Автомобили Derways. Руководство по ремонту - часть 7

 

  Главная      Учебники - Транспорт     Автомобили Derways (двигатель MITSUBISHI 4G64S4). Руководство по ремонту

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Автомобили Derways. Руководство по ремонту - часть 7

 

 

Главный тормозной цилиндр типа «тандем» имеет две раздельные камеры сжа-

тия. Одна камера управляет цилиндрами передних тормозов, другая – цилиндрами зад-
них тормозов. Полость бачка главного тормозного цилиндра разделена на два отсека, 
каждая из которых питает одну из камер главного цилиндра. В крышке бачка установлен 
датчик уровня тормозной жидкости. 

Регулятор давления одноконтурный, с приводом от балки заднего моста.

Возможные неисправности, их причины и методы устранения.

Причина неисправности

Метод устранения

Низкая эффективность торможения, большой ход тормозной педали при тормо-

жении

1. Утечка тормозной жидкости из колесных 
цилиндров передних или задних тормозов 

1. Замените негодные детали колесных ци-
линдров, промойте и просушите колодки, 
диски и барабаны, прокачайте привод тор-
мозов.

2. Воздух в гидроприводе тормозов

2. Прокачайте систему

3. Повреждены резиновые уплотнители в 
главном тормозном цилиндре

3. Замените резиновые уплотнители или 
главный тормозной цилиндр в сборе

4. Повреждены резиновые шланги систе-
мы гидропривода

4. Замените шланги

5. Установлены тормозные колодки с низ-
ким коэффициентом трения

5. Установите тормозные колодки, реко-
мендуемые заводом-изготовителем

6. Сильный износ тормозных колодок, дис-
ков или барабанов

6. Замените изношенные детали

Неполное растормаживание всех колес

1. Разбухание резиновых уплотнителей 
главного тормозного цилиндра вследствие 
попадания в тормозную жидкость бензина, 
минеральных масел и т.п., а также при при-
менения низкокачественной или несоот-
ветствующей требованиям тормозной жид-
кости

1. Тщательно промыть всю тормозную си-
стему, заменить все резино-технические 
изделия, использовать только свежую ка-
чественную тормозную жидкость

2. Нет свободного хода тормозной педали

2. Отрегулировать свободный ход педали

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза

1. Ослабла или поломалась стяжная пру-
жина колодок заднего тормоза

1. Замените пружину

2. Заедание поршня в колесном цилиндре 
вследствие коррозии

2. Разберите цилиндр, очистите, промойте, 
негодные детали замените

3. Разбухание уплотнительных колец ко-
лесного цилиндра из-за попадания мине-
ральных масел и т.п.

3. Замените уплотнительные кольца, про-
мойте систему тормозной жидкостью

4. Отсутствие зазора между колодками и 
барабаном

4. Отрегулируйте стояночный тормоз

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

1. Утечка тормозной жидкости в одном из 
колесных цилиндров

1. Замените негодные детали, прокачайте

2. Закупоривание тормозной трубки вслед-
ствие вмятины или засорения

2. Замените трубку или устраните прочи-
стите ее

3. Разное давление в шинах

3. Отрегулируйте давление

4. Неправильные углы установки колес

4. Отрегулируйте углы

5. Загрязнение или замасливание колодок, 
дисков или барабанов

5. Очистите детали тормозных механизмов

6. Разные колеса по бортам

6. Установите одинаковые колеса по бортам

7. В правых и левых тормозных механиз-
мах установлены разные тормозные ко-
лодки

7. Установить одинаковые тормозные ко-
лодки

8. Повышенные зазоры в подвеске колес, в 
ступичных подшипниках

8. Заменить изношенные детали, отрегули-
ровать 

Большое усилие на тормозной педали при торможении

1. Неисправность вакуумного усилителя

1. Замените вакуумный усилитель

2. Поврежден шланг, соединяющий вакуум-
ный усилитель с ресивером, ослабли его 
хомуты

2. Замените шланг, подтяните хомуты

3. Негерметичен обратный клапан вакуум-
ного усилителя

3. Замените обратный клапан

4. Высыхание смазки во втулках педали

4. Добавьте смазку

5. Подсос воздуха между вакуумным уси-
лителем и главным тормозным цилиндром.

6. Замените уплотнитель между вакуум-
ным усилителем и главным тормозным ци-
линдром

Скрип или визг при торможении

1. Ослабли или слетели стяжные пружины 
тормозных колодок заднего тормоза

1. Установите пружины на место, замените 
ослабленные пружины

2. Загрязнение фрикционных накладок

2. Очистите загрязненные детали, устрани-
те причины попадания жидкости, смазки на 
тормозные колодки

4. Сильный износ накладок или включение 
в них инородных тел

4. Замените тормозные колодки

5. Визг или скрип вызваны сильным пере-
гревом тормозов

5. Сошлифуйте наружный слой накладок 
или замените колодки

Вибрация тормозной педали или рулевого колеса при торможении

1. Биение тормозного диска (более 0.15 
мм) или неравномерный его износ (разно-
толщинность более 0.04 мм)

1. Прошлифуйте диск с двух сторон или за-
мените его

2. Овальность тормозных барабанов

2. Расточите барабаны или замените

Основные размеры узлов тормозной системы:

Диаметр главного тормозного цилиндра

23.8 мм

Диаметр переднего/заднего колесного цилиндра

54/25.4 мм

Наружный диаметр тормозного диска

283 мм

Толщина тормозного диска: исходная

21 мм

              минимально допустимая

19 мм

Диаметр тормозного барабана: исходный

?? мм

           максимально допустимый

?? мм

Проверка  и регулировка тормозов

Проверка трубопроводов и соединений

Для предупреждения внезапного отказа тормозной системы тщательно проверьте 

состояние всех трубопроводов:

-

металлические трубопроводы не должны иметь вмятин, трещин, и не должны 
быть расположены вплотную к острым кромкам, которые могут их повредить;

-

тормозные шланги не должны иметь видимых трещин на наружной поверхно-
сти, вздутий и расслоений и не должны соприкасаться с минеральными мас-
лами и смазками;

-

все трубопроводы должны быть качественно закреплены, ослабление крепле-
ния приводит к вибрации, а затем к поломкам трубопроводов;

-

не допускается утечка жидкости через соединения трубопроводов, при необхо-
димости затяните штуцеры, не подвергая трубопроводы деформации.

Детали заменяйте новыми, если есть малейшее сомнение в их пригодности. Гиб-

кие шланги независимо от их состояния заменяйте новыми после 100000 км пробега 
или после 5 лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить внезапные разрывы 
вследствие старения.

Через три года эксплуатации тормозную жидкость замените на новую.

Проверка работоспособности вакуумного усилителя

Рис. 4-2 Схема вакуумного усилителя в сборе с главным тормозным цилиндром: 1- бачок; 2- упор-
ный наконечник штока; 3- шток; 4- диафрагма; 5- корпус клапанов; 6- уплотнитель клапанов; 7- 
воздушный фильтр; 8- толкатель; 9, 10- поршни главного тормозного цилиндра; 11- канал; 12- пор-
шень вакуумного усилителя

Перед началом проверки нажмите и отпустите тормозную педаль 5-6 раз при вы-

ключенном двигателе, чтобы создать в полостях усилителя давление, близкое к атмо-
сферному. Одновременно по усилию определите, нет ли заеданий в педали или усили-
теле.

Нажмите на тормозную педаль примерно до середины ее хода и не отпускайте 

ее. Запустите двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после 
запуска двигателя должна немного «уйти вперед». Если педаль не «уходит вперед», 

проверьте крепление шланга к обратному клапану вакуумного усилителя и штуцеру ре-
сивера двигателя, состояние и крепление обратного клапана к резиновому фланцу уси-
лителя и фланца к усилителю. Проверьте герметичность соединения главного тормозно-
го цилиндра к вакуумному усилителю. 

В процессе нажатия на педаль тормоза атмосферный воздух поступает в вакуум-

ный усилитель, при этом слышно характерное шипение. Это нормальное явление. Если 
же шипение не прекращается при нажатой неподвижной (зафиксированной) педали тор-
моза, это свидетельствует о нарушении герметичности вакуумного усилителя. В этом 
случае замените вакуумный усилитель.

Проверка хода педали тормоза

Рис. 4-3 Схема проверки хода педали тормоза: 1- пе-
даль тормоза; 2- выключатель сигнала торможения; 
3- контрагайка выключателя; 4- контрагайка толка-
теля; 5- толкатель с вилкой в сборе ; 6- палец вил-
ки; 7-пыльник резиновый; 

Измерьте полный ход педали 

тормоза «А» см. рис. 4-3. Он должен 
составлять 155…165 мм. Полный ход 
педали тормоза измеряется при отсо-
единенном от вакуумного усилителя 
главном тормозном цилиндре или отсо-
единенных от главного тормозного ци-
линдра тормозных трубках. В против-
ном случае полный ход педали заме-
рить невозможно. Регулировка полного 
хода педали тормоза осуществляется 
изменением длины толкателя 5 вакуум-
ного усилителя. Перед началом регули-
ровки обязательно снимите выключа-
тель сигнала торможения 2 (порядок 
работы с ним см. ниже), иначе, подни-
мая педаль 1 его можно поломать. 
Ослабьте контрагайку 4, отсоедините 
палец 6. Приподнимите педаль 1 и, 
вращая вилку 5 толкателя, установите 
нужное положение педали. Вставьте на 
место палец 6 и затяните контрагайку 
4. Установите на место и отрегулируй-
те выключатель 2 сигнала торможения.

Регулировка положения выключателя сигнала торможения

Регулировка осуществляется перемещением выключателя, для этого отсоедините 

от выключателя подходящий к нему жгут проводов, отпустите контрагайку 3. Вращая 
корпус выключателя 2, переместите его в нужную сторону. Затяните контрагайку и под-
соедините жгут проводов. Проверьте правильность работы стоп-сигналов. При отпущен-
ной педали тормоза они не должны гореть, а включаться должны при нажатии на пе-
даль на 10.. 15 мм.

Регулировка стояночного тормоза

Рис. 4-4 Привод стояночного тормоза: 1- рычаг 
включения стояночной системы; 2- включатель 
контрольной лампы; 3- кронштейн крепления 
включателя контрольной лампы; 4- кронштейн 
рычага в сборе с зубчатым сектором; 5- перед-
няя тяга; 6- рычаг привода; 7- задняя тяга; 8- ре-
гулировочная гайка с контрагайкой; 9- трос сто-
яночной системы

       Стояночный тормоз (см. рис.4-4) дол-
жен удерживать полностью груженый авто-
мобиль на уклоне до 25%. Перемещение 
рычага 1 (количество зубцов сектора) при 
этом не регламентируется, но рекомендуе-
мая величина его перемещения состав-
ляет 3….9 зубцов сектора.
        Регулировку проводите в следующем 
порядке: 
      - ослабьте контрагайку и, вращая регу-
лировочную гайку 8, натяните трос 9;
      - проверьте полный ход рычага 1 стоя-
ночного тормоза.
       После регулировки при полностью опу-
щенном рычаге 1 убедитесь, что колеса 
вращаются свободно, без прихватывания.

Проверка работоспособности регулятора давления

Рис. 4-5 Привод регулятора давления: 1- палец крепления 
штанги привода регулятора; 2- штанга; 3- пружина привода в 
сборе с тягой; 4- шплинт; 5- задний тормозной шланг; 6- крон-
штейн крепления регулятора; 7- регулятор; 8- рычаг привода 
регулятора  

Установите автомобиль 

на смотровую канаву или 4

-х 

стоечный подъемник. Внеш-
ним осмотром убедитесь, что 
регулятор давления и детали 
его привода не имеют повре-
ждений, отсутствую следы 
подтекания тормозной жидко-
сти. 

Попросите помощника 

нажать на педаль тормоза. 
При этом поршень регулятора 
должен выдвинуться из корпу-
са на 1…2 мм и нажать на ры-
чаг привода 8 (см. рис.4-5). 
          Несоответствие пере-
численным требованиям, от-
сутствие хода поршня, а 

также его недостаточный или чрезмерный ход свидетельствует о неисправности регуля-
тора или его привода. В этом случае отремонтируйте или замените регулятор давления, 
а после его установки отрегулируйте его привод.

Регулировка привода регулятора давления.

Рис. 4-6 Схема регулировки привода ре-
гулятора давления: 1- цанговый зажим 
тяги привода регулятора; 2 и 3 – упор-
ные шайбы; 4- пружина; А- регулировоч-
ный размер

       Регулировка (см. рис. 4-6) про-
водится на смотровой канаве или 4

-х 

стоечном подъемнике. Колеса авто-
мобиля не должны быть вывешены, 
Автомобиль должен иметь нагрузку, 
равную снаряженному весу + води-
тель.
      Замерьте регулировочный раз-
мер «А» - длину пружины 4  без уче-
та толщины шайб 2 и 3. Величина 
«А» должна составлять 90±0.3 мм. 
Для регулировки ослабьте цанговый 
зажим 1 тяги привода регулятора. 
Передвигайте цанговый зажим 
вдоль тяги вместе с нижней упорной 
шайбой 3 до получения требуемой 
величины размера «А», после чего, 
затяните цанговый зажим. 

Удаление воздуха из гидропривода

Воздух, попавший в гидропривод тормозов при замене трубопроводов, шлангов, 

уплотнительных колец или при негерметичности системы, вызывает увеличение хода 
педали тормоза («мягкость» педали) и значительно снижает эффективность действия 
тормозов.

Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь в герметичности всех 

узлов привода тормозов и их соединений, проверьте и при необходимости заполните 
бачок до уровня «MAX» тормозной жидкостью. Тщательно очистите штуцеры для удале-
ния воздуха и снимите с них резиновые колпачки. Работу по удалению воздуха удобно 
выполнять вместе с помощником.

Наденьте на головку штуцера шланг для слива жидкости, а другой конец шланга 

опустите в прозрачный сосуд, частично заполненный жидкостью. 
Нажав на педаль тормоза, отверните примерно на пол-оборота штуцер. Продолжая на-
жимать на педаль, вытесните жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд. После 
того, как педаль тормоза достигнет крайнего переднего положения и истечение жидко-
сти через шланг прекратится, заверните штуцер. Эти операции повторите до полного 
выхода пузырьков воздуха из шланга. Затем, удерживая педаль тормоза в нажатом по-
ложении, заверните штуцер до отказа и снимите шланг. протрите насухо штуцер и на-
деньте на него резиновый колпачок. 

Все вышеуказанные операции проводите в следующем порядке: главный тормоз-

ной цилиндр, распределитель (байпас), задний тройник, задние рабочие цилиндры, 
передний тройник, передние рабочие цилиндры.

При удалении воздуха постоянно поддерживайте нормальный уровень жидкости в 

бачке. Удаление воздуха в задних тормозах проводите только при нагруженных задних 

колесах (не допускается вывешивание задних колес), в противном случае регулятор 
давления не позволит жидкости нормально поступать к задним колесам.

При удалении воздуха на автомобиле, тормозная система которого проработала 

длительный срок, находящуюся в системе жидкость замените новой.

Кронштейн педалей сцепления и тормоза

Рис. 4- 7 Детали кронштейна педалей сцепления и тормо-
за: 1- кронштейн; 2- выключатель сигнала торможения; 3- 
педаль тормоза; 4- втулка; 5- шайба; 6- шплинт; 7- воз-
вратная пружина; 8- ограничительный болт; 9, 10- вилки; 
11- палец со шплинтом

      Снятие и установка. Чтобы 
снять кронштейн педалей (рис. 4-
7):
     - отсоедините провода от вы-
ключателя сигнала торможения 2;
     - отсоедините провода от дат-
чика уровня жидкости, располо-
женного в крышке бачка главного 
тормозного цилиндра; 
     - отсоедините от вакуумного 
усилителя главный тормозной ци-
линдр и отведите его на трубках 
немного в сторону;
      - снимите пальцы 11, а затем 
отсоедините от педалей вилки 9 и 
10; 
      - отверните четыре болта, кре-
пящие кронштейн к щитку передка 
и вакуумный усилитель с крон-
штейном в сборе;
      - отсоедините от вакуумного 
усилителя вакуумный шланг и сни-
мите вакуумный усилитель, а за-
тем кронштейн педалей 1.
      Установку выполняйте в обрат-
ном порядке.   

Разборка и сборка. Для разборки снимите возвратные пружины 7, шплинты 6, 

шайбы 5, затем педали.

Сборку проводите в обратном порядке. При сборке смажьте консистентной смаз-

кой Литол-24 оси на кронштейне 1, втулки 4, концы пружин 7, пальцы 11, места соедине-
ния вилок 9 и 10 с педалями.

Проверка и ремонт. При тугом перемещении педали осмотрите рабочие поверх-

ности педали, втулок и пальцев. Если обнаружатся неглубокие риски или следы окисле-
ния на поверхностях металлических частей, зачистите их наждачной шкуркой; изношен-
ные детали замените новыми. 

Проверьте упругость возвратной пружины. При ее ослаблении – замените ее.

Вакуумный усилитель тормозов

Снятие и установка. При снятии вакуумного усилителя главный тормозной ци-

линдр не отсоединяется от гидросистемы, чтобы в нее не попал воздух. Порядок снятия 
вакуумного усилителя смотрите в предыдущем пункте.

Установку вакуумного усилителя проводите в обратном порядке.

Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр с последовательным расположением поршней. На 

корпусе цилиндра крепится бачок, в крышке которого установлен датчик аварийного 
уровня тормозной жидкости.

Рис. 4-8 Главный тормозной цилиндр: 1- корпус; 2- резиновый уплотнитель бачка; 3, 4- поршни 
привода контуров; 5- распорное кольцо; 6- толкатель; 7- уплотнительное кольцо

Снятие и установка. Отсоедините трубопроводы от главного цилиндра и прово-

да от датчика аварийного уровня тормозной жидкости. Закройте отверстия у трубопро-
водов и у главного тормозного цилиндра резиновыми или пластмассовыми заглушками, 
чтобы предотвратить утечку жидкости из системы и попадания в них грязи или посто-
ронних включений.

Снимите цилиндр в сборе с бачком, отвернув гайки его крепления к вакуумному 

усилителю. Снимите пробку в сборе с датчиком и слейте из бачка и из цилиндра тор-
мозную жидкость. Снимать бачок с цилиндра не рекомендуется, если нет особой необ-
ходимости.

Установку главного тормозного цилиндра проводите в обратной последовательно-

сти. После установки цилиндра прокачайте систему гидропривода для удаления из нее 
воздуха.

Разборка и сборка. Удерживая толкатель 6, снимите распорное кольцо. Выньте 

наружу толкатель вместе с поршнями и пружинами. Очистите и промойте детали глав-
ного тормозного цилиндра от загрязнений. При очистке и промывке используйте свежую 
тормозную жидкость. Не допускается использовать при промывке и очистке бензин 
и другие минеральные жидкости!

Сборка осуществляется в обратной последовательности. Перед сборкой цилиндр 

и поршни смазать тормозной жидкостью.

Проверка и ремонт. На рабочей поверхности цилиндра и поршней не должно 

быть следов коррозии, сильных следов износа, глубоких рисок. Неглубокие риски зачи-
стите мелкой наждачной шкуркой. Уплотнители поршней не должно иметь порывов и 
глубоких рисок. Сильно изношенные детали замените новыми. 

Резьбовые отверстия для подсоединения тормозных трубок не должны иметь по-

вреждений, в противном случае замените корпус.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..