ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 57

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     55      56      57      58     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 57

 

 

 

A member firm of Ernst & Young Global Limited 

Ernst & Young LLC 
Sadovnicheskaya Nab., 77, bld. 1 
Moscow, 115035, Russia 
Tel:  +7 (495) 705 9700 
 

+7 (495) 755 9700 

Fax:  +7 (495) 755 9701 
www.ey.com/ru 
 

 

 

ООО «Эрнст энд Янг» 

Россия, 115035, Москва  

Садовническая наб., 77, стр. 1 

Тел.:  +7 (495) 705 9700 
 

+7 (495) 755 9700 

Факс:  +7 (495) 755 9701 

ОКПО: 59002827 
 

 
 

 

Заключение по результатам обзорной проверки промежуточной сокращенной 

консолидированной финансовой отчетности 

 

 

Акционеру  

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 

 

Введение 

 

Мы провели обзорную проверку прилагаемой промежуточной сокращенной консолидированной 

финансовой отчетности ОАО «Российские железные дороги» и его дочерних компаний (далее 

также – «Группа»), которая включает промежуточный консолидированный отчет о финансовом 

положении по состоянию на 30 июня 2015 г., а также соответствующие промежуточные 

консолидированные отчеты о прибылях и убытках, о прочем совокупном доходе, об изменениях 

капитала и движении денежных средств за шестимесячный период, завершившийся на 

указанную дату, а также примечания. Руководство несет ответственность за составление и 

представление данной промежуточной сокращенной консолидированной финансовой 

отчетности в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 34 

«Промежуточная финансовая отчетность». Наша ответственность заключается в подготовке 

вывода об этой промежуточной сокращенной консолидированной финансовой отчетности на 

основании проведенной нами обзорной проверки.  

 

Объем обзорной проверки 

 

Мы провели обзорную проверку в соответствии с Международным стандартом по проведению 

обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, 

проводимая независимым аудитором организации». Обзорная проверка промежуточной 

финансовой информации включает в себя проведение опросов персонала, главным образом, 

сотрудников, ответственных за финансовые вопросы и вопросы бухгалтерского учета, а 

также выполнение аналитических и иных процедур, связанных с обзорной проверкой. Объем 

процедур, выполняемых в ходе обзорной проверки, существенно меньше, чем при 

проведении аудита в соответствии с Международными стандартами аудита, что не позволяет 

нам получить необходимую степень уверенности в том, что мы обнаружили все 

существенные факты, которые могли бы быть выявлены в ходе проведения аудита. 

Соответственно, мы не выражаем аудиторское мнение. 

 

Вывод 

 

В ходе проведенной нами обзорной проверки наше внимание не привлекли никакие факты, 

которые дали бы нам основание полагать, что прилагаемая промежуточная сокращенная 

консолидированная финансовая отчетность не была составлена во всех существенных 

отношениях в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности  (IAS) 34 

«Промежуточная финансовая отчетность»

 

 

9 сентября 2015 г. 

 

г. Москва, Российская Федерация 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности

по состоянию на 30 июня 2015 г. и за шестимесячный период,

закончившийся на указанную дату

11

1.

Описание деятельности и экономической среды

Корпоративная информация

ОАО «Российские  железные  дороги» (далее – «РЖД», ОАО «РЖД», «Компания») было  создано
1 октября 2003 г. в  соответствии  с  Постановлением  Правительства  РФ  № 585 «О создании
открытого  акционерного  общества «Российские  железные  дороги»
  от 18 сентября 2003 г. и  в
соответствии  с  Программой  Структурной  Реформы  на  Железнодорожном  Транспорте (далее –
«Программа Реформы»). 100 процентов акций Компании принадлежит Российской Федерации.

Настоящая  промежуточная  сокращенная  консолидированная  финансовая  отчетность  ОАО «РЖД» и
его  дочерних  компаний (далее – «Группа») за  шестимесячный  период, закончившийся 30 июня
2015 г., утверждена к выпуску руководством ОАО «РЖД» 30 августа 2015 г.

Информация об основных видах деятельности Группы представлена в Примечании 5.

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы

Условия ведения деятельности

В 2015 году  значительное  снижение  цен  на  сырую  нефть  и  значительная  девальвация  российского
рубля, а  также  санкции, введенные  против  России  некоторыми  странами  в 2014 году, продолжили
оказывать негативное  влияние  на  российскую  экономику. Процентные  ставки  в рублях остались на
высоком  уровне  в  результате  поднятия  Банком  России  ключевой  ставки  в  декабре  2014  года,  с
последующим постепенным ее понижением в 2015 году. Совокупность указанных факторов привела
к  снижению  доступности  капитала, увеличению  стоимости  капитала, повышению  инфляции  и
неопределенности относительно экономического роста, что может в будущем негативно повлиять на
финансовое  положение, результаты  операций  и  экономические  перспективы  Группы. Руководство
Группы  считает, что  оно  предпринимает  надлежащие  меры  по  поддержанию  экономической
устойчивости Группы в текущих условиях.

Валютные курсы

Обменный  курс  доллара  США  к  рублю  составил 55,52 рубля  и 56,26 рубля  за 1 доллар  США  на
30 июня 2015 г. и  на 31 декабря 2014 г., соответственно. Обменный  курс  евро  к  рублю  составил
61,52 рубля и 68,34 рубля на 30 июня 2015 г. и на 31 декабря 2014 г., соответственно. Обменный курс
фунта  стерлингов  к  рублю  составил 87,17 рубля  и 87,42 рубля  на 30 июня 2015 г. и  на 31 декабря
2014 г., соответственно. Обменный курс швейцарского франка к рублю составил 59,16 рубля и 56,98
рубля на 30 июня 2015 г. и на 31 декабря 2014 г., соответственно.

На  30  августа  2015  г.  обменный  курс  доллара  США  к  рублю  составил  66,48  рубля,  евро  к  рублю
составил 75,05 рубля, фунта  стерлингов  к  рублю  составил 102,40 рубля  и  швейцарского  франка
к рублю – 69,21 рубля.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

12

1. 

Описание деятельности и экономической среды (продолжение)

Факторы, влияющие на финансовое положение Группы (продолжение)

Превышение текущих обязательств над текущими активами

По  состоянию  на 30 июня 2015 г. краткосрочные  обязательства  Группы  превысили  ее  текущие
активы  на 264 696 миллионов  рублей (на 31 декабря 2014 г.: на 266 057 миллионов  рублей), что, в
основном, связано с тем, что текущие обязательства в значительной мере представлены кредиторской
задолженностью перед поставщиками за оказание услуг по строительству, развитию, модернизации и
ремонту  основных  средств  в  рамках  инвестиционной  программы  Компании, а  также  авансами,
полученными  за  перевозку  по  причине  того, что  основная  часть  продаж  транспортных  услуг
Компании  осуществляется  на  условиях  предоплаты. Компания  не  ожидает  изменения  основных
условий взаимодействия с покупателями и поставщиками.

В  соответствии  с  утвержденным  финансовым  планом  для  всех  проектов,  включаемых  в
инвестиционную  программу  Компании, определяется  источник  финансирования  соответствующей
срочности.

Группа  осуществляет  вложения  в  развитие, модернизацию  и  ремонт  своих  основных  средств.
Инвестиционная  деятельность  Группы  финансируется  за  счет  денежных  средств  от  операционной
деятельности, а также краткосрочных и долгосрочных заемных средств и средств государственного
финансирования, получаемых в виде субсидий и вложений в уставный капитал Компании.

Руководство использует следующие инструменты для управления ликвидностью Группы:
·

Непрерывный мониторинг и управление  структурой кредитного портфеля с целью  удлинения
сроков  и  формирования  равномерного  графика  погашения  обязательств  в  последующих
периодах;

·

Программа  диверсификации  источников  заимствований, включая  размещение  долговых
ценных  бумаг  на  внутреннем  и  международном  рынках  капитала  и  заимствования  в
коммерческих банках;

·

Заключение долгосрочных и среднесрочных кредитных договоров с российскими банками для
обеспечения достаточности доступных финансовых ресурсов;

·

Использование 

краткосрочного 

промежуточного 

финансирования  для 

обеспечения

равномерного  денежного  потока  при  финансировании  инвестиций  и  операционной
деятельности.

Руководство Группы полагает, что в течение двенадцати месяцев после даты утверждения к выпуску
настоящей  промежуточной  сокращенной  консолидированной  финансовой  отчетности  в
распоряжении  Группы  будут  достаточные  финансовые  ресурсы, включая (а) имеющиеся  денежные
средства, (б) денежные средства от операционной деятельности, (в) заемные средства и (г) поддержку
государства.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

13

2.

Основные  подходы  к  составлению  промежуточной  сокращенной  консолидированной
финансовой отчетности

Промежуточная сокращенная консолидированная финансовая отчетность за шестимесячный период,
закончившийся  30 

июня  2015 

г.,  была  подготовлена  в  соответствии  с  МСФО 

(IAS) 

34

«Промежуточная финансовая отчетность».

Промежуточная  сокращенная  консолидированная  финансовая  отчетность  не  содержит  всей
информации  и  примечаний, подлежащих  раскрытию  в  годовой  финансовой  отчетности, и  должна
рассматриваться только в совокупности с годовой финансовой отчетностью Группы по состоянию на
31 декабря 2014 г.

Промежуточная  сокращенная  консолидированная  финансовая  отчетность  Группы  представлена  в
российских рублях, если не указано иное.

Изменения в учетной политике и принципах раскрытия информации

Учетная  политика, принятая  при  подготовке  настоящей  промежуточной  сокращенной
консолидированной  финансовой  отчетности, соответствует  учетной  политике, применявшейся  при
составлении  годовой  консолидированной  финансовой  отчетности  Группы  за  год, закончившийся
31 декабря 2014 г., за исключением принятия с 1 января 2015 г. новых поправок к стандартам.

Группа не  применяла  досрочно  какие-либо  стандарты, интерпретации  или  поправки, которые  были
выпущены, но еще не вступили в силу.

Ниже  описаны  поправки, оказавшие  влияние  на  учетную  политику  и  принципы  раскрытия
информации Группой, но не оказавшие существенного влияния на ее финансовые показатели:

Поправки  к  МСФО (IAS) 19 «Пенсионные  программы  с  установленными  выплатами: Взносы
работников»

МСФО (IAS) 19 требует, чтобы  организация учитывала взносы работников или третьих сторон при
учете  пенсионных  программ  с  установленными  выплатами. Если  взносы  связаны  с  услугами, они
относятся на периоды оказания услуг как отрицательное вознаграждение. Поправки разъясняют, что
если  сумма  взносов  не  зависит  от  стажа  работы,  организация  вправе  признавать  такие  взносы  в
качестве  уменьшения  стоимости  услуг  в  том  периоде, в  котором  оказаны  соответствующие  услуги,
вместо  отнесения  взносов  на  периоды  оказания  услуг. Поправка  вступает  в  силу  в  отношении
годовых отчетных периодов, начинающихся 1 июля 2014 г. или после этой даты.

Ежегодные усовершенствования МСФО, циклы 2010-2012 и 2011-2013 годов

Данные поправки вступают в силу в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 июля
2014 г., и включают:

·

МСФО (IFRS) 3 «Объединение  бизнеса»: учет  условных  вознаграждений  при  объединении
бизнеса.

·

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»: агрегация операционных сегментов.

·

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная  недвижимость»: разъяснение  взаимосвязи  между
МСФО (IFRS)  3  и  МСФО  (IAS)  40  при  определении  того,  является  ли  сделка  приобретением
актива или бизнеса.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

14

3.

Пересчет сравнительной информации и реклассификации

Исправление ошибок

На  дату  утверждения  к  выпуску  промежуточной  сокращенной  консолидированной  финансовой
отчетности  по  состоянию  на 30 июня 2014 г., и  за  шестимесячный  период, закончившийся  на  эту
дату, Группа  не  завершила  тест  на  обесценение  единицы, генерирующей  денежные  потоки
«Пассажирские перевозки дальнего следования» (далее также – ГЕ ППДС) по состоянию на 30 июня
2014  г.,  а  также  не  завершила  подготовку  регистров  основных  средств  в  части  учета  движения
основных  средств, включая  компонентный  учет, за шестимесячный  период  по  указанную  дату  и  за
2013 год.

В  2015  году  Группа  завершила  подготовку  регистров  основных  средств  по  состоянию  на  30  июня
2014 г. для целей приведения учета основных средств в соответствие с требованиями МСФО (IAS) 16
«Основные средства» и МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» по состоянию на указанную дату. В
результате Группа выявила ряд искажений балансовой  стоимости и движений основных средств по
состоянию  на  30  июня  2014  г.  и  за  шестимесячный  период  по  указанную  дату,  а  также  выявила  и
отразила  убытки  от  обесценения  ГЕ  ППДС  и  ГЕ «Пригородные  пассажирские  перевозки» (далее
также – ГЕ ППП) по состоянию на 30 июня 2014 г.

В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и
ошибки»
  в  связи  с  описанными  выше  обстоятельствами  Группа  внесла  корректировки  в
соответствующие  статьи  промежуточного  консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках  за
шестимесячный период, закончившийся 30 июня 2014 г.

Список корректировок представлен ниже:

Промежуточный консолидированный отчет о прибылях и убытках

Материалы, затраты на ремонт и обслуживание уменьшены на

393

миллиона рублей

Износ и амортизация уменьшены на

429

миллионов рублей

Убытки от обесценения основных средств увеличены на

33 054

миллиона рублей

Прочие расходы увеличены на

30

миллионов рублей

Налог на прибыль − отложенный налог на прибыль (доход)

увеличен на

6 514  миллионов рублей

Чистая прибыль за период уменьшена на

25 748

миллионов рублей

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

15

3. 

Пересчет сравнительной информации и реклассификации (продолжение)

Реклассификации и исправление ошибок в представлении статей

Некоторые  сопоставимые  данные  промежуточного  консолидированного  отчета  о  прибылях  и
убытках были расклассифицированы с целью соответствия презентации данных текущего периода и
исправления ошибок в представлении статей. Основные реклассификации и изменения презентации
относились к следующим статьям:
·

Доходы  от  предоставления  услуг  доступа  к  инфраструктуре  и  локомотивной  тяги, ранее
отраженные в составе статьи «Прочая выручка» промежуточного консолидированного отчета о
прибылях  и  убытках  были  реклассифицированы  в  состав  статьи «Доходы  от  грузовых
перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре»
.

·

Доходы  по  одному  из  видов  хозяйственных  операций, ранее  отраженные  в  составе  статьи
«Прочая  выручка» промежуточного  консолидированного  отчета  о  прибылях  и  убытках, и
соответствующие  расходы, ранее  отраженные  в  составе  статьи «Коммерческие  расходы»
промежуточного консолидированного отчета о прибылях и убытках, были представлены нетто
в составе статьи «Коммерческие расходы».

Необходимые  изменения  были  также  внесены  в  соответствующие  примечания  к  настоящей
промежуточной 

сокращенной 

консолидированной 

финансовой 

отчетности. Указанные

реклассификации и изменения презентации не оказали влияния на чистую прибыль за период.

4.

Сезонность деятельности

Деятельность  Группы  не  подвержена  значительным  сезонным  колебаниям. Доходы  от  грузовых
перевозок сравнительно стабильны в течение года, однако, из-за сезонности пассажирских перевозок
обычно  ожидается  рост  доходов  во  второй  половине  года  по  сравнению  с  первой  половиной  года.
Рост  доходов  от  пассажирских  перевозок  в  период  с  июня по  август  связан, в  основном, с  сезоном
летних отпусков.

5.

Информация по сегментам

Для целей управления Группа разбита по подразделениям, определяемым спецификой оказываемых
ими услуг, и имеет пять отчетных сегментов, представленных ниже.

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной консолидированной финансовой отчетности

(продолжение)

16

5. 

Информация по сегментам (продолжение)

В таблице ниже представлены данные о доходах и результатах деятельности по отчетным операционным сегментам Группы:

За шестимесячный период, окончившийся 30 июня 2015 г.

Грузовые

перевозки

ОАО «РЖД»

Пассажирские

перевозки

дальнего

следования

Вспомога-

тельная

деятельность

Грузовые

перевозки

дочерних

компаний

Логисти-

ческие услуги
Группы Gefco

Все прочие

сегменты

Элимини-

рование (A)

Корректи-

ровки (Б)

Итого

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Доходы от внешних покупателей

577 129

81 125

64 244

36 618

137 947

84 605

(19 685)

961 983

Доходы от операций между сегментами

25 762

3 659

65 797

7 465

33

76 995

(179 711)

Итого доходы

602 891

84 784

130 041

44 083

137 980

161 600

(179 711)

(19 685)

961 983

Операционный результат сегмента

(прибыль/(убыток) до
налогообложения)

66 195

(13 623)

7 232

(4 211)

1 134

5 644

(6 775)

(19 657)

35 939

За шестимесячный период, окончившийся 30 июня 2014 г.

Грузовые

перевозки

ОАО «РЖД»

Пассажирские

перевозки

дальнего

следования

Вспомога-

тельная

деятельность

Грузовые

перевозки

дочерних

компаний

Логисти-

ческие услуги
Группы Gefco

Все прочие

сегменты

Элимини-

рование (A)

Корректи-

ровки (Б)

Итого

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

млн. руб.

Доходы от внешних покупателей

527 835

81 680

63 505

36 959

102 510

78 121

(26 867)

863 743

Доходы от операций между сегментами

22 887

3 488

67 085

5 740

10

85 423

(184 633)

Итого доходы

550 722

85 168

130 590

42 699

102 520

163 544

(184 633)

(26 867)

863 743

Операционный результат сегмента

(прибыль/(убыток) до
налогообложения), пересчитано

47 153

(16 223)

(831)

1 280

2 512

7 733

(9 305)

(24 508)

7 811

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»

Отдельные примечания к неаудированной промежуточной сокращенной

консолидированной финансовой отчетности (продолжение)

17

5. 

Информация по сегментам (продолжение)

(А)   Доходы и маржа по операциям между сегментами исключаются при консолидации.

(Б)  

Операционная  прибыль  каждого  операционного  сегмента  не  включает  следующие
корректировки, представляющие  собой  разницы  между  управленческой  отчетностью  и
настоящей  промежуточной  сокращенной  консолидированной  финансовой  отчетностью,
подготовленной в соответствии с МСФО (IAS) 34 за шестимесячные периоды, закончившиеся
30 июня:

2015 г.

2014 г.,

пересчитано

млн. руб.

млн. руб.

Реклассификация субсидий

(13 631)

(13 453)

Доходы от аренды прочего имущества

(5 263)

(4 666)

Эффект от нетто представления доходов от продажи и себестоимости

проданных товаров

(2 260)

(5 724)

Прочие корректировки к доходам

1 469

(3 024)

(19 685)

(26 867)

Корректировки, относящиеся к основным средствам (В)

26 656

30 788

Эффект от нетто представления доходов от продажи и себестоимости

проданных товаров

2 226

5 485

Расходы по сомнительным долгам

(2 136)

(6 842)

Дополнительные начисления по долгосрочным обязательствам перед

работниками по планам с установленными выплатами

(5 389)

4 628

Субсидии из федерального и местных бюджетов, не включенные в

операционные результаты сегментов (Примечание 17)

29 592

28 189

Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы, нетто, не

включенные в операционные результаты сегментов

(22 635)

(11 845)

Изменения справедливой стоимости финансовых инструментов, нетто,

не включенные в операционные результаты сегментов

(10 419)

2 089

Прибыль/(убыток) от курсовых разниц, нетто, не включенная в

операционные результаты сегментов

11 768

(2 493)

Коммерческие расходы

(2 738)

(2 517)

Расходы по банковским услугам

(1 090)

(1 314)

Выплаты по коллективному трудовому договору

(3 041)

(2 687)

Убытки от обесценения основных средств (Примечание 7)

(8 449)

(35 481)

Штрафы, выставленные клиентам/(клиентами), нетто

510

(1 026)

Взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации

(1 785)

(1 734)

Социальные расходы

(3 632)

(3 720)

Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних

компаниях, нетто

2 072

5 197

Убытки от обесценения инвестиций в ассоциированные компании и

совместные предприятия (Примечание 6)

(5 644)

Изменение резерва под иски и претензии, нетто

(2 567)

(2 666)

Благотворительность и спонсорская помощь

(1 284)

(854)

Прочие корректировки

(1 987)

(838)

Суммарные корректировки к прибыли до налогообложения

(19 657)

(24 508)

(В)

Корректировки, относящиеся  к  основным  средствам, включают  разницу  между  остаточной
стоимостью  основных  средств, отраженной  в  управленческой  отчетности  и  в  настоящей
промежуточной  сокращенной  консолидированной  финансовой  отчетности, подготовленной  в
соответствии  с  МСФО (IAS) 34, в  результате  различий  в  сроках  полезного  использования
основных средств и применения компонентного учета.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     55      56      57      58     ..