Трактор Т-40, Т-40А. Аккумуляторная батарея и ее техническое обслуживание

  Главная      Учебники - Трактора     Тракторы Т-40, Т-40А - инструкция по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

Трактор Т-40, Т-40А. Аккумуляторная батарея и ее техническое обслуживание

На тракторе установлены две свинцовые аккумуляторные батареи, соединенные последовательно. Обе батареи расположены в специальном аккумуляторном ящике, закрепленном на картере маховика. Номинальное напряжение каждой батареи 6 в, емкость при 10-часовом режиме разряда — 135 а*час.

Аккумуляторные батареи заливайте электролитом, представляющим собой смесь аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной, а в крайнем случае снеговой или дождевой воды, собранной не с железных крыш и не бывшей в железных сосудах.

Незаряженные батареи ставьте на первый заряд после 4—6-часовой выдержки с залитым электролитом, а сухо заряженные — после 3-часовой выдержки. Батарею включайте на заряд, если температура электролита не выше 30°. Заряд ведите до тех пор, пока наступит обильное газовыделение («кипение») во всех банках аккумулятора, а напряжение и плотность электролита будут неизменными в течение трех часов, что служит признаком конца заряда.

 

В зависимости от климатического пояса, в котором работают аккумуляторные батареи, и от времени года заливайте их различными по плотности растворами аккумуляторной кислоты, указанными в таблице 9.

Заряженные батареи с электролитом храните в прохладном помещении, по возможности при температуре не выше 0°. В таких условиях аккумулятор храните в течение полутора лет, а при комнатной температуре не более 9 месяцев (при этом не реже одного раза в месяц контролируйте по температуре и плотности электролита).

Минимальная температура батарей при хранении должна быть не ниже минус 30°.

При хранении батарей в зимнее время в неотапливаемых помещениях замеряйте плотность электролита и по таблице 10 определяйте температуру его замерзания.

Таблица 9

 

 

 

Плотность электролита, приведенная к 15е

Климатический район

Время года

j

заливаемого перед пер­вым зарядом в сухозаря­женную и незаряжен­ную батарею

в конце первого заряда

Районы с резко континен­тальным климатом, с тем­пературой зимой ниже —40°

Зима

Лето

1,290

1,250

1,310

1,270

Северные районы с темпе­ратурой зимой до —40°

Круглый

год

1,270

1,290

Центральные районы с тем­пературой зимой до—30°

Круглый

год

1,250

1,270

Южные районы

Круглый

год

1,230

1,250

 

 

Таблица 10

Плотность электролита при 15°

1,1

1,15

1,2

1,25

1,3

1,31

Температура замерзания электролита в°С

— 7

— 14

—25

-50

-68

—66

 

 

 

 

 

Если окажется, что есть опасность замерзания электролита в батарее, то временно перенесите аккумулятор в отапливаемое помещение или подзарядите его, тем самым повысив плотность электролита.

Проверка уровня электролита. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепаратором. Замер уровня электролита производите с помощью стеклянной трубочки диаметром 3—5 мм. Трубочку опустите через заливную горловину до соприкосновения с предохранительным щитком каждого элемента, закройте сверху пальцем руки и выньте.

Высота столбика электролита в трубке соответствует высоте уровня электролита над предохранительным щитком. Если уровень недостаточен, долейте дистиллированную воду. Применять водопроводную воду категорически запрещается.

Зимой воду доливайте непосредственно перед выездом, чтобы избежать ее замерзания.

Измерение плотности электролита. Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи (табл. 11).
Плотность электролита измеряется ареометром. Для измерения плотности электролита после доливки в него воды или после пуска двигателя стартером батарею надо подвергнуть непродолжительному заряду небольшим током или дать ей постоять 1—2 часа для того, чтобы выравнялась плотность электролита.

 

 

 

Таблица 11

 

Плотность электролита, отнесенная к 15°

В конце заряда

При разряде на 25%

При разряде на 50%

1,310

1,270

1,230

1,290

1,250

1,210

1,270

1,230

1,190

1,250

1,210

1,170

 

 

 

При определении степени заряженности аккумуляторной батареи, а также при заливке электролита в новую батарею учитывайте влияние температуры электролита на его удельный вес и всегда вводите соответствующую поправку, руководствуясь данными таблицы 12.

При температуре электролита в элементах более 15е поправку по таблице прибавляют к показаниям ареометра, при температуре электролита ниже 15° поправку вычитают.

Проверка аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой. Для определения неисправности батареи (сульфатация, повреждение пластин и т. д.), а также для ориентировочного суждения о степени ее заряда, кроме проверки плотности электролита, один раз в месяц проверьте состояние каждого элемента батареи под нагрузкой большим током, пользуясь нагрузочной вилкой.

Через каждые 60 часов работы трактора при техническом уходе № 1 выполните следующее:

1. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окислившиеся выводные клеммы батарей, и наконечники проводов зачистите.

2. Проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия батарей.

3. Проверьте уровень электролита в каждом элементе батарей и доведите водой до нормы. Доливать в элементы электролит или кислоту запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что уровень

электролита понизился вследствие его выплескивания.

 

 

 

Таблица 12

 

 

При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот снимите аккумулятор с трактора и подключите на нормальный заряд. В конце заряда доведите плотность электролита до значений, указанных в таблице II.

Доводку производите в несколько приемов при помощи резиновой груши отсасыванием электролита из элемента и доливкой дистиллированной воды при переходе на летнюю эксплуатацию или кислоты плотностью 1,400 при переходе на зимнюю эксплуатацию. Промежутки между двумя добавками воды или кислоты должны быть не менее 30 минут.

Нельзя допускать длительного пребывания аккумуляторной батареи в разряженном или полуразряжен-ном состоянии во избежание сульфатации пластин.

Через 240 часов работы трактора необходимо:

1. Проверить степень разряженности батареи по плотности электролита, для чего:

а) измерьте ареометром плотность электролита в элементах с учетом температурных поправок, указанных в таблице 12;

б) найдите по таблице 10 плотность электролита полностью заряженной батареи в зависимости от климатических условий ее работы;

в) после определения плотности электролита в элементах батарей с учетом поправки на температуру и плотность электролита полностью заряженной батареи определите разряженность ее по таблице 11.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимите с трактора и отправьте для зарядки на аккумуляторную станцию.

2. Проверять целостность бака (отсутствие трещин и просачивание электролита).

После непрерывной работы в течение 18 месяцев аккумулятор снимите с трактора для ремонта. Проведение ремонта аккумуляторов, их зарядка и хранение неработающих аккумуляторов поручайте лицам, прошедшим специальную подготовку.

Подробнее подготовка к эксплуатации аккумуляторной батареи и ее техническое обслуживание помещены в

«Единых правилах ухода и эксплуатации автомобильных и тракторных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей», прикладываемых к трактору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  89   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..