ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОАО "Российские железные дороги". Годовой отчет за 2018 год - часть 3

 

 

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Корпоративное управление

Приложения

Компанией совместно с участниками 
рынка основные подходы к обеспечению 
доходности перевозок грузов на долго-
срочную перспективу. 

В то же время качественное изменение 
управленческих процессов на основе циф-
ровых технологий является серьезным 
вызовом для Компании. Однако, я счи-
таю, она располагает всем необходимым, 
чтобы совершить такой качественный 
рывок. Это потребует не только серьезной 
концентрации сил ОАО «РЖД» и всей же-
лезнодорожной отрасли, но и более тес-
ного взаимодействия грузоотправителей, 
грузополучателей, владельцев вагонного 

парка, операторов подвижного состава 
и экспедиторов. Надеюсь, холдинг «РЖД» 
станет осевой компанией для развития 
сквозных, бесшовных перевозок, созда-
ния современных цифровых сервисов 
для перемещения грузов и оформления 
единого билета для пассажиров на раз-
личные виды транспорта.

Реализация этих задач, поставленных 
Президентом Российской Федерации 
и Правительством Российской Федерации 
перед ОАО «РЖД», позволит обеспечить 
сбалансированное, уверенное развитие 
Компании и создаст дополнительный 
спрос на инновационную продукцию пред-

приятий реального сектора экономики, 
поскольку ОАО «РЖД» является не толь-
ко поставщиком транспортных услуг, 
но и крупнейшим потребителем продук-
ции промышленности и других секторов. 

Хотел бы поблагодарить коллектив 
Компании, ее партнеров и клиентов 
за продуктивную совместную работу 
в 2018 году. Уверен, что и в текущем году 
нам удастся успешно решить множество 
сложных, но от того не менее интерес-
ных задач, направленных на развитие 
транспортной отрасли и на поддержание 
общего благосостояния нашего народа 
и Российского государства.

М. А. Акимов

Председатель совета директоров 

ОАО «РЖД»

34

/35

Узнать больше:

От первого лица: Олег Белозёров об итогах 2018 года (видео):
http://www.rzdtv.ru/2018/12/18/ot-pervogo-litsa-17-12-2018/

Российские железные дороги

Новый взгляд

О Компании

Стратегический отчет

Обращение 

генерального директора – 

председателя правления 

ОАО «РЖД»

Уважаемые партнеры и коллеги!

В 2018 году холдингу «Российские желез-
ные дороги» исполнилось 15 лет. За эти 
годы Компания закрепила лидерские по-
зиции на международной арене по таким 
показателям, как энергоэффективность 
и грузонапряженность, объем грузовых 
и пассажирских перевозок, их экологич-
ность и безопасность. Создан стабильно 
работающий и динамично развивающий-
ся холдинг – надежный партнер для пас-
сажиров, грузоотправителей и регионов, 
крупнейший работодатель с высоким 
уровнем социальных стандартов для ра-
ботников.

Доля железнодорожного транспорта в гру-
зообороте транспортной системы страны 
составила в 2018 году свыше 87 % – 
это максимальный показатель за 15 лет. 
Также мы поставили абсолютный рекорд 
по объемам перевозок: к пиковому 

значению советского периода в 1988 году 
грузооборот увеличился на 2,5 %. 

В сфере пассажирских перевозок мы так-
же достигли рекордных результатов: 
отправлено более 1,157 млрд пассажи-
ров, что является самым высоким пока-
зателем за последние 10 лет. В основе 
роста – постоянно улучшающийся сервис, 
увеличение глубины продаж до 90 суток, 
новый подвижной состав, в том числе 
современные двухэтажные вагоны, ско-
ростные поезда «Ласточка» отечествен-
ного производства. Большую роль здесь 
сыграло и то, на каком высоком уровне 
железнодорожники обеспечили транс-
портное обслуживание Чемпионата мира 
по футболу FIFA 2018™. 

В мае 2018 года Указом Президента 
Российской Федерации были определены 

основные цели научно-технологического 
и социально-экономического развития 
страны на ближайшую перспективу. Сре-
ди них – обеспечение темпов экономиче-
ского роста выше мировых, сохранение 
макроэкономической стабильности, 
внедрение современных технологий. 
Сложно представить решение этих задач 
без ускоренной модернизации транс-
портного комплекса, совершенствования 
перевозочных технологий и обновления 
инфраструктуры. 

Основой для нашего движения впе-
ред стала разработанная в 2018 году 
Долгосрочная программа развития 
ОАО «РЖД». Программа определяет 
целевое состояние Российских железных 
дорог к 2025 году, а ее исполнение будет 
способствовать росту ВВП и улучшению 
качества жизни в России.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Корпоративное управление

Приложения

В основу ДПР заложено опережающее 
развитие инфраструктуры в интересах 
экономики и общества. Уже в 2018 году 
инвестиционная программа ОАО «РЖД» 
составила 530 млрд руб., включая про-
екты модернизации БАМа и Транссиба, 
развития подходов к портам Юга и Севе-
ро-Запада, Центрального транспортного 
узла.

Отвечая на запросы клиентов, мы приня-
ли решение о начале цифровой транс-
формации Компании. В современной 
глобальной конкурентной среде невоз-
можно добиваться высоких результатов 
без современных технологий, карди-
нальной перестройки бизнес-моделей 
для использования открывающихся 
в цифровой экономике возможностей. 

Так, доля билетов на поезда дальнего сле-
дования, которые пассажиры приобретают 
через интернет, в 2018 году превысила 
50 % и демонстрирует тенденцию к даль-
нейшему росту. Эта услуга стала доступна 
и для пассажиров пригородного сообще-
ния через мобильное приложение.

Производственные достижения ста-
ли основой для хороших финансово- 
экономических результатов. Прибыль 
Компании по итогам 2018 года составила 
18,4 млрд руб. Мы удержали рост себе-
стоимости на уровне менее 1 % в сопоста-
вимых условиях, что существенно ниже 
среднегодовой инфляции. Для этого 
в течение года мы реализовали комплекс 
оптимизационных мероприятий общим 
объемом около 45 млрд руб. Рост произво-
дительности труда по перевозочным видам 
деятельности составил 6,8 %, что позволило 

проиндексировать заработную плату сум-
марно на 3,7 %. 

Очень важно, что все эти годы Компания 
уделяла особое внимание своему боль-
шому коллективу, выполняя все свои обя-
зательства по Коллективному договору 
и ведя бизнес как социально ответствен-
ный работодатель. Как результат росла 
стабильность и престижность работы 
на российских железных дорогах.

Уважаемые партнеры и коллеги! 

Перед коллективом ОАО «РЖД» стоят 
новые вызовы, связанные с реализаци-
ей Долгосрочной программы развития 
Компании и цифровой трансформацией. 
Уверен, как и в 2018 году, железнодо-
рожники приложат все усилия для того, 
чтобы планы были успешно реализованы.

О. В. Белозёров

Генеральный директор – 
председатель правления ОАО «РЖД»

36

/37

Стратегия 

ОАО «РЖД»

Миссия холдинга «РЖД»

Миссия холдинга «РЖД» заключается 
в эффективном развитии конкуренто-
способного на российском и мировом 
рынках транспортного бизнеса, ядром 
которого является эффективное выпол-
нение задач национального железно-
дорожного перевозчика грузов и пасса-
жиров и владельца железнодорожной 
инфраструктуры общего пользования. 

Стратегия развития 

до 2030 года

Стратегия развития холдинга «РЖД» 
до 2030 года, определяющая цели и за-
дачи развития Холдинга, его ключевые 
приоритеты и проекты долгосрочного 
развития, утверждена советом дирек-
торов ОАО «РЖД» в декабре 2013 года. 
Миссия холдинга «РЖД» реализуется 
через достижение к 2030 году стра-
тегических целей по пяти ключевым 
направлениям:

 

транспортно-логистические услуги;

 

пассажирские перевозки;

 

железнодорожные перевозки и инфра-
структура;

 

зарубежная деятельность;

 

социальная политика.

Стратегические приоритеты и цели 

по ключевым направлениям

ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Стратегическим приоритетом разви-
тия данного направления является 
формирование диверсифицирован-
ной продуктовой корзины с перехо-
дом от оказания преимущественно 
услуг по перевозкам к предоставле-

нию комплексных интегрированных 
услуг по принципу «от двери до две-
ри», последовательным расширени-
ем спектра с 2PL- до 3PL-, 4PL-услуг, 
а также с формированием глобаль-
ных логистических цепочек.

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Стратегические приоритеты развития 
данного направления – оптимизация 
маршрутной сети и расписания поездов, 
повышение скоростей, использование 
инновационного подвижного соста-

ва, совершенствование продуктового 
предложения, цифровизация клиентских 
сервисов и бизнес-процессов, повыше-
ние качества традиционного сервиса 
в поездах и сопутствующих сферах. 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ИНФРАСТРУКТУРА

В это направление включены не толь-
ко непосредственно инфраструктура, 
но и комплексы управления движе-
нием, эксплуатации и ремонта тяги. 
Стратегические приоритеты развития 
инфраструктуры ОАО «РЖД» опреде-

ляются ее естественно-монопольным 
характером и заключаются в снижении 
издержек, повышении возможностей 
для создания новых перевозочных 
и  логистических продуктов, модерни-
зации сети и строительстве  окупаемых 

ЗАРУБЕЖНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стратегические приоритеты данного 
направления – укрепление и расши-
рение присутствия Холдинга на рынке 
международного железнодорожного 
инжиниринга и инфраструктурного 
транспортного строительства, создание 

условий для расширения других видов 
бизнеса Холдинга на рынках присут-
ствия в качестве подрядчика при со-
оружении инфраструктурных объек-
тов.  Планируется развитие на основе 
уникальных компетенций в сферах 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Работники ОАО «РЖД» – ключевой 
актив Компании, способный обеспе-
чить достижение долгосрочных целей 
развития, и ее основное конкурентное 
преимущество. Развитие направле-

ния строится на основе объективной 
оценки добавленной стоимости, соз-
даваемой за счет поддержки коллек-
тива и эффективного использования 
ресурсов для оказания рыночных услуг. 

Реализация Стратегии развития холдин-
га «РЖД»

В целях реализации Стратегии разви-
тия холдинга «РЖД» утвержден План 
мероприятий по реализации Стратегии 
развития холдинга «РЖД» до 2030 года, 
который укрупненно состоит из обще-
корпоративных и региональных меро-
приятий и мероприятий по основным 
направлениям деятельности Холдинга. 
План сформирован на основе разрабо-
танных стратегических инициатив и про-
ектов, детализированных до конкретных 
мероприятий.

Российские железные дороги

Новый взгляд

О Компании

Стратегический отчет

Стратегические цели 

до 2030 года:

 

сохранить лидирующие позиции в сфере грузовых железнодорожных пере-
возок в Европе, повысить привлекательность железнодорожного транспорта 
для клиентов;

 

войти в топ-5 компаний Европы по объему логистического бизнеса;

 

повысить уровень удовлетворенности клиентов за счет повышения качества 
услуг при сохранении конкурентоспособной стоимости перевозок;

 

обеспечить эффективное обслуживание глобальных цепочек поставок круп-
нейших российских и международных клиентов, расширить перевозочный 
и логистический бизнес на евро-азиатском пространстве;

 

обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной 
системы России; 

 

реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок;

 

сохранить лидирующие позиции в мире в части эффективности, безопасно-
сти, качества услуг инфраструктуры; 

 

обеспечить планомерное обновление активов с использованием инновацион-
ных технологий и решений на основе эффективного управления стоимостью 
жизненного цикла, готовностью и надежностью основных фондов;

 

войти в число мировых компаний-лидеров по инфраструктурному  
строительству;

 

обеспечить формирование долгосрочного портфеля заказов и высочайший 
уровень реализации проектов;

 

войти в топ-5 наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей 
России; 

 

привлекать к работе в Холдинге лучших специалистов, гарантируя конкурен-
тоспособность заработной платы, улучшение условий труда, современный 
социальный пакет.

 Одним из  ключевых направлений является 
расширение полигона скоростных и высо-
коскоростных перевозок между крупней-
шими агломерациями страны на основе 
современных эффективных решений.

дополнительных главных путей под воз-
растающие объемы перевозок. Особенно-
сти направления – сохранение публично-
сти услуг, государственное регулирование 
как субъекта естественной монополии, 
равнодоступность для потребителей.

 проектирования и строительства объ-
ектов железнодорожного транспорта, 
создания сложных систем управления 
инфраструктурой и перевозками, органи-
зации движения, управления экономи-
кой и финансами железных дорог.

Неотъемлемым элементом направления 
также является социальная и обществен-
ная политика ОАО «РЖД», проводимая 
вне трудового коллектива.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ 
РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГА «РЖД» 
НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА 

ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ 
В 2018 ГОДУ С УЧЕТОМ 

ПОЛОЖЕНИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ 
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 
ОАО «РЖД» ДО 2025 ГОДА 

И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ 

ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 
РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГА «РЖД» 
ДО 2030 ГОДА.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Корпоративное управление

Приложения

1

2

3

Перспективы развития

Выполнение плана мероприятий

1

 

по реализации Послания Президен-
та Российской Федерации Феде-
ральному Собранию Российской 
Федерации от 1 марта 2018 года 
и Указа Президента Российской 
Федерации «О национальных целях 
и стратегических задачах развития 
Российской Федерации на период 
до 2024 года» от 7 мая 2018 года 
№ 204. 

Реализация мероприятий Ком-
плексного плана модернизации 
и расширения магистральной 
инфраструктуры на период 
до 2024 года

2

.

Обеспечение безусловного выпол-
нения параметров Долгосрочной 
программы развития ОАО «РЖД» 
до 2025 года.

План мероприятий ОАО «РЖД» по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Указа Пре-

зидента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204, утвержден 

приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова от 29 декабря 2018 года № 1465.

Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ С УЧЕТОМ СЛЕДУЮЩИХ 
КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ:

38

/39

Российские железные дороги

Новый взгляд

О Компании

Стратегический отчет

4 5 6

Укрепление позиций и увеличение 
доли бизнеса на рынке транспорт-
ных услуг, в том числе за счет:

 

мероприятий по повышению уровня 
удовлетворенности и лояльности 
клиентов;

 

внедрения цифровых технологий 
взаимодействия для потребителей 
услуг и партнеров холдинга «РЖД»; 

 

увеличения перевозок грузов 
по расписанию, надежности и ско-
рости доставки грузовых отправок 
груженых вагонов.

Развитие пассажирских перевозок 
за счет интеграции пригородного 
сообщения в городскую транспорт-
ную среду крупных агломераций, 
обеспечение нового уровня серви-
сов и существенное расширение 
их спектра. Разработка и внедрение 
комплексных маркетинговых проек-
тов по развитию новых предложе-
ний на рынке пассажирских пере-
возок и обслуживанию пассажиров 
на вокзалах. Обеспечение устойчи-
вого транспортного обслуживания, 
в том числе во время проведения 
XXIX Всемирной зимней универсиа-
ды 2019 года в Красноярске. 

Обеспечение взаимодействия 
с федеральными органами испол-
нительной власти по вопросам 
реализации важнейших инфра-
структурных проектов, организации 
пригородных пассажирских пере-
возок, а также компенсации выпа-
дающих доходов перевозчиков – 
дочерних компаний (возникающих 
в результате государственного 
регулирования тарифов на услуги 
по использованию инфраструкту-
ры железнодорожного транспорта 
общего пользования, оказываемые 
при осуществлении перевозок 
пассажиров в пригородном сообще-
нии) на уровне 100 %.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Корпоративное управление

Приложения

7 8 9

Перспективы развития

Создание и внедрение цифровых 
сервисов для повышения производ-
ственной и финансово-экономиче-
ской эффективности за счет ввода 
в постоянную эксплуатацию проек-
тов, включенных в состав проекта 
«Цифровая железная дорога».

Развитие культуры безопасности, 
повышение уровня экологической 
безопасности, безопасности движе-
ния и исключение производствен-
ного травматизма.

Сохранение социальной стабиль-
ности в трудовых коллективах 
на основе проведения единой 
кадровой и социальной политики 
с учетом реализации ДПР, а также 
отсутствия коллективных трудовых 
споров.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ ОПРЕДЕЛЕНЫ С УЧЕТОМ СЛЕДУЮЩИХ 
КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ:

40

/41

Российские железные дороги

Новый взгляд

О Компании

Стратегический отчет

10 11 1213

Расширение междуна-
родного сотрудничества 
ОАО «РЖД» и развитие 
зарубежной деятельно-
сти.

Создание основы 
для развития скорост-
ного и высокоскорост-
ного железнодорожного 
сообщения между 
крупными городами, 
включая реализацию 
проекта по строитель-
ству первого этапа 
высокоскоростной ма-
гистрали Москва – Ка-
зань: высокоскоростной 
магистрали Железно-
дорожный – Гороховец 
с организацией движе-
ния от Москвы до Ниж-
него Новгорода.

Эффективное управ-
ление рисками и вы-
работка действенных 
мер по снижению 
их негативного воздей-
ствия на операционную 
деятельность.

Активное участие 
в реализации Стратегии 
научно-технологического 
развития Российской 
Федерации (утвержде-
на Указом Президента 
Российской Федерации 
от 1 декабря 2016 года 
№ 642), внедрение 
новых механизмов инно-
вационной деятельности 
и совершенствование 
системы управления 
инновациями на всех 
уровнях управления 
Компании.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Обзор результатов

Корпоративное управление

Приложения

42

/43

42

/43

грузооборот 

к 2025 году

1

Целевые показатели в соответствии 

с базовым сценарием Долгосрочной 

программы развития ОАО «РЖД» 

до 2025 года.

О Компании 

Новый взгляд

Стратегический отчет

Российские железные дороги

Перспективы развития Компании в соответствии с Долгосрочной программой 
развития ОАО «РЖД» до 2025 года включают увеличение грузооборота, надежности 
и скорости доставки грузов, интеграцию пригородного сообщения в городскую 
транспортную среду, масштабные проекты строительства и модернизации 
инфраструктуры, широкое внедрение цифровых сервисов.

ОБЗОР 

РЕЗУЛЬТАТОВ

Обзор результатов

Обзор результатов

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Годовой отчет 2018

44

/45

Обзор рынка

В 2018 году ситуация в мировой эконо-
мике была относительно стабильной 
благодаря росту в первом полугодии 
инвестиционной активности, промыш-
ленного производства и торговли. 
Во втором полугодии позитивные тен-
денции начали ослабевать. На это было 
несколько причин:

 

ужесточение денежно-кредитной поли-
тики в США; 

 

замедление роста экономики Китая;

 

«торговые войны»; 

 

процесс выхода Великобритании 
из Евросоюза; 

 

геополитическая напряженность;

 

расширение экономических санкций 
против отдельных стран.

В результате, по оценке Международ-
ного валютного фонда (МВФ) от апреля 
2019 года, рост глобального валового 
внутреннего продукта (ВВП) в 2018 году 
составил 3,6 % против 3,8 % в 2017 году. 
В группе развитых стран экономиче-
ский рост замедлился до 2,2 % (с 2,4 % 
в 2017 году), а в группе развивающихся 
стран – до 4,5 % (с 4,8 %). 

Цены на мировых товарных рынках меня-
лись вслед за колебаниями глобальной 
экономики. Если в первом полугодии 

2018 года на рынках нефти, металлов, 
угля цены в целом повысились, позитивно 
влияя на российский экспорт, то во вто-
ром полугодии они в основном снижа-
лись. 

Восстановление мирового фондового 
рынка, происходившее в 2017 году, 
в 2018 году закончилось на фоне усу-
губления проблем мировой экономики. 
По итогам 2018 года индекс MSCI World, 
отражающий ситуацию на рынках разви-
тых стран, снизился более чем на 10 %, 
а индекс MSCI Emerging Markets (разви-
вающиеся страны) – почти на 17 %.

Мировая и российская экономика в 2018 году

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

В России в 2018 году макроэконо-
мическая конъюнктура улучшилась, 
рост ВВП ускорился до 2,3 %, с 1,6 % 
в 2017 году (здесь и далее по тексту – 
по данным Росстата).  Этому способ-
ствовали повышение цен на товары 
российского экспорта благодаря росту 
рынков в первом полугодии и расши-

рение внутреннего спроса. Улучше-
ние динамики ВВП в 2018 году было 
преимущественно обеспечено такими 
секторами, как:

 

добывающая промышленность; 

 

транспортировка и хранение; 

 

строительство; 

 

финансовая и страховая деятельность.

Темпы роста ВВП в 2014–2018 годах, 

% к предыдущему году

Изменение макроэкономических показателей России в 2017–2018 годах, 

% к предыдущему году

1

Мир в целом

Развитые страны

2014

2015

2016

2017

2018

3,6

3,4

3,4

3,8

3,6

2014

2015

2016

2017

2018

4,7

4,6

4,3

4,8

4,5

2014

2015

2016

2017

2018

2,1

1,7

2,3

2,4

2,2

ВВП

Инвестиции 

в основной капитал

Промышленное производство

Продукция сельского хозяйства

Оборот розничной торговли

Импорт

Экспорт

Потребительская инфляция 

(декабрь к декабрю)

Цены 

в промышленности 
(декабрь к декабрю)

2017
2018

1,6

2,1

4,8

3,1

1,3

25,5

2,5

24,4

8,4

-1,2

2,9

4,3

2,3

2,9

-0,6

2,8

4,4

25,3

4,3

11,7

0,1

6,8

Реальные располагаемые 

денежные доходы

2

Реальная начисленная 

заработная плата

+

По данным Росстата.

С учетом единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 года.

Развивающиеся страны

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

46

/47

Темпы роста промышленного производ-
ства имеют определяющее значение 
для грузовых перевозок железнодо-
рожным транспортом. В 2018 году они 
ускорились до 2,9 % (с 2,1 % в 2017 году), 
в том числе:

 

в добыче полезных ископаемых – 
до 4,1 % (с 2,1 %); 

 

в обрабатывающих отраслях –  
до 2,6 % (с 2,5 %). 

Показатели внутреннего потребительского 
спроса в 2018 году увеличились. Темпы ро-
ста оборота розничной торговли в 2018 году 
ускорились до 2,8 % (с 1,3 % в 2017 году). 
Поддержку потреблению оказывали 
розничное кредитование и рост реальных 
заработных плат. Темпы роста инвестиций 
в основной капитал в 2018 году находились 
на относительно высоком уровне – 4,3 % 
(в 2017 году – 4,8 %).

Большое значение для развития рос-
сийской экономики в 2018 году имел 
внешний спрос. Темпы роста российско-
го экспорта, остававшегося «локомоти-
вом» экономики, в 2018 году составили 
25,3 %, фактически на уровне 2017 года 
(25,5 %). 

Рынок грузовых перевозок

Грузооборот транспорта

В 2018 году, по данным Росстата, 
грузооборот транспорта в России вырос 
на 2,8 % относительно 2017 года и со-
ставил 5 640 млрд ткм. Рост произо-
шел на всех видах транспорта, кроме 
морского (–10,3 %), воздушного (–0,7 %) 
и внутреннего водного (–6,8 %).

Груженый грузооборот железнодорожно-
го транспорта увеличился на 4,2 %. Доля 
железнодорожного транспорта в общей 
структуре грузооборота составила 46,1 % 

(на 0,7 п. п. выше уровня 2017 года). 
Доля железнодорожного транспорта 
без учета трубопроводного состави-
ла 87,4 % (на 0,6 п. п. выше уровня 
2017 года). 

Межвидовая конкуренция на рынке 
грузовых перевозок

ОАО «РЖД» работает в условиях конку-
рентного давления со стороны других 
видов транспорта. Основные конкуренты 
на рынке грузовых перевозок – трубо-
проводный, автомобильный и морской 

транспорт (в сегменте транзитных кон-
тейнерных перевозок).

ОАО «РЖД» испытывает максимальное 
конкурентное давление со стороны 
трубопроводного транспорта в сегментах 
перевозок сырой нефти и светлых неф-
тепродуктов. Потенциальная грузовая 
база перевозок по этим грузам рискует 
существенно сократиться. Помимо трубо-
проводов конкурентное давление на же-
лезнодорожные перевозки нефтяных 
грузов оказывает и внутренний водный 
транспорт.

Транспортная отрасль России

Грузооборот в России по видам транспорта, 

млрд ткм 

Вид транспорта

2018

Изменение  

2018/2017, %

Доля в общем грузообороте, %

2017

2018

Весь транспорт

5 640,0

2,8

100

100

Железнодорожный

1

2 597,8

4,2

45,4

46,1

В том числе на инфраструктуре ОАО «РЖД» и АО «АК «ЖДЯ» 

2 596,9

4,2

45,4

46,1

Автомобильный

259,1

2,3

4,6

4,6

Морской

2

44,9

–10,3

0,9

0,8

Внутренний водный

2

62,6

–6,8

1,2

1,1

Воздушный (транспортная авиация)

7,8

–0,7

0,1

0,1

Трубопроводный

2 667,8

2,0

47,7

47,3

Справочно:

 

 

Доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного

86,8

87,4

Доля ОАО «РЖД» без учета трубопроводного транспорта

 

 

86,8

87,4

Грузооборот без учета пробега собственных вагонов в порожнем состоянии.

Справочно: в перевозках грузов морским и внутренним водным транспортом учитываются перевозки, выполненные по договору перевозки груза собственными и (или) арен-

дованными (зафрахтованными) судами (в том числе сданными в аренду иностранным компаниям (фрахтователям) на условиях тайм-чартера), плавающими под Государ-

ственным флагом Российской Федерации, оформленные соответствующими перевозочными документами.

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

Автомобильный транспорт перевозит 
грузы на небольшие по сравнению 
с другими видами транспорта расстоя-
ния, его удельный вес в грузообороте со-
ставляет порядка 4,6 %. Однако объемы 
перевозок грузов здесь в 4,3 раза выше, 
чем на железнодорожном транспорте. 
Мелкие партии высокодоходных и скоро-
портящихся грузов на дальние расстоя-
ния все чаще доставляют на грузовых 
автомобилях, поэтому конкурентное 
давление на железнодорожный транс-
порт усиливается.

2014

2015

2016

2017

2018

2,1 

  4,9 

  47,7

2,3 

  4,8 

  47,8

2,2 

 

4,8 

  47,9

2,3 

  4,6  

47,7

2,0 

  4,6 

  47,3

46,1 (87,4

1

)

45,4 (86,8)

45,1 (86,5)

45,1 (86,6)

45,3 (86,6)

Автомобильный

Прочие

Трубопроводный

Железнодорожный

Структура грузооборота по видам транспорта, 

%

Доля железнодорожного транспорта в общей структуре грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта.

ДОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  

ТРАНСПОРТА В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ  

ГРУЗООБОРОТА В 2018 ГОДУ

46,1 %

+0,7 п. п.

Годовой отчет 2018

Устойчивое развитие

Корпоративное управление

Приложения

Обзор результатов

48

/49

Рынок пассажирских перевозок

Пассажирооборот транспорта

В 2018 году пассажирооборот 
транспорта в России увеличился 
на 6,6 % по сравнению с 2017 годом, 
до 531,9 млрд пасс.-км. Пассажиро-
оборот отдельных видов транспорта 
составил:

 

железнодорожного – 129,5 млрд пасс.-км;

 

автомобильного – 114,8 млрд пасс.-км;

 

воздушного – 286,9 млрд пасс.-км. 

Увеличение пассажирооборота транс-
порта общего пользования произошло 
за счет роста пассажирооборота на воз-
душном транспорте (на 10,6 %). В структу-
ре пассажирооборота транспорта общего 
пользования воздушный транспорт 
занимал 53,9 % (+1,9 п. п. к уровню 
2017 года). Пассажирооборот железно-
дорожного транспорта вырос на 5,2 % 
к 2017 году, но его доля в структуре пас-
сажирооборота уменьшилась до 24,4 % 
(на 0,3 п. п.). Доля автомобильного 
(автобусного) транспорта в пассажир-
ских перевозках транспортом общего 
пользования составила 21,6 % (–1,6 п. п. 
к уровню 2017 года), а пассажирооборот 
уменьшился на 1 %. 

Межвидовая конкуренция на рынке 
пассажирских перевозок

В настоящее время при осуществлении 
пассажирских перевозок в дальнем 
следовании ОАО «РЖД» конкурирует 
на «длинных» маршрутах с авиаперевоз-
чиками, на «коротких» – с автоперевоз-
чиками.

Авиация – основной конкурент железно-
дорожного транспорта в сфере внутри-
российских пассажирских перевозок. 
В сегменте пассажирских перевозок 
железнодорожный транспорт испытыва-
ет значительное конкурентное давление 
со стороны воздушного транспорта, 
что связано как с проводимой авиаком-
паниями гибкой тарифной политикой, 
так и с государственной политикой 
по обеспечению ценовой доступности 
воздушного транспорта для населения. 
В 2018 году пассажирооборот воздуш-
ного транспорта увеличился к уровню 
2017 года на 10,6 %

2

, во многом благо-

даря проведению в России Чемпионата 
мира по футболу FIFA 2018™.

Согласно прогнозу Минэкономразвития 
России (октябрь 2018 года)

3

, в период 

до 2024 года конкуренция между же-
лезнодорожным и воздушным транспор-
том на дальних расстояниях усилится. 
Это вызвано гибкой ценовой политикой 
и выигрышем во времени при использо-
вании воздушного транспорта.

Перспективы рынка пассажирских 
перевозок в рамках ДПР

Согласно ДПР пассажирооборот в России 
должен вырасти к 2025 году по сравне-
нию с 2018 годом

1

 на 20 % в базовом сце-

нарии. Рост пассажирооборота произой-
дет за счет увеличения закупок новых 
пассажирских вагонов до уровня 600 ва-
гонов в год (в среднем), расширения 
маркетинговых инициатив, дальнейшего 
развития Центрального транспортного 
узла, роста доходов и, соответственно, 
мобильности населения.

Отправление пассажиров вырастет 
на 15 % в базовом сценарии. 

Указаны прогнозные параметры на 2018 год, учтенные при формировании ДПР до 2025 года.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

В то же время у железнодорожного 
транспорта есть особые преимущества. 
Они позволяют ориентироваться на гру-
зоотправителей, которым требуется пере-
возка крупнотоннажного груза на даль-
ние расстояния. Прежде всего это:

 

массовость перевозок и высокая про-
возная способность железных дорог;

 

регулярность перевозок независимо 
от времени года, времени суток и по-
годных условий;

 

универсальность по номенклатуре 
грузов;

 

возможность массовых перевозок;

 

возможность создания прямой связи 
между крупными промышленными 
предприятиями по железнодорожным 
подъездным путям;

 

относительно низкая себестоимость 
перевозки 1 т груза при перевозках 
массовых грузов на большие расстоя-
ния (благодаря высокой удельной 
грузоподъемности железнодорожного 
транспорта).

Поэтому в сегменте перевозок на даль-
ние расстояния железнодорожный 
транспорт остается доминирующим 
среди всех видов грузового транспорта 
общего пользования.

В данных условиях конкуренцию желез-
нодорожному транспорту может соста-
вить только внутренний водный транс-
порт. Однако конкуренция между этими 
видами транспорта носит сезонный 
характер. Массовые грузы по воде мож-
но перевозить только летом. По данным 
Росстата, грузооборот железнодорожного 
транспорта в России более чем в 41 раз 

превышает аналогичный показатель 
внутреннего водного транспорта. 

Перспективы рынка грузовых перевозок 
в рамках ДПР

Согласно ДПР, за период с 2019 
по 2025 год грузооборот (с учетом 
порожнего пробега) вырастет на 21 % 
по сравнению с 2018 годом по базовому 
сценарию

1

. Среднегодовой темп роста 

грузооборота в базовом сценарии оста-
нется на уровне прироста 2018 года – 
2,8 %. 

Прирост погрузки до 2025 года составит 
18 % по базовому сценарию. В основном 
это будет связано с ростом погрузки 
угля. Среднегодовой темп роста погрузки 
в базовом сценарии будет умеренным 
(+2,4 %).

Российские железные дороги

Стратегический отчет

Новый взгляд

О Компании

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..