МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ

  Главная      Учебники - Спорт     Спортивная борьба (классическая, вольная, самбо) (Н.М. Галковский, А.3. Катулин) - 1968 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

МЕТОДИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-БОРЦОВ

 

Изучение педагогического опыта и его значение

 

Одним из основных источников познания новых закономерно­стей в подготовке и воспитании спортсменов-борцов является педагогический опыт, в особенности опыт передовых тренеров. Но механический перенос опыта ничего не дает. Необходимо най­ти повторяемость в методах, способах, приемах и т. д. в процессе обучения, тренировки и соревнований. Это позволит отыскать важные закономерности в подготовке борцов.

Целью настоящего раздела является краткая характеристи­ка научно-педагогической методики исследования в области борь­бы, а также методов педагогического контроля.

Наиболее качественное и полное изучение различных сторон спортивной тренировки борцов происходит в результате вычле­нения наиболее существенных сторон данного явления с после­дующим синтезированным обсуждением полученных результатов.

Вот почему в любом исследовании важно не только получить фактический материал, но, главное, правильно истолковать его.

 

Выбор проблемы (темы) исследования

 

Задачи, методы и организация исследования обусловливаются состоянием вопроса, его актуальностью, степенью разработки, а также запросами из практики борьбы. Поэтому изучение состоя­ния вопроса по данным педагогической литературы и смежных с ней наук, анализ опыта работы тренеров и преподавателей по борьбе могут служить основанием для определения темы или проблемы исследования, разработки рабочей гипотезы и задач исследования.

 

Разработка проблем (тем) исследования

 

После определения проблемы исследования разрабатывают рабочую гипотезу — научное предвидение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.

Приведем примерный план разработки рабочей гипотезы. Из­вестно, что между анализаторами имеется тесная связь, кото­рая регулируется центральной нервной системой. При выключе­нии какого-либо из них обостряются другие.

По данным литературы, а также из жизни известно, как вы­соко развиты тактильная чувствительность и мышечное чувство у слепых и глухонемых. Это позволяет предположить, что для совершенствования координации движений, в частности техничес­кого мастерства борца, необходимо прибегнуть к опытам с вы­ключением анализаторов у спортсменов.

На основании этих предварительных материалов создается возможность определить проблему исследования, например выяс­нить взаимосвязь между анализаторами спортсмена и его тех­ническим мастерством, а также выдвинуть рабочую гипотезу, суть которой состоит в следующем: при выключении зрительного анализатора обостряется мышечное чувство, которое улучшает условие совершенствования излюбленных приемов.

Выдвинутое теоретически обоснованное предположение а дальнейшем подтверждается или опровергается экспериментом.

Разработка задач исследования. Особое значение в исследо­вании приобретает правильный подход к проблеме, к разработке задач и методов исследования.

Задачи исследования определяются таким образом, чтобы они имели педагогическую направленность и при их решении можно было бы объяснить изучаемую проблему, т. е. доказать или от­вергнуть рабочую гипотезу.

Выбор методов исследования. Задачи исследования как бы диктуют выбор методов и предусматривают необходимую орга­низацию исследования.

Методы исследования должны подбираться так, чтобы они надежно оснащали решение поставленных задач. В комплексе необходимых методов может определиться ведущий метод.

Комплексность исследований. Опыт научных работ последних лет говорит о необходимости проведения педагогических иссле­дований по борьбе в содружестве со смежными науками (спор­тивная физиология, медицина, биомеханика, психология, мате­матика и др.).

Это позволяет глубже проникать в изучение проблемы подго­товки борца, познать скрытые для педагогического глаза явле­ния, улучшить и ускорить подготовку борцов и взаимно обога­тить научное направление.

 

 

Обработка материалов исследования.

 

В процессе работы необходимо применять различные графи­ческие методы, а также методы математической статистики. Это поможет правильно истолковать полученный фактический мате­риал. Чаще всего при обработке фактического материала огра­ничиваются определением средней арифметической величины. Но это только первый шаг к последующей более глубокой обработке материалов. Надо применять вычисление среднего квадратич­ного отклонения, коэффициент корреляции, критерий достовер­ности и др.

При проведении исследований необходимо иметь в виду кри­терии оценки их качества.

Выводы научной работы должны отвечать поставленным пе­дагогическим задачам. С одной стороны, они должны носить, общетеоретический характер, а с другой — отличаться большой конкретностью и быть доказуемы (практически пригодными). Вы­воды должны вытекать из обсужденного материала. Причем с особой осторожностью необходимо переходить от полученных конкретных данных к широким обобщениям.

Очень важна оригинальность и новизна в подходе к решению задач поставленной работы, а также в разработке и применении методов исследования. Важно также учитывать четкость и глу­бину разработанного плана научной работы, фактический мате­риал, анализ литературы и т. д.

В большинстве случаев (если это не теоретическая работа) научная работа должна иметь план внедрения в практику. Внед­рение полученных результатов в практику должно идти не толь­ко путем публикации, докладов, но и путем непосредственной по­мощи преподавателям и тренерам в их работе.

 

 

Педагогический эксперимент

 

Педагогический эксперимент — один из основных и наиболее эффективных методов исследования, используемых в спортивной борьбе. Этот метод дает возможность детально изучать процесс обучения и тренировки путем преднамеренного его изменения. Причем следует проверять эти измененные варианты несколько раз в различной обстановке.

Прежде чем приступить к эксперименту, необходимо вырабо­тать рабочую гипотезу, составить план, подготовить точную си­стему регистрации тех показателей, которые являются важными в проводимом исследовании.

Существуют два основных типа экспериментов. К первому от­носят такой, при котором имеется только экспериментальная группа и нет контрольной или она подразумевается. Ко второ­му— такой, при котором имеется одна или несколько контроль­ных и экспериментальных групп.

Особенность первого типа эксперимента заключается в том, что исследователю нет необходимости уравнивать состав конт­рольных и экспериментальных групп, как при втором типе.

Первый тип эксперимента обычно применяют в исследованиях высококвалифицированных спортсменов в том случае, когда создается большая трудность в подборе равноценных пар бор­цов (например, исследователь желает определить эффективность двух или нескольких вариантов совершенствования приемов).

Для этого с помощью необходимых тестов по технической подготовке у занимающихся оценивают исходные показатели, после чего применяют один из вариантов совершенствования приемов. Через определенный промежуток времени исследова­тель снова оценивает (по тестам) результаты выполнения прие­ма занимающимися и, сопоставив начальные и конечные данные, выявляет сдвиги, которые произошли под воздействием этого ва­рианта тренировки. А еще через некоторое время таким же спо­собом апробируются последующие варианты, причем их провер­ка может происходить несколько раз (на других группах).

На основе сдвигов в технической подготовленности борцов выявляют лучший вариант.

Можно поступать и так: на группе занимающихся, в которой применялась общепринятая методика, проверяется эффектив­ность какого-либо комплекса упражнений.

Сдвиги, наблюдаемые в подготовленности борцов в связи с применением указанных выше вариантов тренировки, сопоставля­ются с результатами спортсменов, которые тренировались по об­щепринятой методике.

Второй тип эксперимента обычно применяется в исследовани­ях борцов низкой квалификации там, где имеется возможность привлечь большое количество примерно равных по подготовлен­ности спортсменов.

Для большей объективизации эксперимент следует проводить способом «перекрестного изучения», при котором новые методы проверяются взаимно на разных группах (например, на первой группе проверяется первый метод, на второй — второй, затем на первой группе проверяется второй метод, а на второй — первый).

Объективность данных, полученных в результате эксперимен­та, во многом зависит от способа регистрации изучаемых показа­телей. В настоящее время в борьбе применяются следующие спо­собы измерения и фиксации явлений, наблюдаемых в педагоги­ческом процессе: контрольные испытания и оценка спортивных состязаний; регистрация занятий в педагогических схемах на­блюдений; динамография в сочетании с киносъемкой и др.

Данные измерений и .наблюдений вносятся в протоколы с обя­зательным указанием даты, времени проведения исследования, состава испытуемых и т. д.; результаты обработки полученных данных могут быть выражены в форме таблиц, графиков, схем.

К данным, выявленным в ходе эксперимента, нужно отно­ситься критически. Результат, полученный в однократном корот­ком эксперименте, относителен. Без тесного увязывания резуль­татов практики и эксперимента, без их повторной проверки нельзя делать окончательных выводов.

Только совокупность результатов педагогического экспери­мента и данных, выявленных другими методами исследования, может привести к глубокому и всестороннему раскрытию зако­номерностей спортивной тренировки.

Модельный эксперимент. Этот метод исследования часто при­меняется в практике научно-исследовательской работы по борь­бе. Модель — это воспроизведение явления в определенных ус­ловиях, искусственно построенных с целью дальнейшего его изу­чения или применения. В модельном опыте можно повторить необходимое число раз анализируемое явление. Оно может вос­производиться в упрощенной, но более точной форме, например нагрузка или взаимодействие борца со сбивающими факторами схватки и т. д.

В модельном опыте имеется возможность использовать углуб­ленные методы исследования и тем самым более подробно рас­крыть обнаруженную закономерность.

Существенными признаками модели являются: наглядность, известное отвлечение, элемент научной и творческой фантазии, использование  аналогии  с практической  действительностью.

В ходе применения модели в экспериментальной работе шли­фуются, уточняются ее отдельные стороны.

В первоначальный вариант опыта вносятся коррективы. Ва­риант как бы превращается в модель второго, третьего и т. д. порядка. В конечном итоге модель может служить методом или формой тренировки, локально воздействующим на какую-то сто­рону подготовки спортсмена.

Пока что опыт использования моделирования в педагогике касается средств воздействия на спортсмена. Например, в схват­ке борцу постоянно мешают выполнять технические действия. Для того чтобы точно определить, как влияют на проведение приема некоторые помехи (например, изменение дистанции), была применена следующая модель. На динамографической платформе борец выполнял прием с чучелом с различных дис­танций 0—30—40 см, 70—80—90 см, с разным усилением силы отрыва чучела от ковра и т. д. При этом регистрировались биото­ки мышц, дыхание, форма движения.

Лабораторные педагогические опыты. Лабораторный опыт да­ет возможность изучать какое-либо явление в наиболее простых, отвлеченных от соревнований условиях и с большей точностью.

Эти условия помогают выделять наиболее интересные сторо­ны явления и воспроизводить его необходимое число раз. Напри­мер, изучение силы или быстроты групп мышц борца можно проводить в лабораторных условиях с применением различных методов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..