ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 36

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2015 год - часть 36

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

28 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Вознаграждения работникам (продолжение) 
 
Взносы  в  государственный  Пенсионный  Фонд  совместно  с  иными  выплатами,  связанными  с 
государственными  программами  социального  страхования,  рассчитываются  путем  применения 
ставки  30%  (2013 г.:  30%)  к  сумме  годовой  заработной  платы  каждого  работника  до 
налогообложения.  Превышение  годовой  заработной  платы  работника  над  суммой  в 
624 тысячи рублей (2013 г.: 568 тысяч рублей) облагается налогом по ставке 10%. 
 
Прочие долгосрочные выплаты работникам 
 
В  2008  году  Группа  ввела  ряд  дополнительных  видов  долгосрочных  выплат  сотрудникам,  включая 
вознаграждение  за  долгосрочную  работу  («вознаграждение  за  преданность»).  Обязательства  и 
расходы  в  отношении  указанных  долгосрочных  выплат  рассчитываются  отдельно  в  отношении 
каждого  их  вида  с  использованием  метода  прогнозируемой  учетной  единицы.  Стоимость  услуг, 
чистые  процентные  расходы  и  переоценка  чистых  обязательств  с  установленными  выплатами  по 
прочим долгосрочным вознаграждениям признаются в отчете о прибылях и убытках. 
 
Резервы 
 
Резерв  отражается  в  финансовой  отчетности  тогда,  когда  Группа  имеет  текущее  (юридическое  или 
обусловленное  сложившейся  практикой)  обязательство  в  результате  событий,  произошедших  в 
прошлом, и существует достаточная вероятность того, что произойдет отток ресурсов для погашения 
такого  обязательства,  а  также  может  быть  произведена  достоверная  оценка  суммы  этого 
обязательства.  
 
Если  влияние  временной  стоимости  денег  является  значительным,  резервы  рассчитываются  путем 
дисконтирования  ожидаемых  будущих  денежных  потоков  по  ставке  до  налогообложения, 
отражающей  текущую  рыночную  оценку  временной  стоимости  денег  и,  если  применимо, 
специфические  риски,  связанные  с  данным  обязательством.  При  применении  дисконтирования 
увеличение  резерва,  происходящее  в  связи  с  течением  времени,  признается  в  составе  финансовых 
расходов. 
 
Договорные обязательства 
 
Договорные  обязательства  представляют  собой  юридические  обязательства,  вытекающие  из 
договоров  купли-продажи,  в  которых  указывается  общая  сумма  договора,  цена  товара  (услуги)  и 
дата, или даты, поставки (исполнения) в будущем. 
 
Группа  раскрывает  значительные  договорные  обязательства  для  основных  видов  закупок  в 
примечаниях к консолидированной финансовой отчетности. 
 
Операции продажи имущества и обратной аренды 
 
В  том  случае,  если  операция  продажи  имущества  с  обратной  арендой  предполагает  финансовую 
аренду,  то  сумма  вознаграждения,  превышающая  остаточную  стоимость  проданного  имущества, 
отражается  в  качестве  отложенного  дохода  и  списывается  в  состав  доходов  в  течение  периода 
финансовой аренды. Арендуемое имущество отражается по справедливой стоимости (или по текущей 
стоимости минимальных лизинговых платежей, если она окажется меньше справедливой стоимости) 
так же, как отражается имущество при обычной финансовой аренде. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

29 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Существенные учетные суждения, оценки и допущения  
 
Подготовка  консолидированной  финансовой  отчетности  требует  от  руководства  формирования 
суждений,  оценок  и  допущений,  которые  оказывают  влияние  на  отраженные  в  отчетности  суммы 
активов, обязательств, доходов и расходов, а также на соответствующие примечания к отчетности и 
раскрытие информации об условных обязательствах. Вследствие факторов неопределенности оценки 
и  допущения  могут  отличаться  от  фактических  будущих  событий,  что  может  привести  к 
существенной  корректировке  балансовой  стоимости  соответствующих  активов  и  обязательств  в 
финансовой отчетности будущих периодов. 
 
Суждения 
 
В процессе применения учетной политики Группы, помимо применения оценок, руководством были 
сделаны  следующие  суждения,  которые  имеют  наиболее  существенное  влияние  на  суммы, 
отраженные в консолидированной финансовой отчетности: 
 
Учет основных средств непроизводственного назначения 
 
Основные средства включают в себя объекты социальной инфраструктуры. Руководство считает, что 
затраты на приобретение или строительство данных основных средств должны рассматриваться как 
активы,  исходя  из  предпосылки,  что  данные  вложения  косвенным  образом  способствуют  притоку 
денежных средств и их эквивалентов, поскольку снижают объем денежных расходов на сотрудников. 
Такая  позиция  основывается  на  том,  что  указанные  основные  средства  используются  Группой  для 
предоставления вознаграждения своим сотрудникам в неденежной форме. 
 
Учет финансовой аренды – Группа в качестве арендатора 
 
Операции  аренды,  в  соответствии  с  условиями  которых  арендатор  принимает  риски  и  выгоды, 
присущие  праву  собственности  на  объекты  основных  средств,  рассматриваются  как  операции 
финансовой  аренды.  Иные  операции  аренды  классифицируются  как  операционная  аренда. 
Классификация  операций  аренды  основывается  на  их  экономическом  содержании,  а  не  на  форме 
договора. Заключенные договора оцениваются на предмет того, зависит ли выполнение их условий от 
использования  определенного  актива  или  активов,  или  условиями  договоров  предусматривается 
право  пользования  активом  или  активами,  даже  если  это  прямо  не  следует  из  условий  договора.  В 
случае, если период аренды покрывает большую часть срока полезного использования актива, даже 
если право собственности не переходит к арендатору, или если приведенная стоимость минимальных 
арендных  платежей,  определенных  на  момент  начала  аренды,  практически  равна  справедливой 
стоимости  арендованного  актива,  Группа  классифицирует  данные  операции  как  операции 
финансовой аренды, за исключением случаев, когда необходимость иной классификации может быть 
очевидно продемонстрирована. 
 
Актив, полученный в финансовую аренду, амортизируется в течение срока полезного использования 
актива.  Однако  в  случае  если  отсутствует  обоснованная  уверенность  в  том,  что  к  Группе  перейдет 
право  собственности  в  конце  срока  аренды,  актив  амортизируется  в  течение  меньшего  из  сроков  – 
срока полезного использования актива или срока аренды. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

30 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Суждения (продолжение) 
 
Договорные обязательства по операционной аренде – Группа в качестве арендодателя 
 
Группа  заключила  договоры  аренды  коммерческой  недвижимости  в  отношении  объектов 
инвестиционной  недвижимости.  На  основании  анализа  условий  договоров,  таких  как  условия, 
согласно  которым  срок  аренды  не  представляет  собой  значительную  часть  срока  полезного 
использования  объекта  коммерческой  недвижимости,  и  приведенная  стоимость  минимальных 
будущих  арендных  платежей  на  дату  начала  аренды  значительно  ниже  справедливой  стоимости 
актива,  сдаваемого  в  аренду,  Группа  установила,  что  у  нее  сохраняются  все  существенные  риски  и 
выгоды,  связанные  с  владением  указанным  имуществом  и,  соответственно,  применяет  к  этим 
договорам порядок учета, определенный для договоров операционной аренды. 
 
Активы, классифицированные как предназначенные для продажи 
 
По состоянию на 31 декабря 2014 г. некоторые объекты основных средств, включая автомобильную 
дорогу «Адлер  – Красная Поляна», расположенную в городе Сочи, а также  активы и обязательства 
АО «Росжелдорпроект»,  дочерней  компании  ОАО  «РЖД»,  были  классифицированы  как  активы  и 
выбывающая  группа,  предназначенные  для  продажи,  соответственно,  и  учтены  в  соответствии  с 
МСФО  (IFRS)  5  «Внеоборотные  активы,  предназначенные  для  продажи,  и  прекращенная 
деятельность»
 (Примечание 14).  
 
Консолидация структурированной компании 
 
Компания  не  имеет  прав  голоса  в  отношении  RZD  Capital  P.L.С.,  компании,  инкорпорированной  в 
Ирландии.  Основной  деятельностью  RZD  Capital  P.L.C.  (далее  также  −  RZD  Capital)  является 
размещение  долговых  ценных  бумаг  с  единственной  целью  предоставления  займов  Компании.  У 
RZD Capital  недостаточно  капитала  для  финансирования  своей  деятельности  без  финансовой 
поддержки со стороны Компании. 
 
На  основании  описанных  выше  обстоятельств,  Группа  определила,  что  права  голоса  не  являются 
основным фактором, определяющим наличие или отсутствие контроля над RZD Capital со стороны 
Компании,  и  пришла  к  выводу  о  том,  что  RZD  Capital  является  структурированной  компанией  в 
соответствии  с  МСФО  (IFRS)  10  и  контролируется  Компанией.  Соответственно,  RZD  Capital 
включается в состав консолидированной финансовой отчетности Группы. 
 
В 2010-2014 годах RZD Capital разместила несколько серий сертификатов долевого участия в займе 
(Примечание 16). Обязательства Компании по договорам займов с RZD Capital выступают в качестве 
обеспечения по размещенным сертификатам долевого участия в займе. 
 
Оценки и допущения 
 
Ниже представлены основные допущения в отношении будущих событий, а также иных источников 
неопределенности оценок на отчетную дату, которые несут в себе существенный риск возникновения 
необходимости  внесения  существенных  корректировок  в  балансовую  стоимость  активов  и 
обязательств  в  течение  следующего  финансового  года.  Допущения  и  оценки  Группы  основаны  на 
исходных  данных,  которыми  она  располагала  на  момент  утверждения  к  выпуску  данной 
консолидированной  финансовой  отчетности.  Однако  текущие  обстоятельства  и  допущения 
относительно будущих событий могут изменяться ввиду рыночных изменений или неподконтрольных 
Группе обстоятельств. Такие изменения отражаются в допущениях по мере того, как они происходят. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

31 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Оценки и допущения (продолжение) 
 
Наиболее существенные оценки относятся к определению сроков полезного использования основных 
средств,  обесценению  финансовых  и  нефинансовых  активов,  определению  величины  чистых 
обязательств  перед  работниками  по  планам  с  установленными  выплатами  и  связанных  с  ними 
расходов  по  стоимости  текущих  услуг  по  пенсионным  планам  и  прочим  долгосрочным 
вознаграждениям  работников,  справедливой  стоимости  финансовых  инструментов,  переоценке 
инвестиционной  недвижимости,  резерву  по  обязательствам  по  уплате  налогов,  резерву  по  искам  и 
претензиям,  отложенному  налогу  на  прибыль,  затратам  на  НИОКР  и  договорам  строительства. 
Фактические результаты могут отличаться от оценочных значений. 
 
Срок полезного использования основных средств  
 
Группа оценивает оставшийся срок полезного использования основных средств не менее одного раза 
в год по состоянию на конец финансового года. В случае если ожидания отличаются от предыдущих 
оценок, изменения учитываются как изменения в учетных оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 
«Учетная  политика,  изменения  в  учетных  оценках  и  ошибки».  Указанные  оценки  могут  оказать 
существенное влияние на балансовую стоимость основных средств и износ, признанный в отчете о 
прибылях и убытках. 
 
Обесценение основных средств и прочих нефинансовых активов 
 
На каждую отчетную дату Группа оценивает наличие признаков того, что индивидуальный актив или 
какая-либо  из  ГЕ  Группы  могут  быть  обесценены  и  в  случае,  если  такие  признаки 
идентифицированы,  определяет  возмещаемую  стоимость  актива  или ГЕ.  Возмещаемая  стоимость 
представляет собой наибольшую из следующих величин: справедливой стоимости актива или ГЕ за 
вычетом затрат на выбытие и стоимости в использовании. Если балансовая стоимость актива или ГЕ 
превышает  соответствующую  возмещаемую  стоимость,  актив  или  ГЕ  считаются  обесцененными  и 
списываются до уровня возмещаемой стоимости. 
 
Расчет справедливой стоимости за вычетом затрат на  выбытие основан на имеющейся информации 
по  имеющим  обязательную  силу  операциям  продажи  аналогичных  активов  между  независимыми 
сторонами или на наблюдаемых рыночных ценах за вычетом дополнительных затрат, которые были 
бы понесены в связи с выбытием актива. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

32 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Оценки и допущения (продолжение) 
 
Группа  определяет  стоимость  в  использовании,  исходя  из  подробных  планов  и  прогнозов,  которые 
готовятся отдельно для каждой ГЕ Группы, к которой относятся индивидуальные активы. Эти планы 
и  прогнозы,  как  правило,  составляются  на  три  года  и  экстраполируются  на  последующий 
среднесрочный  период  с  использованием  прогнозной  ставки  инфляции  и  прогнозного  темпа  роста 
грузо-,  пассажирооборота  и  тарифов.  Для  более  длительных  периодов  определяется  долгосрочный 
темп  роста,  который  применяется  в  отношении  прогнозируемых  будущих  денежных  потоков  в 
долгосрочном  периоде.  При  проведении  теста  на  обесценение  по  состоянию  на  31  декабря  2014  г. 
Группа  составила  среднесрочный  прогноз  на  основе  ставки  инфляции,  темпов  роста  грузо-  и 
пассажирооборота  и  тарифов  на  период  до  2030  года  включительно.  В  частности,  прогнозируемые 
темпы роста тарифов на грузовые перевозки, учитываемые при проведении теста на обесценение по 
состоянию  на  31  декабря  2014  г.,  основаны  на  темпах  роста  тарифов  на  2015-2017  годы, 
утвержденных ФТС в декабре 2014 года (Примечание 1), и на прогнозном долгосрочном ИПЦ

1

  для 

периодов  после  2018  года.  Величина  ожидаемых  будущих  притоков  и  оттоков  денежных  средств 
также  включает  поступления  от  продолжающейся государственной  поддержки  в форме  субсидий  и 
грантов  и  капитальных  расходы  на  поддержание  основных  средств,  соответственно,  в  размере, 
предусмотренном  финансовым  планом  Группы  на  2015-2017  годы,  с  дальнейшей  индексацией  на 
прогнозируемую  ставку  инфляции.  Величина  ожидаемых  будущих  оттоков  денежных  средств 
учитывает  планируемое  руководством  снижение операционных  затрат,  связанных  с  пассажирскими 
перевозками  дальнего  следования,  в  соответствии  с  программой  сокращения  расходов  и  снижение 
затрат на капитальный ремонт основных средств, относящихся к пассажирским перевозкам дальнего 
следования. Ставка дисконтирования, которая используется для определения возмещаемой стоимости 
ГЕ, рассчитывается на базе средневзвешенной стоимости капитала (WACC) Группы, как отправного 
значения,  скорректированной  далее  с  целью  учета  риска,  специфического  для  активов, 
аллокированных в каждую ГЕ. 
 
Группа выделяет следующие наиболее существенные ГЕ: 

 

ГЕ Инфраструктура (ГЕ ИС), включающая в себя преимущественно инфраструктурные активы, 
принадлежащие Группе, и активы, используемые Группой для их строительства и технического 
обслуживания; 

 

ГЕ  Пассажирские  перевозки  дальнего  следования  (ГЕ  ППДС),  включающая  активы, 
используемые  для  пассажирских  перевозок  дальнего  следования,  принадлежащие  как 
Компании, так и соответствующим дочерним обществам; 

 

 

ГЕ Gefco, включающая в себя активы Группы Gefco; и

 

 

ГЕ  Пригородные  пассажирские  перевозки  (ГЕ  ППП),  включающая активы,  используемые для 
пассажирских пригородных перевозок, принадлежащие как Компании, так и соответствующим 
дочерним обществам.

 

 
Активы, аллокированные Группой в ГЕ ИС, ГЕ ППДС и ГЕ ППП, не включают гудвил. 
 
 

 

                                                      

1

 

Индекс потребительских цен. 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

33 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 

Оценки и допущения (продолжение) 
 
Группа определила возмещаемые стоимости ГЕ ИС, ГЕ ППДС и ГЕ ППП по состоянию на 31 декабря 
2014  г.  на  основе  расчета  стоимости  в  использовании.  В  результате  тестирования,  проведенного  по 
состоянию  на  31  декабря  2014  г.,  Группа  выявила  убытки  от  обесценения,  рассчитанные  как 
превышение  балансовой  стоимости  ГЕ  над  ее  возмещаемой  стоимостью  для  ГЕ  ППДС  и  ГЕ  ППП, 
представленные ниже (в миллионах рублей): 

 

ГЕ ППДС 

 

 

2014 г. 

2013 г. 

Возмещаемая стоимость по состоянию на 31 декабря 

241 071 

184 495 

Ставка дисконтирования, использованная для определения 

стоимости в использовании 

10,53% 

9,17% 

Убыток от обесценения  

(11 588) 

(163 616) 

 

ГЕ ППП 

 

 

2014 г. 

2013 г. 

Возмещаемая стоимость по состоянию на 31 декабря 

− 

− 

Ставка дисконтирования, использованная для определения 

стоимости в использовании 

10,53% 

9,17% 

Убыток от обесценения  

(4 598) 

(131 715) 

 
В    2014  году  Группа  также  признала  убыток  от  обесценения  прочих  ГЕ  в  сумме 
8 109 миллионов рублей (2013 г.: 3 424 миллиона рублей). 
 
Признанные убытки от обесценения отражены в составе статьи «Убытки от обесценения основных 
средств и нематериальных активов»
 консолидированного отчета о прибылях и убытках. 
 
Группа  не  включает  данные  об  активах  в  информацию  по  сегментам.  Соответственно,  Группа  не 
распределяет убытки от обесценения между отчетными сегментами. 
 
По  состоянию  на  31  декабря  2014  г.  обесценения  ГЕ  ИС  выявлено  не  было.  Однако,  негативные 
изменения в темпах роста грузо- и пассажирооборота и тарифов, уровне поддержки правительства, а 
также  в  иных  прогнозных  факторах,  описанных  выше,  в  будущих  периодах,  если  таковые  будут 
иметь  место,  могут  привести  к  возникновению  существенных  убытков  от  обесценения  ГЕ  ИС  в 
периодах, в которых произойдут такие изменения. 
 
Группа рассматривает следующие факторы в качестве основных причин, вызывающих обесценение 
ГЕ ППДС и ГЕ ППП:  

 

ГЕ  ППДС:  негативные  изменения  в  ожидаемых  объемах  пассажирских  перевозок  дальнего 
следования  в  связи  с  негативными  трендами  в  российской  экономике  и  недостаточная 
индексация тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании, которая не в полной мере 
компенсируется государственными субсидиями,  

 

ГЕ  ППП:  общая  убыточность  пригородных  пассажирских  перевозок,  обусловленная 
недостаточностью  компенсации  недополученных  доходов  от  перевозок  пассажиров  в 
пригородном  сообщении  в  связи  с  регулированием  тарифов  на  данные  перевозки 
региональными органами власти. 

 
Указанные оценки, включая использованную методологию, могут в существенной степени повлиять 
на величину соответствующего обесценения основных средств и прочих нефинансовых активов. 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

34 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Оценки и допущения (продолжение) 
 
Гудвил тестируется на предмет обесценения ежегодно по состоянию на 30 июня, а также в случаях, 
когда  события  или  обстоятельства  указывают  на  то,  что  его  балансовая  стоимость  может  быть 
обесценена.  Обесценение  гудвила  определяется  путем  оценки  возмещаемой  стоимости  каждой  ГЕ 
(или  группы  ГЕ),  к  которым  относится  гудвил.  Если  возмещаемая  стоимость  ГЕ  (или  группы  ГЕ) 
меньше  балансовой  стоимости,  то  признается  убыток  от  обесценения.  Убыток  от  обесценения 
гудвила не может быть восстановлен в будущих периодах. 
 
Нематериальные активы с неограниченным сроком полезного использования тестируются на предмет 
обесценения  ежегодно  по  состоянию  на  30  июня  на  уровне  ГЕ,  а  также  если  обстоятельства 
указывают на то, что их балансовая стоимость могла обесцениться.  
 
Убытки по обесценению нефинансовых активов отражаются в отчете о прибылях и убытках в составе 
операционных расходов, за исключением убытков от обесценения активов, классифицированных, как 
предназначенные для продажи, которые признаются в составе прочих расходов консолидированного 
отчета о прибылях и убытках.  
 
Для  целей  тестирования  на  возможное  обесценение,  по  состоянию  на  30  июня  2014  г.,  гудвил  и 
нематериальные активы с неограниченным сроком использования были отнесены, в основном, на ГЕ 
Gefco.  Группа  определила  возмещаемую  стоимость  ГЕ  Gefco  на  основе  расчета  стоимости  в 
использовании.  В  расчете  используются  прогнозируемые  денежные  потоки,  основанные  на 
финансовых  бюджетах  утвержденных  руководством  на  пятилетний  период,  и  ставка 
дисконтирования  в  размере  10%.  Денежные  потоки  после  пятилетнего  периода  и  до  2023  года 
прогнозируются  на  уровне  потоков  2020  года.  Для  более  длительных  периодов  был  использован 
долгосрочный  темп  роста  2%.  Руководство  Группы  полагает,  что  возможный  эффект  разумного 
изменения  основных  допущений,  на  которых  основана  стоимость  в  использовании  ГЕ  Gefco,  не 
приведет к превышению балансовой стоимости данной ГЕ над ее стоимостью в использовании. 
 
По состоянию на 30 июня 2014 г. для гудвила и нематериальных активов с неограниченным сроком 
использования, аллокированных в ГЕ Gefco, обесценение выявлено не было. Не было также выявлено 
индикаторов обесценения данной ГЕ по состоянию на 31 декабря 2014 и 2013 гг.  
 
Обесценение финансовых активов 
 
По  состоянию  на  каждую  отчетную  дату  Группа  производит  оценку  наличия  объективных 
свидетельств обесценения финансового актива или группы финансовых активов. Финансовый актив 
или группа финансовых активов считаются обесцененными тогда и только тогда, когда существует 
объективное  свидетельство  обесценения  в  результате  одного  или  более  событий,  произошедших 
после первоначального признания актива (наступление «случая понесения убытка»), которые оказали 
поддающееся  надежной оценке  влияние  на  ожидаемые будущие  денежные  потоки  по  финансовому 
активу или группе финансовых активов. Свидетельства обесценения могут включать в себя указания 
на то, что должник или группа должников испытывают существенные финансовые затруднения, не 
могут  обслуживать  свою  задолженность  или  неисправно  осуществляют  выплату  процентов  или 
основной  суммы  задолженности,  а  также  вероятность  того,  что  ими  будет  проведена  процедура 
банкротства  или  финансовой  реорганизации  иного  рода.  Кроме  того,  к  таким  свидетельствам 
относятся  наблюдаемые  данные,  указывающие  на  наличие  поддающегося  оценке  снижения 
ожидаемых  будущих  денежных  потоков  от  финансового  инструмента,  в  частности,  такие  как 
изменение  объемов  задолженности  или  экономических  условий,  находящихся  в  определенной 
взаимосвязи с невозможностью исполнения обязательств по выплате задолженности. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

35 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Оценки и допущения (продолжение) 
 
Финансовые активы, учитываемые по амортизированной стоимости 
 
В  отношении  финансовых  активов,  учитываемых  по  амортизированной  стоимости,  Группа  сначала 
проводит  оценку  существования  объективных  свидетельств  обесценения  финансовых  активов 
существенных  индивидуально  или  совокупно  с  иными  аналогичными  активами,  не  являющихся 
существенными  индивидуально.  В  случае  если  Группой  установлено,  что  в  отношении 
индивидуально  рассмотренных  активов  (как  существенных,  так  и  не  существенных)  отсутствуют 
свидетельства  обесценения,  Группа  включает  такие  активы  в  группу  активов,  имеющих  схожие 
характеристики кредитного риска, и проводит коллективную оценку обесценения такой группы.  
 
Активы,  индивидуально  оцененные  как  обесценившиеся,  исключаются  из  коллективной  оценки 
обесценения. При наличии объективных свидетельств возникновения убытков от обесценения, сумма 
таких убытков определяется как разница между балансовой стоимостью актива и дисконтированной 
суммой  будущих  денежных  потоков,  связанных  с  этим  активом  (исключая  возможные  будущие 
потери,  которые  еще  не  были  понесены).  Дисконтированная  сумма  будущих  денежных  потоков 
рассчитывается с использованием первоначально определенной ЭПС. В случае, когда заем был выдан 
под  «плавающую»  ставку,  расчет  дисконтированной  стоимости  с  целью  оценки  убытка  от 
обесценения производится по текущей ЭПС. 
 
Балансовая  стоимость  актива  уменьшается  через  использование  счета  резерва,  и  убытки  от 
обесценения признаются в консолидированном отчете о прибылях и убытках в составе финансовых 
расходов –  для  займов  выданных  и  в  составе  операционных  расходов  –  для  дебиторской 
задолженности.  Начисление  процентов  в  отношении  уменьшенной  балансовой  стоимости  актива 
продолжается  по  процентной  ставке,  использованной  для  дисконтирования  будущих  денежных 
потоков  с  целью  оценки  убытка  от  обесценения.  Процентные  доходы  отражаются  в  составе 
финансовых доходов в отчете о прибылях и убытках. Займы вместе с соответствующими резервами 
списываются с баланса, если отсутствует достаточная уверенность их возмещения в будущем, а все 
доступное  обеспечение  было  реализовано,  либо  передано  Группе.  Если  в течение  следующего  года 
сумма  расчетного  убытка  от  обесценения  увеличивается  или  уменьшается  ввиду  какого-либо 
события,  произошедшего  после  признания  обесценения,  сумма  ранее  признанного  убытка  от 
обесценения  увеличивается,  либо  уменьшается  посредством  корректировки  счета  резерва.  Если 
предыдущее списание стоимости финансового инструмента впоследствии восстанавливается, сумма 
восстановления признается как уменьшение финансовых расходов в отчете о прибылях и убытках. 
 
Долгосрочные вознаграждения сотрудникам – планы с установленными выплатами 
 
Стоимость пенсионных планов с установленными выплатами, прочих выплат по окончании трудовой 
деятельности  и  прочих  долгосрочных  вознаграждений  сотрудникам  и  дисконтированная  стоимость 
соответствующих  обязательств  определяются  на  основе  актуарных  оценок,  использующих  ряд 
допущений,  которые  могут  отличаться  от  фактических  будущих  событий.  Подобные  допущения 
включают  уровень  смертности  в  период  трудовой  деятельности  и  после  ее  окончания,  текучесть 
кадров, ставку дисконтирования, будущий уровень оплаты труда и выплачиваемых вознаграждений, 
а  также,  в  меньшей  степени,  ожидаемую  прибыль  на  активы  плана.  Ввиду  сложности  оценки  и  ее 
долгосрочного  характера,  обязательства  по  планам  с  установленными  выплатами  высоко 
чувствительны  к  изменениям  этих  допущений.  При  определении  применимой  ставки 
дисконтирования руководство Группы учитывает процентные ставки государственных облигаций со 
сроками  погашения  и  валютами,  соответствующими  валютам  и  ожидаемому  сроку  погашения 
обязательств с установленными выплатами. Все допущения пересматриваются на каждую отчетную 
дату. Подробная информация представлена в Примечании 19. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

36 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Оценки и допущения (продолжение) 
 
Судебные иски 
 
Руководство Группы применяет существенные суждения при оценке и отражении в учете резервов и 
рисков  возникновения  условных  обязательств,  связанных  с  существующими  судебными  делами  и 
прочими  неурегулированными  претензиями,  которые  должны  быть  урегулированы  путем 
переговоров, посредничества, арбитражного разбирательства или государственного вмешательства, а 
также  других  условных  обязательств.  Суждение  руководства  необходимо  при  оценке  вероятности 
удовлетворения  иска  против  Группы  или  возникновения  обязательства,  а  также  при  определении 
возможной  суммы  окончательного  урегулирования.  Вследствие  неопределенности,  внутренне 
присущей  процессу  оценки,  фактические  убытки  могут  отличаться  от  первоначальной  оценки 
резерва. Такие оценки могут изменяться по мере поступления новой информации, как от собственных 
специалистов,  если  такие  есть,  так  и  от  сторонних  консультантов,  например,  юридических  фирм. 
Пересмотр таких оценок может оказать существенное влияние на будущие результаты операционной 
деятельности.  
 
Текущие налоги 
 
Российское налоговое, валютное и таможенное законодательство допускает различные толкования и 
подвержено частым изменениям. Интерпретация налогового законодательства налоговыми органами 
применительно к операциям и деятельности Группы может не совпадать с мнением руководства. Как 
следствие,  налоговые  органы  могут  предъявить  претензии  по  сделкам  и  начислить  компаниям 
Группы  значительные  дополнительные  налоги,  пени  и  штрафы.  Проверки  со  стороны  налоговых  и 
таможенных органов на предмет наличия налоговых обязательств могут охватывать три календарных 
года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проверки. При определенных условиях 
проверке могут быть подвергнуты и более ранние периоды. По мнению руководства, по состоянию 
на  31  декабря  2014  г.  соответствующие  положения  законодательства  были  интерпретированы 
корректно, и вероятность сохранения положения, в котором находится Группа в связи с налоговым, 
валютным  и  таможенным  законодательством,  является  высокой.  Подробная  информация 
представлена в Примечаниях 18, 30 и 32.  
 
Отложенные налоговые активы 
 
Отложенные налоговые активы признаются только в той степени, в какой существует вероятность их 
реализации.  Реализация  отложенного  налогового  актива  будет  зависеть  от  возможности  получения 
достаточной  налогооблагаемой  прибыли  в  соответствующей  налоговой  юрисдикции.  При  оценке 
вероятности  реализации  в  будущем  отложенного  налогового  актива  анализируются  различные 
факторы,  включая  прошлые  результаты  операционной  деятельности,  планы  операционной 
деятельности,  истечение  срока  действия  переноса  налоговых  убытков  и  стратегию  налогового 
планирования. Если фактические результаты отличаются от этих оценок или если эти оценки должны 
быть  скорректированы  в  будущем,  это  может  оказать  существенное  влияние  на  финансовое 
положение,  результаты  операционной  деятельности  и  движение  денежных  средств  Группы. 
Подробная информация представлена в Примечании 30. 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

37 

2. 

Краткое описание основных положений учетной политики (продолжение) 

 
Оценки и допущения (продолжение) 
 
Справедливая стоимость финансовых инструментов 
 
В случаях, когда справедливая стоимость финансовых активов и финансовых обязательств не может 
быть  определена  на  основании  данных  активных  рынков,  она  определяется  с  использованием 
методов  оценки,  включая  модели  дисконтированных  денежных  потоков.  В  качестве  исходных 
данных  для  этих  моделей  по  возможности  используется  информация  с  открытых  рынков,  однако  в 
тех случаях, когда это не представляется практически осуществимым, требуется определенная доля 
суждения  для  установления  справедливой  стоимости.  Суждения  включают  учет  таких  исходных 
данных,  как  риск  ликвидности,  кредитный  риск  и  волатильность.  Изменения  в  допущениях 
относительно  данных  факторов  могут  оказать  влияние  на  справедливую  стоимость  финансовых 
инструментов, представленную в финансовой отчетности. 
 
Анализ справедливой стоимости финансовых инструментов представлен в Примечании 34. 
 
Переоценка инвестиционной недвижимости 
 
Группа  учитывает  инвестиционную  недвижимость  по  справедливой  стоимости.  Изменения 
справедливой  стоимости  отражаются  в  отчете  о  прибылях  и  убытках.  Группа  привлекла 
независимого оценщика для определения справедливой стоимости инвестиционной недвижимости по 
состоянию  на  31  декабря  2014  г.  Инвестиционная  недвижимость  оценивалась  исходя  из  стоимости 
аналогичных  объектов,  предлагаемых  на  рынке,  с  использованием  сопоставимых  цен, 
скорректированных  на  специфические  рыночные  факторы,  такие  как  характер,  местоположение  и 
состояние объекта недвижимости. 
 
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) 
 
Расходы на НИОКР капитализируются в соответствии с учетной политикой Группы. Первоначальная 
капитализация  затрат  основывается  на  суждении  руководства  о  том,  что  технологическая  и 
экономическая  осуществимость  подтверждены,  как  правило,  когда  проект  по  разработке  продукта 
достигает  определенной  стадии  в  соответствии  с  установленной  моделью  осуществления  проекта. 
Для  определения  сумм,  которые  могут  быть  капитализированы,  руководство  делает  допущения  в 
отношении  ожидаемых  будущих  денежных  потоков  от  проекта,  ставок  дисконтирования,  которые 
будут применяться, и ожидаемого срока получения выгод. 
 
Договоры строительства 
 
В  случае,  если  результат  по  договору  строительства  не  может  быть  надежно  оценен,  доход 
признается  исключительно  в  пределах  понесенных  в  соответствии  с  условиями  договора  затрат, 
которые могут быть возмещены. В свою очередь, затраты по договору признаются как расходы в том 
отчетном  периоде,  в  котором  они  были  понесены.  Ожидаемый  убыток  по  договору  строительства 
признается  в  качестве  расхода  немедленно.  Ожидаемый  убыток  оценивается  на  основании  анализа, 
выполненного руководством Группы в соответствии с утвержденным бюджетом проекта.  
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

38 

3. 

Пересчет сравнительной информации и реклассификации 

 
Исправление ошибок 
 
По состоянию на 31 декабря 2013 г., Группа провела ежегодный тест на обесценение своих основных 
средств  и  выявила  убытки  от  обесценения  некоторых  единиц,  генерирующих  денежные  потоки, 
рассчитанные  как  превышение  балансовой  стоимости  этих  генерирующих  единиц  над 
соответствующей  возмещаемой  стоимостью.  Однако,  выявленные  убытки  от  обесценения  не  были 
отражены Группой в консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2013 г. 
и за год по указанную дату, так как на дату утверждения к выпуску этой годовой консолидированной 
финансовой отчетности Группа не завершила подготовку регистров основных средств за 2013 год и, 
на  основании  этого,  имела  основания  полагать,  что  величина  убытков  от  обесценения  может 
существенно  поменяться  по  результатам  окончательного  определения  балансовой  стоимости 
основных средств по состоянию на 31 декабря 2013 г.  
 
В 2014 году Группа завершила подготовку регистров основных средств по состоянию на 31 декабря 
2013  г.,  для  целей  приведения  учета  основных  средств  в  соответствие  с  требованиями 
МСФО (IAS) 16  «Основные  средства»  и  МСФО  (IAS)  36  «Обесценение  активов»  по  состоянию  на 
указанную  дату.  В  результате  Группа  выявила  ряд  искажений  балансовой  стоимости  и  движений 
основных средств по состоянию на 31 декабря 2013 г. и за год по указанную дату, и отразила убытки 
от обесценения, выявленные по состоянию на 31 декабря 2013 г. 
 
В соответствии с требованиями МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и 
ошибки»
  в  связи  с  описанными  выше  обстоятельствами  Группа  внесла  корректировки  в 
соответствующие статьи активов, обязательств и капитала консолидированного отчета о финансовом 
положении по состоянию на 31 декабря 2013 г., а также в определенные статьи консолидированного 
отчета о прибылях и убытках за 2013 год. Список корректировок представлен ниже: 
 
По состоянию на 31 декабря 2013 г. и за год, заканчивающийся на указанную дату: 
 
Консолидированный отчет о финансовом положении 
Основные средства уменьшены на  

288 316  миллионов рублей 

Отложенные налоговые активы увеличены на 

9 756  миллионов рублей 

Отложенные налоговые обязательства уменьшены на 

48 246  миллионов рублей 

Обязательства по финансовой аренде, за вычетом текущей части, 

увеличены на  

2 551  миллион рублей 

Обязательства по финансовой аренде, текущая часть, увеличены 

на 

2 096  миллионов рублей 

Нераспределенная прибыль и прочие резервы уменьшены на 

232 980  миллионов рублей 

Неконтрольные доли участия уменьшены на 

1 981  миллион рублей 

 
Консолидированный отчет о прибылях и убытках 
Материалы, затраты на ремонт и обслуживание увеличены на 

4 125  миллионов рублей 

Износ и амортизация уменьшены на 

4 871  миллион рублей 

Убытки от обесценения основных средств и нематериальных 

активов увеличены на 

298 755  миллионов рублей 

Прочие расходы уменьшены на 

5 046  миллионов рублей 

Налог на прибыль − отложенный налог на прибыль уменьшен на 

58 002  миллиона рублей 

Неконтрольные доли участия уменьшены на 

1 981  миллион рублей 

 
 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

39 

3. 

Пересчет сравнительной информации и реклассификации (продолжение) 

 
Реклассификации и исправление ошибок в классификации 
 
Некоторые  сопоставимые  данные  консолидированного  отчета  о  финансовом  положении  и 
консолидированного отчета о прибылях и убытках были реклассифицированы с целью соответствия 
презентации  данных  текущего  периода  и  исправления  ошибок  в  классификации.  Основные 
реклассификации и изменения презентации относились к следующим статьям: 
 
Консолидированный отчет о финансовом положении 

 

Долгосрочная часть отложенного дохода, ранее отраженная в составе статьи «Резервы и прочие 
краткосрочные  обязательства»,
  была  реклассифицирована  в  состав  статьи  «Прочие 
долгосрочные обязательства»

 

Начисленные  проценты  по  займам,  ранее  отраженные  в  составе  статьи  «Резервы  и  прочие 
краткосрочные обязательства»,
 были расклассифицированы в состав статьи «Краткосрочные 
заемные средства»

 
Консолидированный отчет о прибылях и убытках 

 

Доходы  и  расходы,  связанные  с  продажей  и  обратной  финансовой  арендой  оборудования, 
произведенного  Группой,  ранее  отраженные  нетто,  были  представлены  развернуто  в  составе 
статей  «Прочая  выручка»,  «Материалы,  затраты  на  ремонт  и  обслуживание»  и  некоторых 
других статей операционных расходов. 

 

Расходы  на  повышение  квалификации  и  обучение  персонала,  ранее  отраженные  в  составе 
статьи  «Прочие  операционные  расходы»,  были  реклассифицированы  в  состав  статьи 
«Заработная плата и на социальные отчисления»

 

Доходы  от  предоставления  услуг  доступа  к  инфраструктуре  и  локомотивной  тяги,  ранее 
отраженные  в  составе  статьи  «Прочая  выручка»,  были  реклассифицированы  в  состав  статьи 
«Доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре»

 
Необходимые  изменения  были  также  внесены  в  соответствующие  примечания  к  настоящей 
консолидированной  финансовой  отчетности.  Указанные  реклассификации  не  оказали  влияния  на 
чистые активы Группы по состоянию на 31 декабря 2013 г. и чистый убыток за период. 
 
 
4. 

Информация по сегментам 

 
Для целей управления Группа разбита по подразделениям, определяемым спецификой оказываемых 
ими услуг, и имеет пять отчетных операционных сегментов: 

 

Сегмент «Грузовые перевозки ОАО «РЖД» включает предоставляемые ОАО «РЖД» услуги по 
перевозке грузов в соответствии с выставляемым перевозчикам тарифом, который включает в 
себя  плату  за  локомотивную  тягу,  предоставление  доступа  к  инфраструктуре  и  плату  за 
использование вагона. 

 

Сегмент  «Пассажирские  перевозки  дальнего  следования»  включает  все  услуги  по  перевозке 
пассажиров  между  регионами,  осуществляемые  Группой,  и  сформирован  пассажирскими 
перевозками  дальнего  следования,  осуществляемыми  Компанией,  и  пассажирскими 
перевозками  дальнего  следования,  осуществляемыми  АО  «Федеральная  Пассажирская 
Компания», дочерним предприятием Компании.  

 

Сегмент  «Вспомогательная  деятельность»  включает  услуги  по  ремонту  и  техническому 
обслуживанию  подвижного  состава,  по  перепродаже  электроэнергии,  строительные  и  иные 
услуги, оказываемые филиалами Компании. 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

40 

4. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 

Сегмент  «Грузовые  перевозки  дочерних  компаний»  включает  услуги  по  перевозке  грузов, 
предоставляемые  дочерними  предприятиями  Группы,  включая  АО  «Федеральная  грузовая 
компания», ПАО «Трансконтейнер» и ОАО «Рефсервис». 

 

Сегмент «Логистические услуги Группы Gefco» включает операции Группы Gefco. 

 

«Все  прочие  сегменты»  включают  деятельность  дочерних  предприятий  Компании, 
оказывающих  услуги,  связанные  с  пассажирскими  перевозками  в  пригородном  сообщении, 
телекоммуникационными  услугами,  услугами  в  сфере  НИОКР,  услугами  по  строительству, 
реконструкции  и  модернизации  железных  дорог  и  железнодорожной  транспортной 
инфраструктуры,  ремонту  и  техническому  обслуживанию  различного  железнодорожного 
оборудования,  строительству  объектов  недвижимости,  оптовой  торговлей  основными 
средствами  и  материалами  для  внешних  клиентов  и  других  компаний  в  составе  Группы. 
Указанные операции в силу их несущественности не требуют раскрытия в качестве отдельного 
сегмента.  По  причине  различий  индивидуальных  экономических  характеристик  данные 
операции не могут быть включены в описанные выше отчетные операционные сегменты 

 

Руководство  осуществляет  мониторинг  операционных  результатов  деятельности  каждого  из 
подразделений  отдельно  для  целей  принятия  решений  о  распределении  ресурсов  и  оценки 
результатов  их  деятельности.  Результаты  деятельности  сегментов  оцениваются  на  основе 
операционной  прибыли  или  убытка,  рассчитываемого  на  основании  управленческой  отчетности, 
данные  которой  отличаются  от  данных  консолидированной  финансовой  отчетности  по  МСФО, 
поскольку  управленческая  отчетность  готовится  на  основе  данных,  формирующихся  по  местным 
стандартам  бухгалтерского  учета.  Результаты  операционных  сегментов  не  учитывают  влияние 
некоторых  разовых  операций  (например,  сделок  по  приобретению  предприятий)  и  влияние 
некоторых  корректировок,  которые  могут  быть  сочтены  необходимыми  для  приведения 
управленческой  отчетности  в  соответствие  с  консолидированной  финансовой  отчетностью  по 
МСФО. 

 

Цены  на  межсегментные  услуги  устанавливаются,  в  целом,  согласно  процедурам,  описанным  в 
Примечании  1,  кроме  услуг,  которые  находятся  вне  государственного  и  международного 
регулирования,  где  цены  устанавливаются  руководством  Группы  в  порядке,  где  это  применимо, 
схожем с аналогичными операциями со сторонними организациями.  

 

Практически все операционные активы Группы, за исключением активов Группы Gefco, находятся на 
территории  Российской  Федерации,  и  большинство  услуг,  кроме  услуг,  предоставляемых  Группой 
Gefco, оказывается Группой на территории Российской Федерации. 

 

 

 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

41 

4. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 
Доходы  сегмента  представляют  собой  доходы,  которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к 
деятельности  данного  сегмента,  с  учетом  как  продаж  внешним  покупателям,  так  и  операций  с 
другими сегментами. Доходы сегмента не включают следующее: 

 

субсидии из федерального и местных бюджетов; 

 

финансовые доходы и прочие аналогичные доходы;  

 

доходы от аренды прочего имущества; 

 

прибыль от курсовых разниц; 

 

прибыль от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов; 

 

прибыль от выбытия основных средств; 

 

прибыль от выбытия активов, классифицированных как предназначенные для продажи; 

 

доходы от восстановления резерва по сомнительным долгам; 

 

штрафы, выставленные клиентам; 

 

прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних компаниях; 

 

прибыль от инвестиций в ассоциированные компании и совместные предприятия; 

 

доход по налогу на прибыль; 

 

прочие доходы. 

 

Расходы  сегмента  представляют  собой  расходы,  которые  непосредственно  могут  быть  отнесены  к 
операционной  деятельности  данного  сегмента  и  расходы,  которые  могут  быть  распределены  на 
систематической основе, с учетом расходов, связанных как с продажами внешним покупателям, так и 
с операциями с другими сегментами. Расходы сегмента не включают следующее: 

 

финансовые расходы и прочие аналогичные расходы; 

 

убыток от курсовых разниц; 

 

убыток от изменения справедливой стоимости финансовых инструментов; 

 

убыток от выбытия основных средств; 

 

убыток от обесценения активов, классифицированных как предназначенные для продажи; 

 

убыток от обесценения основных средств и нематериальных активов; 

 

взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации; 

 

расходы по банковским услугам; 

 

расходы по сомнительным долгам; 

 

социальные расходы; 

 

коммерческие расходы; 

 

убыток от изменения в резерве под иски и претензии; 

 

штрафы, выставленные клиентами; 

 

расходы на благотворительность и спонсорскую помощь; 

 

прочие расходы. 

 
Операционный  результат  сегмента  представляет  собой  доходы  сегмента  за  минусом  расходов  по 
данному сегменту. 
 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

42 

4. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 
В таблице ниже представлены данные о доходах и результатах деятельности по отчетным операционным сегментам Группы: 
 
За год, окончившийся 31 декабря 2014 г. 

 

Грузовые 

перевозки 

ОАО «РЖД» 

Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования 

Вспомога-

тельная 

деятельность 

Грузовые 

перевозки 

дочерних 

компаний 

Логисти-

ческие услуги 

Группы Gefco 

Все прочие 

сегменты 

Элимини-

рование (A) 

Корректи-

ровки (Б) 

Итого 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от внешних 

покупателей 

1 068 879 

188 570 

132 568 

74 641 

204 989 

166 651 

– 

(40 138) 

1 796 160 

Доходы от операций между 

сегментами 

47 358 

8 409 

139 730 

13 805 

58 

222 265 

(431 625) 

 

– 

Итого доходы 

1 116 237 

196 979 

272 298 

88 446 

205 047 

388 916 

(431 625) 

(40 138) 

1 796 160 

Заработная плата и 

социальные отчисления 

(437 501) 

(41 310) 

(105 456) 

– 

– 

– 

– 

(113 194) 

(697 461) 

Топливо 

(82 317) 

(1 003) 

(10 169) 

– 

– 

– 

– 

(2 027) 

(95 516) 

Электроэнергия 

(102 698) 

(780) 

(22 150) 

– 

– 

– 

– 

(1 593) 

(127 221) 

Износ и амортизация 

(161 959) 

(16 129) 

(41 322) 

– 

– 

– 

– 

(1 259) 

(220 669) 

Операционный результат 

сегмента 

60 583 

(16 295) 

(4 244) 

3 356 

5 208 

18 366 

(19 895) 

(148 034) 

(100 955) 

 
За год, окончившийся 31 декабря 2013 г. 

 

Грузовые 

перевозки 

ОАО «РЖД» 

Пассажирские 

перевозки 

дальнего 

следования 

Вспомога-

тельная 

деятельность 

Грузовые 

перевозки 

дочерних 

компаний 

Логисти-

ческие услуги 

Группы Gefco 

Все прочие 

сегменты 

Элимини-

рование (A) 

Корректи-

ровки (Б) 

Итого 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

млн. руб. 

Доходы от внешних 

покупателей 

1 061 540 

198 174 

123 168 

78 142 

168 946 

174 440 

– 

(30 781) 

1 773 629 

Доходы от операций между 

сегментами 

39 465 

7 542 

143 514 

16 962 

− 

261 325 

(468 808) 

– 

– 

Итого доходы 

1 101 005 

205 716 

266 682 

95 104 

168 946 

435 765 

(468 808) 

(30 781) 

1 773 629 

Заработная плата и 

социальные отчисления 

(440 949) 

(41 186) 

(105 302) 

– 

– 

– 

– 

(113 379) 

(700 816) 

Топливо 

(79 137) 

(1 029) 

(10 819) 

– 

– 

– 

– 

(2 440) 

(93 425) 

Электроэнергия 

(93 349) 

(691) 

(21 807) 

– 

– 

– 

– 

(2 693) 

(118 540) 

Износ и амортизация 

(156 235) 

(16 111) 

(39 394) 

– 

– 

– 

– 

6 522 

(205 218) 

Операционный результат 

сегмента 

65 265 

(10 517) 

(7 560) 

9 666 

4 039 

20 929 

(22 163) 

(292 646) 

(232 987) 

Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги»  

 

Примечания к консолидированной финансовой отчетности (продолжение) 

 
 

43 

4. 

Информация по сегментам (продолжение) 

 
(А)  Доходы и маржа по операциям между сегментами исключаются при консолидации.  
 
(Б)  Операционная  прибыль  каждого  операционного  сегмента  не  включает  следующие 

корректировки,  представляющие  собой  разницы  между  управленческой  отчетностью  и 
консолидированной финансовой отчетностью за годы, закончившиеся 31 декабря: 

 

 

2014 г. 

2013 г. 

 

млн. руб. 

млн. руб. 

Реклассификация субсидий 

(20 657) 

(21 186) 

Доходы от аренды прочего имущества (Примечание 27) 

(10 013) 

(8 753) 

Эффект от нетто представления доходов от продажи и себестоимости 

проданных товаров 

(5 563) 

 

Эффект отложенных доходов 

(2 362) 

(811) 

Прочие корректировки к доходам 

(1 543) 

(31) 

 

(40 138) 

(30 781) 

  

 

 

Корректировки, относящиеся к основным средствам (В) 

79 090 

84 166 

Корректировки, относящиеся к нематериальным активам 

(1 507) 

(2 998) 

Эффект от нетто представления доходов от продажи и себестоимости 

проданных товаров 

5 398 

 

Доходы от восстановления резерва по сомнительным долгам / (расходы 

по сомнительным долгам) (Примечание 34) 

8 939 

(10 449) 

Дополнительные начисления по долгосрочным обязательствам перед 

работниками по планам с установленными выплатами 

12 436 

5 575 

Субсидии из федерального и местных бюджетов, не включенные в 

операционные результаты сегментов (Примечание 25) 

50 721 

50 028 

Финансовые расходы и прочие аналогичные расходы, нетто, не 

включенные в операционные результаты сегментов 

(37 098) 

(19 337) 

Изменения справедливой стоимости финансовых инструментов, нетто, 

не включенные в операционные результаты сегментов  

(4 113) 

(2 119) 

Убыток от курсовых разниц, нетто, не включенный в операционные 

результаты сегментов 

(143 930) 

(14 575) 

Коммерческие расходы 

(6 667) 

(5 699) 

Расходы по банковским услугам (Примечание 28) 

(2 817) 

(3 858) 

Выплаты по коллективному трудовому договору 

(5 487) 

(5 730) 

Убытки от обесценения основных средств и нематериальных активов 

(31 635) 

(302 661) 

Штрафы, выставленные клиентами, нетто (Примечания 27 и 28) 

(3 917) 

(2 722) 

Взносы в профсоюз, членские взносы в профессиональные ассоциации 

(Примечание 28) 

(3 513) 

(3 557) 

Социальные расходы 

(9 311) 

(8 324) 

Убыток от обесценения активов, классифицированных как 

предназначенные для продажи (Примечание 28) 

(3 953) 

 

Прибыль от выбытия контрольных долей участия в дочерних 

компаниях, нетто (Примечание 5) 

6 030 

2 386 

Изменение в резерве под иски и претензии, нетто (Примечания 18 и 28) 

(3 533) 

(7 731) 

Благотворительная и спонсорская помощь (Примечание 28) 

(2 421) 

(2 143) 

Прочие корректировки 

(10 608) 

(12 117) 

Суммарные корректировки к убытку до налогообложения 

(148 034) 

(292 646) 

 
(В)  Корректировки,  относящиеся  к  основным  средствам,  включают  разницу  между  остаточной 

стоимостью  основных  средств,  отраженной  в  консолидированной  финансовой  отчетности, 
подготовленной  в  соответствии  с  МСФО,  и  в  управленческой  отчетности,  в  результате 
различий  в  сроках  полезного  использования  основных  средств  и  применения  компонентного 
учета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     34      35      36      37     ..