Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 7

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 7

 

 

 
50 

 

 

Продолжение таблицы 1 

 

№ поз

. на ри

с.

 1

4

 

Наименование 

сборочной еди-

ницы (точки) 

К

ол

о точ

ек

 з

аправ

ки.

 

О

бъ

ем 

(мас

са

) з

ап

равки

 

од

ной

 точ

ки 

шт., л 

г)

 

Наименование, марка, стандарт,  

сезон применения ГСМ 

П

ериодич

ность 

смены 

(дозапр

авки) ГС

М, мо-

точ

ас

ы

 

П

рим

ечани

е 

от минус 40°С 

до плюс 5°С 

от плюс 5°С до 

плюс 50°С 

7  Гидравлическая 

система  рулево-

го управления 

1 / 43 

Масло индустриальное 

И-30А ГОСТ 20799-88 

Дублирующие 

И-20А ГОСТ 20799-88 

Масло моторное 

М-8Г

2

 ГОСТ8581-78 

2000 

(250) 

Норма 

сбора 

отрабо-

танного 

масла 

30 л 

8  Крестовины вала 

и  механизма  ре-

гулирования  ру-

левой колонки 

3 / 

(0,01) 

Солидол С ГОСТ 4366-76 

Дублирующая 

Солидол Ж ГОСТ 1033-79 

При ремонте   

9  Тормоза 

колес-

ные: 

- разжимные 

кулаки; 

- регулировоч-

ные рычаги 

 
 

4 / 

(0,015) 

4 / 

(0,03) 

 
 

То же 

 

-"- 

 
 

(500) 

 

(500) 

 

10  Шаровые шарни-

ры гидроцилин-

дров рулевого 

управления 

4 / 

(0,04) 

-"- 

(500) 

 

11  Шарниры рамы 

3 / 

(0,1+ 

0,1+

1,2) 

Смазка Литол-24 

ГОСТ 21150-87 

Дублирующие 

Солидол Ж ГОСТ 1033-79 

Солидол С ГОСТ 4366-76 

(1000) 

 

12  Ведущий мосты с 

колесными ре-
дукторами  

2 / 32 

Масло трансмиссионное 

ТЭп-15 ГОСТ 23652-79 

Дублирующие 

ТАп-15В ГОСТ 23652-79 

ТСп-15К ГОСТ 23652-79 

2000 (250) 

Норма 

сбора 

отрабо-

танного 

масла  

46 л 

13  Редуктор ВОМ 

1 / 6,8 

Масло моторное 

М-8Г

 ГОСТ8581-78 

Дублирующие 

М-8Г

2

 ГОСТ8581-78 

М-8В ГОСТ 10541-78 

2000 (250) 

Норма 
сбора 
отрабо-
танного 
масла   
6 л 

 

М-10Г

2К,

 

М-10Г

2

 

ГОСТ8581-78 

 

 

51 

 
Продолжение таблицы 1 

 

№ поз

. на ри

с.

 1

4

 

Наименование 

сборочной еди-

ницы (точки) 

К

ол

о точ

ек

 з

аправ

ки.

 

О

бъ

ем 

(мас

са

) з

ап

равки

 

од

ной

 точ

ки 

шт., л 

г)

 

Наименование, марка, стандарт,  

сезон применения ГСМ 

П

ери

одич

ность 

смены 

(дозапр

авки) ГС

М, мо-

точ

ас

ы

 

П

рим

еч

ани

е 

от минус 40°С  

до плюс 5°С 

от плюс 5°С до 

плюс 50°С 

14  Гидросистема 

трактора 

1 / 

44,5 

Масло индустриальное 

И-30А ГОСТ 20799-88 

Дублирующие 

И-20А ГОСТ 20799-88 

Масло моторное 

М-8Г

2

 ГОСТ8581-78 

2000 (250) 

Норма 

сбора 

отрабо-

танного 

масла  

35 л 

15  Подшипники 

крестовин кар-

данных валов 

10 / 

(0,03) 

Смазка 158 ТУ 38101320-77 

Дублирующая 

Смазка Фиол-2У 

ТУ 38 УССР 201266-79 

(500) 

 

(1000) 

 

16  Шлицевые со-

единения кар-

данных валов 

4 / 

(0,05) 

Смазка Литол-24 

ГОСТ 21150-87 

Дублирующие 

Смазка Фиол-2У 

ТУ 38 УССР 201266-79 

Солидол С ГОСТ 4366-76 

Солидол Ж ГОСТ 1033-79 

(250) 

 

Тягово-сцепные 

устройства  

ТСУ-2 и ТСУ-3 

1 / 

(0,08) 

Смазка Литол-24 

ГОСТ 21150-87 

Дублирующие 

Солидол С ГОСТ 4366-76 

Солидол Ж ГОСТ 1033-79 

(1000) 

 

Центральная  тяга 

и  раскосы  навес-

ного устройства 

3 / 

(0,02) 

То же 

(1000) 

 

 
 

 
Правила заправки систем двигателя моторным маслом, топливом, 

охлаждающей жидкостью и выполнения других подготовительных работ 
изложены в прилагаемом руководстве по эксплуатации двигателя. 

Правила заправки систем кондиционера маслом и фреоном, выполне-

ния других подготовительных работ изложены в прилагаемой эксплуата-
ционной документации кондиционера. 

 
3.2.2 Топливо 

 

Топливо должно соответствовать сезону эксплуатации трактора. 
Рекомендуется применять топливо с содержанием серы не более 

0,2%. При использовании топлива с содержанием серы более 0,2% необ-

 
52 

ходимо уменьшать периодичность замены масла в системе смазки двига-
теля вдвое. 

Применяйте только отфильтрованное топливо и отстоянное не менее 

чем 72 часа в резервуарах с поплавковыми топливозаборниками и грязе-
спускными пробками. 

Топливо из бочек выкачивайте не опуская шланг ниже 75 мм до дна 

бочки. 

Перед заправкой определите уровень топлива в баке по указателю на 

панели приборов в кабине трактора, при эксплуатации трактора в услови-

ях  повышенной  запыленности  промойте  крышку  и  фильтр  заправочной 

горловины, прочистите дренажные отверстия в крышке. 

Периодически сливайте отстой из топливного бака и фильтра грубой 

очистки топлива. 

Не  допускайте  полного  израсходования  топлива  во  избежание  под-

соса воздуха в систему. 

 

3.2.3 Масла и смазки 

 

Масла заправляйте до эксплуатационного уровня: 
- для картера двигателя - согласно руководства по эксплуатации дви-

гателя; 

- для коробки передач, баков гидросистем рулевого управления и 

гидросистемы  -  в пределах центрального отверстия экрана смотрового 
окна; 

- для ведущих мостов  –  до центрального отверстия в крышке колес-

ного редуктора; 

- для редуктора ВОМ – до отверстия контрольной пробки. 
Отработанные масла сливайте прогретыми, очищайте и промывайте 

сливные магнитные пробки. 

Смешивание и дозаправка разных сортов масел не допускается. 
Пластичную смазку нагнетайте до появления свежей смазки из зазо-

ров или предохранительных клапанов (если не указано количество нагне-
таний шприцем). 

 

3.2.4 Охлаждающие жидкости 

 

ВНИМАНИЕ!  КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ЗАПУС-

КАТЬ  ДВИГАТЕЛЬ  БЕЗ  ЗАПОЛНЕНИЯ  СИСТЕМЫ  ОХЛАЖДА-

ЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ. 

Проверку уровня охлаждающей жидкости производите на холодном 

двигателе. 

Заправку  (дозаправку)  системы  охлаждения,  а  также  слив  охлажда-

ющей жидкости из системы производите при открытом кране 1 (см. рису-

нок  15)  подачи  охлаждающей  жидкости  к  кондиционеру  (отопительно-

 

 

53 

вентиляционному  блоку).  После  заправки  системы,  если    использование 

кондиционера  кабины  (отопительно-вентиляционного  блока)  в  режиме 

обогрева кабины не планируется, кран закройте. 

При перезаправке охлаждающей жидкости систему охлаждения тща-

тельно промойте согласно руководства по эксплуатации двигателя струей 

чистой  воды,  желательно  пульсирующей.  При  этом  если  температура 

окружающего  воздуха  ниже  0°С,  во  избежание  размораживания  блок-

картера  двигателя  вследствие наличия  в  нем  застойных  зон,  необходимо 

сразу  же  заполнить  систему  низкозамерзающей  охлаждающей  жидко-

стью. 

Дозаправку  системы  охлаждения,  заправленной  низкозамерзающей 

охлаждающей жидкостью, вследствие её испарения производите дистил-

лированной или кипяченой водой, а при её утечке – только охлаждающей 

жидкостью, которой заправлена система охлаждения. 

Если  во  время  эксплуатации  приходится  часто  доливать  охлаждаю-

щую  жидкость  (через  20  моточасов  работы  и  чаще),  проверьте  герметич-

ность системы охлаждения двигателя. При обнаружении течи устраните её. 

Не допускайте попадания в систему охлаждения нефтепродуктов и 

механических примесей. 

Для  заправки  системы  охлаждения двигателя  применяйте    охлажда-

ющую жидкость, указанную в руководстве по эксплуатации двигателя.  

Кратковременно  при  появлении  неисправностей,  связанных  с  утеч-

кой охлаждающей жидкости, систему охлаждения двигателя допускается 

заправлять чистой мягкой водой, которая должна соответствовать требо-

ваниям приведенным в руководстве по эксплуатации двигателя, до устра-

нения неисправностей. При этом кран 1 (см. рисунок 15) подачи жидкости 

к  кондиционеру  (отопительно-вентиляционному  блоку)  во  избежание 

размораживания должен быть закрыт. 

Для заправки системы охлаждения двигателя: 
-  снимите  крышку  4  заправочной  горловины  радиатора  и  откройте 

кран 1 подачи жидкости к кондиционеру (отопительно-вентиляционному 

блоку),  выверните  пробку  3  выпуска  воздуха  на  водосборном  трубопро-

воде двигателя (с правой стороны); 

-  заправьте  систему  охлаждения  охлаждающей  жидкостью,  при  этом 

отверстие  для  выпуска  воздуха  на  водосборном  трубопроводе  двигателя 
должно быть открыто до появления из него охлаждающей жидкости, по-
сле чего заверните пробку до плотного упора. 

Уровень низкозамерзающую жидкость в радиаторе должен быть 

на 10-15 мм выше уровня охлаждающих трубок радиатора; 

- установите на место крышку заправочной горловины радиатора; 
- запустите двигатель, дайте ему поработать 5-6 мин, остановите его и 

проверьте уровень охлаждающей жидкости. При необходимости долейте. 
Доливайте только ту охлаждающую жидкость, которой заполнена си-
стема; 

 
54 

- если использование кондиционера (отопительно-вентиляционного 

блока) не планируется, то закройте кран 1. 

 

 

 

1  –  кран  подачи  охлаждающей  жидкости  к  кондиционеру  (отопительно-
вентиляционному блоку); 2 - правый водосборный патрубок двигателя; 3 – пробка 
отверстия для выпуска воздуха из системы охлаждения; 4 – крышка заправочной 
горловины;  5  –  радиатор  системы  охлаждения  двигателя;  6  –  радиатор  гидроси-
стемы коробки передач; 7 – вентилятор  двигателя;  8 – радиатор  системы смазки 
двигателя;  9  –  трубопровод  подвода  охлаждающей  жидкости  к  водяному  насосу 
двигателя; 10 – краник сливной; 11 – водяной насос двигателя; 12 – трубопровод 
подвода охлаждающей жидкости к двигателю;  

 

Рисунок 15 - Система охлаждения двигателя 

 

Слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя про-

изводите через сливной краник 10 при снятой крышке 4 заправочной гор-
ловины радиатора и открытом кране 1 подачи охлаждающей жидкости к 
кондиционеру (отопительно-вентиляционному блоку). 

 
3.3 Подготовка к пуску, пуск и прогрев двигателя 

 

ВНИМАНИЕ!  ПУСК  ДВИГАТЕЛЯ  ПРОИЗВОДИТЕ  ТОЛЬКО 

ОТ ИСПРАВНЫХ И ЗАРЯЖЕННЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТА-

РЕЙ.  ПУСК  ДВИГАТЕЛЯ  ОТ  ПОСТОРОННИХ  ИСТОЧНИКОВ 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 

Пуск производите только с рабочего места оператора. Перед пуском 

убедитесь, что никто не находится в непосредственной близости от двига-

теля и трактора. 

 

 

55 

Никогда  не  запускайте  двигатель со снятым  регулятором  числа 

оборотов. 

Помните,  что  после  полной  выработке  топлива,  замены  филь-

трующего  элемента  фильтра  тонкой  очистки  и  промывки  фильтров 

грубой очистки топлива перед пуском двигателя необходимо удалить 

воздух из системы питания двигателя топливом  с помощью ручного 

топливоподкачивающего насоса (см. рисунок 16), установленного под 

топливным баком (по центру), а при его отсутствии -  топливоподка-

чивающего насоса двигателя.  

 

 

 

1 – кран; 2 – бак топливный; 3 – насос ручной топливоподкачивающий;

 

 

Рисунок 16 – Установка ручного топливоподкачивающего насоса 

 

При подготовки двигателя к пуску выполните следующее: 
- затормозите трактор стояночным тормозом; 
- на тракторе с трехдиапазонной коробкой передач  установите рычаг 

переключения  диапазонов  коробки  передач  в  нейтральное  положение,  а 

на тракторе с четырехдиапазонной коробкой передач – рычаги переклю-

чения диапазонов и передач; 

- нажмите на кнопку дистанционного включения включателя "массы", 

при этом на панели приборов водителя загораются контрольные лампочки 

аварийного давления масла  в системе  смазки  двигателя, включения стоя-

ночного тормоза и контроля  работы генераторной установки, а также при 

давлении  в  воздушных  баллонах ниже 0,5±0,05 МПа (5±0,5 кгс/см

2

) кон-

трольная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме; 

- вставьте ключ в включатель стартера; 
-  при  отрицательных  температурах  окружающего  воздуха  прогрейте 

охлаждающую жидкость в системе охлаждения двигателя с помощью си-

стемы подогрева (см. подраздел 5.3.18). При прогреве двигателя кран по-

дачи  жидкости  к  системе  кондиционеру  (отопительно-вентиляцион-ному 

блоку) для ускорения прогрева необходимо закрыть. 

Для пуска двигателя: 
-  при  положительной  температуре  окружающего  воздуха  установите 

рукоятку  управления  подачей  топлива  в  положение,  соответствующее 

 
56 

минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, а при отри-

цательной температуре рукоятку - в среднее положение; 

-  установите  рычаг  переключения  диапазонов  коробки  передач  в по-

ложение  "Пуск  двигателя"  и  удерживайте  его  в  этом  положении  до 

окончания пуска; 

- подайте звуковой сигнал и включите стартер поворотом ключа. По-

сле пуска двигателя отпустить ключ, который вернется в исходное поло-

жение. 

Продолжительность работы стартера должна составлять не более 

10 с при положительной температуре воздуха и не более 15 с при от-

рицательной температуре. 

Повторный пуск двигателя производите после 1-2 мин перерыва. Ес-

ли после двух попыток двигатель не запускается, найдите неисправность 

и устраните ее. 

ВНИМАНИЕ! Невыполнение указанных требований ведет к вы-

ходу из строя реле и стартера двигателя. 

При необходимости допускается пуск двигателя буксировкой тракто-

ра при наличии на тракторе исправных и заряженных аккумуляторных ба-

тарей. 

Буксируйте трактор во время пуска на мягкой сцепке с длиной троса, 

исключающей  возможность  наезда  буксируемого  трактора  на  буксирую-

щий.  

Пуск двигателя осуществляйте в следующей последовательности: 
- убедитесь в исправности сборочных  единиц и механизмов трактора; 
- проверьте уровни ГСМ, при необходимости, дозаправьте; 
- обеспечьте работу пневматической и тормозной систем, соединив с 

помощью шланга соедините буксирный клапан буксируемого трактора и 

кран  отбора  воздуха  на  воздушном  баллоне  буксирующего  трактора  (см 

подраздел 2.6); 

- на тракторе с трехдиапазонной коробкой передачи установите рычаг 

переключения диапазонов в положение включения III диапазона, а рычаг 

переключения  передач  поставьте  в  положение  включения  первой пе-

редачи. 

На тракторе с четырехдиапазонной коробкой передач установите ры-

чаг  переключения  диапазонов  в  положение  включения  IV  диапазона,  а 

рычаг  переключения  передач  поставьте  в  положение  включения  второй 

или третьей передачи;  

- откройте кран топливного бака двигателя; 
- установите рычаг управления подачей топлива в положение полной 

подачи; 

- нажмите на кнопку дистанционного включения включателя "мас-

сы"

- начинайте движение и постепенно переключайте передачи с низшей 

на  высшую.  Рекомендуемые  скорости  движения  при  пуске  двигателя  с 

буксира 8-12 км/ч и не должна превышать 15 км/ч; 

 

 

57 

-  после  пуска  двигателя  выключите  муфту  сцепления  и  остановите 

трактор,  установите  рычаг  переключения  диапазонов  в  нейтральное  по-

ложение; 

- прогрейте двигатель при работе его на минимальной частоте враще-

ния коленчатого вала. 

После пуска двигателя: 
-  убедитесь в исправности работы систем двигателя по контрольным 

приборам.  Контрольные  лампы  аварийного  давления  масла  в  системе 

смазки двигателя, аварийной температуры охлаждающей жидкости  в си-

стеме охлаждения двигателя, засоренности фильтра грубой очистки масла 

системы  смазки  двигателя  и  работы  генераторной  установки  на  панели 

приборов,  светодиод  контроля  засоренности  воздухоочистителя  на  тахо-

метре не должны гореть. Если одна или несколько ламп (светодиод) заго-

раются, остановите двигатель и устраните неисправность. 

Допускается свечение контрольной лампы засоренности фильтра гру-

бой очистки масла системы смазки двигателя при пуске двигателя на хо-

лодном масле и прогреве; 

-  проверьте  работу  двигателя  при  минимальной  и  средней  частоте 

вращения  коленчатого  вала  в  режиме холостого хода  в  течение 2-3  мин. 

Двигатель должен работать равномерно, без стука и посторонних шумов; 

-  прогрейте  двигатель  до  температуры  охлаждающей  жидкости  не 

менее 60°С на средней частоте вращения коленчатого вала.  

Работа  двигателя  на  минимальной  частоте  вращения  холостого  хода 

более 10 мин не рекомендуется, т.к. при длительной работе двигатель не 

прогревается до оптимального температурного режима, в результате про-

исходит закоксовывание поршневых колец и распылителей форсунок. Как 

следствие, снижается мощность двигателя, увеличивается расход топлива 

и масла; 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАГРУЗКА НЕ ПРОГРЕТОГО ДВИГАТЕЛЯ. 

Во  время  работы  двигателя  и  трактора  следите  за  показаниями  кон-

трольно-измерительных приборов и устройств: 

–  температура  охлаждающей  жидкости  должна  быть  в  пределах  80-

95С°. Допускается кратковременное повышение температуры до 105°С.  

Не  допускается  длительная  работа  двигателя  при  температуре  охла-

ждающей жидкости ниже 60°С; 

-  при  номинальной  частоте  вращения  коленчатого  вала  двигателя 

давление  масла  в  системе  смазки  двигателя  должно  быть  0,4-0,73  МПа   
(4-7,3  кгс/см

2

),  после  длительной  эксплуатации  двигателя  допускается 

снижение давления до 0,3 МПа (3 кгс/см

2

). При работе двигателя на ми-

нимально-устойчивой частоте вращение давление в системе должно быть 

не менее 0,1 МПа (1 кгс/см

2

), после длительной эксплуатации допускается 

снижение давления до 0,05 МПа (0,5 кгс/см

2

); 

- при работе двигателя с рабочей частотой вращения коленчатого 

вала 1500-2100 об/мин давление масла в гидросистеме коробки пере-

дач должно быть 1,0-1,1 МПа (10-12 кгс/см

2

), если данное требование 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..