ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 8

 

 

Получено положительное заключение 
экспертно-консультационного сопро-
вождения по научному обоснованию 
принятых в проектной документации ос-
новных технических и технологических 
решений по подсистемам инфраструкту-
ры ВСМ, ее составным частям и элемен-
там составных частей на участке Нижний 
Новгород – Казань. В части разработки 
высокоскоростного подвижного состава 
для линии ВСМ Москва – Казань про-
водится системная работа с междуна-
родными производителями подвижного 
состава, направленная на локализацию 
производства высокоскоростного и ско-
ростного подвижного состава и железно-

дорожного оборудования на территории 
Российской Федерации.

Дальнейшее развитие в 2018 году полу-
чил и проект создания высокоскоростного 
железнодорожного коридора «Евразия» 
(Пекин – Москва – страны Евросоюза). 
Во исполнение поручений Правительства 
Российской Федерации ОАО «РЖД» под-
готовило проект технического задания 
на разработку технико-экономического 
обоснования данного инвестиционного 
проекта и получило одобрение причаст-
ных федеральных органов исполнитель-
ной власти Российской Федерации, 
экспертных и научных сообществ.

Узнать больше:

Концепт первого 

российского поезда 
для ВСМ (видео)

Инновационное развитие

Инновационное и научно-техническое раз-
витие холдинга «РЖД» осуществляется 
в соответствии с приоритетами, опреде-
ленными Долгосрочной программой раз-
вития ОАО «РЖД» до 2025 года и Страте-
гией научно-технологического развития 
холдинга «РЖД» на период до 2025 года 
и на перспективу до 2030 года («Белая 
книга») с учетом стратегических целей 
развития страны и трендов глобального 
технико-технологического развития. 

Основные направления инновационного 
развития Холдинга:

 

развитие транспортно-логистических 
систем в едином транспортном про-
странстве на основе ориентированности 
на клиентов;

 

создание и внедрение динамических 
систем управления перевозочным про-
цессом с использованием искусственного 
интеллекта;

 

внедрение инновационных систем авто-
матизации и механизации станционных 
процессов («интеллектуальная станция»);

 

разработка и внедрение перспектив-
ных технических средств и технологий 
инфраструктуры путевого комплекса, же-
лезнодорожной автоматики и телемеха-
ники, электрификации и электроснабже-
ния, инновационных информационных 
и телекоммуникационных технологий;

 

установление требований для создания 
и внедрения инновационного подвижно-
го состава;

 

развитие системы управления безопас-
ностью движения и методов управления 
рисками, связанных с безопасностью 
и надежностью перевозочного процесса;

 

разработка и внедрение технических 
средств и технологий для развития ско-
ростного и высокоскоростного движения;

 

развитие технологий организации грузо-
вого тяжеловесного движения;

 

повышение энергетической эффективно-
сти производственной деятельности;

 

внедрение наилучших доступных техно-
логий в природоохранной деятельности;

 

развитие системы управления качеством.

Основополагающим документом 
в области инновационной деятельно-
сти является Комплексная программа 
инновационного развития холдинга 
«РЖД» на период до 2020 года (КПИР). 
Она включает мероприятия, ориенти-
рованные в основном на внедрение 
технологических и процессных иннова-
ций. Объем финансирования научно-тех-
нических работ в рамках плана науч-
но-технического развития ОАО «РЖД» 
на 2018 год составил 986,4 млн руб., 
в рамках комплексного научно-техни-
ческого проекта «Цифровая железная 
дорога» – 241 млн руб.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

114

/115

Партнерство с научными организациями, фондами и стартапами

Сотрудничество Компании с научными 
организациями осуществляется при вы-
полнении работ по плану научно-техни-
ческого развития ОАО «РЖД», а также 
в рамках совместных с научными 
организациями и фондами конкурсов 
по отбору проектов, результаты которых 
могут быть использованы для решения 
задач, стоящих перед Компанией.

В июле 2018 года заключено соглашение 
о присоединении ОАО «РЖД» к договору 
инвестиционного товарищества «Венчур-
ный Фонд Сколково – Индустриальный I». 
Представители ОАО «РЖД» вошли в со-
став научно-технического совета и инве-
стиционного комитета фонда «Сколково».

Целью соглашения является отбор и реа-
лизация инновационных проектов, в том 
числе по следующим направлениям:

 

альтернативные источники питания 
для подвижного состава и инфраструк-
туры;

 

автономные (безлюдные) средства 
и технологии мониторинга состояния 
инфраструктуры;

 

технологии мониторинга и моделирова-
ния жизненного цикла инфраструктуры;

 

ИТ-платформы для клиентских серви-
сов в сфере грузовых и пассажирских 
перевозок;

 

системы оптимизации транспортиров-
ки и логистических цепей с учетом 
синхронизации транспортной и склад-
ской системы. 

В 2018 году проведен предварительный 
бизнес-анализ более 100 проектов, из ко-
торых пять рассмотрено на заседаниях 
научно-технического совета ОАО «РЖД». 
В рамках реализации работ по плану на-
учно-технического развития ОАО «РЖД» 
в 2018 году осуществлено взаимодей-
ствие с 20 научно-исследовательскими 
институтами и вузами, включая под-
разделения Российской академии наук, 
Московский государственный универ-
ситет им. М. В. Ломоносова и отрасле-
вые научные организации. Подписано 
новое соглашение о взаимодействии 
ОАО «РЖД» с Российской академией 
наук, утверждена Программа грантового 
финансирования и поддержки фунда-

ментальных исследований с участием 
Российского фонда фундаментальных 
исследований (РФФИ).

Во взаимодействии с научными орга-
низациями в 2018 году для ОАО «РЖД» 
проводился ряд значимых научно-техни-
ческих работ, в частности:

 

переработка единого сетевого техноло-
гического процесса с учетом организа-
ции перевозочного процесса на основе 
полигонных технологий;

 

разработка концепции и технологии 
организации пропуска грузовых поездов 
и местной грузовой работы в Москов-
ском железнодорожном узле в усло-
виях этапного развития МЦД и ввода 
высокоскоростных магистралей;

 

разработка Программы электрифи-
кации участков сети железных дорог 
на период до 2050 года, в том числе 
с учетом экономической целесооб-
разности, тенденции развития желез-
нодорожных перевозок и изменения 
грузооборота на сети железных дорог;

 

построение патентного ландшафта по па-
тентному портфолио холдинга «РЖД».

Участие ОАО «РЖД» в реализации государственной программы  

«Цифровая экономика Российской Федерации»

ного процесса («Цифровая железная 
дорога») для повышения эффектив-
ности железнодорожных перевозок 
и инфраструктуры;

 

создание единой интегрированной 
автоматизированной системы управ-
ления, оптимизация корпоративных 
систем управления предприятием, 
анализ и разработка отчетности 
для повышения доходности;

 

зарубежная деятельность, увеличение 
эффективности социальной сферы 
и корпоративного управления.

Ключевые направления развития ин-
формационных технологий ОАО «РЖД»:

 

создание единого информационно-
го пространства грузовых перевозок 
и логистики для повышения доходно-
сти грузоперевозок и логистического 
бизнеса;

 

создание единого информационного 
пространства пассажирского ком-
плекса для повышения доходности 
пассажирских перевозок;

 

формирование сквозных цифровых 
технологий организации перевозоч-

Программа «Цифровая экономика 
Российской Федерации» утверждена 
распоряжением Правительства Россий-
ской Федерации от 28 июля 2017 года 
№ 1632-р. В ней определены цели, 
задачи, направления и сроки реали-
зации основных мер государственной 
политики по созданию необходимых 
условий для развития в России цифро-
вой экономики. ОАО «РЖД» взаимодей-
ствует с организациями, отвечающими 
в рамках программы за проект «Цифро-
вой транспорт и логистика».

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

К 2025 году планируется достигнуть 
следующего целевого состояния инфор-
мационных технологий ОАО «РЖД»:

 

внедрить платформенные решения, 
интегрированные с производственны-
ми системами ОАО «РЖД», обеспе-
чить в рамках ведомственного проекта 
Министерства транспорта Российской 
Федерации «Цифровой транспорт 
и логистика» их координацию и взаи-
модействие с цифровыми решениями 
транспортного комплекса и возмож-
ность строить на этой базе цифровые 
сервисы, создать электронные каналы 
взаимодействия с рынком (пасса-
жиры, грузоотправители, сервисные 
компании), федеральными органами 
исполнительной власти и в рамках 
трансграничного взаимодействия 
(транспортных коридоров);

 

в технологические процессы 
ОАО «РЖД» встроить системы Интер-
нета, обработки больших объемов 
данных, распределенного реестра, 
цифрового моделирования и искус-
ственного интеллекта;

 

создать новое поколение мобильных 
рабочих мест и электронный докумен-
тооборот в производственных и управ-
ленческих процессах;

 

модернизировать вычислительную 
и телекоммуникационную инфраструк-
туру, обеспечивающую гарантирован-
ный уровень доступности информаци-
онных сервисов;

 

внедрить централизованные сред-
ства обеспечения информационной 
безопасности на базе импортонезави-
симых решений;

 

выстроить системную работу с новыми 
технологиями (поиск, апробация, прото-
типирование, внедрение) и развить вы-
сокотехнологичный бизнес в Холдинге.

Реализация программ развития ин-
формационных технологий обеспечит 

цифровую трансформацию ОАО «РЖД» 
и укрепит его позицию как отраслевого 
технологического лидера в использова-
нии информационных систем, цифровых 
технологий и инновационных решений, 
даст возможность ОАО «РЖД» стать 
партнером государства в вопросах по-
строения цифровой экономики, модифи-
кации и развития цифровых технологий 
и соответствующей нормативной базы 
транспортной отрасли России.

В соответствии с Долгосрочной 
программой развития ОАО «РЖД» 
до 2025 года на развитие инфор-
мационных технологий в период 
с 2018 по 2025 год предусмотрено 
выделение 168 млрд руб., в том числе 
по направлениям:

 

программа информатизации – 
99 млрд руб.;

 

обновление оборудования и устройств 
связи – 65 млрд руб.;

 

ИСУЖТ – 4 млрд руб.

Концепция «Цифровая железная дорога»

В рамках программы «Цифровая 
экономика Российской Федерации» 
в ОАО «РЖД» разработана и утверждена 
Концепция комплексного научно-техни-
ческого проекта «Цифровая железная 
дорога» ОАО «РЖД». Реализация проекта 
«Цифровая железная дорога ОАО «РЖД» 
ведется в соответствии с утвержденным 
планом от 2 апреля 2018 года № 289. 

В 2018 году созданы органы управле-
ния проектом, утверждены списочный 
состав и положения об органах управ-
ления проектом, образована аналитиче-
ская группа по оценке экономических 
эффектов, организована верификация 
дорожной карты проекта на 2019 год. 
Кроме того, в 2018 году начата отработка 
концепции «Цифровая железнодорож-

ная станция» на ст. Челябинск-Главный 
Южно-Уральской железной дороги, 
где в  2019–2020 годах планируется вне-
дрить умные системы для выполнения 
операций с грузовыми поездами без уча-
стия человека. На МЦК и Октябрьской 
железной дороге реализуется типовой 
комплекс управления движением поез-
дов и автоматического приготовления 
маршрута движения по станции. 

В 2018 году утверждена концепция 
«Умный локомотив», которая содержит 
основные функциональные требования 
к локомотиву нового поколения и сце-
нарии его работы без участия человека. 
На полигоне ст. Лужская (Октябрьская 
железная дорога) проведено тестирова-
ние беспилотного вождения локомотива 
(технология «Технического зрения»), 
по итогам которого дорабатываются 
алгоритмы управления оборудованием, 
обеспечивающие обнаружение препят-
ствий перед локомотивом.

В 2018 году введена в эксплуатацию единая 
корпоративная автоматизированная систе-
ма управления локомотивным хозяйством 
(ЕК АСУТ) с функциональностью карто-
графического интерфейса, на котором 
отображается местонахождение локомоти-
ва и его состояние. В качестве подпроекта 
ЕК АСУТ будет разработан программный 
модуль «Личный кабинет машиниста».

Среди ключевых задач на 2019 год намече-
ны рассмотрение эффектов от ИТ-проектов 
«Цифровой железной дороги» и актуали-
зация дорожной карты проекта. В резуль-
тате проводимой работы будет сформи-
рован перечень подпроектов с доказанной 
экономической эффективностью, реали-
зация которых позволит достичь целевых 
производственно-экономических параме-
тров в горизонте до 2025 года. 

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

116

/117

В 2018 году ОАО «РЖД» обеспечило ис-
полнение плановых объемных и финан-
совых показателей.

Положительная динамика грузовых 
перевозок стала индикатором улучшения 
общеэкономической ситуации в стране. 

При росте ВВП на 2,3 % за год и промыш-
ленного производства на 2,9 % погрузка 
грузов выросла к 2017 году на 2,2 %. 
При этом общий грузооборот увеличился 
на 4 %.

Основной задачей в 2018 году для Ком-
пании стало обеспечение сбалансирован-
ности и управление себестоимостью. 

Доходы от основной деятельности со-
ставили 1 798,4 млрд руб., что на 5,9 % 
выше уровня 2017 года. Доходы от пе-
ревозок при этом выросли к уровню 
2017 года на 6,1 %.

В части грузовых перевозок рост доходов 
составил 6,4 % к 2017 году. В условиях 
ухудшения структуры перевозимых 
грузов, а также с учетом индексации 
тарифов в январе 2018 года прирост 
доходной ставки составил 2,3 %.

Доходы от пассажирских перевозок 
выросли на 14,3 % к 2017 году.

Благодаря проводимой работе по повы-
шению эффективности деятельности 
рост себестоимости в 2018 году составил 
2,2 % (в сопоставимых условиях – 0,9 %) 
при росте потребительских цен на 2,9 % 
и годовом росте цен в промышленности 
на 11,9 %. 

Прибыль от прочих видов деятельности 
была получена в размере 25,1 млрд руб.

С учетом указанных факторов операци-
онная прибыль выросла на 0,6 % и соста-
вила 140,8 млрд руб.

Дивиденды от дочерних и зависимых 
обществ (ДЗО) составили 19,3 млрд руб. 
Кроме того, реализованы акции (доли) 
ДЗО на сумму 6 млрд руб. с прибылью 
в размере 2,6 млрд руб.

1

Сумма процентов к уплате при росте 
долговой нагрузки сохранилась на уров-
не 2017 года (с учетом дополнитель-
ных затрат по привлечению займов). 
При этом в рамках работы по оптими-
зации структуры долгового портфеля 
и снижению стоимости его обслужива-
ния реализован ряд успешных сделок 
размещения и рефинансирования, 
что позволило обеспечить снижение 
среднегодовой средневзвешенной став-
ки привлечения с 7,01 до 6,1 %.

В результате проводимой работы по по-
вышению операционной эффективности 
и финансовой политики чистая прибыль 
увеличилась до 18,4 млрд руб., по срав-
нению с 17,5 млрд руб. в 2017 году 
(при плане 15 млрд руб.).

Итоги деятельности ОАО «РЖД» за 2018 год

Анализ финансовых результатов

Проданы акции АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» и АО «Центральная ППК» и 30%-ная доля в компании «Транс-Евразия Лоджистикс ГмбХ».

«

 

 В 2018 году Компанией достигнуты высокие показатели 
как по сбалансированности текущей деятельности, так и по формированию 
вектора долгосрочного развития, направленного на решение задач, 
поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации. 
Доходы Компании, по данным бухгалтерской отчетности по РСБУ, 
увеличились на 5,9 % по сравнению с 2017 годом, до 1 798 млрд руб. 
EBITDA (по данным РСБУ) увеличилась на 7,4 % до 380 млрд руб., за счет 
опережающего роста доходов от основной деятельности

»

Вадим Михайлов

Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РЖД» ЗА 2018 ГОД (ПО РСБУ)

ПОГРУЗКА

+2,2 %

к 2017 году

+28,3

млн т к 2017 году

1 289,6

млн т

ДОХОДЫ ОТ ПЕРЕВОЗОК

+6,1 %

к 2017 году

+91,6

млрд руб. к 2017 году

1 585,1

млрд руб.

EBITDA

380,2

млрд руб.

+7,4 %

к 2017 году

ГРУЗООБОРОТ

+4,0 %

к 2017 году

+128,2

млрд ткм к 2017 году

3 304,8

млрд ткм

СЕБЕСТОИМОСТЬ

422,0

коп. за 10 прив.ткм

+0,9 %

к 2017 году

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

18,4

млрд руб.

+0,9

млрд руб. к 2017 году

+4,9 %

к 2017 году

ПАССАЖИРООБОРОТ

+5,2 %

к 2017 году

+6,4

млрд пасс.-км к 2017 году

129,4

млрд пасс.-км

РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ 
ТРУДА ПО ПЕРЕВОЗОЧНЫМ 
 ВИДАМ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

+6,8 %

к 2017 году

ИНВЕСТИЦИИ

530,0

млрд руб.

ДОХОДНАЯ СТАВКА

440,1

коп. за 10 ткм

+2,3 %

к 2017 году

+9,7

коп. за 10 ткм

СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ  
СТАВКА ПО ПОРТФЕЛЮ

6,1 %

НАЛОГИ УПЛАЧЕННЫЕ

319,1

млрд руб.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

118

/119

Основные финансово-экономические результаты, 

млрд руб.

Показатель

2017

1

2018

Изменение к плану  Изменение 2018/2017

План

Факт

+/–

%

+/–

%

Всего доходов

1 697,6

1 780,0

1 798,4

18,4

101,0

100,8

105,9

Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры 

и локомотивной тяги

1 493,6

1 577,0

1 585,1

8,2

100,5

91,6

106,1

Грузовые перевозки

1 367,3

1 447,4

1 454,5

7,1

100,5

87,2

106,4

Предоставление услуг инфраструктуры:

104,5

105,1

105,7

0,5

100,5

1,2

101,2

по грузовым перевозкам

4,0

4,0

3,9

–0,1

97,9

–0,1

98,5

в пригородном сообщении

32,0

31,9

32,2

0,3

100,9

0,2

100,6

в дальнем следовании

68,5

69,3

69,6

0,3

100,5

1,1

101,6

Пассажирские перевозки:

21,8

24,4

24,9

0,5

102,0

3,1

114,3

в дальнем следовании

17,2

19,0

19,8

0,7

103,9

2,6

115,1

в пригородном сообщении

4,6

5,4

5,1

–0,2

95,4

0,5

111,4

Доходы от прочих видов деятельности

204,0

203,0

213,3

10,2

105,0

9,3

104,6

Всего расходов

1 557,6

1 659,3

1 657,6

–1,7

99,9

100,0

106,4

Расходы от перевозок, услуг инфраструктуры 

и локомотивной тяги

1 381,8

1 479,4

1 469,5

–9,9

99,3

87,7

106,3

Грузовые перевозки

1 257,3

1 344,2

1 332,2

–12,0

99,1

74,8

106,0

Предоставление услуг инфраструктуры:

105,8

113,6

114,6

1,0

100,9

8,8

108,4

по грузовым перевозкам

3,6

3,6

3,5

–0,1

97,9

–0,1

98,5

в дальнем следовании

67,2

73,1

73,6

0,5

100,7

6,5

109,6

в пригородном сообщении

35,0

36,8

37,4

0,6

101,6

2,4

106,9

Пассажирские перевозки:

18,7

21,6

22,7

1,1

105,1

4,0

121,7

в дальнем следовании

11,4

12,6

13,1

0,6

104,4

1,7

114,9

в пригородном сообщении

7,2

9,0

9,6

0,6

106,1

2,3

132,3

Расходы от прочих видов деятельности

175,8

179,9

188,1

8,3

104,6

12,4

107,0

Всего прибыль от продаж

140,0

120,7

140,8

20,1

116,6

0,8

100,6

Прибыль по перевозкам, услугам 

инфраструктуры и локомотивной тяги

111,8

97,6

115,7

18,1

118,5

3,8

103,4

Прибыль от прочих видов деятельности

28,2

23,2

25,1

2,0

108,5

–3,1

89,2

Результат от прочих доходов и расходов

–87,6

–67,7

–84,0

–16,2

124,0

3,6

95,9

Социальные расходы

–23,6

–23,6

–23,3

0,3

98,7

0,4

98,5

Затраты по кредитам и займам

–55,9

–59,0

–56,1

2,8

95,2

–0,3

100,5

Прибыль до налогообложения

52,4

53,0

56,8

3,8

107,3

4,4

108,4

Налог на прибыль и иные аналогичные 

обязательства

–34,9

–38,0

–38,5

–0,5

101,3

–3,6

110,2

Чистая прибыль

17,5

15,0

18,4

3,4

122,4

0,9

104,9

EBITDA

353,9

376,5

380,2

3,7

101,0

26,4

107,4

Параметры 2017 года приведены в соответствие с условиями 2018 года в связи с введением с 1 января 2018 года изменений по учету доходов в части переноса доходов 

от услуг инфраструктуры при грузовых перевозках и локомотивной тяги в доходы от грузовых перевозок.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Активы, капитал и обязательства, 

млрд руб.

Показатель

На 31.12.2016

На 31.12.2017

На 31.12.2018

Изменение

2018/2017

Основные средства 

4 657,0

4 902,0

5 159,5

257,5

Финансовые вложения

426,2

435,2

430,8

–4,4

Прочие внеоборотные активы

292,5

296,4

313,7

17,2

Итого внеоборотные активы

5 375,6

5 633,6

5 903,9

270,3

Запасы

65,7

79,6

94,6

15,0

Дебиторская задолженность

122,0

124,2

137,5

13,3

Денежные средства и денежные эквиваленты

85,1

86,6

76,0

–10,6

Прочие оборотные активы

35,4

38,4

45,5

7,1

Итого оборотные активы 

308,2

328,8

353,6

24,8

Капитал

4 223,2

4 300,9

4 358,5

57,6

Заемные средства

829,1

934,8

997,5

62,7

Прочие обязательства

116,0

138,5

156,3

17,8

Итого долгосрочные обязательства

945,0

1 073,3

1 153,8

80,5

Заемные средства

91,9

140,7

263,7

122,9

Кредиторская задолженность

374,8

385,0

419,6

34,6

Прочие краткосрочные обязательства 

48,9

62,6

62,1

–0,5

Итого краткосрочные обязательства

515,7

588,3

745,3

157,1

Баланс

5 683,9

5 962,4

6 257,6

295,2

Активы, капитал и обязательства,

 %

Структура основных средств 
на 31 декабря 2018 года, 

%

Внеоборотные активы
Оборотные активы

94 

6

Капитал
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства

70

18

12

66,3 

15,4 

9,6 

Сооружения и передаточные устройства
Транспортные средства

Здания
Машины и оборудование
Земельные участки и объекты 
природопользования
Производственный и хозяйственный 
инвентерь
Прочие основные средства

8,4

0,1 0,03

0,2

Данные о структуре и динамике кредиторской и дебиторской 
задолженности ОАО «РЖД» в 2018 году размещены в приложении 19

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

120

/121

В 2018 году доходы от перевозок выросли на 6,1 % к уровню предыдущего года и соста-
вили 1 585,1 млрд руб., что выше запланированного уровня на 8,2 млрд руб. (+0,5 %).

Доходы от грузовых перевозок 

В 2018 году доходы от грузовых перевозок 
составили 1 454,5 млрд руб., с приростом 
к уровню 2017 года на 87,2 млрд руб. 
(+6,4 %). При этом за счет роста грузооборо-
та на 4 % к уровню 2017 года дополнитель-
но получено 55,1 млрд руб. Индексация 
тарифов на грузовые перевозки в размере 
5,4 % соответствует дополнительным дохо-
дам в размере 72,9 млрд руб. 

В 2018 году продолжились изменения 
в структуре перевозимых грузов:

 

выросла доля низкодоходных 
для ОАО «РЖД» грузов (доля каменного 
угля выросла в общем объеме грузооборо-
та на 0,8 п. п. – с 43,1 до 43,9 %);

 

доля грузооборота на экспорт (с высокой 
дальностью перевозок и низкой доход-
ной ставкой) выросла в общем объеме 
грузооборота на 0,6 п. п. – с 53,6 до 54,1 % 
при снижении доли перевозок во внутри-
государственном сообщении (с высокой 
доходной ставкой) с 40,1 до 39,5 %;

 

доля полувагонов в порожнем пробеге 
выросла на 0,6 п. п. (доходная ставка ниже 
средней) при снижении доли цистерн 
на 0,8 п. п. (с высокой доходной ставкой).

Указанные изменения в структуре перево-
зок повлияли на снижение уровня средней 
доходной ставки на 2 п. п., что соответствует 
26 млрд руб. доходов. Также влияние на уро-

вень доходной ставки ОАО «РЖД» оказало 
несвоевременное принятие решения регули-
рующими органами по вопросам продления 
дополнительной целевой надбавки к тари-
фам для финансирования мероприятий 
по капитальному ремонту инфраструктуры 
железнодорожного транспорта общего поль-
зования в размере 2 % и введению допол-
нительной целевой надбавки к тарифам 
на компенсацию расходов, связанных с кор-
ректировкой налогового законодательства 
Российской Федерации в размере 1,44 %. 

В результате по итогам 2018 года рост 
доходной ставки ОАО «РЖД» составил 2,3 % 
к 2017 году.

Доходы по перевозочным видам деятельности

Рост грузооборота на 4 %

Доходная ставка:

430,4 коп. за 10 ткм  

Доходная ставка:

440,1 коп. за 10 ткм  

+5,4

–0,3

–2,0

–0,8

Рост доходной ставки на 2,3 %, в том числе:

За счет индексации тарифа на 3,9 и 1,44 %
(суммарно на 5,4 %)

Несвоевременное продление индексации – на 2 %
и  несвоевременный ввод индексации – на 1,44 %

Изменение структуры перевозок

Тарифный коридор (снижение коэффициента при перевозках на экспорт с 1,1 на 1,08 по 
всем грузам, кроме угля и нефтепродуктов, и отмена коэффициента на перевозки  
угля энергетического на экспорт (1,3 % в 2017 году))

1 367,3

2017 год

1 454,5

2018 год

55,1

32,1

72,9

+87,2 (+6,4 %)

+2,3 %

–3,9

–26,0

–10,9

Влияние

на доходную
ставку, %

Факторный анализ доходов от грузовых перевозок в 2018 году к 2017 году

1

млрд руб.

Параметры факта 2017 года приведены в соответствие с условиями 2018 года в связи с введением с 1 января 2018 года изменений по учету доходов в части переноса дохо-

дов от услуг инфраструктуры при грузовых перевозках и локомотивной тяги в доходы от грузовых перевозок распоряжением ОАО «РЖД» от 9 января 2018 года № 14р.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании

ОАО «РЖД» осуществляет перевозки 
пассажиров в дальнем следовании 
скоростными поездами «Сапсан», «Ла-
сточка» и «Аллегро». Доходы от таких 
перевозок за отчетный год выросли 
на 15,1 %, до 19,8 млрд руб. Это обуслов-
лено повышенным спросом на перевозки 
скоростными поездами «Сапсан» и вво-

дом новых маршрутов (продлен маршрут 
следования «Сапсанов» до Нижнего 
Новгорода, запущены новые маршруты 
электропоездами «Ласточка»: Москва – 
Иваново, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-
Петербург – Сортавала – Маткаселькя). 
Плановый показатель по доходам пере-
выполнен на 3,9 %.

Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении

С 10 сентября 2016 года ОАО «РЖД» 
осуществляет перевозки пассажиров 
в пригородном сообщении на Московском 

центральном кольце. Доходы от организа-
ции транспортного сообщения пассажи-
ров в пригородном сообщении на МЦК 

составили в 2018 году 5,1 млрд руб., 
с увеличением к уровню предыдущего 
года на 0,5 млрд руб. (+11,4 %).

Доходы от предоставления услуг инфраструктуры

Доходы от предоставления услуг инфраструк-
туры при грузовых и пассажирских перевоз-
ках в 2018 году составили 105,7 млрд руб., 
что выше уровня 2017 года на 1,2 млрд руб. 
(+1,2 %). 

Доходы от предоставления услуг инфраструк-
туры при грузовых перевозках сократились 
к уровню предыдущего года на 0,1 млрд руб. 
(–1,5 %) по причине роста погрузки и сокра-

щения времени нахождения подвижного 
состава на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Доходы от предоставления услуг ин-
фраструктуры при пассажирских пере-
возках увеличились к уровню 2017 года 
на 1,3 млрд руб. (+1,3 %), из них:

 

в дальнем следовании – 
на 1,1 млрд руб. (+1,6 %) за счет роста 
вагоно-километровой работы на 1,6 %;

 

в пригородном сообщении –
на 0,2 млрд руб. (+0,6 %).

Плановый показатель по доходам 
от предоставления услуг инфраструктуры 
при грузовых и пассажирских перевозках 
перевыполнен на 0,5 млрд руб. (+0,5 %).

ДОХОДЫ ОАО «РЖД» 

ОТ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК 

В 2018 ГОДУ 

24,9

млрд руб. 

+14,3 %

Расходы по перевозочным видам деятельности

Расходы по перевозочным видам деятельности по итогам 2018 года составили 
1 469,5 млрд руб., что выше уровня 2017 года на 6,3 %.

Расходы по перевозочным видам деятельности в 2018 году, 

млрд руб.

Показатель

Изменение 2018/2017

2017

2018

+/–

%

Всего

1 381,8

1 469,5

87,7

106,3

Расходы на оплату труда 

425,0

439,9

14,9

103,5

Отчисления на социальные нужды

119,5

124,9

5,4

104,5

Материальные затраты

496,9

537,3

40,4

108,1

Материалы

65,6

63,4

–2,1

96,7

Топливо

88,4

110,7

22,3

125,3

В том числе на тягу поездов

76,9

97,2

20,3

126,4

Электроэнергия

156,2

166,7

10,5

106,7

В том числе на тягу поездов

138,6

148,0

9,4

106,8

Прочие 

186,8

196,5

9,7

105,2

Амортизация

220,2

230,3

10,0

104,5

Прочие затраты

120,1

137,2

17,0

114,2

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

122

/123

СТРУКТУРА  РАСХОДОВ 

ПО ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ВИДАМ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2018 ГОДУ, 

млрд руб.

439,9

30 %

230,3

16 %

196,5

13 %

166,7

11 %

137,2

9 %

124,9

9 %

110,7

8 %

63,4

4 %

Расходы на оплату труда
Амортизация
Прочие материальные затраты
Электроэнергия
Прочие затраты

Отчисления на социальные нужды
Топливо
Материалы

2017

2018

1 381,8

1 469,5

+6,3 %

млрд руб.

1 469,5

Расходы на оплату труда

 состави-

ли 439,9 млрд руб., что выше уровня 
2017 года на 3,5 %, или на 14,9 млрд руб.

Изменение расходов сложилось за счет:

 

увеличения расходов, зависящих 
от объемов перевозок (+4,6 млрд руб.);

 

увеличения расходов на оплату труда 
в связи с проведением индексации 
заработной платы всем работникам 
с 1 марта 2018 года на 2,2 %, с 1 ок-
тября 2018 года на 0,9 %, с 1 ноября 
2018 года на 0,3 % и с 1 декабря 
2018 года на 0,3 % согласно Кол-
лективному договору ОАО «РЖД» 
на 2017–2019 годы (+20,7 млрд руб.);

 

увеличения расходов в связи с прове-
дением Чемпионата мира по футболу 
FIFA 2018

ТМ

, принятыми мерами по по-

вышению конкурентоспособности зара-
ботной платы и др. (+5,4 млрд руб.).

Вместе с тем произошло снижение 
расходов на 15,8 млрд руб., в том числе 
за счет: 

 

реализации оптимизационных меро-
приятий, направленных на повышение 
производительности труда;

 

переквалификации затрат капитально-
го ремонта пути на старогодных мате-
риалах в капитализируемые затраты;

 

снижения выплат социального харак-
тера и отчислений в негосударствен-
ный пенсионный фонд НПФ «БЛАГО-
СОСТОЯНИЕ» в связи со снижением 
количества работников, имеющих 
право на данные выплаты.

Отчисления на социальные ну-
жды 

составили 124,9 млрд руб., 

что выше уровня 2017 года на 4,5 %, 
или на 5,4 млрд руб. Увеличение затрат 
обусловлено соответствующим ростом 
расходов на оплату труда, на которые 
начисляются страховые взносы.

Затраты на топливо 

составили

 

110,7 млрд руб., что выше уровня 2017 года 
на 25,3 %, или на 22,3 млрд руб. Изменение 
данных расходов сложилось за счет:

 

увеличения объемов перевозок тонно-
километровой работы брутто в дизель-
ной тяге на 2,9 % (+2,2 млрд руб.);

 

роста цены на дизельное топли-
во (с учетом акцизных платежей) 
на 24,1 % (+21,6 млрд руб.);

 

реализации оптимизационных мер, 
направленных на снижение потребления 
топлива в рамках оптимизационных 
мероприятий, а именно оптимизации 
режимов котельного оборудования, слу-
жебного транспорта и др. (–1,5 млрд руб.).

Затраты на электроэнергию 

состави-

ли 166,7 млрд руб., что выше уровня 
2017 года на 6,7 %, или на 10,5 млрд руб. 
Изменение затрат на электроэнергию 
обусловлено:

 

увеличением расходов, зависящих 
от объемов перевозок тонно-киломе-
тровой работы брутто в электрической 
тяге, на 4,5 % (+ 6,5 млрд руб.);

 

ростом среднего уровня тари-
фов на электроэнергию на 2,1 % 
(+4,5 млрд руб.);

 

реализацией оптимизационных мер, 
направленных на снижение потребле-
ния электроэнергии (–0,5 млрд руб.).

Остальные материальные затраты

 

(материалы и прочие материальные 
затраты) составили 259,9 млрд руб., 
что выше уровня 2017 года на 3 %, 
или на 7,6 млрд руб. 

Изменение расходов сложилось за счет:

 

роста расходов, зависящих от объемов 
перевозок (+4,4 млрд руб.);

 

увеличения расходов в связи с ростом 
цен на потребляемую продукцию 
(+8,2 млрд руб.);

 

роста расходов на проведение ка-
питального ремонта (+2 млрд руб.). 
При увеличении объемов капитально-
го ремонта основных средств реализо-
ваны мероприятия по переквалифика-
ции затрат капитального ремонта пути 
на старогодных материалах в капита-
лизируемые затраты;

 

увеличения расходов в связи с за-
ключением договоров с АО «АК «Же-
лезные дороги Якутии», начиная 
с 2018 года (+2,1 млрд руб.);

 

увеличения расходов на сервисное 
обслуживание (+1,9 млрд руб.) в связи 
с ростом объемов работ и проведени-
ем индексации;

 

увеличения расходов в связи прове-
дением Чемпионата мира по футболу 
FIFA 2018

TM

 (+1,6 млрд руб.);

 

снижения расходов, в том числе 
за счет реализации оптимизационных 
мероприятий (–12,6 млрд руб.).

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Амортизация

 

составила 230,3 млрд руб., 

что выше уровня 2017 года на 4,5 %, 
или на 10 млрд руб. Изменение затрат 
обусловлено как вводом в действие новых 
объектов основных фондов в рамках 
реализации инвестиционной программы 
ОАО «РЖД», так и выбытием ряда объек-
тов за счет проводимой работы по кон-
сервации основных фондов, не задейство-
ванных в перевозочном процессе, а также 
проведением переквалификации затрат 
капитального ремонта пути на старогод-
ных материалах в капитализируемые 
затраты и др.

Прочие затраты 

составили 

137,2 млрд руб., что выше уровня 

2017 года на 14,2 %, или на 17 млрд руб. 
Основными факторами, оказавшими 
влияние на величину изменения прочих 
расходов, стали:

 

увеличение расходов за счет роста 
цен на потребляемую продукцию 
(+2,3 млрд руб.);

 

увеличение расходов по налогу на иму-
щество (+11,3 млрд руб.) за счет роста 
ставки с 1 до 1,3 % (в отношении желез-
нодорожных путей общего пользования 
и сооружений, являющихся неотъем-
лемой частью указанных объектов), 
а также отмены льготы в отношении 
движимого имущества, введенного 
в эксплуатацию начиная с 2013 года;

 

увеличение расходов на охрану объ-
ектов и транспортную безопасность 
в соответствии с требованиями зако-
нодательства (+4,8 млрд руб.);

 

снижение расходов, в том числе 
за счет реализации оптимизационных 
мер (–1,4 млрд руб.).

По итогам 2018 года благодаря эффек-
тивному управлению затратами и реали-
зации программы повышения эффектив-
ности деятельности ОАО «РЖД» удалось 
обеспечить рост удельной себестоимости 
железнодорожных перевозок на уровне 
всего 0,9 % (в сопоставимых условиях)

1

что существенно ниже среднегодовой 
инфляции в стране (2,9 %).

Себестоимость переведена в сопоставимые условия без учета роста затрат на обеспечение транспортной безопасности и охраны объектов транспортной инфраструктуры,  

изме нений в законодательстве в части налога на движимое (рост ставки на 1,1 п. п.) и недвижимое (рост ставки на 0,3 п. п.) имущество, а также расходов, связанных с за-

ключением договоров с АО «АК «Железные дороги Якутии».

Оптимизация расходов

ОАО «РЖД» на системной основе ведет 
работу по повышению внутренней эф-
фективности. 

Комплексная программа 

мероприятий, направленная на повы-
шение эффективности деятельности 
ОАО «РЖД», реализуется в том числе 
за счет оптимизации расходов.

Программа формируется с учетом 
результатов анализа деятельности 
ОАО «РЖД» на фоне ведущих зарубеж-
ных компаний-аналогов и конкурентов 
по основным видам деятельности, луч-
ших российских и зарубежных практик, 
технологических аспектов, управленче-
ских практик, анализа возможной опти-
мизации по следующим направлениям:

 

повышение производительности труда;

 

улучшение качественных показателей 
использования подвижного состава;

 

внедрение ресурсосберегающих тех-
нологий;

 

совершенствование закупочных 
процедур и работы с поставщиками 
по сдерживанию цен;

 

снижение удельного потребления элек-
троэнергии и топлива на тягу поездов;

 

организация полигонных технологий;

 

оптимизация активов, в том числе 
за счет реализации непрофильных 
активов;

 

пересмотр действующих норм и норма-
тивов с учетом использования новей-
ших на сегодняшний день материалов, 
технических средств и технологий 
перевозочного процесса и системы про-
ведения ремонтно-путевых работ;

 

совершенствование технологий и вне-
дрение инноваций, в том числе за счет 
совершенствования нормативов 
содержания в рамках классификации 
железнодорожных линий, специализа-
ции грузовых и пассажирских ходов, 
внедрения новых технических средств 
и оборудования, совершенствования 
технологии перевозок, повышения 
эффективности малоинтенсивных 
линий и др.

Основной приоритет программы – орга-
низация непрерывного процесса повы-
шения операционной эффективности 
и оптимизации расходов, включающего 
целостность и комплексность всех клю-
чевых аспектов деятельности.

Программа выполняется за счет изме-
нения бизнес-процессов, технологий, 
внедрения новой техники и программно-
го обеспечения, пересмотра внутренней 
и внешней нормативной базы, совмест-
ной работы с поставщиками и подряд-
чиками в области оптимизации закупок 
и сдерживания ценового давления.

В рамках обеспечения сбалансиро-
ванности деятельности ОАО «РЖД» 
по выполнению ДПР продолжена работа 
по реализации комплексной программы 
мероприятий, направленной на повы-
шение эффективности деятельности 
Компании.

Программа сформирована с учетом 
мероприятий, направленных на рост 
производительности труда, энергоэф-
фективности, качества инфраструктур-
ного комплекса и подвижного состава, 
сдерживания роста цен и других меро-
приятий.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

124

/125

ОЦЕНКА И ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩИХ 

РАСХОДОВ

6,6

млрд руб.

 

энергосбережение и повышение энер-
гетической эффективности

 

оптимизация расходов на выполнение 
работ, услуг, выполняемых сторонни-
ми компаниями

 

снижение затрат за счет применения 
материалов повторного использования

 

повышение эффективности содержа-
ния путевого хозяйства

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 

ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 

И ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК

4,4

млрд руб.

 

снижение цен при проведении 
конкурсных процедур на закупаемые 
услуги

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ 

ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ

1,1

млрд руб.

 

реализация проектов «Бережливое 
производство» и иных программ

Основные эффекты от реализации 

мероприятий по повышению операционной 

эффективности Компании за 2018 год

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ

15,4

млрд руб.

 

оптимизация парка тягового по-
движного состава за счет повышения 
эффективности его использования

 

изменение схем ремонта железнодо-
рожного полотна

 

повышение эффективности процесса 
управления техническим обслужи-
ванием и ремонтами оборудования, 
зданий и сооружений

ПОВЫШЕНИЕ 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 

10,9

млрд руб.

 

реализация комплекса технологиче-
ских и организационных мероприятий

ПРОЧИЕ МЕРОПРИЯТИЯ 

6,6

млрд руб.

 

получение налоговых преференций

 

эффект от использования неиндекси-
руемой части в формуле индексации 
цены в рамках сервисного обслужива-
ния и капитального ремонта

 

прочие мероприятия

млрд руб.

ИТОГО ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

126

/127

Капитальный ремонт основных 

средств  на перевозочных 

видах деятельности

В 2018 году были отремонтированы 
объекты основных средств ОАО «РЖД» 
на общую сумму почти 83,6 млрд руб.
За счет этих средств отремонтировано 
1 970,2 км пути, 2 520 секций электро-
возов и 969 секций тепловозов, 464,8 км 
автоматической и полуавтоматической 
блокировки, 580 стрелок ЭЦ, 144 вагон-
ных замедлителя, 1 212,5 км контактной 
сети, 1 054,5 км воздушных и кабель-
ных линий электропередач, 58 тяговых 
подстанций.

По приоритетным направлениям – капи-
тальному ремонту пути и локомотивов – 
в 2018 году ОАО «РЖД» удалось значи-
тельно увеличить физические объемы 
ремонта. Так, объем капитального 
ремонта пути тяжелых видов, влияющих 
на количество километров со сверхнор-
мативным пропущенным тоннажем, 
увеличился на 233,1 км к показателю 
2017 года, а объемы капитального 
ремонта локомотивов – на 460 секций. 
Кроме того, за счет средств инвестици-
онной программы в 2018 году выполне-
ны работы в объеме 4,7 тыс. км пути

1

.

Общий объем оздоровления пути 
(реконструкция и капитальный ремонт) 
составил 6,7 тыс. км, что позволило:

 

сдержать рост количества километров 
со сверхнормативным пропущенным 
тоннажем и сохранить его на уровне 
24,8 тыс. км при росте объемов пере-
возок на 4,1 %;

 

улучшить качественные показатели ин-
фраструктуры, влияющие на пропуск-
ную способность (участковая скорость, 
производительность локомотива, сред-
ний вес поезда);

 

снизить количество локомотивов 
с просроченными ремонтами.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 

НА ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 

млрд руб.

2017

2018

+12,7 %

84,3

83,6

74,1

2

Остальные

Грузовой 

и коммерческой 

работы

Вагонное

Связи

Пассажирское

Пригородное

Автоматики

Зданий 

и сооружений

Энергоснабжения

Пути

Локомотивное

36,4

4,9

34,1

2,9

2,5

0,7

0,4

0,6

0,2

0,1

0,8

Капитальный ремонт по программе реконструкции пути и капитальный ремонт на старогодных материалах.

В сопоставимых условиях без учета затрат на капитальный ремонт пути на старогодных материалах (10,2 млрд руб.). Начиная 

с 2018 года предусмотрена переквалификация данных затрат путем перевода из операционных расходов в инвестиционные.

Затраты на капитальный 
ремонт основных средств 
на перевозочных видах 
деятельности

Общая программа капитального ремонта 
2018 года — 83,6 млрд руб., в том числе 
хозяйства:

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Доходы Компании от прочих видов 
деятельности в 2018 году выросли 
почти на 5 % к уровню 2017 года, 
до 213,3 млрд руб. 

Вместе с тем прибыль от прочих видов 
деятельности в 2018 году состави-
ла 25,1 млрд руб., что ниже уровня 
2017 года на 11 %. Факторами, которые 
повлияли на этот результат, стали:

 

отсутствие индексации на услуги 
аренды подвижного состава для при-
городных пассажирских компаний 
(1,7 млрд руб.);

 

восстановление амортизации для фор-
мирования долгосрочного тарифного 
регулирования по передаче электро-
энергии сторонним потребителям 
(1,7 млрд руб.);

Доходы от прочих видов деятельности

Структура доходов от прочих видов деятельности, 

млрд руб.

 

пиковые объемы капитального ремон-
та подвижного состава (2 млрд руб.);

 

оказание ряда информационных услуг 
операторам грузовых перевозок на без-
возмездной основе (0,5 млрд руб.);

 

изменение в налоговом законодатель-
стве (0,5 млрд руб.). 

Без учета этих факторов прибыль увели-
чилась к предыдущему году на 17 %.

В 2018 году с учетом преобладания 
в структуре доходов низкомаржиналь-
ных услуг и услуг, регулируемых регио-
нальными органами власти (более 61 %), 
влияние вышеуказанных факторов было 
нивелировано за счет расширения и ак-
тивного продвижения портфеля услуг. 

Аренда локомотивов и услуги для АО «ФПК»

Ремонт подвижного состава и оборудования

Аренда МВПС и услуги для ППК

Реализация металлолома

Аренда имущества

Дополнительные услуги клиентуре

Прочие услуги

Передача электроэнергии по сетям ОАО «РЖД»

Реализация топлива и других товаров

Услуги социальной сферы

Строительство объектов инфраструктуры

Сервисное обслуживание пассажиров на вокзалах

Услуги бухгалтерского учета

Химические анализы и метрология

47,4

 22,2 %

18,3

 8,6 %

39,0

 18,3 %

15,9 

7,5 %

15,4

 7,2 %

14,6

 6,8 %

14,6

 6,8 %

11,7

 5,5 %

10,5

 4,9 %

10,2

 4,8 %

9,5

 4,5 %

2,9

 1,4 %

1,9

 0,9 %

1,4

 0,6 %

млрд руб.

213,3

Ключевыми драйверами повышения 
эффективности от прочих продаж 
в 2018 году были:

 

вовлечение в гражданско-правовой 
оборот неэффективно используемых 
объектов социальной сферы и комму-
нального назначения;

 

повышение эффективности сервисно-
го обслуживания пассажиров;

 

изменение структуры перерабатывае-
мых грузов в сторону увеличения доли 
высокодоходных грузов;

 

реализация металлолома;

 

проведение мероприятий по повы-
шению эффективности управления 
имуществом Компании, в том числе 
вовлечение в коммерческий оборот 
дополнительных площадей.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

128

/129

В 2018 году прочие доходы состави-
ли 89,8 млрд руб., прочие расходы – 

173,8 млрд руб., финансовый результат 
от прочих доходов и расходов – 84 млрд руб.

Прибыль от продаж пакетов акций (долей) хозяйственных обществ

В 2018 году Компанией были реализованы 
акции (доли) трех хозяйственных обществ 
(АО «Калужский завод «Ремпутьмаш», 
АО «Центральная ППК», «Транс-Евразия 

Лоджистикс ГмбХ») с получением прибыли 
в размере 2,6 млрд руб. 

Для сравнения: в 2017 году Компанией 
были реализованы акции трех хозяйствен-
ных обществ с получением прибыли в раз-
мере 0,8 млрд руб. 

Дивидендные поступления 

По итогам 2018 года дивидендные по-
ступления от обществ, акциями и долями 

которых владеет ОАО «РЖД», составили 
19,3 млрд руб. Основные дивиденды посту-

пили от АО «ФГК» (14,7 млрд руб.) и GEFCO 
(2,6 млрд руб.). 

Внесение имущества в уставный капитал созданных дочерних обществ

В 2018 году проведена дополнительная 
эмиссия акций АО «АК «Железные дороги 

Якутии». Положительный финансовый 
результат составил 0,1 млрд руб. 

Проценты к получению

По итогам 2018 года доходы от процентов 
к получению снизились на 0,2 млрд руб., 

до 2,5 млрд руб., что связано со снижением 
остатков денежных средств на счетах.

Курсовые разницы

В 2018 году Компания продолжила при-
менение учета хеджирования валютной 
выручки, номинированной в швейцар-
ских франках, а также инвестиций, но-
минированных в евро. В результате при-
менения учета хеджирования из общего 
объема отрицательных курсовых разниц 
по валютному портфелю 61,4 млрд руб. 
на прибыль Компании было отнесено 
порядка 28 %, или 17,1 млрд руб.

Изменение курса российского рубля 
в 2018 году было следующим:

 

ослабление к доллару США – 20,6 %;

 

ослабление к евро – 15,4 %;

 

ослабление к фунту стерлингов – 
13,7 %;

 

ослабление к швейцарскому франку – 
19,7 %.

В 2017 году отрицательный эффект на фи-
нансовый результат Компании от влияния 
курсовых разниц составил 6,9 млрд руб.

Затраты по обслуживанию долга

По итогам 2018 года проценты к уплате 
без учета капитализируемых процен-
тов составили 55,9 млрд руб. (общие 
начисленные проценты за 2018 год – 
70,5 млрд руб.).

В 2017 году проценты к уплате без учета 
капитализируемых процентов составля-

ли 55,2 млрд руб. (общие начисленные 
проценты за 2017 год – 70,1 млрд руб.).

Несмотря на рост кредитного портфеля, 
проведенная работа по оптимизации 
стоимости заимствований позволила со-
хранить процентные выплаты практически 
на уровне 2017 года.

Средневзвешенная ставка кредит-
ного портфеля ОАО «РЖД» на конец 
2018 года составила 6,1 %.

Прочие доходы и расходы

Динамика курсов основных валют 
в 2018 году отображена в приложении 20

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..