СИСТЕМА ПИТАНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО КАРБЮРАТОРНОГО
ДВИГАТЕЛЯ МОТОВОЗОВ И АВТОДРЕЗИН
Горючая смесь и ее приготовление. В качестве
горючего в карбюраторных двигателях, установленных на мотовозах МЗ/2, М
К/2 15
и автодрезинах Уа, АГ, АГМ, АГМу, ДМ и АС1,
применяется бензин марки А-66, который согласно ГОСТу имеет присадку
этиловой жидкости и для отличия его от неэтилированного бензина окрашен
в красный цвет.
Чтобы топливо сгорало полностью и с большой скоростью, горючая смесь,
засасываемая в цилиндры двигателя, должна состоять из паров топлива и
определенного количества воздуха.
Для нормального сгорания 1 кг бензина требуется 15 кг воздуха, Смесь,
состоящая из 1 весовой части бензина и 15 весовых частей воздуха,
называется нормальной горючей смесью. Горючая смесь, содержащая меньше
воздуха, называется богатой, а больше — бедной. Если на 1 кг бензина
приходится более 20—22 кг и менее 6 кг воздуха, смесь становится
негорючей.
Попадая в цилиндры двигателя, горючая смесь смешивается с продуктами
сгорания, оставшимися от предыдущего цикла, и образует рабочую смесь.
При нормальной работе двигателя скорость распространения пламени в смеси
равна 15—35 м/сек. При некоторых условиях
(высокая степень сжатия, перегрузка двигателя,
раннее зажигание) сгорание рабочей смеси происходит чрезвычайно быстро в
виде взрыва, и скорость распространения пламени доходит до 100 м/сек.
Такое явление называется детонационным горением топлива, или детонацией.
При детонации топлива в двигателе слышны металлические стуки, мощность
его падает, появляется дымный выхлоп, двигатель перегревается. При
уменьшении нагрузки путем перехода на низшую передачу и при установке
более позднего зажигания детонация устраняется. Работа двигателя с
детонацией совершенно недопустима, так как приводит к повышенному износу
и даже поломкам кри-вошипно-шатунного механизма.
Склонность бензина к детонации характеризуется условным, так называемым
октановым числом. Чем выше октановое число, тем менее бензин склонен к
детонации. Для повышения октанового числа бензина к нему прибавляются
антидетонаторы. Так, бензин А-66 состоит из бензина с октановым числом
54—56 и этиловой жидкости. Добавление этиловой жидкости повышает его
октановое число до 66.
Этилированный бензин ядовит, поэтому обращение с ним требует особой
осторожности. Министерством здравоохранения СССР изданы специальные
санитарные правила, выполнение которых обязательно для всех лиц,
соприкасающихся с этилированным бензином. Этилированный бензин способен
проникать в организм через кожу (при обливаниях, мытье рук и т. п.),
через дыхательные пути (при вдыхании паров этилированного бензина),
через рот (при приеме пищи, при засасывании бензина через шланг и т.
п.). Попадая в организм,тетраэтилсвинец, входящий в состав этиловой
жидкости, накапливается там и через некоторое время может вызвать общее
отравление организма. При попадании бензина в глаз или в рот нужно
немедленно обратиться к врачу.
Длительное применение этилированного бензина показывает, что при
соблюдении необходимых мер предосторожности он не представляет опасности
для работающих.