями тягового привода, опирающимися на ось или колеса с возможностью относительного перемещения, должна производиться статическая балансировка колесных центров.

Значение остаточного статического дисбаланса колесных центров тепловоза ТЭП70 должно быть не более 7,5 кг×см.

 

 


 

2.8 Приемка после ремонта колесных пар ж/д состава колеи 1520 мм

2.8.1. Приемку колесной пары и ее составных частей проводят в соответствии с требованиями ремонтных чертежей, настоящего руководства и другой документации по ремонту колесных пар.

2.8.2 При приемке колесной пары должны быть предъявлены:

- технологический (производственный) паспорт колесной пары*;

- диаграммы запрессовки и нагрева бандажа, а также диаграммы контрольной проверки колеса (колесного центра) на сдвиг (при проведении этой операции);

- документы, подтверждающие качество покупных составных частей и заготовок;

- оформленные формуляр (технический паспорт) колесной пары и формуляр (технический паспорт)  зубчатого колеса.

2.8.3 На принятой колесной паре после полного освидетельствования, а также на принятых отдельных составных частях должны быть поставлены приемочные клейма в соответствии с подразделом 2.9.


 

2.9 Маркировка и клеймение колесных пар и их составных частей

2.9.1. При ремонте и полном освидетельствовании колесных пар применяются следующие знаки и клейма:

- клеймо в форме прямоугольника с закругленными углами, указывающее присвоенный условный номер ремонтному пункту (согласно                 приложению Ж);

- цифры и буквы для обозначения даты (месяца и две последние цифры года) и других данных (цифры и буквы должны быть высотой от 6 до 10 мм, согласно действующим стандартам, техническим условиям и чертежам);

- клеймо приемки («Серп и молот») или прямоугольник с номером и серпом и молотом;

- клеймо контрольного мастера службы технического контроля (требования к клейму службы технического контроля устанавливаются ремонтным пунктом, производящим ремонт;

- клейма в форме круга с буквами, обозначающими метод формирования колесной пары: «Ф» прессовый, «ФТ» тепловой или «ТК», «ТЗ» комбинированный («ТК» - тепловой метод посадки колесных центров или колес, «ТЗ» - тепловой метод посадки зубчатых колес);

- клеймо в форме круга с буквой «Б», обозначающее балансировку колесной пары;

- клеймо в форме круга с буквой «Д», обозначающее переформирование колесной пары, выпрессовку оси и сборку колесной пары прессовым методом, «ДТ» - тепловым методом, «ДТК» «ДТЗ» - комбинированным методом («ДТК» - тепловой метод посадки колесных центров или колес, «ДТЗ» - тепловой метод посадки зубчатых колес);

- клеймо в форме круга с буквами «ЛД», обозначающее перепрессовку левого, с буквами «ПД» - правого колесного центра или цельнокатаного колеса, с буквами «ЛЗД» - левого, с буквами «ПЗД» - правого зубчатого колеса;

- клеймо в форме круга с буквами «ЛДТ», обозначающее сборку после распрессовки тепловым методом левого, с буквами «ПДТ» –  правого колесного центра или цельнокатаного колеса, с буквами «ЛЗДТ» левого, с буквами «ПЗДТ» - правого зубчатого колеса;

- клеймо в форме круга с буквами, обозначающими замену оси на вновь изготовленную и метод формирования колесной пары: «СОФ» – прессовый, «СОФТ» – тепловой или «СОТК», «СОТЗ» – комбинированный («СОТК»  тепловой метод посадки колесных центров или колес, «СОТЗ»  тепловой метод посадки зубчатых колес);

- клеймо в форме круга с буквами «СБ», обозначающее замену бандажей;

2.9.2 Составные части колесных пар с несоответствующими знаками клеймения и маркировки в ремонтное производство не допускаются.

2.9.2.1 Необработанные (в черном виде) оси на средней или подступичной части должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 8

               1 — условный номер предприятия-изготовителя,

               2 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры изготовления),

               3 — номер плавки,

               4 — клейма приемки,

               5 — порядковый номер оси,

               6 — год (две последние цифры)

 

 

Рисунок 8 –  Знаки и клейма на необработанной оси колесной пары

 


 

9.2.2 Окончательно обработанные оси на правом торце должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунками 9, 10, 11

 

 

а —тепловоза с наружными буксовыми шейками и торцовым упором скольжения;

б — электровоза на подшипниках качения без торцового упора:

1 — условный номер предприятия-изготовителя необработанной оси;

2 — месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления необработанной оси;

3 — порядковый номер оси;

4 — клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки с необработанной оси и принявших обработанную ось;

5 — условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего ось;

6 – клейма метода формирования колесной пары («ФТ» – тепловой, «Ф» – прессовый, «Ф» и «ТЗ» – комбинированный при прессовом методе посадки колес (колесных центров) и тепловом методе посадки зубчатого колеса на ось,  «ТК» и «Ф» – комбинированный при тепловом методе посадки колес (колесных центров) и прессовом методе посадки зубчатого колеса на ось) или клеймо замены оси на вновь изготовленную («СО»);

7 – условный номер предприятия, производившего сборку колесной пары;

8 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) сборки колесной пары;

9 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, принявших колесную пару;

10 – клеймо балансировки;

11 – клейма переформирования колесной пары;

12 – номер ремонтного пункта, производившего переформирование;

13 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) переформирования;

14 – клейма технического контроля ремонтного пункта и приемщика локомотивов (инспектора-приемщика), принявших колесную пару после переформирования

Рисунок 9 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары

 

1 – условный номер предприятия-изготовителя необработанной оси;

2 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) изготовления необработанной оси;

3 – порядковый номер оси;

4 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки с необработанной оси и принявших обработанную ось;

5 – условный номер предприятия-изготовителя, обработавшего ось;

6 – клейма метода формирования колесной пары («ФТ» – тепловой, «Ф» – прессовый, «Ф» и «ТЗ» – комбинированный при прессовом методе посадки колес (колесных центров) и тепловом методе посадки зубчатого колеса на ось,  «ТК» и «Ф» – комбинированный при тепловом методе посадки колес (колесных центров) и прессовом методе посадки зубчатого колеса  на ось) или клеймо замены оси на вновь изготовленную («СО»);

7 – условный номер предприятия, производившего сборку колесной пары;

8 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) сборки колесной пары;

9 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, принявших колесную пару;

10 – клеймо балансировки;

11 – клейма переформирования колесной пары;

12 – номер ремонтного пункта, производившего переформирование;

13 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) переформирования;

14 – клейма технического контроля ремонтного пункта и приемщика локомотивов (инспектора-приемщика), принявших колесную пару после переформирования.

 

Рисунок 10 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары 
локомотива с торцовыми упорами качения

 

1 – клеймо технического контроля;

2 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и представителя приемки, проверивших правильность переноса маркировки с необработанной оси и принявших обработанную ось;

3 – условный номер предприятия, производившего обработку оси и перенесшего знаки маркировки;

4 – порядковый номер оси, начинающийся с номера предприятия-изготовителя поковки;

5 – клейма инспектора приемщика;

6 – год (две последние цифры) изготовления;

7 – клейма формирования и балансировки;

8 – условный номер предприятия, сформировавшего колесную пару;

9 – клеймо технического контроля;

10 – дата формирования.

 

Рисунок 11 – Знаки и клейма на правом торце оси колесной пары МВПС

2.9.2.3 Бандажи на боковой наружной грани должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 12

 

   1 –  условный номер предприятия изготовителя,

                            2 –  год (две последние цифры) изготовления,

                                       3 –  марка бандажа,

                            4 –  номер плавки,

                            5 –  клейма приемки,   

  6 –  порядковый номер бандажа по системе нумерации

        предприятия-изготовителя.

Рисунок – 12 Знаки и клейма на наружной грани бандажа

На импортных бандажах наносятся следующие знаки: знак фирмы, две последние цифры года изготовления, номер плавки, номер бандажа. При сквозной нумерации плавок (не по годам) год изготовления не наносится. Порядковый номер бандажа отдельными фирмами не наносится.

2.9.2.4 Литые центры на наружной стороне ступицы или диска должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 13. Размещение и размеры знаков маркировки – по рабочим чертежам центров.

         а)                                                                 б)

                                  

 

а  на дисковом центре, б – на спицевом центре

1 – условный номер предприятия-изготовителя,

2 – год (две последние цифры) изготовления,

3 – порядковый номер центра по системе нумерации

      предприятия-изготовителя,

4 – обозначение марки стали,

5 – клейма технического контроля предприятия-

   изготовителя и представителя заказчика

 

Рисунок 13 – Знаки и клейма на колесном центре

 

2.9.2.5 Цельнокатаные колеса на наружной боковой поверхности обода должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 14

 

 

1 – год  (две последние цифры) изготовления,

2 – марка стали,

3 – номер плавки,

4 – условный номер предприятия-изготовителя,

5 – клейма технического контроля предприятия-изготовителя и

      представителя заказчика,

6 – порядковый номер колеса по системе нумерации

      предприятия-изготовителя

7– дополнительный код, обозначающий собственность колес стран

     СНГ и Балтии

Рисунок 14 – Знаки и клейма наружной боковой поверхности 
обода цельнокатаного колеса

2.9.2.6 Зубчатое колесо или венец ТПС должны иметь знаки и клейма в соответствии с рисунком 15

а — на зубчатом колесе; б — на венце зубчатого колеса

1  условный номер предприятия-изготовителя,

2  порядковый номер зубчатого колеса (венца),

3  марка стали,

4  номер плавки,

5  месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) из-

      готовления,

6  клейма технического контроля предприятия-изготовителя и

      представители заказчика,

7  условный номер предприятия, проводившего установку

      зубчатого колеса или венца,

8  месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры)

      установки,

9  клейма технического контроля предприятия, проводившего

      установку

Рисунок 15 – Знаки и клейма зубчатого колеса и венца

2.9.3 Перенос знаков и правильность обработки осей в соответствии с технической документацией удостоверяется постановкой клейм контрольного мастера службы технического контроля и инспектора-приемщика (на заводе) («Серп и молот»), мастера колесного цеха и приемщика (в депо) с постановкой условного номера пункта, проводившего обработку.

2.9.4 Новые оси, бандажи, цельнокатаные колеса, центры, венцы и зубчатые колеса, поступающие от заводов-изготовителей без приемочных клейм инспектора-приемщика, а также с неясной маркировкой бракуют.

2.9.5 Сторона колесной пары, на торце оси которой находятся знаки и клейма, относящиеся к изготовителю оси, считается правой.

При замене зубчатого колеса или венца на них наносятся знаки и клейма предприятия, производившего замену зубчатого колеса (венца) (рисунок 15, позиции 7 – 9).

2.9.6 При полном освидетельствовании колесных пар на левом торце осей ставятся знаки и клейма в соответствии с рисунком 16. Впереди вышеуказанных клейм при замене бандажа дополнительно ставится клеймо «СБ».

При перепрессовке одного из центров (цельнокатаного колеса) — клеймо «ЛД» или «ПД» в зависимости от того, с какой стороны колесной пары перепрессовывался колесный центр или цельнокатаное колесо. При перепрессовке зубчатого колеса – клеймо «ЛЗД» или «ПЗД» - левого или правого зубчатого колеса.

При сборке колесной пары тепловым методом после распрессовки - клеймо «ЛДТ» или «ПДТ» - левого или правого колесного центра (цельнокатаного колеса), клеймо «ЛЗДТ» или «ПЗДТ» - левого или правого зубчатого колеса.

 

 

 

 

1 – место постановки клейм замены бандажей, спрессовки левого или правого центра (цельнокатаного колеса);

2 – условный номер ремонтного пункта;

3 – месяц (римскими цифрами) и год (две последние цифры) проведения полного освидетельствования;

4 – клейма службы технического контроля и приемщика локомотивов (инспектора-приемщика).

Рисунок 16 – Знаки и клейма на левом торце оси колесной пары: а — тепловозов с торцовыми упорами качения; б — тепловозов с торцовым упором скольжения; в — электровозов и МВПС на подшипниках качения без торцового упора;

2.9.7 После постановки клейм торцы осей с торцовым упором необходимо обработать. Шероховатость поверхности должна соответствовать Ra не более 1,25 мкм.

Запрещается заварка или зачеканка знаков и клейм изготовления оси и формирования колесной пары на правом торце оси. Они должны сохраняться на все время эксплуатации оси для локомотивов. Клейма формирования (переформирования) колесной пары для МВПС и клейма переформирования для локомотивов должны сохраняться до следующего переформирования.

При заполнении всех секторов левого торца оси проводится заварка знаков предыдущих полных освидетельствований и после зачистки или механической обработки торец вновь используется для постановки знаков полного освидетельствования колесной пары. При этом сохраняют клеймо последней перепрессовки колесного центра (цельнокатаного колеса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17