СБОР И АНАЛИЗ ДАННЫХ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

 

2.11 СБОР И АНАЛИЗ ДАННЫХ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

Сбор данных о безопасности полетов и вопросы качества


 

      1. Основанный на данных процесс принятия решений является одним из наиболее важных аспектов системы управления. Виды данных по безопасности полетов, подлежащие сбору, могут включать донесения об авиационных происшествиях и инцидентах, событиях, фактах несоблюдения, отклонениях и опасных факторах. Качество данных, используемых для обеспечения эффективного процесса принятия решений, должно учитываться в течение всего периода разработки и реализации ГосПБП и СУБП. К сожалению, многие базы данных не обладают качеством данных, необходимым для надежной основы, обеспечивающей оценку приоритетов в области безопасности полетов и эффективность мер по уменьшению рисков. Если не учитывать ограничения данных, используемых для обоснования управления факторами риска для безопасности полетов и гарантии безопасности полетов, это может привести к искажению результатов анализа, что в свою очередь может стать причиной принятия неправильных решений и дискредитировать процесс управления безопасностью полетов.


         

      2. Учитывая важность качества данных, организации должны оценивать данные, используемые для обоснования управления факторами риска для безопасности полетов и гарантии безопасности полетов, по следующим критериям:


         

        1. Пригодность. Собранные данные приемлемы согласно установленным критериям для их планируемого использования.


           

        2. Полнота. Присутствуют все относящиеся к делу данные.


           

        3. Непротиворечивость. Степень, в которой измерение соответствующего параметра является последовательным, может быть повторено и позволяет избежать ошибок.


           

        4. Доступность. Данные доступны для анализа.


           

        5. Своевременность. Данные относятся к рассматриваемому периоду времени и доступны в короткий срок.


           

        6. Защита. Данные защищены от непреднамеренных или злоумышленных изменений.


           

        7. Точность. В данных отсутствуют ошибки.


           

          При учете указанных семи критериев качества данных результатами анализов данных о безопасности полетов будут наиболее точные сведения, которые можно использовать для обоснования принимаемых стратегических решений.


           

          База данных о безопасности полетов


           

      3. В контексте сбора и анализа данных о безопасности полетов, термин "база данных о безопасности полетов" может включать следующие виды данных или информации для подтверждения результатов анализа:


         

        1. данные о расследовании авиационного происшествия;


           

        2. данные по обязательному расследованию инцидентов;


           

        3. добровольно предоставляемые данные;


           

        4. данные о поддержании летной годности;


           

        5. данные о контроле эксплуатационных характеристик;


           

        6. данные об оценке факторов риска для безопасности полетов;


           

        7. данные из заключений/отчетов по результатам проверок;


           

        8. данные из исследований/обзоров о безопасности полетов; а также


           

        9. данные о безопасности полетов, предоставляемые другими государствами, региональными организациями по контролю за обеспечением безопасности полетов (RSOO) или региональными организациями по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (RAIO) и т. д.


           

      4. В зависимости от контекста база данных о безопасности полетов может давать ссылки на государственную(ые) базу(ы) данных, созданную(ые) в рамках ГосПБП, или внутреннюю(ии) базу(ы) данных поставщиков обслуживания, созданную(ые) в рамках СУБП. Добровольные донесения могут поступать от эксплуатационного персонала (поставщиков обслуживания, пилотов и т. д.), а кроме того от пассажиров или общественности.


         

      5. Множество данных в базе данных о безопасности полетов представлены в виде отчетов о сложных событиях, таких как авиационные происшествия и инциденты. Отчеты, хранящиеся в таких базах данных, обычно дают ответ на целую серию вопросов. Кто участвовал в событии? Что послужило причиной составления отчета? Когда произошло событие? Где произошло событие? Наконец, почему оно произошло? Базы данных других видов относятся к достаточно узкому кругу вопросов. Это может быть полетная информация, погодные условия или данные об интенсивности воздушного движения. В таких отчетах содержатся только голые факты.


         

      6. Обычно база данных о безопасности полетов размещается в разных местах организации. Многие организации предоставляют доступ к базам данных через интерфейс, позволяющий аналитикам, занимающимся проблематикой безопасности полетов, находить и просматривать отчеты, которые их интересуют. Отчеты можно просматривать по отдельности или объединяя их в крупные файлы. Аналитические инструменты позволяют аналитикам просматривать данные в разных форматах: электронные таблицы, карты, графики разных видов.


         

      7. Для гарантии того, что базы данных будут восприняты и использованы правильно, информация, касающаяся баз данных (т. н. метаданные), должна быть документально оформлена и доступна пользователям. Метаданные включают описания полей, изменений, внесенных в базу в течение продолжительного времени, правила пользования, форму сбора данных и ссылки на допустимые значения.


         

      8. Значительное число баз данных о безопасности полетов были независимо разработаны различными организациями, имеющими подчас очень специфический круг ответственности и потребность в анализе. Для того чтобы дать возможность аналитикам, занимающимся безопасностью полетов, посмотреть на эти вопросы под другим углом, необходимо создавать центры объединения информации по безопасности полетов, которые могли бы пользоваться информацией из самых разных источников, применять общие стандарты данных, консолидировать метаданные и загружать информацию на общие платформы, размещаемые в централизованных хранилищах данных.


         

      9. После обработки данных о безопасности полетов они становятся доступными аналитикам, занимающимся проблематикой безопасности полетов, через общий интерфейс и общий набор аналитических инструментов. В случае если аналитику потребуются данные из нескольких разных источников, применение общих стандартов данных позволит техническим специалистам извлечь данные из требуемых баз данных и создать совершенно новую базу данных. Схема государственной системы данных о безопасности полетов представлена на рис. 2-8, там указаны вводимые данные, процессы и выходные данные, относящиеся, соответственно, к сбору, анализу и обмену данными о безопасности полетов.


         

        Вводимые данные (Сбор)

         

        Процессы

        (Анализ)

         

        Выходные данные (Обмен)

         
        • отчеты об авиационных происшествиях и инцидентах;

        • системы добровольного представления данных об инцидентах;

        • системы обязательного представления данных об инцидентах;

        • системы сбора эксплуатационных данных (предоставленные непосредственно поставщиками обслуживания);

        • системы сбора данных по надзору за безопасностью полетов

        • инструменты сбора данных и системы управления данными, позволяющие выявлять и хранить данные, полученные с помощью:

          • систем представления данных об авиационных происшествиях и инцидентах;

          • систем сбора эксплуатационных данных;

          • систем сбора данных по надзору за безопасностью полетов;

          • рекомендаций по результатам расследований авиационных происшествий и серьезных инцидентов;

        • методы анализа для оценки известных и новых рисков с помощью данных из всех имеющихся источников;

        • показатели безопасности полетов, целевой и пороговый уровни (индивидуальный или агрегированный уровни) для оценки эффективности обеспечения безопасности полетов и выявления нежелательных тенденций;

        • разработка процессов наблюдения за безопасностью полетов с учетом имеющихся рисков, включая приоритизацию инспекций и проверок

        • рекомендации по безопасности полетов, публикуемые соответствующими государственными органами на основе всех данных, вводимых в систему данных о безопасности полетов;

        • отчеты о показателях безопасности полетов, заданных и пороговых уровнях (поставщик обслуживания и государство), полученные с помощью анализа вводимых данных, включая:

          • сравнительные анализы;

          • анализы исторических тенденций;

          • корреляцию между проактивными показателями и выходными данными по безопасности (авиационные происшествия и серьезные инциденты);

        • обзоры государственных нормативных актов и процедур надзора, включая приоритизацию надзорной деятельности с учетом областей наибольшего риска;

        • административные меры, требуемые для обеспечения безопасности полетов;


         

        image

        • обмен информацией, касающейся вопросов безопасности полетов, между государственными регламентирующими органами и органами, занимающимися расследованием авиационных происшествий;

        • обмен информацией, касающейся вопросов безопасности полетов, между поставщиками обслуживания, регламентирующими органами и органами, занимающимися расследованием авиационных происшествий на национальном, региональном и международном уровнях


         

        Рис. 2-8. Схема государственной системы данных о безопасности полетов


         

        Анализ данных о безопасности полетов


         

      10. После сбора данных о безопасности полетов из различных источников организации должны выполнить необходимый анализ для выявления опасных факторов и контролирования их потенциальных последствий. Другими целями анализа могут быть:


         

        1. содействие в принятии решения о том, какие дополнительные факты необходимы;


           

        2. установление скрытых факторов, определяющих недостатки в сфере обеспечения безопасности полетов;


           

        3. содействие в подготовке обоснованных выводов; а также


           

        4. отслеживание и оценка тенденций и показателей эффективности в области обеспечения безопасности полетов.


           

      11. Анализ безопасности полетов часто бывает итеративным процессом с множеством циклов. Он может включать как количественные, так и качественные показатели. Отсутствие исходных количественных данных заставляет больше полагаться на качественные методы анализа.


         

      12. В суждениях человека может присутствовать определенная доля предвзятости, основанная на его прошлом опыте, что способно повлиять на толкование результатов анализа или проверки гипотез. Одной из наиболее часто встречающихся форм ошибок в суждениях является так называемая "предвзятость подтверждения". Это тенденция искать и оставлять только ту информацию, которая подтверждает то, что человек уже считает правильным.


         

        Аналитические методы и средства


         

      13. Для анализа безопасности полетов могут быть использованы следующие методы:


         

        1. Статистический анализ. Этот метод может быть использован для оценки значения выявленных тенденций в области безопасности полетов, часто отображаемых в виде рисунков и графиков при графическом представлении результатов анализа. Хотя статистический анализ может обеспечить важнейшую информацию в отношении значения тех или иных тенденций, качество данных и методы анализа должны быть проверены самым тщательным образом во избежание ошибочных выводов.


           

        2. Анализ тенденций. Путем отслеживания тенденций в данных о безопасности полетов можно прогнозировать будущие события. Возникающие тенденции могут указывать на зарождающиеся опасные факторы.


           

        3. Сравнения с нормативами. Возможна ситуация, когда отсутствуют достаточные данные для создания фактической основы, которая позволила бы провести сравнение обстоятельств возможных событий. В таких случаях возможно потребуется обратиться к реальному опыту в аналогичных эксплуатационных условиях.


           

        4. Моделирование и испытания. В некоторых случаях опасные факторы могут проявиться в процессе моделирования или лабораторных испытаний для подтверждения последствий для безопасности полетов использования существующих или новых видов авиационных работ, оборудования или процедур.


           

        5. Привлечение экспертов. Мнение коллег и специалистов может быть особенно полезно при оценке опасных факторов разнообразного характера, относящихся к конкретному небезопасному состоянию. В деле определения наилучшего курса корректирующих действий может также оказать помощь группа экспертов в различных областях, сформированная для оценки фактов, свидетельствующих о небезопасном состоянии.


           

        6. Анализ затрат/выгод. Принятие рекомендуемых мер контроля над факторами риска для безопасности полетов может зависеть от достоверности анализа затрат/выгод. Затраты на реализацию предлагаемых мер соизмеряются с выгодами, которые предполагается получить в течение определенного времени. Иногда анализ затрат/выгод может показать приемлемость последствий риска для безопасности полетов с учетом времени, усилий и затрат, необходимых для осуществления корректирующих действий.


           

          Управление информацией о безопасности полетов


           

      14. Эффективное управление безопасностью полетов "обеспечивается данными". Действенное управление базами данных организации является основополагающим условием эффективного и надежного анализа безопасности полетов с использованием консолидированных источников информации.


         

      15. Создание и ведение базы данных о безопасности полетов дает сотрудникам организации важнейший инструмент системы мониторинга вопросов, связанных с безопасностью полетов. Имеется широкий выбор относительно недорогих электронных баз данных, способных обеспечить выполнение требований организации, касающихся управления данными.


         

      16. В зависимости от масштаба и сложности организации, требования, предъявляемые к системе, могут включать определенный набор возможностей по эффективному управлению данными о безопасности полетов. В общем виде система должна:


         

        1. иметь удобный для пользователя интерфейс для ввода и запроса данных;


           

        2. обладать способностью преобразовывать большой массив данных о безопасности полетов в значимую информацию, обеспечивающую процесс принятия решений;


           

        3. способствовать уменьшению нагрузки на руководителей и сотрудников, занимающихся вопросами обеспечения безопасности полетов;


           

        4. функционировать при достаточно небольших затратах


           

      17. Для того, чтобы пользоваться потенциальными возможностями баз данных о безопасности полетов, необходимо иметь общее представление о том, как они функционируют. Хотя любую информацию, сгруппированную в определенном порядке, уже можно считать базой данных, бумажные картотеки с их простой системой подшивки и хранения документов могут подойти только для деятельности весьма незначительного масштаба. Хранение, регистрация, поиск и извлечение данных при использовании бумажных картотек является весьма трудоемким делом. Поэтому данные о безопасности полетов целесообразно хранить в электронной базе данных, значительно облегчающей запрос хранящейся информации и генерирование аналитических материалов в различных форматах.


         

      18. Функциональные характеристики и особенности разных систем управления базами данных различны, поэтому необходимо изучить каждую из них, прежде чем выбрать наиболее подходящую систему. Базовые функциональные характеристики должны позволить пользователю выполнять, в частности, такие операции:


         

        1. регистрировать связанные с безопасностью полетов события по различным категориям;


           

        2. увязывать события с относящимися к ним документами (например, отчеты и фотографии);


           

        3. отслеживать тенденции;


           

        4. составлять анализы, схемы и отчеты;


           

        5. проверять архивные данные;


           

        6. обмениваться данными о безопасности полетов с другими организациями;


           

        7. следить за ходом расследования событий;


           

        8. следить за реализацией корректирующих действий


           

          Защита данных о безопасности полетов


           

      19. Учитывая потенциальную возможность ненадлежащего использования данных о безопасности полетов, предназначенных исключительно для целей повышения уровня безопасности полетов, начинать управление базой данных следует с защиты данных. Администраторы баз данных должны учитывать как необходимость защиты данных, так и доступа к ним тех, кто может содействовать повышению безопасности полетов. Аспекты защиты включают:


         

        1. адекватность правил "доступа к информации" по отношению к требованиям управления безопасностью полетов;


           

        2. политику организации в области защиты данных о безопасности полетов, ограничивающую предоставление доступа к базам кругом тех лиц, которым он требуется "в силу служебной необходимости";


           

        3. обезличивание, то есть исключение всей информации, которая может позволить третьей стороне идентифицировать отдельных лиц (например, номера рейсов, дата/время, место и тип воздушного судна);


           

        4. обеспечение безопасности информационных систем, хранения данных и сетей связи;


           

        5. запрещение несанкционированного использования данных.


 

Дополнительная информация о защите данных о безопасности полетов представлена в добавлении 5 к главе 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..