ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 58

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     56      57      58      59     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 58

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

18

6.

Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия

Инвестиции  в  ассоциированные  компании  и  совместные  предприятия  по  состоянию  на 30 июня
2015 г. и 31 декабря 2014 г. включали:

Доля владения Группы

Балансовая стоимость

инвестиции

Вид деятельности

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

Ассоциированные компании

млн. руб.

млн. руб.

The Breakers Investments B.V.

(ЗАО «Трансмашхолдинг»)

Производство локомотивов

и подвижного состава

25% + 1 акция

25% + 1 акция

12 501

14 835

ОАО «Центральная пригородная

пассажирская компания»

Пригородные перевозки  25% + 1 акция 25% + 1 акция

2 733

2 240

Прочие

2 772

2 692

Инвестиции в ассоциированные

компании

18 006

19 767

Совместные предприятия
АО «Кедентранссервис»

Контейнерные перевозки

50%

50%

3 343

3 246

АО «Росжелдорпроект»

(Примечание 13)

Научно-исследовательские

разработки

25% + 1 акция

1 869

ОАО «Первая нерудная компания»

Добыча, переработка и

продажа нерудных полезных

ископаемых

25% + 2 акции 25% + 2 акции

540

1 214

ОАО «Новосибирский стрелочный

завод»

Производство запасных

частей

25% + 2 акции 25% + 2 акции

419

627

АО «Вагонреммаш»

Ремонт подвижного состава 25% + 2 акции 25% + 2 акции

397

851

ООО «Аэроэкспресс»

Пассажирские перевозки

25%

25%

142

912

ОАО «Желдорреммаш»

Ремонт локомотивов и

локомотивного

оборудования

25% + 2 акции 25% + 2 акции

127

1 676

ОАО «Московская кольцевая

железная дорога» (Примечание 13)

Пассажирские перевозки

50%

2 897

Прочие

1 134

1 129

Инвестиции в совместные

предприятия

7 971

12 552

Итого

25 977

32 319

АО «Росжелдорпроект»

В  апреле 2015 года  Компания  продала  контрольную  долю  участия  в  уставном  капитале  дочерней
компании  АО «Росжелдорпроект» за денежное  вознаграждение  в  размере 2 450 миллионов  рублей.
Доля  участия  Группы  в  АО «Росжелдорпроект» сократилась  до 25% плюс  одна  акция, и  Группа
потеряла контроль над АО «Росжелдорпроект».

В  результате  выбытия  контрольной  доли  в  капитале  АО «Росжелдорпроект» Группа  признала
прибыль  в  размере 1 741 миллиона  рублей  в  составе  статьи «Прибыль  от  выбытия  контрольных
долей  участия  в  дочерних  компаниях, нетто»
  промежуточного  консолидированного  отчета  о
прибылях и убытках.

Оставшаяся  доля  участия  Группы  в  АО  «Росжелдорпроект»  в  размере  25%  плюс  одна  акция  была
отражена на дату потери контроля как инвестиция в совместное предприятие согласно МСФО (IAS)
28 «Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия».

На  дату  потери  контроля  балансовая  стоимость  инвестиции  в  АО «Росжелдорпроект» была
определена  в  предварительной  оценке, так  как  по  состоянию  на  дату  утверждения  к  выпуску
настоящей  промежуточной  сокращенной  консолидированной  финансовой  отчетности  Группа  не
завершила процедуры по первоначальному учету данной инвестиции.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

19

6. 

Инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия (продолжение)

ОАО «Московская кольцевая железная дорога»

По состоянию на 30 июня 2015 г. инвестиция в совместное предприятие ОАО «Московская кольцевая
железная  дорога» была  классифицирована  как  актив, предназначенный  для  продажи, и  учтена  в
соответствии  с  МСФО  (IFRS)  5 «Внеоборотные  активы, предназначенные  для  продажи, и
прекращенная деятельность»
 (Примечание 13).

Убытки от обесценения инвестиций в ассоциированные компании и совместные предприятия

По  состоянию  на 30 июня 2015 г. Группой  были выявлены  индикаторы  обесценения  в  отношении
некоторых инвестиций в ассоциированные компании и совместные предприятия. Группа провела тест
на обесценение таких инвестиций, в результате которого выявила и признала убытки от обесценения
в  составе  статьи «Убытки  от  обесценения  инвестиций  в  ассоциированные  компании  и  совместные
предприятия»
 промежуточного консолидированного отчета о прибылях и убытках.

7.

Основные средства

Основные средства по состоянию на 30 июня 2015 г. и на 31 декабря 2014г. включали:

30 июня 2015 г. − неаудированные данные

Первоначальная
стоимость

Баланс

на 1 января

2015 г.

Поступле-

ния

Выбытия

Ввод в

эксплуа-

тацию

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс

на 30 июня

2015 г.

млн. 

руб. 

млн. 

руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.

Земля

13 493

5

(5)

30

(1)

48

(22)

(344)

13 204

Здания

320 359

51

(1 852)

3 913

(151)

269

(117)

(801)

321 671

Сооружения

1 197 817

96

(1 502)

8 796

(75)

10

(26)

– 

205 

116

Земляное полотно

530 460

(255)

6 392

2

536 599

Верхнее строение

пути

986 249

519

(11 904)

3 703

9

(2)

978 574

Производственное

оборудование

947 549

3 788

(8 111)

19 681

(259)

3

(20)

(174)

962 457

Локомотивы

563 771

502

(3 870)

26 302

(2)

(151)

586 552

Подвижной состав

(грузовой)

230 678

1 269

(21 921)

1 155

(2)

(1)

(924)

210 254

Подвижной состав

(пассажирский)

522 691

110

(5 049)

24 206

11

541 969

Прочие основные

средства

165 081

80

(990)

(151)

(29)

131

(151)

(327)

163 644

Незавершенное

строительство

440 235

213 234

(2 017)

(94 027)

(8)

(56)

(18)

557 343

Итого

5 918 383

219 654

(57 476)

(527)

483

(546)

(2 588)  6 077 383

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

20

7. 

Основные средства (продолжение)

30 июня 2015 г. − неаудированные данные (продолжение)

Накопленная
амортизация

Баланс

на 1 января

2015 г.

Начислено

за период

Накоплен-

ная амор-

тизация по

выбывшим

объектам

Переме-

щения

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс

на 30 июня

2015 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.

Земля

Здания

(93 450)

(3 481)

113

(31)

54

(201)

66

(144)

(97 074)

Сооружения

(529 715)

(15 494)

1 200

(369)

52

(10)

24

(544 312)

Земляное полотно

(224 674)

(4 422)

26

112

(1)

(228 959)

Верхнее строение

пути

(593 930)

(36 654)

8 634

65

(6)

1

(621 890)

Производственное

оборудование

(445 917)

(27 222)

6 083

918

221

(2)

14

85

(465 820)

Локомотивы

(215 886)

(11 291)

1 637

(955)

2

128

(226 365)

Подвижной состав

(грузовой)

(107 365)

(5 355)

19 155

(133)

1

1

326

(93 370)

Подвижной состав

(пассажирский)

(208 281)

(3 410)

3 152

14

(7)

(208 532)

Прочие основные

средства

(61 507)

(4 046)

761

379

14

(26)

90

262

(64 073)

Обесценение

(317 240)

(2 458)

1 287

(318 411)

Итого

(2 797 965) 

(113 833)

42 048

344

(253)

324

529  (2 868 806)

30 июня 2014 г., пересчитано − неаудированные данные

Первоначальная
стоимость

Баланс

на 1 января

2014 г.

Поступле-

ния

Выбытия

Ввод в

эксплуа-

тацию

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс

на 30 июня

2014 г.

млн. 

руб. 

млн. 

руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.

Земля

11 858

12

(99)

3

25

(126)

57

11 730

Здания

304 572

394

(762)

5 645

(29)

371

(1 971)

148

308 368

Сооружения

1 239 371

273

(2 398)

20 773

(20)

22

(73)

– 

257 

948

Земляное полотно

502 598

32

(458)

3 879

(2)

506 049

Верхнее строение

пути

927 281

128

(5 187)

2 110

(1)

5

(26)

924 310

Производственное

оборудование

883 067

5 906

(6 900)

18 828

(82)

21

(1 821)

28

899 047

Локомотивы

496 781

121

(1 021)

36 243

(6)

51

(9)

29

532 189

Подвижной состав

(грузовой)

223 640

2 267

(3 066)

7 298

3 032

(4)

150

233 317

Подвижной состав

(пассажирский)

486 567

359

(4 862)

16 976

6

(230)

5

498 821

Прочие основные

средства

151 943

378

(1 269)

3 016

(5)

226

(641)

64

153 712

Незавершенное

строительство

374 694

186 163

(1 

792) 

(114 

771)

(4)

124

(66)

8

444 356

Итого

5 602 372

196 033

(27 814)

(147)

3 883

(4 969)

489 

769 

847

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

21

7. 

Основные средства (продолжение)

30 июня 2014 г., пересчитано − неаудированные данные (продолжение)

Накопленная
амортизация

Баланс

на 1 января

2014 г. ,

Начислено

за период

Накоплен-

ная амор-

тизация по

выбывшим

объектам

Переме-

щения

Выбытие
дочерних

компаний

Рекласси-

фикация из

активов,

предназна-

ченных для

продажи

Рекласси-

фикация в

активы,

предназна-

ченные для

продажи

Курсовая

разница

Баланс

на 30 июня

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.  млн. 

руб.

Земля

Здания

(87 376)

(2 785)

107

(97)

18

(132)

702

5

(89 558)

Сооружения

(502 978)

(18 304)

1 311

(21)

16

(13)

23

(519 966)

Земляное полотно

(215 218)

(4 085)

24

27

1

(219 251)

Верхнее строение

пути

(540 953)

(34 750)

5 132

51

1

(3)

18

(570 504)

Производственное

оборудование

(405 294)

(25 446)

5 608

30

54

(7)

710

2

(424 343)

Локомотивы

(195 071)

(10 202)

439

30

6

(29)

8

(7)  (204 

826)

Подвижной состав

(грузовой)

(100 877)

(6 095)

838

46

(2 713)

1

(108 800)

Подвижной состав

(пассажирский)

(209 341)

(2 719)

3 233

92

(1)

161

(208 575)

Прочие основные

средства

(55 319)

(3 111)

1 108

(158)

2

(111)

268

(10)

(57 331)

Обесценение

(302 156)

(32 725)

1 189

(333 692)

Итого

(2 614 583) 

(140 222)

18 989

97

(3 009)

1 892

(10)  (2 736 846)

Балансовая стоимость

30 июня

2015 г.

30 июня

2014 г.,

пересчитано

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Земля

13 204

11 730

13 493

Здания

224 597

218 810

226 909

Сооружения

660 804

737 982

668 102

Земляное полотно

307 640

286 798

305 786

Верхнее строение пути

356 684

353 806

392 319

Производственное оборудование

496 637

474 704

501 632

Локомотивы

360 187

327 363

347 885

Подвижной состав (грузовой)

116 884

124 517

123 313

Подвижной состав (пассажирский)

333 437

290 246

314 410

Прочие основные средства

99 571

96 381

103 574

Незавершенное строительство

557 343

444 356

440 235

Обесценение

(318 411)

(333 692)

(317 240)

Итого

3 208 577

3 033 001

3 120 418

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

22

7. 

Основные средства (продолжение)

Как описано в Примечании 3, по состоянию на 30 июня 2014 г. Группа провела тест на обесценение
отдельных ГЕ и выявила убытки от обесценения ГЕ ППДС и ГЕ ППП, рассчитанные как превышение
балансовой стоимости этих генерирующих  единиц над соответствующей возмещаемой стоимостью,
как представлено ниже (в миллионах рублей):

По состоянию на 30 июня 2014 г.

ГЕ ППДС

ГЕ ППП

Возмещаемая стоимость ГЕ, определенная на основе расчета стоимости

в использовании

185 703

Ставка дисконтирования, используемая при расчете стоимости в

использовании

9,17%

9,17%

Выявленный убыток от обесценения

30 327

2 398

По  состоянию  на 30 июня 2015 г. Группа  выявила  индикаторы  и  провела  тест  на  обесценение
основных  средств  ГЕ  ППП, по  результатам  которого  выявила  и  признала  убытки  от  обесценения
данной ГЕ как представлено ниже (в миллионах рублей):

По состоянию на 30 июня 2015 г.

ГЕ ППП

Возмещаемая стоимость ГЕ, определенная на основе расчета стоимости в использовании

Ставка дисконтирования, используемая при расчете стоимости в использовании

10,53%

Выявленный убыток от обесценения

2 346

В  течение  шестимесячного  периода, закончившегося 30 июня 2015 г., Группа  признала  убытки  от
обесценения в размере 6 159 миллионов рублей (в течение шестимесячного периода, закончившегося
30 июня 2014 г.: 3 469 миллионов рублей) в отношении индивидуальных объектов основных средств
на основе оценки, сделанной руководством Группы, в отношении будущей продажи и использования
объектов основных средств и незавершенного строительства. Группа также отразила восстановление
ранее  признанного  убытка  от  обесценения  в  размере 168 миллионов  рублей (в течение
шестимесячного периода, закончившегося 30 июня 2014 г.: 713 миллионов рублей).

По состоянию на 30 июня 2015 г. Группа имеет выпущенные инфраструктурные облигации на сумму
247 000 миллионов  рублей  (на 31 декабря 2014 г.: 200 000 миллионов  рублей) (Примечание 14).
Разница  между  справедливой  стоимостью  облигаций  на  дату  первоначального  признания  и
фактическими  поступлениями  денежных  средств  в  сумме 42 801 миллионов  рублей (на 31 декабря
2014  г.:  35  966  миллионов  рублей)  была  признана  как  государственная  субсидия.  В  соответствии  с
учетной  политикой  Группы, по состоянию  на 30 июня 2015 г. балансовая  стоимость  объектов
основных  средств  и  незавершенного  строительства, приобретенных  или  построенных  за  счет
денежных  средств, поступивших  от  размещения  облигаций, была  отражена  за  вычетом
соответствующей  государственной  субсидии  в  размере 41 355 миллионов  рублей (на 31 декабря
2014 г.: 35 349 миллионов рублей).

В  декабре 2014 года  Группа  получила  государственную  помощь  в  сумме 30 000 миллионов  рублей
для  проведения  капитального  ремонта  объектов  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  в
2015 году. По состоянию на 30 июня 2015 г. Группа частично использовала полученные средства, и в
соответствии  со  своей  учетной  политикой  уменьшила  балансовую  стоимость  основных  средств  и
незавершенного  строительства  на  сумму  капитализированных  ремонтов, произведенных  за
шестимесячный период, закончившийся 30 июня 2015 г., в размере 5 950 миллионов рублей.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

23

7. 

Основные средства (продолжение)

Основные  средства  по  состоянию  на 30 июня 2015 г. и  на 31 декабря 2014 г. включают  затраты  по
заемным  средствам, привлеченным  для  строительства  объектов  основных  средств. Общая  сумма
процентов  по  заемным  средствам, капитализированных  в  течение  шестимесячного  периода,
закончившегося 30 июня 2015 г. в составе основных средств и незавершенного строительства, составила
11 987 миллионов рублей  при  ставке  капитализации  6,5%  (в течение  шестимесячного периода,
закончившегося 30 июня 2014 г.: 16 495 миллионов рублей при ставке капитализации 7,8%).

Ниже  представлены  данные  об  активах, включенных  в  состав  основных  средств, арендуемых
Группой по договорам финансовой аренды, по состоянию на 30 июня 2015 г. и 31 декабря 2014 г.:

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Первоначальная стоимость основных средств, признанных по

договорам финансовой аренды

68 128

64 147

Накопленная амортизация

(6 721)

(5 925)

Балансовая стоимость

61 407

58 222

В  состав  основных  средств, полученных  по  договорам  финансовой  аренды, включены  основные
средства, полученные  от  компаний, являющихся  связанными  сторонами  Группы (Примечание 19).
Общая сумма первоначальной стоимости таких активов по состоянию на 30 июня 2015 г. составила
45 862 миллиона рублей (на 31 декабря 2014 г.: 41 373 миллиона рублей).

8.

Гудвил

По  состоянию  на  30  июня  2015  г.  Группа  провела  тест  на  обесценение  гудвила,  по  результатам
которого обесценения не выявлено.

9.

Прочие долгосрочные активы

По  состоянию  на  30  июня  2015  г.  сумма  прочих  долгосрочных  активов  включала  актив  в  размере
10 545 миллионов  рублей (на 31 декабря 2014 г.: ноль), относящийся  к  входящему  налогу  на
добавленную  стоимость (НДС) к  возмещению  по  авансам, выданным  в  отношении  активов,
ожидаемых  к  получению  по  договору  мены  с  Росимуществом, подписанному  в  декабре 2014 года
(Примечания 10, 13 и 19). Указанный  НДС  ожидается  к  возмещению  при  получении  имущества  в
соответствии  с  данным  договором  в  период, который  руководство  Группы  оценило  как
превышающий 12 месяцев после отчетной даты.

10.

Авансы выданные и прочие текущие активы

По  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  сумма  прочих  текущих  активов  включала  актив  в  размере
14 235 миллионов  рублей, относящийся  к  временным  разницам, возникшим  при  учете  исходящего
НДС в соответствии с договором мены активов, подписанным с Росимуществом в декабре 2014 года.
По  состоянию  на  30  июня  2015  г.  данный  актив  был  реализован  в  результате  перехода  права
собственности  и  передачи  Росимуществу  объектов  недвижимого  имущества  в  феврале 2015 года
(Примечания 13 и 19). При этом у Группы возник НДС к возмещению по авансам выданным, часть из
которого в сумме 10 545 миллионов рублей по состоянию на 30 июня 2015 г. была классифицирована
Группой  как  долгосрочный  актив  и  включена  в  состав  статьи «Прочие  долгосрочные  активы»
(Примечание 9).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

24

11.

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность по состоянию на 30 июня 2015 г. и 31 декабря 2014 г. включала:

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Дебиторская задолженность по логистическим услугам, нетто (А)

55 690

52 144

Дебиторская задолженность по перевозкам, нетто (Б)

11 211

6 287

Прочая дебиторская задолженность, нетто (В)

44 613

36 699

Итого дебиторская задолженность

111 514

95 130

(А)  Дебиторская  задолженность  по  логистическим  услугам, нетто, представлена, в  основном,

дебиторской задолженностью Группы Gefco, преимущественно номинированной в евро.

(Б)  Дебиторская  задолженность  по  перевозкам, нетто, по  состоянию  на 30 июня 2015 г. и

31 декабря 2014 г. включала:

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Дебиторская задолженность по перевозкам

25 887

21 740

За вычетом резерва под обесценение

(14 676)

(15 453)

Итого дебиторская задолженность по перевозкам, нетто

11 211

6 287

(В)  Прочая дебиторская задолженность, нетто, по состоянию на 30 июня 2015 г. и 31 декабря 2014

г. включала:

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Прочая дебиторская задолженность

55 183

43 737

За вычетом резерва под обесценение

(10 570)

(7 038)

Итого прочая дебиторская задолженность, нетто

44 613

36 699

Увеличение  прочей  дебиторской  задолженности  представлено, главным  образом, дебиторской
задолженностью  по  субсидиям  от  Федерального  агентства  железнодорожного  транспорта  на
возмещение  эффекта  регулирования  тарифов  по  предоставлению  доступа  к  инфраструктуре
пригородным  пассажирским  компаниям  и  эффекта  регулирования  тарифов  на  пассажирские
перевозки дальнего следования за шестимесячный период, закончившийся 30 июня 2015 г., в размере
8 267 миллионов рублей и 1 933 миллиона рублей, соответственно (Примечания 17 и 19).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

25

12.

Денежные средства и их эквиваленты

Для  целей  промежуточного  консолидированного  отчета  о  движении  денежных  средств  денежные
средства и их эквиваленты по состоянию на 30 июня 2015 г. и 31 декабря 2014 г. составляли:

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Денежные средства и их эквиваленты в отчете о финансовом

положении

107 983

129 280

Банковские овердрафты

(671)

(745)

Денежные средства и их эквиваленты, относящиеся к активам,

классифицированным как активы, предназначенные для продажи

2 117

Денежные средства и их эквиваленты в отчете о движении

денежных средств

107 312

130 652

13.

Активы, классифицированные  как  предназначенные  для  продажи, и  связанные  с  ними
обязательства

В  феврале 2015 года  был  зарегистрирован  переход  права  собственности  и  осуществлена  передача
объектов  недвижимого  имущества, входящего  в  состав  автомобильной  дороги «Адлер –
Красная Поляна», в  пользу  Росимущества. Данные  активы  общей  балансовой  стоимостью
76 142 миллиона рублей  были  отражены  по  состоянию  на 31 декабря 2014 г. как  предназначенные
для  продажи  в  соответствии  с  МСФО  (IFRS)  5 «Внеоборотные  активы, предназначенные  для
продажи, и прекращенная деятельность»
.

По  состоянию  на  дату  передачи  указанных  объектов  Росимуществу, Группа  признала  авансы,
выданные  в  отношении  активов, ожидаемых  к  получению  по  договору  мены  с  Росимуществом, в
сумме  76  142  миллиона  рублей  (Примечание  19),  а  также  соответствующий  НДС  в  общей  сумме
14 235 миллионов рублей (Примечания 9 и 10).

После  продажи  контрольной  доли  участия  в  АО «Росжелдорпроект» в  апреле 2015 года  Группа
прекратила признание активов и обязательств этой компании, классифицированных как выбывающая
группа, предназначенная для продажи, по состоянию на 31 декабря 2014 г. (Примечание 6).

По состоянию на 30 июня 2015 г. инвестиция Группы в совместное предприятие ОАО «Московская
кольцевая  железная  дорога»  в  сумме  3  019  миллионов  рублей  была  классифицирована  как  актив,
предназначенный для продажи, и учтена в соответствии с МСФО (IFRS) 5 (Примечание 6).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

26

14.

Долгосрочные и краткосрочные заемные средства

Долгосрочные и краткосрочные заемные средства с учетом начисленных процентов по состоянию на
30 июня 2015 г. и 31 декабря 2014 г. включали:

На 30 июня 2015 г.

Валюта

Сумма

основного

долга в

валюте займа

Ставка

процента

Срок

погашения

долгосрочной

части

Кратко-
срочная

часть

Долго-

срочная

часть

млн.

млн. руб.

млн. руб.

Краткосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки (B)

Рубли

3 985

9,8%-16%

4 008

Плавающая ставка

EONIA+

Евро

10

2%

640

MosPrime+

Рубли

15 500

0,5%

15 532

EURIBOR+

Евро

25

1%-1,5%

1 538

Долгосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки

Рубли

42 248

8,3%-19,50% 2016-2023

16 877

25 555

Иные банки

Евро

6

6,30%

2023

348

Иные банки

Долл. США

26

8,40%-8,50% 2017-2018

1 455

Плавающая ставка

MosPrime+

Рубли

6 338

2,65%-2,8%

2018-2019

914

5 443

EURIBOR+

Евро

303

0,152%-2,5% 2016-2020

2 916

14 173

Ключевая ставка ЦБР

1

+

Рубли

836  1,935%-3,65%  2017-2018

4 073

1 784

Долговые ценные бумаги
Сертификаты долевого участия

в займе

Долл. США

2 900

5,7%-5,739% 2017-2022

2 256

161 788

Сертификаты долевого участия

в займе

Фунты

стерлингов

650

7,487%

2031

1 102

56 605

Сертификаты долевого участия

в займе

Рубли

37 500

8,3%

2019

769

37 623

Сертификаты долевого участия

в займе

Швейцарские

франки

675 2,177%-2,730%

2018-2021

319

39 924

Сертификаты долевого участия

в займе

Евро

500  3,374%-4,60%  2021-2023

692

92 281

Облигации

ИПЦ

2

+ (Б)

Рубли

257 000

1%-2,1%

2028-2044

5 691

215 028

Прочие (А)

Рубли

166 515

7,7%-12%

2016-2030

63 179

105 970

Иные заимствования

Прочие

Разные

0%-20%

2016-2021

2 674

440

Итого

124 635

756 962

1

Центральный Банк России

2

Индекс Потребительских Цен

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

27

14.  Долгосрочные и краткосрочные заемные средства (продолжение)

На 31 декабря 2014 г.

Валюта

Сумма

основного

долга в

валюте займа

Ставка

процента

Срок

погашения

долгосрочной

части

Кратко-
срочная

часть

Долго-

срочная

часть

млн.

млн. руб.

млн. руб.

Краткосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки (В)

Рубли

69 868

8,3%-22,45%

69 868

Плавающая ставка

EONIA+

Евро

11

2%

745

Долгосрочные кредиты банков

Фиксированная ставка

Иные банки

Рубли

54 995

7,45%-15%

2016-2023

22 997

31 999

Иные банки

Евро

6

6,30%

2023

386

Плавающая ставка

MosPrime+

Рубли

6 806

2,8%-13%

2018-2019

918

5 888

EURIBOR+

Евро

349

0,09%-2,5%

2016-2020

5 493

18 385

Долговые ценные бумаги
Сертификаты долевого участия

в займе

Долл. США

2 900

5,7%-5,739% 2017-2022

2 286

163 966

Сертификаты долевого участия

в займе

Фунты

стерлингов

650

7,487%

2031

1 105

56 764

Сертификаты долевого участия

в займе

Рубли

37 500

8,3%

2019

796

37 629

Сертификаты долевого участия

в займе

Швейцарские

франки

675 2,177%-2,730%

2018-2021

749

38 456

Сертификаты долевого участия

в займе

Евро

1 500

3,374-4,60% 2021-2023

2 724

102 514

Облигации

ИПЦ + (Б)

Рубли

210 000

1%-2,1%

2028-2044

2 648

174 337

Прочие (А)

Рубли

166 999

7,7%-12%

2016-2028

63 925

105 900

Иные заимствования

Прочие

Разные

0%-10,25%

2016-2021

2 696

1 726

Итого

176 950

737 950

(А)  

Облигации, не  погашенные  по  состоянию  на 30 июня 2015 г., включают  облигации  на
российском рынке общей номинальной стоимостью 1 тысяча рублей каждая. Купонный доход по
данным  облигациям  выплачивается  каждые  полгода. Согласно  условиям  выпуска  некоторых
облигаций Группы, держателям облигаций  предоставляется право  предъявить их к  досрочному
выкупу в течение 12 месяцев после 30 июня 2015 г. Соответственно, такие облигации на сумму
30 481 миллион  рублей  были  классифицированы  как  краткосрочные  по  состоянию  на 30 июня
2015 г. (на 31 декабря 2014 г.: 30 000 миллионов рублей).

В  феврале 2015 года  Компания  осуществила  частичный  выкуп  облигаций  серии 23 на  общую
сумму  14 519 миллионов  рублей,  предъявленных  владельцами  облигаций  к  выкупу  в
соответствии  с  условиями  оферты. Общая  номинальная  стоимость  облигаций  данной  серии
составляет 15 000 миллионов рублей.
В  апреле 2015 года, в  соответствии  с  условиями  выпуска, Группа  погасила  задолженность  по
размещенным  на  российском  рынке  облигациям  серии 14 общей  номинальной  стоимостью
15 000 миллионов рублей.

В мае 2015 года Компания разместила на внутреннем рынке облигации серии BO-3 и серии BO-4
на общую  сумму 30 000 миллионов рублей (15 000 миллионов рублей каждая серия) со сроком
погашения 15 лет  каждая, предусматривающих  право  Компании  на  предложение  облигаций  к
выкупу  в  ноябре  2020  и  2019  гг.,  соответственно,  и  право  держателей  облигаций  на  их
предъявление к  досрочному  выкупу  в  ноябре и  мае 2017 года, соответственно. Ставка первого
купона по указанным облигациям составляет 11,75% и 11,65% годовых, соответственно.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

28

14.  Долгосрочные и краткосрочные заемные средства (продолжение)

(Б)   В  марте  и  июне 2015 года  Компания  разместила  на  внутреннем  рынке  облигации  на  общую

сумму 30 000 миллионов рублей и 17 000 миллионов рублей, соответственно, каждая по ставке
ИПЦ  +  1%  и  сроком  погашения  25  лет  и  20  лет,  соответственно.  При  первоначальном
признании облигации были отражены по справедливой стоимости, определенной на основании
рыночных ставок на даты первоначального признания (Примечание 7).

(В)   В апреле 2015 года Компания полностью погасила краткосрочный кредит от ПАО «Банк ВТБ»

в сумме 55 000 миллионов рублей.

В  состав  краткосрочной  части  долгосрочных  кредитов  банков  по  состоянию  на 30 июня 2015 г.
включены  обязательства  по  кредитам  дочерних  компаний  Группы в  общей  сумме 9 395 миллионов
рублей к погашению по требованию.

В  результате  увеличения  долговых  обязательств  Компании  вследствие  привлечения  новых
заимствований, а  также  девальвации  рубля, повлиявшей  на  увеличение  рублевого  эквивалента
обязательств, номинированных  в  иностранной  валюте, за  шестимесячный  период, закончившийся
30 июня 2015 г., произошло  существенное  увеличение  финансовых  расходов  по  заимствованиям  по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме  того, снижение  суммы  капитализируемых  финансовых  расходов  в  связи  с  вводом  в
эксплуатацию  основных  средств, финансирование  которых  осуществлялось  за  счет  заемных  средств
(Примечание 7), также привело к росту величины финансовых расходов, отраженных в составе статьи
«Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы» промежуточного консолидированного отчета о
прибылях и убытках.

15.

Капитал

Акционерный капитал Компании на 30 июня 2015 г. состоит из 1 976 932 342 (на 31 декабря 2014 г.:
1 976 932 342) разрешенных  к  выпуску, выпущенных  и  находящихся  в  обращении  обыкновенных
акций номиналом 1 тысяча рублей каждая, и 50 000 000 (на 31 декабря 2014 г: ноль), разрешенных к
выпуску, выпущенных  и  находящихся  в  обращении  привилегированных  акций  номиналом
1 тысяча рублей каждая.

В  марте  2015  года  Компания  выпустила  50 000 000  неконвертируемых  привилегированных
бездокументарных  акций  номиналом 1 тысяча  рублей  каждая. Выпуск  был  одобрен  акционером
Компании  для  целей  модернизации  железнодорожной  инфраструктуры  Байкало-Амурской  и
Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей.
Сумма  денежных  средств, полученная  за  выпущенные  акции, составила 50 000 миллионов  рублей,
Дивиденды  по  привилегированным  акциям  составляют 0,01% номинальной  стоимости
привилегированных акций в 2015-2019 годах и 2,98% номинальной стоимости акций начиная с 2020
года.

В  мае 2015 года  Правительство  РФ  утвердило  дополнительный  выпуск 64 280 838 обыкновенных
акций номиналом 1 тысяча рублей каждая в общей сумме 64 281 миллион рублей, оплата по которым
предусмотрена  денежными  средствами  на  сумму 62 226 миллионов  рублей  и  недвижимым
имуществом на сумму 2 055 миллионов рублей.  По состоянию на 30 июня 2015 г. указанные акции
были зарегистрированы, но не были размещены.

В июне 2015 г. акционер Компании утвердил дивиденды за 2014 год в размере 45 миллионов рублей.
По состоянию на 30 июня 2015 г. дивиденды выплачены не были.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

29

16.

Задолженность  по  налогам  и  прочая  аналогичная  задолженность (кроме  задолженности
по налогу на прибыль)

Задолженность по налогам и прочая аналогичная задолженность (кроме задолженности по налогу на
прибыль) на 30 июня 2015 г. и 31 декабря 2014 г. включала:

30 июня

 2015 г.

31 декабря

 2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

НДС

22 782

17 617

Отчисления на социальное обеспечение

22 282

21 183

Налог на имущество (А)

12 508

9 327

Налог на доходы физических лиц

4 484

3 881

Прочие налоги

1 732

1 546

Итого задолженность по налогам и прочая аналогичная

задолженность (кроме задолженности по налогу на прибыль)

63 788

53 554

(А)  Увеличение  задолженности  по  налогу  на  имущество, в  основном, связано  с  введением  с

1 января 2013 г. новых правил налогообложения, в соответствии с которыми льгота по налогу
на  имущество  в  отношении  объектов  инфраструктуры, ранее  использовавшаяся  Группой,
постепенно уменьшается до нуля в период с 2013 года до 2018 года, включительно.

17.

Субсидии из федерального и местных бюджетов

Субсидии из федерального и местных бюджетов за шестимесячные периоды, закончившиеся 30 июня
2015 г. и 30 июня 2014 г., включали:

2015 г.

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Субсидии из федерального бюджета на возмещение эффекта

регулирования тарифов − пассажирские перевозки дальнего
следования

13 084

12 392

Субсидии из федерального бюджета на возмещения эффекта

регулирования тарифов − пригородные пассажирские перевозки

13 631

13 453

Субсидии из региональных и муниципальных бюджетов и прочие

субсидии

2 877

2 344

Итого субсидии из федерального и местного бюджетов

29 592

28 189

Помимо описанных выше субсидий, Группа получает субсидии на капитальный ремонт объектов
железнодорожной инфраструктуры (Примечание 7).

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

30

18.

Налог на прибыль

Основные  компоненты  расходов  по  налогу  на  прибыль  за шестимесячные  периоды, закончившиеся
30 июня 2015 г. и 30 июня 2014 г., включали:

2015 г.

2014 г.,

пересчитано

млн. руб.

млн. руб.

Консолидированный отчет о прибылях и убытках
Текущий налог на прибыль
Расходы по налогу на прибыль – текущая часть

(18 118)

(16 064)

Корректировка в отношении текущего налога на прибыль предыдущих

периодов и штрафы и пени по налогу на прибыль, нетто

(2)

(61)

Резерв по обязательствам по налогу на прибыль

(259)

(677)

Отложенный налог на прибыль
Связанный с возникновением и восстановлением временных разниц

8 477

9 666

Расходы по налогу на прибыль, отраженные в отчете о прибылях и

убытках

(9 902)

(7 136)

Эффект курсовой разницы и прочие эффекты, отраженные в составе

прочего совокупного дохода

2 020

(43)

Итого налог на прибыль

(7 882)

(7 179)

Отложенный налог на прибыль включает следующее:

30 июня

2015 г.

31 декабря

2014 г.

млн. руб.

млн. руб.

Эффект на отложенный налог налогооблагаемых

временных разниц

Оценка основных средств

(35 130)

(37 601)

Оценка инвестиций в дочерние, ассоциированные компании и

совместные предприятия

(3 327)

(5 639)

Оценка инвестиционной недвижимости

(2 592)

(2 596)

Оценка нематериальных активов

(13 993)

(15 853)

Эффект на отложенный налог вычитаемых временных разниц
Чистые обязательства перед работниками по планам с

установленными выплатами

19 208

18 065

Кредиторская задолженность / начисленные обязательства

12 890

12 629

Государственные субсидии

4 811

6 000

Оценка дебиторской задолженности

4 603

5 261

Оценка производных финансовых инструментов

8 042

5 015

Прочие

4 160

2 894

Итого отложенное налоговое обязательство, нетто

(1 328)

(11 825)

Отложенные налоговые активы

18 461

13 964

Отложенные налоговые обязательства

(19 789)

(25 789)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

31

19.

 Операции со связанными сторонами

В  соответствии  с  определением  МСФО  (IAS)  24 «Раскрытие  информации  о  связанных  сторонах»
предприятие  является  связанным  с  предприятием-составителем  финансовой  отчетности, если
соблюдено любое из следующих условий:

(a)  рассматриваемое  предприятие  и  предприятие-составитель  финансовой  отчетности  являются

членами одной группы (что означает, что все материнские, дочерние и сестринские компании
являются связанными сторонами по отношению друг к другу);

(б)  одно  предприятие  является  ассоциированной  компанией  или  совместным  предприятием

второго предприятия (либо ассоциированной компанией или совместным предприятием члена
группы, в которую входит второе предприятие);

(в)  оба предприятия являются совместными предприятиями одной и той же третьей стороны;

(г)  одно  предприятие  является  совместным  предприятием, а  второе  предприятие  является

ассоциированной компанией одной и той же третьей стороны;

(д)  предприятие представляет собой план вознаграждений по окончании трудовой деятельности в

пользу  работников  либо  предприятия-составителя  финансовой  отчетности, либо  предприятия,
являющегося  связанной  стороной  предприятия-составителя  отчетности. Если  предприятие-
составитель  отчетности  само  является  таким  планом, то  финансирующие  его  работодатели
также являются его связанными сторонами;

(е)  предприятие находится под контролем или совместным контролем лица, которое:

1.

обладает  контролем  или  совместным  контролем  над  предприятием-составителем
финансовой отчетности;

2.

обладает  существенным  влиянием  на  предприятие-составителя  финансовой  отчетности;
либо

3.

является  членом  ключевого  управленческого  персонала  предприятия-составителя
финансовой  отчетности (или  материнской  компании  предприятия-составителя
финансовой отчетности).

В  отношении  каждой  возможной  операции  со  связанной  стороной  во  внимание  принимается
сущность операции, а не только ее правовая форма.

Связанные  стороны  могут  осуществлять  операции, которые  не  имели  бы  места  между  сторонними
компаниями. Также могут отличаться условия и суммы таких операций в сравнении с аналогичными
операциями между несвязанными сторонами.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

32

19.  Операции со связанными сторонами (продолжение)

Наиболее существенные остатки задолженностей по операциям со связанными сторонами на 30 июня
2015 г. и 31 декабря 2014 г. представлены  ниже (характер  взаимоотношений  Группы  с  указанными
связанными сторонами соответствует определениям, приведенным в п.п. (а)-(е) выше):

30 июня 2015 г.

31 декабря 2014 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Относящиеся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

147

(102)

115

(153)

Аренда

3 382

(69)

2 633

(14)

Ремонт и техническое обслуживание

1 107

(3)

1 338

(4)

Прочие

1 581

(2 107)

2 276

(63)

Относящиеся к закупкам и расходам
Приобретение подвижного состава и запасных

частей

480

(7 504)

1 227

(9 211)

Приобретение оборудования, кроме

подвижного состава

17

(352)

19

(672)

Услуги по перевозкам

(148)

(247)

Проектно-изыскательские работы и строительство

17

(6 381)

3

(2 316)

Ремонт и техническое обслуживание

910

(2 412)

667

(4 365)

Прочие

243

(1 759)

9

(994)

Министерства Российской Федерации (a)

Относящиеся к продажам и доходам
Субсидии (Примечание 11)

10 200

Услуги по перевозкам

5 494

(991)

1 993

(931)

Ремонт и техническое обслуживание

подвижного состава

2

Прочие

975

(206)

954

(185)

Относящиеся к закупкам и расходам
Охрана и услуги пожарной безопасности

(1 291)

(698)

Прочие

2

(704)

1

(544)

Операции с компаниями, контролируемыми

государством (a)

Относящиеся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

19

(5 894)

51

(10 446)

Электричество

285

(1)

12

(1)

Строительство

2

Услуги связи

5

7

Прочие

547

(1 247)

223

(857)

Относящиеся к закупкам и расходам
Топливо

17

(2 453)

33

(4 476)

Электроэнергия и теплоэнергия

16

(50)

19

(124)

Расчетно-кассовое обслуживание, инкассация

(101)

(125)

Прочие

138

(2 095)

138

(454)

Операции с компаниями, находящимися под

контролем или совместным контролем
ключевого управленческого персонала
Группы (е)

Относящиеся к продажам и доходам
Электричество

15

91

Относящиеся к закупкам и расходам
Электроэнергия и теплоэнергия

(2 812)

(4 750)

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

33

19.  Операции со связанными сторонами (продолжение)

30 июня 2015 г.

31 декабря 2014 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

Дебиторская

задолженность

(Кредиторская

задолженность)

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Дивиденды полученные

608

1

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Компании, контролируемые государством (a)

Займы полученные

(73 300)

(130 519)

ОПЕРАЦИИ С ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ
Пенсионные фонды (д)

Задолженность перед пенсионным фондом

39

(1 725)

24

(358)

Наиболее  существенные  операции  со  связанными  сторонами  представлены  ниже (характер
взаимоотношений  Группы  с  указанными  связанными  сторонами  соответствует  определениям,
приведенным в п.п. (а)-(е) выше):

За шестимесячный период,

закончившийся 30 июня 2015 г.

За шестимесячный период,

закончившийся 30 июня 2014 г.

Связанная сторона, Характер отношений,
Характер операций

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

Продажи/

доходы*

(Закупки)/

(расходы)*

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Операции с ассоциированными компаниями и

совместными предприятиями (б)

Относящиеся к продажам и доходам
Услуги по перевозкам

1 263

1 262

Аренда

9 950

8 264

Ремонт и техническое обслуживание

3 752

3 841

Прочие

3 686

2 669

Относящиеся к закупкам и расходам
Приобретение подвижного состава и запасных

частей

(32 874)

(45 475)

Приобретение оборудования, кроме

подвижного состава

(336)

(585)

Услуги по перевозкам

(1 773)

(1 716)

Проектно-изыскательские работы и строительство

(6 201)

(1 177)

Ремонт и техническое обслуживание

подвижного состава

(14 145)

(13 985)

Прочие

(5 366)

(3 422)

Министерства Российской Федерации (a)

Относящиеся к продажам и доходам
Субсидии (Примечание 17)

29 592

28 189

Услуги по перевозкам

13 074

11 135

Ремонт и техническое обслуживание

подвижного состава

3

417

Прочие

1 257

1 116

Относящиеся к закупкам и расходам
Охрана и услуги пожарной безопасности

(8 261)

(7 874)

Прочие

(659)

(258)

*   Суммы включают НДС, если применимо.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     56      57      58      59     ..