ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 4

 

 

Пассажирооборот по видам транспорта в 2018 году, 

млрд пасс.-км

Вид транспорта

2018

Изменение  

2018/2017, %

Доля в общем пассажирообороте, %

2017

2018

Транспорт общего пользования

1

, всего

531,9

6,6

100,0

100,0

Железнодорожный

129,5

5,2

24,7

24,4

В том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД»

2

129,4

5,2

24,6

24,3

Автомобильный (автобусы)

114,8

–1,0

23,2

21,6

Внутренний водный

0,6

–1,5

0,1

0,1

Воздушный

286,9

10,6

52,0

53,9

Структура пассажирооборота по основным видам транспорта,

 %

Структура пассажирооборота по видам сообщения в 2018 году, 

%

Воздушный транспорт

Железнодорожный транспорт

Пассажирооборот железнодорожного 
(в дальнем следовании) и воздушного 
транспорта в 2014–2018 годах, 

млрд пасс.-км (его изменение 
к уровню предыдущего года, %) 

Без учета городского транспорта.

По данным ОАО «РЖД».

Железнодорожный
Воздушный

2014

2015

2016

2017

286,9

 +10,6 

215,6

 –4,9

259,4

 +20,3

226,8

 –6,0

241,4

 +7,2

2018

96,3 

–9,0 

 

93,5 

+4,4 

 

89,5

 –7,1 

 

91,1 

–2,6 

 

96,3 

+5,7 

2014

2015

2016

2017

2018

26,0 

25,9 

27,2 

24,7 

24,4 

25,5 

25,3 

25,5 

23,2 

21,6 

48,4 

48,7 

47,1 

52,0 

53,9 

0,1 

0,1 

0,2 

0,1 

0,1 

Автомобильный

Прочие

Воздушный 

Железнодорожный

44

56

Внутрироссийское
Международное

98

2

Внутрироссийское
Международное

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

50

/51

Положение ОАО «РЖД» в железнодорожной отрасли

Грузовые перевозки

Начиная с 2011 года Компания практиче-
ски не имеет в собственности вагонного 
парка для коммерческого использования 
(сохраняется лишь небольшой вагон-
ный парк для хозяйственных нужд). 
В 2018 году доля ОАО «РЖД» (без уче-
та дочерних и зависимых обществ) 
на рынке оперирования грузовыми 
вагонами по объемам грузовых желез-
нодорожных перевозок увеличилась 
по сравнению с 2017 годом на 0,5 п. п., 
до 2,3 %. Доля дочерних и зависимых об-
ществ ОАО «РЖД» в объемах перевозок 
в 2018 году составила 8,3 %, снизившись 
на 0,1 п. п. по сравнению с 2017 годом.

Структура российского рынка грузовых перевозок по группам владельцев 
вагонного парка в 2004–2018 годах, по объему перевозок, 

%

Структура российского рынка грузовых перевозок по группам владельцев 
вагонного парка в 2004–2018 годах, по грузообороту, 

%

ОАО «РЖД» (без дочерних обществ, перевозки для собственных нужд)
Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» (перевозки в вагонах, 
принадлежащих ДЗО на праве собственности, без аренды)

Иные собственники

2018

2012

2008

2004

2015

2,3

2,6

5,4

49,7

68,5

89,4

86,2

78,6

41,0

 31,5   

8,3

11,2

16,0

9,3

2018

2012

2008

2004

2015

ОАО «РЖД» (без дочерних обществ, перевозки для собственных нужд)
Дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД» (перевозки в вагонах, 
принадлежащих ДЗО на праве собственности, без аренды)

Иные собственники

88,0

85,7

78,4

37,1

 26,1   

11,7

13,4

19,6

14,0

0,3

0,9

2,0

48,9

73,9

Полувагоны

Цистерны 

Платформы 

Крытые

Рефрижераторные

Прочие

2018

2012

2008

2004

2015

62,6 

74,3 

136,3 

248,1 

247,1

166,9 

196,4 

282,7 

619,4 

619,6

5,2 

5,2 

2,9 

75,6 

80,5

35,3 

36,1 

25,3 

54 

66,2

20,6 

32 

69 

78,7

1,2 

2,1 

2,9 

4,7 

10,2

53,6 

58,1 

83,3 

168 

136,9

Парк вагонов всего с учетом 

частных операторов
Парк вагонов холдинга «РЖД»

1 112,8 

1 151 

1 158,5 

980,5 

844,2

2018

2015

2012

2008

2004

166,9 

196,4 

282,7 

619,4 

619,6

Парк вагонов холдинга «РЖД», 

тыс. вагонов

Парк вагонов с учетом частных 
операторов, 

тыс. вагонов

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Пассажирские перевозки

В 2018 году пассажирооборот на инфра-
структуре ОАО «РЖД» вырос на 5,2 % 
к 2017 году, до 129,4 млрд пасс.-км, 
в том числе:

 

в дальнем следовании – на 5,7 %, 
до 96,3 млрд пасс.-км;

 

в пригородном сообщении – на 3,9 %, 
до 33,1 млрд пасс.-км.

В 2018 году транспортная подвижность 
населения России на железнодорож-
ном транспорте увеличилась к уров-
ню 2017 года на 5,3 % и составила 
881,2 пасс.-км на человека. Восста-
новление этого показателя началось 
после нескольких предшествующих лет 
снижения. 

В 2018 году доля пассажирооборота 
в дальнем следовании в общем пас-
сажирообороте на инфраструктуре 
железных дорог увеличилась на 0,3 п. п. 
к уровню 2017 года, до 74,4 %. Доля пас-
сажирооборота в пригодном сообщении 
снизилась на 0,3 п. п., до 25,6 %.

2014

2015

2016

2017

2018

Пассажирооборот 
в дальнем следовании, 

млрд пасс.-км

Пассажирооборот 
в пригородном 
сообщении, 

млрд пасс.-км

Транспортная 
подвижность 
населения, 

пасс.-км / чел.

880,5

847,8

822,5

836,8

881,2

128,8

124,5

120,4

122,9

129,4

96,3

74,7 %

93,5

75,1 %

89,5

74,4 %

91,0

74,1 %

96,3

74,4 %

32,6

25,3 %

31,0

24,9 %

30,9

25,6 %

31,9

25,9 %

33,1

25,6 %

Динамика пассажирооборота железнодорожного транспорта и транспортной 
подвижности населения

ПАССАЖИРООБОРОТ 

НА ИНФРАСТРУКТУРЕ 

ОАО «РЖД» В 2018 ГОДУ 

129,4

млрд пасс.-км

+5,2 %

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

52

/53

Тарификация перевозок грузов же-
лезнодорожным транспортом общего 
пользования (во внутригосударственном 
и международном сообщении, за ис-
ключением транзита) по инфраструктуре 
ОАО «РЖД» осуществляется в соответ-
ствии с Прейскурантом № 10-01 «Тарифы 
на перевозки грузов и услуги инфра-
структуры, выполняемые российскими 
железными дорогами», утвержденным 
постановлением ФЭК России от 17 июня 
2003 года № 47-т/5 (далее – Прейскурант 
№ 10-01). При этом транзитные перевоз-
ки грузов, осуществляемые в рамках До-
говора о ЕАЭС (между государствами – 
членами ЕАЭС – в Казахстан, Беларусь, 
Кыргызстан, Армению и в обратном на-
правлении, а также из государств – чле-
нов ЕАЭС в третьи страны и в обратном 
направлении транзитом по российским 
железным дорогам через российские 
порты), также тарифицируются по прави-
лам Прейскуранта № 10-01.

Тарифы Прейскуранта № 10-01 применя-
ются на всех участках инфраструктуры 
ОАО «РЖД» широкой и узкой колеи, при-
нятых в постоянную эксплуатацию, и явля-
ются обязательными и едиными для всех 
пользователей услуг РЖД. Они дифферен-
цированы по дальности перевозки, типу 

подвижного состава, принадлежности 
подвижного состава (вагоны общего парка 
принадлежности ОАО «РЖД» и желез-
нодорожных администраций стран СНГ 
и собственные или арендованные вагоны), 
тарифному классу груза, роду груза и за-
грузке вагона. 

Правительством Российской 
 Федерации принято решение о пе-
реходе на долгосрочное (на период 
до 2025 года) тарифное регулирование 
в сфере грузовых железнодорожных 
перевозок с использованием начиная 
с 2019 года принципа «инфляция 
минус» (средневзвешенный индекс 
потребительских цен минус 0,1 п. п.) 
в соответствии с распоряжением Пра-
вительства Российской Федерации 
от 29 декабря 2017 года № 2991-р. 

Одновременно указанным распоряжени-
ем продлено действие целевых надбавок 
по капитальному ремонту инфраструк-
туры железнодорожного транспорта 
общего пользования в размере 2 % 
(на период 2019–2025 годов) и по ком-
пенсации расходов, связанных с коррек-
тировкой налогового законодательства 
Российской Федерации, в размере 1,5 % 
(на период 2019–2021 годов). 

В этих условиях ФАС России приняты 
согласованные с Советом потребителей 
по вопросам деятельности ОАО «РЖД» 
и его дочерних и зависимых обществ 
тарифные решения на 2019 год:

 

установлены индексы к тарифам 
(сборам, плате) на грузовые перевозки 
на период с 2019 по 2025 год в со-
ответствии с формулой «инфляция 
минус». Указанные индексы соответ-
ствуют следующим темпам роста 
грузовых тарифов:

 

-

2019 год – 3,5 %,

 

-

2020 год – 3,6 %,

 

-

2021 год – 3,9 %,

 

-

2022 год – 3,8 %,

 

-

2023 год – 3,9 %,

 

-

2024 год – 3,9 %,

 

-

2025 год – 3,9 %;

 

установлен повышающий коэффици-
ент к тарифам на экспортные перевоз-
ки грузов, за исключением нефтяных 
грузов и алюминия, в размере 1,08;

 

установлен повышающий коэффици-
ент к тарифам на порожний пробег 
полувагонов в размере 1,06.

Грузовые перевозки

Тарифная политика

Пассажирские перевозки

Тарифы, сборы и плата на работы (услу-
ги), связанные с перевозкой пассажиров, 
багажа и грузобагажа железнодорожным 
транспортом во внутригосударственном 
сообщении и выполняемые в составе по-
ездов дальнего следования ОАО «РЖД», 
утверждены приказом ФСТ России 
от 27 июля 2010 года № 156-т/1 (далее – 
Тарифное руководство). 

Установленные Тарифным руковод-
ством ставки тарифов в соответствии 

с приказом ФАС России от 21 сентября 
2018 года № 1343/18 проиндексирова-
ны на 2019 год: 

 

на услуги инфраструктуры железно-
дорожного транспорта, оказываемые 
ОАО «РЖД», – на 3,5 %; 

 

на перевозки пассажиров железнодо-
рожным транспортом общего пользо-
вания – на 3,9 %. 

Кроме того, ФАС России продолжи-
ла применять гибкое регулирование 

тарифов на пассажирские перевозки 
в поездах дальнего следования по кален-
дарным периодам года. 

В соответствии с постановлением 
Правительства Российской Федерации 
от 10 декабря 2008 года № 950 желез-
нодорожные перевозки пассажиров 
в пригородном сообщении регулируются 
органами исполнительной власти субъ-
ектов Российской Федерации.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти 

Ключевые инициативы, реализованные в 2018 году

Распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации от 30 сентября 
2018 года № 2101-р утвержден 
Комплексный план модернизации 
и расширения магистральной инфра-
структуры на период до 2024 года, 
предусматривающий масштабные 
изменения железнодорожной ин-
фраструктуры. Реализация проектов 
транспортной части Комплексного 
плана нацелена на достижение показа-
телей по приросту грузооборота и уве-
личению экономической связанности 
территорий, установленных Указом 
Президента Российской Федерации 
от 7 мая 2018 года № 204. 

Распоряжением Правительства 
Российской Федерации от 19 мар-
та 2019 года № 466-р утверждена 
Долгосрочная программа развития 
ОАО «РЖД» до 2025 года. Ее реализа-
ция окажет мультипликативное влия-
ние на ускорение социально-экономи-
ческих процессов, в том числе за счет 
наращивания производственных 
мощностей, инновационного спроса, 
налоговых поступлений в бюджеты 
всех уровней и поддержки малого 
и среднего бизнеса. 

Благодаря аргументированной позиции 
ОАО «РЖД» при взаимодействии с фе-
деральными органами законодательной 
и исполнительной власти и экспертным 
сообществом приняты решения о госу-
дарственной поддержке холдинга «РЖД» 
в 2018 году (Федеральный закон от 5 де-
кабря 2017 года № 362-ФЗ «О федераль-
ном бюджете на 2018 и на плановый 
период 2019 и 2020 годов» и последую-
щие изменения (Федеральный закон 
от 3 июля 2018 года № 193-ФЗ и Феде-
ральный закон от 29 ноября 2018 года 
№ 458-ФЗ)).

Принят Федеральный закон от 18 апреля 
2018 года № 73-ФЗ «О внесении изме-
нения в статью 83 Федерального закона 
«Устав железнодорожного транспорта 
Российской Федерации», направленный 
на создание условий для снижения 
стоимости железнодорожных перево-
зок пассажиров в дальнем следовании 
по территории Российской Федерации 
и предусматривающий норму о продаже 
билета с условием о невозвратности
 
(вступил в силу 1 января 2019 года).

Федеральным законом от 19 июля 
2018 года № 221-ФЗ «О внесении изме-
нений в Федеральный закон «Об энер-
госбережении и о повышении энерге-
тической эффективности и о внесении 
изменений в отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации» и ста-
тью 9.16 Кодекса Российской Федерации 
об административных правонарушени-
ях» предусматривается корректировка 
и продление требований по ежегодному 
снижению совокупного потребления 
энергетических ресурсов организациями 
бюджетной сферы с учетом их фактиче-
ского потенциала энергосбережения. 

Внесены изменения в Бюджетный 
кодекс Российской Федерации, преду-
сматривающие обособление в Бюджет-
ном кодексе Российской Федерации 
расходов бюджетов бюджетной системы 
Российской Федерации в целях подго-
товки обоснования инвестиций и на про-
ведение технологического и ценового 
аудита такого обоснования от расходов 
бюджетов, которые осуществляются 
после принятия решений о капиталь-
ных вложениях (Федеральный закон 
от 19 июля 2018 года № 222-ФЗ «О вне-
сении изменений в Бюджетный кодекс 
Российской Федерации и статью 4 Феде-
рального закона «О внесении изменений 

в Бюджетный кодекс Российской Феде-
рации и признании утратившими силу 
отдельных положений законодательных 
актов Российской Федерации»).

Федеральным законом от 29 июля 
2018 года № 253-ФЗ внесены изме-
нения в Федеральный закон «Устав 
железнодорожного транспорта Россий-
ской Федерации» в части обеспечения 
правовых оснований для компенсации 
затрат перевозчика, возникающих 
при отцепке вагонов в текущий отцепоч-
ный ремонт по причинам, не зависящим 
от перевозчика. Законом предусмотрена 
ответственность операторов за убытки, 
возникшие в процессе перевозки, в свя-
зи с произошедшими по их вине аварий-
ными ситуациями, включая перевозку 
грузов, грузобагажа с соблюдением 
особых условий перевозки, загрязнение 
окружающей среды, перерывы в движе-
нии поездов, в том числе возмещение 
в соответствии с законодательством 
Российской Федерации расходов на ли-
квидацию таких ситуаций.

Внесены изменения в части первую 
и вторую Налогового кодекса Россий-
ской Федерации, касающиеся отмены 
налогообложения движимого имущества 
организаций с 1 января 2019 года (Фе-
деральный закон от 3 августа 2018 года 
№ 302-ФЗ «О внесении изменений в ча-
сти первую и вторую Налогового кодекса 
Российской Федерации»).

Принят Федеральный закон, направ-
ленный на оптимизацию процесса 
строительства объектов инфраструктуры 
железнодорожного транспорта общего 
пользования в части ограничения переч-
ня объектов инфраструктуры железно-
дорожного транспорта общего пользо-
вания, относящихся к особо опасным 

Важнейшая составляющая взаимодей-
ствия с федеральными органами вла-

сти – внесение инициатив ОАО «РЖД», 
продиктованных практикой применения 

законодательства, в нормативное право-
вое регулирование в сфере транспорта.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

54

/55

и технически сложным (Федеральный 
закон от 3 августа 2018 года № 312-ФЗ 
«О внесении изменений в отдельные 
законодательные акты Российской 
Федерации в части уточнения объектов 
инфраструктуры воздушного и железно-
дорожного транспорта, объектов инфра-
структуры морских портов, относящихся 
к особо опасным, технически сложным 
объектам»).

Федеральным законом от 3 августа 
2018 года № 341-ФЗ «О внесении изме-
нений в Земельный кодекс Российской 
Федерации и отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации в части 
упрощения размещения линейных объ-
ектов» внесены изменения, направлен-
ные в том числе на сокращение сроков 
и снижение расходов на оформление 
прав на земельные участки для строи-

тельства линейных объектов. В предло-
женном механизме заложен значитель-
ный потенциал по упрощению процедур 
получения прав на земельные участки.

Федеральным законом от 27 ноября 
2018 года № 424-ФЗ «О внесении 
изменений в части первую и вторую 
Налогового кодекса Российской Федера-
ции и отдельные законодательные акты 

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Российской Федерации о налогах и сбо-
рах» внесены изменения, направленные 
на сохранение с 2019 года возможности 
принятия сумм НДС к вычету по бюджет-
ным инвестициям (взносам в уставный 
капитал ОАО «РЖД» по строительству 
объектов инфраструктуры).

Принят Федеральный закон от 27 декабря 
2018 года № 514-ФЗ «О внесении изме-
нений в Федеральный закон «О рынке 
ценных бумаг» и отдельные законода-
тельные акты Российской Федерации 
в части совершенствования правового 
регулирования осуществления эмиссии 
ценных бумаг» в части упрощения и со-
кращения сроков процедуры эмиссии 
долговых и иных эмиссионных ценных 
бумаг. Кроме того, в новой редакции 
закона предусмотрена возможность 
эмиссии облигаций без указания срока 
погашения («бессрочных» облигаций) 
корпоративными эмитентами.

Принят Федеральный закон от 27 дека-
бря 2018 года № 508-ФЗ «О внесении 
изменений в статью 20 Федерального 
закона «О безопасности дорожного дви-
жения» и Федеральный закон «Об ав-
томобильных дорогах и о дорожной 
деятельности в Российской Федерации 
и о внесении изменений в отдельные 
законодательные акты Российской Феде-
рации» в части уточнения вопросов обо-
рудования железнодорожных переездов 
комплексами фото- и видеофиксации. 

Откорректирована нормативная право-
вая база, регламентирующая исполь-
зование средств Фонда национального 
благосостояния для реализации инвести-
ционных проектов, учитывающих специ-
фику деятельности ОАО «РЖД», в том 
числе с учетом необходимости обеспе-
чения их реализации (постановление 
Правительства Российской Федерации 
от 5 марта 2018 года № 224 «О порядке 
осуществления мониторинга и контроля 
реализации самоокупаемых инфра-
структурных проектов, предусмотренных 
пунктами 1, 2 и 11 перечня самооку-
паемых инфраструктурных проектов, 
реализуемых юридическими лицами, 
в финансовые активы которых размеща-
ются средства Фонда национального бла-
госостояния и (или) пенсионных накопле-
ний, находящихся в доверительном 

управлении государственной управляю-
щей компании, на возвратной основе» 
(в том числе изменения в постановление 
Правительства Российской Федерации 
от 25 августа 2017 года № 1008).

Утверждены критерии отнесения желез-
нодорожных путей общего пользования 
к малоинтенсивным линиям (участкам), 
что позволит сократить издержки на экс-
плуатацию малоинтенсивных линий 
и вовлечь их в гражданско-правовой 
оборот (постановление Правительства 
Российской Федерации от 27 марта 
2018 года № 330 «Об утверждении 
критериев отнесения железнодорожных 
путей общего пользования к малоинтен-
сивным линиям (участкам)»).

Утвержден перечень дополнительных 
работ и услуг, связанных с осуще-
ствлением воинских и специальных 
железнодорожных перевозок, оказы-
ваемых единственными исполните-
лями услуг, определенными пункта-
ми 1 и 2 Указа Президента Российской 
Федерации от 17 декабря 2016 года 
№ 678 «Об определении единственных 
исполнителей услуг по организации 
и осуществлению воинских и специ-
альных железнодорожных перевозок» 
(распоряжение Правительства Россий-
ской Федерации от 7 июля 2018 года 
№ 1405-р).

Внесены изменения в Устав ОАО «РЖД» 
(постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 17 октября 2018 года 
№ 1231), предусматривающие возмож-
ность выплаты ОАО «РЖД» дивидендов 
в неденежной форме, в том числе иму-
ществом, что позволит сбалансировать 
интересы как акционера, так и Компа-
нии, обеспечив оптимальную процедуру 
передачи имущества акционеру (в феде-
ральную собственность) с последующим 
использованием для государственных 
нужд.

Утверждено постановление Правитель-
ства Российской Федерации от 17 де-
кабря 2018 года № 1574 «О внесении 
изменений в Правила предоставления 
субсидии из федерального бюджета 
ОАО «РЖД» на компенсацию потерь 
в доходах, возникающих в результате го-
сударственного регулирования тарифов 

на услуги по использованию инфра-
структуры железнодорожного транспор-
та общего пользования, оказываемые 
при осуществлении перевозок пассажи-
ров в пригородном сообщении» в целях 
создания дополнительных условий ком-
пенсации потерь в доходах ОАО «РЖД», 
возникших в период 2011–2014 годов 
в результате государственного регулиро-
вания тарифов на услуги по использова-
нию инфраструктуры общего пользова-
ния, оказываемые при осуществлении 
перевозок пассажиров в пригородном 
сообщении.

Федеральным законом «О федеральном 
бюджете на 2019 год и на плановый 
период 2020 и 2021 годов» предусмотре-
но дополнительное бюджетное финан-
сирование пригородных пассажирских 
компаний на компенсацию потерь в до-
ходах, возникающих при осуществлении 
перевозок федеральных льготников 
в пригородных поездах в рамках испол-
нения Федерального закона «О государ-
ственной социальной помощи». Данное 
решение позволит обеспечить полную 
компенсацию потерь в доходах приго-
родных компаний за перевозки граждан, 
получающих социальные услуги, и улуч-
шить их финансово-экономическое 
положение. Субсидии на компенсацию 
потерь в доходах предусматриваются 
за услуги перевозки, оказанные начиная 
с отчетного периода 2017 года. 

В 2018 году по инициативе Компании 
внесены изменения в законодательство 
Российской Федерации и постановления 
Правительства Российской от 28 декаб-
ря 2017 года № 1680 и от 30 декабря 
2017 года № 1722 в части включения 
услуг по организации и осуществлению 
перевозки грузов и пассажиров же-
лезнодорожным транспортом общего 
пользования в перечень услуг, расчеты 
за которые в рамках государственных 
контрактов не подлежат казначейскому 
сопровождению. Принятые решения 
позволили исключить дополнительную 
процедуру казначейского контроля 
по услугам, связанным с организацией 
железнодорожных перевозок, оказывае-
мых в рамках государственных кон-
трактов, и обеспечить своевременное 
поступление платежей от государствен-
ных заказчиков.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

ТРАНСПОРТНО-

ЛОГИСТИЧЕСКОЕ 

НАПРАВЛЕНИЕ

В развитии транспортно-логистического 
направления ОАО «РЖД» переходит 
от базовой перевозки грузов к комплексным 
услугам «от двери до двери» 
и формированию глобальных логистических 
цепочек. Компания внедряет современные 
логистические технологии, создает 
автоматизированную систему управления 
взаимоотношениями с клиентами и единый 
каталог услуг в области грузоперевозок, 
расширяет международную географию услуг, 
постоянно разрабатывает и запускает новые 
сервисы для грузоотправителей.

СРЕДНЯЯ ДАЛЬНОСТЬ  

ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

1 835

км 

+1,9 %

ГРУЖЕНЫЙ ГРУЗООБОРОТ 

2 596,9 

млрд ткм 

+4,2 %

СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ  

ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В ГРУЖЕНЫХ 

ВАГОНАХ

390 

км/сут 

+0,9 %

В 2018 ГОДУ:

56

/57

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

58

/59

Транспортно-логистическое 

направление

В структуре ОАО «РЖД» данное направление отвечает за услуги перевозки 
и инфраструктуры: оперирование подвижным составом, формирование логистических 
цепочек любой сложности с участием различных видов транспорта, контрактную 
и складскую логистику, транзитные перевозки грузов по международным маршрутам.

Ключевые направления развития в рамках ДПР

Ключевые инициативы развития транс-
портно-логистических услуг согласно 
ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года преду-
сматривают:

 

выстраивание долгосрочных отношений 
с клиентами, в том числе с увязкой гаран-
тированной грузовой базы и инфраструк-
турных, организационно-технических 
мероприятий, обеспечивающих потребно-
сти клиентов в транспортной услуге;

 

улучшение обратной связи с потребите-
лями, повышение уровня их лояльности, 
в том числе на основе создания и внед-
рения автоматизированной системы управ-
ления взаимоотношениями с клиентами 
в области грузовых перевозок в ОАО «РЖД» 
и его дочерних и зависимых обществах;

 

создание в холдинге «РЖД» автоматизи-
рованного ресурса ведения единого ката-
лога услуг в области грузовых перевозок, 
обеспечивающего доступ потребителей 
ко всему спектру услуг, условий и параме-
тров перевозки грузов;

 

развитие логистических возможностей 
для удовлетворения потребностей клиен-
тов в комплексных услугах, в том числе 
в глобальных транспортных цепочках, 
и логистический аутсорсинг промышлен-
ных предприятий;

 

повышение точности расписания до-
ставки грузов путем совершенствования 
перевозок с согласованным временем 
отправления и прибытия, сокращение 
сроков доставки;

 

адаптацию транспортных продуктов 
и услуг к потребностям грузоотправи-
телей и разработку новых продуктов 
и услуг;

 

стандартизацию качества услуг в области 
грузовых перевозок с установлением па-
раметров доступности, своевременности 
и надежности перевозки, сохранности гру-
за, спектра логистических и терминально-
складских услуг, скорости доставки;

 

развитие проекта «РЖД Экспресс» по пе-
ревозке мелких и средних партий грузов;

 

развитие технологии контрейлерных 
перевозок;

 

проведение анализа и инициирование 
при наличии экономической целесо-
образности поэтапного прекращения 
государственного тарифного регулирова-
ния в отдельных конкурентных сегментах 
рынка транспортных услуг (в том числе 
при перевозке грузов в контейнерах 
(контрейлерах), светлых нефтепродуктов, 
рыбы, рыбопродуктов и др.);

 

совершенствование внутрихолдингового 
взаимодействия для повышения эффек-
тивности работы транспортно-логистиче-
ских дочерних обществ и подразделений;

 

организацию взаимодействия всех 
участников перевозочного процесса на ос-
нове электронного документооборота 
(в том числе с федеральными органа-
ми исполнительной власти, а также 
при международных мультимодальных 
перевозках грузов).

Главные достижения в 2018 году

 

Груженый грузооборот достиг истори-
ческого максимума – 2 596,9 млрд ткм 
(+4,2 % к уровню 2017 года).

 

Погрузка выросла к уровню 2017 года 
на 2,2 %, до 1 289,6 млн т (3 533,2 тыс. т 
в среднем в сутки). 

 

Особенно увеличилась погрузка каменно-
го угля (+4,6 %), руды железной и марган-
цевой (+5,7 %), черных металлов (+7 %) 
и зерна (+22,6 %).

 

Средняя дальность перевозок грузов уве-
личилась на 35 км (+1,9 %), до 1 835 км

1

.

 

В рамках услуги перевозки грузов 
по фиксированному графику было от-

правлено 32,87 тыс. поездов, перевезено 
72,59 млн т грузов, что на 21,9 % выше 
уровня 2017 года.

 

В 2018 году количество зарегистрирован-
ных пользователей электронной торговой 
площадки «Грузовые перевозки» увеличи-
лось в 1,9 раза, до 3 522.

 

Завершен первый этап создания 
транспортно-логистического центра 
(дале – ТЛЦ) «Калининград» с сателлитом 
«Черняховск», где осуществляется пере-
груз с колеи 1520 мм на колею 1435 мм 
транзитных контейнерных поездов. 

 

Расширилась международная география 
транспортно-логистических услуг РЖД, 
в частности по международному марш-
руту Баку – Тбилиси – Карс организованы 
отправки российского зерна в Турцию. 

 

Разработаны и запущены новые сервисы 
транзитных контейнерных перевозок 
по маршрутам Китай – Европа – Китай 
через порт Калининград и Южная Корея – 
Финляндия – Южная Корея через порт 
Восточный. 

 

В рамках развития МТК «Север – Юг» 
прошли тестовые отправки контейнеров 
из Индии в Россию и Беларусь.

С учетом грузобагажа.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Грузовые перевозки по инфраструктуре ОАО «РЖД»

Основные показатели грузовых перевозок по инфраструктуре ОАО «РЖД» 

Показатель

Единица 
измерения

2014

 

2015

 

2016

 

2017

 

2018

Значение

Изменение 

к 2017 году, %

Погрузка, всего

млн т

1 226,9

1 214,5

1 222,3

1 261,3

1 289,6

2,2

В среднем в сутки

тыс. т

3 361,5

3 327,3

3 339,5

3 455,7

3 533,2

2,2

Общий грузооборот 

млрд ткм

2 954,5

2 954,9

2 997,8

3 176,7

3 304,8

4,0

В том числе:

груженый грузооборот

млрд ткм

2 298,6

2 304,8

2 342,6

2 491,9

2 596,9

4,2

порожний грузооборот

млрд ткм

655,9

650,1

655,2

684,8

708,0

3,4

Доля отправок, доставленных 
в нормативный (договорной) срок

%

87,1

92,9

96,1

96,7

97,1

0,4 п. п. 

Средняя скорость доставки грузов 
и порожних грузовых вагонов

км/сут

299

341

361

362

370

2,2

Средняя скорость доставки грузов 
в груженых вагонах

км/сут

372

381

380

386

390

0,9

Погрузка

Деятельность ОАО «РЖД» тесно связана 
с состоянием российской экономики 
и промышленности. Согласно данным 
Росстата, индекс промышленного про-
изводства по итогам 2018 года составил 
102,9 %. Погрузка по сети российских 
железных дорог выросла сопоставимо – 
на 2,2 %, до 1 289,6 млн т (в среднем 
3 533,2 тыс. т в сутки). Увеличение объе-
мов произошло прежде всего за счет 
каменного угля, руды железной и мар-
ганцевой, черных металлов, зерна.

Динамика объемов погрузки, 

млн т

2014

2015

2016

2017

2018

1 226,9

1 222,3

1 214,5

1 261,3

1 289,6

–0,8  

–1,0  

Погрузка

Темпы прироста погрузки, 
% к предыдущему году

0,6  

3,2  

2,2 

«

 

 Диалог с клиентами позволяет нам находить взаимовыгодные 
решения в самых сложных вопросах. Мы выстраиваем эффективное 
взаимодействие с партнерами и предлагаем им гибкую тарифную 
политику. Мы ведем системную работу по координации и развитию 
транспортно-логистической деятельности

»

Алексей Шило

Заместитель генерального директора — начальник 

Центра фирменного транспортного обслуживания 

 

Организованы две экспериментальные 
контрейлерные перевозки по маршруту 
Калининград – Москва – Калининград 
транзитом по территориям Литвы и Бела-
руси и совместно с АО «ФГК» и ЗАО «Маг-
нит» — опытная перевозка по маршруту 
Москва – Новосибирск. 

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

60

/61

Динамика среднесуточной погрузки, 

тыс. т

Структура погрузки по видам сообщения

Показатель

2017

2018

Изменение 

объема, %

млн т

Доля, %

млн т

Доля, %

Погрузка

1 261,3

100,0

1 289,6

100,0

2,2

Внутреннее сообщение

791,5

62,8

797,6

61,8

0,8

Экспорт

460,0

36,5

482,3

37,4

4,8

В том числе:

через порты

291,2

23,1

306,3

23,8

5,2

через погранпереходы

168,8

13,4

176,0

13,6

4,3

Импорт и транзит 

9,8

0,8

9,8

0,8

–0,3

Изменение объемов погрузки грузов в 2018 году, 

млн т

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2018 год

2017 год

3  227 

3 517 

3 511 

3 435 

3 460 

3 438 

3 426 

3 460 

3 488 

3 523 

3 555

3 346 

3 570 

3 634 

3 639 

3 565 

3 578 

3 483 

3 507 

3 497 

3 497 

3 577 

3 514

3 429 

2017

2018

+16,4

+6,3

+5,1

+5,0

+3,4

+2,4

+2,1

+1,0

–1,2

–1,7

–9,1

–1,5

1 261,3

1 289,6

Каменный 

уголь

Руда железная 

и марганцевая

Черные 

металлы

Зерно

Грузы 

в контейнерах

Лесные грузы

Химические 

и минеральные 

удобрения

Нефть 

и нефтепродукты

Промышленное 

сырье 

Цемент 

Строительные 

грузы 

Прочие 

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

По итогам 2018 года погрузка выросла 
по всем направлениям. Во внутрирос-
сийском сообщении она увеличилась 
на 0,8 % (до 797,6 млн т) при росте экс-
порта на 4,8 % (до 482,3 млн т). Экспорт-
ные поставки росли быстрее, поэтому 
доля погрузки во внутрироссийском 
сообщении в 2018 году сократилась 
с 62,8 до 61,8 %, а доля экспорта выросла 
с 36,5 до 37,4 %. 

В структуре погрузки по видам грузов 
преобладали каменный уголь, нефте-
наливные и строительные грузы, руда. 
Их суммарная доля составила 66,1 %, 
что немного ниже уровня 2017 года 
(–0,3 п. п.).

Структура погрузки грузов 
во внутрироссийском сообщении 
в 2018 году, 

%

Структура погрузки  
экспортных грузов в 2018 году, 

%

В 2018 году погрузка грузов всех классов 
выросла. Но в отличие от предшествую-
щего года, когда быстрее всего увеличи-
валась погрузка самых дешевых грузов, 
в 2018 году стала расти погрузка грузов 
самого высокого тарифного класса (III). 
Объем погрузки грузов I тарифного клас-
са увеличился за год на 1,6 %, II класса – 
на 2,9 %, III класса – на 4,2 %. 

В грузах I тарифного класса больше всего 
выросли объемы погрузки каменного 
угля (+4,6 %), железной и марганцевой 
руды (+5,7 %) и лесных грузов (+5,6 %). 
Но второй год подряд снижаются объемы 
строительных грузов (на 6,8 % в 2018 году 
после спада на 5,7 % в 2017 году). 

Во II тарифном классе сильнее всего 
выросла погрузка зерна (+22,6 %), грузов 

в контейнерах (+12,1 %) и удобрений 
(+3,7 %). Темпы роста погрузки зерна за-
метно выросли по сравнению с 2017 го-
дом, когда прирост в этой категории 
составлял 16,4 %. Это свидетельствует 
о все большей активности зерновых ком-
паний, особенно на экспортном рынке.

В III классе наибольший прирост по-
казали черные металлы (+7 %). Темпы 
роста погрузки в этой категории также 
ускорились на 4,3 п. п. по сравнению 

с приростом на 2,8 % в предыдущем году. 
Это свидетельствует о существенном 
оживлении на рынке черных металлов.

Наибольший удельный вес в структуре 
погрузки в 2018 году пришелся на низко-
доходные грузы – 59,9 % от общего объе-
ма (для сравнения: в 2017 году – 60,2 %). 
Доля среднедоходных грузов выросла 
несущественно – до 29,5 % (с 29,3 % 
в 2017 году), высокодоходных – до 10,6 % 
(с 10,4 % годом ранее).

Каменный уголь 
Нефть и нефтепродукты
Строительные грузы 

Руда железная и марганцевая 
Черные металлы

Химические и минеральные удобрения 
Лесные грузы
Прочие

797,6

21,1 

17,3 

15,3 

12,4 

5,4 

2,5 
2,9 

23,0 

млн т

Каменный уголь
Нефть и нефтепродукты
Химические и минеральные удобрения

Черные металлы
Лесные грузы

Руда железная и марганцевая
Прочие 

482,3

42,8 

20,3 

7,4 

7,2 

5,4 

13,1 

3,8 

млн т

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

62

/63

Структура погрузки грузов в 2018 году

Показатель

Низкодоходные грузы 

(I тарифный класс)

Среднедоходные грузы 

(II тарифный класс)

Высокодоходные грузы 

(III тарифный класс)

Погрузка, млн т (прирост к 2017 году)

771,9 (+1,6 %)

380,9 (+2,9 %)

136,9 (+4,2 %)

Доля в общей погрузке, % (прирост к 2017 году)

59,9 (–0,4 п. п.)

29,5 (+0,2 п. п.)

10,6 (+0,2 п. п.)

Низкодоходные грузы, 

%

Среднедоходные грузы, 

%

Высокодоходные грузы, 

%

Грузооборот

Груженый грузооборот железнодорожных 
перевозок в 2018 году вырос на 4,2 % 
к уровню 2017 года, до 2 596,9 млрд ткм, 
достигнув рекордного значения за весь 
период деятельности Компании. 

Общий грузооборот (с учетом пробега 
вагонов иных собственников в порож-
нем состоянии) на инфраструктуре 
ОАО «РЖД» увеличился на 4 % к уровню 
2017 года, до 3 304,8 млрд ткм. Прирост 
в основном был связан с увеличением 
объемов перевозок грузов (прежде всего 
угля). Кроме того, произошло увеличение 
средней дальности перевозок на 1,9 %. 
Порожний грузооборот также увеличил-
ся в 2018 году на 3,4 %, до 708 млрд ткм.

Динамика груженого грузооборота

771,9

49 

16 

15 

7

млн т

Каменный уголь
Строительные грузы 

Руда железная и марганцевая

Лесные грузы
Промсырье 

Цемент
Прочие

Нефть и нефтепродукты

Удобрения
Грузы в контейнерах 
Зерно 
Прочие 

380,9

62 

16 

7

млн т

2014

2015

2016

2017

2018

2 299 

2 343 

2 305 

2 492 

2 597

Грузооборот, млрд ткм

Темпы прироста грузооборота 
к предыдущему году, % 

4,7

0,3

1,6

6,4

4,2

Черные металлы

Химикаты
Лом черных металлов
Прочие 

57 

19 

12

12

136,9

млн т

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

ГРУЖЕНЫЙ ГРУЗООБОРОТ 

В 2018 ГОДУ ДОСТИГ 

МАКСИМУМА ЗА 15 ЛЕТ 

И СОСТАВИЛ 

2 596,9

млрд ткм

Средняя дальность перевозки, 

км

Показатель

2014

2015

2016

2017

2018

Изменение 

2018/2017, %

Перевозка грузов

1 668

1 734

1 764

1 800

1 835

1

1,9

Перевозка порожних вагонов

1 170

1 177

1 199

1 236

1 274

3,1

Структура груженого грузооборота,

 %

Структура груженого грузооборота, 

%

По итогам 2018 года груженый гру-
зооборот увеличился по всем на-
правлениям перевозок: во внутрен-
них перевозках рост составил 2,6 % 
(до 1 025,8 млрд ткм), в экспортных – 
5,3 % (до 1 405,2 млрд ткм), в импорт-
ных – 2,1 % (до 101,4 млрд ткм), в тран-
зитных – 10,5 % (до 64,5 млрд ткм).

2014

2015

2016

2017

2018

Внутренние перевозки
Экспорт
Импорт
Транзит

39,5

41,7

40,1

43,4

43,6

54,1

52,8

53,6

50,8

49,7

3,9

3,6

4,0

3,7

4,3

2,5

2,0

2,3

2,1

2,3

Уголь

Нефть и нефтепродукты
Минерально-строительные грузы

Руды 
Черные металлы

Химические и минеральные удобрения

Прочие грузы

43,9  

15,3  

7,8  

6,1  

5,9  

17,2

3,8  

млрд ткм

2 596,9

Из-за опережающего роста экспорта 
доля внутрироссийских перевозок 
в структуре груженого грузооборота 
продолжала сокращаться. За послед-
ние пять лет она снизилась на 4,1 п. п., 
а доля экспортных перевозок повыси-
лась на 4,4 п. п. 

В структуре грузооборота по группам 
грузов в 2018 году значительно увели-
чилась доля угля – на 0,8 п. п. При этом 
доля нефти и нефтепродуктов снизилась 
на 0,4 п. п., а минерально-строительных 
грузов – на 0,6 п. п. 

С учетом грузобагажа.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

64

/65

В развитии транспортно-логистического 
направления ОАО «РЖД» переходит от ба-
зовой перевозки грузов к комплексным 
услугам «от двери до двери» и формиро-
ванию глобальных логистических цепочек. 
Компания активно внедряет современные 
логистические технологии 3PL/4PL. 

В 2018 году прошла актуализация еди-
ного перечня работ и услуг ОАО «РЖД» 
при организации перевозок грузов. Про-
должается поэтапный переход на еди-
ный каталог услуг в рамках создаваемой 
автоматизированной системы управле-
ния взаимоотношениями с клиентами.

Наибольший рост в 2018 году пока-
зали транзитные контейнерные пере-
возки. По итогам года они достигли 
553 тыс. ДФЭ, что на 33 % выше уровня 
2017 года. 

В 2018 году продолжалась работа по ди-
версификации маршрутов доставки 
контейнеров по направлению «Восток – 
Запад». В частности, был запущен новый 
сервис контейнерных перевозок из Фин-
ляндии в Южную Корею через порт 
Восточный. В рамках развития МТК 
«Север – Юг» в 2018 году прошли тес-
товые отправки контейнеров из Индии 
в Россию и Беларусь. 

Дальнейшее развитие получил проект 
«Почта» – перевозка международных 
почтовых отправлений в контейнерах 
и доставка по принципу «от двери 
до двери». Такие перевозки осуще-
ствляются в рамках разработанных 
логистических схем по маршрутам 
Харбин – Москва, Сучжоу – Москва 
и Чунцин – Европа.

Развивались и новые виды услуг, например 
контрейлерные перевозки, когда на спе-
циальные железнодорожные платформы 
устанавливают и закрепляют полуприцепы, 
прицепы, съемные кузова и даже целый 
автопоезд. Контрейлерные перевозки 
позволяют не только разгрузить автомо-
бильный трафик, но и снизить воздействие 
большегрузных автомобилей на дорожную 
инфраструктуру и окружающую среду.

В первом полугодии 2018 года были 
организованы две экспериментальные 
контрейлерные перевозки по маршруту 
Калининград – Москва – Калининград 
транзитом по территориям Литвы и Бела-
руси и совместно с АО «ФГК» и ЗАО «Маг-
нит» — опытная перевозка по маршруту 
Москва – Новосибирск. По их итогам раз-
работан план по организации регулярных 
контрейлерных перевозок в 2019 году. 

GEFCO

Дочерняя компания Холдинга GEFCO 
(Франция) – глобальный поставщик 
логистических решений и услуг 3PL 
и 4PL. Компания представлена более 
чем в 150 странах, входит в топ-10 круп-
нейших логистических операторов в Ев-
ропе и располагает 350 операционными 
площадками по всему миру. 75 % акций 
GEFCO принадлежат ОАО «РЖД».

В 2018 году GEFCO отметила 15 лет 
деятельности в России. За это время 
компания:

 

стала одним из ведущих игроков 
российского рынка автомобильной 
логистики;

 

получила лицензию таможенного 
брокера;

 

расширила спектр услуг с перевозки 
готовых автомобилей и компонентов 
до организации комплексных цепей 
поставок для ведущих российских 
промышленных предприятий;

Транспортно-логистические услуги

Результаты деятельности крупнейших дочерних обществ, оказывающих транспортно-логистические услуги

 

диверсифицировала клиентский порт-
фель, завоевав клиентов во многих 
ключевых отраслях. 

Проекты GEFCO в России в 2018 году:

 

дистрибуция легковых автомобилей 
различных брендов (общая выручка 
составила 1 089 млн руб.);

 

экспортные перевозки легковых авто-
мобилей (272,5 млн руб.);

 

транзитные перевозки легковых 
автомобилей из портов Российской 
Федерации (213,8 млн руб.)

Совместно с ОАО «РЖД» GEFCO в России 
реализует проекты, направленные на по-
вышение эффективности цепей поставок 
и использование активов для совмест-
ных операций. Один из основных – 
мультимодальные негабаритные 
перевозки горно-шахтного оборудования 
и комплектующих из Европы в Россию 
для угольной промышленности. В число 
крупнейших входит экспортный проект 
по доставке медного и железоруд-

ного концентрата из России в Китай. 
За 2018 год было погружено 6 419 по-
лувагонов, перевезено 358,3 тыс. т 
железорудного и 77,039 тыс. т медного 
концентрата.

Выручка GEFCO за 2018 год составила 
4,647 млрд евро, что выше показателя 
2017 года на 4,6 %. Чистая прибыль 
по итогам 2018 года – 96,7 млн евро, 
на 24 % выше показателя предыдущего 
года.

Узнать больше о компании можно на сайте: 

https://ru.gefco.net/

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..