Трактор Т-40, Т-40А. Гидроусилитель руля и его техническое обслуживание

  Главная      Учебники - Трактора     Тракторы Т-40, Т-40А - инструкция по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Трактор Т-40, Т-40А. Гидроусилитель руля и его техническое обслуживание

Гидроусилитель 5 (рис. 60) расположен под капотом в передней части трактора и состоит из корпуса 3 (рис. 61), вала сошки 1, передней 27 и задней 21 крышек.

К распределительному устройству относятся гидроуправляемый золотник 26, пружины 24, упоры 25, гайки передняя 16 и задняя 20.

 

 

 

 

Рис. 61. Гидроусилитель рулевого управления:
1 — вал сошки; 2, 11 — шарикоподшипники; 3, 23 — корпусы: 4 — винт регулировочный; 5 — крышка корпуса верхняя: 6, 7 — гайка-колпачок; 8 — винт регулировочный; 9— предохранительный клапан; 10 — пробка; 11 — штифт; 12 — пружина: 13, 15 — гайки; 16 — гайка передняя; 17 — уплотнение; 18 — поршень; 19 — пружинная шайба; 20 — гайка задняя; 21 — крышка задняя; 22 — винт гидроусилителя; 24 — пружина золотника; 25 — упор; 26 — золотник; 9.7 —крышка передняя.

 

 

Поршень с одной стороны выполнен рейкой и имеет три зуба переменной толщины, которые входят в зацепление с зубьями сектора вала 1, также переменной толщины. При сборке средний зуб поршня устанавливается в среднюю впадину сектора. Регулировку зазора в зацеплении сектора с поршнем производите регулировочным винтом 4.

Во время работы трактора поток масла, подаваемый насосом гидросистемы 11 (рис. 62), делится на две ветви к раздельно-агрегатной гидросистеме и к гидроусилителю. Такое деление потока осуществляется клапаном потока.

Дроссельное отверстие золотника клапана потока рассчитано на перепуск 10—12 л/мин масла, необходимого для работы гидроусилителя.
С увеличением давления в гидроусилителе золотник перемещается вниз и дросселирует выход из клапана в навесную систему. При создании нагрузки в навесной системе золотник перемещается вверх и дросселирует

выход из клапана потока к гидроусилителю. При одновременной нагрузке на обеих ветвях золотник занимает такое же положение, как и при отсутствии нагрузок, т. е. среднее.

При вращении рулевого колеса обе гайки перемещаются относительно поршня таким образом, что одна из них приближается к торцу поршня и дросселирует сливное отверстие, а другая удаляется от соответствующего ей торца, открывая сливное отверстие. При этом поток, который раньше делился пополам и проходил через обе полости, теперь пойдет в основном через полость, в которой открыто сливное отверстие, т. е, разделится пропорционально проходным сечениям. Прохождение через полости разного количества рабочей жидкости сопровождается перепадом давлений, за счет чего золотник 26 перемещается в сторону низкого давления и перекрывает отверстие.

В полости, где закрыто сливное отверстие гайкой, давление повышается, перемещая поршень 18. Поршень будет перемещаться до тех пор, пока водитель будет вращать рулевое колесо. При прекращении вращения рулевого колеса гайка отстает от поршня и открывает сливное отверстие, в результате чего давление в обоих полостях выравнивается и перемещение поршня прекращается, а золотник 26 выставляется в нейтральное положение.

При изменении направления вращения рулевого колеса работа гидроусилителя аналогична.

Для ограничения сжатия и преждевременного выхода из строя пружин 24 в них установлены упоры 25.

Во время поворота одна из гаек сдеформирует пружинную шайбу, при этом усилие на рулевом колесе будет тем больше, чем больше сопротивление на направляющих колесах, т. е. пружинные шайбы являются имитатором нагрузки на направляющих колесах.

В случае увеличения давления выше 110 кгс1смг

масло отжимает шарик предохранительного клапана 7 и, минуя гидроусилитель, поступает на слив в бак 9.

При разборке узла поршня утопите штифт 11

(рис. 61) в задней гайке, как показано на рисунке 63; отверните гайку 20 (рис. 61) и снимите ее вместе с пружинной шайбой 19; вытолкните винт 22 гидроусилителя в сторону передней крышки 27 и выньте золотник 26 с пружинами 24 и упорами 25.

Сборку производите в обратной последовательности. Подпружиненный штифт должен находиться со стороны задней крышки. Перед сборкой все детали промойте в чистом дизельном топливе, а золотник 26 смажьте дизельным маслом. Смазанный золотник должен перемещаться без заеданий под собственным весом.

Винт 22 имеет многозаходную резьбу. Поэтому для правильной установки задней гайки 20 выберите соответствующий заход, при котором суммарный зазор между гайками 16, 20 и поршнем 18 равен 1±0,1 мм.

 

 

 

 

 

 

Рис. 62. Схема гидроусилителя:
I — гайка; 2 — вал сошки; 3 — поршень; 4 — винт; 5 — корпус гидроусилителя; 6 — золотник; 7 — предохранительный клапан; 8 — фильтр; 9 — бак масляный; 10 — клапан потока; 11 — насос гидросистемы.

 

 

 

 

 Для этого:

1. Установите винт в сборе с передней гайкой и передней крышкой в поршень так, чтобы штифт без пружины был впереди или утолщение зуба поршня при его рабочем положении было направлено вниз. Поверните поршень до совпадения отверстия гайки со штифтом.
2. Заметьте положение штифта в поршне и наверните заднюю гайку. При этом, если отверстие под штифт завернутой до упора гайки прошло или не дошло до места расположения штифта более чем на 90°, отверните гайку и поверните ее в сторону на величину угла несовпадения (т. е. поставьте гайку на другой заход резьбы).

3. Поскольку гайки устанавливаются с некоторым натягом на пружинные шайбы, затяните заднюю гайку 20, для чего установите в торцевое отверстие гайки стержень диаметром 7—8 мм на глубину 15—20 мм (рис. 65) и отверткой, вставленной между винтом гидроусилителя и стержнем, поверните гайку до фиксации ее штифтом, который войдет в отверстие гайки со щелчком.

Вставлять стержень в отверстие гайки на большую (чем указано) глубину не рекомендуется, т. к. он будет мешать установке штифта на свое место. Штифт полностью войдет в свое гнездо в гайке, если стержень, вставленный в отверстие гайки до упора в штифт, утопает не более чем на 20 мм.

Техническое обслуживание гидроусилителя — это обслуживание гидросистемы: устранение течи масла через уплотнения и соединения, своевременная доливка масла в бак по меткам масломерной линейки, промывка фильтров. Периодичность промывки фильтров и ее последовательность.

Отрегулированный на заводе предохранительный клапан гидроусилителя пломбируется. Нарушать заводскую регулировку можно только в случаях нарушений параметров регулировки.

Перед регулировкой предохранительного клапана подсоедините к нагнетательной магистрали манометр (выверните пробку 10, рис. 61), а между сошкой и передним брусом с одной из сторон установите упор.
Отверните колпачок и контргайку предохранительного клапана. Запустите двигатель и установите максимальные обороты коленчатого вала. Затем, поворачивая сошку в сторону установленного упора, с помощью рулевого колеса отрегулируйте давление перепуска масла через предохранительный клапан (80—85 кгс/см2 при температуре 15—35*С и 75—80 кгс/см2 при температуре 35—80°С).

После окончания регулировки, не меняя положения регулировочного винта, затяните контргайку и колпачок. Установите на место коническую пробку.

Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодической проверке люфта рулевого колеса и подтяжке всех резьбовых соединений.

Люфт рулевого колеса не должен превышать 25° при работающем двигателе и включенном гидронасосе. В случае увеличения люфта, производите подтяжку

 

резьбовых соединений карданного вала, сошки, проверьте регулировку зацепления сектора вала сошки с зубьями поршня, при необходимости замените изношенные детали.

В гидроусилителе регулируется боковой зазор в зацеплении зубьев сектора вала сошки и поршня. Проверку зазора и при необходимости регулировку производите после окончания двух лет эксплуатации трактора в следующей последовательности:

1. Отверните гайку-колпачок 6 (рис. 61), затем, удерживая регулировочный винт 4 от проворота, отверните контргайку.

2. Регулировочный винт 4 завинтите в крышку не более чем на 1—2 оборота, после чего, придерживая винт 4, затяните контргайку и навинтите колпачок.

В рулевом управлении смазывайте втулки (рис. 60) крестовин карданов, а также через заливное отверстие, закрытое пробкой 3, нижний сферический подшипник.

Капроновые втулки вала 10 рулевого управления работают без смазки и в процессе эксплуатации не смазываются.

Крестовины карданов смазывайте через каждые 60 часов работы трактора путем нагнетания солидола ручным шприцем для густой смазки через пресс-масленку (до появления смазки из зазоров). Нижний подшипник вала сошки смазывайте автолом через 960 часов путем заливки шприцем до нижней кромки заливного отверстия, закрываемого пробкой 3.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..