ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год - часть 53

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     51      52      53      54     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Ежеквартальные отчёты за 2010 год - часть 53

 

 

199 

показателей  рентабельности  объясняются  высокой  стоимостью  имущества  эмитента, 
преобладающей долей собственного капитала в источниках финансирования  средств эмитента и 
существующими  принципами  государственного  регулирования  цен  (тарифов)  на  услуги, 
оказываемые эмитентом. 

 

4.1.2. Факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки от продажи 
эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной 
деятельности 

Основное  влияние  на  величину  финансовых  результатов  деятельности  оказывает 

существующая  государственная  тарифная  политика  на  грузовые  и  пассажирские  перевозки,  а 
также  принципы  формирования  тарифов.  Незначительные  абсолютные  величины  рассчитанных 
показателей  рентабельности  объясняются  высокой  стоимостью  имущества  эмитента, 
преобладающей долей собственного капитала в источниках финансирования  средств эмитента и 
существующими  принципами  государственного  регулирования  цен  (тарифов)  на  услуги, 
оказываемые эмитентом.

 

 

4.2. Ликвидность эмитента, достаточность капитала и оборотных средств 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

2009, 6 мес. 

2010, 6 мес. 

Собственные оборотные средства 

-307 464 278 

-310 681 565 

Индекс постоянного актива 

1.1 

1.1 

Коэффициент текущей ликвидности 

0.75 

1.09 

Коэффициент быстрой ликвидности 

0.42 

0.68 

Коэффициент автономии собственных средств 

0.84 

0.84 

 

 

 

Экономический  анализ  ликвидности  и  платежеспособности  эмитента  на  основе  экономического 

анализа 

динамики 

приведенных 

показателей: 

 Принятая  эмитентом  политика  в  области  управления  ликвидностью  и  платежеспособностью 
направлена на: 

-обеспечение  требуемого  финансирования,  соответствующего  динамичным  потребностям 

Компании; 

-поддержание способности эмитента отвечать по своим обязательствам. 
В целом стратегия управления оборотными средствами и  источниками их финансирования 

за II квартал 2010г. соответствовала потребностям Компании и заключалась в: 

- ускорении финансового цикла; 
- накоплении и поддержании необходимой ликвидности. 
Так, например, величина коэффициента текущей ликвидности за I кв 2010 г. составила 1,06, а 

за  II  квартал  2010г.  1,09.  Норма  данного  показателя  находится  в  интервале  от  1  до  2. 
Коэффициент быстрой ликвидности также увеличился с 0,63 (за I квартал 2010г.) до 0,68. 

Анализ  динамики  изменения  коэффициентов  свидетельствует  о  росте    ликвидности 

компании  за  отчетный  период.  Увеличение  ликвидности  Компании  связано  напрямую  с 
проводимыми  в  ОАО  "РЖД"  мероприятиями  в  части  политики  расчетов  с  контрагентами, 
программы  заимствований,  управления  финансовыми  результатами  и    инвестиционной 
программой Компании. 

 

4.3. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

4.3.1. Размер и структура капитала и оборотных средств эмитента 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование показателя 

2010, 6 мес. 

200 

Размер уставного капитала 

1 594 516 219 

Общая стоимость акций (долей) эмитента, выкупленных эмитентом для 
последующей перепродажи (передачи) 

Процент акций (долей), выкупленных эмитентом для последующей 
перепродажи (передачи), от размещенных акций (уставного капитала) 
эмитента 

Размер резервного капитала эмитента, формируемого за счет отчислений 
из прибыли эмитента 

8 156 349 

Размер добавочного капитала эмитента, отражающий прирост стоимости 
активов, выявляемый по результатам переоценки, а также сумму разницы 
между продажной ценой (ценой размещения) и номинальной стоимостью 
акций (долей) общества за счет продажи акций (долей) по цене, 
превышающей номинальную стоимость 

1 237 729 669 

Размер нераспределенной чистой прибыли эмитента 

246 222 583 

Общая сумма капитала эмитента 

3 086 624 820 

 

 
Размер уставного капитала, приведенный в настоящем пункте, НЕ соответствует 
учредительным документам эмитента
 

 

Структура и размер оборотных средств эмитента в соответствии с бухгалтерской отчетностью 
эмитента 

 

Наименование показателя 

2010, 6 мес. 

ИТОГО Оборотные активы 

272 196 293 

Запасы 

86 283 077 

сырье, материалы и другие аналогичные ценности 

70 249 291 

животные на выращивании и откорме 

4 648 

затраты в незавершенном производстве 

235 350 

готовая продукция и товары для перепродажи 

199 047 

товары отгруженные 

 

расходы будущих периодов 

15 594 741 

прочие запасы и затраты 

 

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 

6 193 546 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем 
через 12 месяцев после отчетной даты) 

26 812 807 

в том числе покупатели и заказчики 

388 391 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 
12 месяцев после отчетной даты) 

81 632 249 

в том числе покупатели и заказчики 

37 145 059 

Краткосрочные финансовые вложения 

53 245 968 

Денежные средства 

6 336 639 

Прочие оборотные активы 

11 692 007 

 

Источники финансирования оборотных средств эмитента (собственные источники, займы, кредиты): 
Источниками финансирования оборотных средств ОАО "РЖД" во  II квартале  2010г. являлись 
краткосрочные и долгосрочные обязательства с учетом их изменения за отчетный период, что 
характеризуется отрицательными собственными оборотными средствами, которые по итогам 
II квартале  2010 г. составили (-310 681 565)
 

Политика  эмитента  по  финансированию  оборотных  средств,  а  также  факторы,  которые  могут 

повлечь изменение в политике финансирования оборотных средств, и оценка вероятности их появления: 
Сложившаяся  структура  активов  и  пассивов  характеризуется  проведением  в  отчетном  периоде 

201 

производственной  и  инвестиционной  деятельности,  требующей  значительных  финансовых 
средств, руководствуясь принципом необходимости поддержания оборотного капитала на уровне, 
обеспечивающим развитие бизнеса.  

В  условиях  корпоративного  бизнеса  ОАО  "РЖД"  имеет  отрицательный  собственный 

оборотный  капитал  с  момента  своего  создания,  что  не  является  следствием  снижения 
финансовой  устойчивости,  а  свидетельствует  о  минимальном  финансовом  цикле  ОАО  "РЖД"  в 
целях  скорейшего  высвобождения  и  направления  денежных  средств  на  финансирование  своей 
текущей и инвестиционной деятельности при недопущении просроченных обязательств.  

 

 

4.3.2. Финансовые вложения эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

Перечень финансовых вложений эмитента, которые составляют 10 и более процентов всех его 
финансовых вложений на дату окончания отчетного периода 

Вложения в эмиссионные ценные бумаги 

Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Первая 
грузовая компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ПГК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 105064, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 12, стр. 1 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

04.10.2007 

1-01-55320-E 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 85 652 434 154 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 85 652 434 
154
 
Валюта: RUR 

 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента, руб.: 85 652 
434 154
 

1. размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО "Первая грузовая компания" не размещало 
привилегированных акций  
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в расчете на одну акцию:  
0,0009714575 руб. 
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в совокупности по всем акциям 
одной категории за 2007 год: 83 208 тыс. руб. 
наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате дивидендов 
по акциям эмитента: общее собрание акционеров 
дата проведения собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате 
(объявлении) дивидендов: 21.10.2008 
дата составления и номер протокола собрания органа управления эмитента, на котором принято решение 
о выплате (объявлении) дивидендов: Протокол от 21.10.2008 №4, внеочередное общее собрание 
акционеров ОАО "ПГК" 
срок, отведенный для выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: в течение 60 дней с даты 
принятия решения о выплате дивидендов 
форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды 
выплачиваются в денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 
отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные дивиденды по 
акциям эмитента: 2007 год 

202 

общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) по каждому 
отчетному периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 83 208 тыс. руб. 
 
 
2. размер дивиденда по привилегированным акциям: ОАО "Первая грузовая компания" не размещало 
привилегированных акций  
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в расчете на одну акцию за 2008 г.: 
0,0089550707 руб. 
размер объявленных (начисленных) дивидендов по акциям эмитента в совокупности по всем акциям 
одной категории за 2008 год: 767 023 тыс. руб. 
наименование органа управления эмитента, принявшего решение (объявившего) о выплате дивидендов 
по акциям эмитента: общее собрание акционеров 
дата проведения собрания органа управления эмитента, на котором принято решение о выплате 
(объявлении)  
дивидендов: 30.06.2009 
дата составления и номер протокола собрания органа управления эмитента, на котором принято решение 
о выплате (объявлении) дивидендов: Протокол от 30.06.2009 №8, ежегодное общее собрание 
акционеров ОАО "ПГК" 
срок, отведенный для выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: в течение 60 дней с даты 
принятия решения о выплате дивидендов 
форма и иные условия выплаты объявленных дивидендов по акциям эмитента: дивиденды 
выплачиваются в денежной форме в валюте Российской Федерации за счет чистой прибыли 
отчетный период (год, квартал), за который выплачиваются (выплачивались) объявленные дивиденды по 
акциям эмитента: 2008 год  
общий размер дивидендов, выплаченных по всем акциям эмитента одной категории (типа) по каждому 
отчетному периоду, за который принято решение о выплате (объявлении) дивидендов: 767 023 тыс. руб. 

 

 
Вид ценных бумаг: акции 
Полное фирменное наименование эмитента: Открытое акционерное общество "Федеральная 
пассажирская компания"
 
Сокращенное фирменное наименование эмитента: ОАО "ФПК" 
Место нахождения эмитента: Россия, 107228, г.Москва, ул. Новорязанская, д.12 

 

Дата 

государственной 

регистрации 

выпуска 

(выпусков) 

Регистрационный номер 

Регистрирующий орган 

02.03.2010 

1-01-55465-Е 

Федеральная служба по финансовым рынкам 

 

Количество ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 137 238 246 305 
Общая номинальная стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента: 137 238 
246 305
 
Валюта: RUR 

 
Общая балансовая стоимость ценных бумаг, находящихся в собственности эмитента, руб.: 137 238 
246 305
 
дивиденды по обыкновенным именным акциям ОАО "ФПК" за  II квартал  2010 г. не 
начислялись и не выплачивались.
 
 

Вложения в неэмиссионные ценные бумаги 

Вложений в неэмиссионные ценные бумаги, составляющих 10 и более процентов всех 
финансовых вложений, нет
 

 
Эмитентом создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги 

203 

Величина резерва под обесценение ценных бумаг на начало и конец последнего завершенного 
финансового года перед датой окончания последнего отчетного квартала: 
На начало 2009г. размер резерва под обесценение вложений в ценные бумаги составлял 71 646 
тыс. рублей. 
На конец 2009г. размер резерва под обесценение вложений в ценные бумаги составлял 1 197 210 
тыс. рублей.
 

 

Иные финансовые вложения 

Иных финансовых вложений, составляющих 10 и более процентов всех финансовых 
вложений, нет
 

 

Информация о величине потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций 
(предприятий), в которые были произведены инвестиции, по каждому виду указанных инвестиций: 
Величина потенциальных убытков, связанных с банкротством организаций (предприятий), в 
которые были произведены инвестиции, соответствует размеру произведенных финансовых 
вложений.
 
 
Информация об убытках предоставляется в оценке эмитента по финансовым вложениям, 
отраженным в бухгалтерской отчетности эмитента за период с начала отчетного года до даты 
окончания последнего отчетного квартала 

 

Стандарты (правила) бухгалтерской отчетности, в соответствии с которыми эмитент произвел 
расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со 
стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

4.3.3. Нематериальные активы эмитента 

На дату окончания отчетного квартала 

Единица измерения: тыс. руб. 

 

Наименование группы объектов нематериальных активов 

Первоначальная 

(восстановительная

) стоимость 

Сумма 

начисленной 
амортизации 

Объекты интеллектуальной собственности (исключительные 
права на результат интеллектуальной собственности), в том 
числе: 

6 608 834.414 

2 354 064.126 

у патентообладателя на изобретение, промышленный образец, 
полезную модель 

976 557.5 

65 530.183 

у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных и др. 

5 184 791.756 

2 220 953.017 

у владельца на товарный знак и знак обслуживания, 
наименование места происхождения товаров 

7 204.973 

1 597.601 

прочие 

440 280.182 

65 983.324 

 

 

 
Стандарты (правила) бухгалтерского учета, в соответствии с которыми эмитент представляет 
информацию о своих нематериальных активах.: 
Все расчеты, произведенные в настоящем пункте, произведены в соответствии со 
стандартами бухгалтерского учета, принятыми в Российской Федерации.
 

4.4. Сведения о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития, в 
отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований 

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, 

утвержденной  Правительством  Российской  Федерации  определены  задачи  по  модернизации 
железнодорожного транспорта определены в 

204 

Стратегией  определено  целевое  состояние  холдинга  ОАО «РЖД».  Одним  из  базовых 

принципов  Стратегии  является  ориентация  на  развитие  железнодорожного  транспорта 
преимущественно на основе идеологии инновационного прорыва. 

Созданная  система  инновационного  менеджмента  предусматривает  использование 

процессного  подхода  в  реализации  стратегических  задач  развития  «РЖД».  Определяет  место  и 
роль  каждого  субъекта  научно-технического  комплекса  Общества,  в  том  числе  использование 
научного  потенциала  Российской  академии  наук,  ведущих  научных  институтов,  зарубежных 
научных  центров  и  компаний  производителей.  Предусматривает  повышение  эффективности 
результатов интеллектуальной деятельности, привлечения внешних государственных и частных 
инвестиций для реализации инновационных проектов в кооперации с российскими и зарубежными 
партнерами. 

Важнейшим  документом,  определяющим  стратегию  инновационного  развития  Общества  и 

его направления, а также целевые параметры ОАО «РЖД» на перспективу до 2015 года является 
Белая книга ОАО «РЖД», разработанная с участием отраслевой науки, специалистов Общества, 
институтов  Российской  академии  наук.  Настоящий  документ  был  разработан  в  2007  и 
отдельные его положения актуализированы в 2009 году. 

Проходящие  в  Обществе  структурные  преобразования  потребовали  принятия  серьезных 

шагов  по  обеспечению  единства  инновационных  подходов  в  развитии  всех  структурных 
подразделений  и  дочерних  обществ  холдинга.  Важнейшим  этапом  реформирования  научно-
технического  комплекса  Общества  стала  разработка  в  прошлом  году  Концепции  Единой 
технической  политики  холдинга  «РЖД»  (ЕТП)  в  которой  сформирована  структура  управления 
инновационной  деятельностью  Общества  с  обеспечением  четких  связей  на  всех  уровнях 
управления. 

ОАО  «РЖД»,  его  структурные  подразделения  и  дочерние  общества  должены  стать 

высокотехнологичным  холдингом,  ориентированным  на  инновационное  развитие,  при  этом  все 
бизнес-структуры,  реализующие  различные  виды  деятельности,  должны  иметь  единый  вектор 
технологического  развития.  Риск  утраты  единства  управления  в  сфере  реализации  единой 
технической  политики  является  основным  в  процессе  реализации  третьего  этапа 
реформирования. Проведение единой технической политики должно стать гарантом устойчивой 
работы холдинга, эффективности и качества предоставляемых услуг, обеспечения  безопасности 
движения,  минимизации  рисков,  связанных  с  дезинтеграцией  в  сфере  технико-технологического 
развития и инженерного обеспечения. 

Концепция  ЕТП  служит  логическим  продолжением  «Концепции  системы  управления 

Обществом  холдингового  типа,  образуемой  в  результате  реформирования  ОАО «РЖД»  и 
детализирует формирование блока единой технической политики. В документе определены цели, 
задачи,  основные  принципы,  механизмы  инженерной  деятельности  в  сфере  технического  и 
технологического  развития,  обеспечения  эффективности  единого  технологического  процесса 
оказания  транспортных  услуг,  проведен  анализ  основных  рисков  несоблюдения  принципов 
единства технической политики, разработаны мероприятия, обеспечивающие переход к целевому 
состоянию в сфере единой технической политики при реформировании. 

В  рамках  реализации  единой  технической  политики  в  Обществе  созданы  Управление  по 

вопросам 

интеллектуальной 

собственности, 

Центр 

инновационного 

развития 

(коммерциализация, организация экспертизы, привлечение внешних инвестиций, взаимодействие с 
научными  организациями  и  Обществами - производителями).  Также,  полностью  пересмотрены 
подходы  к  обеспечению  научно-технической  информации.  Для  этого  был  создан  Центр  научно-
технической информации и библиотек.  

В 2009 году создан Объединенный ученый совет ОАО «РЖД», включающий не только ведущих 

отраслевых  ученых,  но  и  представителей  «смежных»  отраслей  науки,  в  том  числе  – 
академической,  что  позволит  обеспечить  синергию  фундаментальных  и  прикладных 
исследований,  создание  эффективного  моста  между  фундаментальной  наукой  и  практической 
деятельностью.  В  составе  Совета  –  восемь  академиков,  членов-корреспондентов  РАН;  шесть 
ректоров крупнейших вузов страны. 

Совет  должен  обеспечить  концентрацию  лучших  научных  идей,  заложить  долгосрочную 

основу  для  эффективного  обмена  информацией  между  бизнесом  и  наукой  и  осуществлять  свою 

205 

работу  на  принципах  открытости,  трансформируя  результаты  научных  дискуссий  в 
практические решения инновационного развития транспортной отрасли. 

Для  нормативного  обеспечения  инновационной  деятельности  холдинга  в  2009  г.  были 

разработаны «Требования к инновационным проектам в области железнодорожного транспорта» 
и шесть отраслевых стандартов. 

ОАО «РЖД» перешло к созданию сквозных комплексных технологий перевозочного процесса и 

обеспечения его безопасности применительно к конкретным направлениям и видам деятельности 
холдинга.  Важнейшим  шагом  для  Общества  является  активное  тиражирование  таких 
технологий на сеть дорог. 

Важнейшим  направлением  снижения  издержек  и  сокращения  времени  проектных  работ 

стало  внедрение  различных  методов  имитационного  математического  моделирования.  Эти 
методы  станут  обязательными  при  разработке  проектов  развития  инфраструктуры,  включая 
вновь строящиеся и реконструируемые сортировочные станции. 

В  настоящее  время  ОАО  «РЖД»  начало  переход  к  математическим  моделям  при 

проектировании различных узлов и агрегатов. С использованием математического моделирования 
проводятся  испытания  конструкций  пассажирских  вагонов,  оценка  предельных  значений 
статических и динамических воздействий. 

Обществом 

сделаны 

конкретные 

шаги 

по 

переходу 

к 

«интеллектуальному» 

железнодорожному  транспорту,  который  предусматривает  развитие  компьютерных  систем 
обеспечения  безопасности  движения,  спутниковых  технологий  управления  и  сквозных 
логистических 

технологий. 

Так, 

например, 

в 

рамках 

комплекса 

«Автодиспетчер» 

отрабатываются  системные  решения  для  централизованного  управления  движением  поездов  с 
функциями  формирования  прогнозных  и  управляющих  решений  для  исключения  конфликтных 
ситуаций,  что  обеспечит  стабильность  графика  движения  на  уровне  мировых  требований: 
отклонение  не  более  30  секунд.  При  этом  система  управления  движением  поездов  будет 
полностью  соответствовать  по  функциям  Европейской  ERTMS  (уровень  2),  а  организация 
передачи ответственной информации обеспечивает нормы безопасности SINELEC. 

 

По  итогам  II  квартала 2010  года  расходы  эмитента  на  научно-исследовательские,  опытно-

конструкторские и технологические работы составили 169 831 (без НДС) тыс. рублей. 

 
Во  II  квартал  2010  года  эмитентом  подано  23  заявки  на  выдачу  патента  на  изобретения 

(ИЗ),  73  заявка  на  выдачу  патента  на  полезную  модель  (ПМ),    2    заявки  на  выдачу  патента  на 
промышленные  образцы  (ПО),  2  заявки  на  регистрацию  товарного  знака  (ТЗ)  ,  24    заявления  на 
регистрацию  программы  ЭВМ  (ПЭВМ)  ,  а  также  получено    124  охранных  документа  по  ранее 
поданным заявкам. 

 

Название технического решения, 

технологии, программного 

комплекса, базы данных,   

 Объект 

ОИС-ИЗ,ПМ, 

ПО, ПЭВМ, 

БД  

 Номер 

патента  

 Свидетельство  

 Приоритет  

Литейный сплав на основе 
алюминия   

ИЗ 

2385358 

  

18.06.2008 

Комплексная система управления 
для электровозов постоянного тока 
(ЭСУТ). 

ИЗ 

2386551 

  

18.12.2008 

Автостроп для захвата контейнеров 

ИЗ 

2387596 

  

18.12.2008 

Информационное взаимодействие 
систем контроля технического 
состояния подвижного состава с 
графиком исполненного движения 
железной дороги 

ИЗ 

2386562 

  

18.12.2008 

Способ получения рельсов с 
антифрикционной наплавкой 

ИЗ 

2391459 

  

27.04.2009 

Захват для двухтонных гирь и 
других изделий, имеющих 
монтажные петли 

ИЗ 

2389678 

  

13.02.2009 

206 

Огнеупорная набивная масса для 
футеровки 

ИЗ 

2390513 

  

30.07.2008 

Способ  организации  двухсторонней 
парковой 

связи 

с 

цифровой 

коммутацией  

ИЗ 

2391793 

  

23.03.2009 

Система управления тормозами 
поездов повышенного веса и длины 
(СУТП) 

ИЗ 

2385247 

  

23.10.2008 

Способ восстановления шеек 
стальных коленчатых валов 

ИЗ 

2385211 

  

29.04.2008 

Способ обработки поверхности 
головки рельса 

ИЗ 

2391458 

  

18.12.2008 

Способ изготовления катушек 
электродвигателя 

ИЗ 

2387066 

  

19.05.2008 

Автоматический станок для 
фрезерования пазов  в петушках 
коллекторных пластин 
электрических машин 

ИЗ 

2385204 

  

04.09.2008 

Устройство для извлечения клиньев 
из пазов статоров электрических 
машин 

ИЗ 

2389123 

  

02.04.2009 

Стенд для разборки магнитной 
системы электрических машин 

ИЗ 

2389122 

  

02.04.2009 

Способ очистки проводов от 
изоляции и устройство для его 
осуществления 

ИЗ 

2389114 

  

30.07.2008 

Способ лазерной обработки 
поверхности катания и гребня 
железнодорожных колѐсных пар 

ИЗ 

2389805 

  

21.11.2008 

Устройство для защиты 
изоляционных стыков рельсов от 
скопления металлической стружки 

ИЗ 

2389843 

  

13.02.2009 

Система мобильной связи на 
железнодорожном транспорте 

ИЗ 

2385551 

  

23.03.2009 

Оптико-электронная система для 
контроля пространственного 
положения железнодорожного пути 

ИЗ 

2387561 

  

23.03.2009 

Способ изготовления вентильно-
индукторного генератора 

ИЗ 

2390905 

  

17.04.2009 

Трибометрический комплекс для 
измерения коэффициента трения на 
поверхности рельса 

ИЗ 

2390451 

  

17.04.2009 

Система передачи данных на базе 
радиоканала стандарта DECT 

ИЗ 

2389629 

  

17.04.2009 

Локомотивное устройство 
безопасности  

ИЗ 

2390452 

  

13.04.2009 

Способ предотвращения 
столкновения подвижного состава и 
устройство для его осуществления   

ИЗ 

2390455 

  

13.04.2009 

Способ интервального 
регулирования движения поездов 
(стар.назв.Способ для интервального 
регулирования движения поездов и 
система для его реализации) 

ИЗ 

2387563 

  

05.12.2008 

Система интервального 
регулирования движения поездов на 
перегоне  

ИЗ 

2390453 

  

05.12.2008 

Система для управления движением 
поездов при диспетчерской 
централизации 

ИЗ 

2387564 

  

05.12.2008 

207 

Система для повышения 
безопасности движения при 
диспетчерской централизации 

ИЗ 

2390456 

  

05.12.2008 

Система управления маневровыми 
передвижениями 

ИЗ 

2390454 

  

13.04.2009 

Поворотно-карусельный стенд 

ИЗ 

2385813 

  

26.12.2008 

Грузовой полувагон с глухим полом 

ИЗ 

2391239 

  

21.05.2009 

Устройство полуавтоматической 
блокировки  

ПМ 

92644 

  

18.12.2008 

Устройство для перемещения 
вагонов 

ПМ 

92639 

  

15.06.2009 

Предохранительное устройство 
подвески моторной тележки 
высокоскоростного 
железнодорожного транспортного 
средства 

ПМ 

94532 

  

21.01.2010 

Подвеска тяговых 
электродвигателей моторной 
тележки высокоскоростного 
железнодорожного транспортного 
средства 

ПМ 

94928 

  

21.01.2010 

Улавливающее средство устройства 
крепления тягового 
электродвигателя моторной тележки 
высокоскоростного 
железнодорожного транспортного 
средства 

ПМ 

94933 

  

21.01.2010 

Система контроля поверхности 
катания колеса железнодорожной 
колесной пары 

ПМ 

92840 

  

18.11.2009 

Состав для перевозки блоков 
стрелочного перевода и его 
механизированная платформа с 
поворотными рамами 

ПМ 

93089 

  

18.11.2009 

Путевая машина 

ПМ 

92670 

  

18.11.2009 

Устройство защиты входных цепей и 
напольного оборудования 
железнодорожной автоматики от 
грозовых импульсных токов и 
перенапряжений 

ПМ 

92997 

  

03.12.2009 

Система формирования мобильной 
базы данных для обслуживания 
участков железной дороги 

ПМ 

93189 

  

03.12.2009 

Трѐхэлементная тележка грузовых 
вагонов 

ПМ 

93764 

  

24.12.2009 

Тормозной башмак 

ПМ 

94534 

  

24.12.2009 

Система интервального 
регулирования движения поездов на 
основе спутниковых навигационных 
средств цифрового радиоканала с 
координатным методом контроля 

ПМ 

93766 

  

28.12.2009 

Устройство для автоматического 
регулирования напряжения в 
контактной сети 

ПМ 

94919 

  

14.01.2010 

Железнодорожный стрелочный 
перевод и его переводное устройство 

ПМ 

94980 

  

04.02.2010 

Железнодорожный стрелочный 
перевод и его связная полоса 

ПМ 

93814 

  

24.12.2009 

Щиток переездной сигнализации 
(ЩПС) 

ПМ 

94945 

  

04.02.2010 

208 

Комплексная микропроцессорная 
система светодиодной светофорной 
сигнализации 

ПМ 

94938 

  

04.02.2010 

Устройство для контроля состояния 
рельсовой линии и заполнения пути 

ПМ 

92643 

  

18.11.2009 

Радиоканальная система 
технической диагностики и 
мониторинга (СТДМ)  

ПМ 

95151 

  

04.02.2010 

Пол кузова транспортного средства 

ПМ 

94929 

  

04.02.2010 

Система передачи команд по 
радиоканалу при маневровых 
работах  

ПМ 

93759 

  

24.12.2009 

Комплект средств подготовки 
видеоинформации о путевых 
объектах для использования в 
тренажерах машиниста локомотива 
и тягового подвижного состава 

ПМ 

94941 

  

14.01.2010 

Система управления локомотивом-
толкачом по радиоканалу с 
расширенными функциями 

ПМ 

92636 

  

18.11.2009 

Устройство для ультразвукового 
контроля механических свойств 
ободьев цельнокатаных колѐс 

ПМ 

94715 

  

24.12.2009 

Автоматическое устройство 
контроля сдвига букс оси колесной 
пары вагонов и износа поверхностей 
качения колес  

ПМ 

95121 

  

04.02.2010 

Стенд для монтажа-демонтажа 
подшипников железнодорожной 
колесной пары 

ПМ 

94895 

  

04.02.2010 

Система управления стендом для 
монтажа-демонтажа подшипников 
ж/д колесной пары 

ПМ 

94894 

  

04.02.2010 

Устройство для измерения 
температур буксовых узлов 
движущегося поезда 

ПМ 

93060 

  

03.12.2009 

Устройство контроля бодрствования 
машиниста на самоходных 
подвижных составах 

ПМ 

94942 

  

04.02.2010 

Рельсосмазывающее оборудование 
вагона-рельсосмазывателя 

ПМ 

94935 

  

04.02.2010 

Система контроля деформации 
рельсовых плетей бесстыкового 
железнодорожного пути 

ПМ 

94936 

  

04.02.2010 

Промежуточное рельсовое 
скрепление 

ПМ 

94578 

  

24.12.2009 

Электропривод стрелочный для 
скоростных железных дорог 

ПМ 

94937 

  

14.01.2010 

Железнодорожный путь 

ПМ 

92867 

  

18.11.2009 

Автоматизированное рабочее место 
техника-расшифровщика сетевого 
стационарного устройства 
дешифрации 

ПЭВМ 

  

2010612550 

19.02.2010 

Программа координатного контроля 
местоположения объектов. 

ПЭВМ 

  

2010612549 

19.02.2010 

КЛУБ-У. Программа модуля приѐма 
сигналов датчиков пути и скорости 

ПЭВМ 

  

2010612548 

19.02.2010 

209 

КЛУБ-У. Программа модуля 
вычисления параметров движения  

ПЭВМ 

  

2010612546 

19.02.2010 

КЛУБ-У. Программа модуля 
регистрации 

ПЭВМ 

  

2010612551 

19.02.2010 

Программное обеспечение бортовой 
аппаратуры системы управления  
маневровыми локомотивами на базе 
цифрового радиоканала (БА СУЛ) 

ПЭВМ 

  

2010612740 

25.02.2010 

Программное обеспечение 
автоматизированного рабочего места 
дежурного по станции системы 
управления  маневровыми 
локомотивами на базе цифрового 
радиоканала (АРМ ДСП СУЛ). 

ПЭВМ 

  

2010612742 

25.02.2010 

Программное обеспечение 
контроллера сбора данных системы 
управления  маневровыми 
локомотивами на базе цифрового 
радиоканала (КСБ СУЛ) 

ПЭВМ 

  

2010612741 

25.02.2010 

Программное обеспечение “Сервер 
Спутниковой Навигации” для 
системы управления  маневровыми 
локомотивами на базе цифрового 
радиоканала (ССН СУЛ) 

ПЭВМ 

  

2010612745 

25.02.2010 

Программное обеспечение 
управляющего вычислительного 
комплекса системы управления  
маневровыми локомотивами на базе 
цифрового радиоканала (УВК СУЛ) 

ПЭВМ 

  

2010612744 

25.02.2010 

Программное обеспечение по 
автоматизированному 
проектированию цифровых моделей 
путевого развития станции для 
системы управления  маневровыми 
локомотивами на базе цифрового 
радиоканала (ПО ЦМПР СУЛ) 

ПЭВМ 

  

2010612710 

25.02.2010 

Программное обеспечение 
автоматизированного рабочего места 
электромеханика системы 
управления  маневровыми 
локомотивами на базе цифрового 
радиоканала (АРМ ШН СУЛ) 

ПЭВМ 

  

2010612711 

25.02.2010 

Система для безопасной передачи 
ответственной информации по 
каналам GSM (GSM-R). 
Программный интерфейс для 
прикладных систем 

ПЭВМ 

  

2010612739 

25.02.2010 

Комплекс технических средств 
передачи оперативных данных. 
Программа сервера пакетной связи 

ПЭВМ 

  

2010612743 

25.02.2010 

Комплекс технических средств 
передачи оперативных данных. 
Программа блока пакетной связи 

ПЭВМ 

  

2010612707 

25.02.2010 

Подсистема актуализации планов 
(план содержания штата 
локомотивных бригад, план выдачи 
бригад, заявка ТНЦ, дополнительная 
заявка ТНЦ) работы локомотивных 
бригад 

ПЭВМ 

  

2010612708 

25.02.2010 

Функциональное развитие базы 
данных ОКДБ-2 в части информации 
об операции отвлечения 

ПЭВМ 

  

2010612709 

25.02.2010 

210 

локомотивных бригад от основной 
работы во взаимодействии с 
АСУТ(очередь 2007 года) 
Модернизация программного 
комплекса ведения АБД ПВ с 
переводом ПО прикладных задач на 
работу с картотеками собственных и 
арендованных вагонов, ведущих в 
АСОУП-2 

ПЭВМ 

  

2010612871 

04.03.2010 

Реализация системы проставления 
сроков доставки грузов по вагонам, 
поступающим по 
межгосударственным стыкам 

ПЭВМ 

  

2010612872 

04.03.2010 

Программно-технологический 
комплекс расчета 
энергообеспеченности участка 
железной дороги 

ПЭВМ 

  

2010612877 

04.03.2010 

Программа для определения вагонов 
с просроченными сроками доставки 
груза и кандидатов на просрочку, 
расчета оптимального маршрута 
движения и обеспечения ускоренной 
доставки на станцию назначения 

ПЭВМ 

  

2010612875 

04.03.2010 

Мультимедийный тренажѐр 
машиниста козлового крана МККС-
42К 

ПЭВМ 

  

2010612876 

04.03.2010 

Прикладное программное 
обеспечение создания проблемно-
ориентированной составляющей 
базы данных, формирования и 
выдачи сообщений в ДИСКОР 

ПЭВМ 

  

2010612873 

04.03.2010 

Подсистема актуализации 
прогнозной вагонной модели с 
учѐтом прогнозной составляющей 
ГИД УРАЛ 

ПЭВМ 

  

2010612874 

04.03.2010 

Система ITARUS-ATС. Программа 
блока интерфейса с релейными 
системами 

ПЭВМ 

  

2010613634 

15.04.2010 

Система ITARUS-ATС. Программа 
блока преобразования интерфейсов 

ПЭВМ 

  

2010613675 

15.04.2010 

Система ITARUS-ATС. Программа 
модернизированного блока 
межстанционной связи 

ПЭВМ 

  

2010613676 

15.04.2010 

Подсистема актуализации приказов 
на изменение технологических 
нормативов работы локомотивных 
бригад 

ПЭВМ 

  

2010613679 

15.04.2010 

Система оперативной оценки 
состояния пути по показателям 
динамического взаимодействия пути 
и подвижного состава 

ПЭВМ 

  

2010613677 

15.04.2010 

Программное обеспечение 
автоматизированного рабочего места 
электромеханника 

ПЭВМ 

  

2010613681 

15.04.2010 

Программное обеспечение 
контроллера управления четвертой 
тормозной позицией 

ПЭВМ 

  

2010613680 

15.04.2010 

Программа для системы 
автоматизированного контроля 
соблюдения локомотивной бригадой 
регламента переговоров 

ПЭВМ 

  

2010613633 

15.04.2010 

211 

Развитие КАС АНТ.Стыковка 
автоматизированных систем АСК 
ПС и АСОУП-2 

ПЭВМ 

  

2010613635 

15.04.2010 

Развитие КАС АНТ.Расширение 
функциональных возможностей 
системы взаимодействия 
автоматизированных систем АСК 
ПС и АСОУП-2 

ПЭВМ 

  

2010613678 

15.04.2010 

Программное обеспечение блока 
цифровой обработки. Подсистема 
вторичной обработки сигналов и 
калибровки измерительных каналов 
по опорным сигналам черного тела и 
по сигналам термодатчиков 
температуры.  

ПЭВМ 

  

2010613322 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
управления напольными камерами 
.Подсистема интерфейса 
пользователя. 

ПЭВМ 

  

2010613320 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
управления напольными камерами. 
Подсистема контроля технического 
состояния поезда. 

ПЭВМ 

  

2010613323 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
цифровой обработки. Подсистема 
управления заслонкой входного окна 
и модулятором тепловых излучений  

ПЭВМ 

  

2010613321 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
цифровой обработки. Подсистема 
оцифровки и первичной обработки 
сигналов измерительных каналов 

ПЭВМ 

  

2010613327 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
цифровой обработки. Подсистема 
калибровки измерительных каналов, 
расчета градуировочной шкалы и 
формирования цифровых кодов 
измеряемых температур. 

ПЭВМ 

  

2010613326 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
управления напольными 
камерами.Подсистема обработки 
данных диагностики измерительного 
датчика теплового излучения. 

ПЭВМ 

  

2010613325 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
цифровой обработки . Подсистема 
обмена данными взаимодействия с 
постовым оборудованием пункта 
теплового контроля 

ПЭВМ 

  

2010613324 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
управления напольными камерами. 
Подсистема взаимодействия с 
системой контроля технического 
состояния вагонов. 

ПЭВМ 

  

2010613318 

25.03.2010 

Программное обеспечение блока 
управления напольными камерами. 
Подсистема взаимодействия с 
периферийными модулями. 

ПЭВМ 

  

2010613319 

25.03.2010 

РЖД ч/б, Мексика 

ТЗ 

  

1126899 

  

РЖД  ч/б, Маврикий 

ТЗ 

  

08662/2010 

  

РЖД красный, Маврикий 

ТЗ 

  

08663/2010 

  

РЖД ч/б, Йемен 

ТЗ 

  

37327 

  

РЖД красный, Йемен 

ТЗ 

  

37328 

  

212 

РЖД ч/б, Колумбия 

ТЗ 

  

393676 

  

РЖД  красный, Колумбия  

ТЗ 

  

393672 

  

РЖД ч/б, Коста-Рика 

ТЗ 

  

196736 

  

РЖД красный, Коста-Рика 

ТЗ 

  

196737 

  

РЖД ч/б, Доминиканская 
Республика 

ТЗ 

  

174374 

  

РЖД красный, Доминиканская 
Республика 

ТЗ 

  

174226 

  

Кубок Российских Железных Дорог 

ТЗ 

  

409272 

11.06.2009 

Кубок РЖД 

ТЗ 

  

409273 

11.06.2009 

 
 
Срок  действия  исключительного  права  на  изобретение,  полезную  модель,  промышленный 

образец  исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента и составляет: 

- двадцать лет - для изобретений; 
-десять лет - для полезных моделей; 
-пятнадцать лет - для промышленных образцов. 
 Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи 

заявки  на  государственную  регистрацию  товарного  знака  в  федеральный  орган  исполнительной 
власти  по  интеллектуальной  собственности.  Срок  действия  исключительного  права  на 
товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в 
течение  последнего  года  действия  этого  права.  Продление  срока  действия  исключительного 
права на товарный знак возможно неограниченное число раз. 

Срок действия прав программы ЭВМ (ПЭВМ), базы данных (БД) не ограничен. 
 
Основные  направления  использования  основных  для  эмитента  объектах  интеллектуальной 

собственности:  объекты  интеллектуальной  собственности  эмитента  используются  в  основной 
деятельности эмитента – перевозках грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.
  
 

 

 

4.5. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента 

В транспортной системе России железнодорожный транспорт занимает ведущее место.  На 

долю  приходиться  свыше  80%  грузооборота  (без  трубопроводного  транспорта)  и  почти  40% 
пассажирооборота.  

Последствия  мирового  финансового  кризиса  оказали  существенное  влияние  на  снижение 

объемов перевозок по российским железным дорогам.  

Так грузооборот  на железнодорожном транспорте, в целом, за 2009 год снизился и, глубина его 

спада  сокращена  более  чем,  в  2,5  раза  по  сравнению  с  началом  года,  в  то  время  как  снижение 
грузооборота  автомобильного  транспорта  –  основного  конкурента  железнодорожного  при 
перевозках на малые и средние расстояния – усугубилось. 

 В  структуре  перевозимых  по  железным  дорогам  грузов  традиционно  преобладают  каменный 

уголь,  нефть/нефтепродукты,  строительные  грузы,  руда  и  продукция  металлургии.  При  этом 
сохраняется  сезонность  предъявления  грузов  к  перевозке,  однако  степень  неравномерности 
постепенно снижалась.  

В результате указанных изменений удельный вес железнодорожного транспорта в структуре 

грузооборота транспортной системы страны несколько снизился менее чем на 1 п.п. 

ОАО  «РЖД»  осуществляет  перевозку  пассажиров  в  дальнем  следовании  фирменными  (с 

повышенным  уровнем  комфорта),  пассажирскими  (социально-значимыми)  и  скоростными 
поездами.  В  секторе  пассажирских  перевозок  наблюдается  снижение  пассажирооборота 
железнодорожного  транспорта  пригородного  сообщения.  Это  прежде  всего  связано  с  изменением 
порядка  предоставления  права  на  бесплатный  проезд  в  пригородном  сообщении  льготных 
категорий пассажиров. В то же время, пассажирооборот в дальнем следовании имеет тенденцию 
к росту.  В секторе международных перевозок ОАО «РЖД» осуществляет перевозку пассажиров в 
19 стран Европы и Азии.  

 
Работа ОАО «РЖД» в 2009 году была направлена на обеспечение устойчивого и эффективного 

транспортного  обслуживания  экономики  государства  и  населения  страны  в  условиях  влияния 
мирового финансово-экономического кризиса, спада производства и как следствие – падения спроса 
на перевозки железнодорожным транспортом.  

213 

В  рамках  реализации  структурной  реформы  проведены  мероприятия  по  реструктуризации 

предприятий,  осуществляющих  ремонт  и  производство  железнодорожной  техники,  приняты 
решения  о создании дочерних обществ по производству  средств железнодорожной автоматики и 
телемеханики,  производству  и  ремонту  путевой  техники,  производству  материалов  верхнего 
строения пути, производства и ремонта пассажирских вагонов, реструктурирован строительный 
комплекс  ОАО  «РЖД». 

Таким  образом,  за  время  реформирования  советом  директоров  ОАО 

«РЖД»  приняты  решения  о    создании  68  дочерних  и  зависимых  обществ

  в  числе  которых 

такие  крупные  предприятия  как:  «Первая  грузовая  компания»,  «ТрансКонтейнер»,  «Рефсервис», 
ОАО «Федеральная пассажирская компания» и др. 

Программой  структурной  реформы  на  железнодорожном  транспорте  предусмотрен 

поэтапный 

переход 

от 

преимущественно 

территориальной 

модели 

организации 

железнодорожного транспорта к организации по видам деятельности. 

 

 

4.5.1. Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность эмитента 

Реформирование железнодорожного транспорта 

Наиболее  значительным  фактором,  оказывающем  влияние  на  деятельность  и 

стратегическое  развитие  эмитента  является  реализация  Программы  структурной  реформы  на 
железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы. 

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на 

железнодорожном  транспорте  на  2006-2010  годы  разработана  и  в  мае  2007  года  одобрена 
Правительственной комиссией по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 
Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг на третьем этапе реформирования. 
Модель  уточняет  логику  и  ход  структурных  преобразований  до  2010  года  -  в  ней  определена 
структура  рынка  к  концу  третьего  этапа,  его  основные  участники,  основы  их  взаимодействия  и 
принципы регулирования. Создание дочерних обществ позволяет для каждой сферы деятельности 
сформировать собственную четкую стратегию развития, повысить требования к эффективности, 
создать новую систему мотивации персонала и увеличить прозрачность деятельности.  

В  2008  году  Правительством  Российской  Федерации  утверждена  Стратегия  развития 

железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. 

 

Особенности формирования тарифной политики. 

ОАО  «РЖД»  является  естественной  монополией  в  области  предоставления  услуг 

инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  России  и  занимает 
монопольное  положение  на  рынке  предоставления  услуг  локомотивной  тяги.  Естественно 
монопольная  сфера  деятельности  Компании  в  области  грузовых  и  пассажирских  перевозок  в 
соответствии 

с 

Федеральным 

законом 

«О 

естественных 

монополиях» 

подлежит 

государственному  регулированию.  Эта  особенность  влияет  на  деятельность  эмитента  и 
результаты его деятельности является государственное регулирование тарифной политики. 

В  настоящее  время  федеральным  органом  исполнительной  власти,  уполномоченным 

осуществлять 

регулирование 

тарифов 

на 

грузовые 

железнодорожные 

перевозки 

во 

внутригосударственном  и  международном  (кроме  транзитных)  сообщениях,  а  также  на 
регулируемые  пассажирские  перевозки,  является  Федеральная  служба  по  тарифам  (ФСТ  России). 
Ежегодно на основании предложений по прогнозу финансового плана и инвестиционной программы 
ОАО  «РЖД»  ФСТ  России  готовятся  предложения  по  индексации  уровней  тарифов  на  грузовые 
перевозки и дальние пассажирские перевозки, которые утверждаются Правительством Российской 
Федерации.  Тарифы  на  пригородные  перевозки  устанавливаются  по  согласованию  с  субъектами 
Российской  Федерации.  Государством  осуществляется  субсидирование  пассажирских  перевозок, 
объемов  которого  в  настоящее  время,  недостаточно  для  покрытия  соответствующих  расходов. 
Вследствие этого осуществляемые ОАО «РЖД» пассажирские перевозки субсидируются также за 
счет  прибыли  Компании  от  грузовых  перевозок  и  иных  видов  деятельности.  Решение  вопроса  о 
перекрестном  субсидировании  пассажирских  перевозок  является  одной  из  важнейших  задач 
реформирования железнодорожной отрасли. 

Принимаемые  Правительством  России  решения  об  индексации  уровня  тарифов  на 

214 

регулируемые  государством  перевозки  являются  важнейшим  фактором,  оказывающим  влияние  на 
финансовое состояние ОАО "РЖД". Для развития конкуренции на рынке перевозок и привлечения 
инвестиций  на  железнодорожный  транспорт  планируется  осуществлять  постепенное 
дерегулирование  тарифов  на  грузовые  перевозки,  некоторые  тарифы  на  пассажирские  перевозки 
уже выведены из сферы государственного регулирования.  

 

Основными  задачами  совершенствования    государственного  тарифного  регулирования  в 

отношении ОАО «РЖД» в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта 
в Российской Федерации до 2030 года являются: 

3. 

ограничение  негативного  влияния  роста  тарифов  на  услуги,  оказываемые 

субъектами  естественных  монополий  в  области  транспорта  на  темпы  инфляции  и 
социально-экономического развития; 

4. 

создание  условий  для  обеспечения  эффективной  деятельности  субъектов 

естественных монополий в области транспорта; 

5. 

повышение 

инвестиционной 

привлекательности 

железнодорожного 

транспорта; 

6. 

обеспечение  прозрачности  и  обоснованности  государственной  тарифной 

политики в области транспорта; 

7. 

создание 

экономических 

стимулов, 

обеспечивающих 

снижение 

себестоимости  транспортных  услуг,  улучшение  их  качества,  расширение  рынка 
транспортных  услуг,  а  также  устойчивое  функционирование  и  динамичное  развитие 
транспортной отрасли; 

8. 

проведение гибкой тарифной политики; 

9. 

развитие  механизмов  саморегулирования,  ценовой  и  технологической 

конкуренции в конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта, 
повышение  эффективности  функционирования  инфраструктуры  железнодорожного 
транспорта,  соблюдение  баланса  интересов  субъектов  естественных  монополий  на 
железнодорожном  транспорте  и  потребителей  их  услуг  в  естественно-монопольных 
сегментах деятельности железнодорожного транспорта; 

10. 

формирование  системы  государственного  тарифного  регулирования  и 

методологии  построения  тарифов,  способствующих  сокращению  транспортных 
издержек в экономике. 

 

1.  Основные  принципы,  методы  и  правила    государственного  регулирования  и  контроля 

тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере 
железнодорожных перевозок (за исключением  международных транзитных перевозок) определены 
постановлением  Правительства  Российской  Федерации  «О  государственном  регулировании  и 
контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий 
в сфере железнодорожных перевозок» от 4 марта 2010 года №643. 

В  частности,  положениями  данного  постановления  Правительства  Российской  Федерации 

предусмотрен ряд новых механизмов тарифного регулирования: 

а)  переход  при  формировании  тарифов  на  грузовые  железнодорожные  перевозки  к  учету 

нормы  прибыли  (рентабельности)  на    капитал  с  учетом  инвестиций,  требуемых  для  развития 
железнодорожного  транспорта  (норма  прибыли  (рентабельности)  на  капитал  определяется 
органом регулирования  в соответствии с  утверждаемой ФСТ России методикой расчета размера 
экономически  обоснованных  затрат  и  нормативной  прибыли,  учитываемых  при  формировании 
регулируемых тарифов, сборов и платы); 

б)  создание  условий  для  развития  конкуренции  в  естественно-монопольной  сфере 

деятельности  –  предусмотрена  возможность  установления  органами  регулирования  предельного 
уровня  тарифов,  сборов  и  платы  в  виде  максимальных  (минимальных)  величин  ценовых  ставок 
тарифов, сборов и платы; 

в)  возможность принятия решения об изменении методов или о прекращении регулирования 

тарифов, сборов и платы по мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка; 

г) предусмотрено, что при установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     51      52      53      54     ..