Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 6

 

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Трактор ХТЗ-150К-09-25. Руководство - часть 6

 

 

 
42 

В  кабине  трактора  должна  быть  установлена  укомплектованная  ме-

дицинская аптечка первой помощи. 

При  выполнении  энергоемких  сельскохозяйственных  работ  исполь-

зуйте шумозащитные наушники, входящие в комплект поставки трактора. 

 
2.4  Меры  безопасности  при  техническом  обслуживании  и 

устранении неисправностей 

 

Операции технического обслуживания, устранения неисправностей и 

очистки от грязи выполняйте только при неработающем двигателе, затя-
нутом  стояночном  тормозе  и  установленными  упорными  клиньями  под 
колесами. Навешенные орудия должны быть опущены. 

ПРИ  РАБОТАЮЩЕМ  ДВИГАТЕЛЕ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  НАХО-

ДИТЬСЯ ПОД ТРАКТОРОМ. 

Перед выполнением какой-либо операции по техническому обслужи-

ванию  подготовьте  предварительно  необходимый  инструмент,  хорошо 
ознакомьтесь с операцией и только после этого приступайте к ее выпол-
нению.  Если  операция  выполняется  двумя  лицами,  необходимо  четко 
распределить обязанности и последовательность выполнения работ. 

Инструмент  и  приспособления  должны  быть  исправными,  соответ-

ствовать  своему  назначению  и  обеспечивать  безопасность  выполнения 
работ. Инструмент храните в инструментальном ящике. 

Для предупреждения несчастных случаев при техническом обслужи-

вании двигателя: 

- во избежание отравления угарными газами, не запускайте  предпус-

ковой подогреватель и двигатель в закрытом помещении с плохой венти-
ляцией; 

-не  открывайте  крышки  корпуса  муфты  сцепления  при  работающем 

двигателе. 

-  не  проводите регулировки  и  какие-либо  работы  со  стороны  венти-

лятора при работающем двигателе. 

Поддомкрачивание  трактора  для  устранения  неисправностей,  заме-

ны,  перестановки  или  сдваивания  колес,  при  которых  необходимо  выве-
шивание колес ведущего моста, производите при остановленном двигате-
ле, затянутом стояночном тормозе, включенном приводе переднего моста 
и  заблокированных  вертикальном  и  горизонтальном  шарнирах  рамы. 
Предварительно  подложите  упорные  клинья  под  неподдомкрачиваемые 
колеса.  После  поддомкрачивания  обязательно  трактор  установите  на 
опорные подставки. 

При поддомкрачивании одного из ведущих колес блокируйте только 

вертикальный шарнир. Установка упорных клиньев и опорные подставок 
обязательна. 

После  окончания  ремонтных  работ  и  операций  технического  обслу-

живания не забудьте разблокировать раму. 

 

 

43 

При поддомкрачивании трактора пользуйтесь исправным домкратом 

грузоподъемностью  не  менее  5  т.  (поддомкрачивание  производите  со-

гласно  схеме  поддомкрачивания,  см.  рисунок  20).  Рекомендации  по  без-

опасной установке домкратов см. в подразделе 3.8. 

При пользовании подъемно-транспортными устройствами необходи-

мо строго соблюдать "Правила устройства и безопасной эксплуатации 
грузоподъемных кранов".
 

Все  ремонтные  работы,  связанные  с  применением  электросвар-

ки,  непосредственно  на  тракторе,  выполняйте  при  выключенном 

включателе "массы" и отсоединенных проводах от аккумуляторных 

батарей.  СВАРКУ  ПРОВОДИТЕ  ТОЛЬКО  ПОСТОЯННЫМ  ТО-

КОМ,  ПРИМЕНЕНИЕ  СВАРКИ  ПЕРЕМЕННЫМ  ТОКОМ  ЗАПРЕ-

ЩЕНО. Свариваемые детали должны быть заземлены. 

К  сварочным  работам  допускаются  работники,  прошедшие  спе-

циальную  подготовку  и аттестованные  на  проведение соответствую-

щих работ, прошедшие инструктаж и проверку знаний по охране тру-

да и технике безопасности. 

При техническом обслуживании аккумуляторных батарей: 
- не допускайте попадания на руки электролита; 
-  аккумуляторные  батареи  очищайте  в  рукавицах  обтирочным  мате-

риалом, смоченным в растворе аммиака (нашатырного спирта); 

-  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПРОИЗВОДИТЬ  ПРОВЕРКУ  СТЕПЕНИ  ЗА-

РЯЖЕННОСТИ  БАТАРЕИ  ПУТЕМ  КОРОТКОГО  ЗАМЫКАНИЯ 

КЛЕММ; 

-  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПОЛЬЗОВАТЬСЯ  ОТКРЫТЫМ  ОГНЕМ 

ПРИ ПРОВЕРКЕ УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА; 

- никогда не заливайте воду в кислоту при подготовке электролита во 

избежание выплескивания кислоты и поражения глаз и тела тракториста. 

При  попадании  кислоты  на  тело  тракториста  необходимо  немедленно 

смыть ее чистой водой. 

При техническом обслуживании муфты сцепления: 
- не открывайте крышку корпуса муфты сцепления при работающем 

двигателе; 

-  при  установке  нажимного  диска  с  кожухом  на  маховик  двигателя 

надежно затягивайте болты крепления кожуха к маховику. 

Перед  началом  шиномонтажных  работ  соблюдайте  следующие  пра-

вила: 

- разборку колеса производите только после полного выпуска возду-

ха из шины; 

- не превышайте давление воздуха в шине выше допустимого; 
- на каждый тип колеса монтируйте шину только того размера, кото-

рый определен технической характеристикой данного колеса. 

При  сливе  конденсата  из  воздушных  баллонов  пневмосистемы  со-

блюдайте меры предосторожности от попадания конденсата и частиц му-

сора в лицо оператора. 

 
44 

При  сливе  горячей  охлаждающей  жидкости  существует  опасность 

ожога.  Открытие  крышки  горловины  радиатора  и  слив  охлаждающей 

жидкости  из  системы  охлаждения  производите  только  после  остывания 

двигателя  и  достижения  температуры  охлаждающей  жидкости  не  более 
50°С. Сливать охлажденную жидкость следует в чистую емкость для воз-

можности повторного ее использования. 

При сливе горячего масла из системы смазки двигателя, баков гидро-

систем, коробки передач и ВОМ проявляйте осторожность во избежание 

ожога маслом. Отработанное масло следует слить в емкость. 

 

2.5 Требования пожарной безопасности 

 

Каждый тракторист обязан знать и выполнять "Правила пожарной 

безопасности",  способы  тушения  пожара  и соблюдать  меры,  предотвра-

щающие возникновение пожаров. 

При остановке двигателя выключите выключатель "массы". 

Трактор  должен  быть  оборудован  противопожарным  инвентарем: 

лопатой и огнетушителем ВВК-1,4 (ОУ-2). Место крепления огнетушите-

ля  предусмотрено  внутри  кабины.  Лопата  крепится  снаружи  на  лентах 

крепления топливного бака. 

Места  стоянки  тракторов,  хранение  горюче-смазочных  материалов 

должны быть опаханы полосой не менее трех м и обеспечены средствами 

пожаротушения. 

Места хранения тракторов должны быть расположены на расстоянии 

не  менее  50  м  от  жилых,  складских  и  хозяйственных  помещений,  мест 

хранения  сельскохозяйственной  продукции,  не  должны  находиться  под 

линиями  электропередач  и  должны  быть  оборудованы  противопожарны-

ми средствами. 

В  МЕСТАХ  ХРАНЕНИЯ  ТРАКТОРА  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  КУРЕ-

НИЕ,  РАЗВЕДЕНИЕ  КОСТРОВ  И  ВЫПОЛНЕНИЕ  РАБОТ,  СВЯ-

ЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТКРЫТОГО ОГНЯ. 

Заправку  горюче-смазочными  материалами  производите  механизи-

рованным способом с соблюдением правил пожарной безопасности. При 

заправке и проверке уровня масла и топлива не пользуйтесь открытым ог-

нем и не курите. 

При необходимости проведения ремонта в полевых условиях с при-

менением электрогазосварки детали и сборочные единицы предваритель-

но очистите от смазки и промойте водой. 

При промывке деталей и сборочных единиц керосином или бензином 

примите меры, исключающие воспламенение паров промывочной жидко-

сти. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОТКРЫТЫМ ОГНЕМ ДЛЯ 

ПРОГРЕВА  ТРУБОПРОВОДОВ  И  НИЖНЕЙ  КРЫШКИ  КАРТЕРА 

ДВИГАТЕЛЯ,  А  ТАКЖЕ  ПРИ  ЗАПРАВКЕ  ТОПЛИВОМ  И  МАС-

ЛОМ. 

 

 

45 

В  случае  появления  очага  пламени,  используйте  огнетушитель,  за-

сыпьте  очаг  песком  или  накройте  брезентом,  мешковиной  или  другой 

плотной тканью. 

Следите за исправностью и своевременной заправкой огнетушителя. 
Не заливайте пламя водой. 

Периодически очищайте выхлопную трубу от нагара и копоти. 

Не допускайте скопления соломистых продуктов на двигателе и осо-

бенно на выпускной трубе. 

При работе на  тракторе  нельзя носить промасленную,  пропитанную 

топливом одежду. 

Не допускайте подтекания топлива и масла в местах соединения тру-

бопроводов. Пролитое топливо и масло сразу же вытирайте. 

Не  допускайте  искрения  из  выпускной  трубы,  которое  может  быть 

причиной пожара и свидетельствует о нарушении в работе топливной ап-

паратуры. Постоянно следите за исправным состоянием топливопроводов 

и их соединений, не допускайте подтекания топлива. 

При  заклинивании  дверей  в  аварийной  ситуации  разбейте  переднее 

или  заднее  стекло  молотком,  находящимся  в  инструментальном  ящике, 

или другим металлическим предметом. 

Постоянно  следите  за  состоянием  изоляции  и  надежностью  крепле-

ния  электропроводов.  Искрение  в  местах  повреждения  изоляции,  ослаб-

ление крепления в местах подсоединения провода может вызвать пожар, 

особенно в летнее время года. 

Расконсервацию  и консервацию  трактора  производите  в специально 

оборудованном помещении с соблюдением всех правил техники безопас-

ности при обслуживании и правил пожарной безопасности. 

 

2.6 Требования безопасности при буксировании трактора 

 

Буксирование трактора с неработающим двигателем производите на 

гибкой или жесткой сцепке при исправном рулевом управлении и тормо-

зах. Привод насосов гидросистем коробки передач и рулевого управления  

включайте от ведущих колес. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  БУКСИРОВАНИЕ  ТРАКТОРА  С  НЕИС-

ПРАВНОЙ  ТОРМОЗНОЙ  СИСТЕМОЙ  И  РУЛЕВЫМ  УПРАВЛЕ-

НИЕМ. Буксирование трактора при этом производите  тягачом масса ко-

торого в двое превышает массу буксируемого трактора  на жесткой сцеп-

ке, обеспечивающей следование буксируемого трактора по следам букси-

рующего  средства  и  исключающей  самопроизвольное  рассоединение 

сцепки. 

При буксировании трактора с неработающим двигателем, для обес-

печения работы стояночного тормоза и тормозной системы, используйте 

пневматическую  систему  буксирующего  транспортного  средства.  Для 

этого к корпусу 4 буксирного клапана 8 (рисунок 13), установленному на 

регуляторе давления с правой стороны буксируемого трактора, а при от-

 
46 

сутствии буксирного клапана к крану отбора воздуха на воздушном бал-

лоне,  подсоедините  шланг,  снабженный  накидными  гайками  с  резьбой 

М14×1,5.  Другой  конец  шланга  соедините  с  краном  отбора  воздуха  на 

воздушном баллоне  буксирующего  трактора.  Закрепите  шланг  от  прови-

сания на буксируемом тракторе. Откройте кран отбора воздуха. 

 

 

 

1  –  гайка–заглушка;  2  –  шайба  уплотнительная;  3 –  цепочка;  4  –  корпус;  5 –  клапан 

шариковый; 6 – штуцер; 7 – кольцо уплотнительное; 8 – клапан буксирный; 9 – трой-

ник; 10 – регулятор давления 

 

Рисунок 13 - Буксирный клапан 

 

После прекращения буксирования  и снятия шланга проверьте нали-

чие и целостность уплотнительной шайбы 2, наверните до плотного упора 

на корпус буксирного клапана гайку-заглушку 1. 

Движение  при  буксировании  начинайте  после  достижении  в 

пневмосистеме  трактора  давления  воздуха  не  менее  0,65  МПа            

(6,5 кгс/см

2

).  

Буксирование  выполняйте  только  передним  ходом,  установив  рычаг 

переключения  диапазонов  в  нейтральное  положение.  Для  буксирования 
выбирайте маршрут с небольшими уклонами, без крутых поворотов. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ  БУКСИРОВАНИЕ  ТРАКТОРА  ЗАДНИМ  ХО-

ДОМ И СО СКОРОСТЬЮ БОЛЕЕ 15 КМ/Ч. 

Останавливайте  тракторы  только  на  горизонтальном  участке  пути, 

постепенно  замедляя  движение.  Не  допускайте  остановок  на  поворотах, 

подъемах и спусках, при боковом крене, а также на вязком грунте. 

В случае вынужденной остановки на подъеме или спуске оба тракто-

ра  должны  быть  заторможены,  а  под  колеса  подложены  подкладки  из 

подручного  материала.  При  трогании  с  места  после  вынужденной  оста-

новки особую осторожность проявляйте на спусках. 

Остальные  требования  –  согласно  "Правилам  дорожного  движе-

ния". 

 
 

 

 

47 

3 ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

3.1 Подготовка трактора к работе 

 

При подготовке трактора к работе: 
- затормозите трактор стояночным тормозом и установите рычаг пе-

реключения диапазонов коробки передач в нейтральное положение; 

-  осмотрите,  очистите,  расконсервируйте  трактор,  удалите  с  наруж-

ных поверхностей чехлы, пленку, липкую ленту и т.д. 

Наружные  поверхности  трактора  законсервированы  антикоррозион-

ным материалом "РАСТ-СТОП" марки А, который в процессе консервации 

образует  на  поверхностях  трактора  маслянистую  водоотталкивающую 

пленку, которую перед вводом в эксплуатацию трактора необходимо уда-

лить. 

Очистку наружных окрашенных поверхностей трактора от консерва-

ционного антикоррозионного материала "РАСТ-СТОП" марки А возмож-

но  осуществлять  в  ручном  или  автоматическом режиме,  используя  авто-

мобильные  шампуни  или  бытовые  жидкие  моющие  средства  (ЖМС).  В 

случае применения ЖМС рекомендуемая концентрация раствора 0,6 - 1% 
(6-10  г/л)  при  температуре  20-50°С.  Качество  очистки  улучшает  последу-

ющая протирка поверхностей ветошью. 

При слабых загрязнениях допускается очистка тщательной протиркой 

ветошью; 

-  удалите  смазку  с  наружных  законсервированных  поверхностей, 

протирая их тряпкой, смоченной в уайт-спирите; 

- проверьте комплектность трактора и одиночного комплекта ЗИП; 
- протрите насухо контакты электрооборудования;  
- проверьте правильность установки аккумуляторных батарей и под-

соедините  аккумуляторные  батареи  к  системе  электрооборудования,  со-

единив минусовую клемму с "массой". 

- проверьте правильность подключение проводов к выключателю ме-

ханизма  блокировки  пуска  двигателя,  установленному  на  коробке  пере-

дач; 

ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  ЭКСПЛУАТАЦИИ  АККУМУЛЯТОРНЫЕ 

БАТАРЕИ  ДОЛЖНЫ  БЫТЬ  ЗАРЯЖЕНЫ  НЕ  МЕНЕЕ  ЧЕМ  НА 
75%.  ЭКСПЛУАТАЦИЯ  АККУМУЛЯТОРНЫХ  БАТАРЕЙ  С  ЕМ-

КОСТЬЮ МЕНЕЕ 75% ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 

ВНИМАНИЕ!  ВО  ИЗБЕЖАНИЕ  ВЫХОДА  ИЗ  СТРОЯ  ГЕНЕ-

РАТОРА,  ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ  НАПРЯЖЕНИЯ  И  ТАХОМЕТРА 

КАТЕГОРИЧЕСКИ  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ЭКСПЛУАТАЦИЯ  ТРАКТО-

РА  БЕЗ  ИСПРАВНЫХ  АККУМУЛЯТОРНЫХ  БАТАРЕЙ,  ПРИ  РА-

БОТАЮЩЕМ  ДВИГАТЕЛЕ  ПРЕРЫВАТЬ  ЦЕПЬ    МЕЖДУ  АККУ-

МУЛЯТОРНЫМИ  БАТАРЕЯМИ,  ГЕНЕРАТОРОМ,  РЕГУЛЯТО-

РОМ  И  ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ  НАПРЯЖЕНИЯ  (ВЫКЛЮЧАТЬ 

ВКЛЮЧАТЕЛЬ  "МАССЫ",  ОТСОЕДИНЯТЬ  ПРОВОДА  ОТ  АК-

 
48 

КУМУЛЯТОРНЫХ  БАТАРЕЙ,  ГЕНЕРАТОРА,  РЕГУЛЯТОРА  И 

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ НАПРЯЖЕНИЯ); 

Проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения 

двигателя и, при необходимости, дозаправьте. 

Проверьте уровень масла в системе смазки двигателя, гидросисте-

мах коробки передач, рулевого управления и навесного устройства, ре-

дукторе ВОМ, ведущих мостах и, при необходимости, дозаправьте. 

Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте: 
- натяжение ремней привода генератора, вентилятора, компрессоров 

пневмосистемы и кондиционера; 

- исправность механизма блокировки пуска двигателя; 
- муфту сцепления и тормозок; 
- тормоза и их привод; 
- показания приборов в кабине трактора; 
- органы управления; 
- включение и выключение ВОМ; 
- давление воздуха в шинах колес.  

Проверьте  и,  при  необходимости,  подтяните  наружные  крепления 

узлов  и  агрегатов  трактора (воздухоочистителя,  глушителя,  силового 

агрегата  трактора,  муфты  сцепления  и  коробки  передач,  фланцев кар-

данов,    колес,    бугелей    заднего    моста,  редуктора  ВОМ,  навесного 

устройства и т.п.). 

 

3.2 Правила применения горюче-смазочных материалов 

 

3.2.1 Общие указания 

 

Марки  топлива,  масел,  смазок  и  специальных  жидкостей  (далее 

ГСМ)  должны  соответствовать  указанным  в  таблице  1,  в  руководство  по 

эксплуатации двигателя и эксплуатационной кондиционера. 

Объем заправочных емкостей указан в таблице 1 и приложении А. 

Места заправки и смазки сборочных единиц и систем приведены не 

схеме (см. рисунок 14). 

 

 

 

Рисунок 14 - Схема заправки и смазки трактора 

 

 

49 

 
Таблица 1 

 

Перечень горюче-смазочных материалов 

 

 

№ поз

. на ри

с.

 1

4

 

Наименование 

сборочной еди-

ницы (точки) 

К

ол

о точ

ек

 з

аправ

ки.

 

О

бъ

ем 

(мас

са

) з

ап

равки

 

од

ной

 точ

ки 

шт., л 

г)

 

Наименование, марка, стандарт,  

сезон применения ГСМ 

П

ериодич

ность 

смены 

(дозапр

авки) ГС

М, 

 

м

оточ

ас

ы

 

П

рим

ечани

е 

от минус 40°С 

до плюс 5°С 

от плюс 5°С до 

плюс 50°С 

Система  смазки 

двигателя 

1 / 24  Согласно руководству по эксплуатации  

двигателя 

 

1  Система 

охла-

ждения  двига-

теля 

1 / 34  Согласно руководству по эксплуатации  

двигателя 

 

2  Муфта  сцепле-

ния 

1 / 

(0,01) 

Смазка ШРУС-4М 

ТУ 38401-58-128-95 

Дублирующие 

Смазка ШРУС-4 

ТУ 0254-001-05766076-98 

Смазка ШРУС-4 

ТУ У 23.2-00152-365-182-2003  

(250) 

 

3  Топливный бак 

1 / 

430 

Топливо дизельное по 

ДСТУ 3868-99 

(8) 

 

З-0,05-(-25) 

З-0,10-(-25) 

З-0,20-(-25) 

Л-0,05-40 

Л-0,10-40  

Л-0,20-40 

Топливо дизельное по 

ГОСТ 305-82 согласно руковод-

ству по эксплуатации 

двигателя 

4  Гидросистема 

коробки  пере-

дач 

1 / 18  Масло моторное 

М-8Г

 ГОСТ8581-78 

Дублирующие 

М-8Г

2

 ГОСТ8581-78 

М-8В ГОСТ 10541-78 

1000 (250)  Норма 

сбора 

отрабо-

танного 

масла  

16 л 

 

Масло моторное 

М-10Г

М-10Г

2

 

ГОСТ8581-78 

5  Промежуточная 

опора  карданно-

го  вала  заднего 

моста 

1 / 

(2,0) 

Смазка Литол-24 

ГОСТ 21150-87 

Дублирующая 

Смазка УНИОЛ-1 

ТУ 38 УССР 201150-78 

(1000) 

 

6  Промежуточная 

опора привода 

редуктора ВОМ 

1 / 

(0,2) 

Смазка Литол-24 

ГОСТ 21150-87 

Дублирующая 

Смазка УНИОЛ-1 

ТУ 38 УССР 201150-78 

(1000) 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..