|
|
СВЕДЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКЕ БОКСА
Преподаватель-тренер
Успех преподавания бокса в дореволюционное время объясняли особым «секретом», которым якобы владел тот или иной преподаватель или тренер. Этому секрету и были будто бы обязаны своими результатами ученики. Теперь мы отлично знаем, что этот «секрет» раскрывается очень просто. Заключается он. во-первых, в личности самого преподавателя: он должен знать во всех тонкостях предмет, который преподает, и уметь понятно, толково, коротко и убедительно разъяснить любой из вопросов бокса; во-вторых, в личности занимающегося и в той доле труда, которую он вложит в занятия боксом. В обязанности преподавателя не входит вести бой со своими учениками наподобие партнера, но он должен уметь показать практически, как производится тот или иной удар, как проводится прием или защита. Этот показ должен быть безукоризненный и четкий. Надо помнить, что ошибки преподавателя воспринимаются учеником. Поэтому одной из главных забот даже опытного преподавателя является неустанная борьба с ошибками, требующая пристального внимания, заботливое исправление их. Преподаватель должен повседневно отдавать себе отчет в том, чего именно он хочет достигнуть на уроке от группы в целом и персонально от каждого ученика. Для этого преподаватель прежде всего должен знать своих учеников, знать, что может дать каждый ученик и что можно от него потребовать. В свою очередь, ученик должен хорошо знать своего преподавателя, понимать, что тот от него хочет, верить преподавателю и уважать его. Это достигается не строгостью, окриком, и дисциплинарными мерами взыскания, а результатами работы, проверяемыми на соревнованиях. Чтобы стать хорошим преподавателем, следует много и усиленно работать, изучая методику и глубоко, детально анализируя все вопросы бокса. Специальное образование и личный боевой стаж могут значительно способствовать деятельности преподавателя, но сами по себе они еще не гарантируют успеха преподавания. Если класс ученика выявляется в процессе соревнований, то класс и квалификация преподавателя определяются, в первую очередь, качествами и боевыми результатами его учеников. Преподаватель должен иметь подробный план и программу обучения и неуклонно следовать им. В плане должны быть предусмотрены все соревнования, в которых примут участие его ученики, а также и такие, в которых они лично не будут участвовать, но посещение которых необходимо в учебных целях. Наблюдение за боем хороших боксеров приносит огромную пользу. В утверждении, что «выучиться боксу можно, глядя на бой чемпиона», бесспорно есть доля истины. Чтобы подготовить ученика, пусть даже одаренного, и сделать его боксером высокого класса, необходимо пройти с ним серьезную школу бокса, сообщить ему ряд специальных знаний, выработать и развить особые навыки и качества, обычно не дающие себя знать у человека, не занимающегося этим видом спорта. У людей с выдающимися природными данными должны быть максимально развиты эти качества, отработаны и направлены соответственно требованиям, предъявляемым боксом. Без выполнения этих условий высокий класс боксера недостижим. В курс бокса входят: 1) теория, 2) практическая выработка техники бокса и 3) прикладная часть. Последняя в свою очередь разделяется на: а) закрепление пройденного материала в учебных боях на ринге и б) общую тренировку. Цель тренировки—укрепить организм занимающихся специальными и общими гимнастическими и другими упражнениями, окончательно выработать и отшлифовать технику, а также закалить молодых боксеров в тренировочных боях, в которых они приобретают боевые навыки, необходимые при предстоящих соревнованиях.
Методы обучения
Для низовых кружков в первый период обучения мы предлагаем использовать синтетический метод. Введенный нами около двадцати лет назад, этот метод дает исключительную экономию сил, средств и времени и весьма полезен при преподавании бокса в кружках и боксерских секциях добровольных спортивных обществ. Особенно действенен этот метод при работе с детьми и школьниками младших возрастных групп (10—14 лет). Подражательная способность у них исключительно ярко выражена, а точный и эффективный показ настолько захватывает юного ученика, что он готов немедленно воспроизвести то, что увидел, со всеми характерными особенностями показанного. Было бы необоснованно и нецелесообразно отказываться от использования этой, присущей подросткам, способности подражать и перенимать. Всякого рода теоретические доказательства при работе с детьми, как показала практика, мало успешны. Наиболее ценных результатов достигает показ действием. Вот почему в начальном периоде обучения синтетический метод мы считаем незаменимым. В последующие периоды, когда занимающийся уже вырос, получил боевую квалификацию и приступил к выработке мастерства, или в тех случаях, когда преподавателю приходится иметь дело с более взрослой группой, следует перейти к так называемому методу «синтеза — анализа». В этих случаях анализ будет играть большую роль, так как подражательная способность выражена значительно слабее, чем у самых юных из этих групп. Однако показ и исполнение приема в целом останутся основой преподавания, тогда как роль анализа будет только вспомогательной. Метод «анализ — синтез — анализ» может применяться лишь в физкультурных учебных заведениях, тренерских школах, на сборах и курсах тренеров и пр. Преподавание на каждом уроке должно вестись по следующей формуле: 1) показ, 2) рассказ, 3) выполнение, 4) корректура. 1. Показ — четкое воспроизведение преподавателем того или иного приема, причем особое внимание уделяется ею деталям. 2. Рассказ представляет собой краткое обоснование деталей приема с указанием на совокупность сил, действующих в нем, тактической целесообразности применения его и пр. 3. Выполнение приема — практическое освоение учениками предложенной и показанной им техники. Прием выполняется обучающимися неоднократно, вначале в замедленном темпе, причем особое внимание обращается на освоение определенной детали приема. Затем вырабатывается скорость выполнения приемов и сила ударов. После этого постепенно усложняется тактическая обстановка (на боевом передвижении) и окончательно прием закрепляется в учебных боях. 4. Корректура — необходимый педагогический прием устранения ненужных, неверных и лишних движений, которые делают ученики при воспроизведении показанных им движений или ударов. Ошибки эти являются следствием либо природных свойств учеников, либо приобретенных ими ложных навыков, и поэтому борьба с ними и исправление их иногда бывают очень трудны и кропотливы. В некоторых случаях они весьма обременяют преподавателя и отнимают у него много труда и внимания. Если своевременно не исправлять эти недостатки, то дурные и порочные навыки могут закрепиться на весьма длительное время. Общая схема урока должна состоять из: а) доработки, шлифовки и закрепления пройденного ранее материала, б) разбора, разработки и детализации материала, намеченного «на сегодня» на предыдущем занятии, в) показа материала, предназначенного для ближайшего урока. Каждый преподаватель, имея детально разработанный план и программу на 5—6 месяцев, должен обеспечить прохождение за этот срок элементарного курса бокса. В дальнейшем молодые боксеры должны будут закрепить приобретенные знания, углубленно проработать серии ударов, приобрести боевые навыки и научиться тактически правильным действиям. В этот период тренировка преобладает над учебной работой.
Расположение материала в уроке и распределение занятий
Основной целью преподавания бокса должно быть достижение наибольших результатов в самый краткий срок и притом «малой кровью». Поэтому разучивание техники ударов и техники способов защиты не должно происходить изолированно одно от другого. Та и другая разучиваются одновременно. Техника каждого приема или удара должна изучаться от простейшего к сложному и усложняться по мере прохождения курса. Такой порядок изучения материала даст возможность ученику постепенно освоить сложную технику бокса, повысить и выработать такие необходимые боксеру качества, как быстрота вообще и быстрота реакции в частности, без которых изучение техники сложных серий невозможно. Вместе с тем постепенно будет подготовляться сердечно-сосудистая система ученика и улучшаться его общее мышечное развитие. Все технические приемы распределяются, во-первых, по тактической форме, например, удары: атакующие, ответные, встречные; во-вторых, по техническому признаку: «на месте», «под шаг левой ногой», «под приставку правой ноги», «с переносом веса тела» на ту или иную ногу, на «поскоке» или другие виды передвижения боксера. Показ преподавателем того или иного приема, удара далеко не всегда достаточен, чтобы этот прием был правильно и легко воспроизведен учениками. Ценность синтетического метода в том, что он при помощи предварительного, специально формирующего данный удар, упражнения, в котором постепенно нарастают слагающие его элементы, дает возможность выполнить требующееся законченное сложное движение. В большинстве случаев все упражнения, формирующие удар, ведутся в одношереножном строю «на ходу», в затылок друг другу, с дистанцией между учениками в 2 шага. На следующем этапе обучения пройденный удар осваивается уже в двух шеренгах, в формах: 1) атакующей, 2) ответной, 3) встречной (последняя форма применяется не всегда), причем одновременно разучивается и применяется основная защита против этого удара. Так, если одна шеренга изучает «атакующую» форму удара, то другая разучивает защиту против этого удара, а преподаватель исправляет грубые ошибки учеников. Затем группа разбивается на пары для совершенствования пройденного удара. После освоения учениками удара и защиты в двух шеренгах, пары прорабатывают этот удар уже при соответствующем боевом передвижении, а преподаватель вносит детальные поправки индивидуального характера. В то же время можно заняться разучиванием вариантов защит. Если требуется, преподаватель в индивидуальном порядке совершенствует с учеником нужный удар на «лапах». Так «ставятся» на «лапах» правильные удары и исправляются порочные. «Поставленный» и выверенный удар закрепляется на соответствующих снарядах. Эта часть работы ученика должна также проверяться преподавателем. Упражнение со снарядом помогая ученику выработать ряд ценных качеств и усовершенствовать тот или иной удар или серию, вместе с тем может вызвать и закрепить некоторые недостатки: ученик, нанося удары по снаряду, безнаказанно атакует его и, не встречая угрозы и возмездия, забывает о страховке, опускает руки и, предоставленный в эти моменты самому себе, вообще «разбалтывается:». Совершенствование разученных ударов в парах в формах атакующей, ответной и встречной при боевом передвижении дает несравненно более ценные результаты. По указанию преподавателя партнер по паре обязан «наказать» товарища легким ударом за всякую неряшливость позиции, раскрытие, опускание рук, отсутствие страховки и пр. Кроме того, такой метод создает обстановку, сходную с условиями учебного боя на ринге. Непосредственно после разучивания каждого удара или приема в парах при боевом передвижении, по возможности в тот же урок, этот удар должен быть применен в учебном бою на ринге. В тех случаях, когда ученик не находит соответствующего момента для применения его в учебном бою, следует сейчас же превратить учебный бой в условный и понудить ученика применить заданный удар несколько раз подряд. Предусмотреть точно, сколько времени нужно для изучения каждого приема всей группой, невозможно. Это зависит от состава группы, способностей занимающихся, от самого преподавателя и метода преподавания. Время от времени преподаватель должен предлагать своим ученикам принять участие на открытых соревнованиях. Первые выступления обычно приурочиваются к окончанию двух-трехмесячной учебы, причем принимается во внимание степень готовности того или иного ученика. Здесь, конечно, нужен индивидуальный подход. Преждевременные бои открытого типа могут нанести непоправимый ущерб молодому боксеру, разочаровать его и оттолкнуть от дальнейших занятий боксом. Преподаватель должен твердо усвоить, что результатами этих выступлений он проверяет не только своих учеников, но и свой метод преподавания.
Схема составления урока
Нагрузки, налагаемые занятиями боксом, значительны и потому должны строго регулироваться преподавателем. Уроком при занятиях боксом называется такого рода занятие, при котором преподаватель в понятной форме и в необходимой последовательности излагает очередной материал, а обучающиеся знакомятся с основами бокса и осваивают их. Учебные бои на ринге являются неотъемлемой частью педагогического процесса и не должны принимать чисто-боевой характер. С того момента, когда определенный комплекс знаний получен и освоен и боксер готовится к предстоящим боям, название «учебный урок» вряд ли может быть сохранено. С этого момента занятия принимают другую форму — «тренировочного урока». Это существенно различные периоды в спортивной деятельности боксера и его руководителя.
Графическое изображение занятий боксера ясно показывает разницу между уроками учебными и тренировочными (см. рис. 1). На этой схеме даны кривые нагрузок и указано отведенное для них время. Обычно урок делится на четыре части: а) вводную, б) подготовительную, в) основную и г) заключительную. Для различных групп занимающихся и содержание урока по боксу будет различно (см. рис. 1).
Урок для группы новичков
Вводная часть — 15 мин. Построение, проверка, перестроения, повороты. Вводная часть при занятиях с группой новичков совершенно необходима, так как она дает возможность преподавателю «взять в руки» обычно еще недостаточно дисциплинированную группу. Подготовительная часть — 35 мин. Разогревание организма, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег. Основная часть — 60 мин. Освоение техники бокса и все способы совершенствования в ней. Сюда же входят и все специальные, формирующие технику, упражнения. В основную часть для новичков включается и бой условный или учебный (2 раунда по 2 мин.). Заключительная часть — 10 мин. Успокаивающие упражнения с целью привести организм в состояние относительного покоя. Всего урок занимает 120 мин., включая в это время все виды отдыха и неизбежные перерывы. Уроки этого типа проводятся в не быстром темпе.
Урок для группы молодых боксеров
На уроке для группы молодых боксеров время распределяется несколько иначе. Вводная часть — 10 мин. Подготовительная часть — 20 мин. Содержание занятий вводной и подготовительной частей примерно такое же, как и для новичков. Основная часть — 60 мин. В нее входят специальные упражнения, обучение технике и совершенствование в ней и пр., а также учебный или тренировочный бой (2—3 раунда по 2—3 мин.). Включаются и добавочные нагрузки, корректирующие упражнения, упражнения на снарядах (3—4 .раунда по 2 мин.), со скакалкой (2 раунда по 2 мин.), специальная гимнастика и пр. Заключительная часть —10 мин. Успокаивающие упражнения с целью привести организм в относительно спокойное состояние. Общее время урока—100 мин. Темп несколько более быстрый, чем на уроках для группы новичков.
Тренировочный урок
Вводная часть — 10мин. Разогревание, разминка, различные клоны, повороты (короткое время на различные упражнения), 2 раунда «боя с тенью». Основная часть — 60 мин. Тренировочный бой (3—4 раунда по 3 мин.)—15 мин.; добавочные нагрузки (2 раунда «боя с тенью» по 3 мин.), упражнения на мешке, груше и прочих снарядах (всего 4 раунда по 3 мин.), упражнения со скалкой (2 раунда по 2—3 мин.)—30мин. Специальные упражнения: гимнастика—15 мин. Заключительная часть — 10 мин. Успокаивающие упражнения. Продолжительность тренировочного урока—80 мин. Темп тренировочных занятий — более быстрый, чем для других групп. Рассматривая схему занятий, мы видим, что на урок в группе начинающих в промежуточной группе и в группе тренирующихся отводится неравное время. Это обусловливается различным темпом и содержанием работы, а, следовательно, различной нагрузкой на организм занимающихся. Некоторое недоумение может вызвать схема урока группы тренирующихся. Вершина кривой здесь резко передвинута к началу занятий. Однако это необходимо, так как, во-первых, приближает тренирующихся к условиям боя на ринге во время соревнований; во-вторых, тренировочный бой при подготовке к соревнованиям требует мобилизации всех сил тренирующегося, и его нервно-психическое состояние должно быть свежее. Бой, отнесенный к концу урока, когда боксер уже утомлен, неполноценен: будет наблюдаться пониженная реакция, некоторая заторможенность, вялость движений боксера, и он не сможет творчески вести бой — применять в бою наиболее правильную тактику. Опасение, что большие нагрузки при бое в первые же минуты урока могут вызвать нежелательные органические изменения, опасные для деятельности сердца и пр., как показала практика, неосновательно. Организм тренирующегося к этому периоду обычно уже настолько подготовлен, что большие нагрузки тренировочного урока не оставляют никаких отрицательных следов на здоровье боксера.
Бой на уроке
Бой на ринге при обычных занятиях боксом мы вводим в обязательном порядке. Без этого ни знание теории бокса, ни изучение и шлифовка техники, ни работа на снарядах и прочие упражнения на уроках бокса никогда не превратят занимающегося в боксера. Есть очень точное выражение этой простой истины: «боксер растет в боях». Здесь верна аналогия с воином. Как бы ни обучались солдаты и как бы совершенны ни были их подготовка и знания, но, не бывшие в боях и не обстрелянные, они иногда слабее и менее подготовленных технически «бывалых солдат», «старых вояк». В мирное время для проверки боевой готовности войск проводятся примерные бои, сражения, маневры, приближающие бойца к условиям настоящего боя. Аналогичны маневрам и проводимые на ринге учебные и тренировочные бои. В боксе различают несколько видов боя; основные из них: «условный», «учебный», «учебно-тренировочный», «тренировочный» («спарринг») и «вольный бой». Условный бой строится по плану преподавателя, причем обязательно применяется определенный удар или прием в бою на ринге. Например, дается задание провести раунд боя только левой рукой, или применять только прямые или иные, точно указанные преподавателем, удары и т. п. Обычно такой бой проводится для новичков, он побуждает их применять различные удары, а не только те, которые они уже освоили. Следующая, наиболее распространенная форма боя, которая разучивается в основном во время всего прохождения курса бокса, это учебный бой. Такой бой, являясь промежуточным и переходным к тренировочной форме боя, отличается от условного тем, что в нем используется весь пройденный материал. Преподаватель контролирует бой, проверяет отдельные моменты и детали, вносит на ходу необходимые поправки и делает указания о темпе и технике боя. Этот бой ведется на ударах «в полсилы». Тренировочный бой («спарринг») применяется на занятиях группы боксеров, закончивших учебу или тренирующихся к соревнованиям. От настоящего боя на ринге он отличается тем, что проходит не в официальной обстановке матча и не имеет соревновательного характера. Цель его — чисто тренировочная, в условиях, максимально приближающих партнеров к обстановке зачетного матча. Темп, свободное распоряжение средствами боя, выбор технических средств, тактического маневра и пр. предоставляют самим боксерам-партнерам. Но они до конца остаются партнерами, а не противниками на соревнованиях, и их бой является не чем иным, как взаимной помощью друг другу. В нем допускается пользоваться защитным шлемом (маской), перчатками тренировочного типа (14—16 унций), разрешается смазывать лицо вазелином. Сила ударов бывает обычно не полная, а темп и число раундов устанавливаются по заданию или договоренности. Вольный бой — основной вид боя, применяемый на соревнованиях. При обычных занятиях секции бокса он применяется в случаях просмотра и проверки боксеров, например: для отбора в команду, для участия в особо ответственных соревнованиях и пр.
Подготовка к соревнованиям
Подготовка к соревнованиям состоит в основном из тренировки и режима. В тренировку входят все упражнения, цель которых — довести организм до полной готовности к разрешению всех задач, поставленных перед бойцом условиями предстоящего боя. К тренировке относятся совершенствование техники, увеличение быстроты, выносливости, а также воспитание необходимых волевых и моральных качеств. Режим является не менее важным фактором в процессе подготовки бойца. Под режимом подразумевается правильная организация дня, в котором трудовые процессы и отдых распределены по определенному плану в едином и строго выдерживаемом порядке. Какого бы высокого класса ни был боксер, без тщательной подготовки он не может рассчитывать на успех в соревнованиях. Период подготовки занимает примерно 3—5 недель и зависит как от индивидуальных качеств боксера, так и от степени его готовности. Для определения сроков подготовки и ее характера имеет немаловажное значение и то, давно ли боксер участвовал в матчах. Во всех случаях тренер учитывает эти обстоятельства, вырабатывает план тренировок и режима и готовит бойца, строго придерживаясь этого плана. Подготовка и тренировка к ответственным соревнованиям обычно ведутся ежедневно в следующем порядке: один день — «большой» тренировки, следующий день — «малой». В некоторых случаях тренировка проводится Э—4 раза в неделю. День большой тренировки начинается с небольшой прогулки в 1,5 —2 километра и в не быстром темпе (не быстрый бег, бой с тенью на ходу и прочие упражнения, не дающие больших нагрузок). Вечером тренировка: в полном объеме. Тренировочный бой обязателен. День малой тренировки также начинается с прогулки около 1 часа в более быстром темпе. Прогулка изобилует пробежками, спуртами и осложняется всевозможными препятствиями, прыжками через барьеры, канавы. Бой с тенью обязателен. Выбор нагрузок и упражнений зависит от изобретательности тренера, регулирующего темп и определяющего содержание прогулки. Прогулка должна быть до предела насыщена, она должна создавать жизнерадостное настроение, но не вызывать переутомления. Заканчивается прогулка во всех случаях в замедленном темпе, чтобы привести организм в состояние относительного покоя. Тренировочные занятия в зале в этот вечер должны состоять из ряда специальных и гимнастических упражнений, усиленной работы на снарядах, боя с тенью, работы со скакалкой и пр., но без тренировочного боя. Начало тренировочного периода характеризуется постепенным увеличением нагрузок на организм тренирующегося. Когда же боксер «войдет в форму» и втянется в работу, нагрузки могут быть доведены до предела и по отягощению, и по количеству времени, и по темпу. Нагрузки достигают предела примерно на третьей неделе тренировочного периода (при одном месяце тренировки). Последний период характеризуется уменьшением нагрузок, а за З — 4 дня до боя тренировки в зале прекращаются. Остаются лишь прогулки, притом без особых нагрузок, в не быстром темпе. Тренер должен зорко следить за состоянием боксеров в период тренировки к соревнованиям и не упускать из виду общее состояние тренирующихся. Если тренируется к соревнованиям группа, то некоторые боксеры могут оказаться недотренированными, а другие перетренированными. Первые не смогут выявить в бою все свои возможности, но это все же лучше, чем если боксер окажется перетренированным. Такой боксер в бою будет вял, безинициативен, безразличен к происходящему на ринге и обречен на проигрыш. Контроль за весом боксера и наблюдение за его состоянием и общим самочувствием в период тренировки поможет тренеру определить степень готовности боксера и не дать ему перетренироваться. Исчезновение у боксера интереса к тренировочному бою, вялость, раздражительность, продолжающаяся потеря веса, несмотря на общую готовность, — все это является тревожным сигналом о наступающей перетренированности боксера. В таких случаях следует немедленно и значительно уменьшить нагрузки, а иногда даже временно прекратить тренировку. К режиму относятся: 1) работа, тренировка, 2) отдых, сон, 3) питание. Тренер должен следить, чтобы боксер при помощи разумной тренировки нашел свойственный ему вес. Выступать в более легкой весовой категории значительно легче, но искусственная сгонка веса, особенно более двух-трех килограммов, совершенно не обеспечивает успеха; боксер-сгонщик много, а часто непоправимо, теряет и в силе, и в выносливости. Всякого же рода эксперименты искусственной сгонки веса у юношей и, особенно, у детей не только недопустимы, но и преступны. Такая сгонка весьма отрицательно отзывается на росте, общем развитии и здоровье молодых боксеров. Питание имеет большое значение при подготовке боксера, но это относится лишь к высококвалифицированным боксерам, готовящимся к ответственным матчам. В этом случае следует тщательно выбирать меню, в частности, мясо и сахар (в различном виде) должны входить в пего в достаточном количестве. Для всех остальных групп боксеров и, особенно, для новичков, вопросы тренировки и режима не имеют такого значения. Обычный метод занятий, несколько заостренный в его боевой части, при соблюдении обычного правильного режима питания и сна, совершенно достаточен, чтобы любой из начинающих и молодых боксеров, а тем более из детской группы, мог с успехом выступать в зачетных и квалификационных боях на ринге.
|
|
|